Астрология Камни Магия

Оптина Пустынь – где находится духовный центр России. Оптинские старцы: советы преподобных Храм в честь Всех Святых

Перешагнувшая столетний рубеж, ходила по развалинам Оптиной в конце 1980-х и приговаривала: «Благодать! Сколько здесь благодати!»

Войдите через Святые врата в древнюю обитель, начало которой положено в XV веке. Вдохните аромат цветов, которые цветут и радуют взор здесь, когда в окрестностях уже сохнет пожухлая трава.

Полюбуйтесь белоснежным храмом Казанской иконы Божией Матери. Чуть дальше храм-усыпальница в честь Владимирской иконы Божией Матери бережно хранит семь мощей преподобных . Зайдите с благоговением в главный храм обители – чудесный, самый старинный Введенский с его жемчужиной – ракой с мощами великого , чудотворца.

Замрите на короткий миг под перезвон оптинских колоколов. Пусть душа ваша отдохнет от мирской музыки, и пусть захватит дух от пения братского хора.

Сотни людей приезжают в Оптину каждый день. Зачем они едут? Тратят на дорогу деньги, устают в пути… Они едут к ! Помните пословицу: «К пустому колодцу за водой не ходят»?

Приложитесь к мощам Оптинских старцев. Они всё о нас знают, знают лучше, чем мы сами о себе знаем и понимаем. Проникают своим духовным ведением в глубину души, видят прошлое и будущее, боль и скорбь.

Мощи под спудом, тяжелые каменные гробницы… Но вы чувствуете живой ответ! Старцы отвечают вам. Потому что у Бога все живы! Потому что они продолжают душу свою полагать за своих чад! И вы, обратившись к преподобным Оптинским старцам с верой, – теперь тоже под их молитвенным покровом.

Оглянитесь вокруг. Прекрасная обитель, не правда ли? А когда в 1988 году, после 65 лет разрухи, первая братия вошла в эти стены, они увидели только мерзость запустения на святом месте. Крапива в рост человека. Разбитые надгробия. Разрушенные храмы. Всё, что можно было осквернить, разрушить, – было осквернено, поругано, разрушено. Но Господь поругаем не бывает! Оптина восстала из пепла еще прекрасней!

А знаете – почему? Да потому что не может человек разрушить то, что создано по воле Божией!

Тайны Оптиной. Прикоснитесь к ним и попытайтесь понять законы духовной жизни. Мы часто живем в страхе перед завтрашним днем, надеемся на себя, на друзей и родных, на кредит в банке.

А преподобный Моисей и брат его преподобный Антоний надеялись только на Господа. Монахи-пустынники, они приехали сюда по благословению Калужского архипастыря, преосвященного Филарета, в 1821 году и своими руками корчевали пни, очищали от многовековых сосновых деревьев участок, строили небольшие братские келлии и деревянную церковь во имя святого Иоанна, Предтечи Господня.

Преподобный Моисей, будучи в течение 37 лет настоятелем Оптиной, часто начинал многотысячное строительство, имея в монастырской казне всего 10–15 рублей. По нашим мирским меркам – затея несбыточная, невыполнимая.

Практическому человеку, надеющемуся на свой карман, отец Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть».

О чем ему и объявляли люди практические. Такому практическому человеку, возлагающему надежду на свой карман, отец Моисей отвечал: «А про Бога-то ты забыл. У меня нет, так у Него есть».

И таинственным образом появлялись благодетели, которые эти деньги жертвовали. И шло строительство. А также отец-настоятель кормил всех бедных, убогих, помогал всем, кто обращался за помощью.

Когда отец Моисей почил, в ящике стола его, где хранилась монастырская казна, обнаружили один гривенник, и тот закатился куда-то сбоку, так что брат его, преподобный Антоний, только улыбнулся: «Эх, не разглядел батюшка гривенник, а то и его бы истратил на бедных!»

И вот: остался после смерти человека один гривенник – и Оптина, в полном расцвете! Фруктовые сады, расширенные соборы, огромная монастырская библиотека, построенные храмы, трапеза, гостиницы, конный и скотный дворы, семь корпусов келлий, два завода, мельница и знаменитая белая оптинская ограда.

Тайны Оптиной… Преподобный Амвросий исцелял больных и страждущих. Исцелениям не было числа. И эти исцеления старец всячески прикрывал. Однажды чтец, читавший молитвы, страдал сильной зубной болью. Вдруг старец ударил его. Присутствующие усмехнулись, думая, что чтец, верно, сделал ошибку в чтении. На деле же у него прекратилась зубная боль. Зная старца, некоторые женщины обращались к нему: «Батюшка Абросим! Побей меня, у меня голова болит».

Мы очень ценим свое здоровье, заботимся о нем, желаем его родным и близким. А преподобный Амвросий, исцелявший неизлечимые болезни, поднимавший со смертного одра умирающих, сам был болен настолько, что врачи говорили: «Если бы он не был старцем, умер бы в течение получаса!» На нем сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается». Сие есть тайна духовная.

Оптинские преподобные имели все дары Святого Духа: дар духовного рассуждения, дар исцеления душ и телес человеческих, дар прозорливости, дар чудесной молитвы, что как молния возносится к небу. Они могли назвать незнакомого человека по имени, читали письма, не распечатывая, прозревали духом прошлое и будущее человека, открывали на исповеди людям забытые грехи, возвращали слух и речь глухонемым, но главным чудом считали чудо Евхаристии, а главным даром – покаяние – метанойю.

Нам хочется сделать карьеру, быть успешными в жизни, а блестящий полковник Павел Иванович Плиханков генеральскому чину предпочел скромную монашескую келью и стал .

Мы тщимся выглядеть умнее и успешнее, а преподобный Нектарий свое духовное величие скрывал юродством – шутками, чудачеством, неожиданными резкостями или непривычной простотой в обращении со знатными и заносчивыми посетителями. Играл игрушками. Была у него птичка-свисток, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, которые приходили к нему с пустыми горестями. Был волчок, который он давал запускать своим посетителям. Были детские книги, которые он раздавал читать взрослым людям.

Мы всё стараемся выбрать себе жилье поудобнее, работу полегче, отдых покомфортнее, а преподобный Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем, понимая, что это послушание – смертельная угроза. Будучи тяжело больным в ссылке, не стал проситься о переводе в местность с более здоровым климатом, сказав врачу: «Воля Божия да совершается…»

И это всё – тайны Оптиной Пустыни.

