Астрология Камни Магия

Кто такой ной из библии? Каким был настоящий Ной? Рассказ о всемирном потопе и Ноевом ковчеге.

Просмотрел фильм «Ной», который позиционируется, как основанный на библейской истории. Нашел множество противоречий с Библией, решил написать подробно как конкретные фрагменты из фильма не соответствуют Писанию:

Фильм : в прологе, говорится, что исполины (нефилимы), рождавшиеся от падших ангелов и женщин, развратили потомков Каина. Тогда как потомки Сифа старались сохранить землю от развращения. То есть, потомки Сифа представлены праведными.
Библия : Бытие 5 глава приведено родословие потомков Адама по линии Сифа. И только 2 человека названы праведными («ходили перед Богом») – Енох (Быт.5:21-24) и Ной (Быт.6:8-9). В Быт.6:5,11,12 сказано, что все люди, живущие на земле, развратились и наполнили землю злодеяниями. Это относится как к потомкам Каина, так и к потомкам Сифа.

Фильм : отец Ноя, Ламех, был убит Тувалкаином.
Библия : Быт.5:31 написано, что Ламех прожил 777 лет и умер.

Фильм : видно, что климат допотопной земли ничем не отличается от климата в наши дни. Так, по небу двигаются облака, большинство пейзажей представляют из себя пустынные безлесые места, в кадре практически не видно никаких животных.
Библия : Быт.2:5-6 сказано, что после сотворения Богом на земле не было дождя, но пар поднимался с земли и орошал всё лицо земли». Растения питались влагой, впитывая её из насыщенного водяными парами воздуха. Т.е., на земле был так называемый парниковый эффект. Поэтому, судя по археологическим раскопкам, находкам в залежах каменного угля, допотопная земля представляла собой субтропик, включая и полюса, с буйной растительностью, огромными деревьями с огромными листьями, многочисленным животным миром, включая и динозавров. Учитывая парниковый эффект и отсутствие условий для конденсации водяных паров в атмосфере, не было облаков.

Фильм : каменные стражи — являются выдумкой авторов, крайне противоречивы. Удивляет то, о чем сказано в фильме, что дед Ноя, Мафусал, защищал этих стражей от людей. И из-за этих стражей фильм теряет свою серьёзность и больше похож на детскую сказку, в которую не хочется верить.
Библия : эти персонажи отсутствуют.

Фильм : Мафусал сказал, что Енох перед своей смертью сказал… То есть, утверждается, что отец Мафусала умер.
Библия : Быт.5:24 написано, что «ходил Енох перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его». Енох был взят Богом живым на небеса с земли, поражённой грехом. То же будет и с людьми, верующими в Иисуса Христа, которые будут жить во время восхищения Церкви (1Фес.4:13-17).

Фильм : Бог показывал Ною будущее в видениях во сне. Причём эти видения представлены очень неконкретно и из них трудно понять, что же Ною конкретно нужно делать. Не понятно из чего Ной вдруг понял, что Бог решил уничтожить людей с лица земли, чтобы на земле жили только животные. Тогда нет никакой логики в том, что Бог спасает Ноя и его семью от вод потопа. И это странное понимание воли Божьей вынуждает «праведного» Ноя решить убить своих родившихся внучек, чтобы род людской прервался. В этой ситуации Ной совсем не выглядит праведным, каким он представлен в Библии.
Библия : Быт.6:13-21 Бог конкретно (не через видение) говорит Ною, что тому надо сделать. Даёт ему конкретные указания о строительстве ковчега (135 м в длину, 22,5 м в ширину, 13,5 м в высоту). И более того, заключает с ним завет на предмет спасения Ноя и его семьи от вод потопа. Причём из Быт.9:1 видна цель Бога в спасении Ноя и его семьи – через них размножить людей и наполнить ими землю.

Фильм : неожиданно выросший лес. Очень похоже на то, что Бог вновь начал творить, как делал это в первые 6 дней сотворения.
Библия : написано, что вновь Бог будет творить только в далёком будущем – после 1000летнего царства (Отк.21:5). На допотопной земле было вполне достаточно материала для строительства ковчега.

Фильм : когда Ной начинает строить ковчег, у него уже есть 3 сына. Строительство ковчега длилось 10 лет, так как Мафусал говорит Илле, что она с его семьёй живёт уже 10 лет. Иллу подобрали ещё до начала строительства ковчега, а этот разговор с Мафусалом происходит, когда ковчег практически построен. Также стражи помогают Ною в строительстве ковчега, делая всю основную работу.
Библия : Ной строил ковчег на протяжении 120 лет (Быт.6:3 – Бог говорит, что людям, которые пренебрегают Его Духом, осталось жить на земле 120 лет). Когда начался потоп, Ною было 600 лет (Быт.7:11). Т.е. строительство ковчега Ной начал, когда ему было 480 лет. В Быт.5:32 сказано, что Ною было 500 лет, когда родился Сим, и далее Хам и Иафет. Ною никто не помогал со стороны (никакие стражи) в строительстве ковчега (Быт.6:22).

