Астрология Камни Магия

Рпсц проповедь корнилия на лазареву субботу. Лазарь четверодневный

Всех вас, дорогие братья и сестры, с Лазаревой субботой! Сегодня мы чествуем святого Лазаря Четверодневного. Но больше, конечно, чествуем то событие, которое связано непосредственно с ним, о котором мы читаем в евангелии от Иоанна (Ин. 11, 1–45), где говорится, что практически накануне Своих Крестных Страданий Спаситель, придя в Вифанию, воскресил мертвеца, уже четыре дня находившегося во гробе.

Событие очень просто излагается евангелистом Иоанном. И в нём мы получаем откровение о том, что для Господа нашего Иисуса Христа не составляет совершенно никакой сложности воскресить мертвеца. Более того, Священное Писание оговаривает, что Господь, находясь с учениками далеко от Вифании, специально выжидает время, для того чтобы умер Лазарь Четверодневный, пока ещё болеющий. И только после того, как он умирает, после того, как его погребают, Господь идёт со своими учениками в Вифанию, практически уже во Иерусалим, для того чтобы Лазаря воскресить.

Слова Христа: «Друг наш Лазарь успе» (см.: Ин. 11, 11), — свидетельствуют о том, что для Бога так же легко воскресить мёртвого, как разбудить спящего. И ученики даже не понимают: когда они слышат, что Господь им сказал: «Друг наш Лазарь уснул», — они радуются и говорят: «Хорошо, если заснул, значит, к выздоровлению» (см.: Ин. 11, 12). И только после того, как Спаситель осознал, что ученики не понимают того, что Лазарь умер, Он им уже открыто говорит: «Друг наш Лазарь умер» (см.: Ин. 11, 14).

Ученики Христовы несмотря на всё их пристрастное отношение к тому Царству Мессии, о котором они мечтали, прекрасно понимают, что Христу во Иерусалиме и в Вифании уже угрожает преждевременная опасность. И Фома, апостол, говорит: «Хорошо, пойдём и мы с Ним и вместе там умрём» (см.: Ин. 11, 16).

Это, конечно, свидетельствует о том, что не всё так плоско понимали апостолы. Они уже осознали, что Христу надлежит войти во Иерусалим, для того чтобы умереть. И в этом смысле чудо воскрешения Лазаря очень внятно каждому из нас отвечает на вопрос, как ответило апостолам, зачем ещё Христос это чудо совершает. В тропаре этому празднику мы с вами читаем: «Общее воскресение, прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». То есть в данном случае это воскрешение Лазаря свидетельствовало о необычайной, необыкновенной силе Иисуса Христа, силе как Бога. О том, что, если Он имеет возможность без труда воскресить мертвеца четверодневного, такого мертвеца, о котором его родная сестра засвидетельствовала, что он четверодневен и уже смердит, то, значит, у Бога найдутся силы и способности воскресить Самого Себя, - как это ни странно, даже ни безумно будет звучать.

Действительно, совершается величайшее чудо. Чудо, которое вряд ли когда-то кто-то сможет повторить, потому что труп уже начал разлагаться. Это значит, что все физиологические процессы, которые протекали в человеке, были окончательно нарушены, атрофированы; они уже исчезли. Тлеть начал человек. Какая должна быть Божественная струя благодати, которая вошла в этого мертвеца, если он не просто воскрес, пришёл в себя и остался лежащим на одре, допустим, — нет! — а когда в открытую пещеру с отвалённым камнем Божественная сила вынесла этого мертвеца, связанного порукам и по ногам! Выйти ему как обычному человеку было нельзя, потому что обвязка была настолько сильной и настолько пропитанной бальзамическими смолистыми веществами, что развязаться человеку с завязанными руками не представлялось возможности. В данном случае всё это свидетельствовало о необычайной силе Воскрешавшего этого мертвеца.

И для каждого из нас это тоже уверение в том, что некогда Господь Своею Божественною силою найдёт возможность, не посоветовавшись с нашим разумом или с разумом учёных, биологов и химиков, которые говорят об остановке каких-то там биологических процессов, сможет воскресить каждого из нас и поставить перед Собой. И Божественная сила в независимости от того, где, как, когда мы будем находиться, вновь воссоздаст естество, соединит его с духом и с душой и поставит перед Господом.

О том, почему Господь совершает это чудо воскрешения, говорит ещё один очень интересный факт. В этом евангелии, как говорят библеисты, содержится самый короткий стих, т. е. самое короткое пронумерованное предложение, которое имеется во всём Новом Завете. Это два слова: Прослезися Иисус (Ин. 11, 35). То есть Богочеловек на гробе Лазаря заплакал.

«Почему?» — спрашивают многие исследователи, толкователи. Сказать о том, что Ему стало жалко Лазаря в силу того, что смерть пожала его как свой плод? Наверное, нельзя так говорить. Апостол Павел уже на заре христианства, обращаясь к верующим, говорил такие слова: Братие, не хощу вас неведети о умерших, да не скорбите, якоже и прочии не имущии упования (1 Сол. 4, 13 ; см. также «Последование отпевания мирян »). Тогда мы должны признать, что Христос как никто другой – как Имеющий упование – не мог об этом скорбеть. Почему же Он заплакал? Конечно, по любви.

Писание говорит о том, что Он любил Лазаря, Он любил Марфу и Марию. По-человечески Он был привязан к ним, а они были привязаны к Нему. И Господь плакал по той причине, что Он очень чётко осознавал, что человечество настолько опутано узами, паутиной вечной смерти, что разорвать эту паутину, эти узы человечеству не представляется возможности самостоятельно.Своих собственных сил не хватит! И то, как погибает человек не от смерти физической, а именно от вечной смерти – вот что ужасало Христа!

