Астрология Камни Магия

Правила посещения базилики святого димитрия салоники. Базилика Св


Базилика святого Димитрия Мироточивого, по преданию, построена на месте мученической кончины святого; по разным данным в IV или V в..
И в течение полутора тысячелетий этот великий храм разделял судьбу своего города.
Он многажды перестраивался, украшался, неоднократно горел, не раз был разграблен (норманнами в 1185 г., турками в 1430), более 400 лет использовался как мечеть...
Сейчас западный вход в церковь выглядит так.

Водосвятная чаша во дворе церкви:

То величественное здание, что мы видим сейчас - результат колоссальной реставрационной работы, которая велась около 30 лет.
Дело в том, что 95 лет назад, в августе 1917 г. город был охвачен пожаром , за три дня превратившим исторический центр Салоник (со средневековыми постройками и с прекрасной неоклассической архитектурой) в руины. Собственно, и начался пожар в ближайшем от церкви св.Димитрия квартале (как водится, от искры, упавшей от очага на солому). Более 70 тысяч людей тогда остались без крова, и город впоследствии практически отстроили заново.
После событий августа 17-го базилика св.Димитрия выглядела так:

Фото из коллекции Византийского и христианского музея (Афины), с сетевой страницы музея .


Другие архивные фото:

Большая коллекция фотографий о Великом пожаре 1917 г. по ссылке . И ещё

В храме также лежат мощи святителя Григория Каллидиса, архиепископа Ираклийского (+1925 г.), он прославлен 10 лет назад в лике святых.
Его гробница у стены с приметным резным украшением (видно ниже на фото).
Там находится склеп с останками знатного солунского гражданина, который, начиная с 1430 г., во время вторжения турок, и в течение нескольких десятилетий платил им дань в обмен на то, что храм не превращали в мечеть.

В этой серебряной раке лежат мощи мученицы Анисии Солунской (IV в)

Прекрасные мраморные капители. Некоторые из них не венчают колонны, а стоят внизу, на постаментах.

Честно говоря, на новые храмовые росписи я почти не обращала внимания. Но скажу, что они замечательно украшают храм, они сделаны добротно и главное - вполне нейтрально: т.е. не отвлекают, не кричат, не диссонируют.
Впереди, на столпах видны знаменитые мозаики VI-VIII вв.

Мозаика, знакомая многим по репродукциям - "Св. Димитрий и дети". Вероятно, выполнена по обету, благодарными родителями. Датируется серединой VII в.

Мозаика примерно нач. VI в. в западной части базилики; сюжет "К св.Димитрию подводят на благословение юношу". Примечательно, что не только нимб, но и ладони святого выложены золотой смальтой.

Фресок сохранилось очень мало, а те, что уцелели, были сильно изуродованы турками.
Одна из фресок конца XIV в.: св.Димитрий прикрывает плащом архиерея. Возможно, архиерей - это свт.Григорий Палама, архиепископ Солунский.

Сейчас мощи св.Димитрия Мироточивого хранятся в мраморном кивории, в серебряном ковчеге. Предположительно в конце XII — начале XIII века мощи были вывезены из Салоник в Италию, где были обнаружены в 1520 году, в аббатстве г. Сан Лоренцо-ин-Кампо. Они были возвращены в Фессалоники только в XX веке: в 1978 году вернули главу мученика, а в 1980 году — основную часть его мощей. В Италии осталось шесть больших частиц.
Если вернуться в начало, ко второму фото (где вход в храм), то видно, что перед дверями церкви стоит памятник - под ним находится склеп, в котором в 2003 г. был похоронен митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II. Благодаря, в том числе и его трудам, мощи святого Димитрия были возвращены в храм.

Люди приходят к Димитрию: радуются или плачут, стоят подолгу или забегают по пути на работу и учёбу; просят и благодарят.

