Астрология Камни Магия

Конспект урока на тему “Пророк Мухаммад и возникновение ислама” – орк, уроки. Почему мусульмане не отмечают рождение пророка ‘Исы подобно тому, как отмечают они рождение пророка Аллаха Мухаммада, мир им обоим? Основные направления в исламе

Курс "Основы религиозных культур" Тема: Пророк Мухаммад и возникновение ислама Цели: Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада. Ход урока 1.Эмоциональный настрой на урок - Здравствуйте, ребята! - Ассалям малейкум! - Скажите, пожалуйста, почему сегодня я вас так поприветствовала? - Сядьте на свои места и обсудите с партнером по плечу, почему сегодня урок начался с такого необычного приветствия? (1 мин) - Многие уже закончили обсуждение, мне бы хотелось узнать ваше мнение. (Так друг друга приветствовали мусульмане. Мы изучаем историю религии других народов, теперь разговор пойдет о мусульманстве) - Совершенно верно, ребята. Это приветствие с пожеланиями мира и добра - Ассалям малейкум! Так мусульмане всего мира приветствуют друг друга, при встрече пожимают руки и желают мира и добра. Это приветствие обуславливается традициями и религией. Конечно же, вы правы, сегодня мы с вами знакомимся с новой религией ислам. На предыдущих уроках мы знакомились с историей христианства, духовными, нравственными ценностями христианской культуры и прежде всего православной. 2. Проверка домашнего задания - Давайте, мы с вами повторим тему предыдущего урока. Тест, работа в паре. Проверка 1 Богослужение совершают А) Священники В) Служители церкви и прихожане Б) Прихожане Г) другой ответ 2 К Церковным праздникам относятся А) Рождество В) Пасха Б) Крещение Г) Все ответы верные 3 Полотнища со священными изображениями называются А) Стяг В) Хоругвии Б) Флаг Г) Штандарт 4 Пост это - А) Воздержание от пищи животного происхождения Б) Воздержание от пищи растительного происхождения В) Воздержание от пищи Г) Воздержание от питья 5 Специальные обряды называются А) тайна В)таинства Б) затаённость Г) другой ответ 6 Крещение человека в Православной церкви происходит А) Огнём В) Землёй Б) Ветром Г) Водой 7 Исповедь это - А) Покаяние В)Причастие Б) Венчание Г) Крещение 8 Чем обмениваются жених и невеста при венчании А) Венками В) Кольцами Б) Семьями Г) Ничем 9 Кто создал таинство причастия А) Священники В) апостолы Б) Иисус Христос Г) Другой ответ 10 Главное церковное богослужение называется А) Молитва В) Литургия Б) Крестный ход Г) Все ответы верные 3. Работа по теме - Мы знаем с вами, что у каждой религии есть свой основоположник. - Вы прекрасно знаете, кто явился основоположником христианства? (Иисус Христос) - Когда мы говорим об исламе, то мы сразу вспоминаем имя Мухаммад, который переводиться как "прославленный". Жизнь того или иного основателя религии отражена в священных книгах и имеет важные ключевые события. - Сегодня мы познакомимся с начальными страницами пророка Мухаммада. - Ребята, я вот сейчас вам говорю пророк, а кто же такой пророк? Как вы понимаете значение этого слова? Я прошу сейчас, повернитесь к своему партнеру по плечу и обсудите, кто же такой пророк, начинают 1 и 3 номера. - Спасибо, вы завершили, это ваши первоначальные представления … - Хорошо, а теперь прочитайте в паре, кто же такой пророк из моих суждений. - Давайте подведем итог, так кто же такой пророк - человек, считающийся верующим посланником Бога и через него был передан текст священной книги мусульман коран. Пророки — это избранные Аллахом люди, которые получали откровения от Него и проповедовали людям истинную религию. Первым пророком был первый человек — Адам. Для мусульман последним пророком является Мухаммад. Мухаммад родил¬ся в Аравии, в городе Мекка. Аравия расположена на Аравийском полуострове — юго-западной части Азии. С востока полуостров окружает Персидский залив, на западе — Красное море, на юге — Индийский океан. На севере же сейчас расположены государства Ирак и Сирия. Значительная часть Аравии покрыта пустынями, где царит сухой и жаркий климат. - И сейчас мы поработаем с контурной картой. Я предлагаю каждому взять листочек, раскрасить территорию Аравии. Подумайте, а какой цвет нам нужно взять (желтый или оранжевый, т. к. территория - пустыня). - Я уже говорила вам, в каком городе родился Мухаммад, кто помнит? В Мекке, правильно. Отметьте у себя на карте Мекка и еще, ребята, отметьте город, с которым у нас с вами будет знакомство - Медина. Постарайтесь запомнить эти названия городов. - А где располагается Аравия, раз там жаркий и сухой климат, конечно же, в Африке. Отложите контурные карты и прочитайте об Аравии в учебнике на стр. 64, очень интересная информация, о том, как жили, чем занимались жители. - А сейчас я вам предлагаю в группе по-одному рассказать, что же вы узнали из материала учебника. Начинают 1 номера, остальные внимательно слушаю

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель и задачи урока:

  • Для получения целостного представления о мусульманской культуре в современном обществе.
  • Знакомство обучающихся с основами исламской культуры.
  • Развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Виды деятельности: беседа, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему.

Оборудование : мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), компьютер для воспроизведения диска с материалами.

Тип урока: изучение нового материала.

Модуль “Основы исламской культуры”

Ислам в арабском языке означает “предание себя Богу”.

Основа ислама - вера в одного, единственного Бога - Аллаха, милостивого и милосердного.

Сходство с иудаизмом и христианством:

  • Единобожие (монотеизм)
  • Религии Откровения, выраженного в Священной Книге, через которую Бог говорит с людьми.

Ислам как мировая религия

Второе место в мире по числу последователей (по разным оценкам - от 1,3 до 1,8 млрд. чел.)

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах.

В 35 гос-вах мусульмане составляют большинство населения (гос-ва Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии, Индонезии); еще в 29 гос-вах – значительное меньшинство.

В 28 мусульманских государств ислам – государственная религия

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

Согласно традиции, Мухаммад родился в 570 г. в Мекке.

Еще до рождения лишился отца, в 6 лет – матери. С 8 лет воспитывался дядей Абу Талибом - главой рода хашим , занимавшим достаточно уважаемое место в Мекке. В юности Мухаммад вел торговые дела состоятельной вдовы Хадиджи, на которой позднее женился (в возрасте 25 лет). Позднее поддержка Хадиджи сыграла заметную роль в намерении Мухаммада проповедовать новую религию.

По-видимому, Мухаммад был знаком с религиями единобожия (иудаизмом, христианством, учением ханифитов, имевшим последователей среди арабских племен).

  • Около 610 г. – видение Мухаммаду ангела Джибрила, принесшего ему Откровение Аллаха. Начало проповеди ислама среди жителей Мекки и ее окрестностей.
  • 622 г. - переселение (хиджра) Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Ясриб (позднее переименован в Медину – “Город Пророка”) из-за преследований со стороны влиятельных мекканцев. Это событие считается началом мусульманского летоисчисления – первым годом хиджры.

Существует только единственный Бог - Аллах;

Аллах всемогущ и всеведущ. Он сотворил все существующее и все в мире происходит по его воле;

Аллах милостив и милосерден;

Бог и прежде посылал к разным народам своих пророков и посланников, которые несли людям Откровение. Те народы, которые не шли за пророками, Бог жестоко наказывает.

Деятельность Мухаммада в Медине:

  • соединил в своих руках духовную и светскую власть (отсюда – отсутствие в исламе идеи их разграничения)
  • правила, регламентирующие жизнь мусульманской общины - уммы ;
  • первая мусульманская мечеть, ставшая образцом для последующих;
  • новые темы в проповедях: как нужно молиться и служить Богу, по каким законам должен жить мусульманин в общине и в своей семье, что можно употреблять в пищу, а что нельзя, как следует относиться к христианам и иудеям и т.д.
  • 630 г. – победоносный подход Мухаммеда на Мекку:
    • освобождение святилища Кааба от языческих идолов;
    • утверждение статуса Каабы как святыни ислама;
    • установление обрядов, совершаемых мусульманами во время паломничества в Мекку (семикратный обход вокруг Каабы; стояние на горе Арафат и др.)
  • 632 г. – смерть Мухаммеда. Ислам к этому времени был принят всеми арабскими племенами.

