Астрология Камни Магия

Заправка нити на машинке последовательность действий. Правильная заправка швейной машины

Перед заправкой верхней нитки в любой швейной машине ставят нитепритягиватель 1 (рис. 24, а) и иглу 2 в верхнее положение.

Рис. 24. Заправка верхней нитки в машине ПМЗ: а - заправка от катушки до иглы; б - заправка в ушко иглы

Чтобы заправить верхнюю нитку в машине ПМЗ класса 1-М, катушку 3 надевают на верхний катушечный стержень, нитку 4 от катушки протягивают влево к фронтовой доске 5, через верхний ее вырез 6, подводят под регулятор 7 натяжения верхней нитки (с задней стороны) и выводят на себя между тарелочками. 8 и 9 (шайбами) натяжения. Заправив нитку за крючок 10 шайбы 11, находящейся за тарелочками (ближе к машине), и за нитепритягивательную пружину 12, ведут нитку вверх и продевают (с задней стороны на себя) в ушко 13 нитепритягива-геля 1, после чего заправляют за нитенаправитель 14, ведут к иглодержателю, заправляют за последний нитенаправитель 15, находящийся под иглодержателем, и в ушко 16 иглы. Вдевают нитку в иглу со стороны стойки рукава машины (рис. 24, 6) и длинного желобка иглы (справа).

Для заправки верхней нитки в машине «Тула» катушечный стержень вытягивают на поверхность крышки рукава, но прежде чем надеть на него катушку, вырезают из суконной или шерстяной ткани кружочек с круглым отверстием в середине и надевают его на катушечный стержень. Этот кружочек необходим для небольшого торможения вращения катушки.

Нитку от катушки, надетой на катушечный стержень, надо протянуть к нитенаправителю 1 (рис. 25), от него - к регулятору натяжения верхней нитки, проводя ее справа налево между тарелочками 2 и 3 натяжения, заправить за нитепритягивательную пружину 4 и нитенаправитель 5, протянуть к нитепритягивателю 6, продев в его ушко 7 справа налево, протянуть ее вниз к нитенаправителю 8, затем под иглодержатель 9 и заправить в ушко 10 иглы (от себя).

Для заправки верхней нитки в машине «Веритас» нужно поставить в рабочее положение катушечный стержень, который находится с задней стороны крышки рукава. Взяв за правый конец стержня, поднимают его и надевают на него катушку.

Рис. 27. Заправка верхней нитки в ушко иглы машины ПМЗ нитковдевателя: а - подведение нитковдевателя к игле; б - вдевание нитки в нитковдеватель

Нитку от катушки протягивают к нитенаправителям 1 и 2 (рис. 26), а от них к регулятору 3 натяжения справа налевомежду его тарелочками 4 и 5 натяжения и заводят в нитепритягивательную пружину 6, под нитенаправитель 7 и через нитенаправитель 8, далее заправляют справа налево в ушко 9 нитепритягивателя, от него - еще раз в нитенаправитель 8, затем - в нитенаправитель 10, находящийся у иглодержателя 11, и в ушко иглы.

В ушко иглы нитку заправляют в направлении от себя в сторону лапкодержателя 12.

Рис. 28. «Петляние» ниток при стачивающей строчке: а - вид строчки сверху; б - «петляние» верхней нитки; в - «петляние» нижней

Легко вдевать нитку в иглу при помощи нитковдевателя, показанного на рис. 27.

Чтобы после заправки верхней» нитки вывести наверх нижнюю нитку, левой рукой берут конец верхней нитки и слегка, чтобы не погнуть иглу, тянут ее к себе, а правой рукой медленно вращают маховое колесо, пока нитепритягиватель 1 (см. рис. 24) после опускания вниз не поднимется вверх и игла не займет верхнее положение.

Когда верхняя нитка через глазки игольной пластинки и лапки вытянет петельку нижней нитки, нужно взять правой рукой показавшуюся над лапкой нижнюю нитку и вытянуть ее конец.

Затем концы обеих ниток подводят под лапку и отводят назад. Концы ниток должны быть длиной 7-8 см. После подготовки машины к шитью надо подложить под лапку 1 (рис. 28, а) кусочек ткани 2, рычагом 3 лапку опустить на ткань и, прошив немного, проверить натяжение ниток.

Если с обеих сторон ткани получается хорошая строчка 4, можно шить. Если машина делает петли 5 («петляет») снизу (рис. 28,6) или петли 6 сверху (рис. 28, в), необходимо отрегулировать натяжение ниток (как это сделать, будет подробно сказано в разделе «Плохая строчка»).

Отрегулировав натяжение ниток, лоскуток ткани из-под лапки вынимают. Для этого, вращая маховое колесо, ставят в верхнее положение иглу и нитепритягиватель, поднимают рычагом лапку. Вытягивать ткань можно только от себя за лапку.

Тесты по технологии.

6 класс девочки.

I вариант.

1. Как называются нити, идущие вдоль ткани?

2. Каковы преимущества шитья на швейной машине? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

3. Укажите последовательность заправки верхней нити, перечислив номера деталей швейной машины в нужном порядке.

5. Нитепритягиватель. Примечание. Необходимо учитывать марку швейной машины.

4. Чем настрочной и расстрочной швы отличаются от стачных швов вразутюжку и взаутюжку? (Выберите нужное)

5. С какой стороны должен падать свет при работе на швейной машине? (Выберите нужное)

1. С левой стороны. 2. С правой стороны. 3. Сверху.

6. Какие нити прокладывает челнок? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

7. От чего зависит выбор номера иглы и ниток? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

8. С помощью каких деталей швейной машины производится заправка нижней нити? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

9. От чего зависит величина вытачки? (Выберите нужное)

10. По каким признакам определяют направление нитей основы в ткани? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

11. В какую сторону необходимо вращать маховое колесо? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

1. На себя. 2. От себя.

12. В соответствии с последовательностью выполнения этапов подготовки швейной машины к работе проставьте цифры, которыми они обозначены.

13. Какие правила безопасности надо соблюдать при выполнении ручных работ? Обведите нужную букву.

1. До начала работы:

2. Во время работы:

3. По окончании работы:

А) выключить утюг;

14. Каковы особенности полотняного переплетения нитей в ткани? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

15. Какие ткани производят из волокон растительного происхождения? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

16. Укажите последовательность заправки нижней нити на швейной машине, перечислив номера её элементов.

17. Укажите последовательность подготовки швейной машины к работе, перечислив номера её элементов.

1. Концы обеих ниток завести под лапку. 2. Под лапку положить ткань, сделать прокол иглой и опустить лапку. 3. Включить машину в электросеть. 4. Заправить верхнюю нить. 5. Заправит нижнюю нить, и вывести её наверх.

18. Какие правила безопасности надо соблюдать при выполнении машинных работ? Обведите нужную букву.

1. До начала работы:

2. Во время работы :

3. По окончании работы :

А) выключить машину;

Б) убрать рабочее место.

19. Каким швом настрачивается накладной карман? (Нужное подчеркнуть.)

Шов вподгибку. Накладной шов. Стачной шов.

20. Какие правила безопасности надо соблюдать при выполнении влажно-тепловых работ? Обведите нужную букву.

1. До начала работы:

Б) проверить наличие резинового коврика.

2. Во время работы:

3. По окончании работы:

А) выключить утюг;

21. Каким швом обрабатывают низ изделия, рукавов, краев оборок и т.д.? (Нужное подчеркнуть.)

22. Какие опасности бывают во время выполнения машинных работ? Выберите нужное.

23. Какие опасности бывают во время выполнения влажно-тепловых работ? Выберите нужное.

24. Что заменяет застежка-молния в одежде? Выберите нужное.

25. Какие опасности бывают во время выполнения ручных работ? Выберите нужное.

Ответы на вопросы I варианта.

ВОПРОС

ОТВЕТ

ВОПРОС

ОТВЕТ

3,4,1,5,4,2

3,4,2,1

4,5,1,2,3

1.а); 2.а);3.а),б).

Накладной шов

1.а),б);2.б);3.а),б).

Шов в подгибку с откр. или закр. ср.

1,2,3

1,3,4

3,6,4,8,1,2,5,7

2,3,4

1.а); 2.б); 3.б).

Тесты по технологии.

6 класс девочки.

Разделы: «Технология обработки ткани», «Материаловедение», «Машиноведение», «Техника безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ».

II вариант.

1. Какие ткани производят из волокон растительного происхождения? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

1. Шерстяные. 2. Шелковые. 3. Хлопчатобумажные. 4. Льняные.

2. Укажите последовательность заправки нижней нити на швейной машине, перечислив номера её элементов.

1. Вывести нижнюю нить наверх. 2. Вставить шпульный колпачок в челночное устройство. 3. Намотать нитку на шпульку. 4. Вставить шпульку в шпульный колпачок и вывести нить в прорезь.

3. Укажите последовательность подготовки швейной машины к работе, перечислив номера её элементов.