Наших соотечественников тоже немало: причем, среди них не столько туристы, а именно путешественники, часто молодежь с рюкзаками.
Ну и особых, профессиональных русских паломников видно с первого взгляда: по настырному желанию спеть в терцию акафист около кивория; русских женщин легко узнать по платкам - да не просто косынкам, а чтоб оно было тщательно закручено вокруг шеи.
Немало и нашего духовенства: встречаются важные, с подобострастной свитой, но есть также и незаметные монахи и священники, ошеломлённые и счастливые.
Прислушалась к гиду, который беседовал с группой русских паломников. Вообще, примечательная беседа..
После содержательного исторического вступления и ярких популярных вкраплений вроде: св.Георгий изображается на белом коне, а св.Димитрий - на красном, он стал, будто бы извиняясь, рассказывать, что мол, не беспокойтесь, братья и сестры, у греческой церкви нет от церкви русской никаких догматических отличий. С греками можно молиться! Только вот не все подряд батюшки народ исповедуют. А еще, к сожалению, нет у греков партесного пения. Но, дескать, я знаю пару мест; потом подойдите, могу вам приватно рассказать, как эти заветные места найти!
Впрочем, я верю, что каждый получает здесь, у Димитрия, то, за чем пришёл.

Пятинефная христианская базилика, построенная в эллинистическом стиле в городе Салоники, на месте захоронения великомученика Димитрия Солунского, уже много веков является местом нескончаемого паломничества верующих. Здесь, под сводами уникальнейшего памятника раннего христиан-ства, включенного в список Всемирного культурного наследия, на протяжении столетий и пребывают благодатные мироточивые мощи святого.

Святой Димитрий Солунский прожил всю свою короткую жизнь в Фес-салониках (теперь Салоники, славянское наименование было Солунь). Он родился в семье римского проконсула Фессалонийской области. Родители его были тайными христианами, которые воспитали его в истинной вере и благочестии и дали хорошее образование. После смерти родителя молодой Димитрий назначается императором Галерием Максимианом на должность своего отца.

Это было время жестоких гонений на христиан, и воля импе-раторов обычно выражалась в их отношении словами: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Это требовалось и от властителей областей. Но, приняв высокое назначение, Димитрий не только не стал чинить притеснений, но сам начал бесстрашно учить жителей заповедям Иисуса Христа. Много римских подданных, следуя его примеру, приняли христианскую веру, о чем скоро донесли императору язычники. Составитель Жития святого, Метафраст, высоко отмечал значение проповедей святого Димитрия для Фессалоник, который в своей учительной ревности стал для них «вторым апостолом Павлом», основавшим когда-то в этом городе первую общину христиан. И вослед святому апостолу, мученическая кончина была предначертана и святому Димитрию.

Император Галерий, возвратясь из похода на славянские племена, решил расправиться с фессалоникийскими христианами. Представ перед импера-тором, Димитрий стал смело исповедовать Христову веру, обличая языческое многобожие. За это он был брошен в темницу, а на рассвете 26 октября 306 г. туда явились римские воины. «Лишь только забрезжилось утро, в темницу к Димитрию вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве, и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу» - так описывал в русских «Житиях святых» Димитрий Ростовский кончину великомученика Димитрия.

Верный слуга святого Лупп собрал кровь ризою своего господина, снял с его пальца императорский перстень, служивший знаком его высокого до-стоинства, и омочил в крови. Этим перстнем и ризой, освященными кровью великомученика, святой Лупп совершил немало исцелений болящих и не-мощных и сотворил много чудес. Императорской властью он был казнен позднее, а тело святого Димитрия было выброшено на съедение диким зверям. Но звери не тронули благовонное тело, и солунские христиане тайно предали его земле.

О месте гибели великомученника Димитрия и сроках возведения перво-го храма существует несколько версий. По одной из них, это произошло в Фессалониках, и на месте гибели была возведена базилика. По другой, это произошло в имперском центре державы Галерия, в городе Сирмии на Бал-канах (теперь сербский г. Сремска-Митровица). Мощи святого позднее были перенесены в Салоники, возможно, после захвата города Атиллой в 441 г. Древнейшие мартирологи (например, сирийский мартиролог 411 г.) также связывали мученическую кончину Димитрия именно с Сирмием.

По одной версии, строительство первой базилики произошло при святом равноапостольном императоре Константине (306-337), возведенной над могилой святого или на месте его казни. А спустя столетие, в 412-413 гг., иллирийский вельможа Леонтий, в память об избавлении его от паралича, возводит новую величественную базилику, в проходе между руинами античных городских бань и стадионом. При строительстве этой базилики неожиданно были обретены нетленные мощи святого мученика, согласно его жития, тайно погребенные там в 306 г. фессалоникийскими христианами. Подругой версии, первая базилика, посвященная святому Димитрию, была возведена в Сало-никах только в V в., после перенесения туда мощей святого из Сирмии.

