Астрология Камни Магия

Существует ли дьявол? Кто такой сатана? История, интересные факты и образ Каких грехов надо избегать более всего.

М ир полон людьми, которые желают бороться со злом – негодуют на него, скрежещут зубами, проклинают, изготавливают все более мощное оружие и пускают его в ход… Но что такое вообще зло? Откуда оно берется? Кто создал дьявола? Перед тем, как сражаться, проводят тщательную разведку, пытаются выяснить о враге все, что только можно - и борьбу со злом надо начинать не с борьбы, а с рассуждения и понимания. С кем мы воюем? Как? За что ведется эта война?

С одной стороны, христианство - весьма воинственная религия. Апостолы не делают секрета из того, что стать христианином - значит попасть в действующую армию. Вам предстоят труды, возможно, лишения, преследования или даже смерть. Если вы жалуетесь на то, что церковная жизнь недостаточно комфортна, вы забыли о том, что это окоп, а не санаторий.

С другой стороны, эта битва протекает не так, как земные битвы - самые передовые ее воины, монахи, за всю свою жизнь мухи не обидели. Никого не подавили, не сокрушили, не принудили к повиновению, но напротив, сами пребывают в сокрушении и повиновении. Да что говорить о монахах - мученики, наивысший пример христианского воинствования, проявляют себя не как крепкие солдаты, опытные в обращении со смертоносными орудиями, которые убивают своих врагов. Напротив, это люди, без сопротивления принимающие смерть.

Более того, сам наш Военачальник ни убил, ни ранил, ни изувечил, ни запугал никого - когда от него ждали, что Он уничтожит своих врагов, Он сам принял смерть от их рук.

Это непривычный и пугающий вид мужества - он все эти две тысячи лет остается непривычным и пугающим. Святой Апостол Петр имел достаточно мужества, чтобы броситься на защиту Господа с мечем, против явно превосходящих сил противника. Но Господь сказал ему: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26:52) И через небольшое время Петр трижды отрекся - когда от него потребовалось просто признать, что и он «из учеников этого Человека».

Потому что мужество, которого требует Господь, непохоже на мужество этого мира. Как не похожа и война, которую Он ведет, на войны, которые в этом мире ведутся. Это война с гораздо, гораздо более страшным противником, и от ее развития зависит нечто гораздо, гораздо более важное.

У нас, христиан, есть уникальная информация, благодаря которой мы видим мир в совершенно иной системе координат. И мы понимаем, что он гораздо больше - у него есть духовное измерение, гораздо более обширное и важное, чем тот материальный мир, который мы воспринимаем органами чувств. Это измерение не находится где-то в другой вселенной - они пронизывает материальный мир и активно взаимодействует с ним. Могущественные духовные существа пребывают рядом с нами - Божии ангелы простирают над нами свой покров и хранят нас от зла. Хотя мы не видим их, они принимают самое деятельное участие в нашей жизни. Но не все обитатели духовного мира добры. Он охвачен мятежом и гражданской войной. Как говорит книга Откровения, «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9)

Еще до грехопадения человека могущественный ангел восстал против Бога и обратился в того, кого Писание называет дьяволом (то есть клеветником) и сатаной (то есть противником), драконом и змеем. Он увлек за собой часть ангелов, которые обратились в «духов злобы поднебесных». Эти духовные мятежники непрестанно ищут разрушить Божие творение - и, особенно взаимоотношения Бога и человека.

Хотя мы, как правило, не видим ангелов - и бесов (да и век бы их не видеть), они проявляют себя в нашей жизни - прежде всего, побуждая нас к определенным мыслям и поступкам. Как говорит Евангелие, именно сатана вложил Иуде мысль предать Спасителя, он же подбил Ананию и Сапфиру солгать Духу Святому (Деян. 5:3 ), он использует любые возможности, чтобы искушать христиан (1 Кор. 7:5 ), он идет на различные уловки, и даже притворяется ангелом света (2 Кор. 11:14 ), он обольщает народы, чтобы побудить их к мятежу против Бога (Откр. 20:7 ).

Можно приводить и другие подобные стихи Писания, но картина ясна - зло это не слепая стихия. За злом мира стоит личностная, целенаправленно действующая духовная сила, или, учитывая других падших духов, силы. Именно они являются нашими врагами, и с ними мы ведем войну. Как говорит святой Апостол Павел:

«...потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:12-17 )

За что ведется эта война?