Сам факт боговоплощения свидетельствует нам как раз о том, что по любви, по милосердию к человеку, к человеческому роду приходит Христос, для того чтобы избавить его от уз вечной смерти. Но как удивительно поступает Христос! Ведь Он не только человек, Он ещё и Бог. Он мог бы благословением – с неба! – над всем человечеством избавить всех от вечных страданий и мук. Или Он, не только Всемогущий, но и Вездесущий, понимая, что страдает не только иудейский народ от вечной смерти; есть, может быть, и гораздо более худшие очаги, где существует человечество (ведь, это всё-таки был богоизбранный народ), мог бы прийти и воплотиться где-то в другом народе. Или, по крайней мере, воплотившись (гипотетически ведь мы это допускаем), Он мог бы поступить так: проповедовать иудеям, потом пойти к язычникам и научить их, как нужно поступать и что нужно делать. Но нет, Господь так не делает! Он подвизается в малоизвестном народе в то время для вселенной, для Римской империи. В никому неизвестном народе.

Он проливает Свою Пречистую Кровь, и, конечно, мы можем уверенно говорить, что в тот момент мало кто во вселенной узнал об этом событии. Это значит, что Богочеловек, имеет и имел величайшую веру в то, что дело Его не погибнет и не пропадёт. «Конечно, как и может быть, по-другому?» — скажем мы. Но за этим открывается другой очень важный момент. Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, очень верит в нас. Он верит в то, что мы примем Его слово, что мы сердцем откликнемся на Его подвиг, совершённый ради каждого из нас, и пойдём по тому пути, который предписал Он для нас и для нашего спасения. То есть оказывается так, что, если не всякий человек верит в Бога и хочет верить в Него, то Бог, напротив, верит в каждого человека и надеется - и поэтому Он совершает то, что совершил.

И в сегодняшний день, когда мы лицезреем, когда мы переживаем это как духовную реальность; когда, наверное, ликует сердце каждого верующего человека от осознания того, что совершено, о чём свидетельствуется в этом чуде, мы, конечно, благодарим Господа за то, что Он и каждому из нас даёт возможность приобщиться к тем важнейшим, главнейшим - духовным - переживаниям.

«Общее воскресение, прежде Своея страсти уверяя…» Он уверяет сегодня, Он уверил многих из нас в том, что это будет, что никуда мы не денемся, и Господь Своею силою, Своим всемогуществом и любовью в независимости от того, когда мы умрём, через сколько будет всеобщее воскресение, [воздвигнет нас от смерти], мы будем поставлены на этот суд. А это значит, что есть, за что подвизаться; есть, о чём думать; есть, как спасаться.

Желаем всем нам, чтобы эти светлые мгновения, которые дарит нам сегодняшнее богослужение, когда мы чествуем Лазаря Четверодневного, говорим о воскрешении его нашим Господом, как можно глубже проходили в наши умы и сердца, просветляя их и вдохновляя нас на истинное, неленостное, и, самое главное, на нелицемерное исполнение заповедей Божиих. Аминь.

Проповедь произнесена в храме иконы Божией Матери
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще

в субботу 6-й седмицы, ва́ий.
(Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря).

ЛАЗАРЬ ЧЕТВЕРОДНЕВНЫЙ. НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О ВОСКРЕСШЕМ ЛАЗАРЕ И ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ

Воскрешение Лазаря – величайшее знамение, прообраз Всеобщего воскресения, обещанного Господом. Фигура же самого воскресшего Лазаря остается как бы в тени этого события, а ведь он был одним из первых христианских епископов. Как же сложилась его жизнь после возвращения из плена смерти? Где его могила и сохранились ли мощи? Почему Христос называет его другом и как же получилось, что толпы свидетелей воскрешения этого человека не только не уверовали, но донесли на Христа фарисеям? Рассмотрим эти и другие моменты, связанные с удивительным евангельским чудом.

Воскресение Лазаря. Джотто.1304-1306 гг.

Знаете ли вы, что на похоронах Лазаря присутствовало много людей?

В отличие от одноименного героя из притчи «О богаче и Лазаре», праведный Лазарь из Вифании был реальным человеком и к тому же – не бедным. Судя по тому, что у него были слуги (), его сестра помазывала ноги Спасителя дорогим маслом (), после смерти Лазаря положили в отдельную гробницу, и его оплакивало множество иудеев (), Лазарь, вероятно, был состоятельным и известным человеком.

В силу знатности семья Лазаря пользовалась, по-видимому, особенной любовью и уважением среди людей, так как к осиротевшим после смерти брата сестрам пришли оплакивать их горе многие из иудеев, живших в Иерусалиме. Святой град находился стадиях в пятнадцати от Вифании (), это около трех километров.

«Дивный Ловец человеков избрал непокорных иудеев очевидцами чуда, и те сами показали гроб умершего, отвалили камень от входа в пещеру, вдохнули смрад разлагающегося тела. Своими ушами услышали призыв мертвецу воскреснуть, своими глазами увидели первые его шаги по воскресении, своими руками развязали погребальные пелены, убедившись, что это не призрак. Что же, все иудеи уверовали во Христа? Отнюдь. Но пошли к начальникам, и «с этого дня положили убить Иисуса» (). Так подтвердилась правота Господа, изрекшего устами Авраама в притче о богаче и нищем Лазаре: «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ()».

Святитель Амфилохий Иконийский

Знаете ли вы, что Лазарь стал епископом?

Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием (слепым, исцеленным Господом) приплыл к берегам Кипра. Будучи до воскрешения тридцати лет от роду, он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра (из жития Лазаря Четверодневного).

Предание говорит, что после воскрешения Лазарь хранил строгое воздержание, и что епископский омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав его Своими руками (Синаксарь).

«Действительно, неверие начальников иудейских и более влиятельных учителей Иерусалима, не уступившее столь разительному, явному чуду, совершенному на глазах у целой толпы народа, есть явление изумительное в истории человечества; с этого времени оно перестало быть неверием, а стало сознательным противлением явной истине («ныне же и видеша и возненавидеша Меня и Отца Моего» ()».

