Астрология Камни Магия

Брюс ли философия жизни. Будьте как вода

Несколько лучших высказываний Брюса, которые заставят задуматься: о любви, браке, личном развитии, свободе, смерти, памяти и многом другом. Читайте и впитывайте. Любить крепко и любить мудро. Я любил как безумец, но мне хватило здравого смысла, чтобы не любить как дурак. Любить слишком крепко - трудно, а любить мудро - еще сложнее.

Брак, берущий начало в повседневном, более прочен. Наше счастье строилось на быте еще до того, как мы поженились. Брак, берущий начало в повседневности, прочнее. Он как уголек, который прогорает медленно и равномерно. Счастье, основанное на ярких впечатлениях, похоже на яркий огонь, который быстро затухает. Влюбленные парочки зачастую живут богатыми впечатлениями, а когда вступают в брак, их жизнь становится скучной и однообразной. Приходит ощущение бессилия, и чаша семейной жизни приносит одну лишь горечь.

О балансе инь-ян. В символе инь-ян на черной половине есть белая точка, а на белой - черная. Это аллегория баланса жизни: ведь ничто не может существовать, стремясь только к одной из крайностей, будь то чистый инь (только пассивность) или чистый ян (только активность). Самое твердое дерево легче всего ломается, а бамбук или ива выживают, сгибаясь под ветром. Сильная жара убивает, как и сильный мороз; ни одна крайность не длится долго, в отличие от здравой умеренности. Так позитивное (ян) может скрываться в негативном (инь) и наоборот.

Приспосабливаться - мудро. Мудрость не в том, чтобы силой вырвать добро из лап зла, а в том, чтобы смочь оседлать эти силы и двигаться вперед, как пробка на гребнях несущей ее волны.

Будьте готовы меняться, когда начинаются перемены. Будьте гибкими, чтобы меняться, когда придет время перемен. Опустошите себя. Откройтесь. Помните: польза чашки в том, что она пуста.

Приспосабливайтесь как вода. Будьте как вода. Это самое податливое вещество на земле, но оно точит даже самый твердый камень. Не имея формы, вода может принять любую форму: в чашке - форму чашки, в вазе - форму вазы, огибая стебли цветов. В чайнике она становится чайником. Понаблюдайте, как приспосабливается вода. Если сильно сжать бурдюк, вода вытечет из него быстро; если сжать его слабо, она потечет медленно. Может показаться, что вода иногда противоречит природе и течет вверх по склону, но на самом деле она выбирает любой открытый ей путь к морю. Двигаясь быстро или неспешно, вода непреклонна, а ее цель и судьба неизменны.

Согнуться и выжить. Эта китайская мудрость касается проблемы, общей для всего человечества. Говорят, что дуб могуч. Но он противостоит силам природы, и сильный ветер может сломить его. А вот стебель бамбука изгибается на ветру и выживает.

Разочарования как средство роста. Людям помогают расти и умеренные разочарования. Иначе у них не было бы мотивации вырабатывать собственные способы взаимодействия с миром.

Не привязывайтесь к одной точке зрения. Познать целостность - значит следовать за настоящим. Ведь настоящее постоянно движется и изменяется, и если придерживаться одной точки зрения, основанной на частичности, не получится следовать за стремительным движением настоящего.

Болезнь философии. Философия сама является болезнью, которую якобы исцеляет. Мудрый человек не стремится к мудрости, а просто живет своей жизнью. Именно в этом и заключается его мудрость.

Непрерывное изучение себя. Мне кажется, что вся моя жизнь посвящена изучению себя: я будто снимаю с себя слой за слоем день за днем. И чем больше я изучаю себя как человека, тем проще мне это делать. Появляется все больше вопросов. Я вижу все яснее. Моя цель - не развить то, что уже развито, а найти то, что пропущено. При этом пропущенное всегда со мной, внутри меня, никогда не терялось и не искажалось, разве что от неумелого использования.

Ценность глупых вопросов. Умный человек узнает из глупого вопроса больше, чем дурак из мудрого ответа.

Живите здесь и сейчас. Прислушайтесь. Слышите ветер? А птичьи трели? Их нужно по-настоящему услышать.