Фильм : когда Ной увидел видение о потопе, он несколько раз говорит о дожде.
Библия : учитывая Быт.2:5-6, Ной не мог знать, что такое дождь, до потопа не было дождя на земле.

Фильм : потоп начинается с дождя, а потом из-под земли начинают бить небольшие гейзеры, больше похожие на фонтаны.
Библия : Быт.7:11, сначала разверзлись (проломились) все источники великой бездны. Т.е. по всей земле начались катастрофические извержения вулканов, под огромным напором из-под земли стали бить источники воды. И только потом «окна небесные отворились» и пошёл дождь. Т.е. создались условия для конденсации огромного количества водяных паров, находящихся в воздухе, когда нагретый воздух резко стал подниматься вверх и столкнулся с отрицательной температурой. Дождь лил 40 дней (Быт.7:12), а вода прибывала 150 дней (Быт.7:24).

Фильм : когда Ной рассказывает о том, как Бог сотворил этот мир. Он говорит, что сначала были сотворены звёзды, солнце, луна, а только потом – земля и всё, что на ней.
Библия : Быт.1:6-13 сказано, что во второй и третий день Бог сотворил землю и растения на ней, в Быт.1:14-19 – в четвёртый день были сотворены солнце, луна и звёзды.

Фильм : показано, что у сыновей, когда они вошли в ковчег, ещё не было жён. Только у Сифа была Илла, но она ещё не была ему женой.
Библия : Быт.7:7 сказано: «И вошёл Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним в ковчег от вод потопа».

Фильм : в ковчег обманом пробрался потомок Каина Тувалкаин.
Библия : кроме 8 людей в ковчеге никого не было.

Фильм : после того, как Ной с семьёй сошли на землю, нет благодарности Богу.
Библия : Ной сразу построил жертвенник и принёс Богу жертву всесожжения в знак благодарности Богу за спасение от вод потопа.

В целом фильм оставляет неприятное впечатление. Ной не очень похож на праведника. О Боге создаётся впечатление, что Он решил оставить землю вообще без людей, а Ною и его семье просто ненадолго продлевает жизнь. Ожидал от фильма интересных компьютерных эффектов связанных с самым глобальным природным катаклизмом в истории земли. Но даже этого не увидел. Всё довольно обыденно и серо. После просмотра фильма на сердце осталось какое-то гнетущее впечатление.
Этот фильм скорее уведёт человека от Бога, чем приблизит к Нему.

С молодежью провел урок с подробным изучением о Ное и потопе в Библии:

С первых минут жизни близкие новорожденного Ноя были уверены в том, что мальчика ждет великое будущее. И не ошиблись. Безгранично верящий в силу Бога мужчина спас род человеческий от полного уничтожения. Впрочем, благодарить Ноя должны не только люди, животные и птицы тоже в долгу перед потомком .

История Ноя

Биография праведника, жившего среди невообразимых грешников, раскрывается в Ветхом Завете (главы 6-9 Книги Бытия). Исследователи нашли много схожих черт легенды, изложенной в Библии, с действительно случившимся наводнением. То есть у сказания о Великом Потопе есть прототип.

Первое упоминание о наводнении и человеке, построившем корабль, чтобы спастись, датировано вторым тысячелетием до нашей эры. Шумерские легенды рассказывают о царе Зиусудре, который получил весть от бога Эйа о предстоящем потопе. Из буйства стихии удается выбраться самому Зиусудре и жене царя.

Позже мотив повторяется в вавилонской легенде. Мужчина по имени Ут-напишти узнает от бога Эйа о скором наводнении и выстраивает ковчег, в который забирает зверей и собственную жену. Клинописные таблички, рассказывающие об Ут-напишти, относятся к 17 веку до нашей эры.


Есть заметное отличие языческих преданий от библейских мотивов. В легендах древних народов совсем не затрагивается тема морали. Наводнение считается прихотью богов, а вовсе не наказанием за проступки.

Новый Завет тоже полон отсылок к сказанию о Ное. и его сторонники в проповедях упоминают подвиг избранного Богом мужчины и преподносят сказание как исторический факт. утверждает, что легенда о Ное – яркий пример того, что Бог покарает всех падших и спасет всех верующих.

Великий потоп

Потомок Адама в десятом поколении родился в 1056 году от Сотворения Мира. С того момента, как ребенок появился на свет, близкие родственники возлагали на мальчика большие надежды:

«Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь».

Первые пятьдесят лет жизнь праведника протекала спокойно. Мужчина твердо верил в Бога и не отступал от собственной веры. Такое поведение выделяло Ноя из толпы и со временем сделало мужчину отшельником. Ною не с кем было разделить праведную жизнь.


Уже в зрелом возрасте мужчина женился на девушке по имени Ноема (сестра Ноя по отцу). Существует теория, что причина позднего брака – нежелание праведника заводить потомство в грешном мире. На браке настоял Бог, поведавший указание Ною во сне. Ноема родила мужчине трех сыновей – Сима, Хама и Иефета.

