Астрология Камни Магия

Кто не контролирует наш моральный выбор. Второе полугодие обществознаниетест

Вопрос 1. Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?

Моральная норма – общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах.

Моральная норма, как элемент морального сознания – это элементарная форма морального требования, определенный образец поведения, который отображает устоявшиеся правила человеческих отношений и сосуществования.

Моральные нормы носят обязательный характер, определяют поведение людей в некоторых типичных ситуациях, которые повторяются (иногда и на протяжении тысячелетий). Мы пользуемся ими легко, не размышляя, и только тогда, когда моральная нома нарушается – обращаем внимание.

Моральный долг – это превращение внешних культурных норм в личную задачу каждого человека.

Вопрос 2. Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

Моральное одобрение вызывает поведение добрых, великодушных, милосердных, честных и благородных людей. Моральное осуждение вызывает поведение подлых, лживых, жестоких людей.

Вопрос 3. Что же означает свобода выбора?

Свобода выбора – свободное право собственника использовать по своему усмотрению имеющиеся ресурсы и деньги; свободное право работников выбирать по своему желанию место и вид труда; свободное право потребителей расходовать свои доходы на собственные нужды.

Вопрос 3. В чём выражается свобода выбора?

С точки зрения науки, свобода - это самостоятельность личности, выражающаяся в ее способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью.

Вопрос 4. Что такое моральный выбор?

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

Выбор поступка или, точнее, моральный выбор - когда человек не только внутренне выбирает своё моральное (доброе или злое) отношение, но и действует в соответствии со своим выбором. Можно сказать и так: моральный выбор - это выбор своего отношения (доброго или злого) к другим людям.

Вопрос 5. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

Свобода – право выбора, ограниченное ответственностью.

Свобода и ответственность неразрывно должны быть связаны между собой. Например, семья - это свобода заключить брак и немалая ответственность. Или, например, договор. Мы его заключаем без принуждения с чьей-либо стороны, но мы ответственны за его выполнение.

Вопрос 6. Что значит быть человеком ответственным?

Быть человеком ответственным - это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самый главный - ответственность моральная, ответственность перед собственной совестью.

Вопрос 7. В чём опасность безответственного поведения?

В первую очередь уровень опасности зависит от положения человека в обществе, если оно невысоко, то безответственные слова или действия могут стать причиной неприятностей только для него самого и его близких, возможно, для друзей (которые после этого перестанут быть таковыми).

Безответственный человек безответственен ко всему, в том числе и к своей судьбе. Отсюда лень, нежелание работать, надежда на "авось" и как результат – никаких достижений в жизни. Ну и другие люди, страдают, конечно. Безответственный человек другого может очень сильно подставить, подвести.

Вопрос 8. Что может гарантировать выполнение моральных норм?

Знание моральных норм не гарантирует, что человек непременно станет их выполнять. Очевидно, нет никаких законодательных, общественных и других гарантий соблюдения морали. Гарантия только одна - она в каждом конкретном человеке, в его умении поступать морально.

Вопрос 9. Почему легче казаться, чем быть? Почему лучше быть, чем казаться?

Хочешь ты действительно чем-то быть в этом мире или только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, ты рискуешь попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство тобой будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того и это самое главное: для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем он не является на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несём в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причинённое им, к нам же и вернётся.

Вопрос 10. Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода - это в первую очередь не привилегии, а обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему обязанность? Объясни, опираясь на текст учебника.

Это высказывание можно рассматривать с разных сторон, но эти позиции говорят скорее всего о том, что свобода действительно не привилегия, а обязанность.

Первая позиция заключается в том, что обязанность – мы все по моему должны делать и обязаны быть свободными, как можно легче ко всему относится, и стремится, ни от кого и ни от чего не зависеть в этой жизни. Поэтому мы должны пытаться выкручиваться из всех свои проблем, дел и прочих вещей которые нас отягчают и сковывают, не давая заниматься теч, чем хотим. Ведь свобода - это в первую очередь независимость от всего.