Абстрактный анализ - не ответ. Сейчас слишком модно прислушиваться к внутренним настроениям и пытаться их оценить. Стоять снаружи и пытаться заглянуть внутрь - бессмысленное занятие: все, что было внутри, исчезнет. То же можно сказать об эфемерном понятии счастья. Пытаться дать ему определение - все равно что зажечь свет, чтобы получше рассмотреть темноту. Разложите его на части - и оно исчезнет.

Неподвижность в движении. Я нахожусь в движении, но при этом неподвижен. Я как луна, отраженная в волнах, которые непрестанно куда-то бегут.

Буддизм не требует усилий. В буддизме усилия излишни. Живите как обычно. Ешьте свою еду, отправляйте естественные потребности, когда устанете - прилягте. Невежи посмеются надо мной, а мудрые поймут.

Медитация настраивает на внутреннюю невозмутимость. Медитировать - значит осознать невозмутимость своей истинной сути и освободиться от всего, что воспринимается чувствами. Спокойствие - состояние внутренней невозмутимости. Освободившись от всего внешнего и материального, оставаясь невозмутимым глубоко внутри, можно достичь истинного спокойствия.

Заботьтесь о том, что внутри. Погоня за наслаждениями притупляет разум. Любовь к богатству извращает поведение. Посему мудрец обращается к внутреннему «я», а не к внешности.

В одиночестве вы наименее одиноки. Одиночество - лучший способ бросить все на произвол судьбы и найти себя. В одиночестве вы наименее одиноки. Пользуйтесь им с умом.

Возраст и открытие. Даже если в процессе старения ваше тело медленно приходит в негодность, это ничего не меняет для каждодневного процесса открытия нового. С возрастом вы становитесь не лучше, а мудрее.

Вы сами управляете своим разумом. Раньше я получал от жизни тумаки, считая себя человеком, которого создают обстоятельства. Теперь я понял, что сам являюсь силой, что повелевает чувствами разума и творит обстоятельства.

Нельзя очистить взбаламученную воду руками. Как очистить взбаламученную воду? Если оставить ее в покое, она отстоится и снова станет прозрачной. Можно ли пребывать в постоянном отдохновении? Будьте спокойны, обождите какое-то время - и тогда это состояние закрепится.

Мудрая простота = здравый смысл. Мудрая простота здравого смысла - самый прямой и логичный путь.

О правдивости. Если не хочешь споткнуться завтра, говори правду сегодня.

Путь простака. Простак ничего не ждет заранее и принимает все как есть. Простота присуща истинно умудренным людям.

Какое отношение, такое и возвышение. Вы не получите от жизни больше, чем ожидаете. Любой из нас - это результат мыслей, пришедших к нам в голову.

Гнев и истина. Человек, в котором живет истина, не ведает гнева.

Принятие смерти. Чередование зимы и лета становится благом, когда мы отказываемся от мечты о вечной весне.

О насущности памяти. Память - единственный рай, из которого нас не могут изгнать 16 . Удовольствие - цветок, который скоро завянет, а воспоминание - его запах, который остается надолго. Воспоминания живут дольше, чем все остальное. Я много лет вспоминаю дерево в пору цветения, но не его плоды 17 .

Конец - это начало. Итак, начало и конец живут по соседству. Если вспомнить музыкальную октаву, то начинаете вы с самой низкой ноты и постепенно продвигаетесь к самой высокой. Достигнув же самой высокой, вы обнаруживаете, что она соседствует с самой низкой нотой соседней октавы. Вершина мудрости - знать это, но действовать так, словно не знаешь.