Во многих монастырях подвизались старцы, те, кто достиг высот духовной жизни. Но только в Оптиной эстафета старчества, это благодатное чудо, не пресекалась более 100 лет: с 1829 года – приезда в Оптину старца Льва – до закрытия монастыря в 1923 году и мученического окончания земного пути в 1930-х годах последних Оптинских старцев того времени: преподобного Никона и преподобного Исаакия Второго. И это тоже чудо и тайна.

Господь устраивал так премудро, что Оптинские преподобные были воспитанниками старцев, а затем сами наставниками.

Как передавалась эстафета старчества?

Умирает великий старец Амвросий, и для той любви и преданности, которую питали все к нему, было очень тяжело перейти к другому наставнику. Но все давно уже почувствовали, что один дух с почившим старцем живет в его преемнике – преподобном Иосифе. Даже наружность отца Иосифа стала походить на облик отца Амвросия, и это таинственное сближение душ двух старцев ощущалось всеми.

И сознание того, что преподобный Иосиф скажет именно то, что сказал бы отец Амвросий, это духовное единение, видимая осязательная преемственность великого дара старчества, – всё это позволило отцу Иосифу принять эстафету старчества Оптиной Пустыни.

Были Оптинские старцы разными и похожими одновременно. Каждый старец имел свои особенности: благодать не отменяет индивидуальные черты характера, особенности темперамента, но придает им возвышенность и духовность, как огранка бриллианту.

Волевой, сильный, решительный отец Лев, преодолевший все нарекания, гонения, клевету, как ледокол, очистивший фарватер для своих чад. Живой, ласковый, веселый старец Амвросий, дары которого напоминают великих старцев прошлого, воскрешавших умирающих и исцелявших безнадежных. И между ними – «с чистой, любвеобильной и смиренной душой, редкое соединение простоты, тихости и смирения, делавшее его доступным всем и каждому».

Путь старцев в Оптину Пустынь тоже был различным: кто-то пришел в Оптину юношей, как преподобный Иосиф, которому было 24 года, а кто-то, как преподобный Варсонофий, на 47-м году жизни, когда седина уже обильно пробивалась в волосах.

Оптинские старцы могли быть архимандритами, как преподобные Варсонофий, Моисей, Исаакий Первый, а могли не иметь чинов и званий и быть иеромонахами, как преподобные Нектарий, Иосиф, Иларион…

Оптинские старцы заботились не только об иноках монастыря, но обо всех, кого приводил к ним Господь.

Иногда говорят, что мирянам достаточно просто жить по заповедям. Да, заповедь дана нам, но в жизни она может исполняться в разных обстоятельствах по-разному. И не всегда легко понять, что происходит: искушение ли это или то, чего хочет от тебя Господь.

Духовная жизнь не означает только пребывание в облаках… Она заключается в раскрытии законов духовной жизни, насколько они применимы к данному человеку в его ситуации, в его условиях. И Оптинские старцы раскрывали эти духовные законы мирским людям, помогали им понять и осмыслить духовно жизненные обстоятельства, наставляли их на пути к спасению.

Все Оптинские старцы были духовными руководителями мирян. Духовное руководство, окормление происходило лично и через переписку, через духовные наставления.

Старец Иосиф: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией…»

Оптинский старец Иосиф писал: «Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение Милостью Божией… за молитвы великих наших отец».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Оптина пустынь занимает особое место в нашей духовной культуре. О феномене этого монастыря, о его старцах, их заветах и уроках – наша беседа с одним из первых насельников возрожденной в 1988 году Оптиной пустыни, настоятелем ее московского подворья – храма святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе пресс-секретарем Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным).

Братство святых

Отец Мелхиседек, почему именно здесь, в Оптиной пустыни возник феномен старчества? В чем уникальность этой обители?

Об Оптиной пустыни историк Г.П. Федотов однажды сказал, что Саров и Оптина пустынь – два самых жарких костра, вокруг которых грелась вся Россия. Старец Варсонофий Оптинский, в прошлом полковник штаба императорской армии, служил в Казани, и ему оставалось несколько месяцев до производства в генералы – и вдруг он все бросил, чтобы стать монахом. Пожив в Оптиной пустыни, он в духовном озарении написал такие строки:

Ясней здесь небеса и чище их лазурь…

Мирской ярем нося и скорбный совершая

Тернистый жизни путь,

Сподобился я видеть отблеск рая.

Такая вот в Оптиной пустыни сложилась духовная обстановка.

О том, чем удивительна Оптина, один из наших историков сказал так: многие монастыри имели своих подвижников – это и преподобный Сергий, и преподобный Никон, и старец Серафим Саровский, но в Оптиной были не только святые – там было святое братство. Это было уникальное средоточие духовности – целый монастырь!

Епископ Игнатий (Брянчанинов), наш величайший архипастырь, бывший учеником старца Льва, написал о настоятеле Оптиной пустыни архимандрите Моисее такие слова: «Отец Моисей терпеливым ношением немощей братии сумел собрать в Оптиной пустыни такое святое братство, которого не было и, думаю, не будет в России». Это оценка выдающегося архипастыря.

Однажды зажегшаяся свеча разгорелась многими светильниками. Старцы Лев и Макарий были в одно время. Единовременно – два старца! Преподобный Амвросий был духовным чадом старцев Льва и Макария. Учениками старца Амвросия Оптинского были старцы Иосиф, Варсонофий и Нектарий. И дальше-дальше-дальше… И закончилось в 1938 году расстрелом последнего настоятеля, архимандрита Исаакия (Бобракова). Получается, что около 100 лет – не прерывающаяся цепь святых людей. И уникальность Оптиной пустыни состоит в том, что она прославилась не отдельными личностями, а тут создалось целое святое монастырское братство.


Да, были проблемы, искушения, не все так гладко шло, но самое главное – что на протяжении 100 лет светильники эти не прекращались.

О том, что над обителью был особый Промысл Божий, говорит то, что в ней не было ни чудотворных икон, ни чудотворных мощей, ни особых святынь, которые бы привлекали паломников. В Оптину пустынь потянулись за старчеством и богомудрым советом. Именно старцы стали славой обители, животворным духовным родником. Старец Варсонофий Оптинский однажды сказал:

Исчезнет без труда твоя печаль,

И ты увидишь в полном изумленье

Иной страны сияющую даль,

Страну живых, страну обетованья.

Страна живых, страна обетованья.

А как бы вы истолковали эти слова об Оптиной пустыни: «страна живых»?