Вторая позиция заключается в том, что есть полная свобода. Мы ни к чему не относимся, ни от чего не зависим - Мы можем творить что угодно.

Вопрос 11. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря - постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется - пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, её последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка, что же оценивать? В чём тут мораль? Объясни.

Откладывая момент принятия решения, человек пребывает в иллюзии, что в его распоряжении все мыслимые возможности одновременно, и нежелание расставаться с кажущимся всемогуществом в итоге приводит к полному отсутствию выбора.

Между тем любая ситуация выбора имеет свою собственную историю развития, и лишь на некоторое время для ситуации в целом может быть безразлично, какой вариант будет выбран – затем период равенства возможностей уходит и следующая точка – точка выбора, которую нельзя пропустить, в которой еще представляется возможность сделать решающий шаг. «Чем больше упущено времени, тем труднее становится выбор, так как душа все более и более сродняется с одной из частей дилеммы и отрешиться от этой последней становится для нее все труднее и труднее, а между тем это необходимо, если выбор должен иметь хоть мало-мальски решающее значение». Если не воспользоваться этим моментом, ситуация не вернется к начальному этапу равенства возможностей – она будет развиваться дальше и за человека выберет, как говорится, сама жизнь. В таком случае он уже не просто не обладает всем веером возможностей, как вначале – он не обладает даже той единственной, которая могла бы стать выражением его сущности, если бы он не упустил момент.

Вопрос 12. «Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер). Объясни, как ты понимаешь это утверждение.

На мой взгляд, тут имелось в виду, что мораль существует не на словах (на словах мы все можем быть замечательными), а имеет свои истоки внутри самого человека, это его личностные глубинные правила.

Вопрос 13. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведи аргументы.

Карьеризм – погоня за должностным продвижением по службе, за успехом в профессиональной деятельности в целях достижения личного и семейного благополучия.

Слову «карьеризм» нельзя однозначно придать отрицательный оттенок, так как стремление человека добиться успеха в работе показывает настойчивость и умение работать в коллективе. Но бывают и такие случаи когда для получения высокого места на карьерной лестнице используют обман, зависть, доносительство, и к сожалению таких случаев большинство, поэтому слову карьеризм придают отрицательный оттенок.

Вопрос 14. Раскрой смысл слов французского философа Ж.-П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым всё-таки выбираю».

Любой выбор плох тем, что выбрав одно, отказываешься от всего остального. «Если я ничего не выбираю» из предложенных мне возможностей, «я тем самым все-таки выбираю» что-то другое, тем самым даю понять, что предложенное мне совершенно не подходит и я выбрал бы что-то другое, будь оно среди предложенного мне.