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Церковь святого Лазаря в Ларнаке, построенная на его могиле. Кипр

Знаете ли вы, что Господь Иисус Христос называл Лазаря другом?

Об этом повествует Евангелие от Иоанна, в котором Господь наш Иисус Христос, желая идти в Вифанию, говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул». Именем дружбы Христа и Лазаря Мария и Марфа призывают Господа помочь брату, говоря: «Вот, кого ты любишь, болен» (). В толковании блаженного Феофилакта Болгарского Христос намеренно делает акцент на том, ради чего Он хочет идти в Вифанию: «Так как ученики боялись идти в Иудею, то Он говорит им: “Я иду не за тем, за чем ходил прежде, чтобы ожидать опасности со стороны иудеев, а иду разбудить друга”».

Мощи святого Лазаря Четверодневного в Ларнаке

Знаете ли вы, где находятся мощи святого Лазаря Четверодневного?

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Китии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

Византийский император Лев Мудрый (886–911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря.

В наши дни его мощи почивают на острове Кипр в городе Ларнаке в храме, освященном в честь святого. В подземной крипте этого храма находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь.


Крипта церкви Лазаря. Здесь находится пустая гробница с подписью «Друг Христа», в которой был некогда погребен праведный Лазарь.

Знаете ли вы, что единственный описанный случай, когда Господь Иисус Христос плакал, связан именно со смертью Лазаря?

«Плачет Господь потому, что видит подвергшимся тлению созданного по Его собственному образу человека, дабы отнять нашу слезу, ибо для того и умер, чтобы и нас освободить от смерти» (Святитель Кирилл Иерусалимский).

Знаете ли вы, что Евангелие, где говорится о плачущем Христе, заключает в себе основной христологический догмат?

«Как человек Иисус Христос и спрашивает, и плачет, и делает все другое, что свидетельствовало бы о том, что Он – человек; а как Бог Он воскрешает четырехдневного и издающего уже запах трупа мертвеца и вообще делает то, что свидетельствовало бы о том, что Он Бог. Иисус Христос желает, чтобы люди удостоверились, что Он имеет и ту, и другую природу, а потому и являет Себя то человеком, то Богом» (Евфимий Зигабен).

Знаете ли вы, почему Господь называет смерть Лазаря сном?

Господь называет смерть Лазаря успением (в церковнославянском тексте), а воскрешение, которое Он намерен совершить, – пробуждением. Этим Он хотел сказать, что смерть для Лазаря – состояние скоропреходящее.

Лазарь заболел, и ученики Христа сказали Ему: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (). И после этого Он с учениками ушел в Иудею. И тогда Лазарь умирает. Уже там, в Иудее, Христос говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (). Но апостолы не поняли Его и сказали: «Если уснул, то выздоровеет» (), имея в виду, по слову блаженного Феофилакта Болгарского, что приход Христа к Лазарю не только не необходим, но и вреден для друга: потому что «если сон, как нам думается, служит к его выздоровлению, а Ты пойдешь и разбудишь его, то Ты воспрепятствуешь выздоровлению». Кроме того, само Евангелие нам объясняет, почему смерть названа сном: «Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном» (). И потом Он прямо объявил, что «Лазарь умер» ().

Святой Феофилакт Болгарский говорит о трех причинах, по которым Господь назвал смерть сном:

1) «по смиренномудрию, ибо не хотел показаться хвастливым, а прикровенно назвал воскрешение разбуждением от сна… Ибо, сказав, что Лазарь «умер», Господь не прибавил: пойду, воскрешу его»;

2) «чтобы показать нам, что и всякая смерть есть сон и успокоение»;

3) «хотя кончина Лазаря для прочих и была смертью, но для Самого Иисуса, поелику Он намеревался воскресить его, она была не более, чем сон. Как нам легко разбудить спящего, так, и еще в тысячу раз более, для Него удобно воскресить умершего», «да прославится через» это чудо «Сын Божий» ().

Знаете ли вы, где находится могила, откуда вышел Лазарь, возвращенный Господом к земной жизни?

Гробница Лазаря находится в Вифании, в трех километрах от Иерусалима. Сейчас, правда, Вифания отождествляется с поселком, по-арабски именуемом Аль-Айзария, который вырос уже в христианское время, в IV веке, вокруг гробницы самого Лазаря. Древняя же Вифания, где жила семья праведного Лазаря, находилась поодаль от Аль-Айзарии – выше по склону. С древней Вифанией тесно связаны многие события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Господь шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение.

Могила св. Лазаря в Вифании

Знаете ли вы, что могилу Лазаря почитают и мусульмане?

Современная Вифания (Аль-Айзария или Eizariya) – это территория частично признанного государства Палестина, где подавляющая часть населения – арабы-мусульмане, поселившиеся в этих краях уже в VII веке. О поклонении мусульман могиле праведного Лазаря писал еще в XIII веке монах-доминиканец Бурхардт Сионский.

Знаете ли вы, что воскрешение Лазаря – ключ к пониманию всего четвертого Евангелия?

Воскрешение Лазаря – это величайшее знамение, которое готовит читателя к Воскресению Христову и является прообразом обещанной всем верующим вечной жизни: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (); «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» ().

Сретенская Духовная Семинария

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Проповедь в Лазареву субботу

СЛОВО
в Лазареву субботу

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл ecu Лазаря, Христе Боже.

Из тропаря воскрешению Лазаря

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Смерть и радость - какое непонятное для земного ума соседство! Смерть представляется нам пугалом, страшилищем, грозящим нам и похищающим наших близких. Мы привыкли оплакивать родных умерших, предаваться горю над их могилами. Но вот что говорит Спаситель о смерти друга Своего, которого Он любил бесконечной Своей любовью: Лазарь умер; и радуюсь за вас... дабы вы уверовали (Ин. 11,14-5).