В 500-летнем возрасте праведнику снизошло откровение от Господа:

«Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег… И вот, Я наведу на землю потоп водный… все, что есть на земле, лишится жизни»

Единственный, кто должен спастись во время бедствия, – Ной и его близкие. На мужчину легла обязанность построить ковчег, поместить на судно по паре всех живых существ («чистых» зверей Ной возьмет по 7 пар для жертвоприношений) и ждать, когда на Землю снизойдет Великий потоп.


Строительство судна заняло 120 лет. А после завершения работы Господь дал грешному человечеству еще один шанс – ворота корабля оставались открытыми в течение недели. Но люди не верили предупреждениям Ноя. Как только праведник с семьей взошел на ковчег, на Землю обрушилась вода. Наводнение продолжалось 40 дней и затопило всю округу.

Через 150 дней вода начала постепенно убывать. Ноев ковчег стойко выдержал испытание стихией. В седьмой день седьмого месяца судно пристало к горе Арарат. Чтобы удостовериться, что стихия больше не бушует, Ной выпустил ворона, который вернулся в ковчег ни с чем.


Потом Ной выпустил голубя, но тот «не нашел места покоя для ног своих» и возвратился в ковчег. Спустя неделю праведник вновь выпустил на волю голубя, который, вернувшись, принес в клюве листочек маслины. Ной подождал еще семь дней и выпустил голубя в третий раз, и птица больше не вернулась.

Выйти из ковчега Ной посмел только после видения, в котором Бог благословил праведника. Первое, что сделал мужчина, вступив на твердую почву – принес жертву Господу. В ответ Бог пообещал больше не устраивать потоп, если потомки выживших будут соблюдать заповеди:

«Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас… что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли».

Начался новый этап в развитии человечества. Ной с сыновьями занялся возделыванием земли, а позже освоил мастерство виноделия. Из-за алкогольного напитка праведник совершил грехопадение, которое, впрочем, Господь простил мужчине.


Выпив слишком много вина, Ной уснул в шатре без одежды. Обнаженного отца обнаружил Хам и его сын Ханаан. Мужчины посмеялись над стариком и сообщили о постыдном проступке другим сыновьям Ноя. Тогда Сим и Иафет прикрыли тело отца. За неуважение к родителю Ной проклял сына Хама, который стал свидетелем позора деда.

Праведник прожил на свете еще 350 лет, дожив до 950-летия. О кончине старца ничего не известно, видимо, смерть Ноя произошла быстро и безболезненно.

Экранизации

Одной из первых попыток перенести древние библейские легенды на экраны стала кинокартина «Библия». Фильм вышел в прокат в 1966 году и состоял из нескольких частей. Кинолента рассказывает зрителю историю Адама и , биографию Авраама и строительство ковчега. Роль Ноя сыграл актер Джон Хьюстон.


Мультфильм «Ноев ковчег» показывает легенду глазами животных, попавших на судно. Звери имеют собственную точку зрения на то, кто должен остаться в ковчеге и в каком количестве. Не меньше проблем создает соседство хищников и травоядных. Разбираться со всеми проблемами пришлось Ною, голос которому подарил Джо Кэрэли.


Наиболее масштабный фильм, посвященный жизни праведника, вышел в 2014 году. «Ной» отклоняется от оригинального сюжета, поэтому кинокартина вызвала недовольство у радикально верующих людей. Актерам, участвовавшим в съемках блокбастера, пришлось временно переехать в Исландию, где проходили работы над сценами потопа.).

  • Значение имени Ной - утешение, умиротворение.
  • Существует легенда, что Ной взял на ковчег не только живых существ – на судно перенесли кости Адама, которые позже Сим похоронил в Иерусалиме.
  • Ислам тоже содержит упоминания о Великом потопе, только спасшегося праведника зовут Нух.
  • После наводнения Землю населяли дети Ноя, сам мужчина принял обет воздержания.
  • Богословы утверждают, что гора Арарат, упоминаемая в Писании, не имеет отношения к современному Армянскому нагорью. В сказании говорится о территории, на которой находилось древнее государство Ассирия.

Доктор геолого-минералогических наук М. ВЕРБА (Санкт-Петербург).

Сопоставление приводимых в Библии сведений о возрасте ветхозаветных долгожителей с историей формирования у народов Месопотамии математических знаний наводит на любопытную мысль. Когда в III веке новой эры греки переводили Книгу Бытия с древнеарамейского на греческий язык, то "толковники" древних манускриптов могли не учесть специфики принятой у шумеров позиционной системы счисления. Если это предположение окажется верным, то, следовательно, возраст библейских персонажей был завышен примерно на порядок. Применив современные знания о системах счисления древних народов, можно не только сделать достовернее даты многих библейских сведений, но и уточнить иные цифры, содержащиеся в книге Ветхого Завета.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

В Библии сказано: "Ною было 500 лет, и родил Ной Сима, Хама и Иафета" [Бытие. 5, 32]. Таким образом, ответ на вопрос о возрасте капитана ковчега, казалось бы, предельно ясен. И тем не менее эта информация сильно расходится с нашими представлениями о продолжительности жизни человека вообще. Более того, библейские тексты наводят на мысль, что возраст и других персонажей приводится в каком-то зашифрованном виде.