№ 4 5 класс « Золотое правило морали»
Правила поведения, созданные человечеством и основанные на понимании добра и зла:
Нормы морали;+
Правила вежливости;
Нормы права;
Религиозные нормы
№2. “Золотое правило морали” провозглашает принцип:
разумного эгоизма
живи сам - давай жить другим
поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой+
поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой
3. Что является высшей моральной ценностью?
а) любовь к ближнему, человеку, +б) философские законы, в) религиозные заповеди, г) знания, накопленные человечеством.
4. Кто не контролирует наш моральный выбор?
1) общественное мнение;
2) государственные законы;+
3) совесть;
4) мнение окружающих;
5. Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?
1. Философы считают, что она бывает доброй и злой. 2. Забота человека не только о себе, но и о других людях.
а) верно 1, б) верно 2,+ в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
6. Для выполнения морального долга человеку нужно:
А. Действовать осознанно, добровольно.
Б. Иметь мужество преодолеть себя..1) верно только А;
2) верно только Б3) верны оба суждения;+
4) оба суждения неверны;
7 Какое из понятий не соответствует понятию добро?
1) гуманизм;
2) нравственность;
3) ревность;+
4) любовь;
4) суждения неверны;
8. По мнению К.Маркса судить о мужчине как о человеке можно по его отношению:
1) к женщине;+
2) профессиональным обязанностям;
3) друзьям детства
4) все вышеперечисленное;
9. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?
1) знание моральных ценностей;+
2) стремление получить профессию;
3) заключение брака;
4) участие в управлении государством;
10 Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе?
А. Помогает нам оценивать окружающую действительность и самого себя.
Б. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;+
4) оба суждения неверны;
11. Любовь способна возвысить мораль там, где:
а) нет места ревности+, б) есть гармония совпадения и гармония контраста, в) она основана на благодарности, г) высокий уровень образования.
12 Совесть - это:
способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью
ценности и идеалы, усвоенные индивидом
“Внутренний голос”, подсказывающий человеку решение проблем+
совокупность общечеловеческих ценностей
13.Верны ли следующие суждения?
А. Нормы морали могут меняться в зависимости отМеста и эпохи.
Б.Общечеловеческие духовные ценности-это
Моральные правила,общие длявсех людей.
1)верно только А2)верно только Б3)Верны оба суждения+
4)оба суждения неверны
14 верны ли следующие суждения?
А. Принцип«не убей» носит название «золотое правила морали»
Б. высшая моральная ценность –любовь к ближнему.
1)верно только А2)верно только Б+
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
15.верны ли следующие суждения?
А. Мораль регулирует общественную жизнь через общественное мнение и совесть человека
Б. мораль регулирует жизнь общества с помощью особых учреждений.
1)верно только А+
2)верно только Б3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
16 Совесть- это
1. система обязательных правил поведения, установленных государством.
2.личное глубокое осознание человеком своей ответственности, долга
3.проявление глубокого уважения к человеку и его достоинству+
4.принципы и нормы, регулирующие поведение людей
17.К сфере морали относится принцип
1.Остановись, мгновенье, ты прекрасно.
2. Спешите делать добро.+
3.Семь раз отмерь, один отрежь.
4. учиться, учиться и учиться.
18.Какой способ воздействия морали на жизнь общества выражается крылатой фразой из комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» « Злые языки страшнее пистолета»?
Задача ответить «да» или «нет» 19. Понятие «Личность» выражает то, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного (Да) 20. Для формирования личности достаточно семейного окружения 21. По древней легенде Зевс сказал: «К стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей…» (Да) 22. Мораль – это результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей (Да) 23 Быть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них (Да) 24. Задача морали – регулировать нашу жизнь – это значит предвидеть общественные последствие своих поступков и уметь отвечать за них (Да)
25 Стыд и правда должны: 1. Объединять людей, направлять на путь добра.
2. Относится к общечеловеческим ценностям.
а) верно 1+, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.
26. Мораль регулирует деятельность людей через: 1. Различные организации.
2. Нормативные документы и официальных лиц.
а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.+
27. Какое из понятий не соответствует понятию зло?
а) аморальность, б) деградация личности, в) безнравственность, г) флегматизм.+
28. Что является моральной основой брака? 1. Семейный долг. 2. Принцип «стерпится – слюбится».
а) верно 1,+ б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

1

9 класс. Второе полугодие

Обществознание

Тест. Права человека и гражданина. Личность и мораль

1.Что из перечисленного не служит помехой заключения брака?


  1. близкая степень родства ;

  2. недееспособность;

  3. большая разница в возрасте;

  4. отсутствие одного из молодоженов во время заключения брака;
2. Досрочная сдача экзамена за курс средней школы:

  1. гуманизация;

  2. экстернат;

  3. профилизация;

  4. эксперимент;
3. Право на свободу совести предполагает отношение к…

  1. морали;

  2. нравственности;

  3. образованию;

  4. религии;
4.Что из перечисленного не является личным правом супругов?

1) выбор места жительства;

2) выбор фамилии;

3) выбор места работы;

4) выбор доли имущества в соответствии с личными доходами;

7. Согласно древнему мифу Зевс предложил наделить стыдом и правдой:

А. Людей избирательно, как талантом, одному стыд, другому, правда.