1. Концы обеих ниток завести под лапку. 2. Под лапку положить ткань, сделать прокол иглой и опустить лапку. 3. Включить машину в электросеть. 4. Заправить верхнюю нить. 5. Заправит нижнюю нить и вывести её наверх.

4. Какие правила безопасности надо соблюдать при выполнении машинных работ? Обведите нужную букву.

1. До начала работы:

А) застегнуть манжеты рукавов;

Б) проверить исправность машины.

2. Во время работы:

А) установку шпульного колпачка, заправку верхней нитки, производить при выключенной машине;

Б) надевать наперсток на средней палец правой руки, чтобы не уколоть его.

3. По окончании работы:

А) выключить машину;

Б) убрать рабочее место.

5. Каким швом настрачивается накладной карман? (Нужное подчеркнуть.)

Шов вподгибку. Накладной шов. Стачной шов

6. Какие правила безопасности надо соблюдать при выполнении влажно-тепловых работ? Обведите нужную букву.

1. До начала работы:

а) проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;

Б) проверить наличие резинового коврика.

2. Во время работы:

А) вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

Б) включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур.

3. По окончании работы:

А) выключить утюг;

Б) поставить утюг на специальную подставку.

7. Каким швом обрабатывают низ изделия, рукавов, краев оборок и т.д.? (Нужное подчеркнуть.)

Стачной шов. Накладной шов. Шов в подгибку с открытым или закрытым срезом.

8. Какие опасности бывают во время выполнения машинных работ? Выберите нужное.

1. Повреждение пальцевой иглой. 2. Попадание волос или концов одежды во вращающиеся части швейной машины. 3. Ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура.

9. Какие опасности бывают во время выполнения влажно-тепловых работ? Выберите нужное.

1. Возгорание шнура. 2. Повреждение пальцев иглой. 3. Поражение электрическим током.

4. Ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура.

10. Что заменяет застежка-молния в одежде? Выберите нужное.

1. Пуговицы. 2. Крючки. 3. Вытачки.

11. Какие опасности бывают во время выполнения ручных работ? Выберите нужное.

1. Поражение электрическим током. 2. Травма руки ножницами. 3. Травма глаз.

4. Повреждение пальцев иглой или булавкой.

12. Как называются нити, идущие вдоль ткани? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

1. Нити утка. 2. Нити основы. 3. Кромка.

13. Каковы преимущества шитья на швейной машине? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

1. Качественное шитье. 2. Быстрое шитье.

14. Укажите последовательность заправки верхней нити, перечислив номера деталей швейной машины в нужном порядке.

1. Регулятор натяжения верхней нити. 2. Игла. 3. Катушечный стержень. 4.Нитенаправители.

5. Нитепритягиватель. Примечание. Необходимо учитывать марку швейной машины

15. Чем настрочной и расстрочной швы отличаются от стачных швов вразутюжку и взаутюжку? (Выберите нужное)

1. Влажно-тепловой обработкой. 2. Дополнительными машинными строчками.

3. Дополнительной прочностью швов.

16. С какой стороны должен падать свет при работе на швейной машине? (Выберите нужное)

1. С левой стороны. 2. С правой стороны. 3. Сверху

17. Какие нити прокладывает челнок? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

1. Нити утка. 2. Нити основы.

18. От чего зависит выбор номера иглы и ниток? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

1. От плотности ткани. 2. От цвета ткани. 3. От ткацкого переплетения.

19. С помощью каких деталей швейной машины производится заправка нижней нити? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

1. Челночное устройство. 2. Шпулька. 3. Шпульный колпачок.

20. От чего зависит величина вытачки? (Выберите нужное)

1. От структуры ткани. 2. От размера фигуры. 3. от модели. 4. От роста фигуры.

21. По каким признакам определяют направление нитей основы в ткани? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

1. По кромке. 2. По растяжению. 3.По звуку при растягивании. 4. По цвету.

22. В какую сторону необходимо вращать маховое колесо? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

1. На себя. 2. От себя.

23. В соответствии с последовательностью выполнения этапов подготовки швейной машины к работе проставьте цифры, которыми они обозначены.

1. Концы обеих нитей завести под лапку. 2. Под лапку положить ткань. 3. Намотать нить на шпульку. 4. Заправить верхнюю нить. 5. Сделать прокол иглой и опустить лапку.

6. Заправить нижнюю нить. 7. Включить машину в электросеть. 8. Вывести нижнюю нить наверх поворотом махового колеса на себя.

24. Какие правила безопасности надо соблюдать при выполнении ручных работ? Обведите нужную букву.

1. До начала работы:

Б) проверить наличие резинового коврика.

2. Во время работы:

а) проверить исправность машины;

Б) класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

3. По окончании работы:

А) выключить утюг;

25. Каковы особенности полотняного переплетения нитей в ткани? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)

1. Нить основы проходит под две нити утка. 2. Нить основы проходит под одну нить утка.

3. Нить основы проходит под несколькими нитями утка.

Ответы на вопросы II варианта.

4,5,1,2,3

1.а),б); 2.а);3.а),б).

Накладной шов

1.а),б); 2.б);3.а),б).

Шов вподгибку с откр. или закр. ср.

1,2,3

1,3,4

3,6,4,8,1,2,5,7

2,3,4

1.а); 2.б);3.б).


Полноценный процесс работы на швейной машинке, вне зависимости от опыта работы с этим прибором, невозможен без его правильных настроек, которые выполняются вручную. Так, рассмотрим в этом материале подробные схемы того, как правильно заправлять машинку швейную.

Общая инструкция к заправке швейной машинки

Общая инструкция по заправке машинки швейной выглядит так:

  1. Нитку, с которой вы будете работать, намотать на шпульку и на этом же этапе на катушку для верхней нити надеть верхний штырь.
  2. Далее идет заправка верхней нити в швейной машине. Для этого процесса обычно на корпусе прибора имеется инструкция. К верхней нити относится та, которая от катушки протягивается в ушко иглы. Прежде чем продеть нить в ушко, следует поднять лапку и установить иглу так, чтобы она заняла положение на самом верху.
  3. Проверить натяжение нити. В современных устройствах есть специальные регуляторы натяжения.
  4. После заправки верхней нити, можно заправлять нить нижнюю. Для этого надо отключить привод (моховое колесо) и шпульку вставить на место. После этого, надо включить колесо и крутить его, пока на шпульке не окажется достаточно нитки.
  5. Колпачок шпульки вставить в челночное устройство, следя за тем, чтобы палец шпульки совпадал с прорезью челночного устройства. Если все сделать правильно, то раздастся характерный щелчок.
  6. Нить надо вывести через пластину задвижки, закрыть ее. Верхнюю и нижнюю нить надо соединить и завести назад за лопатку.

Чтобы проверить правильность проделанной работы, следует прокрутить маховое колесо. После того как иголка поднимется и опустится, из отверстия в пластине на верхней нити должна образоваться петля из нити нижней.

Чтобы понятно, как заправить шпульку в швейную машинку стандартного типа, рекомендуем посмотреть видео-урок, в котором рассказывают не только о последовательности действий, но и о том, где находится шпулька и на какие нюансы стоит обратить особое внимание:

Правильный порядок заправки ниток

Этот процесс будет различен в зависимости от типа машинки. В современных устройствах есть подробные инструкции, как правильно заправить нитки в швейную машинку, да и сами приборы устроены так, что можно интуитивно догадаться, как все делать. А вот с машинками роторного типа трудности возникают, поэтому детально представим две инструкции:

Заправка верхней нитки

  1. Нить с катушки провести через крепление у корпуса устройства.
  2. Нить провести в регулятор натяжение нити и завести в компенсационную пружину, которая внешне напоминает крючок.
  3. Нитку продеть в отверстие нитеводителя, вывести через него и провести в имеющееся крепление, потом в игольное ушко.

В некоторых моделях машинок вместо нитеводителя находится вилочка. В данном случае нужно просто наложить нить на эту вилочку, а не вдевать в отверстие.

Заправка нижней нитки

  1. Нижнюю нить намотать не на катушку, а на шпульку.
  2. Шпульку вставить в шпульный колпачок, при этом нитка должна быть заправлена под пластину пружины.
  3. Проверить натяжение нити. Определенное натяжение задается под модель машинки.

Как заправить двойную иглу?

Если машинка выполняет строчку зигзаг, то в ней может быть установлена двойная игла. В данном случае нити будут заправляться в иглы точно так же, как если бы это делалось с одной иголкой, различие лишь в том, что потребуется дополнительная - вторая - катушка. При этом обе нити должны проходить через один и тот же натяжитель верхней нитки.

Инструкция, как заправить две иглы в машинку:

  1. Двойная иголка устанавливается по тому же принципу, что и обычная игла. Спил иглы должен направляться от себя, а круглая сторона самой колбы иглы – на себя.
  2. Нитки с обеих катушек надо провести через все нитеводы, не забыв про натяжитель верхней нити. Должно получиться так, что самые нижние нитеводы будут их разделять.
  3. Левую нить надо заправить в иглу слева, правую, соответственно, в иглу справа. Если у устройства нитевод один, то левую нить надо провести через нитевод, а правую рядом, заправив ее под ушко иглы.