Человеческие войны ведутся за ресурсы и территории, владычество и контроль. Разумеется, война между Богом и сатаной ведется не за это. Бог есть Творец всего видимого и невидимого, Он - неоспоримый Владыка мира, который Он создал и поддерживает в бытии. Сатана - всего-навсего падшее и мятежное творение. Но есть нечто гораздо более важное, чем вся вселенная, чем все звезды и галактики - бессмертные души людей. Именно за них и ведется борьба. Бог создал людей (как и ангелов) свободными и хочет привести их к вечной жизни в любви и радости; сатана стремится втянуть людей в своей мятеж, чтобы в итоге погубить их. Выражение «битва за умы и сердца» может звучать как штамп, но в данном случае это именно она - битва за души людей. Ни Бог, ни дьявол не интересуются геополитикой - вернее, интересуются ей лишь постольку, поскольку она как-то отражается на вечном спасении конкретных лиц. Ваша душа в глазах Бога гораздо важнее всего мира, всех его ресурсов и богатств, империй и царств, наций и военных союзов. Как говорит Господь, «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мар. 8:36)

Единственная битва, которая имеет вечные последствия - это битва за души людей, потому что именно люди созданы для вечной жизни, которую могут навеки обрести - а могут и утратить. Поэтому война идет за Вашу душу - и души Ваших ближних. Дьявол, по ненависти к людям, определенно желает им и временных бедствий - но его главная цель состоит в том, чтобы погубить их бессмертные души.

Как? Отторгнув нас от общения со Христом - через грех и неверие. Каким оружием? Ложью.

Что же мы знаем о нашем враге?

Прежде всего, он - лжец. Как говорит Господь, «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8:44 ) Дьявол - опытный манипулятор. Он знает, как использовать людей - их надежды, страхи, мечты, обиды - против них самих. Он - мастер того, что в наши дни называют «психологической войной». Собственно, его война и носит психологический характер. Чтобы действовать в мире, он нуждается в помощи людей - которых использует в своих интересах и обманывает.

Он похож на мошенников-людей, которые знают как очаровать своих жертв, заручиться их полным доверием, воззвать к их лучшим чувствам и помочь им почувствовать себя буквально на седьмом небе - избранными, особенными, как внушить им ложные надежды и разжечь в них несбыточные ожидания. Принципиальная разница тут, однако, в том, что жертвы мошенников лишаются, чаще всего, денег и имущества, хотя и значительного - например, квартиры; а дьявол приходит, чтобы погубить бессмертную душу.

Дьявол умеет быть чрезвычайно привлекательным и убедительным; в отличие от того дельца из анекдота, который продавал холодильники эскимосам, он продает не просто бесполезные, а смертельно вредные вещи - смерть под видом жизни, ложь под видом правды, ад под видом рая.

Он знает, как довести людей до самой пламенной, самоотверженной веры в самую жалкую ложь. Он знает, как убедить национал-социалиста или большевика, что массовое убийство невинных людей - это замечательное дело, за которые потомки будут ему благодарны. Он знает, как внушить террористу, что взорвав себя вместе со случайными и невинным людьми, он попадет в рай.

Он знает, как заставить людей довериться обманщикам, как если бы они открывали истину, и губителям, как если бы они были спасителями.

Он всегда готов прийти на помощь человеку, который ищет оправдать свой грех и губительную глупость, ободрить и воодушевить тех, кто идет по пути погибели.

Он всегда может изобразить злобу праведным гневом, глупость - мудростью, преступление - подвигом. Он пропагандист столь блестящий, что все земные пропагандисты - жалкие подмастерья. Он умеет предложить каждому свою приманку - кого-то он постарается вовлечь в оккультизм, кого-то укрепить в твердокаменном материализме; кому-то станет внушать идеи национального превосходства, кому-то, напротив, мечту о братстве народов - только вот путь к этому братству он прочертит через реки крови.

Истина одна, устраивает ли она нас или нет; ложь может быть какой угодно - неудивительно, что разные формы лжи могут яростно бороться друг с другом; одна из любимых забав диавола - заставить людей ненавидеть, преследовать и убивать друга ради его выдумок, которыми он соблазнил обе стороны.

Поэтому так опасно бороться со злом - зло, с которым человек борется, может быть вполне реальным, тяжким, возмутительным - но при этом он сам может выступать на стороне другого зла. А дьявол при этом постарается снизить у человека критичность к его действиям - и действиям «своих». Поскольку я борюсь со «злом» я есть добро, а поскольку я есть добро - какие ко мне могут быть претензии?

Очень часто так бывало - и бывает - что люди борются с бесами под визгливый смех этих самых бесов. Потому что они в это время сидят у них на загривке.

Снимает ли эта изощренность дьявола ответственность с человека? Нет. Писание подразумевает, что человек может сказать «нет». Да и цель лукавого - погубить нашу душу, что было бы невозможно без нашего соучастия. Обольщение лукавого - это то, на что человек соглашается сам. Этот момент согласия человек может прятать от самого себя (в чем лукавый, несомненно, ему поможет) - но он есть.

