Астрология Камни Магия

Рождество христово в русской живописи. Библейские сюжеты в русской живописи Как нарисовать рождения иисуса христа поэтапно

Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся Тебе кланятися,
Солнцу правды, и
Тебе ведети с высоты востока.
Господи, слава Тебе!


Маино, Хуан Баутиста - Поклонение пастухов, Эрмитаж

С Рождением Иисуса Христа связаны чудесные и необычные события. О них нам рассказывают евангелисты Матфей и Лука. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось мно­жество народу, и свобод­ных мест в гостинице не оказалось. Им пришлось провести ночь за горо­дом, в вертепе, где пасту­хи укрывали свой скот от грозы.


Альбертинелли, Мариотто - Поклонение младенцу Христу, Эрмитаж,

В вертепе (или, по-русски, пещере) и появился на свет Младе­нец Иисус, которого Ма­терь Божия, спеленав, по­ложила на сено в ясли для скота. (Лк. 2.7)


Бонифацио Веронезе - Поклонение пастухов, Эрмитаж

В это же время на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 14).


Гирландайо, Ридольфо - Поклонение младенцу со св. Франциском и св. Иеронимом, Эрмитаж

И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу. Евангелие от Матфея повествует о восточных мудрецах – волхвах, которые увидели воссиявшую в небе новую, необыкновенно яркую звезду. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого ждал иудейский народ.

Pietro Orioli - The Nativity with Saints Altarpiece, Национальная галерея Лондон

Волхвы, предание сохранило их имена: Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8)).

Pieter Bruegel the Elder - The Adoration of the Kings, Национальная галерея Лондон

Follower of Jacopo Bassano - The Adoration of the Shepherds,
Follower of Jacopo Bassano - The Adoration of the Shepherds, Национальная галерея Лондон

Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.


Джорджоне - Поклонение младенцу, Эрмитаж

Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.


Italian, Neapolitan - The Adoration of the Shepherds, Национальная галерея,Лондон


The Le Nain Brothers - The Adoration of the Shepherds, Национальная галерея Лондон


Vincenzo Foppa - The Adoration of the Kings, Национальная галерея,


Геррит ван Хонтхорст, «Поклонение пастухов»,
2-я пол. XVII в., Музей изящных искусств, Нант


Ботичелли Мистическое Рождество


Корреджо Рождество Христово


В.Шебуев Рождество Христово


Леонардо да Винчи Поклонение волхвов


Бартоло ди Фреди Поклонение волхвов Ботичелли Мистическое Рождество

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая
огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго. Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное
Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. (Мф. 1, 18-25)

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
И пошли все записываться, каждый в свой город.

Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
(Лк. 2, 1-7)

Рождество Христово. В. П. Верещагин. 1875–1880 гг Храм Христа Спасителя Рождество Христово. Г. Гагарин Сон Иосифа (Не бойся принять Марию, жену твою). А. А. Иванов. 1850 г
Рождество Господа нашего Иисуса Христа. К. Лебедев

Рождение Иисуса Христа

Рождение Иисуса произошло так.

Когда Иосиф услышал, что Мария ждет ребенка, он растерялся. Мария еще не стала его женой, и он не мог понять, кто является отцом ребенка.

Господь послал к Иосифу Своего ангела. Во сне ангел сказал ему: “Не бойся, Иосиф, принять Марию, жену твою. У нее родится Сын от Духа Святого, назовите младенца Иисусом, что значит: “Спаситель”, ибо Иисус спасет людей от грехов”.

Иосиф успокоился. Незадолго до рождения Иисуса он пришел домой озабоченным. Римский правитель, кесарь Август, захотел установить, сколько людей живет под владычеством Рима. Поэтому он повелел провести перепись по всей стране. Все жители должны были идти, каждый в свой город, чтобы там записаться.

Иосиф родился в Иудее, в городе Вифлееме, расположенном в ста шестидесяти километрах от Назарета.