Пользоваться двойной иголкой несложно, главное - обе верхних нити заправить правильно, а также ослабить их натяжение (в самой шпульке). Нижняя нить будет использоваться при шитье одновременно с верхней нитью, тем самым образуя зигзаг, поэтому и необходимо обязательно ослабить натяжение.

Двойня иголка позволяет облегчить выполнение двойной отделочной строчки на машинке, а также выполнять декоративную отделочную строчку всего одним швом двойной иглы.

Ручная швейная машинка: как заправить

При настройке ручной машинки важно правильно подобрать иголку и номер нити для того или иного вида ткани, а также отрегулировать натяжение нити, в противном случае, качество строчки пострадает. В остальном, заправка ручной швейной машинки не должна вызывать трудностей, в чем можно убедиться по инструкции к заправке машинки «Чайка»:

  1. Ручку повернуть так, чтобы механизм, который притягивает нити, оказался вверху.
  2. Иглу до упора вставить в держатель. Плоская сторона должна быть повернута к стержню, на котором находится лапка.
  3. С помощью винта надо закрепить иглу.
  4. Катушку с нитками установить на предназначенный для этого стержень.
  5. Нитку продеть через фрикционную шайбу и нитенаправитель.
  6. Нитку вставить в нитенаправитель, зафиксировать в иглодержателе.
  7. Нитку продеть через игольное ушко (это будет верхняя нить).

Заправка нижней нити:

  1. Нить намотать на шпульку.
  2. Шпульку вставить в колпачок. Нитка должна оказаться снаружи.
  3. Колпачок вставить обратно, чтобы прозвучал характерный щелчок.
  4. Чтобы натянуть нить, надо повернуть ручку машинки для натяжения.
  5. Обе нитки (и верхнюю, и нижнюю) заправить под лапку.

Как правильно отрегулировать натяжение нити:

  • Использовать винт, который находится на шпульном колпачке. Чем сильнее затянут винт – тем более натянута нитка.
  • Отрегулировать натяжение при помощи регулятора, который находится у рычага, поднимающего лапку.

Несколько полезных правил по использованию машинки «Чайка»:

  • Без заранее опущенной иглы под лапку строчку начинать нельзя.
  • Ручка машинки поворачивается строго «к себе», менять направление поворота нельзя.
  • Для работы на этой машинке надо выбирать те ткани, которые годятся для всех видов стежков, иначе можно испортить не только ткань, но и привести свою машинку в полную негодность.

Видео: Как заправить ручную швейную машинку «Подольск»?

Еще одна старая машинка, которая была у бабушек дома – это прибор марки «Подольск». Несмотря на то, что такая модель старая и ручная, работать с ней приятно, если разобраться со всеми ее механизмами и научится заправлять, в чем поможет следующее видео:

Чтобы получать удовольствие от работы, а также избежать проблем во время работы, стоит досконально изучить инструкцию к заправке швейной машинки, ведь от этого будет зависеть не только качество пошитого изделия, но и срок эксплуатации прибора.

Вконтакте

Тесты по машиноведению

1. Определить последовательность заправки верхней нити:
а) поднять иглу в верхнее положение;
б) пропустить нитку через прорезь нитепритягивателя;
в) завести нитку между шайбами регулятора натяжения верхней нити, затем в петлю пружины;
г) завести нитку за крючок нитепритягивателя на фронтовой доске;
д) вставить нитку в ушко иглы со стороны нитепритягивателя;
е) нитепритягиватель поставить в верхнее положение;
ж) завести нитку за крючок нитепритягивателя на иглодержателе;
з) поставить катушку на верхний катушечный стержень;
и) вдеть нитку в ушко нитепритягивателя.

Ответ:а, з, б, в, и, г, ж, д, е.

2. Определить последовательность заправки нижней нити:
а) концы обеих ниток завести назад под лапку;
б) вставить шпульный колпачок в челночное устройство;
в) вывести нижнюю нитку через отверстие игольной пластины наверх;
г) вставить шпульку с намотанной ниткой в шпульный колпачок;
д) заправить нитку под пружину натяжения нижней нитки.

Ответ: г, д, б, в, а.

3. Определить последовательность намотки ниток на шпульку:
а) надеть катушку ниток на нижний катушечный стержень и протянуть нитку через прижимное устройство;
б) вручную намотать на шпульку несколько витков;
в) прижать резиновое колесо моталки к ободу махового колеса;
г) включить машину на рабочий ход;
д) обрезать нитку и снять шпульку с моталки;
е) привести в работу моталку с помощью махового колеса, нитка должна ложиться плотно и ровными рядами;
ж) поставить машину в нерабочее положение;
з) надеть шпульку на моталку.

Ответ: ж, а, б, з, в, е, д, г.

4. На платформе швейной машины находится:
а) выдвижная пластина;
б) регулятор натяжения нижней нити;
в) рейка двигателя ткани;
г) фронтовая доска;
д) моталка.

Ответ: а; в.

5. Челночное устройство находится:
а) на стойке рукава;
б) на платформе;
в) под платформой.

6. На швейной машине с ручным приводом лишнее:
а) педаль;
б) маховое колесо;
в) ручка.

7. В швейную машину с ручным приводом не входят:
а) маховое колесо;
б) регулятор строчки;
в) нитепритягиватель;
г) фронтовая доска;
д) электродвигатель;
е) игольная пластина.

8. К приводам швейных машин относятся:
а) ручной;
б) комбинированный;
в) ножной;
г) универсальный;
д) электропривод.

Ответ: а; в; д.

9. В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
а) длины стежка;
б) ширины стежка;
в) ширины зигзага;
г) регулятор натяжения верхней нити.

Ответ: а; в; г.

10. При образовании слабой строчки причина:
а) излишнее натяжение обоих ниток;
б) недостаточное натяжение верхней нити;
в) недостаточное натяжение нижней нити;
г) недостаточное натяжение обоих ниток.

11. В устройство машинной иглы не входят:
а) стержень;
б) плоская колба;
в) лыска;
г) наконечник;
д) короткий желобок.

Ответ: б; г.

12. В ножном приводе нет:
а) педали;
б) приводного ремня;
в) рукоятки;
г) махового колеса.

Тест по материаловедению

1. Определить вид переплетения ткани:

10. Нить основы определяет:
а) ширину ткани;
б) кромку ткани;
в) длину ткани;
Ответ: в.

а) саржевое;
б) полотняное;
в) атласное;
г) креповое;
д) меланжевое.
Ответ: б.

2. К механическим свойствам ткани относятся:
а) прочность;
б) сминаемость;
в) пылеемкость;
г) осыпаемость;
д) скольжение;
е) драпируемость.
Ответ: а; б; д; е.

11. Назначение кромки:
а) определяет длину ткани;
б) предохраняет ткань от растяжения;
в) предохраняет края ткани от осыпания;
г) определяет ширину ткани.
Ответ: в.

3. Распределите правильную последовательность отделки ткани:
а) заключительная отделка;
б) крашение;
в) печатание;
г) предварительная отделка.
Ответ: г; б; в; а.

12. Вид лицевой и изнаночной сторон зависит от :
а) отделки;
б) назначения ткани;
в) от вида волокон;
г) способа изготовления ткани;
д) вида переплетения нитей.
Ответ: а; г; д.

4. Восстановите последовательность обработки волокон:
а) сортировка;
б) ?
в) чесание;
г) ?
д) прядение;
е) ?
Ответ: сортировка - рыхление - чесание - выравнивание - прядение - ткачество .

13. Определите первичную обработку льна:
а) чесание;
б) сушка;
в) мочение;
г) трепание
Ответ: в; б; г; а.

5. Определите цель отделки ткани:
а) улучшение гигиенических свойств;
б) улучшение свойств ткани;
в) увеличение объема ткани;
г) придание товарного вида;
д) определение назначения ткани.
Ответ: б; г.

14. Определите последовательность обработки шерсти:
а) сушка горячим воздухом;
б) разрыхление;
в) очищение;
г) сортировка по качеству;
Ответ: г; в; б; а.

6. Определите последовательность предварительной отделки ткани:
а) расшлихтовка;
б) беление;
в) мерсеризация;
г) опаливание;
д) отваривание;
е) ворсование.
Ответ: г; а; д; в; б; е.

15. Натуральный шелк получают:
а) из отходов хлопчатника;
б) из кокона тутового шелкопряда;
в) из нефти;
г) из газа и угля.
Ответ: б.

7. Печатание - это:
а) поглощение из раствора красящего вещества;
б) процесс нанесения цветного рисунка красителями;
в) создание на поверхности ткани ворса;
г) удаление с поверхности выступающих кончиков волокон.
Ответ: б.

16. Сырьем для синтетических волокон служат:
а) целлюлоза из древесины;
б) отходы шерсти;
в) уголь, нефть, газ;
г) отходы угольного производства.
Ответ: в.