Смущают и иные цифровые данные, например те, которые имеют отношение к Всемирному потопу. Прежде всего, известно, что перед Всемирным потопом Ною предстояло построить ковчег, размеры которого не только поражают воображение, но и удивляют нерациональностью. Длина судна составляла примерно 120 метров (300 локтей*), ширина - 20 метров (50 локтей), а высота борта - 12 метров (30 локтей). В нем был трюм (нижнее жилье ) и две палубы, на которых располагалось второе и третье жилье.

Крупные суда в те времена строить умели, о чем можно судить по археологическим раскопкам в Индии, обнаружившим, в частности, остатки верфи, в которой вполне разместился бы и ковчег Ноя. Вместе с тем последняя фраза библейского описания вызывает недоумение: получается, что высота каждого жилья составляет по меньшей мере 4 м, что вдвое превышает нормальную потребность. Зачем на грузопассажирском судне делать такие высокие помещения? Возникает подозрение, что число локтей - тридцать - при переводе древнего текста было искажено и соответствует меньшей величине.

Второе соображение, заставляющее подозревать ошибки при переводе, основано на расхождениях цифровых данных, содержащихся в разных переводах Библии. Русскоязычная версия Библии является калькой греческого текста, составленного в III веке до нашей эры 70-ю "толковниками", сделавшими перевод книг Ветхого Завета с арамейского языка. Наряду с этой версией Библии, получившей название "Септуагинта", существуют и другие переводы, в которых приведены несколько иные числа (см. таблицу).

Посмотрите на возраст библейских патриархов в таблице - он достаточно красноречив. эти числа говорят, прежде всего, о том, что разногласия при переводах носили систематический характер и вызваны не тем, что исходная запись была неразборчивой, или поврежденной, а разной интерпретацией ее смысла. Возраст пяти библейских персонажей (из приведенных пятнадцати) превышает 900 лет.

Маловероятно, чтобы продолжительность жизни библейских патриархов у разных поколений переводчиков Писания менялась бы столь заметно. Естественнее предположить, что в первоисточнике она оставалась одинаковой, но записи об этом прочитывались по-разному.

И наконец, все отмеченные расхождения между различными переводами, равно как и сведения о невероятном возрасте долгожителей, относятся к той части библейских текстов, в которой излагается месопотамский период жизни прародителей израильтян. После того как Фарра и его потомки обосновались в Палестине, численные данные перестали вызывать разногласия.

Итак, нет сомнений, что двоякое толкование чисел свидетельствует о затруднениях, с которыми встретились переводчики древних шумерских манускриптов. Но чтобы представить себе природу этих затруднений, нужно мысленно вернуться в те времена, когда системы счисления еще только формировались.

В сказке "Конёк-Горбунок", написанной П. П. Ершовым по мотивам русского фольклора, есть примечательный эпизод. Царь, увидев златогривых коней и пожелав их заполучить, вступает с Иваном в торг:

"Ну, я пару покупаю!
Продаешь, ты?" - "Нет, меняю".
"Что в промен берешь добра?" -
"Два - пять шапок серебра". -
"То есть это будет десять ".
Царь тотчас велел отвесить…

О том, что автор сказки хорошо знает тонкости русского языка, говорить не надо: любое слово, каждый словооборот им точно взвешены и употребляются к месту. Это же, безусловно, относится и к непривычной для современного читателя форме обозначения десятка - "два - пять". Что это за выражение, каковы его корни?

Оказывается, в этих двух словах, употребленных как бы между прочим, можно услышать отзвук большой проблемы, которую долго решали лучшие умы древних цивилизаций еще в библейские времена, - она называется "формирование системы счисления". Десятеричная система счисления, которой мы пользуемся, стала до того привычной, что кажется единственно возможной. Хотя относительно недавно, всего десяток веков назад, она была далеко не общепринятой и конкурировала с другими способами манипулирования количественными категориями.

Самой первой такой системой, когда счетным "прибором" служили пальцы рук, была пятеричная. Некоторые племена на филиппинских островах используют ее и в наши дни, а в цивилизованных странах ее реликт, как считают специалисты, сохранился только в виде школьной пятибалльной шкалы оценок. Иван из сказки Ершова, не будучи большим грамотеем, когда торговался с царем, тоже оперировал пяткa, ми , а более продвинутый в арифметике монарх переводил его примитивный счет в знакомую ему десятеричную систему. Так в русской сказке мы нечаянно встретились с разными системами счисления.

Но это только одна сторона вопроса, вербальная. А при расшифровке древних рукописей исследователь имеет дело с числами в графической форме. Представьте себе, что назначенную цену за лошадей Иван записал бы так же, как и произносил: "два пять". Тогда человек, не знакомый с пятеричной системой счисления, вполне мог бы прочесть это число как двадцать пять. (Эту традицию произносить числа без указания разрядов, а подразумевая их "по умолчанию", часто демонстрируют наши англоязычные современники, когда вместо "тысяча девятьсот девяносто" говорят "девятнадцать девяносто". Эта особенность устной речи весьма существенна в ситуациях, когда действующие лица не оговаривают, какими системами счета они пользуются, предоставляя собеседнику догадываться самостоятельно.)