Мария, ожидавшая рождение Сына, и Иосиф были вынуждены отправиться в утомительное путешествие. Они медленно продвигались вперед.

Когда Иосиф и Мария пришли, наконец, в Вифлеем, все места в гостинице были уже заняты. Хозяин посочувствовал им и предложил свой хлев для ночлега. Так получилось, что Сын Божий родился среди животных в яслях.

Событие это не прошло незамеченным. Вскоре пришли первые гости. Пастухи на полях Вифлеема увидели вдруг в ночи яркий свет. Ангел явился им и возвестил радостную весть о рождении Господа.

“Не бойтесь! Ибо сегодня родился вам в городе Давидовом Спаситель. Это - Христос, Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах в яслях!”

Когда пастухи взглянули на небо, они увидели многочисленное воинство ангелов, которые пели: “Слава в вышних Богу, и на земле мир всем людям, любящим Бога!”

Потом свет погас, и ангелы исчезли. Снова наступила тишина, и лишь звезды светили, как прежде.

Пастухи поднялись. “Пойдем в Вифлеем и постараемся разыскать Младенца,” - решили они и отправились в путь, с трудом находя в темноте узкую тропинку.

Затаив дыхание, вошли они в хлев.

И здесь, в яслях, лежал Младенец Иисус, завернутый в теплые пеленки. Все было точно так, как предсказал им ангел. Мария и Иосиф сидели рядом.

Пастухи тихо опустились на колени и поклонились Младенцу. Потом они рассказали Марии и Иосифу, о чем возвестили им ангелы.

Когда пастухи на рассвете возвращались к своим стадам, они, встречая на улицах первых путников, рассказывали им о Благой Вести.

Мария все запомнила и сохранила в своем сердце. Когда наступило время, Мария и Иосиф пошли в храм и понесли туда Младенца, как того требовал иудейский закон.

Они дали Младенцу имя Иисус, как сказал им ангел.

Народження Ісуса Христа

Народження Ісуса відбулося так.

Коли Йосип взнав, що Марія чекає дитину, він розгубився. Марія ще не стала його дружиною, і він не міг зрозуміти, хто є батьком дитини.

Господь послав до Йосипа Свого ангела. У сні ангел сказав йому: “Не бійся, Йосипе, прийняти Марію, дружину свою. У неї народиться Син від Духа Святого, назвіть немовля Ісусом, що значить: ” Спаситель ” , бо Ісус врятує людей від гріхів” .

Йосип заспокоївся. Незадовго до народження Ісуса він прийшов додому стурбованим. Римський правитель, кесар Август, захотів встановити, скільки людей живе під пануванням Риму. Тому він наказав провести перепис по всій країні. Всі жителі повинні були йти, кожен у своє місто, щоб там записатися.

Йосип народився в Юдеї , в місті Віфлеємі , розташованому в ста шістдесяти кілометрах від Назарета.

Марія, що чекала народження Сина, і Йосип були змушені відправитися в обтяжлива подорож. Вони повільно просувалися вперед.

Коли Йосип і Марія прийшли, нарешті , до Віфлеєму, всі місця в готелі були вже зайняті. Господар поспівчував їм і запропонував свій хлів для нічлігу. Так вийшло, що Син Божий народився серед тварин у яслах.

Подія це не пройшла непоміченою. Незабаром прийшли перші гості. Пастухи на полях Вифлеєму побачили раптом в ночі яскраве світло. Ангел з’явився їм і сповістив радісну звістку про народження Господа.

“Не бійтеся! Бо сьогодні народився вам у місті Давидовому Спаситель. Це – Христос, Господь. І ось вам знак: ви знайдете Дитину сповиту в яслах! ”

Коли пастухи поглянули на небо, вони побачили численне воїнство ангелів, які співали: “Слава в вишніх Богу, і на землі мир всім людям, що люблять Бога! ”

Потім світло згасло, і ангели зникли. Знову настала тиша, і лише зірки світили, як раніше.