Наступает момент, когда человек решает, что он охотнее будет слушаться дьявола, чем Бога. Или, поскольку дьявол никогда не подает визитной карточки - выбирает в качестве руководящей силы своей жизни кого-то или что-то, что не является Богом. Племя, нацию, теорию, идеологию, деньги, удовольствия.

Иногда вместо Бога человек может выбрать религию - да, дьявол может быть глубоко религиозен, даже ревностно благочестив. (Если вы думаете, что такое бывает только у мусульман, вы плохо знаете историю; современность, впрочем, тоже).

Противостойте ему

Как же мы можем противостать этой изощренной сверхчеловеческой силе? Собственно, сами по себе мы не можем - как овцы не могут противостоять волку. Но у овец есть Пастырь. Как говорит святой Апостол Иоанн, «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Иоан. 3:8)

Мы должны пребывать в общении со Христом - то есть, прежде всего, в Его Церкви, приступая к установленным Им Таинствам. Как говорится в молитве перед Святым Причащением: «… да не мнозе удаляяйся общения Твоего от мысленного волка звероуловлен буду». Одна из первых задач противника - отторгнуть нас от общения с Церковью - или не дать в нее войти, если мы пока еще снаружи.

Мы призваны тщательно хранить заповеди Божии - и отдавать себе отчет, что любой помысел и любое внушение, побуждающее нас нарушить заповедь (под каким бы то ни было предлогом) исходит, в конечном итоге, от врага нашего спасения. Как говорит святой Апостол Петр, «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8)

Конечно, это не значит, что мы должны испуганно озираться в поисках дьявола - он как раз использует это против нас. Трезвиться - это значит отдавать себе отчет в реальности духовной битвы и оценивать происходящее именно с точки зрения его духовного значения и духовных последствий. Как те или иные мои решения скажутся на моих отношениях с Богом? Не пытаюсь ли я приобрести что-то в этом мире ценой вреда для своей души? Не заключаю ли - прямо сейчас - сделки с обманщиком?

А взирать надо на Господа. Хитросплетенную паутину лжи бывает невозможно распутать - но она исчезает от света Истины. Ложь - во всех ее формах и видах - побеждается истиной. А Истина есть Христос. Мы наносим поражение злу не тогда, когда размахиваем кулаками, а когда ревностно стараемся быть угодными Господу нашему Иисусу Христу и делаем то, что Он говорит.

С атана. Какие образы вызывает в вашем воображении это слово? Злобное создание с рогами, хвостом и вилами? Симпатичный малыш в красном капюшоне на пороге вашего дома в Хеллоуин? Оставив в стороне культурные карикатуры, Сатана - это конкретное и реальное существо, известное христианам как великий лжец и обманщик, заклятый враг Бога и Его народа. Писание много говорит о его характере и поступках - кто он, и что он делает - но что относительно его происхождения? Откуда он взялся? Кто создал дьявола?

Болтливый змей

Библия открывается историей о творении, когда Бог провозглашал начало существования вселенной. Первые две главы являют захватывающие дух картины порядка, цельности и процветания. Не удивительно, что Создатель, обозрев Им созданное, объявил, что всё это «хорошо весьма» (Быт.1:31).

И вдруг, неожиданно появляется змей. Но это не просто обычный змей: он разговаривает, и надо сказать, что он очень разговорчивый. Очень быстро это извивающееся существо начинает разговор с Евой, соблазняя её саму и её молчаливого мужа - и вас, и меня - в бунт против Бога. По мере развития истории, становится ясно, что этот древний змей является воплощением самого Сатаны (Откр.12:9).

Происхождение дьявола

В Библии нет явного и ясного описания происхождения Сатаны. Предположительно, он начал своё существование спустя некоторое время после создания Богом совершенного мира (Быт.1:31) и до его появления в райском саду в виде змея (Быт.3:1). Несмотря на всё, что нам неизвестно, мы можем с определенной уверенностью утверждать, по крайней мере, следующие пять вещей.

1. Его создал Бог.

Писание утверждает, что всё было создано Богом и для Бога (Рим.11:36; 1Кор.8:6; Кол.1:16-17). Из этого естественным образом следует, что всеобъемлющая категория «всё» включает даже дьявола. В конце концов, если не Бог «стоит за» созданием Сатаны, тогда кто? Некое иное могущественное существо? Если так, тогда это существо должно контролировать, по крайней мере, одну сферу бытия. И тогда эта сфера не может быть полностью подвластна Богу и находиться под Его контролем.

2. Бог создал его добрым и хорошим.