В приведенном ранее эпизоде из сказки царь во избежание разногласий поясняет вслух, как он производит пересчет цены из одной системы в другую. И эта подробность сказочного повествования оказывается не декоративным элементом сюжета, а отражением обязательного компонента корректных деловых отношений того времени. Однако, когда общение происходит в письменной форме, исключающей возможность пояснений, недоразумения и разночтения неизбежны. К числу таких исторических недоразумений, по всей вероятности, и относится традиционное прочтение древних текстов в той их части, где встречаются числительные.

В том, что возраст таких библейских персонажей, как Адам, Ной или попавший в пословицу Мафусаил, существенно преувеличен, сомневаться не приходится, однако оценить степень этого преувеличения непросто. Древние манускрипты, прежде чем превратиться в лежащий передо мной на столе Ветхий Завет, прошли длинный путь переводов, и каждый раз в них могли вкрасться неточности. Это предположение перерастает в уверенность, если принять во внимание, что развитие математических знаний у различных народов происходило неравномерно, причем в некоторых странах параллельно существовали разные системы счисления.

Следующей после пятеричной или параллельно с ней в Египте и Месопотамии возникла двенадцатеричная система счисления, в которой первый, базовый разряд составляла дюжина. Эта система благополучно дожила до XX века новой эры и имела (например, в Великобритании) в течение всего этого времени приоритет перед десятеричной при любых расчетах, касающихся финансов.

А в шумерском Двуречье во времена Ноя в обиходе была более сложная - шестидесятеричная система счисления, которая, как считают исследователи, являет собой синтез уже вышеупомянутых пятеричной и двенадцатеричной систем. Неоспоримым достоинством этой непростой системы, обеспечившим ей долголетие, стало то, что число 60 делится без остатка на первые шесть чисел натурального ряда и является наименьшим общим кратным для десяти различных дробей. В некотором отношении она оказалась настолько удобной, что отдельными ее элементами мы пользуемся и по сей день, например отсчитывая минуты и секунды или измеряя углы.

Следующий важный момент: запись чисел в шестидесятеричной системе производилась двумя способами. На первых порах она была, как сейчас говорят математики, непозиционной , в которой позиция того или иного знака в записи числа не имеет информационного значения. Элементы этого способа, хотя и в неполной форме, видны при использовании римских цифр, значения которых не зависят от места, которое они занимают в записи числа. (За исключением цифр 4 и 9, но и эти цифры раньше, в отличие от их современного написания, изображались непозиционно - см. "Подробности для любознательных".) Удобство такой системы, в частности, в том, что она позволяла обходиться без специального знака, обозначающего нуль.

Согласно представлениям ученых, древние шумеры были первыми, кто ввел позиционную запись чисел, при которой очередность знаков в записи приобретала основополагающее значение. У них в середине второго тысячелетия до новой эры родилось понятие разрядности: стало общепринятым располагать знаки в порядке убывания разрядов и записывать числа слева направо. Это был один из революционных моментов в развитии математики и, пожалуй, первый опыт применения принципа "по умолчанию" при записи числа, без которого немыслима никакая современная компьютерная программа.

Позднее, в VI-V веках до н.э., для обозначения "пустых" разрядов шумеры тоже первыми применили специальный "междуразрядовый" знак, причем использовали его весьма своеобразно. Этот знак, в частности, никогда не ставили в конце числа, в результате чего истинное значение написанного можно было понять только из контекста. В Европе такой специальный знак для обозначения пустого разряда стали применять много веков спустя, лишь на рубеже первого и второго тысячелетий новой эры, когда был переведен арифметический труд Магомета-аль-Хорезми, в котором излагалась позиционная система счисления.

Перечисленные подробности имеют определенное значение для понимания обсуждаемой проблемы, поскольку показывают, что никто из 70-ти "толковников", переводивших в III веке новой эры книги Ветхого Завета на греческий язык, по всей вероятности, не имел ни малейшего представления о том, как следует интерпретировать шумерские числа. К тому же следует добавить, что переход на позиционную систему у вавилонян не носил характера всеобщей реформы, он был постепенным, запись числа, выполнявшаяся, как и весь прочий текст, клинописью, внешне не претерпела существенных изменений, и читателю обычно предоставлялась возможность самому отличать позиционную запись от непозиционной.

Приведу пример, показывающий, какая путаница может возникнуть, если не заметить разницы в используемых системах счисления. Допустим, что Иван, назначая цену за коней, показал бы ее на пальцах - два пальца и пять. Нетрудно увидеть, что его жесту можно придать различные толкования: Иван имел в виду десять, а мы сегодня поняли бы как семь, хотя можно было бы прочесть и как 25, и как 52 в зависимости от того, в каком направлении мы договоримся читать числа. Пример показывает, насколько широк диапазон ошибок, которые могут возникнуть при переводе, если не вникнуть в суть правил, используемых "по умолчанию".