Праведный Лазарь, несомненно, был человеком высокой души и чистого сердца. Как могло быть иначе, если он стал другом Господним? Дом Лазаря, расположенный в селении Вифания, был одним из немногих пристанищ, в стенах которых Сын Человеческий находил радость и отдых, столь редкий в земных Его скитаниях. Этот дом дышал гостеприимством и радушием, согревался мягким теплом семейного очага. Лазарь жил вместе с двумя своими сестрами, и обе они также были милы сердцу Иисуса Христа. Первая, заботливая Марфа, всеми силами старалась угодить, создать уют навещавшему их Божественному Гостю. Вторая, кроткая Мария, избрала благую часть (Лк. 10, 42) - ловила каждое слово, исходившее из уст Спасителя, всей душою раскрывалась навстречу Учению Божественной любви. Самого же Лазаря, упоминая о нем Иисусу Христу, называли просто: тот, кого Ты любишь (Ин. 11,3).

И вот, этот добрый и щедрый дом посетила беда. Лазарь тяжело заболел. Недуг был так жесток, что можно было опасаться за жизнь больного - но ни он, ни сестры не боялись: ведь они имели такого Друга, с Которым ничего не страшно. Чудеса исцелений, совершавшиеся Божественным Спасителем, стали уже казаться им чем-то обычным и будничным. Достаточно было прибегнуть к Его помощи, и Лазарь выздоровеет. В такой уверенности Марфа послала гонца сообщить Иисусу Христу: Господи! вот, кого Ты любишь, болен (Ин. 11, 3), - без всяких просьб, не сомневаясь, что Спаситель исцелит друга Своего. И эту уверенность семьи Лазаря еще более утвердил данный Господом ответ:эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий (Ин. 11,4).

Однако Лазарю становилось все хуже и хуже, а благодатная помощь не приходила. И вот тело больного содрогнулось в последний раз и начало леденеть. Сестры не хотели, не могли этому верить - но жестокая очевидность свидетельствовала: сердце не бьется, уста не дышат - любимый брат их умер. Тихое жилище Лазаря огласилось рыданиями. К великой скорби Марфы и Марии примешивалась буравившая их души мысль: «Почему Иисус Христос, исцелявший чужих и случайных встречных, допустил, чтобы умер друг Его?

А Спаситель, обычно спешивший на зов всех, кто нуждался в Его помощи, на этот раз медлил, на два дня задержался. Он с учениками вдали от Вифании, где умирал Лазарь. И в миг, когда друг Божий испустил последний вздох, Господь сказал Апостолам: Лазарь, друг наш, уснул (Ин. 11, 11).

Ученики обрадовались. Они тоже очень любили доброго Лазаря и, рассудив поземному, решили - сон больного часто предшествует выздоровлению. Господи! если уснул, то выздоровеет (Ин. II, 12), - поделились они с Учителем этой своей приятной мыслью. Но ответ Спасителя, превышавший земное разумение, ошеломил их. Лазарь умер, - сказал Сын Божий, - и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему (Ин. 11, 14-15).

Услышав это, Апостолы растерялись, не зная, что делать: скорбеть ли об умершем друге или радоваться какой-то непонятной радости, возвещенной Иисусом Христом. А один из них, любящий, но маловерный Фома, в порыве горя воскликнул: пойдем и мы умрем с ним (Ин. 11, 16). Спаситель ничего не ответил, Он повернулся и молча пошел по дороге, ведущей в Вифанию.

Ученики, обуреваемые смутными чувствами, брели вслед за Господом. Так шли они четыре дня. А в Вифании тем временем был совершен скорбный обряд похорон, и сестра Лазаря, терзаясь острой болью утраты, уже не ждала никаких чудес. Когда Иисус Христос ступил, наконец, на порог дома умершего Своего друга, Марфа обратилась к Нему с тихим упреком: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин. 11,21).

Воскреснет брат твой (Ин. 11, 23), - ответствовал Господь. Убитой горем женщине эти слова показались обычными для верующего утешением, обещанием загробной встречи с любимым братом, смягчавшим ее теперешнюю скорбь. Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день (Ин. 11, 24), - отвечала Марфа. Она называла Сына Человеческого Господом, но ее веры еще недоставало, чтобы понять: Всемогущий Господь способен с легкостью вернуть ее умершего брата к земной жизни.

Марфа знала, что Иисус Христос - величайший Исцелитель, но земным своим рассудком еще не поняла, что перед ней -Всемогущий, Который может и не ждать Судного дня для совершения воскресения мертвых. И Сын Божий, взламывая ее маловерие, прямо сказал ей об этом: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?(Ин. 11, 25-26).

Воскресение мертвых? Это было невиданно, неслыханно, непостижимо. «Кто мертв, тот не встанет», - об этом говорила вся земная жизнь, весь материальный мир, это был «непреложный закон природы». Но в словах Учителя звучала сила, отбрасывающая любые «законы природы», - и сердце Марфы ответило обетованию Спасителя вспышкой радостной надежды, веры в невероятное чудо. Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир (Ин. 11, 27), - исповедала Марфа, и горе отступило от нее.

Словно на крыльях непостижимой надежды, Марфа поспешила к сестре с вестью о приходе Спасителя. Впрочем, она еще не решилась поведать Марии о близящемся чуде из чудес, и та вышла навстречу Господу еще в слезах длящейся скорби.

Тем временем Иисус Христос направлялся к гробнице, где положили тело Его друга Лазаря. Множество народа приходило в те дни почтить память Лазаря - он был известен своей добротой, славился благочестивой жизнью. Многие проливали искренние горькие слезы над могилой своего друга и благодетеля. Явились сюда и некоторые фарисеи. Для этих кончина Лазаря была поводом покрасоваться: утирая сухие глаза, любуясь собственным красноречием, они распространялись о заслугах покойного, «предводительствовали» на поминках. Но таких, кто лицемерил даже рядом со смертью, все же немного оказалось у гроба праведника - скорбь большинства была непритворна.