Пастухи піднялися. “Підемо до Віфлеєму й постараємося розшукати Немовля, ” – вирішили вони і вирушили в дорогу, насилу знаходячи в темряві вузьку стежку.

Затамувавши подих, увійшли вони в хлів.

І тут, в яслах, лежав Немовля Ісус, загорнутий в теплі пелюшки. Все було точно так, як передбачив їм ангел. Марія і Йосип сиділи поруч.

Пастухи тихо опустилися на коліна і вклонилися Немовляті . Потім вони розповіли Марії і Йосипу, про що сповістили їм ангели.

Коли пастухи на світанку поверталися до своїх стад, вони, зустрічаючи на вулицях перших подорожніх, розповідали їм про Доброї Новини.

Марія все запам’ятала і зберегла у своєму серці. Коли настав час, Марія і Йосип пішли в храм і понесли туди Дитину, як того вимагав іудейський закон.

Вони дали Немовляті ім’я Ісус, як сказав їм ангел.

Андрей Рублёв.
«Рождество Христово».
1405 год.
Благовещенский собор Московского Кремля.

Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в ночь на 25 декабря. В навечерие праздника, когда догорал в морозном воздухе ранний зимний закат и розовый свет на снегах становился все холодней и холодней и как-то совсем незаметно синел, из домов, оставя предпраздничные приготовления, выходили люди и смотрели на темнеющее небо, ожидая первой, рождественской звезды. В этот день до звезды не полагалось ничего есть, а вечером еда была не очень сытной, но особой и долгожданной - распаренные в воде хлебные зерна с сушеными ягодами. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества - Сочельником.

Наступала ночь Рождества, отступало время, и в празднике его преодоления по засыпанной снегами Руси - всякий человек, стар и млад, готовился стать участником встречи на земле рождающегося младенца. В этот вечер по сельским и городским улицам зачинались первые рождественские песни - колядки. Их пение в древности было распространено по всей Руси. От XVII века дошли первые записи северорусских колядок, но сами песнопения восходят к глубокой древности. Колядки воспевают прошлое так, как будто оно совершается сегодня, в эту ночь, а сами поющие - свидетели и участники событий. Русские дети под лунным светом Сочельника, поскрипывая морозным снегом по подоконьям, беседовали в колядках с пастухами, идущими поклониться новорожденному Спасителю мира.

Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Рублева. По свидетельству историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв.), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника. Древнейшие изображения Рождества дошли до наших дней на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в Палестине масло. Они относятся к V-VII векам. Более тысячелетия складывалась, развивалась эта иконография, прежде чем обрела тот вид, в каком писали ее предшественники Рублева и он сам следом за ними.

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

«Рождество Христово».
1745.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Что касается датировки пришествия, то и тут не всё так просто. Если вспышка сверхновой – «Вефлиемской звезды» не вставлена в Библию позже, ведь она зажглась и стала видна в 1054 году от рождества Христова, значит хозяева мира, записали нам в голову лишнее тысячелетие. Тридентский церковный собор в Царьграде (Константинополе) точно добавил лишнее тысячелетие…

Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».

Гандольфино да Рорето (Гандольфино д"Асти).
«Рождество Христа».
Конец XV - начало XVI вв.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Когда настал час родить – было это около полуночи на Рождество, - Мария встала и прислонилась к колонне, которая была здесь. Иосиф сидел рядом опечаленный, вероятно, потому, что не мог приготовить все необходимое для родов. Он встал, взял из яслей сено, положил его у ног Девы Марии и отвернулся. В этот момент Сын Божий оставил чрево Матери, не причинив Ей никакой боли. Так оказался Он на сене у ног Своей Матери. Омыв Его, Она завернула Его в Свое покрывало и положила в ясли. <…> вол и осел склонили свои головы над яслями, дабы дыханием своим согреть Младенца, так как понимали, что в такой холод едва укрытому Младенцу нужно тепло. Мать, однако, встав на колени, молилась и возносила благодарность Богу: Благодарю Тебя, Господь и Небесный Отец, за то, что дал Мне Твоего Сына, и молюсь Тебе, Предвечный Бог, и Тебе, Сын Бога Живого и Мой Свн.