Поскольку Мухаммад не назначил преемника, первые халифы (халиф в переводе – “заместитель пророка”) был избран мусульманской общиной. Первых четырех халифов (Абу Бакр, Омар, Осман, Али), правивших в 7 в., мусульмане называют “праведными халифами” .

В 7-8 вв. ислам стремительно распространился за пределами Аравии – в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, в Закавказье.

Коран – Священное Писание мусульман

  • Коран (в переводе с араб. - “чтение”)- священная книга мусульман и главнейший источник вероучения
  • В понимании мусульман Коран – несотворенное и существующее предвечно “слово Аллаха”. Коран воспринимается как прямое и непосредственное откровение Аллаха.
  • Текст Корана был записан после смерти Мухаммада. Халиф Осман (середина 7 в.) приказал на основе разрозненных источников составить единый вариант Корана, который стал каноническим и не подлежащим какому-либо исправлению.
  • В Коране говорится, что Бог читал Мухаммаду “на языке арабском, ясном”. Переводы Корана на другие языки считаются лишь его толкованиями
  • В Коране неоднократно звучит мысль, что у всех людей одна вера, одна истинная религия. Суть этой религии - вера в единого всемогущего Бога (Аллаха)
  • Мухаммад - не законодатель новой религии, а пророк, посланный Богом для того, чтобы восстановить истинную веру, напомнив людям о ней.
  • Коран состоит из 114 сур (частей); шииты добавляют к ним 115-ю суру.
  • Суры состоят из аятов (стихов)
  • Содержание сур, как правило, состоит из отдельных отрывков, сюжетов. Названия сур даны по наиболее запоминающейся фразе, образу, не отражая суть их содержания. Суры расположены в Коране от наиболее длинных к коротким

Сура “аль-Фатиха” (“Открывающая”), с которой начинается Коран:

Во имя Аллаха, милостивого и милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, милостивому и милосердному, царю в день суда!
Тебе мы поклоняемся и просим помочь!
Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших!

Суры Корана условно делятся на мекканские и мединские

Темы сур мекканского периода:

Страшный Суд, воскресение мертвых, загробная жизнь,

  • осуждение многобожия язычников;
  • тема единого Бога (таухид)
  • рассказы о трагической судьбе пророков, которых Бог посылал к различным народам до Мухаммада (в т.ч. библейских)
  • предупреждение об участи народов, отвергших своих пророков

Темы сур мединского периода:

  • предписания по культу и ритуалу,
  • установления по уголовным, военным и семейным делам,
  • регламентация социальной жизни мусульманской общины.

Сунна – Священное Предание мусульман

  • Сунна (букв. значение в переводе с арабского “обычай”, “пример”) –второй по значимости после Корана источник мусульманского вероучения. Состоит из описаний поступков Мухаммада, его высказываний, а также невысказанного одобрения или осуждения по поводу тех или иных ситуаций.
  • Сунна слагается из хадисов . Как правило, каждый хадис состоит из рассказа о суждениях и поступках Мухаммад и из т.н. называемой опоры

Основы вероучения ислама (“Шесть опор ислама”)

Вера в единого и единственного Бога.

Аллаху присуще совершенство, могущество, всесилие, всеведение Он тот, кто предшествовал сотворенным вещам и существовал до сотворенного.

Аллах не может быть наделен какими-либо свойствами, присущими творению. Для человека он непостижим в своей сущности, но открывает человеческому разуму смысл своих действий в мире через Откровение.

Вера в ангелов.

Ангелы - это воинство небес, вестники и посланники Бога, исполнители его воли и решений.

Джибрил, Микаил, Исрафил, Израил - особо приближенные к Богу ангелы.

Иблис (Шайтан) – дьявол (по мусульманским представлениям, ангел, низвергнутый аллахом за отказ поклониться первому человеку Адаму и поклявшийся встать на пути Аллаха )

Джинны (добрые и злые)

Вера в Писания.

В Коране перечислены пять истинных Писаний:

  • свитки, ниспосланные Аврааму,
  • Тора, ниспосланная Моисею (Мусе),
  • Псалмы, ниспосланные Давиду (Дауду);
  • Евангелие, ниспосланное Иисусу (Исе),
  • Коран, ниспосланный Мухаммаду.

(Однако в Коране указывается, что иудеи и христиане исказили или забыли свои Писания).

Вера в Божьих пророков и посланников.

Пророки и посланники -особые люди, которые получают от Бога Откровение, и способны знать сокровенное, скрытое от других людей. Мухаммад – последний из пророков

9 особо почитаемых (“стойких”) пророков:

  • Нух (Ной),
  • Ибрахим (Авраам),
  • Якуб (Иаков),
  • Юсуф (Иосиф),
  • Аппуб (Иов),
  • Муса (Моисей),
  • Дауд (Давид),
  • Иса (Иисус),
  • Мухаммад

Вера в Судный День, воздаяние и наказание, рай (Джанна) и ад (Джаханнат) .

Вера в предопределенность Аллахом человеческой жизни и судьбы мира.

Религия в исламе неотделима от повседневности. Ислам – не только религиозное учение, но и свод правил, касающихся всех сторон жизни человека и его взаимоотношений с окружающими людьми. Ислам – это, по сути, образ жизни.

“Пять столпов ислама”

Свидетельство веры (шахада).

Мусульманин обязан свидетельствовать о едином и единственном Боге и о пророческом призвании Мухаммада. (формула “Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха” )

Молитва (намаз).

  • Должна совершаться 5 раз в день, в пятницу – коллективно в мечети.
  • Обязательно ритуальное омовение.
  • Молитвой в мечети руководит имам (им может быть любой благочестивый мусульманин, умеющий читать Коран).
  • Женщины молятся отдельно от мужчин.

Ислам не предполагает необходимости четкой духовной иерархии (как, например, в католической или православной церкви); в нем нет представления о духовенстве как особой группе людей, на которых возложена задача посредничества между Аллахом и верующими. Наличие единого духовно-административного центра в масштабе государства также не считается обязательным

Очистительная милостыня (закят) - своего рода налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины (взимается раз в год).

Пост в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря):

  • Следует избегать любой еды, питья, исполнения супружеских обязанностей в светлое время суток;
  • Запрещается браниться, лгать, клеветать, оскорблять, обижать кого-либо
  • Желательно предаваться благочестивым размышлениям
  • Освобождены от поста могут быть: 1) те, кто не может соблюдать его по каким-либо уважительным обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен, болезнь); 2) престарелые люди, беременные и кормящие женщины.

Паломничество (хадж) к Каабе в Мекку. Его должен совершить хотя бы раз в жизни каждый мусульманин, который способен это сделать физически и материально.

Джихад

В исламе существует представление о двух видах джихада.

Великий (внутренний) джихад = постоянные усилия человека по самосовершенствованию в соответствии с заповедями ислама (слово “джихад” переводится как “усилие”).

Малый (внешний) джихад = вооруженная борьба с неверными. (Во времена Мухаммада и расширения Арабского халифата воспринималась борьба за распространение ислама). Согласно классическому пониманию ислама, мусульмане не должны объявлять войну первыми – она возможно только как ответ на нападение или реальную угрозу. Запрещается убивать детей, женщин. Возможен джихад со стороны мусульман-единоверцев как мера помощи мусульманскому государству (или мусульманской общине), которое не в состоянии самостоятельно отразить нависшую над ним угрозу. Объявление джихада осуществляется решением наиболее уважаемых духовных авторитетов страны.

Шариат

Третья основа мусульманской религии, возникшая на основе Корана и Сунны - шариат - мусульманский закон. Он сложился из толкования юридических установлений Корана и развития правовых предписаний сунны.

Шариат по-арабски буквально означает “прямой, правильный путь”. Подразумевается предустановленный Богом путь, которым должен идти каждый благочестивый мусульманин, чтобы обрести спасение. Отступление от него воспринимается как грех.

Исламскому закону присущ универсальный характер. Он охватывает все сферы жизни мусульманина, строго регламентируя не только религиозную догматику и культ, но и этику, социальные отношения, семейную жизнь. Любой грех, даже если он связан с нарушением только моральных норм, может быть наказан мусульманским судом.

Принцип, лежащий в основе шариата: правилом: “Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее” (Коран 2:286).