Исследователи отмечают, что к перечисленным особенностям шумерской системы счисления нужно добавить и то, что внутри разряда она была десятеричной, причем допускалось двоякое написание числительных. Более того, число 60, являвшееся в системе счета шумеров базовым, обозначалось таким же вертикальным клином ("гэш"), что и единица. В результате число 2, изображенное двумя одинаковыми штрихами, можно было прочесть и как 61, и как 120, и как 610. Математики того времени, понимая ущербность такой неопределенности, пытались ее преодолеть, изображая этот знак - "гэш" - в значении единицы мелким штрихом, а в значении 60 - крупным.

Первые переводчики шумерских манускриптов могли и не догадываться о том, что надо обращать внимание на такую деталь, как толщина штриха. Позднее, в эпоху династии Ура (2294-2187 годы до н. э.), клиновидная форма записи чисел стала замещаться полукруглой, в знак единицы, похожий на современную букву арабского алфавита D, стали добавлять точку, когда нужно было написать 60, в результате чего этот знак стал похож на другую арабскую букву - D. Благодаря этим приемам шумеры в большинстве случаев благополучно справлялись с арифметическими задачами, а в спорных случаях определяли значения цифр по смыслу ситуации.

Точно так же это делаем сейчас и мы. Когда, например, в школьном киоске услышим "два - пять", то понимаем, что, например, тетрадь стоит два рубля пять копеек, а не два раза по пять, как это было бы в те времена, когда торговались герои сказки Ершова. В скобках заметим, что за исторический отрезок времени реликты непозиционной системы обозначения чисел, сохранявшиеся в обиходе русского народа, необратимо заместились правилами позиционной. Такой переход, как утверждают специалисты, начался у шумеров примерно в середине третьего тысячелетия до нашей эры, как раз в то время, когда Ной с семейством дрейфовал на ковчеге по безбрежному морю. В Европе, как уже упоминалось, этот переход произошел значительно позже.

Не углубляясь в подробности шумерского письма, отметим, что от переводчика древних рукописей требовалось не только владение различными системами счисления, но и проникновение в скрытый смысл того, что предусматривалось "по умолчанию". А в результате недоразумения, которое, вероятно, произошло при чтении шумерской позиционной записи по правилам греческой непозиционной системы, возраст Ноя оказался сильно преувеличенным (по-видимому, на порядок). Кирилл и Мефодий, которые при переводе Библии на старославянский язык пользовались ее греческой версией, вряд ли внесли какие-либо дополнительные погрешности в написание числительных, поскольку именно им принадлежит заслуга создания не только кириллицы, но и основанной на ней алфавитной нумерации, полностью копирующей греческую.

Итак, главной причиной "зашифрованности" сведений о возрасте ветхозаветных старцев является, по всей видимости, незнание греческими "толковниками" всех тонкостей шумерского письма. Они, безусловно, знали о существовании у шумеров непозиционной системы записи чисел, знали и о постепенной замене ее позиционной, но, видимо, не всегда могли различить, в какой из них нужно читать самые древние манускрипты. Кстати, можно предположить, что небольшие числа, не превышающие базового - 60, написание которых соответствовало десятеричной системе, принятой в Греции того времени, были переведены без искажений, а проблемы возникали лишь тогда, когда в тексте появлялся знак "гэш", означающий и единицу, и шестьдесят, и шестьсот.

В качестве предположения, которое, безусловно, должно быть проверено знатоками шумерских числительных, можно высказать мнение, что все числа, большие, чем два базовых, греческие переводчики умножали на десять, в результате чего итог получился столь гипертрофированным, как и возраст Адама, который в одном месте определен в 130 лет, а рядом - в 700 [Бытие. 5, 3 и Бытие. 5, 4].

Косвенно подтвердить такое заключение можно следующим наблюдением. Во-первых, очень показательно, что возраст Евера (см. таблицу) в разных редакциях отличается как раз на упомянутый злосчастный "гэш". Если к тому же вспомнить, что знак нуля у шумеров в те времена еще не употреблялся, то станет ясно, что переводчики действительно не просто переводили, а еще и пересчитывали числительные, но, допустив ошибки, только зашифровали цифровые данные. Восстановить истинные значения, видимо, вполне возможно, но оставим эту увлекательную задачу математикам.

Каков же вывод? При многочисленных переводах ветхозаветных манускриптов с одного языка на другой и сопутствующих пересчетах числительных с одной системы счисления на другую были допущены искажения истинного значения многих чисел, особенно в первой, самой древней части книги Бытия, где речь идет о месопотамском периоде жизни предков израильтян. В более поздние времена, когда Авраам со своим семейством покинул берега Евфрата, в обиход этого народа, видимо, уже вошла позиционная десятеричная система счисления, не вызывавшая затруднений при переводах. Поэтому относящиеся к этому периоду цифровые данные больших сомнений не вызывают. Что же касается более ранних сведений, то можно полагать, что числа первого разряда, меньше шестидеся ти, переведены в основном верно. А разночтения в разных переводах и разногласия со здравым смыслом появились только тогда, когда у переводчиков возникала необходимость трактовать "по умолчанию" и "по контексту" значение базового числа 60.