К этой толпе горюющих и сетующих приблизился Спаситель. Он увидел печальные лица, услышал рыдания, к Нему бросилась, обливаясь слезами, кроткая и любящая Мария... При виде общего горя Иисус Христос прослезился. Он знал, что через несколько мгновений Лазарь выйдет к ним живой и невредимый. Но Любвеобильный Спаситель всем сердцем сострадал и временному горю этих добрых людей, и смертному ужасу, который пришлось испытать праведному Лазарю перед кончиной. Да, Сын Божий послал друга Своего Лазаря на этот подвиг - чтобы прославилось Всемогущество Божие. Но Всевидящий Спаситель и Сам выстрадал вместе с другом Своим его смертную боль и смертельную муку.

Дань человеческому горю отдал Господь Пресветлыми Своими слезами у гроба праведного Лазаря. Наступил миг явления силы Божией. Отнимите камень (Ин. 11, 39), - повелел Господь. Услышав это, фарисеи возроптали: «Кощунство! неуважение к праху!» - но остальные не посмели ослушаться Чудотворца из Назарета и начали снимать тяжелый камень с гробовой пещеры. Дохнуло жутким запахом тления, запахом смерти. Тут Марфа вновь поддалась лукавому сомнению: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). И вновь Сын Божий смирил ее неверие: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? (Ин. 11,40).

И над растерянной недоумевающей толпой скорбящих грянула исполненная неземного величия молитва Сына Божия: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня (Ин. 11,41-42).

Эта молитва прозвучала еще до совершения чуда воскрешения. Божественный Сын заранее благодарил Небесного Отца, зная, что по слову Его легко и просто воскреснет мертвец, - ибо где предел Всемогуществу Творца, единым словом воззвавшего к бытию все мироздание? И так, простыми обыденными словами повелел Сын Божий: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43).

Неописуемый ужас охватил народ, когда Лазарь вышел из гробницы, обвитый погребальными пеленами. Люди шарахались в разные стороны, уступая дорогу воскресшему мертвецу, - многим казалось, что они видят призрак. Но нет: это был живой человек, живой Лазарь, - с таким же добрым и светлым лицом, с которого в тот миг понемногу сходило выражение страдания. Постепенно люди начали приходить в себя от страха - подходили к Лазарю, трогали его, заговаривали с ним, слышали его смущенные ответы - и, наконец, убедились в свершении невероятного чуда. Тогда вместо скорби наступило ликование, взоры всех обратились к Спасителю, и, многие из... видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него (Ин. 11, 45).

Чудо воскрешения Лазаря совершилось, когда мир еще не был искуплен Пречистой Кровью Спасителя, еще лежал во тьме ветхозаветного «субботства». Но в субботу воскрешения Лазаря уже содрогнулось мрачное царство сатаны, начинавшее терять своих пленников, предчувствовавшее свое поражение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ад, возвратив из преисподней умершего, начал вопить: "кто это голосом Своим вызывает мертвецов из гроба, как бы спящих? Кто это преступает древнее повеление о смерти? Кто это так легко отнимает у меня мою добычу?" Вижу, что из рук моих ускользает держава господства моего над земнородными». Да, приближался конец власти диавола над родом человеческим - со дня воскрешения Лазаря оставалось уже недолго до Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

Воскрешая умершего, Спаситель с непреложностью показал людям Свою Божественность, готовя их к восприятию чуда Своего Воскресения. Увы! человеческое маловерие, приземленность земного рассудка противились даже славнейшим чудесам Господним. Даже избранные Апостолы не сумели понять, что Иисус Христос, воскресивший друга Своего, в силах воскресить и Самого Себя. Их слабодушное отступничество терзало Спасителя в страшный Крестный час, и потребовалась полнота благости Святого Духа, чтобы превратить слабых маловерных учеников в мужественных неколебимых благовестников.

Но в день воскрешения Лазаря сомневающихся еще не было. Ликующая толпа приветствовала Спасителя и воскрешенного Им праведника, и лишь несколько человек чуждались радости, вынашивая черные замыслы. Даже это чудо не заставило фарисеев поклониться Сыну Божию, но лишь умножило их завистливую злобу. Неужели эти лицемеры, узнав, что Спаситель воскрешает мертвых, не поняли, что противятся не обычному человеку, а Самому Богу? И однако в кулуарах синедриона слышалось шипение злоумышленников: что нам делать? Этот Человек много чудес творит (Ин. 11, 47). И не только на Самого Спасителя посягали эти безумцы, но замышляли убийство и воскресшего Лазаря, «опасного свидетеля» чудес Сына Божия. Иисус Христос уберег вернувшегося к жизни друга Своего от их коварства, одного Себя отдал Он на растерзание людской злобе.

Праведный Лазарь был воздвигнут из гроба чудом Спасителя лишь для временной жизни, он должен был пройти свой земной путь и - вновь умереть. Однако, попуская первую довременную кончину друга Своего, Сын Божий этим оказывал ему великое благодеяние. Церковное предание знает примеры тому, как ревностны становились в делах благочестия те, кто возвращался к земной жизни из-за смертного порога. Такие люди въяве видели ужасы преисподней, зрели блаженное Царство Света - и воспоминание об ином мире делало их нечувствительными к соблазнам мира сего, неустанными в служении Господу Милующему. Смерть и воскрешение даровали Лазарю эту духовную крепость - будучи праведен и до первой своей кончины, все долгие годы оставшегося ему земного срока святой Лазарь совершал подвиги благочестия, стяжая все большую славу в Горнем Царствии.

Тридцать лет прожил друг Господень, праведный Лазарь, после своего воскрешения. Он был епископом Китайским (Кипрским), просветителем, добрым пастырем многочисленной христианской общины. Нетленные мощи святителя Лазаря были обретены в Китии в мраморном ковчеге с надписью: «Лазарь Четверодневный, друг Христов».