Для драгоценных мощей возводится серебряный киворий, установлен-ный в середине центрального нефа базилики с шестиугольным основанием и глухими стенами, куда помещается серебряная рака, с изображением лика святого. Здесь верующие поклонялись нетленным мощам и возжигали свечи. Подробное описание кивория было дано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII в., а также его изображение имелось на мозаиках северной колоннады базилики. Эти мозаики позднее были утрачены в XX в., но сохранились их акварельные зарисовки, сделанные английским архитектором У.С. Джорджем. Сам драгоценный киворий погиб в VII в.: «...занялся огнем его святой серебряный киворий... серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке» - так описывал современник жестокий пожар, случившийся в правление императора Ираклия. Сильно пострадала от огня и сама базилика, потом быстро восстановленная. После этого святая реликвия помещается в специально возведенную мраморную гробницу.

Базилика была построена в форме четырехугольника, размером 43 х 33 м, из строительных материалов более ранних построек. Она стала самой крупной церковью в Салониках. Алтарная ее часть увенчивается конхой, имеющейся только в центральном нефе, и заканчивается апсидой, не выступающей за периметр храма.

Нефы базилики разделяются колоннадой белых, зеленых и темно-красных мраморных колонн, заимствованных, вероятно, из античных построек и увенчанных различными капителями. Особенно интересны капители с ли-стьями колючего кустарника, развивающегося по ветру, распространенный тип IV в. Фронтоны арок были украшены плитами из голубого и зеленого мрамора, с геометрическими орнаментальными вставками. Погибшие при пожаре 1917 г., их внешний вид нам остался известен лишь»по рисункам, сделанным в начале XX в.

Свой настоящий вид базилика приобрела в VII в. Тогда же была выпол-нена основная часть мозаик, украшающих интерьеры храма, которые окон-чательно сформируются к середине IX в. Мозаичная надпись этого времени будет обнаружена при реставрации храма в начале XX в.: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара». Упоминаемый в тексте Лев многими историками признается за отца равноапостольных Кирилла и Мефодия, служившим друнгарием при военачальнике Салоник.

Несколько разделались попытки перенести святые мощи или их частицы в императорский Константинополь, но это никак не удавалось. Святой Димит-рий всегда проявлял свою твердую волю остаться в стенах родных Фессалоник для защиты города. Неоднократно подступавшие к городу враги видели лик светлого юноши, грозно обходившего крепостные стены и внушавшего им ужас. Сколько раз так святой Димитрий отгонял от стен Солуни и славян- язычников, ставших после просвещения евангельской истиной особенными почитателями его. Позднее многие русские былины стали называть велико-мученика Димитрия русским, так слился этот образ со славянской душой народа. Имя святого упоминается уже на первых страницах русской истории. Так, летописец сообщает, что когда вещий Олег разгромил византийцев под Константинополем в 907 г., то «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». В России святой Димитрий стал небесным покровителем всего русского воинства, хотя так было и во мно-гих славянских странах. Его особое почитание проявлялось в воздвижении в честь него множества Дмитриевских соборов, а также называнием его именем первенцев большинства русских царей. В память павших воинов в Куликовской битве, по предложению Дмитрия Донского, был впервые установлен Церковью день поминовения 3 ноября, ставший Димитриевской родительской субботой.

«Житие святого Димитрия» повествует о начале мироточения при раке великомученика уже с VII в., за что святой получает именование Мироточивого. Для сбора мира в крипте сооружается мраморный бассейн объемом до 500 литров, до верха наполняемый благодатным елеем. Верующие набирали из него благовонное миро в стеклянные ампулы, слава о целительной силе которых быстро разошлась по свету. Даже при захвате города турки-мусульмане, как свидетельствовали современники, набирали миро, считавшееся ими чудотворным снадобьем от любых хворей. В древности истечение мира было таким обильным, что норманны, захватившие в 1185 г. Салоники, кощунственно жарили на нём рыбу и мазали обувь. Тогда базилика была ими полностью разграблена, а гробница святого осквернена.