По материалам книги «Правила жизни Брюса Ли»

По теме: ||

Брюс Ли. «Путь опережающего кулака»
Главы из книги

В издательстве «Манн, Иванов и Фербер» вышла в свет книга легендарного Мастера воинских искусств Брюса Ли «Путь опережающего кулака». Эта книга была собрана после смерти Брюса Ли из его записей и заметок. В ней — не только приемы ведения боя и техника боевого искусства джинкундо, но и глубокие философские размышления и оригинальные иллюстрации, нарисованные самим автором. С любезного согласия издательства «Манн, Иванов и Фербер» «Перемены» публикуют сегодня фрагмент этой книги. Перевод с английского Марины Каменец.

~~~~~~~~~~~



Рукопись книги Брюса Ли


Дзен

Быть просвещенным в боевых искусствах означает избавление от всего, что затмевает истинное знание и реальную жизнь. В то же время просвещение предполагает безграничное расширение знания, но упор должен делаться не на конкретные разделы знаний, но на знание общее, объединяющее эти разделы.

Карма человека зависит от воли и сознания. До конца жизнь можно постичь, только выйдя за рамки своего Я, которое не отождествляет себя с всеобщей судьбой.

Пустота — это то, что стоит между здесь и там. Пустота всеобъемлюща, не имеет противоположностей — не существует ничего, что бы она не включала в себя или чему бы пустота была противоположна. Пустота живая, так как все формы произошли от нее, и тот, кто когда-либо осознал пустоту, наполнен жизнью, силой и любовью ко всему сущему.

Станьте деревянной куклой — она лишена собственного Я, она не думает, ей все нравится и ничего не нужно. Пусть ваше тело, руки, ноги действуют сами по себе в соответствии с их внутренней самодисциплиной.

Если вы не черствы душой, то внешний мир сам раскроется перед вами. В движении подражайте воде. В спокойствии будьте подобны зеркалу. Отзывайтесь, как эхо.

Ничто не может быть определено, самые мягкие вещи не могут быть схвачены.

Я двигаюсь и не двигаюсь совсем. Я как луна в бегущих волнах. Вы должны воспринимать происходящее не как «Я делаю это», а через призму внутреннего осознания «Это происходит со мной» или «Это происходит для меня». Погружение в свое Я — величайшая помеха для правильного исполнения любых физических действий.

Локализация сознания означает его фиксацию. Когда сознание прекращает свободное течение, оно перестает быть сознанием в общепринятом смысле.

Неподвижность — это не распыление энергии по мелочам, а ее концентрация, сфокусированная, подобно колесной оси, на определенном действии.

Суть действия заключается скорее в процессе его выполнения, а не в его завершении. Здесь нет исполнителя, но есть исполнение, нет испытателя, но есть испытание.

Видеть нечто, не руководствуясь личными предпочтениями и желаниями, значит видеть истинную, первозданную простоту.

Искусство достигает своей наивысшей точки, когда оно лишено самоосознания. Свобода раскрывает объятия человеку в тот момент, когда он перестает заботиться о том, какое впечатление производит или может произвести на кого бы то ни было.

Совершенный путь труден только для тех, кто стоит перед выбором. Не любите и не ненавидьте, и тогда все для вас станет ясно. Делайте минимальные различия — небо и землю разделяет всего один человеческий волос. Если вы хотите, чтобы открылась истина, никогда не будьте ни за, ни против. Борьба между за и против есть самая худшая болезнь ума.

Мудрость заключается не в попытках побороть зло добром, а в том, чтобы уметь оседлать их и жить подобно пробке, качающейся на волне, то поднимающейся на ее гребень, то падающей к ее основанию.

Не сопротивляйтесь своей болезни, подружитесь с ней — это единственный способ избавиться от нее.

Утверждение есть дзен только тогда, когда оно само есть действие и не касается ничего из того, что утверждает.

В буддизме нет места вынужденным усилиям. Надо оставаться простым, не нужно ничего особенного. Ешьте пищу, пропускайте через себя воду, а когда устанете, полежите. Невежды посмеются надо мной, но мудрые поймут.

Не ставьте перед собой никаких целей. Проходите по жизни легко, воспринимайте все как нечто несущественное, оставаясь спокойными, в чистоте и непорочности. Те, кто обретает, теряют. Не стремитесь опередить других, идите следом.

Не убегайте, пусть будет то, что будет. Не ищите, ибо все само к вам придет, когда вы меньше всего этого ожидаете.