Как источник всякого добра, красоты и истины, Бог создает только то, что соответствует Его природе - вещи, которые сами по себе хороши, прекрасны и истинны. Каждый аспект творения, на небесах ли, на земле ли, изначально был «хорош весьма». Павел выражает это просто: «Всякое творение Божие хорошо» (1Тим.4:4). Характер Бога - совершенная чистота, в Нем нет даже частички тьмы или обмана (1Иоан.1:5; Иак.1:13). И Сатана был создан как ангел для служения и прославления этого великого Бога.

Очевидно, что-то пошло не так.

3. Некоторые созданные Богом ангелы восстали против Него.

Есть два места в Новом Завете, где идет речь о времени, когда ангелы восстали против Бога и пали во зло и тьму:

Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания. (2Пет.2:4)

Ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. (Иуд.1:6)

Согласно Писанию, однажды случился мятеж ангелов против Царя Небес.

4. Сатана имеет власть в сфере демонов.

Как «князь демонов (бесов)», скорее всего, именно Сатана инициировал и возглавил этот небесный мятеж (Матф.12:24). И тогда, Сатана является первым грешником, «потому что сначала диавол согрешил» (1Иоан.3:8).


Читая историю грехопадения Адама и Евы в третьей главе книги Бытия, мы сталкиваемся со «Змеем». Что это было за существо? Действительно ли это была змея? Некоторые считают, что, так как животные говорить не могут, то библейская история грехопадения человечества это всего-навсего аллегория, в которой каждый герой является определённым духовным символом.
Итак, что же это за таинственная личность, которая скрывается под маской змея? Кто этот таинственный «некто», который не только может говорить с Евой на человеческом языке, но и подтолкнуть её к неповиновению Великому Богу?

Давайте воспользуемся золотым правилом интерпретации Священного Писания, которое гласит: «Библия интерпретирует Библию». Итак, обратимся к Слову Божьему для того, чтобы узнать, что оно может рассказать по данному вопросу. Другими словами, давайте выясним, что ещё Библия говорит об этом змее?

I. ЧТО ИИСУС ХРИСТОС ГОВОРИЛ О САТАНЕ?

Однажды, обращаясь к фарисеям, пытавшимся Его убить, Иисус сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи » (Иоанна 8:44 ).
О чём здесь говорит Иисус? На какие события прошлого, во время которых дьявол лгал и замышлял убийство, Иисус ссылается в этом стихе?
На наш взгляд, искушение Евы вполне подходит к этому описанию. Причём эти события вполне соответствуют выражению Иисуса «от начала», поскольку история грехопадения человека является первой записью событий после его сотворения. Змей солгал Еве, сказав ей «нет, не умрете». Это была первая ложь, запись о которой сохранилась в Священном Писании. А титул «отец лжи» как нельзя точно описывает личность, уличённую в первой в мире лжи.

Как нам известно, из-за лжи Змея пострадали не только Адам и Ева, но и всё человечество. Смерть вошла в мир посредством первого греха и теперь царит во всех людях. Титул «человекоубийца», которым Иисус наделил Сатану, как нельзя лучше подходит к личности, искусившей Еву в начале веков.

Таким образом, мы видим, что описание Сатаны, данное Иисусом Христом в Евангелии от Иоанна 8:44 , является точным описанием черной работы, совершённой Змеем в Эдемском саду. Более того, в древней истории нет ни одного случая, который бы лучше соответствовал этому описанию дьявола, чем история об искушении Евы Змеем, записанная в Бытии 3.

Более тесную взаимосвязь между Сатаной (или дьяволом) и Змеем из книги Бытия можно увидеть в Откровении 12:9 «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною , обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним » и в Откровении 20:2 «Он взял дракона, змия древнего , который есть диавол и сатана , и сковал его на тысячу лет ».

Слово «Сатана» означает «противник» или «враг»: во-первых, - по отношению к Богу, и, во-вторых, - по отношению к человеку. Термин «дьявол» означает «клеветник» или «обвинитель»: Сатана клевещет Богу на человека, а человеку - на Бога.


II. ТАК КЕМ ЖЕ БЫЛ ЗМЕЙ?

Означает ли всё это, что змеем, описанным в Бытии 3, был Сатана?
В Библии говорится, что «сам сатана принимает вид Ангела света » (2 Коринфянам 11:14 ). Сатана любит маскироваться в облик ангела света. Но в данном случае, нам кажется, дело обстоит несколько иначе, потому что речь идёт о Зме е.
Мы не думаем, что слово «Змей» было всего лишь символическим описанием Сатаны. Также мы не считаем, что Сатана превратился в змею. Мы полагаем, что змей (змея) был орудием в руках Сатаны. Это видно…

  • …из описания рептилии , данного в Бытии 3:1 Змей был хитрее всех зверей полевых , которых создал Господь Бог »),
  • …и из проклятия , которым Бог проклял змея в Бытии 3:14 проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем , и будешь есть прах во все дни жизни твоей »).