Б. Всех людей, иначе не будет на Земле ни городов, ни государств.

1) верно только А;

4) оба суждения неверны;

8. Кто не контролирует наш моральный выбор?

2) государственные законы;

3) совесть;

4) мнение окружающих;

9. «Золотое правило морали» утверждает принцип:

А. «Не делай другому того, чего себе не желаешь».

1) верно только А;

4) оба суждения неверны;

10. Для выполнения морального долга человеку нужно:

А. Действовать осознанно, добровольно.

Б. Иметь мужество преодолеть себя..

1) верно только А;

4) оба суждения неверны;

11. Какое из понятий не соответствует понятию добро?

1) гуманизм;

2) нравственность;

3) ревность;

4) любовь;

12. Что является моральной основой брака?

А. Семейный долг.

Б. Принцип «стерпится – слюбится».

1) верно только А;

4) оба суждения неверны;

13. По мнению К.Маркса судить о мужчине как о человеке можно по его отношению:

2) профессиональным обязанностям;

14. Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

1) знание моральных ценностей;

2) стремление получить профессию;

3) заключение брака;

4) участие в управлении государством;

15. Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе?

А. Помогает нам оценивать окружающую действительность и самого себя.

Б. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.

1) верно только А;

4) оба суждения неверны;

16. Сферу имущественных отношений и личных неимущественных отношений граждан регулирует:


  1. конституционное право;

  2. трудовое право;

  3. гражданское право;

  4. административное право.
17. Что из перечисленного не относится к правовой ответственности?

  1. переход дороги в неустановленном месте;

  2. вымогательство денег у младших школьников;

  3. жестокое обращение с животными;

  4. критика Президента России;
18. Естественные права человека:

  1. трудовые и социальные;

  2. культурные и социальные;

  3. политические и гражданские ;

  4. все включенные во Всеобщую декларацию прав человека;
19. К социальным правам человека относится:

  1. право на 8 – часовой рабочий день;

  2. свобода совести;

  3. право на образование;

  4. право на свободу слова;
20. Выставление кандидатуры на выборах в органы местного самоуправления является проявлением :

А. Активного избирательного права.

Б. Пассивного избирательного права.

1) верно только А;

4) оба суждения неверны;

21. Гуманизация образования предполагает

3) экономики;

4) политики;

23. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» обязательным является

1) среднее (полное) общее образование;

2) основное общее образование;

3) профессиональное образование;

4) высшее образование;

№ 4 5 класс « Золотое правило морали»

Правила поведения, созданные человечеством и основанные на понимании добра и зла:

Нормы морали;+

Правила вежливости;

Нормы права;

Религиозные нормы

№2. “Золотое правило морали” провозглашает принцип:

разумного эгоизма

живи сам — давай жить другим

поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой+

поступай по отношению к другому так, как он поступает с тобой

3. Что является высшей моральной ценностью?

а) любовь к ближнему, человеку, +б) философские законы, в) религиозные заповеди, г) знания, накопленные человечеством.

4 . Кто не контролирует наш моральный выбор?

1) общественное мнение;

2) государственные законы;+

3) совесть;

4) мнение окружающих;

5 . Какие из перечисленных принципов характеризуют нравственность?

1. Философы считают, что она бывает доброй и злой. 2. Забота человека не только о себе, но и о других людях.

а) верно 1, б) верно 2,+ в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

6 . Для выполнения морального долга человеку нужно:

А. Действовать осознанно, добровольно.

Б. Иметь мужество преодолеть себя..

1) верно только А;

2) верно только Б

3) верны оба суждения;+

4) оба суждения неверны;

7 К акое из понятий не соответствует понятию добро?

1) гуманизм;

2) нравственность;

3) ревность;+

4) любовь;

4) суждения неверны;

8 . По мнению К.Маркса судить о мужчине как о человеке можно по его отношению:

1) к женщине;+

2) профессиональным обязанностям;

3) друзьям детства

4) все вышеперечисленное;

9 . Что из перечисленного относится к нравственной культуре?