А та гробовая пещера в Вифании, у которой Сын Божий молился о воскрешении Лазаря, стала храмом. Гробница, обитель скорби и безнадежности, по мановению Победителя смерти превратилась в святыню, дарующую упование блаженной вечности. В воскрешении праведного Лазаря предзнаменуется общее воскресение всех сынов и дочерей рода человеческого, когда праведные друзья Божии возликуют в Царстве Света, дарованном Спасителем.

Дорогие во Христе братья и сестры!

Как некогда стоял Господь у гробницы умершего Лазаря, так и ныне стоит Он у камней, которыми завалены наши умирающие во грехах души. Запах тления, исходящий от разлагающегося мертвого тела, кажется нам нестерпимым, но куда ужаснее зловоние, исходящее от смердящей грехами души. Но Пречистый Спаситель в смиренной благости Своей терпит этот смрад. Лазарь, иди вон! (Ин. 11, 43), - воззвал Сын Божий, и праведный умерший немедленно повиновался. Да услышим же и мы, наконец, призыв Всемилостивого Господа, хотящего вывести нас из мрака к свету, - воспрянем же из духовной смерти, в которую погружают нас наши нечистота, нераскаянность, нерадение. Так, покинув зловонную пещеру страстей и похотей, покаянными слезам развязав на себе гробовые пелены грехов, сможем мы вслед за праведным Лазарем присоединиться к великой семье друзей Божиих.

Не сама смерть страшна - грозен тот урочный неминуемый час, когда все мы воскреснем, дабы предстать пред Судом Всевидящего Господа. Благо тому, кто в этой жизни сумеет обрести воскрешение духовное, чтобы сказать с Апостолом: для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Флп. 1,21). Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне».

Весь Иерусалим пришел в движение, изумление, радость от того, что произошло с Праведным Лазарем. Четвертый день он был во гробе, уже начал смердить, разлагаться и, будучи набальзамированным, смог выйти из пещеры, в которую был положен. И мы со страхом наблюдали, как Господь совершал это воскрешение: «Лазарь, гряди вон».

Слову Владыки ничто не может быть непокорно. И даже мертвые из гробов исходят, и даже нечистое житие Господь может убелить. Всё Ему подвластно. Но не подвластно Ему, по Его же собственной воле, по Его же желанию, не подвластным Ему остается только человеческое произволение, только наше с вами желание, направление нашей воли остается Ему не подвластным.

И мы удивляемся, как люди, которые видели это воскрешение, явное чудо, которое больше сравнить не с чем, как они могли еще составлять какие-то советы против Владыки, Властелина мира. Что же могло произойти в их душах, в их сердцах такое, что они не покорились Богу? Иногда даже кажется, что это какое-то гипертрофированное повествование, что на самом деле такого быть не может. Если люди увидят чудо, они же спасутся, они же обратятся к Богу.

Но, дорогие мои, мы на своем опыте, собственном, можем удостовериться, что это далеко не так. Чудеса в нашей жизни – их было безчисленное количество, только бы вспомнить, так память короткая. И таких происшествий было немало.

Из Евангельской истории мы помним, как человек, который сорок лет лежал у купели Силоамской, ожидая исцеления. Помните, там первый кто влазил в возмущение воды, исцелялся от любой болезни, которой был одержим. Этот человек лежал сорок лет. Господь его исцелил за одно мгновение. Так вот, этот человек пошел и рассказал иудеям, Кто его исцелил, (это произошло в субботу), и Кто повелел ему взять одр и идти. По Преданию церковному человек, который ударил Христа во дворе первосвященника железной какой-то перчаткой, кастетом, этот человек был тот самый исцеленный расслабленный. Как такое может быть?

В начале 2000 годов прошла такая заметка, целая история о том, как родители, священник и матушка, взяли в свою семью приемного ребенка из детского дома, его воспитали, дали ему образование, подняли его «на ноги». И этот батюшка строил храм, там не было иконостаса, и один благодетель дал ему какую-то крупную сумму денег на иконостас. И можете себе представить, прознав об этом уже выросший этот человек, подошел к отцу и говорит: «Давай деньги сюда». «Какие деньги? Они у меня на счете, я их по безналичному расчету перевел, они в банке, у меня их нет». И этот молодой человек связал его, начал колотить, бить, иголки под ногти засовывать: «Давай деньги». Тот говорит: «Ну нет их. Что ты, сыночек, со мной такое делаешь». «Давай всё, я знаю». В конце концов, он его убил. И не получил он никаких этих денег, в отличие от Иуды, Иуда тоже ничего не получил в конце концов. Получил этот человек только срок.

Таких примеров немало, только они, может быть, не такие яркие, как повествует Евангелие или в нашей истории происходят. Такие примеры – они в меньшем масштабе совершаются. И мы с вами облагодетельствованы Богом. Ведь человек расслабленный-то, он не просто стал ходить, его же взяли в армию, за его донос ему дали место в охране не какого-нибудь там человека, например священника, его взяли в армию. И вот такая удивительная неблагодарность. Она бывает у тех людей, которые, понимаем, жестокие, жестокосердные.

И, знаете, Господь дает нам возможность умягчить наши сердца через способность плакать. Сам Он плакал, когда увидел иудеев плачущих, когда увидел Марфу и Марию, в таком страшном горе находящихся. И по-человечески это очень всё понятно для нас.

Евангельское повествование очень трогательное. Господь дает нам возможность самим поплакать. Ведь Лазарь умер, потому что по закону, который Богом был дан прежде Творения мира, наказание за грех – смерть.

И мы оплакиваем, в конце концов, и свою греховность. А те из нас, которые не умеют плакать, не могут выразить свои чувства и скорби, они оказываются в очень плачевном состоянии. Человек, который не может выплакать свое горе перед Богом, перед людьми, этот человек не вполне полноценный даже, человек, который не может плакать – это робот. И критики христианства первых веков, они обвиняли христианство в женственности, что христианство делает цивилизацию, устраивает ее с «женским лицом». Марфа и Мария поплакали над Лазарем, плакали иудеи, плакал и Христос. И когда человек не имеет возможности выразить свои чувства, он очень-очень страдает.