В период завоевания Византии крестоносцами и существования латинского королевства (XIII в.) мощи великомученика Димитрия были вывезены в Ита-лию. С исчезновением мощей в литературе с XIV в. стало упоминаться истечение миро-воды из колодца в крипте, вместо былого истечения миро-елея из раки святого. А родниковый ключ существовал в крипте еще с раннехристианских времен, от которого в X в. был устроен водопровод, действующий и сейчас. Тогда возникла легенда, что святые мощи спрятаны в колодце, расположенном в крипте. Всякое упоминание о мироточении полностью прекращается после превращения базилики в мечеть в 1493 г., которая оставалась ею до 1912 г. Доступ православным для поклонения был сохранен лишь к кенотафу святого, оставшемуся после исчезновения мощей и установленному в приделе западной части левого нефа базилики, куда был сделан отдельный вход для православных. Тогда же все мозаики церкви были сокрыты штукатуркой.

После восстановления Византийской империи к именитой церкви пристраивается (в конце XIII в.) придел преподобного Евфимия, сооруженный в форме маленькой трехскатной базилики. Он был расписан фресками в 1303 г., которые не дошли до нашего времени. А в XV в. строится сводчатый перистиль для водосвятия.

Украденные латинянами мощи были обнаружены в 1520 г. в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и после многовековых требований были воз-вращены в Салоники только в XX в. Сначала, в 1978 г., - честная глава святого, а в 1980 г. - остальная часть мощей, за исключением шести больших частиц. Хотя мироточение мощей прекратилось, в канун дня памяти святого верую-щим теперь раздают вату, пропитанную ароматной жидкостью с драгоценной раки, но совсем не отождествляемую с первоначальным миром святого.

В раннехристианский период у верующих был популярен и культ крови великомученика. Ее остатки пребывают во многих мощевиках, сохранившихся на Афоне, Британском музее и др. При раскопках в алтаре базилики Свято-го Димитрия под престолом был обнаружен подобный стеклянный сосуд с засохшейся кровью, что дало повод считать первоначальное расположение гробницы под алтарем.

Базилика почти полностью выгорела при грандиозном пожаре города (1917г.), нанеся невосполнимые утраты православному памятнику. Реставрация началась в 1926 г. и продолжалась до 1948 г. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, заново возведена кровля, расчищены фрески и мозаики. Сохранившиеся мозаичные полотна VII-VIII вв. сегодня являются чуть ли не единственными, пережившими в Византии эпоху иконоборчества. К наиболее хорошо сохранившимся мозаичным полотнам относятся композиции святого Димитрия со священнослужителями, с детьми, с ктиторами и т.д.

Мозаика с ктиторами представляет Димитрия в окружении церковного и светского правителей города, где изображены префект Леонтий и архиепископ Иоанн, восстановившие базилику после пожара в 629-634 гг.

Частично сохранились и фрески в правом нефе, украшавшие ранее стены базилики, относящиеся к более позднему времени, к VIII-XIV вв.

После реставрации храм вновь стал действующим, теперь здесь регулярно проводятся богослужения. В крипте организован археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные в ходе археологиче-ских исследований. Наиболее ценным здесь является чаша для сбора мира, связанная с культом святого Димитрия. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся и мощи Анисии Солунской. В 2003 г. в склепе, устро-енном при входе в базилику, упокоился и митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), чьими нелегкими трудами были возвращены в храм святые мощи великомученика.

Салоники чрезвычайно богаты памятниками византийской культуры. Многие храмы здесь настолько древние, что ушли глубоко в землю. Внешне они выглядят достаточно скромно, но внутри все сияют драгоценными мозаи-ками и потрясают своими реликвиями. Из памятников церковного зодчества важно посетить одну из ранних базилик «Ахиропиитос» (V в.), церковь Святой Софии (VII в.), где упокоился выдающийся богослов Григорй Палама, церковь «Панагия Халкеон» (XI в.) и другие православные святыни.

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Византийский период

Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии - над его могилой) была построена между 313-323 годами. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.

По другой версии, первая базилика, посвящённая святому Димитрию, была построена в Салониках только в V веке (имеются разногласия в датировке - либо его начало, либо последняя четверть). Подобная датировка связана с версией о зарождении культа святого Димитрия в городе Сирмия (современная Сремска-Митровица в Сербии), откуда его мощи могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в базилике).

Базилика пострадала от пожара в правление императора Ираклия (вероятно, в 629-634 годах), но была быстро восстановлена. В этом пожаре пострадал серебряный киворий, стоявший в середине центрального нефа базилики: «занялся огнем его святой серебряный киворий… серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке». Киворий имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа).