Также Библия повествует о том, что перед тем, как Иуда Искариот покинул комнату, в которой проходила тайная вечеря, и пошёл предавать Иисуса, в него вошёл Сатана: «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана » (Иоанна 13:26-27 ).
Точно также и демоны, при определённых условиях, могут входить в тела людей и животных. Вспомните, например, историю, когда Иисус изгнал из человека легион бесов. Что с ними случилось после этого? Они вошли в стадо свиней, пасущихся неподалёку, которое затем бросилось с обрыва в море и утонуло (Марка 5:1-13 ).
Это ещё раз подтверждает правильность наших подозрений о том, что Сатана завладел телом змея и воспользовался им для осуществления своего порочного плана - совращения Евы.
Кроме того, задумайтесь над тем фактом, что змея (змей) является символом зла и Сатаны. Это тоже неспроста. Корни этого символизма уходят в глубь веков - к истории искушения Евы змеем в Эдемском саду. Эта встреча Евы со Змеем настолько же правдоподобна, как и история искушения Иисуса в пустыне.

Теперь, после того, как мы выяснили, что змей был инструментом Сатаны, возникает ещё один вопрос: действительно ли Сатана может говорить вслух?


III. МОЖЕТ ЛИ САТАНА ГОВОРИТЬ?

Когда Сатана искушал Иисуса, он это делал при помощи слов. Иисус Христос отвечал ему тоже обычным человеческим языком. Этот диалог записан в двух Евангелиях (Матфея 4:1-11 и Лука 4:1-13 ). И хотя нам известен весь разговор, Библия не рассказывает, как выглядел Сатана во время искушения Иисуса в пустыне.

Сатана - это реальная личность. Известно, что однажды его явление Мартину Лютеру было настолько реальным, что тот швырнул в него чернильницу.

Возвращаясь к истории грехопадения человечества, хочется процитировать слова христианского писателя Освальда Сандерса, который сказал: «Позволю себе провести черту между змеем и ослицей Валаама: говорящая ослица была божественным чудом, тогда как говорящий Змей был сатанинским чудом».


IV. ОТКУДА ПОЯВИЛСЯ САТАНА?

Бог решил не рассказывать нам слишком много подробностей о происхождении и грехопадении Сатаны. Из Библии нам известно следующее:

1. Сатана был прекрасным Божьим ангелом - херувимом:
Иезекииль 28:13-15 «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом , чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония ».

2. Сатана - глава падших ангелов, называемых демонами и нечистыми духами.
Матфея 25:41 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его »; Откровение 12:9 «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною , обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ».
2 Петра 2:4 «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ».

3. Сатана является врагом Бога и человека:
Иов 1:6-12 и Иов 2:1-6 описывает желание Сатаны погубить Иова.
1 Петра 5:8 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ».

4. Грехопадение Сатаны произошло из-за его гордости:
Иезекииль 28:15-17 «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония . От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды , и ты согрешил ; и Я низвергнул тебя, как нечистого , с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое , от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою ; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор ». 1 Тимофею 3:2,6 «Но епископ должен быть…не из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом ».

5. Скорее всего, грехопадение Сатаны и падших ангелов произошло…

  • После шести дней творения . Ведь всё, что сотворил Господь Бог, было прекрасным: Бытие 1:31 «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой ».
  • До грехопадения человека , описанного в Бытии 3 .


6. Роль Сатаны в нашем мире.
Некоторые ошибочно думают, что Сатана является «управителем Ада». Такое понимание роли и личности Сатаны является ошибочным, небиблейским.

  • Иисус называет Сатану «князем мира сего»:
    Иоанна 12:31 «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон », Иоанна 14:30 «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего , и во Мне не имеет ничего », Иоанна 16:11 «князь мира сего осужден ».
  • Библия также называет сатану «богом века сего»:
    2 Коринфянам 4:3-4 «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы ».
  • Библия также называет Сатану «князем, господствующем в воздухе»:
    Ефесянам 2:2 «…по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления… »
  • Библия говорит, что он бродит по земле и строит козни:
    Иов 2:2 «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел её »; 1 Петра 5:8 «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ». Ефесянам 6:11 «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ». Сатана знает, что уже осуждён на вечную гибель, но хочет утащить с собой в Ад как можно больше человеческих душ.

V. ЗАЧЕМ БОГ СОЗДАЛ САТАНУ?

Вопрос №1: Зачем же Бог создал Сатану?
Ответ: Во-первых, Бог не создавал Сатану. Точно также, как Бог не создавал Адама грешным человеком. Господь создал прекрасного ангела - "херувима осеняющего", как его описывает Библия в книге пророка Иезекииля 28:13-17 . Сатана был Ангелом света до тех пор, пока в его сердце не зародилась гордость, которая есть беззаконие. Это и стало началом его падения. Теперь это ангел тьмы или же нечистый дух.