Вот мы с вами заботимся о наших подопечных. Некоторые из них, могут выразиться как-то, некоторые не могут. И те, кто лишен такой возможности, как в какой-то капсуле находятся. И по дневникам аутистов, которые потихонечку начали возвращаться к жизни, смогли выражать свой опыт и вспоминать, по этим дневникам мы видим, как они страдают. Самое главное страдание человека, заключенного как будто в какие-то кандалы в тюрьме, то, что он не может как-то обратиться к окружающим людям, и его выражение внутреннего состояния – оно неадекватное, и люди его не понимают. Когда мы плачем, нам становится легче. Господь дал нам это облегчение. Потому что тот факт, что из глаз льются слезы, свидетельствует о нашей слабости, о нашей неспособности что-либо сделать. Остается только плакать. Человек, когда плачет, он узнает меру своим силам, человек видит себя в таком состоянии, безпомощном, но ничего не остается делать, как обратиться к Богу. Даже если он сознательно к Богу не обращается в этот момент, всё равно облегчение происходит из-за смирения.

И представьте себе, как тяжело было Христу, что Он заплакал, «возмутился духом» и «крепляшася», как сказано в Евангелии, то есть, сдерживая в Себе эти рыдания, подошел к гробу. Как Христос относится к нашим беззакониям, которые ведут нас в гроб? Но, ничего не делает, не предпринимает для того, чтобы превратить нас в роботов. Он оставляет выбор за нами. И только нам решать, быть ли нам со Христом, с этими отроками, которые «знамени победы», то есть, пальмовые ветви с восклицаниями приносили Христу, либо остаться более или менее жесткими, знаете, такими рациональными, сатана очень хитрый, конечно, он виноват в том, что иудеи распяли Христа, но если бы они не склонились к этому через неприязнь, не склонились бы к этому через зависть, то сатана ничего бы не смог с ними сделать.

Так же и в нашей с вами судьбе. Господь много показал нам чудес, но мы остаемся такими, какие мы есть, неисправленными. Проскальзывает у нас порой и гордость, проскальзывает у нас тщеславие: вот я молодец, что-то у меня там получилось, и сатана постепенно берет над нами власть.

Дорогие мои, давайте бодрствовать. Мы радуемся о том, что Христос воскресил Лазаря. Так же и этот расслабленный радовался, прыгал до потолка, наверно, когда понял, что он сорок лет лежал, и что даже в армию его берут. А что было потом? Порадовался, а плоды этой радости все обернулись против него.

Дорогие мои, давайте постараемся в эти последние дни, пост 40-дневный наш уже закончился, и мы с вами должны уже с плодами этого поста прийти в Страстную седмицу, войти в нее. И оглядываясь на себя, на эти плоды, не можем не ужаснуться, конечно. И правильно делаем. Потому что «гордым Бог противится, смиренным дает благодать», дает благодать не распинать Его грехами. Аминь.

Спаси, Господи!

«Душеполезную совершивше четыредесятницу, просим и святую седмицу страсти Твоея видети, Человеколюбче!»

Сорок дней подряд вела нас Св. Церковь путем подвига молитвы и воздержания к священным дням Страстной, а затем и Пасхальной седмиц, чтобы теперь возвести на высокую гору боговедения, где, поклоняясь Триединому Богу любви и приникая к источникам божественной мудрости, могли бы мы, в меру духовных сил наших, приобщиться к начаткам нескончаемой радости будущего века.

И вот мы уже у подножия этой мысленной горы! Не у той древней Синайской горы, к которой запрещено было сынам Израиля даже прикасаться под страхом неминуемой смерти, а у святой Горы Божией, подняться на которую приглашает голос великого пророка Божия, Иеремии: «вставайте, и взойдем на Сион к Господу, Богу нашему " ().

Гора эта, как и древний Синай, как бы окутана еще дымкой облаков, прикрывающих от наших взоров область спасительной тайны, и на вершине ее блещут огнезрачные молнии божественных озарений. Но облака эти уже готовы рассеяться по мере нашего восхождения, чтобы дать возможность приблизиться к нерукотворенному храму славы Божией. И эти молнии не опалят нас своим священным огнем, а лишь осветят величайшую святыню крестного богочеловеческого подвига, дабы, благоговейно поклонившись ей, мы могли невозбранно, с чувством глубочайшей благодарности, созерцать красоту Господню (), открывшуюся в событиях Сионской горницы и Голгофы.

В преддверии этих спасительных событий Церковь напоминает о чудесном воскрешении друга Христова Лазаря четверодневного и открывает самую сущность того, что предстоит нам вспомнить и вновь пережить и перечувствовать в дни великой Страстной седмицы и светлого праздника Пасхи. Она говорит нам о величайшей ПОБЕДЕ Того, Кто есть «всех радость, истина, свет, жизнь мира и воскресение», – о ПОБЕДЕ над самыми страшными и самыми могущественными врагами человека и человечества: над силами зла (), греха и смерти ().

Радостна бывает победа над лютым и безжалостным врагом, одержанная ценой великого самопожертвования и героизма. С любовью и ликованием встречает народ своих мужественных воинов – победителей, грудью защищавших свою Отчизну, и имена их будут долго жить в благодарной памяти потомков. Но радость эта неразлучна с печалью о том, что никто и ничто уже не в силах вернуть к земной жизни павших на поле брани – горячо любимых и безмерно дорогих сердцу сыновей, мужей, братьев и отцов.

И обычная смерть близкого человека приносит с собой трудно утолимую печаль, великое, подчас неизбывное, горе! «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида...»

И вот мы узнаем, и не просто узнаем, но и получаем твердое заверение, что ценой искупительных страданий и крестного подвига Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа приобретена для нас полная победа над – этим лютейшим и жесточайшим врагом всего человеческого рода.