Шариат дан человеку Богом, он вечен и неизменен

Ислам различает дозволенные (халал) и запрещенные (харам) действия .

Более дробное деление выделяет 5 категорий поступков мусульманина:

3) безразличные действия (разрешенные, но их совершение не предполагает ни одобрения, ни осуждения);

4) неодобряемые, недостойные действия;

5) запретные действия, совершение которых влечет за собой уголовную ответственность по шариату и возможную кару на том свете.

Судебные дела в исламе делятся на две категории:

Преступления против Бога, за которые не может быть прощения:

  • вероотступничество;
  • богохульство;
  • прелюбодейство;
  • лжесвидетельство;
  • обман и мошенничество при торговле;
  • воровство;
  • ростовщичество;
  • винопитие;
  • азартные игры

Преступления против потерпевшего и его семьи (начинаются по жалобе потерпевшего или его родственников; допускают прощение и отказ от судебного преследования)

Семья в исламе

  • Мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж за немусульманина, тогда как мужчина-мусульманин в принципе имеет право жениться на “людях Писания” (христианке, иудейке).
  • Коран, рекомендуя мусульманам иметь одну жену, позволяет брать в жены до четырех женщин. Многоженство понимается как гарантия защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем.
  • После брака мужчина обязан обеспечить жену всем необходимым для жизни.
  • Жена обязана повиноваться мужу и выполнять его законные требования
  • Если муж не в состоянии обеспечить жену, и она должна зарабатывать самостоятельно, то она может не повиноваться мужу;
  • Будущей супруге выделяется личное имущество (махр ), которым она может пользоваться по своему усмотрению, а при разводе – оставить себе.
  • Женщина не должна видеть посторонних людей без разрешения мужа;
  • Развод допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения семьи, не привели к положительному результату. Расторгнуть брак может как мужчина, так и женщина.
  • Семья в исламе рассматривается как основная ячейка общества.
  • Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). За внебрачные связи предусмотрено суровое наказание, так как они считаются важнейшим источником разложения личности и общества.
  • Воспитание детей в лоне семьи является обязанностью супругов.
  • При разводе дети остаются с матерью, отец обязан их обеспечивать (мальчиков – до 7-8 лет; девочек – до выхода замуж).

Требования к одежде женщин в исламе

  • Необходимо, чтобы все части тела, кроме лица и кистей рук, были закрыты.
  • Одежда должна быть непрозрачной, непросвечивающей.
  • Одежда не должна быть облегающей.
  • Одеяния должны быть из категории женской одежды, но никак не мужской.
  • Одежда не должна пахнуть духами и другими ароматическими веществами (в присутствии чужих мужчин).
  • Одежда не должна быть экстравагантной и вызывающей.

Священные сооружения в исламе

Мечеть (от араб. масджид - место, где совершают земные поклоны) - это, прежде всего, всего молитвенное здание в исламе.

Мечеть никак особым образом не освящается,

Различают пятничные (соборные), квартальные и домашние мечети.

Мечети в исламском мире часто становятся центрами создания молодежных, женских, духовно-просветительных, благотворительных и других мусульманских общественных организаций.

Классическое устройство мечети включает в себя:

Собственно молитвенное здание (как правило, с галереями);

Двор, где должен находиться фонтан для омовения;

Один или несколько минаретов.

Внутри здания мечети обязательно должен быть михраб - ниша в стене, обращенная в сторону Мекки.

В пятничной мечети есть также минбар - кафедра для проповедника, стоящая справа от михраба.

Пол в мечетях обычно устилается циновками и коврами.

В мечети нет икон, скульптур, вообще изображений людей или живой природы. Она украшается лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

Три мечети считаются в исламе главными святынями:

  • мечеть аль-Харам (Кааба) в Мекке,
  • мечеть Пророка в Медине,
  • мечеть аль-Акса в Иерусалиме.

Основные направления в исламе

На сегодняшний день в исламе существует два основных направления - суннизм и шиизм.

Шиизма придерживаются чуть более 10% мусульман. Они составляют большинство населения в Иране (94%), а также в Ираке, Азербайджане и Бахрейне. В качестве меньшинств шииты проживают в большинстве мусульманских стран.

Раскол в исламе был непосредственно связан с попытками решения вопроса о власти в мусульманской общине после смерти Мухаммеда. Избрание халифом одного из его сподвижников, Абу Бакра, было признано законным большинством мусульман. Однако уже при третьем халифе Османе сложилась группа недовольных, требовавших передать власть Али, который был родственником Пророка и женат на его дочери. Эта группа, известная как “партия Али” (по-араб. “партия” - шиа, отсюда название “шииты”), положила начало шиитскому направлению.

Шииты считали, что верховная власть в мусульманской общине принадлежит только “семье Пророка”, причем наследуется она исключительно в роду Али. В силу этого имам (так у мусульман-шиитов именуется их верховный глава) не может избираться общиной. Его власть предопределена божественным установлением и передается от отца к сыну. Шииты считают, что имамы - единственные законные преемники Мухаммада; им он передал через Али знание сокровенных сторон религии, и они непогрешимы. Эта доктрина составляет сердцевину шиизма.

Сунниты придерживаются следующих принципиальных положений:

  • Признание верности и ценности того, что изложено в Священном Предании;
  • Признание решающей роли мусульманской общины в решении важных религиозных и общественных проблем (в т.ч. – в вопросе определения духовного лидера);
  • Признание законности власти четырех “праведных халифов”;
  • Неприятие идеи о посредничестве между Богом и людьми после смерти Мухаммада (что подразумевает шиитская концепция власти имамов);
  • Непризнание особых прав Али и его потомков на руководство исламской общиной.

Мусульманские праздники

Классический, ортодоксальный ислам узаконил всего два праздника:

великий праздник жертвоприношения, известный среди мусульман России под тюркским названием Курбан-байрам. Курбан-байрам отмечается в десятый день 12-го месяца мусульманского календаря, в период совершения паломничества в Мекку.

Малый праздник разговения, известный в России также под тюркским названием Ураза-байрам . Ураза-байрам посвящен окончанию мусульманского поста. Начинается он в первый день следующего за рамаданом десятого месяца – шавваля, длится, как правило, три-четыре дня. В шариате указывается только один, официальный день этого праздника – день подаяния особой милостыни.

Кроме главных праздников имеются и другие. Праздник мавлюд (день рождения пророка Мухаммеда) мусульмане стали отмечать спустя несколько веков после возникновения ислама. Праздник мирадж (вознесение пророка Мухаммеда на небо) связан с представлением о чуде пророка, молниеносно перенесшегося из Мекки в Иерусалим и оттуда – к престолу Аллаха.

Ислам в России

Численность мусульман в России: по разным оценкам от 8-9 млн. до 12-18 млн. (5-12%)

Регионы компактного расселения мусульман:

Крупнейшие мусульманские этносы в России (http://archive.russia-today.ru/2001/no_10/10_dossier_a.htm )

Характерные черты “поволжского” ислама:

  • Низкая степень политизации
  • Терпимость к инаковерующим
  • Признание светского права как независимого источника закона

Ощутимо влияние джадидизма (культурно-реформаторское движение в исламе, получившие распространение в Поволжье, Крыму, Средней Азии в конце 19 - нач. 20 вв. выступало за соединение ислама со светским образованием, развитие национальной культуры, равноправие женщин, частичное восприятие либеральных ценностей).

Пророк Иса (Иисус в христианской традиции, мир ему) является одной из наиболее почитаемых фигур в исламе. Чтобы продемонстрировать, какую роль занимает этот пророк и посланник, достаточно сказать, что в честь его матери Марьям названа целая , а в разных частях текста Корана можно найти описания Исы (а.с.) как Мессии, Божьего Духа, Слова Аллаха.

Подробности жизни пророка Исы (а.с.) начинаются с того момента, когда он сам ещё не родился. Много внимания в суре «Семейство Имрана» уделено его матери Марьям (Марии), рождение и жизнь которой так же стали определёнными знамениями для верующих. Так, например, её мать сумела забеременеть только после соответствующей мольбы и обещания отдать родившегося ребёнка на службу Всевышнему. После рождения Марьям опекунство над ней принял пророк Закария (а.с.). Он очень хорошо относился к матери Исы (а.с.), замечая при этом то, как Создатель предоставляет ей дары:

«…Всегда, когда Закария входил к ней в молельную комнату, он обнаруживал возле неё пропитание. Он спросил: "О Марьям! Откуда у тебя всё это?" Она ответила: "Это - от Аллаха, ведь Всевышний дарует пропитание без всякого счёта тем, кому пожелает это сделать"» (3:37)

Рождение Исы (а.с.)