8.Определите последовательность заключительной отделки ткани:
а) аппретирование;
б) каландрование;
в) ширение;
г) специальная обработка ткани.
Ответ: а; в; б; г.

17. Технологические свойства ткани это:
а) гигроскопичность;
б) растяжение;
в) осыпаемость;
г) воздухопроницаемость;
д) усадка.
Ответ: б; в; д.

9. Определить ткани по способу отделки:
а) суровая;
б) ворсовая;
в) гофрированная;
г) отбеленная;
д) гладкокрашеная;
е) опаленая;
ж) набивная;
з) пестротканая;
и) задрапированная.
Ответ: а; г; д; ж; з.

18. Искусственные ткани обладают:
а) легкостью;
б) высокой прочностью;
в) мягкостью;
г) драпируемостью;
д) упругостью.
Ответ: б; г.

Тест по технологии обработки пищевых продуктов

1. Пищевая ценность продуктов и блюд измеряется в:
а) граммах;
б) килокалориях;
в) килограммах;
г) килоджоулях;
д) джоулях.
Ответ: б; г.

23. Яйца «в мешочек» варятся:
а) 1 мин.;
б) 2 мин.;
в) 2,5 мин.;
г) 5 мин.;
д) 10 мин.;
Ответ: 5 мин.

2. Клетки живого организма строятся из:
а) аминокислот;
б) солей;
в)витаминов;
г)белков;
д) жиров.
Ответ: г.

24. По способу приготовления салаты могут быть:
а) овощные;
б) травные;
в) мясные;
г) цветочные;
д) рыбные;
е) диетические;
ж) ассорти.
Ответ: а; в; д; ж.

3. Какие органические вещества являются источниками энергии для организма человека:
а) углеводы;
б) соли;
в) витамины;
г) белки;
д) жиры.
Ответ: а; г.

25. Способы нарезки овощей:
а) соломка;
б) спиральки;
в) шарики;
г) бруски;
д) кубики;
е) бочонки;
ж) груши.
Ответ: а; г; д; е; ж.

4. Какие витамины способствуют росту человеческого организма:
а) витамин А;
б) витамин D;
в) витамин Е;
г) витамин К;
д) витамин В12.
Ответ: а.

26. Методы определения качества продуктов:
а) органолептический;
б) исследовательский;
в) лабораторный;
г) проблемный;
Ответ: а; в.

5. К макроэлементам oтносятся:
а) йод;
б) фтор;
в) железо;
г) калии;
д) фосфор.
Ответ: в; г; д.

27. Молоко по способу хранения может быть:
а) свежее;
б) соленое;
в) пастеризованное;
г) вареное;
д) маринованное;
е) замороженное.
Ответ: в; г; е.

6. К микроэлементам относятся:
а) йод;
б) фтор;
в) вода;
г) железо;
д) фосфор.
Ответ: а; б; в.

28. По способу тепловой обработки рыбные блюда могут быть:
а) отварные;
б) замороженные;
в) припущенные;
г) вяленые;
д) жареные;
е) запеченные.
Ответ: а; в; д; е.

7. Дополните определение:
Полноценное, разумное, правильное, регулярное питание - это
питание.?. .
Ответ: рациональное.

29. По способу приготовления тесто может быть:
а) дрожжевым;
б) скорым;
в) песочным;
г) суточным;
д) воздушным;
е) заварным.
Ответ: а; в.

8. Подберите принципы рационального питания:
а) частый прием пищи;
б) правильный режим питания;
в) обильный прием пищи;
г) умеренность в употреблении пищи;
д) раздельное питание;
е) разнообразное питание.
Ответ: б; г; е.

30. Определите сорт чая:
а) индийский;
б) арабский;
в) турецкий;
г) китайский;
д) японский;
е) цейлонский;
ж) армянский.
Ответ: а; г; д; е.

9. К посуде общего пользования относятся:
а) блюдца;
б) супница;
в) салатник;
г) розетки для варенья;
д) соусник;
е) салфетки.
Ответ: б; в; д.

31. В зависимости от обработки листьев чай бывает:
а) черный;
б) малиновый;
в) зеленый;
г) желтый;
д) коричневый;
е) красный.
Ответ: а; в; г; е.

10. К кофейной посуде относятся:
а) кофейник;
б) чайник;
в) молочник;
г) розетки;
д) вазы для фруктов.
Ответ: а; в.

32. Определить по виду растения приготавливаемый напиток:
-плоды вечнозеленого шоколадного дерева - это...
а) компот;
б) чай;
в) коктейль;
г) какао;
д) кофе.
Ответ: г.

11. К столовым приборам относятся:
а) кружка;
б) нож;
в) молочник;
г) вилка;
д) салатник;
е) ложка.
Ответ: б; г; е.

33. Родиной кофе являются:
а) Турция;
б) Монголия;
в) Эфиопия;
г) Китай;
д) Япония.
Ответ: в.

12. Распределите правильно последовательность первичной обработки овощей:
а) нарезка;
б) промывание;
в) очищение;
г) мытье;
д) сортировка.
Ответ: д; г; в; б; а.

34. Назовите известный на Руси с древних времен напиток:
- мед, прокипяченный в воде с различными пряностями .
Ответ: сбитень.

13. При первичной обработке макаронные изделия:
а) перебирают;
б) промывают;
в) замачивают;
г) удаляют примеси;
д) нарезают.
Ответ а; г.

35. Соединение охлажденной минеральной воды и газированных напитков с ягодными соками называют:
а) морсом;
б) квасом;
в) крюшоном;
г) коктейлем.
Ответ: в.

14. Определите правильную последовательность первичной переработки рыбы:
а) обмывают или обсушиваю;
б) оттаивают;
в) потрошат;
г) очищают от чешуи;
д) разделывают.
Ответ: б; г; в; а; д.

36. Выберите правильные способы консервирования:
а) соление;
б) сушение;
в) маринование;
г) замораживание;
д) квашение;
е) мочение.
Ответ: а; в; д; е.

15. При первичной обработке бобовых (горох, фасоль, бобы):
а) просеивают;
б) перебирают;
в) промывают;
г) нарезают;
д) замачивают;
е) очищают.
Ответ: б; в; д.

37. Определите последовательность переработки продуктов:
а) пастеризация или стерилизация;
б) приготовление сиропа, маринада, рассола;
в) подготовка продуктов;
г) заполнение тары;
д) подготовка тары;
е) герметическое закрытие тары.
Ответ: в; д; б; г; а; е.

16. Определить правильную последовательность первичной обработки мяса (говядина, свинина, баранина):
а) обмывают и обсушивают;
б) зачищают;
в) разделывают;
г) оттаивают;
д) готовят полуфабрикаты;
Ответ: г; а; в; б; д.

38. При сервировке стола ложку кладут:
а) в тарелку;
б) перед тарелкой;
в) слева от тарелки;
г) справа от тарелки;
д) в специальную укладку.
Ответ: г.

17. При первичной обработке домашнюю птицу:
а) опаливают;
б) промывают и обсушивают;
в) оттаивают;
г) потрошат (удаляют голову, шею, ножки, крылышки, внутренности);
д) нарезают или формуют;
Ответ: в; а; г; б; д.

39. При сервировке стола к обеду вилку кладут:
а) справа от тарелки зубцами вверх;
б) слева от тарелки зубцами вверх;
в) справа от тарелки зубцами вниз;
г) слева от тарелки зубцами вниз;
д) в специальную укладку.
Ответ: б.

18. По способу приготовления бутерброды могут быть:
а) простые;
б) сложные;
в) комбинированные;
г) слоистые;
д) одинарные;
е) закусочные;
ж) закрытые
Ответ: а; б; е; ж.

40. При сервировке стола салфетки кладут:
а) в кольцо;
б) в стакан;
в) на закусочную тарелку;
г) слева от тарелки;
д) справа от тарелки.
Ответ: а; б; в.

19. По виду продукта бутерброды могут быть:
а) рыбные;
б) соленые;
в) мясные;
г) ажурные;
д) гастрономические;
е) горячие.
Ответ: а; в; д.

41. Стол к обеду накрывают:
а) белой скатертью;
б) белой скатертью с прозрачной клеенкой;
в) цветной клеенкой;
г) цветной скатертью;
д) цветной скатертью с прозрачной клеенкой.
Ответ: а.

20. Перечислите недостающие компоненты, входящие в состав яйца:

42. Праздничный стол украшают:
а) невысокими букетами в низких вазах;
б) цветами с длинными стеблями в высоких вазах;
в) цветами с резким запахом;
г) гирляндами из живых цветов.
Ответ: а; г.

1. надскорлупная пленка;
2. скорлупа;
3. ?
4. подскорлупная оболочка;
5. ?
6. ?
7.белок;
8.градинки;
9. ?
10. ?
11. зародышевый диск.
Ответ:3 - поры; 5 - воздушная камера; 6 - белковая оболочка; 9 - желточная оболочка; 10-желток.