Вопрос №2: Если Господь Бог знал, что Сатана будет искушать человека, и Адам с Евой согрешат, то почему же Он не вмешался в ход событий и не изменил их к лучшему?
Ответ: Дело в том, что Бог дал Адаму (и в его лице - всему человечеству) свободную волю и право выбора. Бог никогда не нарушает Свои законы, и никогда не насилует свободную волю человека. Он лишь предоставляет право выбора и советует, что лучше выбрать. В данном случае, человек выбрал грех и теперь пожинает плоды своего выбора.

Также мы можем сделать ещё некоторые выводы, исходя из того, что нам известно о грехе и грехопадении человека:

1. Бог позволил греху войти в мир, хотя и знал , (1) какова будет сущность и природа греха, (2) какие последствия греха ожидают Его творение, и (3) на что Ему придётся пойти для того, чтобы избавить мир от греха.

2. Бог запланировал искоренить грех раз и навсегда.
У Бога были Свои причины, по которым Он допустил появление греха в мире, но Он собирается искоренить его раз и навсегда.

3. Бог запланировал и приготовил для людей спасение от греха , которое даровано нам через смерть и кровь Иисуса Христа:
Евреям 9:14 «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному »;
1 Петра 1:18-21 «…Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа , как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога »;
1 Иоанна 1:7 «…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха »).
1 Иоанна 4:8-10 «Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него . В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши ».

4. Бог запланировал полностью разрушить дела дьявола (1 Иоанна 3:8 «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола ») и провозгласить Свою праведность и справедливость посредством Великого и Страшного Суда и наказания нечестивых: Деяния 17:31 «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную , посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых ».

5. Бог запланировал отправить Сатану в Озеро огненное (Ад), которое Он приготовил для дьявола и падших ангелов:
Матфея 25:41 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его »;
Откровение 20:10 «…а диавол , прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное , где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ».

6. Все, восставшие против Бога и не принявшие дар спасения, будут также осуждены и повержены в Огненное Озеро :
Иоанна 3:18 «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден , потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия »,
Откровение 20:11-15 «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни , тот был брошен в озеро огненное ».

Вопрос: Если Бог знал, что сатана восстанет, а Адам и Ева согрешат, почему Он создал их?

Ответ: Этот вопрос состоит из двух частей. Первая часть: «Знал ли Бог, что сатана восстанет, а Адам и Ева согрешат?». Ответ заключается в библейском учении о знании Бога. Мы знаем из Священного Писания, что Бог всеведущ, Он знает все. Иова 37:16; Псалтирь 138:2–4; 146:5; Притчи 5:21; Исаии 46:9–10 а также 1 Иоанна 3:19–20 не оставляют сомнений, что знание Бога бесконечно и Он знает все, что произошло в прошлом, происходит сейчас и произойдет в будущем.

Глядя на некоторые из превосходных степеней в этих стихах – «совершенно Его знание», «Ты издали видишь все мысли мои», «он все знает», становится очевидным, что Бог знает не просто больше, чем мы – Его знание необъятно велико. Он знает все в совокупности. В книге Исаии 46:10 написано, что Он не только знает все, но также и контролирует все. Как иначе Он мог сделать известным нам то, что произойдет в будущем, и заявлять, что Его планы сбудутся? Значит, Бог знал, что Адам и Ева собирались согрешить? Знал ли Он, что Люцифер восстанет против Него и станет сатаной? Да, несомненно! Находились ли они вне Его контроля в какой-то период времени? Абсолютно нет. Если знание Бога не является совершенным, то в Его природе присутствует недостаток. А любой недостаток в природе Бога означает, что Он не может быть Богом, ибо сама Божья сущность требует совершенства всех Его качеств. Таким образом, ответ на первый вопрос, по определению, должен быть «да».

Перейдем ко второй части вопроса: «Почему Бог создал сатану и Адама и Еву, зная заранее, что они согрешат?». Этот вопрос немного сложнее, потому что мы задаем вопрос «почему», на который Библия, как правило, не дает исчерпывающих ответов. Несмотря на это, мы можем достичь ограниченного понимания, если рассмотрим некоторые библейские стихи. Для начала, мы уже увидели, что Бог всеведущ и ничего не может произойти вне Его знания. Так что если Бог знал, что сатана восстанет и падет с неба, а также что Адам и Ева согрешат, но все равно создал их, это должно означать, что падение человечества было частью суверенного Божьего плана с самого начала. Любой другой ответ не имеет смысла, учитывая то, о чем мы говорили выше.