Почему живых? Смерть может наступить гораздо раньше, чем остановится сердце, чем откажут почки, прекратит свою деятельность головной мозг, – смерть может наступить, когда из жизни уйдет вера, любовь. И наоборот, когда человек живет верой и духом, даже если он лежит как бревно, парализованный, но у него работает голова, работает сердце, – такой человек живее всех живых.

В Оптиной пустыни был слепой и парализованный монах Карп. Братия за ним ухаживали. И был в монастыре такой обычай: в великие праздники приходили братия петь церковные песнопения, и однажды один из них увидел его такое вот несчастное состояние и в духовном сострадании сказал: «Отец Карп, какой же ты несчастный человек! Все лежишь и лежишь!» – «Я несчастный?! Я не несчастный. Я хоть и лежу, да на Бога гляжу». Однажды этот инок сказал старцу Амвросию: «Вот, так жалко отца Карпа… Переживаю о нем: несчастный человек, лежит, да еще слепой. Нужно бы уход за ним организовать потщательней». Старец Амвросий ему отвечал: «Карп хоть слеп, да видит свет» – то есть тут такое мощное состояние человеческой души, которая преодолевает страдание и несет крест с благодарностью. Вот таких людей была целая страна. Страна живых, страна обетования.


«Ничего так не ищет русский человек, как святыни»

Почему же с такой злобой ополчились на святых подвижников в XX веке? Да уже и в XIX-м Церковь и ее святые у многих образованных людей были, мягко говоря, не в чести… Выискивали недостатки, подкарауливали ошибки и падения…

Всю суть негативного отношения к Церкви объясняет Достоевский. Он сказал однажды: «Русский человек ничему так не радуется, как падению праведника, и говорит: “А-а-а! Если такие столпы, если такие светильники пали, то что же спрашивать с нас, простых людишек? Если такие не смогли удержаться, то что мы, простые люди?” И грехопадением праведника оправдывают свой грех и свою нечестивую жизнь».


Но тот же Достоевский пишет: ничего так не ищет русский человек, как святыни и святого, чтобы найти ее и его и поклониться; и говорит: «У меня неправда, у меня грех, у меня беззаконие, но должна же быть где-то эта правда, эта святыня, эта чистота, эта святость?» – взыщет ее и поклонится ей.

И, кстати, Петр I однажды сказал: «Оправдывать свои грехи, ссылаясь на чужие, – это все равно что умываться грязью».

Поэтому тянулись люди в Оптину: потому что тут действительно были подвижники, и не один-два, а целое братство.

Про старца Амвросия Лев Толстой сказал потрясающую вещь: «Этот почти парализованный человек, вечно болящий и на одре лежащий, который еле мог перекреститься, принимал в день десятки и сотни посетителей, еле говоря им что-то на пользу души, и к нему тянулись люди со всех концов России, и мне кажется, что этот человек сделал для духовной жизни России больше, чем все ее бытоулучшители». Лев Толстой несколько раз был в Оптиной. Под конец жизни он был у своей родной сестры – насельницы Шамординского монастыря монахини Марии, и сказал ей: «Знаешь, Машка, я бы согласился пойти в Оптину пустынь и стать там простым послушником – (граф, всемирно известный писатель!) – и выполнять там любую черную работу, но только при одном условии: чтобы эти монахи не заставляли меня молиться!»

То есть самый тяжелый труд – духовный труд. Все что угодно легче: вагоны разгружать… – только не молиться.


Сюда ведь приезжали почти все столпы нашей словесности…

Даже если мы просто перечислим тех, кто вращался вокруг Оптиной, мы поймем ее значение. Одних только писателей сколько сюда приезжало! Гоголь дважды был в Оптиной – в 1850 и в 1851 году; Достоевский в 1876 году – самый продаваемый писатель, самый читаемый писатель, переведенный на многие языки мира. А какое у него потрясающее внутреннее видение человека! В его книге «Братья Карамазовы» узнается Оптина пустынь: то, что он увидел тут, он изобразил в этом романе. Но, конечно, старец Зосима – это не старец Амвросий, но впервые мир позитивно познакомился с монастырской жизнью и старчеством изнутри благодаря Достоевскому. Посещение им Оптиной пустыни сыграло значимую роль в его жизни, в его отношении к вере, Православию и монашеству в целом.

Петр и Иван Киреевские, Аксаковы, Тургенев, философ Соловьев, писатель Поселянин, Сергей Нилус, Алексей Толстой, Царская семья, Елисавета Феодоровна, Константин Романов – все они были в Оптиной пустыни. Из наших современников – Распутин, Солоухин, Белов, Солженицын…

Приезжал, будучи Президентом Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев…

Это было в 2010 году?

Да. В 2010 году Дмитрий Анатольевич Медведев в его бытность Президентом был в Козельске и присвоил Козельску звание Города воинской славы, тогда он посетил и Оптину пустынь, и Предтеченский скит.

Когда в скиту не знали, что ему подарить, привели Дмитрия Анатольевича Медведева в келью старца Амвросия и сказали: «Вот в этой келье, в этом месте жил этот великий человек». И скитоначальник, отец Тихон, подарил ему молитву Оптинских старцев, красиво оформленную, и говорит: «А хотите, я Вам ее прочитаю?» И он прочитал молитву, на что Дмитрий Анатольевич Медведев заметил: «Какая всеобъемлющая молитва!»


В этой молитве есть какая-то простота, мудрость, которая понятна всем, а где просто, там ангелов со сто. Сколько раз мы ее дарили разным директорам кирпичных заводов, руководителям типографий, медикам, военным, и все были очень благодарны! И у многих руководителей, у которых я бывал, видел ее на стене или на столе под стеклом. Она написана в Духе и Духом.

Почему эта удивительная молитва родилась именно в Оптиной?

Потому что Оптина пустынь – это золотая чаша, в которую сливалось все лучшее, духовное вино России. Святые бывали во многих монастырях, а святое братство – только здесь. Старцы жили Богом, дышали Богом, и у старцев Бог был на первом месте, а когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем. Тогда просвещаются ум и сердце, и от избытка сердца уста глаголют такие богодухновенные молитвы.

Бог слушает послушных

Почему нам так важно знать и хранить опыт старцев?

Потому что, кто сам себе советчик, тот сам себе враг. Отец Иоанн (Крестьянкин) мне говорил: «Читайте книги Оптинских старцев: в них вы найдете ответы на все ваши духовные вопросы». Ведь для нас важно иметь мнение святых отцов и в той или иной ситуации его применять, а не от своего ума действовать. Остались труды старцев, их письма, свидетельства об их жизни – сейчас уже многое издано, а спасение, как известно, во многом совете.