Перестаньте думать, но так, как будто вы не перестаете этого делать. Наблюдайте за приемами так, как будто вы за ними не наблюдаете.

Не существует строго установленных канонов обучения. Лекарство от конкретного заболевания — вот все, что я могу предложить.

Искусство души

Цель искусства — это проецирование внутреннего видения во внешний мир, эстетическое воплощение глубочайших человеческих переживаний и их доступность для восприятия в рамках идеального мира.

Искусство души проявляется в психологическом понимании внутреннего содержания вещей и придает форму отношениям между человеком и «ничто», природой абсолюта.

Искусство — это выражение жизни, оно переступает границы пространства и времени. Через искусство мы должны заставить работать свои души, чтобы придать новую совершенную форму и новый смысл и содержание окружающему миру.

Самовыражаясь, художник выставляет напоказ свою душу, демонстрируя в то же время свое безразличие к «публичности». За каждым движением должна слышаться музыка его души. Иначе движения пусты, а пустое движение подобно пустому слову — оно лишено смысла.

Избавьтесь от «неясного» мышления, действуйте от корней.

Истинное искусство — это не искусство ради искусства, это, наоборот, просветительская работа. И в итоге техника обретения свободы.

Искусство требует совершенного мастерства владения приемами, появляющегося из отражения в душе.

«Безыскусственное искусство» есть художественный процесс внутри художника; его смысл — это искусство души. Все возможные душевные порывы — шаг на пути к эстетическому миру души.

Творчество в искусстве есть психическое раскрытие личности, которое коренится в ничто. Эффект творчества — это расширение и углубление измерений души.

Безыскусственное искусство есть искусство души, спокойной, подобно лунному свету, отражающемуся на поверхности глубокого озера. Конечная цель мастера — стать мастером прошлой жизни и таким образом овладеть искусством жизни настоящей. Мастера любых направлений прежде всего должны быть мастерами жизни для созидающей души.

Все неясности должны остаться в прошлом прежде, чем ученик сможет назвать себя мастером.

Искусство есть путь к абсолюту и сущности человеческой жизни. Задача искусства — не односторонняя поддержка духа, души или чувств, а полное и всеобъемлющее раскрытие всех человеческих способностей: мыслей, чувств, воли, всего жизненного ритма мира природы. Только так беззвучный голос может быть услышан и душа сольется с ним в гармоничном созвучии.

Высокие профессиональные навыки мастера еще не означают его творческого совершенства. Они, скорее, служат отражением определенной ступени развития. Творческое совершенство не следует искать в форме или высших ее проявлениях. Оно должно исходить из души.

Творческая деятельность не заключается в самом искусстве как таковом. Она проникает в глубинный мир, в котором все формы искусства соединяются друг с другом и в котором гармония души и гармония космоса, объединенные в «ничто», находят выход в реальность.

Поэтому именно творческий процесс есть реальность, а реальность есть истина.

Путь к истине

1. Поиск истины.
2. Осознание истины (и форм ее существования).
3. Восприятие истины (ее субстанции и направления, подобно ощущению движения).
4. Понимание истины (настоящий философ практикует это для понимания дао, не распыляя внимание на частности и представляя все в единой целостности).
5. Познание истины на собственном опыте.
6. Овладение истиной.
7. Забвение истины.
8. Забвение носителя истины.
9. Возвращение к первоисточнику, где находятся корни истины.
10. Ничто и покой в нем.

Джиткундо

Ради безопасности бесконечная жизнь превращается в нечто мертвое, а избранный образец обретает некие пределы. Чтобы постичь джиткундо, надо отбросить все мысли об идеалах, моделях, стилях, в том числе и мысль о стремлении к идеалу в джиткундо. Вы способны взглянуть на ситуацию, не пытаясь обрисовать ее словами? Дать ситуации название, обратить ее в слово — значит вызвать в себе страх.

Трудно просто смотреть на сложившуюся ситуацию — наш разум устроен сложно. Формировать у кого-либо навыки легко, но трудно обучить иметь свою точку зрения.

Джиткундо отдает предпочтение бесформенности и поэтому принимает всевозможные формы. В джиткундо нет своего стиля, поэтому оно подходит ко всем стилям. Джиткундо использует все пути, все техники и средства, которые ведут к цели.