Это событие нельзя охарактеризовать иначе, как чудом, поскольку оно произошло не в результате зачатия, а посредством дуновения духа в тело Марьям:

«Помяни ту, которая сохранила своё целомудрие, то есть Марьям. Мы вдохнули в неё посредством Нашего духа и сделали её и её сына Ису знамением для миров» (21:91)

Сам факт появления у Марьям сына встретил у окружающих её людей негативную реакцию, поскольку многие сразу подумали, что она стала блудницей. В итоге ей пришлось в скором времени удалиться от привычного для себя места обитания и отправиться в Египет, где, к тому же, не угрожала опасность для её мальчика быть убитым. Ведь правитель мест, где до этого жила Марьям, узнав от магов, что в этой местности родился мальчик, который будет успешно противостоять правящему режиму, распорядился убить всех новорождённых мужского пола.

В Египте Иса (а.с.) рос любознательным мальчиком, который уделял много времени религиозным дисциплинам. В Священном Коране в этой связи говорится следующее:

«Вслед за ними Мы отправили Ису, сына Марьям, с подтверждением правдивости того, что было ранее ниспослано в Торе. Мы даровали ему Евангелие, в котором содержалось правдивое руководство и свет, которые подтверждало истинность того, что было прежде в Таурате (Торе)» (5:46)

Знамения пророчества Исы (а.с.)

В Благородном Коране имеется также упоминание, какими знамениями охарактеризовалось пророчество Исы (а.с.). В частности, приводится история о том, как его сподвижники (апостолы) настоятельно требовали от него демонстрации какого-нибудь чуда, чтобы ещё сильнее уверовать.

«Всевышний Творец ответил: "Я ниспосылаю её [трапезу с неба] вам, но если кто-либо после этого не уверует, то Я подвергну его таким наказаниям, которым Я не подвергал никого из миров"» (5:115)

Таковой была реакция Всевышнего на требование апостолов увидеть чудо своими глазами.

Пророк Иса (а.с.), вернувшись в Иерусалим, много времени посвящал работе с людьми, разъяснением им суть религии, которую он должен был обновить. Такая активность не понравилась консервативно настроенным религиозным деятелям, которые решили сдать Ису (а.с.) в руки властей. Из-за обвинений в распространении смуты среди народа ему грозила смертная казнь, но его спасение стало возможно благодаря чудесному вознесению на небеса.

«За то, что они не уверовали, возвели на Марьям великий навет и сказали: "Воистину, мы уничтожили Мессию Ису, сына Марьям, посланника Аллаха". Однако они не убили его и не распяли, это лишь показалось им. Те, кто препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они не убивали его. Нет! Это Всевышний Аллах вознёс его к Себе, ведь Аллах - Могущественный, Мудрый» (4:157-158)

Согласно исламскому вероучению считается, что в настоящее время пророк Иса (а.с.) находится на небесах и ждёт того времени, когда ему будет позволено вернуться к людям для противостояния , олицетворяющему силы зла и скорое наступление Судного дня.

План – конспект занятия по ОПК в 11 классе

Тема занятия: Ислам


Цель урока: Познакомить с культурно-историческими условиями возникновения ислама и жизнью пророка Мухаммеда.

Сформировать чувство уважения к духовным памятникам народов мира.

Развить интерес к изучению мировых религий
Тип занятия: Урок – путешествие.
Оборудование:

для учителя:

доска, мел, мультимедийная презентация, конспект; раздаточный материал;

для учащихся:

рабочая тетрадь.
План занятия.
1.Организационная часть.

2.Повторение изученного материала

3.Объяснение нового материала

4.Подведение итогов урока

5.Задание на дом

Ход занятия

2. Какие мировые религии известны вам, ребята?.. \христианство, буддизм, ислам \

Назовите регионы земного шара, где распространен буддизм \Центральная, Южная, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия \.

Основная форма буддийской архитектуры?\ ступа \

Что такое Дхаммапада? \приписываемые Будде изречения, содержащие основные морально-этические принципы раннего буддизма\.

3. В Хиджазе - западной части Аравийского полуострова в VII веке шел процесс объединения племен для противодействия агрессивным намерениям соседних стран: Ирана и Византии. Часто для объединения использовался религиозный мотив. Процесс был длительным, храмы и боги наиболее сильных родов стали занимать главное положение в обществе.

В Мекке – торговом и культурном центре Хиджаза – древний храм Кааба \ игральная кость, куб – по форме/ стал важнейшим религиозным центром Западной Аравии. В Мекке древние арабы устраивали ярмарки, на которые съезжались многие племена. Время ярмарок. Длившихся четыре месяца в году, объявлялось священным. Господствовавшее в Мекке племя курейшитов добилось от обитавших поблизости арабских племен участия в ярмарках и паломничествах к заповедным местам в окрестностях Мекки. Ключи от Каабы и руководство к богослужениям удерживались в руках курейшитов; потомки рода сохраняют это право до настоящего времени.

По легенде Исмаил –сын Ибрахима- положил основание Каабы, воздвиг ее. Затем поселился в Мекке и «многочисленное потомство» его изгнало из Мекки племя амаликитов. Но борьба потомков за жизненное пространство заставила рассыпаться по стране род Ибрахима: «никто не покидал Мекки, не взяв с собой камня из Святилища. И где бы они не селились, этот камень ставили и обходили вокруг него. Так культ Каабы был почитанием камней по всей Аравии.

Легенда о черном камне сообщает об окаменевшем ангеле, спущенном из рая, который в день страшного суда оживет и предстанет в роли заступника за целовавших его верующих.

Черный камень - куски базальта- вмурованы в восточную стену Каабы, скреплены серебряным обручем на высоте полутора метров. Во внутреннем дворе Большой мекканской мечети находятся «счастливый камень» и камень «стояние Ибрахима».

Среди множества племенных богов в VII веке на первое место выдвинулся бог Аллах \от арабского «илах» - божество\ - древний бог племени курейшитов.

Среди арабов, живших в Мекке, были последователи идей раннего монотеизма. Это движение получило название: движение ханифов \ искателей истины \. Среди искателей были лица, выдавшие себя за пророков – наби. По их словам, истина, которую они возвещали, внушалась им верховным божеством. В Мекке таким пророком был курейшит Мухаммед. Он рано осиротел, нанялся пастухом, затем стал приказчиком, сопровождая торговые караваны; позднее, женившись в 24 года на богатой вдове Хадидже, Мухаммед вел ее торговые дела.

Проповедническую деятельность начал около 610 года, когда ему было около 40 лет. Проповедь Мухаммеда не получила поддержки в Мекке, где главенствовала родоплеменная жреческая верхушка. После кончины жены и главы его рода, хорошо относящегося к новоявленному пророку-племяннику, род возглавил непримиримый к его деятельности дядя.

В поисках поддержки Мухаммед обращается к роду матери, живущему в городе Йасриб \ позже Медина \. Город населяли различные арабские племена, племена иудеев. Туда Мухаммед переселяет своих последователей, а вслед за ними и сам совершил хиджру – переселение в этот город. Здесь он встречае свою любимую жену десятилетнюю Аишу- дочь богатого купца.

Изгнание Мухаммеда и его последователей из Мекки повлекло усиление борьбы между городами. Община мухаджиров вместе с Мухаммедом устраивают хлебную блокаду Мекки, нападают на караваны мекканцев даже в запретные \ харам \ месяцы, безопасные традиционно для арабов.

Новая вера обретает формы и название: ислам \ покорность, предание себя единому богу \. Принявшие покорность стали именоваться преданными – «муслимами», мусульманами \ ханифами \.

Помимо вопросов веры Мухаммеду приходилось обращаться к судопроизводству и праву, торговле, финансов, семьи, брака, что нашло отражение в Коране.

В медине определяется, в какую сторону должно обращать лицо молящегося, то есть кыблой мусульман становится Мекка, Кааба.