Как вы видите феномен старчества?


На могильном памятнике многих людей можно было бы написать следующие слова: они жили и не знали, для чего жили. Оптинские старцы знали, для чего живут. Они знали, может быть, немногое, но они знали почти все о главном, и это знание о главном – это духовная гениальность. Что такое старчество? – Это духовная гениальность. А что такое гениальность? – Это 90% труда и 10% осенения свыше. Это все не на пустом месте возникло. Бог слушает послушных. Каждый из старцев в свое время был учеником. Лучше называться учеником ученика, чем собирать бесполезные плоды своеволия. И за это ученичество, за искреннее послушание Господь дал им дары, которыми они сами потом делились: дар врачевания, дар видения духовной жизни… (Замечу: а самое страшное – это имитация такого дара. Когда люди, этого дара не имеющие, поступали так, как будто они имели этот дар, – руководили человеком, не видя Божией воли о нем.)

Старец Амвросий, бывало, медлил с ответом на заданный ему вопрос: «А я пока не слышу». То есть каждый из Оптинских старцев искал слышания воли Божией. Каждый из них был послушным. А Бог слушает послушных.

У старца Амвросия учителем был преподобный Лев?

Старец Лев, который звал его химерой, пустоцветом, но это уже была особенность старца Льва. Он бесконечно любил его и укорял его для духовной пользы, зная, что тот может это вынести.

«Для монаха укоризна и нравоучение – все равно что для ржавого железа щеточки», – говорил старец Амвросий. Из-за любви старец Лев так поступал. «И ржавчину с меня снимал усердно», – вспоминал старец Амвросий.

А какой из Оптинских старцев вам ближе всего?

Наверное, Лев, Макарий, Амвросий, Варсонофий. Но по характеру все-таки, наверное, Варсонофий и Лев.

Понимать, для чего живешь

Отец Мелхиседек, вы были одним из первых насельников возрожденной в 1988 году Оптиной пустыни. А бывали здесь до этого?

В 1984 году. Я тогда учился в семинарии. И вот выпали выходные дни – 7 и 8 ноября. Когда-то я слышал, что есть такая Введенская Оптина пустынь… И я поехал туда с другом. На Киевском вокзале встретились с еще двумя студентами, которым пришла такая же мысль. Потом двое из этих четырех в 1988 году стали насельниками Введенской Оптиной пустыни – иеромонах Феофилакт (Безукладников), который теперь архимандрит и наместник Новоиерусалимского монастыря, и я.


А что-нибудь Оптинские старцы говорили о будущем возрождении России?

У старца Анатолия Оптинского было пророчество: «Корабль будет разбит, но и на обломках и щепках спасаются. Но не так будет с Россией: волей Божией корабль вновь соберется во всей своей красе и пойдет своим, Богом установленным курсом. Россия воспрянет и материально будет небогата, а духом будет богата, и в Оптиной еще будет семь столпов и семь светильников».

Почему и сейчас не прекращается поток паломников в монастыри?

Иван Ильин сказал: «В душе человека неизбывна тяга к святыне». А Достоевский определил это на века, написав: «Русский человек, если не поймет, для чего ему жить, он и жить не захочет, и скорее изничтожит себя, если даже вокруг будут только одни хлебы». Поэтому люди ищут не хлеба, а ищут смысла. В жизни человека есть два важных дня: день, когда он родился, и день, когда он понял, для чего родился. А люди подчас живут так, как будто никогда не придется умирать, а умирают так, как будто не придется жить. Но напомню: кто сам себе советчик, тот сам себе враг, лучше называться учеником ученика. Поэтому и искали руководства, чтобы не наломать дров. Например, Ф.М. Достоевский в 1876 году после смерти сына Алексея за сотни верст приехал из Питера в Оптину!

Оптина пустынь – это некий духовный фокус, от соприкосновения с которым возгорается дух, как под лупой. Старец Анатолий Оптинский сказал: не отбивайтесь от Оптиной пустыни; скольких она сделала и скольких она еще сделает небожителями!

С архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)
беседовал Никита Филатов

В окружении леса, на берегу реки Жиздры, вдали от шумных городов, где находится Оптина пустынь, стоит старинный мужской монастырь, имевший огромное значение до прихода к власти большевиков.

Сегодня, когда Православная церковь в нашей стране переживает период возрождения, внимание к этой древней обители возвращается.

Многочисленные храмы, закрытые во времена Советской власти, стали доступны верующим. Их великолепная архитектура радует всех, независимо от вероисповедания. Возрождается царство Веры, Надежды и Любви.

Вконтакте

Географическое расположение и место на карте

Оптина Пустынь имеет следующие GPRS-координаты: 54.053416, 35.831969. Расположена в Калужской области.

Паломнические поездки из Москвы по Святым местам России. можно узнать в паломнический центре «К истокам».

От областного центра расстояние составляет 79 километра, от столицы России - 256 километров, от Санкт-Петербурга - 935 км. А самое короткое расстояние от ближайшего городка поз названием Козельск - всего 2000 метров пути.

Краткая история монастыря

На современной территории Калужской области люди жили очень давно. Археологи во время раскопок нашли стоянки людей каменного века. Козельск упоминается в летописях уже в 1146 году.

Небольшой город прославился беспрецедентным отпором татаро-монголам в 1238 году. Семь недель огромное войско не могло взять Козельск. После его взятия городок был сожжен дотла и превращен в пустошь, славные воины и жители убиты.

История монастыря начинается гораздо позже. Точная дата основания монастыря неизвестна, но в 1625 году он уже существовал. Уединенное, безлюдное место среди леса выбрали для монастыря отшельники. В 17 веке здесь были только кельи монахов, да деревянная церковь. В это же время был построен Введенский собор.

Во время правления Петра I монахов почти лишили средств к существованию, отобрав мельницу, переправу через реку, запретили осуществлять ловлю рыбы. А потом монастырь решено было закрыть, правда, не действовал он только 2 года, недолго была пуста обитель.

Митрополит московский Платон

Митрополит московский Платон и Калужский епископ Филарет сыграли огромную роль в возрождении монастыря.

Важно знать: велика роль отца Авраамия, назначенного настоятелем Оптиной пустыни. Именно он ввел в обители тот уклад, который просуществовал до 20 века — времени закрытия обители.