Псевдо-Бонавентура. «Размышления о жизни Христа». Около 1300.

«Рождество Христово».

Икона «Рождество Христово».
Средиземноморье.
Вторая половина XV века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово».
Россия.
XVI век.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово».
Россия.
Конец XVII века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Икона «Рождество Христово» в резной раме.
Палестина.
Между 1801-1860.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Илья Ефимович Репин.
«Рождество Христово».
1890.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.


Рождение Иисуса

В те дни вышло от римского кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.

И пошли все записываться – каждый в свой город. Поскольку Иосиф был из города Вифлеема, он вместе с Марией отправился туда.

В Вифлееме Марии пришло время родить. Спеленала она младенца и положила в кормушку для скота, в ясли, потому что в гостинице места им с Иосифом не нашлось.

А в это время пастухам, которые ночью стерегли скот, явился ангел и сказал:

Возвещаю вам великую радость: в Вифлееме родился Спаситель – Христос Господь. Вы найдете младенца в яслях.

Прибежали пастухи и нашли Марию, Иосифа и младенца, лежащего в яслях. Всем рассказывали потом пастухи о ведении и о младенце.

Через восемь дней назвали младенца Иисусом.

Потом понесли в Иерусалим, чтобы представить младенца Богу и принести в жертву двух горлиц или двух птенцов голубиных, как сказано в законах Моисея.

Был тогда в Иерусалиме человек по имени Симеон. Предсказано ему было, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Пришел Симеон в храм в то время, когда родители принесли туда Иисуса, взял его на руки и сказал:

Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову твоему с миром, ибо увидел я Спасителя.

Очень удивились Иосиф и Мария таким словам.

Тут же была и Анна-пророчица, восьмидесяти четырех лет. Она вообще не отходила от храма – днем и ночью молилась Богу. Подошла она к младенцу, и славила Господа, и стала говорить о нем всем в Иерусалиме.

Библейские легенды. Дербент, «Интерэкспресс». 1992 год.

«Рождество Христово».
1503.
Галерея Уффици, Флоренция.

Матис Готхарт Грюневальд.
«Рождество Христово».
Инзенгеймский алтарь.

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА НА САМОМ ДЕЛЕ ВСПЫХНУЛА В СЕРЕДИНЕ XII ВЕКА. (АБСОЛЮТНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ДАТИРОВКА ЖИЗНИ ХРИСТА)

Мы воспользуемся фундаментальной работой И. С.Шкловского "Сверхновые звезды и связанные с ними проблемы". В ней третья глава почти полностью посвящена "звезде 1054 года". Остатками этой вспышки является современная Крабовидная туманность в созвездии Тельца.

Сразу скажем, что дата "1054 год" взята из старых хроник, в частности китайских и японских. Которым И. С. Шкловский полностью доверяет. Но мы не имеем оснований так поступать. Тем более, что привлекать подобные сомнительные сведения совсем не обязательно. Оказывается, данную вспышку сверхновой звезды можно ДАТИРОВАТЬ ЧИСТО АСТРОНОМИЧЕСКИ, причем с высокой точностью. Что и было сделано американскими астрономами в XX веке.

Надежная астрономическая датировка Вифлеемской звезды такова: 1140 год плюс-минус 20-30 лет. То есть СЕРЕДИНА ДВЕНАДЦАТОГО ВЕКА.