Но вернемся к нашему герою. Все сказанное позволяет предположить, что возраст 60 лет (в начале плавания) наиболее вероятен для Ноя. Одиссея всего семейства Ноя была записана, видимо, со слов одного из его сыновей (других мужчин на судне не было, а женщины вряд ли имели право голоса). Причем можно уверенно полагать, что этим рассказчиком стал старший сын - Сим. Младший сын, как и Иванушка в русской сказке, не был, как известно, большим знатоком словесности; средний, Хам, по определению не мог уважительно отозваться о родственниках. Очевидно, Сим и оказался тем единственным, кто донес до потомков рассказ о ковчеге, ставший со временем легендой.

Кстати, о возрасте этого наследника. Из греческой версии перевода Ветхого Завета следует, что "Сим был ста лет, и родил Арфаксада " [Бытие. 11, 10]. Вместе с тем, если принять во внимание все, о чем шла речь выше, то число, прочитанное греками непозиционно как 100, скорее всего, было записано шумерами позиционно как 40+"гэш", причем "гэш" тонкий, в значении единицы. Значит, и читать число следовало бы как 41 - это больше соответствует возрасту мужчины, у которого рождается первенец.

С этих же позиций можно заново прочесть и другие числительные, упоминаемые в Книге Бытия и характеризующие, например, размер Ноева ковчега или возраст Авраама. Для этого, разумеется, следует обратиться к первоисточнику, который конечно же не содержит ни неточностей, ни преувеличений, ни мистики.

* Локоть - мера длины от 40 до 64 см. В наши дни в Эфиопии он равен 0,5 метра. В России XI века локоть составлял 45,5-47,5 см. В более древние времена локоть был, по всей видимости, меньше и колебался в пределах 35 см. Об этом можно судить по описанию Голиафа: рост его был шесть локтей и пядь (1 Цар. 17, 4). Пядь - это расстояние между большим и указательным пальцами руки - 20-22 см. Самый высокий человек, упомянутый в Книге рекордов Гиннесса, имел рост 270 см. Даже если Голиаф был не ниже, то и в этом случае локоть не превышал 42 см. Это значение и принято в расчете, хотя оно, вероятно, несколько завышено.

Подробности для любознательных

В непозиционной системе значение числа определяется суммированием >всех знаков независимо от того, какое место (какую позицию ) знак занимает в записи числа. Так, число 6 может быть изображено двояко - VI или IV, а число 9 -сочетанием знаков V и I в любой последовательности; число 11 можно изобразить XI, но не будет путаницы, если его напишут IX.

А вот в позиционной системе место, занимаемое знаком, имеет принципиальное значение. Если меньший знак стоит перед бoльшим, то его значение минусуется из последующего, чего в непозиционной системе не бывает. Таким образом, определить, в какой системе записано число - в позиционной или непозиционной, - по внешним признакам очень трудно, и если не знать, какой системой пользовался автор, то можно впасть в ошибку. Например, число XL в позиционной системе означает 40, а в непозиционной - 60.

Одна из самых замечательных и в тоже время устрашающих историй Библии — когда произошел потоп на земле, унесший с собой множество жизней.

Масштаб этой катастрофы заставляет задуматься о его причинах. Жизнь так хрупка и драгоценна, что стоит хранить то, что нам вверено Творцом.

Ведь, согласно Библии, мы созданы по образу и подобию Божьему. Мы являемся созданиями, которое похожи на Своего Создателя и сотворены на добрые дела.

Так почему же произошел потоп? Почему спаслись только восемь душ, чем они были особенными? Какую роль Ной и его дети сыграли в истории человечества?

Причина потопа

Единственная причина потопа заключается в том, что человек позволил греху развратить себя. Земля наполнилась злодеяниями, и непослушание Творцу привело к падению всего человечества.

Человек сам решил, кому служить, кого слушать и как жить, так как Бог каждому предоставил выбор и свободную волю.

Библия говорит, что все мысли и помышления человеческого сердца были зло во всякое время (Быт 6:5). Общество спустилось до самых низов извращения, жизнь ничего ни стоила. Порочность человека достигла предела — такие понятия как доброта, порядочность, милосердие, кротость — напрочь отсутствовали.

Господь раскаялся, что создал человека и восскорбел в сердце Своем. Творец решил истребить Свое создание и, вместе с ним, всех животных, птиц и пресмыкающихся.

Спаслись только восемь душ (Ной, его жена и трое сыновей с женами) и разные по паре животные.

Почему Ной и его дети

Ответ прост. Ной был единственным в своем роде праведным и непорочным человеком, ходившим пред Богом (Быт 6:9). Это значит, что мысли Ноя были чисты, без всяких злых помыслов.

Библия говорит о том, как он любит, почитает и уважает Творца — его послушание Богу было велико. Эта связь с Богом помогла справляться с грехом, быть тем, кем он был.

У Ноя родились три сына: Сим, Иафет, Хам. Можно предположить, что Ной воспитывал своих детей в почтении, уважении и послушании Творцу. Но, к сожалению, праведность и непорочность по наследству не передаются — каждый выбирает сам, быть ему хорошим или плохим человеком.