После этого пожара были сделаны последние строительные работы, придавшие базилике современный вид. В этот же период была выполнена часть мозаик, украшающих базилику. Окончательно интерьер базилики сформировался к середине IX века. После пожара 1917 года на восточной колоннаде была обнаружена мозаичная надпись начала IX века: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара». Лев, упоминаемый в тексте, вероятно является отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия, бывшим тогда друнгарием при военачальнике Салоник.
О богослужениях в храмах Салоник (в том числе и о проводившихся в базилике Святого Димитрия) пишет Иоанн Камениата в своём труде «Взятие Фессалоники», посвящённом захвату и ограблению города арабами в 904 году (базилика тогда не пострадала):
…не уступает им и храм упомянутого уже мною достославного и победой венчанного мученика Димитрия, поставленный там, где он свершил святые подвиги и восприял победную награду. Собирая народ по чередою наступающим праздникам в своих стенах, храмы эти даруют прихожанам несказанное блаженство и духовную усладу. В каждом - свои чины священников, совершающих богослужение, и корпорации чтецов, исполняющих служебные песнопения. Попеременно затягивая слова гимнов и сопровождая эти звуки движениями рук, этот многоголосый и сладостный сонм и чарует взор великолепием сверкающих риз, и услаждает слух искусным псалмолением.

В 1185 году, когда Салоники были захвачены норманнами, базилика была разграблена, а гробница святого Димитрия осквернена (см. раздел Реликвии святого Димитрия).

В конце XIII века к базилике был пристроен придел преподобного Евфимия, построенный в форме маленькой трёхскатной базилики. Придел был расписан несохранившимися фресками в 1303 году.

Турецкое владычество

После завоевания Салоник турками в 1430 году базилика была на короткое время оставлена христианам. Её передача была закреплена во время торжественной церемонии, которую провёл султан Мурад II Завоеватель. Он, по словам византийского историка Дуки, принеся в жертву барана, приказал оставить храм в распоряжении христиан, однако все украшения храма и гробницы святого Димитрия были турками уничтожены, храм оказался полностью разграбленным.

В 1493 году церковь была обращена в мечеть и оставалась ею до 1912 года. В этот период для христиан был сохранен доступ к кенотафу святого Димитрия, установленному в небольшом приделе в западной части левого нефа базилики, куда был сделал отдельный вход. Тогда же фрески и мозаики храма были сокрыты под штукатуркой и новыми стенами.

Современное состояние
Базилика практически полностью выгорела при пожаре 1917 года. Разрушения начали восстанавливать в 1926 году, в ходе реставрации был обнаружен вход в крипту, а под алтарём сосуд, предположительно с кровью великомученика Димитрия, а также были расчищены сохранившиеся фрески и мозаики. Реставрационные работы были завершены к октябрю 1948 года, когда было совершено освящение церкви.

В ходе великого пожара 1917 года сильно пострадала кровля и мраморная облицовка стен. При этом сохранился ряд мозаичных полотен, которые продолжают украшать стены базилики (часть мозаик помещена в музей, расположенный в крипте). При реставрации максимально были использованы старые колонны, сохранена старая настенная облицовка на внутренних сторонах арок и стенах выше их. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, кровля была заново построена из бетона, но сохранила внешний вид беспотолочной деревянной кровли, характерной для эллинистических раннехристианских базилик.

После реставрации храм вновь стал действующим, проводятся регулярные богослужения. Доступ в саму базилику и в археологический музей в её крипте является свободным. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся мощи Анисии Солунской (серебряная рака установлена недалеко от амвона).

В современных Салониках базилика расположена в историческом центре, рядом с археологическим комплексом античной агоры на пересечении улиц Селевку и Святого Димитрия.

В 2003 году в склепе, построенном у входа в базилику, был погребён митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), трудами которого в храм были возвращены мощи святого Димитрия.
Архитектурные особенности

Базилика построена в раннехристианском эллинистическом стиле и имеет форму четырёхугольника, к которому добавлены более поздние пристройки (придел святого Евфимия - XIII век, сводчатый перистиль для водосвятия - XV век). Для строительства использовался кирпич и камни от более ранних строений.

Базилика является пятинефной, длина храма с алтарной частью составляет 43,58 метра, ширина - 33 метра. Это самая крупная церковь в Салониках. Храм имеет два входа, ведущих в притвор. По амвону центральный неф пересекает трансепт, обрамлённый колоннадой.