Его забота о материальном благополучии монастыря, ремонте обветшавших церковных сооружений, привлечении верующих из окрестностей за долгие годы его деятельности сделали монастырь известным не только в Калужской губернии, но и за ее пределами.

Московский митрополит Филарет

Важнейшим периодом в жизни Оптиной Пустыни стало время, когда московским митрополитом стал Филарет. Несмотря на высокий духовный сан, Филарет любил тихую, безмолвную жизнь, и поэтому покровительствовал монастырю, часто его посещал.

Обратите внимание: при Филарете в километре от монастыря был построен скит Иоанна Предтечи, который стал местом жизни всех старцев Оптиной Пустыни.

О старчестве на Руси написано множество книг. Это уникальное, чисто русское явление, восходит ко временам Сергия Радонежского. Старец, как правило, священник – монах, который осуществляет духовное руководство и наставничество над людьми, приходящими в обитель. Это руководство происходит в форме бесед или советов, а также в переписке с духовными чадами.

Старцы-отшельники

Филарет пригласил в Оптину пустынь первых старцев-отшельников. Здесь это удивительное явление получило наибольший расцвет, сделав монастырь духовным центром России.

Интересный факт: не архитектурными чудесами, не древними иконами, а великими оптинскими старцами прославился монастырь.

Почти век огромное количество паломников стремилось в Оптинский монастырь для получения советов, наставлений, духовной помощи. Среди посетителей Оптиной было много знаменитостей: Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, философ В.С. Соловьев, В.А. Жуковский, С.Т. Аксаков, Ф.И. Тютчев, П.И. Чайковский, А.Л. Чижевский и многие другие.

Монастырь после революции и СССР

После октябрьской революции духовынй центр России закрыли в 1918 году. Здесь были сельскохозяйственная артель, музей, лесопилка, кожевенный завод, где монахи и старцы работали, а также тайно продолжали религиозную деятельность. В обитель продолжали идти паломники.

Череду различных организаций на территории монастыря сменил Дом отдыха. В 1939 году здесь сделали концлагерь . Он вмещал в себя более пяти тысяч поляков, которых подвергли расстрелу в Катыни.

С началом ВОВ необходим был госпиталь для раненых, место под которое выбрали именно Оптинский монастырь. Уже спустя три года после начала войны переделали госпиталь в лагерь НКВД, предназначавшийся для пленных советских офицеров, вернувшихся из Германии на родину. В 1949 году лагерь сменила военная часть.

1987 год - год возвращения Оптиной Пустыни Русской Православной церкви. Самая первая литургия была отслужена в июне 1988 года в надвратной башне. Предстояли долгие годы работы по восстановлению святой обители.

Современное состояние монастыря

Введенский собор

Сразу после передачи обители церкви, началось ее восстановление. Возглавил работы старец Илий. Речь шла не только о возвращении храмам их первоначального вида, но и о духовном возрождении обители, о возвращении Оптиной ее значения как важнейшего центра православия.

Сегодня на территории располагается 8 действующих церквей в прекрасном состоянии. Восстановлены, помимо храмов, и другие постройки:

  • Введенский собор является главным храмом монастыря. Рака со святыми мощами преподобного Амвросия расположена в северном пределе, рака со святыми мощами о. Нектария - в трапезной;
  • Владимирский храм был построен заново на месте не сохранившегося больничного храма. Этот храм-усыпальница семи великих старцев обители: Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия;
  • Восстановлен и скит, где жили оптинские старцы. Но доступ в него закрыт для всех, кроме иноков, служащих богослужения день и ночь;
  • Лазаретная башня соседствует с больничным корпусом. Здесь на сегодняшний день открыта гостиница для паломников.

А как же старцы? Есть ли они сегодня в обители?

Это интересно: старец Илия, проживший в обители 20 лет, сегодня является духовником святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, духовником Троице-Сергиевой лавры и Оптиной Пустыни. Учитывая почтенный возраст старца – ему 85 лет – и обремененность делами духовника, он практически неуловим и недоступен для простых людей.

Но слава обители по-прежнему велика. Сюда стремятся паломники, верующие, желающие стать трудниками монастыря, в поисках покоя и смысла жизни. С 14 июля 2018 года наместником монастыря является епископ Можайский Леонид.

Оптинские старцы

Скит, построенный при Филарете, стал местом, где жили оптинские старцы. Это место на полтора века стало источником благодати для сотен людей, приезжавших сюда.

Оптинский старец отец Амвросий

О 14 старцах, которые в 19-20 веках жили в ските, сохранилось много письменных свидетельств, книг, воспоминаний. Очень многое стало известно, благодаря архиву обители, который в 1928 году был вывезен поэтессой Н. Павлович в библиотеку им. Ленина.

Старцы были не только духовными учителями своих прихожан. Многие из них обладали даром предвидения, целительства. Известно множество документально подтвержденных случаев излечения ими смертельно больных.

Среди всех оптинских старцев отец Амвросий выделяется своей подвижнической жизнью. Масштабы духовного наставничества о. Амвросия поражают. Каждый день у его скромной кельи собиралась толпа людей со всех концов России и из-за границы. Кроме личных бесед, о. Амвросий вел обширную переписку, при этом он был очень больным человеком.

В дневнике о. Амвросия сохранились записи о том, как непосилен ему труд старчества, об отсутствии достаточного времени на молитву, об отсутствии сил одолеть дорогу до монастыря. За свое служение о. Амвросий получил редкую награду – золотой наперстный крест.

Женский Шамординский монастырь

О. Амвросий стал основателем женского Шамординского монастыря, который существует и сегодня. Здесь священник проводил много времени, находя так необходимое ему уединение и покой.

Отец Нектарий

К началу революции в скиту жили три старца: Нектарий, Никон и Анатолий II. Их судьба сложилась по-разному:

  • О. Нектария арестовали в 1923 г., заключили под стражу, затем потребовали выехать за пределы области. О. Нектарий послушался, он направился в Брянскую область и поселился там у своего духовного сына. Даже в эту далекую деревню к о. Нектарию приходили духовные чада. Он скончался в 1928 году от болезней. Через семь лет на кладбище прибыли грабители, желающие найти сокровища и обогатиться. Разрыв могилу старца, они увидели нетленное тело;
  • О. Никон после закрытия монастыря много работал, пытаясь обеспечить пропитание оставшимся монахам. В 1924 году он переехал в Козельск и служил в Успенском храме. В 1927 году о. Никона арестовали и после трехлетнего заключения в лагере «Кемьперпункт», в невыносимых для жизни условиях, отправили на Север, на Пинегу. Он умер в 1931 году от туберкулеза на руках оптинского монаха в возрасте 43 лет;
  • о. Анатолий Потапов продолжал свою религиозную деятельность в Козельске и его окрестностях, несмотря на большевистский запрет служить. Уехать он отказался и в 1923 году состоялся его арест. Всего их было несколько в жизни о. Анатолий II, в результате он был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в 1938 году.