Сложились ежегодные посты \ саум, ураза, орудж \. в месяц рамадан, в который Аллах впервые ниспослал «откровение» \часть Корана\ Мухаммеду, отмечать праздник жертвоприношения \ курбан- байрам \, совершать паломничество – хадж в месяц зу-ль-хиджжа, праздновать ежегодный праздник»вознесения» \мирадж, раджаб-байрам \ в месяц раджаб, в 27-ю ночь которого пророк совершил мгновенное путешествие из Мекки в Иерусалим и оттуда на седьмое небо, к престолу Аллаха.

Соединение старых традиций с учением Мухаммеда подготовило почву для капитуляции Мекки, которая произошла в 630 году. Через два года Мухаммед с мухаджирами Медины совершили паломничество в Мекку. В том же 632 году Мухаммед умер.

Вначале, ребята, хочу предложить небольшую презентацию.

…И вспомни в писании Марйам.

Вот она удалилась от своей семьи в место восточное и устроила перед ними себе завесу.

Мы отправили к ней Нашего духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека.

…Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого…

«Как может быть у меня

мальчик? Меня не касался человек и не была я распутницей.»

Он сказал: «Так сказал твой Господь: Это для меня легко. И сделаем Мы его Она пришла с ним к своему народу, неся его.

Это Иса, сын Марйам, по слову истины, в котором они сомневаются.

знамением для людей и Нашим милосердием. Дело это решено».

И понесла она его и удалилась в далекое место.

Как вы думаете, ребята, текст какого источника прозвучал, в сопровождении презентации? \ответы детей \.

В продолжение разговора об исламе мы обратимся к источнику этого учения.


Мединская община объединилась с влиятельными кругами мекканцев, потерявших поддержку убитого иранского шаха Хосрова II, сформировав со временем арабское теократическое государство – Халифат. Халифы представляли высшую духовную власть- имамат, светскую, политическую и военную- эмират. Уже при их правлении в Медине стал собираться и составляться Коран. Для установления порядка на завоеванных территориях Халифата и удержания арабов в официальной идеологии ислама, стали разрабатываться нормы мусульманского права, создаваться богослужебные руководства, закладываться основы литературы, священных книг. Халиф Абу Бекр в 634 году поручил мединцу Зейду ибн Сабиту, бывшему писцом в последние годы жизни Мухаммеда собрать высказывания Мухаммеда, рассказы его современников. Зейд, под руководством Омара, собрал отовсюду отрывки Корана, записанные на пергаменте, на костях, на пальмовых листьях, на камешках, или хранимые памятью. Сборник был отдан на сбережение Хефсе, вдове пророка. Он носил название «эс-сохоф» и предназначался для частного употребления Абу-Бекра и Омара. Остальные мусульмане продолжали читать Коран по своим отрывкам как хотели, и понемногу отдельные редакции стали различаться между собой, особенно в правописании и языке. Написаный куфическим письмом, не имеющим диактрических знаков, позволяющих разделять арабские буквы в письме, текст мог быть прочитан с разным смысловым значением. Первоначально не были озаглавлены суры.

Появление разрозненных источников «откровений Аллаха», содержащих разночтения, заставило халифа Османа в 644 году дать поручение Зейду ибн Сабиту подготовить единый текст Корана. Новая редакция была переписана в четырех экземплярах и разослана в важнейшие центры Халифата, она стала канонической. Один экземпляр был оставлен в Медине, другие отправлены в Куфу, Басру и Дамаск. Остальные записи Корана приказано было отбирать у их владетелей и сжигать, чтобы разом покончить со всеми спорами (а листы самого Зейда были сожжены)

По вероучению ислама, Коран – книга несотворенная, существующая предвечно, как сам бог Аллах; она его «слово». Коран \по-арабски «аль- Куръан» от глагола читать вслух речитативом \ - текст на арабском языке. Сегодня существуют несколько «школ» чтения Корана, появившихся в X веке.

Состоит Коран из 114 разделов \ сур \ разной длины, длина сур уменьшается к концу книги, суры делятся на стихи, и каждый стих называется «айет», т. е. чудо.

По жанру это сборник высказываний, проповедей, сказаний и правовых норм.

По предписанию мусульманин обязан ежедневно пятикратно молиться \намаз \, что не нашло отражения в Коране, а появилось под воздействием культов Ирана.

Тесная связь просматривается в Коране с христианством. Большая часть книги посвящена пророкам, имена которых соответствуют библейским персонажам. В их числе: Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Лут (Лот), Исхак (Исаак), Исмаил (Измаил), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Мусса (Моисей), Харун (Аарон), Айюб (Иов), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Илйас (Илия), Иса ибн Марйам (Иисус Христос, сын Марии).

Предлагаю ученикам прочесть некоторые айяты из сур Корана.

Христиане и иудеи признаются «людьми писания», Коран принимает на себя миссию исправления искажений пророчеств в их учениях. А единство сказаниях обусловлено единой семитской группой арабов и евреев.

Упоминаются в Коране ждинны - духи, демоны, созданные Аллахом. Легенда о падшем ангеле Иблисе, отвращающем мусульман от веры, породила обряд «побиение шайтана камнями».

Существо Даджжаль по писанию, прикованный цепями на необитаемом острове, установит свое господство на земле перед концом мира, чье царство разрушит пришествие Иса ибн Марйам.

В иерархии приближенных к Аллаху имеются ангелы, через которых осуществляется связь седьмого неба с преисподней и пророками. Это Джибриль Гавриил \, Михаиль, Исрафиль, Израиль.

Имен у Аллаха- 99, сотым непроявленным он творит чудеса.

Сотворение Аллахом Вселенной длилось шесть дней: « И сотворили мы небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней, и не коснулась нас усталость». В одном из хадисов приведены такие сведения о «мироздании»: «Земля \держится\ на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих.

В Коране говорится: «Аллах сотворил всякое животное из воды. Из них есть такие, что ходят на животе, и есть из них такие, что ходят на двух ногах…»

Первым человеком стал Адам: « из глины его творец вылепил, потом выровнял его и вдул в него от своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце».Адаму была дана роль «наместника» Аллаха на земле, ему была дана тайна имен ангелов, один из которых не стал кланяться человеку и стал падшим.

Среди имен пророков упоминается в Коране историческое лицо. Но без имени, а по прозвищу: Зу-ль-Карнайна – Александр Македонский

Коран регламентирует брачные отношения, оговаривает имущественное положение женщины. От имени Аллаха сказано: «Мы ниспослали его, как арабский судебник», что способствовало разработке в дальнейшем шариатской законодательной системы.

В странах, где ислам – государственная религия, на Коране присягают и дают клятвы.

Язык Корана считается божественным, поэтому долгое время Коран на переводился на другие языки. Первые переводы в Европе относятся к XII веку, в России по указу Петра I напечатан первый русский перевод Корана Постникова с французского в 1716 году «Алкоран о Магомете или закон турецкий». При Екатерине II был издан арабский текст Корана. Первый перевод с арабского на русский язык сделал востоковед Саблуков в 1878 году.

Позднейшие мусульманские предания:

Хадис- высказывания и поступки Мухаммеда \ 9 в \

Сунна – святое предание \ 9 в \ вышло из хадиса

Хабар- предание, перекликается с хадисами

Тафсир – толкования Корана.

4.Подведение итогов урока.

Мы познакомились с религиозной культурой народов Аравийского полуострова, с причинами зарождения нового учения в этом регионе, с его проповедником. Учение нашло последователей и заняло место в ряду мировых религий. Изучение религий народов различных регионов земли – это прежде всего знакомство с культурой этих народов, позволяющей лучше понять каждый народ планеты.
5. Задание на дом: Подготовить сообщение по преданиям мусульман.
Литература:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, М., 2006

Л.И.Климович Книга о Коране М., 1988

После того, как Всевышний Аллах вознес пророка ‘Ису (Иисуса) на небеса, прошло более 500 лет. И людей, исповедовавших истинную веру ‘Исы, стало очень мало. Распространились обычаи, противоречащие основам единобожия. Согласно Корану, пророки Муса и ‘Иса говорили своим последователям, что после них придет последний и самый почтенный Пророк. И в конце VI века на Аравийском полуострове родился последний Пророк и Посланник Всевышнего Аллаха – Мухаммад. Все, кто следовал учению Ибрахима, Мусы, ‘Исы, последовали за Пророком Мухаммадом, следуя их заветам.