Сим

Итак, Сим, что означает «имя» - это первенец Ноя. Он единственный из сыновей, который последовал примеру отца. Потомки Сима поклонялись Господу, почитали и уважали Творца.

Сим принадлежит к тому роду, из которого по плоти происходит Иисус Христос. Тот самый Христос, который возьмет грехи всего мира, будет распят и воскреснет.

Потомками Сима являются евреи, арабы, ассирийцы. Его сыновья: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд, Арам (Быт 10:21-22).

Иафет

Иафет — второй сын Ноя, что означает «расширение». Потомки Иафета заселили Европу.

Его сыны — Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех, Фирас (Быт 10:2) стали родоначальниками племен и народов руси, югры, литвы, пруссов, варягов, римлян, немцев и др.

Хам

Хам является третьим сыном Ноя, и означает «горячий». Потомки Хама - это народы Северной и Восточной Африки, египтяне, ливийцы, эфиопы, финикийцы, филистимляне и т.д.

История Библии описывает как Хам не проявил должного уважения к своему отцу, за что Ной проклял сына Хама Ханаана, предсказав его будущность (Быт 9:18-27): Ханаан будет рабом у своих братьев, что впоследствии так и случилось.

Сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут, Ханаан (Быт 10:6).

Кто же может спастись?

От сыновей Ноя заселилась вся земля, чьими потомками мы и являемся. Как от Адама земля заселялась людьми до потопа, так и от Ноя пошло заселение вплоть до сегодняшних дней.

Этот страшный потоп больше не повторится — так обещал Господь, заключив завет с Ноем, свидетельством которого является радуга на небе.

Потоп - есть прообраз последнего времени. Люди будут вести себя так, как и во времена Ноя: будут любить деньги (что есть корень всякого зла), будут злы, самолюбивы, горды, надменны, злоречивы, неблагодарны, жестоки, и так можно перечислять долго.

Одним словом, их мысли и желания будут зло во всякое время. И эта жизнь — тупик.

Ковчег же, в котором люди спаслись, символизирует Христа. Всякий верующий в Него и принимающий Его спасется и будет жить (вечно в Его совершенном царстве).

Спасение доступно абсолютно всем, кто верует в Него (Иоан. 3:16). Хоть Господь и раскаялся, что создал человека, Он до сих пор его любит.

Любит во всякое время и тебя, читатель. Если сможешь это понять — увидишь дверь спасения.

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов . Сегодня мы говорим о том, кто такой Ной.

«Ной выпускает ворона и голубя», нидерландская миниатюра, 1450-1460

Ной, согласно библейскому перечислению родов (генеалогии) - десятый после первого человека Адама. Он стоит примерно посередине между ним и Авраамом (Быт. 5 и 11). В Библии Ной - первый виноградарь и изобретатель вина.

Имя Ноя связано с рассказом о всемирном потопе и особом корабле – Ноевом ковчеге.

Когда Бог увидел, что помышления людей во всякое время были зло, Он раскаялся, что создал человека на земле, и решил истребить его. Господь наслал сильный дождь, из-за которого начался всемирный потоп, в котором погибло все живое. Спаслись только праведник Ной и его семья.

Перед потопом Бог велел Ною построить особый корабль (который потом стали называть Ноев ковчег). Он имел вид прямоугольного ящика (размером примерно 134 × 22 × 14 м; водоизмещение около 43 тыс. тонн), был построен из дерева и просмолен изнутри и снаружи и имел три яруса (наподобие крытых палуб). В нем корабле спаслись Ной, его жена и сыновья с женами. Они взяли по паре животных каждого вида (в другой версии - по семи пар чистых и по паре нечистых (Быт 7:2-3, и это первый раз, когда животные разделяются по принципу нечистоты).

Когда потоп закончился, ковчег пристал к горам Арарата (8:4), Ной принес жертвы Богу, и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним завет, включающий определенные предписания относительно употребления в пищу мяса животных и пролития крови (Быт. 9:1–17). Символом завета стала радуга – своего рода гарантия того, что больше никогда человечество не будет истреблено водой.

Впервые выпив вина, Ной опьянел и лежал в своем шатре обнаженным. Сын Хам увидел отца, и рассказал об этом братьям, чтобы те посмеялись над ним, но они вошли в шатер, не глядя на Ноя, и укрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о произошедшем, то проклял своего внука, сына Хама Ханаана. «Ной хотел и наказать Хама за его преступление и нанесенное ему оскорбление, и вместе с тем не нарушить благословения, данного уже Богом: «благословил, - сказано, - Бог Ноя и сынов его», когда они вышли из ковчега (Быт 9:1)» , - объясняет этот момент святитель Иоанн Златоуст.

В книге пророка Иезекииля (14:14-20) Ной назван одним из трех праведников древности вместе с Даниилом и Иовом. В Евангелии от Луки (3:36) упомянут в числе предков Иисуса Христа.

На анонсе фрагмент «Ной выпускает ворона и голубя», нидерландская миниатюра, -