Алтарная часть увенчана конхой и имеется только в центральном нефе, заканчивающимся апсидой, не выступающей за периметр храма. Справа от главного алтаря расположен выступающий на восток придел святого Евфимия, пристроенный к базилике.

Кровля состоит из пяти скатов (четыре пологих и один отлогий), храм не имеет купола. В каждом из боковых скатов и в нефе имеются балконы. Фасад базилики несимметричен, к левой части пристроена колокольня, увенчанная крестом. Со наружной стороны алтарной части имеются, неиспользуемые в настоящее время, входы в крипту базилики, открытые при её реконструкции в первой половине XX века.

Внутреннее убранство
Колоннада
Нефы базилики разделяет колоннада из белых, зелёных и тёмно-красных мраморных колонн. Вероятно, они были заимствованы из более старых строений (они различаются по высоте и по внешнему виду капителей). Капители весьма разнообразны; особенно изящно выглядят капители с листьями колючего кустарника, развивающегося на ветру. Этот тип был распространён в IV веке и встречается, например, в храме святого Аполлинария в Равенне. Листья имеют форму кружев и заключены в зубчатую рамку, над двумя рядами листьев имеются завитки как у коринфских капителей, а выше находится площадка, на которой держится арка. В другом типе капителей листья расположены вертикально и их кончики зубчатой формы смотрят вниз. В углах расположены завитки, на которых держится опорная площадка для арок. В некоторых местах вместо завитков в углах расположены головы баранов с витыми рогами.

Фронтоны арок были украшены плитами из темно-голубого или зеленоватого мрамора, а в их внутренней части имелся геометрический орнамент со вставками из белого, чёрного и красного мрамора. В настоящее время украшения на колоннаде практически отсутствуют, их внешний вид известен только по рисункам, сделанным в начале XX века.

В ходе реставрации удалось сохранить некоторые мозаичные полотна VII-VIII веков (остальные погибли во время пожара и известны только по фотографиям) - едва ли не единственные, пережившие в Византии эпоху иконоборчества. Трудно сказать, почему иконоборцы решили пощадить эти изображения. В мозаиках заметна античная традиция, но лики уже аскетически строги, напоминая поздневизантийские иконы. Однако, при сравнении мозаик из базилики Святого Димитрия с константинопольскими памятниками того же периода, заметно обилие восточных типов, склонность к фронтальным построениям и более подчеркнутая линейность композиций. На всех мозаиках великомученик Димитрий имеет индивидуальные черты лица, что свидетельствует о различном времени их исполнения.
Считается, что часть мозаик (расположенные над аркадой) были своеобразным вотивом, выполненным по специальному заказу, что объясняется случайным характером композиций.

К наиболее хорошо сохранившимся мозаичным полотнам относятся:
Димитрий со священнослужителями
Мозаика была обнаружена в ходе реставрационных работ при сносе стены, построенной турками с правой стороны алтарной части базилики. Святой изображен держащим руку на плече священника, выражая свою благожелательность. Первоначально светлая прямоугольная рамка вокруг головы священнослужителя была принята за нимб, однако после обнаружения мозаики «Святой Димитрий с ктиторами» был сделан вывод, что этот квадрат является бойницей в городской стене, на фоне которой изображены фигуры. Низ мозаики содержит надпись «Счастливейший мученик Христов, любящий город, окружён заботой жителей и гостей города».
Димитрий и дети

Мозаика расположена в западной части алтаря и вероятно является даром родителей, детям которых святым Димитрием была оказана помощь. Лица детей имеют индивидуальные черты. Святой держит руку на плече одного из них, а другая поднята с раскрытой ладонью. Этот жест, вероятно, условно изображает, что святой молится. Это одна из самых древних мозаик базилики (вероятно выполнена сразу после её ремонта в середине VII века). На ней Димитрий представлен молодым человеком с идеализированными чертами лица и короткими прямыми русыми волосами, одетым в хитон и роскошную мантию, которая, как и на всех других изображениях, застёгивается на правом плече. Мантия украшена таблионом - четырёхугольной нашивкой другого цвета на уровне груди, что отражает знатное происхождение Димитрия, упоминаемое в его житии (таблион присутствует и на других мозаиках).
Димитрий с ктиторами