ДОБАВЛЕНИЕ О КОМЕТЕ ГАЛЛЕЯ. Сегодня известно, что период возвращения кометы Галлея составляет примерно 76 лет… Поскольку в предпоследний раз комета Галлея появилась в 1910 году, то легко подсчитать, что около 1910 - 760 = 1150 года комета Галлея также должна была появиться. Хорошо или плохо она была видна в тот год - мы не знаем. Но если она действительно возникла на небе столь же эффектно, как в XVII-XX веках (например, как в 1910 году), то в течение нескольких лет на небе могли наблюдаться два ярких явления - вспышка звезды около 1150 года и комета Галлея около 1150 года. Что, естественно, должно было еще более усилить впечатление людей. Впоследствии два явления могли путаться, объединяться. В Евангелиях сказано, что Вифлеемская звезда ДВИГАЛАСЬ, вела волхвов. Что напоминает поведение кометы: "И се, звезда, которую видели они на востоке, ШЛА ПЕРЕД НИМИ, КАК НАКОНЕЦ ПРИШЛА И ОСТАНОВИЛАСЬ над местом, где был Младенец" (Матфей 2:9). На рис. 1.7 приведено одно из старинных изображений евангельской Вифлеемской звезды именно в виде "хвостатой звезды". Так ранее изображали кометы.

Еще более откровенное изображение Вифлеемской звезды в виде кометы мы видим на картине Джотто "Поклонение волхвов"…

Джотто ди Бондоне.
«Поклонение волхвов».

Хвост у звезды вытянут влево вверх - значит художник, скорее всего, рисовал именно комету а не, скажем, звезду с лучом указывающим на младенца Христа.

Альбрехт Альтдорфер.
«Святая ночь (Рождество Христово)».

Любопытно, что на средневековой картине "Рождество" Альбрехта Альтдорфера вверху слева изображены ДВА НЕБЕСНЫХ СВЕТИЛА, ознаменовавшие Рождество. Одно из них - огромная Вифлеемская звезда в виде шаровой вспышки. А чуть ниже - более вытянутое и клубящееся светило, внутри которого изображен небольшой ангел.

Аналогичное изображение именно двух небесных "вспышек", возвестивших о рождении Христа, мы видим и на известном средневековом алтаре Паумгартнеров, созданном Альбрехтом Дюрером якобы в XVI веке.

Альбрехт Дюрер.
Алтарь Паумгартнеров.
1503.

Мы видим шаровую вспышку Вифлеемской звезды, а чуть ниже (как, кстати, и на картине Альтдорфера) - вытянутое клубящееся светило с ангелом внутри. На обоих приведенных картинах пара небесных светил изображена ярко-желтым, золотистым цветом, сразу бросающимся в глаза на более темном фоне остального пейзажа.

Таким образом, подобные средневековые изображения доносят до нас, по-видимому, старинную традицию связывать с Рождеством как вспышку звезды, так и появившуюся в то время комету.

Василий Шебуев.
«Рождество Христово».

Обратимся к "Лютеранскому Хронографу" XVII века, описывающему всемирную историю от сотворения мира до 1680 года. В нем говорится, в частности, о праздновании средневековых христианских "Юбилеев", которые справлялись в Ватикане в 1299-1550 годах. Юбилеи были установлены в память о Христе, поскольку праздновались в дни январских календ. Отмечалось Рождество Христово, близкое к январским календам, а не другой христианский праздник…

Годы Юбилеев назначались римскими папами. Как сообщает "Лютеранский Хронограф", в 1390 году "Ювилей по веце Христове" был назначен папой Урбаном IV как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ Рождества Христова. Потом он стал десятилетним, а с 1450 года, по повелению папы Николая VI, - ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИМ.