Рождение пророка Мухаммада . Пророк Мухаммад родился в Священной Мекке, недалеко от каабы, на рассвете 12 числа месяца рабиуль-авваль 571 года по Григорианскому календарю. Дедушка и мать младенца Амина по внушению Всевышнего Аллаха назвали новорожденного Мухаммадом, что означает «больше всех Восхваляемый». Это имя не было распространено среди арабов. Но все же, когда приблизилось время рождения последнего Пророка, четырнадцать человек, которые хорошо разбирались в Торе и Евангелии, назвали своих сыновей именем Мухаммад в надежде, что их сыновья окажутся этим предвестником прежних пророков.

Маленького Мухаммада в основном кормили грудью и воспитывали Халима ас-Са‘адийя и еще несколько женщин. Родная мать Амина кормила его в течение нескольких дней. Все его кормилицы приняли Ислам из-за его благодати.

Поездки пророка в Шам . Когда Мухаммаду исполнилось 12 лет, он вместе с дядей Абу Талибом отправился в Шам с торговым караваном. Когда Абу Талиб собирался в путь, Мухаммад привязался к нему с настойчивыми просьбами взять его с собой, и из-за жалости Абу Талиб уступил мальчику. Когда они дошли до города Бусра, один монах по имени Бахира узнал в Мухаммаде будущего пророка. Когда Бахира спросили, откуда он об этом узнал, он ответил, что находил его описания в прежних священных писаниях. Монах посоветовал Абу Талибу поскорее вернуться с мальчиком на родину, потому что ему грозит опасность от иудеев. И тогда Абу Талиб, быстро завершив свои торговые дела, вернулся с Мухаммадом в Мекку.

Впоследствии Мухаммад неоднократно ездил с караванами в Шам, в том числе сопровождая караваны своей будущей супруги – Хадиджи.

Участие пророка в перестройке Каабы . Когда Мухаммаду было 35 лет, арабы решили перестроить каабу, которая была значительно повреждена после сильных селевых потоков. Когда пришло время положить на место священный Черный камень (святилище мусульман в каабе), между ними возник спор по поводу того, кто сделает это, ибо все хотели удостоиться этой чести, и никто из них не желал уступить это другому роду. Дело чуть не дошло до кровопролития. Все стали клясться, что ради этого они готовы пожертвовать собой. В конце концов решили сделать так, как скажет человек, вошедший первым в мечеть через ворота «Бану Шайба» (ныне ворота «Бабу-ссалам»). И им оказался Мухаммад. Все выразили ему свое доверие. Он снял свой плащ, положил на него Черный камень и велел, чтобы по одному представителю каждого рода взялись за края плаща. Так его принесли к своему месту в каабе, и Мухаммад своими благословенными руками поставил камень на то место, где он находится и сейчас. Такое разрешение спора понравилось всем, и они еще больше стали почитать Мухаммада. Таким мудрым, честным и уважаемым человеком был Мухаммад еще до получения пророчества.

Первое откровение . Еще за семь месяцев до получения откровения Мухаммад видел правдивые сны, ясно указывавшие на то, что он будет пророком, но он никогда не испытывал стремления и желания стать пророком.

Он уединялся в пещере Хира’ в Мекке и проводил много времени в богослужении, где он в основном размышлял о смысле жизни, величии Создателя и удивительном порядке и гармонии, царящих во всех творениях Всевышнего. Потом он возвращался домой к Хадидже и снова уходил в пещеру. Он находил у нее поддержку и понимание. Это продолжалось до тех пор, пока не явилась ему истина, то есть во время его очередного уединения в пещере Хира’ вдруг появился архангел Джибриль (библ. Гавриил) и повелел ему:

– Читай!

Потом Джибриль прижал его к себе и повторил приказ, и Пророк повторил ответ. Третий раз архангел произнес слова Корана, имеющие следующий смысл:

– Читай! именем твоего Господа…

Посланник Аллаха повторил эти слова, которые оказались как бы высеченными в его сердце. Когда он закончил чтение, Небесный вестник провозгласил:

– О Мухаммад! Воистину ты Посланник Аллаха.

И после этого Пророк, взволнованный, с трепещущим от страха сердцем, вернулся домой, вошел к Хадидже и сообщил ей о произошедшем.

Хадиджа успокоила его, сказав: «Я поздравляю тебя с великой радостью. Клянусь Аллахом, Создатель никогда не унизит тебя, ибо ты крепко поддерживаешь родственные связи, всегда говоришь правду и справедлив и помогаешь слабым и нуждающимся в поддержке». Потом Хадиджа вместе с ним отправилась к своему дяде Вараке бин Навфалю – старцу, ученому, который следовал за истинной религией пророка ‘Исы. Он хорошо знал Евангелие (Инджиль). Когда Мухаммад рассказал ему обо всем, что увидел, Варака промолвил: «Это Намус (Джибриль), который являлся с божьим откровением и к пророку Мусе. Ох, если бы я был молод, чтобы помочь тебе, когда тебя будет изгонять твой народ». – «А меня будет изгонять мой народ?» – с удивлением спросил Пророк. «Да, будет», – ответил Варака. «Какой бы человек ни приходил с тем, с чем пришел ты, к нему относились враждебно, и если я застану твои времена, то окажу тебе всевозможную помощь», – добавил он. Однако Варака не дожил до этого.

С этого времени началось ниспослание Корана через Джибриля Пророку Мухаммаду. Продолжалось это в течение 23 лет. Коран ниспосылался человечеству по частям, каждый раз с разъяснением решения конкретной проблемы.

Пророк начал призывать людей к истине, после того как на протяжении сорока лет он жил как обычный араб среди арабов. До этого он не был известен ни как проповедник, ни как оратор, хотя был мудр и рассудителен. Он не был полководцем, даже не был известен как воин. Но когда он вышел из пещеры с посланием, он полностью преобразился. Вся Аравия восторгалась его красноречием и ораторскими способностями, которые проявлялись в его проповедях. Они были настолько удивительны и впечатляющи, что даже люди, ненавидевшие его, боялись слушать их, дабы его слова не проникли в сердце и не оторвали их от своих языческих верований. Ни один из выдающихся арабских поэтов, проповедников и ораторов не мог сравниться с ним в красноречии. Он явился перед народом как уникальный и великий реформатор, создатель новой культуры и цивилизации, политик и лидер, благочестивый судья и несравненный полководец. Он говорил с таким знанием и мудростью, с какими никто не говорил до него и не скажет после.

Посланническая миссия Мухаммада . Итак, когда Мухаммаду исполнилось сорок лет, Аллах сделал его Посланником. Он был послан как милость для миров. Всевышний укрепил его пророчество множеством удивительных чудес (муджизатов) , среди которых Коран, рассечение луны, Вознесение на небеса (Ми‘радж) , приветствие камней и деревьев, восхваление Аллаха (тасбих) камешками в его ладони, исцеление выколотого глаза одного из сподвижников и т. д.

Первые мусульмане . Первым человеком, последовавшим за Пророком Мухаммадом, была высокочтимая и любимая жена Пророка Хадиджа, а из мужчин – Абу Бакр, из детей – десятилетний Али Ибн Абу Талиб, из освобожденных рабов – Зайд бин Харис, из рабов – Билял. После них мусульманами стали Усман, Са‘ад, Са‘ид, Тальха, Абдуррахман бин ‘Авф и другие.

Вначале Пророк призывал к вере скрыто, так как не было веления Всевышнего призывать открыто. Все, кто принял веру, периодически собирались в доме человека по имени аль-Аркам и обсуждали вопросы, связанные с религией. Затем, когда было велено призывать открыто, Пророк начал призывать всех мекканцев к Единобожию. Тогда многобожники стали враждовать с мусульманами и выступать против них. Через 5 лет после получения Мухаммадом первых откровений его последователи, по велению Пророка и спасаясь от преследований язычников, отправились в Эфиопию, где был справедливый правитель. В это время Пророка защищал и поддерживал его дядя Абу Талиб, которого уважали курайшиты.