Тут мы должны быть осторожны и отметить, что падение Адама и Евы в грех не означает, что Бог является автором греха или что Он искусил Адама и Еву к греху (Иакова 1:13). Падение служило целям общего плана Божьего для создания и человечества. Опять-таки, это единственный возможный ответ, так как в любом другом случае падение человечества никогда бы не произошло.

Если учитывать то, что некоторые богословы называют «мета-рассказ» (или всеобъемлющую сюжетную линию) Писания, то мы увидим, что библейские истории можно условно разделить на три основных раздела: 1) рай (Бытие 1–2); 2) утраченный рай (Бытие 3 – Откровение 20) и 3) восстановленный рай (Откровение 21–22). До сих пор большая часть повествования посвящена переходу от потерянного рая к восстановленному. В центре этой сюжетной линии помещен крест. Крест был запланирован с самого начала (Деяния 2:23). Было предвидено и предопределено, что Христос должен пойти на крест и отдать Свою душу для искупления многих (Матфея 20:28) – избранных Божественным предвидением и предопределенных быть Его народом (Ефесянам 1:4–5).

Внимательно читая Писание и принимая к сведению сказанное ранее, мы приходим к следующим выводам:

1. Восстание Сатаны и падения человечества были предвидены и предопределены Богом. 2. Те, кто должен был стать народом Божьим – избранные, были предвидены и предопределены Богом. 3. Распятие Христа как искупление за народ Божий было предвидено и предопределено Богом.

Таким образом, мы оказываемся перед следующими вопросами: Зачем Бог создал человечество, зная о его падении? Зачем создавать человечество, зная, что лишь некоторые будут «спасены»? Зачем сознательно посылать Иисуса на смерть за людей, которые так же сознательно впали в грех? С человеческой точки зрения это не имеет смысла. Если сюжетная линия перемещается из рая в потерянный рай, потом в восстановленный рай, то почему бы просто не перейти прямо к восстановленному раю и избежать весь промежуточный цикл потерянного рая?

Единственный вывод, к которому мы можем прийти в связи с приведенными выше утверждениями, является следующим: Божья цель в том, чтобы создать мир, в котором Его слава могла бы проявиться во всей своей полноте. Прославление Бога является главной целью творения. На самом деле, это главная цель всего, что Он делает. Вселенная была создана, чтобы увидеть славу Божью (Псалтирь 18:1), и гнев Божий направлен на тех, кто не в состоянии прославить Его (Римлянам 1:23). Наш грех лишает нас славы Божьей (Римлянам 3:23), а на новом небе и новой земле слава Божья будет освещать их (Откровение 21:23). Слава Божья проявляется, когда Его качества идеально демонстрируются, и частью этого является история искупления.

Удачнее других это продемонстрировано в Послании Римлянам 9:19–24. Гнев и милость отображают богатство славы Божьей, и невозможно получить ни то, ни другое без падения человечества. Таким образом, все эти действия – падение, избрание, искупление, очищение – служат для прославления Бога. Когда человек впал в грех, милость Божья была немедленно продемонстрирована в том, что Он не убил их на месте. Божье терпение и снисходительность также проявились в тот момент, когда человечество пало в грех еще глубже перед потопом. Божья справедливость и гнев были продемонстрированы в Его судах во время потопа, а Его милость и благодать – в том, что Он спас Ноя и его семью. Божий гнев и справедливость будут проявлены в будущем, когда Он окончательно повергнет сатану (Откровение 20:7–10).

Конечная демонстрация Божьей славы имела место на кресте, где встретились Его гнев, справедливость и милосердие. Праведный суд всякого греха имел место на кресте, а благодать Божья была продемонстрирована в том, что Его гнев за грех был излит на Его Сына, Иисуса, а не на нас. Божья любовь и благодать продемонстрированы в тех, кого Он спас (Иоанна 3:16; Ефесянам 2:8–9). В конце концов, Бог будет прославлен, когда Его избранный народ будет поклоняться Ему в вечности с ангелами, а нечестивые прославят Бога, когда Его справедливость и праведность, наконец, будут подтверждены вечным наказанием всех нераскаявшихся грешников (Филиппийцам 2:11). Ничего из этого не могло бы произойти без восстания сатаны и грехопадения Адама и Евы.

Классическое возражение против этой позиции выражается в том, что предвидение Бога и предопределение падения человека вредят его свободе. Иными словами, если Бог создал человечество с полным знанием о предстоящем грехопадении, как может человек быть ответственным за свои грехи? Лучший ответ на этот вопрос можно найти в «Вестминстерском исповедании веры» (WFC), главе III:

«Бог прежде вековых времен по изволению Своей в высшей степени мудрой и святой воли установил порядок того, что произойдет. В то же время Бог не есть автор греха, над волей творения нет насилия, свобода или вероятность вторичных причин не устранены, но, напротив, утверждены» (WFC, III.1, перевод Евгения Каширского, RCM).