Проведем несложный, но весьма интересный расчет. Обратим внимание, что если Юбилей от Рождества Христова в 1390 году отмечался как ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ (то есть кратный 30 годам), а в 1450 году - как ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНИЙ (кратный 50 годам), то путем простых вычислений мы приходим к полному перечню возможных - с точки зрения средневековых римских пап - годов Рождества Христова. А именно: 1300, 1150, 1000, 850, 700, 550, 400, 250, 100 годы н.э. и так далее с шагом 150 лет в прошлое (150 - это наименьшее общее кратное для чисел 30 и 50). Поразительно, что в получившемся списке дат нет того "нулевого" года н.э., куда историки помещают Рождество Христово сегодня. Получается, что римские папы, устраивавшие Юбилей, совсем не думали, будто Христос родился в начале н.э., как это заявили позднейшие хронологи XVI-XVII веков. Дата Рождества Христова была для пап XIV века, очевидно, какой-то совсем другой.

Среди указанных дат, расположенных достаточно редко, мы видим дату, попадающую в точности в середину XII века. Это 1150 год. ЧТО ОПЯТЬ ИДЕАЛЬНО СОГЛАСУЕТСЯ С АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ДАТИРОВКОЙ ВИФЛЕЕМСКОЙ ЗВЕЗДЫ 1140-М ГОДОМ ПЛЮС-МИНУС 10 ЛЕТ.

Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. "Царь славян".

Джованни Баттиста Ортолано.
«Рождество».

Джулио Пиппи, прозванный Джулио Романо.
«Рождество и поклонение пастухов».
1531-1534.

Доменико Беккафуми.
«Рождество».

Лоренцо Лотто.
«Рождество Христово».

Мастер из Мулена.
«Рождество Христово и кардинал Ролен».


Мастер Луврского Рождества.
«Рождество».

Пьеро делла Франческа.
«Рождество Христово».


Рогир ван дер Вейден.
Алтарь Бладлена (Миддельбургский алтарь).
«Рождество Христово».


«Рождество Христово (Поклонение пастухов)».
Первая половина XVII века.
1650?
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Федерико Бароччи.
«Рождество Христово».


Ханс Бальдунг.
«Рождество Христово».


Эль Греко.
«Рождество Христово».


Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
«К Празднику Рождества Христова!»


Инструменты и материалы, которые потребуются вам, чтобы нарисовать Рождество:

  1. Лист бумаги;
  2. Цветные карандаши;
  3. Простой карандаш;
  4. Ластик.

Этапы работы:

Простым карандашом создадим общий образ будущего рисунка. Без особых уточнений деталей наметим расположение ангела, а чуть левее будет располагаться ветвь ели. Позади ангела, на фоне, размещаем окружность, а весь рисунок заключим в прямоугольник. Часть крыльев и ветки будут выходить за рамки картинки Ночь перед Рождеством. Нарисовать Рождество не так сложно, как кажется, просто попробуйте и приложите побольше усилий;

Начинаем рисовать Рождество поэтапно карандашом более детально. Сделаем волнистые волосы, округлым черты лица и прорисуем крылья. Внизу изображения будет находиться небольшая зарисовка пейзажа. Изобразим силуэты домов, но не слишком уточняем, т.к. их будет окружать туман;

Добавляем черты лица и складки на одежде ангела. Убираем вспомогательные линии ластиком и переходим к цвету;

Начнем с желтого цвета. Прорисуем волосы, ветку ели, свечу и окружность на фоне – уже начинает получаться красивый рождественский рисунок;

Для кожи применим бежевый цвет. Штрихуем лицо и руки. Далее, коричневым прорисуем волосы. Нужно хорошенько постараться, чтобы у вас получилось нарисовать Рождество красивым, аккуратным и ярким;

Переходим к ветви. Для нее возьмем два оттенка зеленого. Резкими штрихами создадим иголки ели;

Переходим к фону картинки на Рождество Христово. Его сделаем синим. Зарисуем внутреннюю окружность и нижнюю часть фона. Делаем легкий переход от темно-синего к световому оттенку;

Для пейзажа снизу возьмем фиолетовый и голубой. Можем эти света немного добавить на контурах крыльев. Может, вы решили нарисовать Рождество красками или просто оставить в черно-белом варианте?