Так закончился удивительный век старчества. Прервалась традиция, возрождение которой займет очень много времени.

Монастырь в духовной жизни России

Оценить огромную значимость в жизни России можно на примере влияния посещения обители на мировоззрение и творчество трех великих писателей – Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского:

  • Н.В. Гоголь трижды посещал монастырь. Время первого визита совпало с глубоким духовным кризисом, усугубленным болезнью. Писателя, уже написавшего свои лучшие произведения, мучают сомнения в правильности выбранного поприща. Гоголь чувствовал в себе призвание монаха, мечтал жить в Оптиной Пустыне, молиться за грехи людей. Гениальный дар писателя противоречил его религиозным убеждениям. В этом заключалась его трагедия. Но старцы, многие из которых были людьми очень образованными, и, конечно, читали его произведения, сделали все возможное, чтобы литературный мир не потерял писателя. Долгие беседы с о. Макарием, о. Порфирием и монахами монастыря благотворно повлияли на Николая Васильевича. Отец Порфирий впоследствии вёл продолжительную переписку с писателем, был его другом и наставником;
  • Лев Толстой посещал обитель несколько раз. Однажды он со спутниками пришел сюда пешком. Взаимоотношения великого писателя с церковью были сложными. Даже неоднократные беседы со старцем Амвросием не вернули его в лоно православия. Но вот странность: не соглашаясь со старцами в религиозных вопросах, писатель считал посещение обители очень важным событием своей жизни;
  • В 1878 году здесь проживал некоторое время великий Фёдор Михайлович Достоевский. У писателя от эпилепсии умер младший, горячо любимый отцом, сын Алёша. В монастыре писатель познакомился и пообщался с о. Амвросием, ставший прототипом старца Зосимы в последнем романе писателя «Братья Карамазовы».

Что обязательно нужно посетить и увидеть

Мощи о. Амвросия и о. Нектария

К сожалению, из-за трагической истории монастыря старых построек на его территории почти не осталось. Все пришлось восстанавливать заново, практически из руин. И все же здесь есть очень много важных святынь, посмотреть на которые будет полезно и интересно даже неверующему человеку.

Монахи обители сделали очень много для возвращения духовности этому святому месту. Это чувствует любой человек, независимо от веры, оказавшийся здесь.

Итак, что же стоит посетить:

  • Приехав в обитель, надо обязательно побывать на службе в главном Введенском соборе. Особенно торжественны службы во время церковных праздников, а также в Дни памяти великих оптинских старцев. В храме можно поклониться мощам о. Амвросия и о. Нектария, помолиться, просто постоять или поставить свечку у чудотворной иконы Казанской Божьей матери, которая находится справа от алтаря;

Имейте в виду: территория скита закрыта для посетителей, но пройти дорогой, по которой старцы ходили на молитву, значит какой-то степени проникнуть в их мир.

Владимирская церковь

  • За Введенским собором расположена Владимирская церковь с маленьким синего цвета со звездами куполом. Здесь находятся мощи шести великих старцев Оптиной;
  • Святые монастырские источники славятся многочисленными исцелениями и чудесами. Три источника Оптиной не исключение:
  • Один из них, самый знаменитый, расположен на территории обители, в честь Пафнутия Боровского Чудотворца;
  • Источник в честь о. Амвросия находится недалеко от скита;
  • Третий источник в честь Сергия Радонежского — сероводородный. Он был недавно вновь открыт монахами. Здесь есть купальня, погружение в воды которой дает необыкновенный прилив сил.

Из любого источника стоит не только попить святой воды, но и взять её домой. Святая вода будет стоять долго. Её нужно пить по утрам, прочитав особую молитву перед принятием святой воды, или в случае болезни членов семьи. Но всё нужно делать с верой. А сколько людей обрело веру, благодаря посещению Оптиной пустыни, наверное, и не сосчитать…

Информация для паломников и туристов

Как добраться

Электричкой или автобусом можно доехать от столицы до

К нему шли за советом и утешением, и никому старец не отказывал в помощи, своим вниманием и теплом согревал всех приходящих. Выходил из его кельи человек, на крыльях летел, мир казался ему обновленным.

Старчество стало отличительной чертой Оптиной Пустыни. Слава об этом монастыре и ее старцах разносилась по всей России и за ее пределами.

Первый

Первым старцем в Оптиной Пустыни был Преподобный Лев Оптинский (Л.Д. Наголкин), человек крупного телосложения, с зычным голосом и копной густых волос. Резкий и стремительный. Вместо долгих уговоров, старец порой одним словом выбивал у посетителя почву из-под ног, заставляя осознать свою неправоту и раскаяться. Он, как психолог, знал, каким способом достичь своей цели.

Преподобный Лев Оптинский не только исцелял душу, но и врачевал. Многих немощных он спас от смерти. Успешно лечил старец Лев и бесноватых (одержимых бесом). Под конец жизни он предсказал, что Россия перенесет много горя и потрясений. Святые мощи преподобного Льва находятся во Владимирском храме монастыря.

Старец Макарий

Иеросхимонах Макарий (М. Иванов) - ученик Преподобного Льва Оптинского. Был он огромного роста, с некрасивым лицом, побитым оспой, косноязыкий. Обладал даром ясновидения. Увидев человека в первый раз, мог сразу назвать его по имени. Отвечал на письма раньше, чем их получал.

Письма он писал с утра до вечера. В них заключены и ответы на многочисленные духовные вопросы. Они и сегодня полезны и интересны.

Преподобный Макарий в монастыре создал и возглавил группу ученых и литераторов (монахов и мирских людей). Они переводили древние духовные писания. Под влиянием старца Макария в России возникла школа издателей и переводчиков духовной литературы. К нему на исповедь приезжали писатели Толстой и Гоголь.

Народ за этим старцем ходил толпами, люди мечтали хотя бы через окно увидеть его. Он всех одаривал своей любовью. Усталый и больной, Преподобный Макарий до самой смерти принимал паломников.