После смерти Абу Талиба в 10-м году после наделения Мухаммада посланнической миссией преследования со стороны курайшитов усилились. Тогда Пророк вместе с Зайдом бин Харисом отправился в Таиф призывать племя секиф в Ислам, надеясь на поддержку и понимание со стороны членов племени. Но они не только не приняли Пророка и Зайда, но и натравили на них детей и сумасшедших, которые закидали их камнями. Им пришлось бежать. Их ноги были в крови, у Зайда была окровавлена голова. Они укрылись на окраине города под виноградниками. Тогда появился ангел Джибриль и спросил Пророка, погубить ли людей Таифа, но Пророк не согласился, сказав, что из их числа могут выйти истинные мусульмане. Тогда ангел сказал: «Ты поистине такой милостивый и прощающий, как описал тебя Всевышний». Они вернулись в Мекку опечаленные.

В Мекку для совершения хаджа прибывали люди со всех уголков земли. Пророк воспользовался временем хаджа и стал призывать паломников к принятию Ислама. В это время к нему пришли несколько жителей Ясриба (ныне Медина), желающих принять Ислам. В последующие годы их количество возросло. Увидев, как унижают и притесняют мусульман в Мекке, они предложили Пророку и его последователям переселиться в Ясриб. Вначале Пророк отправил туда своих сподвижников, а после получения разрешения Аллаха отправился и сам.

Переселение мусульман в Эфиопию . По прошествии трех месяцев мусульмане, переселившиеся в Эфиопию, возвратились в Мекку. Их численность была небольшая, и им было тяжело жить на чужбине, ведь они вдобавок к этому были почитаемыми среди курайшитов людьми, вместе с ними были и их женщины. Поэтому они вернулись на родину.

Однако мусульмане вновь подверглись гонениям со стороны язычников. Тогда Пророк повелел переселиться в Эфиопию во второй раз. Среди переселенцев было примерно 83 мужчины и 18 (или 19) женщин. Возглавлял мусульман, которые переселились в Эфиопию во второй раз, Джа‘фар, сын Абу Талиба.

Таким образом, по велению Пророка сподвижники совершили переселение из Мекки в Эфиопию, чтобы получить там возможность поклоняться Всевышнему Аллаху. Мекканские неверные отправили своих послов к царю Эфиопии с просьбой отослать сподвижников Пророка обратно на родину.

Но царь Эфиопии ответил, что сначала он должен выслушать этих переселенцев. Он позвал их к себе и спросил их: «Что это за религия, которую вы исповедуете, оставив религию отцов и не вступив в нашу религию?». Из группы сподвижников выступил Джа‘фар бину Абу Талиб и сказал: «О царь, мы были из тех, кто погряз в невежестве, поклонялся идолам, ел мертвечину, совершал зло и непристойные поступки, разрывал отношения с родней, не чтил соседей; те, у кого есть сила, не щадили слабых и были готовы растерзать их словно хищный зверь. Так продолжалось до тех пор, пока Аллах не послал к нам Пророка, чтобы научить нас тому, что Аллах – един и поклоняться нужно лишь только одному Аллаху… Пророк призвал нас говорить только истину, укреплять родственные отношения, оставить зло и непристойное и совершать только благое. Мы последовали за ним и уверовали во все, что пришло к нему от Аллаха. И по этой причине нас начали притеснять и мучить, хотели насильно заставить отказаться от истинной религии и поклоняться идолам. Насилие и притеснения не прекращались, и, когда нам стало невыносимо, мы переселились к вам в надежде на то, что вы не допустите притеснения по отношению к нам».

Тогда выступили послы из Мекки и сказали, что эти сподвижники говорят недопустимые вещи про пророка Ису (Иисуса). И царь спросил сподвижников, что они могут сказать об Иисусе. Они прочитали аят из Корана и ответили, что Иисус (Иса) – это Божий раб и Его посланник, матерью которого является Марьям.

Тогда царь Эфиопии поднял с земли соломинку, говоря, что они не отошли от того, что говорил Иисус, даже на размер этой соломинки. Послов из Мекки он отправил домой ни с чем.

Ночное путешествие и Вознесение Пророка на небеса.

Всевышний Аллах особо возвеличил Пророка Мухаммада, одарив его ночным путешествием (Исраъ) и вознесением на небеса (Ми‘радж). Пророк душой и телом совершил ночное путешествие из Мекки в Иерусалим (Байт аль-Мукаддас) и оттуда вознесся в небесное царство. Одарить Своего самого любимого раба таким благом не трудно для Аллаха, Властелина и Создателя всего сущего. Это было в 27-ю ночь благословенного месяца раджаб, за полтора года до хиджры. В ту ночь к нему явились ангелы Джибриль, Микаиль и Исрафиль и повели его в священную мечеть Мекки и к источнику Зам-зам. Они искупали его водой Зам-зам, омыли его сердце в золотом тазу три раза и наполнили его мудростью и верой (иман). Потом его посадили на особое райское животное Бурак, которое преодолевает расстояния со скоростью света. На Бураке он добрался до Байт аль-Мукаддаса (Иерусалим) и там совершил в качестве имама перед всеми пророками два ракаата намаза. По пути туда ему было показано множество таинств и чудес. Все это ему показывал и объяснял Джибриль, который являлся путеводителем Пророка в этом путешествии. Потом ему принесли особою лестницу из драгоценных камней, и по ней он поднялся на небеса, где ему было показано все небесное царство и множество чудес, в том числе рай и ад с их обитателями. Затем состоялся разговор с Всевышним без посредника. Всевышний даровал ему самый ценный дар – пятикратный намаз, за совершение которого Аллах обещал великое вознаграждение.

Переселение в Медину (хиджра) . Пророк переселился в Медину, когда ему исполнилось 53 года. Сопровождал его в этом путешествии самый любимый и преданный друг Абу Бакр. За ними была погоня, но Аллах защитил их. За их поимку было обещано сто верблюдов, поэтому множество людей вышло искать их. В этой поездке проявилось множество чудес Пророка. По пути они укрылись в пещере Савр. Там им помогли два голубя и паук. Голуби у входа в пещеру свили свое гнездо, а паук закрыл вход паутиной. Увидев все это, курайшиты подумали, что в пещере никого нет. В этой пещере они провели трое суток, пищу им приносил сын Абу Бакра Абдуллах. Потом, в ночь на понедельник, они вышли верхом на верблюде Джад‘аъ. Вскоре их настиг один из преследователей по имени Суракат, но по знаку Пророка его вместе с конем земля поглотила до пояса. Потом Пророк по просьбе Сураката отпустил его с условием, что тот не расскажет об их местонахождении курайшитам. Он дал обещание и выполнил его. Позже он принял Ислам.

По пути в Медину им повстречалось и много иудеев. Но с помощью Всевышнего они избежали всех опасностей. В понедельник, 12-го числа месяца рабиуль-авваль, они прибыли в Медину, где все мусульмане ждали их с нетерпением и встретили с большой радостью, распевая приветственные стихи. Люди толпами начали принимать Ислам.

Формирование первой мусульманской общины . Переселение Посланника в Медину подразумевало возникновение первого дома Ислама, становление первого исламского государства, основателем и руководителем которого является Пророк Мухаммад. Первым делом он начал закладывать важнейшие основы, фундамент этого государства:

1) строительство мечети;

2) установление общего братства между всеми мусульманами, особенно между ансарами (помощниками) и мухаджирами (совершившими хиджру);

3) составление документа, устанавливающего порядок жизни и взаимоотношений мусульман между собой, их отношения с немусульманами в общем и с евреями – в частности.

После того, как Пророк переселился в Медину и обосновался там, он приступил к созданию крепкого исламского общества, образованного из мусульман ансаров и мухаджиров. Первый шаг к этому – строительство мечети, строительство важнейшего центра опоры в создании исламского общества. Ведь мечеть является источником духовного воздействия на общество.

Цель Ислама – объединение мусульман узами братства и любви. Таким образом, когда мусульмане ежедневно, по нескольку раз в день собираются в доме Аллаха, где они все равны, где стирается разница в достоинстве и почете, братство и любовь между ними достигают всей своей полноты.

Цель Ислама – обобщение духа равенства и справедливости между мусульманами при различных обстоятельствах и состояниях, которое не может достичь всей своей полноты без ежедневных встреч мусульман, без совместных богослужений, когда их сердца связаны друг с другом Всевышним Аллахом. Если бы они поклонялись Аллаху поодиночке, каждый у себя дома, то идея равенства и справедливости не преобладала бы над идеей диктаторства, высокомерия и внутреннего я.