1) знание моральных ценностей;+

2) стремление получить профессию;

3) заключение брака;

4) участие в управлении государством;

10 Что из перечисленного характеризует роль морали в нашем обществе?

А. Помогает нам оценивать окружающую действительность и самого себя.

Б. Влияет на нас через общественное мнение и через воздействие совести.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;+

4) оба суждения неверны;

11 . Любовь способна возвысить мораль там, где:

а) нет места ревности+, б) есть гармония совпадения и гармония контраста, в) она основана на благодарности, г) высокий уровень образования.

12 Совесть — это:

способность делать выбор в пользу решения одобряемого моралью

ценности и идеалы, усвоенные индивидом

совокупность общечеловеческих ценностей

13 .Верны ли следующие суждения?

А. Нормы морали могут меняться в зависимости от

Места и эпохи.

Б.Общечеловеческие духовные ценности-это

Моральные правила,общие длявсех людей.

1)верно только А

2)верно только Б

3)Верны оба суждения+

4)оба суждения неверны

14 верны ли следующие суждения?

А. Принцип«не убей» носит название «золотое правила морали»

Б. высшая моральная ценность –любовь к ближнему.

1)верно только А

2)верно только Б+

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

15 .верны ли следующие суждения?

А. Мораль регулирует общественную жизнь через общественное мнение и совесть человека

Б. мораль регулирует жизнь общества с помощью особых учреждений.

1)верно только А+

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

16 Совесть- это

1. система обязательных правил поведения, установленных государством.

2.личное глубокое осознание человеком своей ответственности, долга

3.проявление глубокого уважения к человеку и его достоинству+

4.принципы и нормы, регулирующие поведение людей

17 .К сфере морали относится принцип

1.Остановись, мгновенье, ты прекрасно.

2. Спешите делать добро.+

3.Семь раз отмерь, один отрежь.

4. учиться, учиться и учиться.

18 .Какой способ воздействия морали на жизнь общества выражается крылатой фразой из комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума» « Злые языки страшнее пистолета»?

Задача ответить «да» или «нет» 19. Понятие «Личность» выражает то, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного (Да) 2 0 . Для формирования личности д остаточно семейного окружения 21 . По древней легенде Зевс сказал: «К стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни госу дарств, ни самих людей…» (Да) 22 . Мораль – это результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей (Да) 23 Б ыть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них (Да) 24 . Задача морали – регулировать нашу жизнь – это значит предвидеть общественные последствие своих поступков и уметь отвечать за них (Да)

25 Стыд и правда должны : 1. Объединять людей, направлять на путь добра.

2. Относится к общечеловеческим ценностям.

а) верно 1+, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

26. Мораль регулирует деятельность людей через : 1. Различные организации.

2. Нормативные документы и официальных лиц.

а) верно 1, б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.+

27. Какое из понятий не соответствует понятию зло?

а) аморальность, б) деградация личности, в) безнравственность, г) флегматизм.+

28. Что является моральной основой брака ? 1. Семейный долг. 2. Принцип «стерпится – слюбится».

а) верно 1,+ б) верно 2, в) верно 1 и 2, г) нет верного ответа.

Добро и зло. Эти два понятия сопровождают человека на протяжении всей его жизни. С момента осознания себя как личности человек идет к пониманию того, что такое выбор моральный. Это то, что сопровождает личность фактически на каждом этапе жизненного пути и показывает уровень ее морального развития.

Выбор как часть человеческой жизни

Каждый день человек стоит перед выбором. Можно сказать, что мы ежедневно решаем множество задач, связанных с проблемой выбора. Философы считают, что данная проблема является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Конечно, мы не каждую минуту принимаем судьбоносные решения, но именно из этих маленьких шажков складывается длинная жизненная дорога. Поэтому можно сказать, что каждую секунду своего существования мы выбираем себе будущее. Что ж, эта теория имеет право на существование. Впрочем, как и многие другие. Ведь вопрос выбора стоит в философии и этике очень остро. Особенно это относится к такому понятию, как выбор моральный. Это является основополагающим моментом нравственности и системы ценности человеческого общества. Данную тему хочется рассмотреть более детально.