Также одно из старейших мозаичных полотен. Димитрий изображён в окружении церковного (справа) и светского (слева) правителей города. Считается что это префект Леонтий и архиепископ Иоанн, которые организовали восстановление базилики после пожара VII века. Благожелательность святого к ним выражается положением его рук, которые он держит на их плечах. Под мозаикой имеется надпись следующего содержания: «Справа и слева видны строители славного строения мученика Дмитрия, который отразил волну варварских флотов и спас город». Речь идёт об осаде города славянами в 616 году.
Богородица и святой Феодор Стратилат

Мозаика расположена в южной стороне алтарной части и относится к рубежу IX и X веков. Богоматерь и святой Феодор изображены молящимися, а в вышине над ними видна фигура Христа, благословляющего их правой рукой. В руках Богородицы свиток со словами: «Господь Бог, соизволь услышать голос моей молитвы, так как я молюсь за людей». Считается, что мозаика была заказана верующими, получившими исцеление от болезней. Об этом свидетельствует благодарственная надпись под ней: «…я Тебе посвятил в знак благодарности, хоть и был разочарован людьми, Твои силы вдохнули в меня жизнь».

Прочие мозаики, менее хорошо сохранившиеся:
Святой Димитрий с подводимым к нему юношей (Димитрий изображён в позе оранта, ладони выложены золотой смальтой), Святой Димитрий и два ангела (возможно, это изображение Димитрия Солунского в Царствии Небесном - аллюзия на эпизод из его жития с увенчанием его ангелом в темнице) - мозаики западной части храма, конец V - VI века;
Вотивный цикл, иллюстрирующий основные этапы жизни девочки включает сцены: «Димитрий подводит донатора к восседающей на престоле Богоматери с Младенцем», «Димитрий на престоле на фоне кивория принимает ребёнка из рук матери», «Димитрий в позе оранта, с матерью и детьми, подносящими святому свечи», «Ребёнок, сопровождаемый родителями, подносит голубей святому Димитрию». Мозаики размещались во внутреннем северном нефе, созданы в начале VII века;
Святые Сергий, Вакх и Димитрий с восстановителями храма после пожара - мозаики алтарных столбов, середина VII века.

Фрески
Фрески, украшавшие ранее стены базилики, сохранились только в её правом нефе. Фресковый цикл был выполнен в несколько этапов в VIII-XIV веках. Среди них в наиболее хорошем состоянии находятся:
Преподобный Лука (Стириот);
Нашествие варваров на Салоники. Изображена осада города славянскими племенами в 616 году, победа греков при которой приписывается заступничеству святого Димитрия. На фреске видно изображение церкви, которую принято считать базиликой Святого Димитрия, и надпись «святая церковь у стадиона»;
Молящийся святой Димитрий (XII век);
Димитрий укрывает плащом архиерея с нимбом, в саккосе и омофоре, который кадит святому, выше Богородица с младенцем Христом. Фреска выполнена в последней третьи XIV века. Существует мнение, что архиерей - это Григорий Палама, архиепископ Салоник, а Богородица изображена не с Христом, а с Иоасафом Индийским (патрон по монашескому имени императора Иоанна VI Кантакузина). Данной интерпретации противоречат иконографические признаки изображённых;
Аллегорическая фреска с изображением человека, которого преследует дикое животное;
Император, подъезжающий к городу - наиболее хорошо сохранившаяся, выполненная на высоком художественном уровне, сцена подъезда византийского императора (возможно Юстиниана II) к Салоникам.

По данным проведённых в начале XXI века исследований, одним из авторов фресок базилики является знаменитый греческий иконописец Мануил Панселин.
Крипта базилики
Крипта была обнаружена под базиликой в 1918 году при проведении реставрационных работ в разрушенном храме после пожара 1917 года. В древности вход в крипту осуществлялся через проёмы, которые располагались снаружи здания со стороны алтаря. Сейчас вход в крипту осуществляется по лестнице справа от алтаря.

Крипта включает в себя место, где по преданию был убит великомученик Димитрий, и располагается под алтарной частью базилики. Ансамбль крипты состоит из однопридельной базилики в которой в древности покоились мощи святого, а также полукруглого пространства с парапетами и колоннами, окружённого цистернами для воды. В центре рядом с мраморным сводчатым навесом, который поддерживают семь колонн, имеется мраморная раковина, предназначенная для сбора мира, по преданию, истекавшего из мощей Димитрия. В северной части крипты находился ряд захоронений епископов Салоник.