Цель Ислама – объединение разобщённых мусульман законом Божьим, исламским шариатом. Но такое единство подвержено разобщению, развитию разногласий между индивидуумами по причине их различного понимания законов шариата до тех пор, пока повсеместно не будут возведены мечети, где мусульмане могли бы собираться и изучать законы шариата, придерживаться их с полным знанием и пониманием.

Для достижения всех вышеперечисленных целей в мусульманском обществе и в их новом государстве Пророк Мухаммад в первую очередь построил мечеть.

Вторая основа: братство между мусульманами . Между сподвижниками ансарами и мухаджирами Пророк установил истинное братство. Они могли наследовать имущество друг друга, т. к. Права исламского братства преобладали над правами кровного родства (позднее такое наследование было отменено). Пророк сделал братьями Жаъфара, сына Абу Талиба, и Маъада, сына Шабаля; Хамзата, сына Абуль-Муталлиба, и Зейда, сына Харисат; Абу Бакра и Харижата, сына Загьира; Умара, сына Хаттаба, и Атбана, сына Малика, и др. (да будет доволен ими Аллах!) Посланник Аллаха закрепил узами исламского братства всех сподвижников, и продолжалось оно до великого сражения «Бадра».

В создании исламского общества и исламского государства Посланник опирался на основу братства. Значение этой основы заключалось в следующем:

1) Только на основе взаимной любви и поддержки, братства и единства общины возможны подъём и обустройство государства. Также общество должно иметь одно вероубеждение. В противном случае, если в нем есть два человека со своими идеями и вероубеждениями, противоречащими друг другу, это лишь суеверие.

Поэтому Пророк установил в своём обществе основу братства с исламским вероубеждением и объединил вокруг него людей, в сердцах которых – поклонение Всевышнему Аллаху, богобоязненность и хорошие поступки.

2) Общество отличается от группы разрозненных людей тем, что основано на взаимопомощи между его членами во всех случаях жизни.

Фундаментом для строительства самого гуманного общества на земле Пророк Мухаммад взял истинное братство ансаров и мухаджиров, основанное на исламском вероучении.

Третья основа: составление документа для мусульман.

Этот документ – важнейшая основа конституционных ценностей нового государства. Арабский историк Ибну Хишам передает, что когда Пророк прибыл в Медину, то вокруг Ислама сразу же объединились все жители этого города из числа арабов. Не осталось ни одного дома, в котором бы не приняли Ислам, кроме некоторых из племени Авс. И тогда Пророк составил документ для мухаджиров и ансаров, призывающий к прекращению враждебных отношений с иудеями и заключению с ними договорённости о сохранении их имущества и терпимости к их религии, соблюдению определённых условий с обеих сторон.

В документе были указаны следующие важные пункты:

1) Мусульмане, независимо от того, кто они: курайшиты, мединцы, их последователи или те, кто принимал участие в газавате, – это единая умма. Все равны между собой.

2) Мусульмане должны помогать друг другу морально и материально. Не должны оставлять друг друга в тяжелом положении, обременёнными долгами или большой семьёй.

3) Богобоязненные верующие не должны оставлять без справедливого наказания никого, даже своих сыновей, если они совершили грех, за который положено наказание.

4) Защита Всевышнего едина. Он – покровитель всех, а верующие – покровители друг друга.

5) Верующему, который принял и подтвердил содержание этого документа, уверовал в Аллаха, и в Судный день не разрешается помогать тому, кто вводит в практику противоречия этим нормам, давать ему приют. Тому, кто помог и приютил, – проклятие Аллаха и гнев Его в Судный день. И не будут приняты никакие его деяния: ни фарз, ни сунна.

6) иудеи племени Бану Авс – мусульманская община. У иудеев есть своя религия, а у мусульман – своя. Если кто-нибудь будет притеснять другого или совершать греховное, то он погубит только себя и своих домочадцев.

7) иудеи должны содержать себя, мусульмане – себя. И должны помогать друг другу против тех, кто воюет с живущими согласно этому документу.

8) каждая ссора или конфликт между живущими согласно документу подвергается объяснениям Всевышнего Аллаха и Его Пророка.

9) каждый, кто находится в Медине или выходит за её пределы, является застрахованным, за исключением тех, кто грешит и угнетает других.

10) Поистине, Всевышний утвердил содержание этого документа. Он заботится о богобоязненных.

На современном языке этот документ можно назвать конституцией. Он охватывает все аспекты общественной жизни, внутренней и внешней политики. Это конституция, составленная по откровению Аллаха и зафиксированная сподвижниками. Она положена в основу отношений между мусульманами и иудеями. Это является фактом того, что с самого зарождения исламское государство основывалось на прочных конституционных и административных ценностях.

Вышесказанное опровергает идею некоторых личностей, которые желают скрыть от людей эту простую истину и оспаривают то, что Ислам объясняет только нормы отношений между рабом и богом, пытаясь тем самым сузить область действий Ислама в обществе. Этот документ указывает на следующие пункты законы:

1) в первом пункте говорится, что Ислам объединил всех в одну сплочённую общину и в этом единстве стёр все различия между людьми;

2) объясняется суть равноправия, справедливости и взаимопонимания, их ответственность друг перед другом. Законы шариата основаны именно на ответственности и взаимопонимании;

3) говорится о деликатности и важности вопроса равноправия между мусульманами;

4) указано, что при вынесении решений нельзя отходить от предписаний Всевышнего Аллаха и Его решений. В противном случае они обрекают себя на несчастия и мучения в обоих мирах.

Мусульманское общество во времена Пророка и его последователей опиралось на прочный фундамент и со временем стало самым сильным и благополучным во всём мире.

Прощальный хадж пророка . В течение двадцати трех лет Посланник Аллаха призывал народ к истинной религии. И плоды его деятельности созрели: Ислам распространился по всему Аравийскому полуострову. Будучи в лучезарной Медине, Посланник Аллаха обучил мусульман выполнению всех предписаний Всевышнего, таких как намаз, пост, закят, разъяснил им дозволенное (халал) и запретное (харам), желательное для совершения и полезное и т. д. Но как досконально совершать обряды хаджа, он еще не обучил мусульманскую общину. С целью обучить мусульман этому Пророк объявил всем, что он собирается совершить хадж, и все желающие выполнить это обязательство вместе с ним пусть выходят в путь.

И количество желающих совершить хадж с Посланником Аллаха превысило сто тысяч. Пророк сказал им: «изучайте обряды хаджа у меня». В день стояния в долине Арафа (священная гора около Мекки) избранник Аллаха обратился к мусульманам с общей проповедью. Он сказал собравшимся, что, возможно, после этого раза он больше не встретится с ними, сообщил им, что вредные и бесполезные обычаи эпохи невежества (джахилийи) отменяются, рассказал о необходимости почитания и соблюдения этических норм заповедной территории Мекки и Медины и почитания священных дней и месяцев. Рассказал о взаимных правах и обязанностях супругов, о запретности насилия, притеснения, о необходимости сохранения имущества и крови людей, постоянного пребывания в братстве друг с другом и уважительного отношения ко всем окружающим.

Потом, исполнив оставшиеся обряды хаджа, Посланник Аллаха вернулся в Медину.

Кончина пророка Мухаммада . Когда Пророку исполнилось 63 года по лунному календарю (в 632 году по Григорианскому календарю), он, полностью выполнив свою пророческую миссию, которую возложил на него Всевышний Аллах, передав людям все, что ему было велено Создателем, покинул этот бренный мир и перешел в мир вечный. Он завершил свою благословенную жизнь в Лучезарной Медине и похоронен там же, в комнате матери правоверных, любимой жены Пророка ‘Аиши, расположенной ныне внутри мечети Пророка. Мусульмане обязаны быть убежденными в том, что Пророк Мухаммад был самым благонравным, совершеннейшим во всех отношениях, самым почитаемым и благороднейшим и истинным рабом Всевышнего.

Вопросы и задания

1. Когда родился Пророк Мухаммад, его родители и детство?

2. Расскажите историю о том, как был поставлен на место Черный камень каабы.

3. Первое откровение Мухаммада.

4. Кто стал первым человеком, принявшим Ислам?

5. Переселение в Эфиопию.

6. Ночное путешествие и вознесение Пророка.

7. Что означает «хиджра»?

8. Основы «исламской конституции»?

9. Прощальный хадж и кончина Пророка.