21. По способу приготовления яйца могут быть:
а) всмятку;
б) «в мешочек»;
в) вкрутую;
г) отбивные;
д) глазунья;
е) сырые.
Ответ: а; б; в; д.

43. Определите порядок подачи блюд на стол:
а) супы;
б) горячие вторые блюда;
в) горячие и холодные напитки; г)закуски;
д) десерт.
Ответ: г; а; б; д; в.

22. Распределите яйца по степени качества, опираясь на уровни расположения яиц:

44. Определите виды праздничных столов:
а) стол обеденный;
б) стол пасхальный;
в) банкетный стол;
г) утренний стол;
д) холодный стол;
е) коктейльный стол.
Ответ: а; в; д; е.

Ответ: 1 уровень - некачественное яйцо;
2 уровень - недостаточно свежее;
3 уровень - свежее яйцо.

Тест по проектированию и изготовлению изделий из ткани

1. Размерные признаки, ненужные для построения конструкций фартука:
а)Ст;
б) В;
в)Оп;
г)Сб.
Ответ: б; в.

7. Определите группу, к которой относится шов:

а) стачной;
б) соединительный;
в) краевой;
г) отделочный.
Ответ: в.

2. Какой размерный признак влияет на ширину фартука:
а) Сб;
б) Ди;
в) Дет;
г) Ст.
Ответ: а.

8. При подготовке выкройки фартука к раскрою необходимо выполнить следующие операции:
а) перевод на кальку деталей выкройки;
б) перевод на кальку конструктивных линий;
в) обозначение направления нитей основы;
г) обозначение направления нитей утка;
д) обозначение названия деталей и их количества;
е) обозначение величины припусков на швы;
ж) обозначение названий срезов и сгибов.
Ответ: а; б; в; д; е.

3. Установить соответствие между условными обозначениями и названием размерных признаков:

9. Расставьте правильную последовательность технологических операций при раскладе выкройки на ткани:
а) разложить мелкие детали;
б) разложить крупные детали;
в) сколоть ткань булавками:
г) приколоть мелкие детали;
д) приколоть крупные детали;
е) определить лицевую сторону ткани;
ж) нанести контрольные линии и точки;
з) разместить припуски на обработку;
и) обвести детали по контуру.
Ответ: е; в; б; а; д; г; и; з; ж.

1. полу обхват талии
2. полу обхват бедер
3. полу обхват груди
4. ширина груди
5. длина изделия
Ответ: 1г; 2д; Зв; 4а; 56.

а) Шг
б) Ди
в) Сг
г) Ст
д) Сб

4. Какая расчетная формула определяет ширину нижней части фартука:
а) Сб:2+8;
б) Ст:2+8;
в) Сг:2+8;
г) Сш:2+8;
д) Оп:2+8.
Ответ: а.

10. Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи:
а) сметочных стежков;
б) резца;
в) копировальных стежков;
г) портновского мела;
д) косых стежков.
Ответ: б; в; г.

5. Размерные признаки делят пополам при записи:
а) полуобхват талии;
б) полуобхват груди;
в) полу обхват бедер;
г) обхват плеча.
Ответ: г.

11. При выкраивании подкройной обтачки долевую нить располагают:
а) вдоль обтачки;
б) поперек обтачки;
в) под утлом 45°;
Ответ: в.

6.Чертеж швейного изделия строят в масштабе:
а) 1:1;
6)1:4;
в) 1:16;
г)4:1.
Ответ: а; б.

12. При изготовлении юбки применяются швы:
а) стачной;
б) обтачной;
в) вподгибку с закрытым срезом;
г) двойной;
д) накладной.
Ответ: а; б; в.

В своей практической работе учителю важно учитывать, что одним из основных компонентов обучения является контроль качества усвоения учащимися знаний и умений. Главное его назначение состоит в том, чтобы установить степень достижения учащимися обязательного уровня технологической подготовки, получить объективную информацию о характере познавательной деятельности школьников, трудностях и типичных ошибках в их работе, определить обусловившие их причины, выявить эффективность организации, методов и средств обучения.

В школьной практике используют следующие виды контроля: текущий - по теме или части темы, изученной на занятии: рубежный - по большому объему информации (теме или разделу); итоговый - по всему предмету или большей его части, а также различные его способы: устный опрос, контрольные работы и задания, тестирование. В связи с ограниченностью времени, выделенного на контроль, тесты и контрольные задания являются наиболее эффективными способами проверки и оценки знаний учащихся.

Ниже представлены контрольные задания двух уровней усвоения знаний учащимися 5-6го класса по разделу “Технология обработки ткани” и 5-7го - по разделу “Кулинария”. В соответствии с методикой В.П.Беспалько при разработке заданий первого уровня усвоения применялись: контрольные вопросы альтернативного характера, требующие ответа типа “да - нет”; задания на различение или избирательные (выборочные), в которых дается несколько вариантов ответов (правильные, неправильные, неточные, неполные и т.п.); задания классификации, в которых необходимо установить соответствие между двумя видами явлений. Для построения контрольных карточек второго уровня использовались задания, в которых пропущены слово или часть фразы, конструктивные задания, требующие от учащегося формулировки того или иного понятия, правила, а также типовые задания, условия которых позволяют применить известное правило или алгоритм решения.

Представленные задания могут быть использованы на любом этапе обучения, при текущем, рубежном и итоговом контроле. Распределение заданий по разделам и темам позволяет учителю применять их перед изучением школьниками нового материала, а также на этапах закрепления, повторения и обобщения знаний. При рубежном и итоговом контроле учитель может сгруппировать задания из разных разделов, тем и различных уровней. Подбор заданий при этом может производиться как для всего класса, так и для отдельных учащихся в зависимости от их индивидуальных способностей и уровня обученности.

Результаты итогового контроля учитель может использовать и для диагностирования притязаний школьников. Зная уровень обученности учащегося, педагог проверяет его соответствие уровню сложности выбранных для выполнения заданий. Результаты выполнения заданий также позволяют учителю отслеживать индивидуальный рост знаний учащихся. Изучая обученность школьников, учитель может сделать вывод и о ходе общего развития ребенка и выбрать меры педагогического воздействия, активизирующие процесс формирования знаний и умений.

Разработанные задания можно использовать и при диагностировании знаний учащихся перед началом работы над творческими проектами, в процессе их выполнения и по завершении проектирования. Результаты диагностики позволяют учителю вносить необходимую коррекцию в организацию и руководство проектной деятельностью учащихся. Последовательное проведение контроля усвоения знаний учащимися на разных этапах обучения создает условия для активизации учебной деятельности школьников и повышения качества их технологической подготовки, что в итоге будет способствовать сознательному включению выпускников в самостоятельную жизнь.

Приступая к преподаванию технологии в 5м классе, учителю важно знать уровень техникотехнологических умений, приобретенных учащимися в 1-4м классах.

Например, чтобы выявить умения учениц выполнять раскрой материалов по готовым лекалам, можно предложить им обвести лекало на ткани и вырезать деталь по контуру. При этом учитель проверяет точность обводки, скорость работы и умение экономно расходовать ткань.

Приемы владения измерительными инструментами выявят задания на построение геометрических фигур по заданным размерам и вопрос типа: сколько карточек размером 7 х 7 см можно сделать из листа бумаги размером 21х11 см?

Для выявления умений организовать рабочее место, соблюдать безопасные приемы труда при работе с колющими и режущими инструментами (ножницами, иглой), выполнять ручные швы, составлять орнаментальные композиции учащимся предлагаются следующие задания:

1. Отмерить нитку, вдеть ее в иглу, завязать узелок.

2. Предложенный рисунок выполнить известными ручными швами.

3. Назвать швы, изображенные на плакате.

4. Дорисовать растительный орнамент.

5. Составить орнамент из заданных элементов.

Чтобы определить умение планировать свою работу, учитель может предложить школьникам составить план выполнения несложного изделия и изготовить его по образцу.

Могут быть предложены и другие аналогичные задания. Учитель зачитывает их по мере выполнения работы учащимися, предлагает им карточки-задания или делает записи на доске.

МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

1й уровень

Структура ткани

Выберите правильный ответ.

1.Ткань изготавливают на фабрике: а) швейной; б) ткацкой; в) прядильной.

2.Ровницу получают из волокон на этапе: а) разрыхления; б) расчесывания; в) вытягивания с подкручиванием.

3. На ткацких фабриках работают: а) ровничницы; б) ткачихи; в) прядильщицы.

4. Волокно хлопчатника бывает: а) белым; б) розовым; в) голубым; г) красным.

Нити основы и утка

Выберите правильный ответ.

1. Долевая нить идет вдоль кромки: а) да; б) нет.

2. Долевая нить при резком растяжении ткани (хлопок) издает звонкий звук:

а) да; б) нет.

3. Нить утка: а) короткая; б) гладкая; в) непрочная; г) тонкая.

4. Нить утка длинная и прочная: а) да; б) нет.

5. Укажите признаки, по которым можно определить нить основы: а) по звуку; б) по ворсу; в) по кромке; г) по растяжимости: д) по качеству отделки.