В крипте с раннехристианских времен существовал источник воды, которая текла по устроенному в X веке водопроводу. Колодец с источником воды существует в настоящее время.

В 1980-х годах в крипте был открыт археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные в ходе раскопок, а также часть мозаик, ранее украшавших стены базилики. К наиболее ценным экспонатам музея относят чашу для помазания миром, связанную с культом святого Димитрия, а также восстановленный амвон храма и архитектурные скульптуры раннего храма.

Реликвии святого Димитрия
Базилика, построенная на месте мученичества святого Димитрия, с самого её основания была хранилищем реликвий, связанных с этим святым. Изначально центральное место в культе святого Димитрия занимал его киворий, который в житии и чудесах святого описывается как место, откуда святой общался с верующими. Позднее акцент сместился на поклонение мощам святого, которые с середины XI века почитались как мироточивые.

Мощи святого
В настоящее время мощи хранятся в северном нефе базилики в мраморном кивории, созданном вместо утраченного при пожаре в VII веке серебряного (это второй мраморный киворий святого Димитрия, первый был уничтожен в 1430 году при захвате города турками). Предположительно в конце XII - начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году - честная глава, а в 1980 году - основная часть мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).
Мощи с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI - XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным - Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти св""ятого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.

Кровь святого

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (Димитрий Ростовский сообщает, что Лупп, раб святого Димитрия, «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес»). При раскопках в алтаре под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI-XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре на Афоне), с пропитанной кровью землёй (в Ватопедском монастыре на Афоне), а также с кровью и миром (энколпион XII-XIII века в Британском музее).












Базилика Святого Димитрия – одна из важнейших святынь греческого города Салоники. Храм освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, почитаемого жителями Салоников своим покровителем. В числе других раннехристианских и византийских памятников города Салоники базилика Святого Димитрия входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Базилика Святого Димитрия построена на месте римских бань, где в 303 году в одном из помещений пребывал в заключении, а затем и принял мученическую смерть святой Димитрий. Первый возведенный здесь (предположительно в 313-323 гг.) храм представлял собой всего лишь небольшую часовню, но уже в начале 5-го века ее заменила трехнефная базилика. Согласно преданию, при строительстве алтарной части храма на месте предполагавшегося захоронения Димитрия были обретены мощи святого и помещены в серебряный киворий.

В первой половине 7-го века старая базилика была основательно разрушена в результате пожара, и восстановлена уже с некоторыми архитектурными изменениями – превратившись в пятинефную базилику. При пожаре был утрачен и киворий, а мощи святого поместили в мраморную гробницу. Оформление внутреннего интерьера базилики было окончательно завершено лишь в 9-м веке. Несколько позднее к храму была пристроена маленькая трехскатная базилика – придел Святого Ефимия. В конце 12-го века мощи святого Димитрия были вывезены в Италию и вернулись в Салоники лишь в конце 20-го столетия.

В 1493 году базилика Святого Димитрия, как и большинство христианских храмов во времена турецкого господства, была преобразована в мечеть – Касымие-джами, а великолепные мозаики и настенная роспись скрыты за толстым слоем штукатурки или просто уничтожены. Стоит отметить, что в этот период христианам был разрешен доступ к кенотафу святого Димитрия, помещенному в небольшом приделе с отдельным входом. Древняя святыня вернулась к христианам лишь после освобождения города в 1912 году.

К сожалению, печально известный разрушительный пожар в Салониках в августе 1917 года уничтожил и значительную часть базилики Святого Димитрия. Восстановительные работы растянулись на несколько десятилетий, но в результате удалось максимально сохранить уцелевшие в огне оригинальные части храма и весьма точно воссоздать общий архитектурный облик базилики 7-го века. В ходе работ был обнаружен вход в крипту и множество уникальных артефактов, а также расчищены чудом сохранившиеся мозаики и несколько фресок. Часть мозаик и сегодня украшают интерьер базилики, некоторые же вы сможете увидеть, спустившись в крипту, где сегодня находится небольшой, но очень интересный археологический музей, в экспозиции которого представлены скульптура, мозаики, различные церковные реликвии, исторические документы и т.д. Впрочем, весьма интересна и сама крипта, где, как считается, некоторое время покоились останки святого Димитрия, а сегодня вы все еще можете увидеть мраморную раковину, предназначавшуюся для сбора мира, истекавшего из мощей святого.