Властным словом Своим Господь воскрешает четверодневного мертвеца, исхищает Своего друга из объятий смерти. «Кто видел, кто слышал, – восклицает, говоря об этом чуде, св. Андрей Критский , – чтобы воскрес умерший, тело которого подверглось разложению!? Воскрешали мертвых и пророки, Илия и Елисей, – но воскрешали не из гроба и не в четвертый день» (Канон на повеч. пятка ваий, п. 4, тр. 6-й).

Конечно, человек, который не в силах видеть в евангельском повествовании более, чем простую легенду, может сказать: что же изменилось в этом мире после возникновения христианства? Люди по-прежнему умирают, и никто из умерших не возвращался обратно! Мы знаем, что еще древний мудрец так выражал мысли людей, не имеющих надежды на будущую жизнь: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти... случайно мы рождены и после будем как небывшие... жизнь наша... рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца » ().

В притче о богатом и Лазаре возвещается нам печальная истина, что люди, преданные исключительно земным интересам, утрачивают способность верить не только сокровенным тайнам, но и тому, что произошло бы у них прямо на глазах, со всей очевидностью. «Если бы кто и из мертвых воскрес , – говорит о таких патриарх Авраам, – не поверят " ().

Совсем иначе смотрит на вещи христианин, для которого слово Божие живо и действенно (). Знает он, что Бог не человек, чтоб Ему лгать (), и что все сказанное Им сбудется в свое время. Твердо верит он, что пришествие в мир воплотившегося Единородного Сына Божия внесло коренную перемену в жизнь и судьбы человечества. И если вошедшая в мир чрез грех первых людей смерть царствовала от над всем без изъятия человечеством, то Господь Инсус Христос силой Своего божественного всемогущества и нравственным величием Своего искупительного подвига лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола (), избавил нас от неизбежного рабства греху и, даровав необходимые благодатные силы для глубокого духовного обновления, открыл нам надежный доступ к спасению и вечной жизни.

Ближайшей целью воскрешения Лазаря было укрепление веры учеников Христовых в то, что Сыну Человеческому надлежит не только много пострадать и быть уничижену (), но и воистину воскреснуть из мертвых в третий день (). Тот, Кто мог воскресить четверодневного мертвеца, не мог Сам стать бессильной добычей смерти! Уже одно это сознание не позволило ученикам в часы страшных недоумений полностью утратить всю энергию своей веры. Вера их, испытанная в горниле тяжких искушений, поистине оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота () и соделала их достойными того, чтобы стать свидетелями и благовестниками величайшего события Воскресения Христова.

Воскресение Христово есть самый верный залог и самая надежная гарантия и нашего будущего воскресения. »Христос воскрес из мертвых, Первенец из умерших... Как в все умирают, так во Христе все оживут « (). Все те, кто действительно будут «Христовыми», последуют за Христом, будут верны Ему в жизни и смерти!... И оживут они не для того, чтобы вновь вернуться в условия земной жизни с ее ограниченными интересами, непрочными радостями, с ее болезнями и печалями, но для того, чтоб навеки соединиться со Христом, со всеми святыми Его и с теми близкими любимыми, с кем на время разлучает нас телесная смерть.

Впрочем, слово Божие предупреждает нас, что всеобщее телесное воскресение будет двоякого рода. Когда «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия», то «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения » (). Значит, телесно воскреснуть можно не только для вечной блаженной жизни, но и для вечной смерти, для того опустошенного и безрадостного вечного бытия, которое в Священном Писании , в отличие от «лучшего воскресения » () праведников, именуется вечной погибелью (), духовной или «второй смертью » ().

ПОБЕДА над смертью, одержанная Господом Иисусом Христом, состоит не только в том, что действием всемогущества Божия некогда произойдет телесное воскресение всех умерших, «праведных и неправедных » (), но и в том, что при наличии доброй воли каждый верующий в Единородного Сына Божия, при содействии божественной благодати, чрез подвиг духовно-нравственной жизни получил полную возможность избавиться и от вечной духовной смерти, составляющей неизбежный удел нераскаянных и ожесточившихся грешников.

Нам открыто, что, как жизнь во Христе, так и смерть духовная в полной мере раскроется в будущем веке после великого судного дня, на котором каждый получит соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (). Но начинаются они еще здесь, на земле. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную » (). «Жизнь грешников, – говорит преп. Ефрем Сирин , – есть смерть, потому что томятся они тлением и смертью, живя, чтобы умереть для вечного мучения». Напротив, «кто приобрел высший образ мыслей, тот еще здесь предвкушает Царство Небесное, начинает жить блаженной жизнью, ожидая себе блаженства, уготованного любящим Бога».

Здесь же, на земле возможен для человека и переход из смерти духовной к жизни во Христе, который тайнозритель св. апостол и евангелист Иоанн Богослов называет в своем Откровении «первым воскресением » (). Раскрывая эту радостную для нас истину, преп. Макарий Египетский говорит: «воскресение умерщвленных душ бывает еще ныне, а воскресение тел будет при кончине века».

Итак, возлюбленные, сегодня в событии воскрешения Лазаря четверодневного Св. Церковь указывает нам прообраз нашего будущего воскресения. «Общее воскресение, прежде Твоея страсти, уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже!» Но, не останавливаясь на этой мысли о телесном воскресении как о действии всемогущества Божия, Св. Церковь вводит нас в область и более глубокой тайны. Она свидетельствует, что Грядущий на вольную страсть, нашего ради спасения, Господь наш Иисус Христос есть ПОБЕДИТЕЛЬ СМЕРТИ не только телесной, но и духовной, есть Первенец мертвых, умирающих о Господе. И потому в радости об этой величайшей победе и в надежде на божественные обетования, дарованные нам о Христе Искупителе нашем, с символами этой радости и этой надежды в руках, мы, подобно ликующему народу, встречавшему Господа при вступлении Его во святой город, в канун великой Страстной седмицы взываем из глубины благодарного сердца: «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!»