Взгляните на джиткундо с позиции воспитания, развития и укрепления собственной воли. Забудьте о победах и поражениях, забудьте о гордости и боли. Пусть противник разрывает вашу кожу — и вы разорвете его плоть; пусть он разрушит вашу плоть — вы сломаете его кости; позвольте ему ломать ваши кости — и вы взамен возьмете его жизнь!

Не думайте о собственной безопасности — положите перед соперником свою жизнь!

Большой ошибкой, начав атаку, будет желание предвидеть ее исход. Вы не должны думать, закончится она победой или поражением. Пусть природа берет свое, и тогда ваше оружие нанесет удар в самый подходящий момент.

Джиткундо учит: выбрав курс, не оглядывайтесь назад. Для джиткундо безразличны и жизнь, и смерть.

Джиткундо избегает поверхностного, проникая в сложное, доходит до сути проблемы и точно определяет ключевые факторы.

Джиткундо не ходит вокруг и около. Оно не ищет извилистых окольных путей, а прямой дорогой следует к намеченной цели. Простота — кратчайшее расстояние между двумя точками.

Искусство джиткундо — искусство упрощения. Это означает свободу в ее первозданном виде, не ограниченную условностями и определенными рамками.

Джиткундо есть познание истины, образ жизни, движение к обретению сильной воли и полному контролю. Это познание зиждется на интуиции.

Тренируясь, ученик должен быть во всех смыслах активным и динамичным. Но в настоящем бою его разум остается спокойным, его ничто не должно волновать. Состояние должно быть таким, как будто ничего не происходит. При продвижении вперед шаги должны быть легкими и осторожными, взгляд не фокусироваться на одной точке, глаза не гореть яростью. Поведение в бою ничем не должно отличаться от повседневного поведения, никаких перемен в выражении лица. Ничто не должно выдавать того, что человек ведет смертельную схватку.

Ваше естественное оружие имеет двойную цель:

1. Разбить противника — уничтожить все, что стоит на пути к миру, справедливости и гуманности.

2. Разрушить собственные опасения, уничтожить все, что беспокоит разум. Цель — не причинить кому-либо вред, но преодолеть собственную жадность, гнев, глупость. Оружие джиткундо направлено на вас самих.

Удары руками и ногами — это оружие, призванное убить собственное Я. Это оружие являет собой силу интуитивной, инстинктивной направленности, которая, в отличие от интеллекта и запутанного Я, не расчленяет реальность и не ограничивает собственную свободу. Это инструмент движения вперед, без оглядки назад или по сторонам.

Добившись чистоты сердца и освободив разум от всех условностей, свойственных человеку, вы переносите эти качества на ваш боевой арсенал, и тогда он решает поставленные задачи с высочайшей степенью свободы. Арсенал становится символом невидимого духа, поддерживающего активность разума и тела.

Отсутствие стереотипов в технике означает свободу и полное овладение искусством. Все линии атак и движения тела есть прямое следствие отсутствия стереотипов.

Отсутствие привязанностей как фундамента существования — природная сущность человека. Обычно мысль безостановочно движется вперед: прошлые, настоящие и грядущие мысли следуют друг за другом непрерывным потоком.

Отсутствие мысли означает: не уноситься вслед за мыслительным процессом, не поддаваться размышлениям о внешних объектах, но при этом удерживать в поле зрения мысль о том, что вы свободны от иных мыслей.

Истинная сущность есть субстанция мысли, а мысль — функция истинной сущности. Невозможно думать о сущности, давать ей определения, не оскверняя ее.

Сфокусируйте разум, чтобы он незамедлительно интуитивно чувствовал истину, которая присутствует во всем. Разум должен быть освобожден от старых привычек, предрассудков, ограничивающих мышление, в том числе от повседневного обыденного мышления.

Очиститесь от всей грязи, накопленной вами, и откройте для себя реальность в ее обнаженной сущности. Вы увидите пустоту в ее буддистском понимании.

Опустошите свою чашу, чтобы ее можно было наполнить; станьте пустым, чтобы обрести всеобщность.

Организованная безнадежность