Выберите правильный ответ.

1. Ткань имеет технические узелки и ворсинки: а) на лицевой стороне; б) на изнаночной стороне.

2. Гладкую, блестящую поверхность имеет изнаночная сторона хлопчатобумажной ткани: а) да; б) нет.

Свойства ткани

Выберите правильный ответ.

1. Хлопчатобумажная ткань: а) мягкая; б) жесткая.

2. Гладкой поверхностью обладают ткани: а) льняная; б) хлопчатобумажная; в) шерстяная.

3. Выше сминаемость ткани: а) хлопчатобумажной; б) льняной.

4. Летом холодит, а зимой греет: а) льняная ткань; б) хлопчатобумажная ткань.

5. Обозначьте соответствующими буквами признаки хлопчатобумажных (х) и льняных (л) тканей: а) поверхность матовая: б) поверхность блестящая; в) ткань мягкая.

6. Обозначьте соответствующими буквами признаки определения хлопчатобумажных (х) и льняных (л) тканей: а) растяжимость по утку большая; б) поверхность гладкая; в) поверхность шероховатая; г) ткань жесткая; д) нити пушистые: е) нити гладкие.

7. Льняная ткань обладает: а) блестящей поверхностью; б) матовой поверхностью.

8. Хлопчатобумажные ткани по внешнему виду:а) матовые; б) блестящие.

9. Уход за швейными изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей включает: а) стирку; б) глажение: в) чистку: г) химическую чистку: д) сушку.

2-й уровень

Структура ткани

а) Ткань состоит из... б) Нить содержит... в) На ткацких станках работают... г) Полотняное переплетение - это... д) К натуральным волокнам относятся... е) К растительным волокнам относятся... ж) Ткань делают из... з) В домашних условиях из волокна получают пряжу способом...и) Прядение - это процесс... к) Ткачество - это процесс... л) Сырьем для получения шелка, льна, шерсти,хлопка являются... волокна.

2. Перечислите этапы первичной обработки льняного волокна.

3. Перечислите этапы первичной обработки хлопка.

4. Укажите последовательность этапов получения ткани:

а) отделка:

б) прядение:

в) первичная обработка волокна; г) ткачество;

д) производство суровой ткани.

5. Укажите последовательность операций при

производстве пряжи: а) получение ровницы; б) разрыхление волокон; в) вытягивание волокон в ровную ленту;

г) получение пряжи.

6. Отметьте соответствующей буквой, из какой части (корень - к, стебель - с, плод - п) перечисленных растений вырабатываются волокна: а) конопля; б) хлопок; в) джут; г) крапива; Д) лен.

7. Отметьте соответствующей буквой, из каких волокон (натуральных - н, химических - х) получают следующие ткани: а) лен; б) хлопок; в) капрон, г) лавсан; д) крепдешин; е) вискоза; ж) ацетат: з) шерсть.

Нити основы и утка

1. Вставьте пропущенные слова. а) Нить основы можно определить по следующим признакам:... б) При резком хлопке ткани получается звонкий

звук, значит, это направление нити... в) Кромка направлена вдоль нитей... г) Ткань растягивается больше по направлению

д) Нити... более тонкие и ровные. е) Нити... более толстые и пушистые. ж) Нити основы имеют следующие свойства:... з) Нити утка имеют следующие свойства:... и) Направление нити основы в ткани без кромки определяется...

Лицевая и изнаночная стороны ткани

1. Вставьте пропущенные слова:

а) Определять лицевую и изнаночную стороны ткани необходимо при...

б) На лицевой стороне яркий и четкий рисунок имеет... ткань.

в) Ткани... имеют на лицевой стороне ворс.

г) У пестротканой ткани лицевую и изнаночную стороны можно определить...

д) Лицевую сторону ткани с блестящей отделкой можно определить по...

2. Обозначьте соответствующей буквой признаки лицевой (л) и изнаночной (и) сторон ткани:

а) технические узелки: б) гладкая блестящая поверхность; в) четкий печатный рисунок;г) ворс на поверхности; д) слабый печатный рисунок.

Свойства тканей

1. Вставьте пропущенные слова.

а) Технологические свойства хлопчатобумажных и льняных тканей необходимо учитывать при..

б) Льняную ткань от хлопчатобумажной на ощупь можно отличить по таким признакам, как...

в) Сминаемость льняных тканей…..чем хлопчатобумажных.

г) Высокой прочностью обладают... ткани.

д) По внешнему виду льняная ткань...

е) На ощупь... ткань мягче, чем... ткань.

ж) Теплозащитные свойства выше у... ткани, чему...

з) ... ткани имеют более высокую осыпаемость нитей, чем... ткани.

и) При стирке и влажнотепловой обработке хлопчатобумажная ткань дает...

к) Уход за тканью включает в себя...

2. Изобразите графически символы правильного ухода за изделиями из ткани:

а) чистка; б) стирка ручная; в) отбеливание; г) глажение.

РАБОТА НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ

1-й уровень

Устройство швейной машины

1. Выберите из перечисленных детали ручного привода:

а) корпус; б) рычаг; в) катушечный стержень; г) рукав; д) стопор; е) платформа; ж) маховое колесо; з) гнездо; и) рукоятка; к) лапка; л) игла; м) поводок; н) большое и малое зубчатые колеса.

2. Вставьте пропущенные слова.

а) Сидеть за машиной надо..... слегка наклонив корпус и голову...

б) Расстояние между работающим и машиной должно быть...

в) При работе на швейной машине сидеть надо на... поверхности стула. Стул стоит...

3. Выберите правильный ответ.

При подготовке машины к работе игла и ните притягиватель должны находиться: а) в верхнем положении; б) в нижнем положении.

4. Укажите, в какой последовательности надо проводить операции при подготовке машины к работе:

а) подложить ткань под лапку; б) проколоть ткань иглой; в) привести машину в рабочее положение; г) заправить верхнюю нить; д) заправить нижнюю нить; е) опустить лапку.

5. Укажите последовательность заправки верхней нити:

а) компенсационная пружина; б) нитенаправитель на фронтовой доске; в) катушечный стержень; г) игла; д) верхний нитенаправитель на рукаве; е) рычаг нитепритягивателя; ж) регулятор натяжения верхней нити: з) нитенаправитель на игловодителе.

6. Выберите правильный ответ.

При работе на швейной машине ткань продвигается: а) от работающего; б) на работающего.

7. Назовите деталь, которая прижимает ткань к игольной пластине:

а) игла; 6) игловодитель; в) лапка;г) нитепритягиватель.

8. Найдите в перечислении детали шпульного колпачка:

а) корпус; б) фрикционный винт; в) прорезь; г) прижимная пластина; Д) рукав; е) винт; ж)защелка; з) игольная пластинка; и) установочный палец.

9. Выберите правильный ответ:

Для заправки нижней нити необходимо приготовить детали: а) ручной привод; б)шпулька; в) игла; г) шпульный колпачок; д) моталка.

Машинные швы

1. Укажите, какие машинные швы применяют при выполнении указанных операций:

Машинные швы:
а) стачные б) вподгибку в) накладные
Операции:
1) для настрачивания карманов на основную деталь 2) для соединения основных деталей 3) для соединения мелких деталей между собой 4) для обработки низа изделия 5) для настрачивания тесьмы на основную деталь

8. Обозначьте цифрами соответствие терминов содержанию машинных работ:

1) стачивание

2) притачивание

3) обтачивание

4) настрачивание

5) застрачивание

Машинные швы:

а) соединение двух или нескольких равных по величине деталей

б) соединение двух или нескольких разных по величине деталей

в) соединение двух деталей, одна из которых наложена изнаночной стороной на лицевую сторону другой

г) соединение двух деталей, после выворачивания которых шов располагается внутри по краю детали

д) закрепление машинной строчкой краев деталей

9. Обозначьте цифрами соответствие терминов содержанию ручных работ:

Термины: сметывание, наметывание, заметывание, выметывание, обметывание

Ручные работы:
а) подогнуть срез детали и закрепить сметочной строчкой на расстоянии 0,5 см от среза б) соединить две или несколько деталей сметочной строчкой в) соединить мелкую деталь, наложенную изнаночной стороной на лицевую большей детали сметочной строчкой г) выправить края деталей и закрепить их сметочной строчкой д) обработать срезы от осыпания обмоточной строчкой

2й уровень

Устройство швейной машины

1. Соотнесите название деталей ручного привода и их назначение:

Название детали

2) поводок

3) большое зубчатое колесо

4) рукоятка

Назначение

а) передает движение на малое зубчатое колесо б) фиксирует приводной рычаг в гнезде

в) передает движение на маховое колесо

г) служит для удобства вращения приводного рычага

2. Соотнесите название деталей, участвующих при заправке верхней нити, и их назначение:

Название детали: регулятор натяжения верхней нити, нитенаправитель, рычаг подъема лапки

Назначение
а) опускает и поднимает лапку б) для натяжения верхней нити в) направляет нить

3. Соотнесите название деталей шпульного колпачка и их назначение:

Название детали: прорезь,прижимная пластина,установочный палец

Назначение
а) прижимает нитку к корпусу колпачка б) входит в прорезь челночного устройства; чтобы шпульный колпачок не проворачивался в) направляет нить

4. Дополните последовательность подготовки машины к работе:

а) привести машину в рабочее положение

б)__________________

в) заправить нижнюю нить

г)_____________________

е) опустить лапку

Дополните последовательность заправки верхней нити:
а) катушечный стержень

б)___________________________

в) регулятор натяжения верхней нити

е) нитенаправитель на фронтовой доске

6. Дополните названия деталей шпульного колпачка:

а) корпус

б)_____________________________

г)___________________

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

1й уровень

Конструирование

1. Укажите, как записывают мерки длины: а) полностью; б) в половинном размере.