По сути, тут сказано, что Бог предопределяет будущие события таким образом, чтобы не нарушить нашу свободу и действие вторичных причин (например, законов природы). Богословы называют это «согласованностью». Суверенная воля Божья течет параллельно с нашим свободным выбором таким образом, что наш свободный выбор всегда приводит к исполнению Божьей воли (под «свободным выбором» мы имеем в виду, что наш выбор не является принужденным воздействием внешних факторов).

Подведем итог. Бог знал, что сатана восстанет, а Адам и Ева согрешат в Эдемском саду. С этим знанием Бог, тем не менее, создал Люцифера, Адама и Еву, потому что, создав их и допустив падение, Он осуществлял Свой суверенный план для проявления Своей славы во всей ее полноте. Даже несмотря на то, что падение было предопределено, наша свобода в принятии решений не нарушается, потому что наш свободный выбор является средством, с помощью которого осуществляется Божья воля.

Ы; м. и ж. [греч. satanas из др. евр.] 1. [с прописной буквы] только м. По религиозным представлениям: глава злых духов, воплощение злого начала; властелин ада, дьявол, чёрт. Сатана там правит бал (книжн.; там действуют силы зла). □ в сравн.… … Энциклопедический словарь

- (евр. sâtân, арам. sitenâ или sâtânâ, «противник в суде, в споре или на войне, препятствующий, противоречащий, обвинитель, наушник, подстрекатель», ср. араб. шайтан; греч. перевод διάβολος, откуда рус. дьявол, нем. Teufel, «чёрт», и араб. Иблис) … Энциклопедия мифологии

Муж. диавол или черт, бес, нечистый, злой дух, шайтан. Сатанин, что лично его; нский, к нему относящийся. Сатанинская злоба. Сатанинщина, сатановщина, дьявольщина, бесовщина. Сатанить, бесноваться, или вдаваться в сатанинские дела; | рассыпаться… … Толковый словарь Даля

См … Словарь синонимов

Сатана - в аду с душой Иуды в руках. Фрагмент иконы Страшный суд. Новгородская школа. Середина XV в. Сатана в аду с душой Иуды в руках. Фрагмент иконы Страшный суд. Новгородская школа. Середина XV в. в иудаизме и христианстве главный антагонист Бога и… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Др. русск. сатана σατανᾶς (ХIV в., Срезн. III, 263), также ст. слав. сотона, русск. цслав. сотона (Остром., Мар., Зогр., Еuсh. Sin., Супр.); см. Дильс, Aksl. Gr. 117 и сл.; древнее заимств. из греч. σατανᾶς от др. еврейск. sāṭān; см. Фасмер,… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

- (еврейск. satan). 1) по священному писанию, дух искуситель, главный из павших ангелов. 2) род обезьян из сем. узконосых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САТАНА еврейск. satan, от satan, араб.… … Словарь иностранных слов русского языка

В иудаизме и христианстве главный антагонист Бога и всех верных Ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царь ада и повелитель бесов. В Ветхом Завете слово Сатана имя нарицательное. С особой враждой он относится к носителям… … Исторический словарь

САТАНА, сатаны, мн. нет, муж. (др. евр. satan враг). 1. Дьявол, злой дух, олицетворенное злое начало в разных вероучениях (рел.). «Мария в тишине коварному внимала сатане.» Пушкин. || Бранное слово, то же, что чорт во 2 знач. (прост.). 2. Вид… … Толковый словарь Ушакова

САТАНА, ы, муж. В религиозной мифологии: то же, что дьявол, а также (прост., муж. и жен.) бранно о человеке. С. там правит бал (там действуют силы зла; книжн.). Муж и жена одна с. (посл.: их мысли, поведение одинаковы). | прил. сатанинский, ая,… … Толковый словарь Ожегова

сатана - САТАНА, ы, м То же, что дьявол. Миром правит Бог, сатана может править лишь балом карнавалом, круженьем, мельканьем, пустотой (диакон А.Кураев) … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • "Сатана" и" Воевода" . Самое грозное ядерное оружие , Железняков Александр Борисович. "Satan" ("Сатана") -так американцы прозвали советский боевой ракетный комплекс Р-36 М, самую мощную и совершенную МБР, реализовавшую стратегию гарантированного ответного удара. 8…
  • «Сатана» и «Воевода». Самое грозное ядерное оружие мира , Железняков А.Б.. "Satan" (" Сатана")– так американцы прозвали советский боевой ракетный комплекс Р-36 М, самую мощную и совершенную МБР, реализовавшую стратегию гарантированного ответного удара. 8…