Преподобный Илларион Оптинский

Иеросхимонах Иларион (Р.Н. Пономарев) прекрасно распознавал и лечил душевные болезни покаянием. К нему люди ехали за советом в трудных жизненных ситуациях. Мудрость старца просто поражала: говорил он очень мало, но его слова имели великую силу.

Однажды к Преподобному Илариону Оптинскому обратился брат купца. Молодой купец был вдовцом и просил благословить его на второй брак. Старец посоветовал отложить свадьбу на год и сказал, что купец вскоре сам приедет в Оптину Пустынь. Купец не послушался. Его новая жена умерла через три недели. Через некоторое время сам он приехал в обитель и принял .

А еще старец Иларион любил работать в саду: он прививал деревья, высаживал цветы. Монахи и пришлые люди любовались и восхищались прекрасными цветниками Оптиной Пустыни, выращенными трудами одного человека.

Оптина Пустынь стала единственным местом в России, где общество людей достигло наивысшей степени духовности. Не каждый монах, а все братство. Было немало святых Руси, но святое братство под руководством старцев – только в этом монастыре.

Чудесами излечения от телесных и душевных болезней, всепоглощающей любовью к людям, смирением и всепрощением знамениты оптинские старцы.

СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ


По преданию, монастырь Оптина пустынь основан недалеко от города Козельска на берегу реки Жиздры в конце XIV - начале XV вв.. Основателем обители был гроза окрестных лесов, разбойник душегубец по имени Опта (Оптия), впоследствии раскаявшийся и принявший монашество с именем Макарий.

Несколько раз обитель переживала периоды кризиса и упадка. Известно, что в 1773 году в монастыре было всего два монаха — оба глубокие старики. Но в 1821 г. обстановка изменилась, наступило возрождение обители после устройства калужским владыкой Филаретом Свято-Иоанно-Предтеченского скита при монастыре. Калужский архиерей обратился к известному старцу иеросхимонаху Афанасию, ученику великого молдавского старца преподобного Паисия Величковского, жившему с братией в Рославльских лесах. Епископ предлагал старцам избрать уединенное место на территории обители «для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних св. отцов пустынножителей». По благословению отца Афанасия в Оптину пустынь из Рославльских лесов прибыли отшельники во главе с братьями Путиловыми — будущими преподобными оптинскими старцами Моисеем и Антонием. Они поселились на монастырской пасеке, восстанавливая обитель.

С тех пор Оптина Пустынь стала, по выражению о.Павла Флоренского, «духовной санаторией многих израненных душ». Там поселились привыкшие к уединению пустынники, а духовной жизнью стали заведовать старцы, в то время как настоятель был только администратором.

Первоначально братство Свято-Введенского скита состояло из 6 человек: о.Моисея (Путилова), ставшего начальником скита, его брата о.Антония (Путилова), о.Савватия, послушника Иоанна Дранкина, а также схимонаха Вассиана и монаха Илариона.

Оптина пустынь создавалась полностью на тех началах, которые проводил в своей деятельности прп.Паисий (Величковский; 15/28 нояб. 1794), выходец из Полтавской губернии, переводчик и составитель славянского варианта знаменитого духовного свода "Добротолюбия". У преп.Паисия все было обращено на внутреннюю сторону иноческой жизни, самоусовершенствование духа. Им было введено старчество и обязательное изучение святоотеческих творений как основания, на котором должна созидаться жизнь всякого инока. Преп.Паисий сделал такую широкую постановку старчества, какой не имело оно ни в одном монастыре в XVIII веке - ни в русском, ни в афонском. В русских монастырях к первой половине XVIII века старчество было забыто. В это время не существовало старчества также и на Афоне, что видно из жития преп.Паисия, который не нашел себе на Афоне наставника, искусного в Божественных и отеческих писаниях. Но духовное руководство иноками не было забыто в Молдавии: здесь в отдельных скитах существовало старчество, здесь преп.Паисий уяснил и необходимость внутреннего духовного подвижничества. Но старчество существовало в отдельных небольших скитах, и нужно было, чтобы явился человек, каковым и стал преп. Паисий, который бы силою своего слова, силою своей энергии и влияния ввел его в общежительную жизнь монастырей как основной его нерв, упрочил бы его в общежительном строю иноческой жизни.

Переняв опыт преп.Паисия, Оптина Пустынь возрастила целую лествицу старчества, которая возводила целые поколения русских людей в Царство Небесное.

Первым великим Оптинским старцем стал иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) , прибывший в скит в апреле 1829 года, человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Богатырь духовный, нелицеприятный, иногда даже резкий в слове. Именно к нему обращались за духовной помощью не только братия, но и многие миряне из разных сословий и званий, жившие в далеких российских губерниях. Отец Лев (в мантии Леонид) был родом из купеческой семьи города Карачаева Орловской губернии, в Оптину пустынь прибыл уже на склоне лет. В молодости он обладал баснословной силой, но и теперь был высокого роста, говорил басом, немного юродствовал, шутил, но это всегда имело скрытый назидательный смысл. Он читал в душе каждого из приходивших к нему забытые тайные грехи, сокровенные помыслы.

- Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращение к тебе других, если же ты не видишь в них любви, то это потому, что ты сам в себе любви не имеешь.

Преемником старца Льва стал его ученик и сотаинник иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788-1860) , сохранивший и в старческом служении особую деликатность, скромность характера, привлекшие в Оптину писателей. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях - это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение - все есть, нет смирения - ничего нет», - говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.

- Вам хочется не только быть хорошею и ничего не иметь худого, но и видеть себя таковою. Желание похвально, а чтобы видеть свои добрые качества, это уже есть пища самолюбию…

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) - кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители: стену-ограду с семью башенками, новые братские корпуса, трапезную, библиотеку, гостинницы, конные и скотный дворы, черепичный и кирпичный заводы, мельницу, братское кладбище и весь скит. И нередко все это строилось только для того, чтобы дать работу и прокормить местных жителей в голодные годы. При нем развели огромные огороды и фруктовые сады. Этим помогли бесчисленные паломники притекавшие в Оптину, зато других кормили бесплатно, даже когда и сам монастырь нуждался. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.

- Если кому когда милование какое-нибудь сделаете — за то помилованы будете.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) - брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку, - говорил он перед своей кончиной.

- Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: “Стерплю это я для Иисуса Христа!”. Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно.

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) - ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, - вспоминает духовное чадо старца, - мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный...». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.

- Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце.

- Замечания делай не давая пищи собственному самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что требуешь от другого.

Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) - великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Под шутливостью скрывавший великие духовные дарования, "столп старчества" Оптиной. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.

- Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем.

- Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.

- Всякий, хоть и маленький грешок надо записывать, как вспомнишь, а после каяться. Оттого некоторые долго не умирают, что задерживает какой-нибудь нераскаянный грех, а как покаются, так облегчаются... а то мы откладываем: то грех мал, то стыдно сказать или после скажу, а придем каяться и нечего сказать.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) - скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения и молитвенного делания. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.

- Мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать.

- Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка... и гадят.

- Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно — об этом мы не знаем. Он — Один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись и веруй.

- Пожалей, и не осудишь.

Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) - приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя - двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.

Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) - ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.

- Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начнем роптать.
- Что трудом приобретается, то и бывает полезно.
- Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) - скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Умудренный долгой жизнью в миру, умел видеть "знамения времени" и наставлял своих духовных чад в готовности "пострадать за веру даже до смерти". Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.

- Не беспокойтесь! За Церковь не бойтесь! Она не погибнет: врата адовы не одолеют ее до самого Страшного суда. За нее не бойтесь, а вот за себя бояться надо, и правда, что наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда — гибель.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922) - любвеобильный батюшка, прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.

- Говорят, храм скучен. Скучен, потому что не понимают службы! Надо учиться! Скучен, потому что не радеют о нем. Вот он и кажется не своим, а чужим. Хотя бы цветов принесли или зелени для украшения, приняли бы участие в хлопотах по украшению храма — не был бы он скучен.

- Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!

Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853—1928) - последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители. Незадолго до революции старец стал ходить с красным бантом, предсказывая грядущие события. У него была птичка, которая свистела, и он заставлял в нее дуть взрослых людей, пришедших с пустыми горестями; имелся волчок, который он заставлял запускать известного профессора; были детские книжки, которые старец давал читать представителям интеллигенции. В начале ХХ в., ознаменовавшегося интеллектуальной революцией, преподобный советовал жить и учиться так, чтобы ученость не мешала благочестию.

- Главное, остерегайтесь осуждения близких. Когда только придет в голову осуждение, так сейчас же со вниманием обратитесь: “Господи, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего”.

- Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, не он ей, то есть человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему.

- Ищите во всем великого смысла!

Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) - исповедник веры, выросший в меру старца в тридцатилетнем возрасте, ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.

- Молитвенное правило пусть будет лучше небольшое, но исполняемое постоянно и внимательно...

- На кощунствующих надо смотреть как на больных, от которых мы требуем, чтобы они не кашляли и не плевали...

- Не надо давать волю своим чувствам. Надо понуждать себя обходиться приветливо и с теми, которые не нравятся нам.

- “Иисусова молитва” заменит крестное знамение, если почему-либо нельзя будет возложить его.

- Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых Тайн? — сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя — Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое не достоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их, хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству.

- Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому. Печаль исходит от привязанности к видимым вещам.

- Никогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем.

- Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага — диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей...

- Всякое дело, каким бы ничтожным оно вам ни казалось, делайте тщательно, как пред лицом Божиим. Помните, что Господь видит все.

- Терпение есть непрерывающееся благодушие.

- Спасение ваше и погибель ваша — в ближнем вашем. Спасение ваше зависит от того, как вы относитесь к своему ближнему. Не забывайте в своем ближнем видеть образ Божий.

Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) - последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе, твердо стоя в своем исповедании: “От креста своего не побегу!”

В тридцатых годах, во время гонений на церковь многие иеромонахи были арестованы, но и в тюрьмах и лагерях благодаря молитвенникам Оптинской Пустыни продолжали теплиться в сердцах людей любовь и вера. В 80-х годах ХХ века возродилась духовная жизнь Святой Обители, возродились и традиции Оптинского Старчества. Нескончаем поток паломников в Оптину Пустынь и по сей день.

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославления преподобного Амвросия Оптинского, а 10 июля 1998 г. были обретены мощи преп. Амвросия вместе с мощами ещё шести Оптинских старцев.

26-27 июля 1996 г. тринадцать Оптинских Старцев были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни. В 2000 году преподобные Оптинские Старцы были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Православный народ всегда чувствовал соборность оптинского благочестия, недаром одна из любимых молитв та, которая долго переписывалась верующими от руки, а теперь уже неоднократно издана, названа "Молитва оптинских старцев", без определения авторства. И в этой молитве отразился особый "оптинский дух", который и сейчас жив в стенах обители. Прежде всего, это отсутствие какого-либо показного благочестия, жизнерадостность в в отношениях с людьми при спрятанности внутренних борений; это святая простота, нелюбовь к "высокому штилю", житейская опытность и все покрывающая любовь, но при строгости к разрушителям Православия.

И еще одна черта, очень важная для нашего времени - "историческая жизнерадостность". Все старцы оптинские говорили и писали о грядущих бедствиях, их пророчества были очень конкретные и многие из них уже сбылись, но тон пророчеств, общее настроение при разговорах об испытаниях и даже о конце времен непременно проникнуты упованием на милость Божию к верующим. Старцы верили в будущее духовное возрождение России и повторяли, что при любых скорбях надо помнить, что "любящим Господа все содействует ко благу" и "вообще всякое торжество зла над добром бывает только мнимое, временное", потому что "зло уже побеждено Самим Спасителем нашим Сыном Божиим Иисусом Христом".

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва Оптинских старцев



Тропарь Собору преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, глас 6:
Православные веры светильницы, /монашества непоколебимии столпи,/ земли Российския утешителие, /преподобнии старцы Оптинстии,/ любовь Христову стяжавшии и души своя за чада полагавшии,/ молитеся ко Господу,/ да утвердит земное отечество ваше в православии и благочестии/ и спасет души наша.

Кондак, глас 4:
Воистину дивен Бог во святых Своих,/ Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый,/ идеже богопросвещеннии отцы,/ тайныя сердца человеческого ведуще,/ народа Божия печальницы доблии явишася:/ сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша,/ в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша/ и Божией премудрости научиша,/ страждущим и немощным спострадаша и исцеления дароваша,/ ныне же, во славе Божией пребывающе,/ молятся непрестанно о душах наших.

Док.фильм «НЕИЗВЕСТНАЯ ОПТИНА» (2017)

Док.фильм «МОНАСТЫРИ РОССИИ. Оптина Пустынь.» (2016)

Фильм 1-го канала «ОПТИНА ПУСТЫНЬ» (2016)