2. Укажите, какие из перечисленных мерок записывают:

а) полностью:

б) в половинном размере;

1)Ст: 2) Дн: 3)Сб: 4)Дн.ч.

3. Укажите название мерок для данных обозначений:

1)Дн;2)Дн.ч;3) Дет;4) Сб;

а) полуобхват бедер;б) длина нагрудника;в) длина спины до талии;г) длина нижней части.

4. Определите назначение следующих мерок:

1) Ст; а) для расчета длины нижней части фартука;

2) Дн; б) для расчета длины нагрудника;

3) Дн.ч: в) для расчета ширины нижней части фартука:

4) С6; г) для расчета длины пояса.

5. Укажите из перечисленных названий линий чертежа фартука соответствующие отрезки:

1) линия верха:2) линия низа; 3) линия середины;4) линия бока;5) линия талии;6) линия кармана:

а)НН1 б)ТТ1 в)T1H2 г)KK1 д)BB2 е)BH

6. Выберите из перечисленных операций необходимые для подготовки выкройки к раскрою:

а) указать название деталей;

б) написать фасонные линии;

в) указать количество деталей:

г) указать дефекты:

д) указать долевую нить;

е) указать припуски на швы;

ж) указать название линий.

7. Укажите цифрами последовательность раскроя изделия:

а) обвести выкройку с учетом припусков на швы; б) выполнить экономную раскладку; в) обвести выкройку по контуру: г) приколоть портновскими булавками; д) отложить припуски на швы.

8. Укажите из перечисленных правила, необходимые при выполнении раскладки выкройки на ткани:

а) определение долевой нити; б) учет долевой нити; в) декатирование ткани; г) совпадение линии середины детали со сгибом на ткани; д) учет направления рисунка; е) определение лицевой стороны ткани; ж) экономная раскладка; з) учет припусков на швы.

9. Выберите правильный ответ. В целях переноса контурных линий на деталях кроя прокладывают:

а) сметочные стежки; б) обметочные стежки; в) копировальные стежки.

Моделирование

1. Подберите для изделия соответствующую ткань:

1) рабочий фартук; 2) повседневный фартук; 3) праздничный фартук.

а) яркая с печатным рисунком: б) темная, однотонная ткань; в) светлая однотонная ткань; г) темная с рисунком.

2й уровень

Конструирование

1. Запишите мерки, необходимые для построения чертежа фартука:

2. Запишите названия мерок согласно обозначениям: а)Дн б) Дн.ч. в) Ст. г)Сб

3. Укажите, какие мерки необходимо снять для расчета:

а) длины нижней части; б) длины нагрудника; в) длины пояса; г) ширины нижней части фартука.

4. Запишите назначение следующих мерок для построения чертежа фартука:

а)Ст б)Сб в)Дн г) Дн.ч

5. Назовите линии чертежа фартука: а) ВВ1 б)ВН в) НН1 г)ТТ1 Д) КК1 е)Т1Н1

6. Укажите отрезки, соответствующие перечисленным названиям линий чертежа фартука:
а) линия верха ________ б) линия низа _________ в) линия середины _____ г) линия бока __________ д) линия талии е) линия кармана

7. Допишите последовательность подготовки выкройки к раскрою:

в) указать долевую нить

8. Допишите последовательность подготовки ткани к раскрою:

а) декатирование ткани б)__________ в)__________ г) определение долевой нити д)__________ е)__________

9. Допишите последовательность выполнения раскроя:

д) вырезать.

10. Допишите правила выполнения раскладки деталей выкройки на ткани:

а) учет долевой нити б)__________ в)__________ г)__________ д) экономная раскладка.

11. Вставьте пропущенные слова.

а) Детали кроя - это...

б) В целях переноса контурных линий на деталях кроя прокладываются... стежки.

Моделирование

1. Перечислите виды отделок фартука: а)__________ б) тесьма в) г) д)

2. Закончите предложение. Моделирование - это процесс...

3. Допишите варианты ответов. При моделировании фартука можно изменить детали:

а) .....б) карман в) ......г)......

4. Определите ткань, соответствующую данным изделиям:

1) рабочий фартук_________________

2) повседневный фартук

3) праздничный фартук

зучения отдельных тем.

ОТВЕТЫ. МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

1й уровень

Структура ткани

1. б: 2. в. 3. б. 4. а, б, в.

Нити основы и утка

1.а. 2. а. 3. а, в. 4. б. 5. а, в. г.

Свойства ткани

1. а. 2. а. 3. б. 4. а. 5. ах; бл; вх. 6. ах; бл; вх; гл; дх; ел. 7. а. 8. а. 9. а. б, в, д.

2-й уровень

Структура ткани

1. а) нитей, переплетенных между собой: б) множество тонких волокон; в) ткачи: г) переплетение нитей через одну; д) волокна льна и хлопка, шерсти и шелка; е) волокна льна и хлопка; ж) пряжи: з) прядение; и) получения пряжи из волокон: к) получение ткани из пряжи: л) натуральные.

2. 1 мочка; 2 сушка и мятьё: 3 трепание: 4 получение льняного волокна.

3. 1 хлопоксырец; 2 предварительная очистка: 3 отделение волокон от семян: 4 прессование в кипы.

4. 1е: 2б; Зг; 4д: 5а.

5. 1б; 2в: За: 4г.

6. ас; бп; вс; гс; дс.

7. ан; бн; вх; гх; дн: ех: жх; зн.

Нити основы и утка

1. а) звуку, растяжимости, прочности, кромке, внешнему виду; б) основы; в) основы; г) утка: д) основы; е) утка: ж) тонкие, ровные, прочные, гладкие, жесткие; з) толстые, неравномерные, непрочные, рыхлые, мягкие; и) по звуку, растяжимости, по виду нити.

Лицевая и изнаночная стороны ткани

1. а) раскрое и изготовлении изделия: б) печатная; в) вельвет, бархат, велюр; г) по техническим узелкам; д) кромке.

2. иа, д; лб, в, г.

Свойства тканей

1. а) технологии изготовления изделия; б) гладкость, жесткость; в) выше: г) льняные; д) блестит; е) хлопчатобумажная, льняная; ж) хлопчатобумажной, льняной; з) льняные, хлопчатобумажные: и) усадку: к) стирку, чистку, отбеливание, влажнотепловую обработку.

2. а) б) в) г)

РАБОТА НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ

1й уровень

Устройство швейной машины

1. а, б, д, з, и, м, н.
2. а - прямо, вперед; б - 1520 см; в - всей, напротив иглы.
3. а.
4. 1в; 2г: 3 д; 4а: 5б: 6е.
5. 1е: 2д; Зж; 4а; 5е; 6б; 7з; 8г.
6. а.
7. в.
8. а, в, г, е, ж, и.
9. б, г.

Машинные швы

1. а2,3; б4; в1,5;

2. 1a: 2^; Зг; 4в; 5д.

3. 1б: 2в; 3a: 4r; 5д.

2-й уровень

Устройство швейной машины

1. 2в: 3a; 16; 4г.

2. 16; 2в; За.

3. 1в; 2а: 36.

4. б - заправить верхнюю нить: г - подложить ткань под лапку: д - опустить иглу.

5. б - верхний нитенаправитель: г - компенсационная пружина; д - рычаг нитепритягивателя; ж - нитенаправитель на игловодителе; з - игла.

6. б - прижимная пластина; г - прорезь; д - защелка: е - установочный палец.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

1-й уровень

Конструирование

1. а. 2. а2, 4; 61.3. 3. 1б; 2г; Зв; 4а. 4. 1г; 26; За: 4в. 5. 1д: 2а; 3е; 4в; 56; 6г. 6. а; в; д; е; ж. 7. 16: 2г: Зв; 4д: 5а. 8. 6; г; д; ж; з. 9. в.

Моделирование

1. 1б, г; 2а, б, г: Зв.

2й уровень

Конструирование

1. Дн - длина нагрудника; Днч - длина нижней части; Сб - полуобхват бедер; Ст - полуобхват талии.

2. а - длина нагрудника; б - длина нижней части; в - полуобхват талии: г - полуобхват бедер.

3. а Днч; б Дн; вСт: г Сб.