Выбор моральный - это что такое

Любой выбор предполагает активность субъекта ситуации. А вот выбор моральный - это оценка системы ценностей и принятие решения в пользу одной из них в определенных ситуациях. В более широком смысле это понятие воспринимается как проблема борьбы добра со злом, решение в пользу темной или светлой стороны.

Моральный выбор людей в пользу той или иной стороны не всегда является постоянной величиной, в повторяющихся схожих ситуациях субъект может принять совсем иное решение. Это обуславливается его нравственными ценностями и полученным опытом. К тому же стоит учитывать и условия, в которых воспитывался индивид. Ведь в каждом социуме существуют свои границы добра и зла. То есть в случае, когда два субъекта ситуации производят выбор в сторону добра, это могут быть абсолютно разные направления в системе морально-этических норм.

Ответственность морального выбора

Моральный выбор - это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью.

Если учитывать тот факт, что моральный выбор - это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.

Нравственная составляющая индивида

Чтобы понять, что такое моральный выбор, требуется понять, что именно мотивирует человека принять определенное решение. В философии определяющей считается нравственная составляющая личности. Ее можно представить в виде скана его души, в котором отображаются все цели, способы их достижения, приоритеты и смысл жизни данного конкретного индивида. Именно нравственная составляющая дает оценку поступков других людей и своих собственных, в том числе. Она характеризует личность как положительную или отрицательную в призме определенных действий. Стоит понимать, что в случае отдельного человека эта оценка весьма субъективна, но вот в иных ситуациях она может показывать моральное сознание всего социума в целом.

Моральное сознание индивида

Общественное сознание имеет множество форм. Но одной из самых важных является моральная составляющая общественного сознания. Оно представляет собой некий цемент, который закрепляет правила морали и этики в конкретном социуме, определяет оценочные критерии поведения людей. Стоит отметить, что моральное сознание является статичной величиной, и включает в себя принципы и совокупность этических норм, принятых в социуме.

Объекты морального выбора

Не стоит рассматривать проблему выбора, не отметив объектов данного процесса. Их можно представить в следующем виде:

  • индивид;
  • отдельная группа людей;
  • социальная структура;
  • многочисленная прослойка общества или класс.

В любом случае индивид должен принять решение в пользу кого-то. Это может быть выбор между субъектом и группой либо решение, которое вообще не затрагивает интересы субъекта, и касается группы других людей.

Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.

Ситуация морального выбора не предполагает безграничного количества вариантов решений, они не могут выходить за пределы понимания добра и зла. Это является непременным условием сложившейся ситуации, в противном случае выбор не может быть отнесен к моральному.

Свобода морального выбора

Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки.

Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию.

Условия морального выбора

Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:

1. Диапазон возможностей.

Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.

2. Социальные условия.

Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.

3. Понимание необходимости выбора

Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто.

При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.

Моральный конфликт

Существуют ситуации, когда моральный выбор вытекает из определенных обстоятельств, не приводящих к однозначной победе добра над злом. Данную проблему называют моральным конфликтом. Индивид попадает в него, когда в предложенных обстоятельствах принятое решение станет злом в другой шкале морально-этических норм и ценностей. В такой ситуации личность не может решиться на тот или иной вариант.

Выбор при моральном конфликте может быть обусловлен только сугубо личными моральными ценностями индивида. В этой ситуации на второй план отходят нормы, принятые в социуме, и личность остается один на один со своими принципами. Довольно часто при такой проблеме можно говорить о зрелости личности в целом, полученный жизненный опыт и совокупность закрепленных норм станут тем, что послужит мотивацией для принятия решения.