4. а-для расчета длины пояса; б - для расчета ширины фартука; в - для расчета длины нагрудника; г-для расчета длины нижней части фартука.

5. а - линия верха; б - линия середины переда; в-линия низа: г - линия талии; д - линия кармана; е - линия бока.

6. а - ВВ); б - НН,: в - ВН; г- Т^,; д- ТТ,; е - К^.

7. а - название детали; б - количество деталей; г - величина припусков на швы; д - контрольные линии.

8. 6 - проверка качества ткани; в - определение лицевой стороны; д - выравнивание ткани под прямым углом к ДН; е - определение направления рисунка.

9. а - экономно разложить детали выкройки; б - приколоть детали портновскими булавками; в - обвести выкройку по контуру; г - обвести выкройку с учетом припусков на швы.

10. б - учет направления рисунка; в - учет совпадения линии середины детали со сгибом на ткани; г - учет припусков на швы.

11.а) Детали из ткани, вырезанные по выкройке; б) Копировальные.

Моделирование

1. а-вышивка; в- воланы; г - кружево: д - аппликация.

2. создание новых моделей.

3. а-нагрудник: в - нижняя часть; г - бретель.

4. 1 - ткань темных тонов;2-ткань яркой расцветки с печатным рисунком: 3 - светлая однотонная ткань.

Заправку верхней нитки в иглу во всех машинах производят почти одинаково. Поэтому ниже описываются правила заправки нитки в машину 22-А класса.

При заправке верхней нитки рычаг нитепритягивателя ставят в крайнее верхнее положение (рис. 98). Катушку ниток устанавливают на специальный держатель и нитку проводят в направитель 1, затем нитку с правой стороны вводят между тарелочками регулятора натяжения 2 и заводят за пружину 3, находящуюся сверху регулятора.

После этого нитку заправляют за нитенаправляющий угольник 4, проводят вверх через нитепредохранитель 5 и пропускают справа налево через ушко нитепритягивателя 6. От нитепритягивателя нитку направляют в нитенаправители 7 и 8, находящиеся на фронтовой доске, и проводят через нитенаправитель под иглодержателем 9, затем слева направо вдевают в ушко иглы 10. Слегка потянув за конец нитку, сматывают с катушки 8-10 см нитки и подводят конец под лапку 11 (рис. 98).

А - головка машины; Б - стержень лапки; 1-11 - порядок заправки 13 - игольная пластинка верхней нитки; 12 - нитка.

Наматывание нитки на шпульку производят при помощи автоматической моталки (рис. 99), основание которой прикрепляют к рабочему столу против махового колеса 2. С основанием 7 соединена рама 8, через которую проходит шпиндель 3. На левом конце шпинделя имеется желобчатое колесо 4, расположенное точно против ремня 11 и надетое на маховое колесо 2.

: 1 - стойка машины; 2 - маховое колесо; 3 - шпиндель; 4 - колесо; 5 - защелка; 6 - язычок защелки; 7 - основа; 8 - рама; 9 - регулятор натяжения нитки; 10 - шпулька; 11 - приводной ремень; 12 - нитка.

На правый конец шпинделя надевают шпульку 10. Нитку 12 от катушки заправляют в регулятор натяжения 9 и ее конец несколько раз обвивают вокруг шпульки 10. После этого работающий отводит от себя рамку моталки так, чтобы шкив шпинделя прижался к приводному ремню 11. Под рамку моталки заводят специальную защелку 5, при этом язычок 6 защелки располагается между стенками шпульки, и моталка оказывается запертой в рабочем положении.

Для намотки шпульки включают машину. Ремень 9 приводит в движение маховое колесо и шпиндель моталки с надетой на него шпулькой. Так как нитка заправлена в тарелочки регулятора 9, то она движется с определенным натяжением, а язычок 6 защелки укладывает ее ровными рядами на шпульке.

Когда нитка намотана на шпульку в нужном количестве, она отклоняет язычок 6 защелки 5 и выводит защелку из-под рамы, то есть выключает моталку.

Заправка нижней нитки в машины 22-А и 4 класса ПМЗ почти одинакова. При заправке нитки и установке шпульного колпачка в машине 22-А класса (рис. 100) шпульку 2 с намотанной ниткой 3 берут правой рукой так, чтобы при разматывании нитка сматывалась со шпульки слева направо; колпачок 1 берут левой рукой и держат так, чтобы прорезь 4 для нитки была расположена сверху. Шпульку вкладывают в колпачок, а конец нитки проводят через прорезь в шпульном колпачке.

Одновременно нитку подводят под пружину 5, регулирующую ее натяжение.

Нитку со шпульки сматывают справа налево, как показано стрелкой на рис. 100.

: 1 - колпачок; 2 - шпулька; 3 - нитка; 4 - прорезь в шпульном колпачке; 5 - пружина.

После заправки шпульки в колпачок нужно потянуть нитку за конец, чтобы проверить правильность заправки и степень ее натяжения.

При установке колпачка на место следует повернуть маховое колесо так, чтобы игловодитель занял крайнее верхнее положение, после этого пальцами левой руки открыть рычажок защелки (рис, 101), надеть колпачок со шпулькой на шпильку держателя, протолкнуть его внутрь держателя и проверить, хорошо ли заперся колпачок, предварительно опустив рычажок защелки.

I - установка и извлечение шпульного колпачка; II - прием вытаскивания нижней нитки.

После установки колпачка на место выводят нижнюю нитку на верх игольном пластинки. Для этого пальцами левой руки удерживают конец верхней нитки 3, а правой провертывают маховое колесо, чтобы нижняя и верхняя нитки переплелись, затем, потянув вверх нитку 3 (рис. 101,11), вытаскивают наверх нижнюю нитку 4 через глазок игольной пластинки 5. Концы обеих ниток подводят под лапку 6 (рис. 101, 11).

Регулировка натяжения ниток. Высококачественные строчки и швы можно получить только в том случае, если натяжение верхней и нижней ниток будет правильно отрегулировано.

В зависимости от толщины ткани, номера ниток и вида выполняемой работы натяжение ниток должно быть большим или меньшим.

Регулировка натяжения верхней нитки. Для регулировки натяжения верхней нитки служит регулятор натяжения, закрепленный на головке машины (рис. 102). Регулятор состоит из двух тарелочек 1, надетых на шпильку 2; тарелочки прижимаются одна к другой при помощи пружины 3.

I - регулятор натяжения верхней нитки; II - шпульный колпачок: 1 - две тарелочки: 2 - шпилька; 3 - пружина; 4 - гайка; 5 - нитка; 6 - пластинчатая пружина; 7 - колпачок; 8 - винт; 9 - отвертка.

При заправке машины нитку заводят между тарелочками, которые зажимают ее. Чтобы изменить натяжение нитки, надо усилить или ослабить давление пружины. На шпильку 2 навинчена гайка 4; вращением гайки по часовой стрелке увеличивают давление пружины на тарелочки. Если нужно уменьшить натяжение нитки, то гайку нужно повернуть против часовой стрелки.

Натяжение верхней нитки нужно регулировать при опущенной нажимной лапке.

Регулировка натяжения нижней нитки . Степень натяжения нижней нитки зависит от того, с какой силой она зажата между пружиной 6 и стенкой шпульного колпачка 1 (рис. 102, II). Для изменения силы прижима пружины на ней имеется винт 8, при помощи которого увеличивают или уменьшают давление пружины на нитку, то есть натяжение нитки.

Сильно натянутая нижняя нитка не будет переплетаться с верхней ниткой в середине сшиваемых тканей, а будет располагаться на поверхности нижней ткани. И наоборот, если верхняя нитка слишком сильно натянута, то она будет располагаться на поверхности верхней ткани.

Регулировка длины стежка. Длину стежка устанавливают в зависимости от назначения строчки и вида ткани. В машине 22-А класса длину стежка изменяют посредством рычага переключения и винта регулятора (рис. 103). Рычаг переключения 1 находится в нижней части рукава машины. Винт 2 регулятора фиксирует положение этого рычага. На торцовой поверхности головки винта регулятора имеется шкала с делениями от 1 до 5 мм, между которыми находятся промежуточные деления.

: 1 - рычаг; 2 - винт.

Цифры на головке винта указывают длину стежка в миллиметрах. Наибольшая длина стежка равна 5 мм. Для уменьшения длины стежка рычаг переключения опускают вниз и ставят в среднее положение.

Головку винта регулятора нужно поворачивать по часовой стрелке до тех пор, пока цифра или соответствующее деление, характеризующее размер стежка, не окажется против выступающего из рукава запорного штифта; затем рычаг опускают, и он под действием пружины, находящейся внутри рукава машины, занимает соответствующее положение.

Для увеличения длины стежка винт регулятора поворачивают против часовой стрелки, не передвигая рычаг. Чтобы машина шила в обратном направлении, т. е. чтобы ткань передвигалась по направлению к работающему, нужно рычаг переключения опустить вниз до упора. При этом установленная длина стежка не изменится.

Изменять направление подачи ткани можно в любое время работы машины.