За долгую историю боевых искусств инстинкты следования системе и подражания стали свойственными как учителям, так и ученикам. Это происходит частично из-за общечеловеческих наклонностей, а частично из-за преувеличения значения традиций, присущих многочисленным стилям. В итоге найти достойного мастера и учителя — носителя свежих идей бывает очень трудно, тем более того, кто может «указать путь».

Каждый последователь боевых искусств причисляет себя к какому-либо стилю, который считает выразителем высшей истины и отрицает все другие.

Вместо рассмотрения боя во всей его внутренней сущности большинство систем боевых искусств вносят в сознание путаницу, которая искажает суть, ограничивает их последователей в действиях, отвлекает от истинной ясной сущности боя. Вместо того чтобы сразу углубиться в суть вещей, они практикуют цветистые ритуальные формы (организованное отчаяние) и искусственные техники, имитирующие настоящий бой. Вместо настоящего боя они занимаются чем-то похожим на бой.

Хуже, что духовная сила стремительно уходит, когда ученик углубляется в мистику, абстракции, бесплодные попытки ухватить и зафиксировать в сознании постоянно меняющиеся движения, «препарировать и изучить» их, подобно трупу в анатомическом театре.

Но когда дело доходит до настоящего боя, оказывается, что бой — действие заранее не прописанное, бой — действие живое. Суррогаты же подобны параличу, они цементируют то, что течет и меняется. Когда вы посмотрите на них не предвзято, то окажется, что суррогаты — это не что иное, как слепая преданность систематической бесполезности, практика рутинных приемов, акробатических трюков, которая ни к чему не ведет.

Может ли последователь определенного стиля выразить себя классическим способом, когда его охватывают реальные чувства, или он просто переходит на крик? Живое ли он существо, способное выразить свои эмоции, или просто механический робот? Является ли он чем-то объективно существующим, способным плыть по течению, руководствуясь внешними обстоятельствами, или же противопоставляет себя обстоятельствам с помощью набора излюбленных приемов? Образуют ли его излюбленные приемы заслон между ним и его противником, ограждая от живых взаимоотношений?

Вместо того чтобы прямо взглянуть фактам в лицо, последователи тех или иных стилей продолжают придерживаться своих теорий, все больше запутываются и загоняют себя в ловушку безысходности.

Они не видят и не могут увидеть фактов жизни как таковых, потому что их учение искажено и выхолощено. Им следует понять: любая дисциплина должна приспосабливаться к природе вещей и их сущности.

Стать зрелым вовсе не означает стать пленником концепций. Зрелость — это умение реализовать то, что находится внутри нас самих.

Где есть свобода от механических условностей, там есть простота. Жизнь — это взаимоотношения со всем сущим.

Человек, который ясен и прост, не выбирает свою судьбу. Что есть, то есть. Действие, основанное на идее, — это, очевидно, действие выбора, и такое действие не освобождает. Наоборот, оно порождает дальнейшее сопротивление, конфликт. Воспримите гибкое знание.

Взаимоотношения — это понимание. Это процесс открытия самого себя. Взаимоотношения подобны зеркалу, в котором вы открываете себя. «Быть» — значит быть в отношениях.

Выбор приемов, непригодных к адаптации, к гибкости, предлагает только лучшую клетку. Истина лежит за всеми шаблонами.

Формы — это лишь напрасные повторения, предлагающие последовательный и красивый уход от самопознания, которое обещает живой реальный противник.

Аккумулирование, накопление — это самоограничение в противостоянии, и витиеватая техника только усиливает его.

Последователь классического стиля представляет собой клубок рутинных идей и традиций. Совершая любое действие в настоящем, он трактует его в терминах прошлого.

Знание неподвижно во времени, тогда как познание — это непрерывный процесс. Знание накапливается из источников и выводов, познание же — это движение и постоянный поиск.

Собирательный процесс — это лишь механическая тренировка памяти. Обучение же никогда не является процессом накопления, это процесс познания, не имеющий начала и конца.

В культивировании боевых искусств должно проявляться чувство свободы. Ум, ограниченный условностями, — уже не свободный ум. Всякие условности ограничивает личность в рамках определенной системы.

Чтобы свободно выразить себя, вы должны умереть для всего, что было в прошлом. Из прошлого вы берете безопасность, новое же помогает вам обрести свободу действий.

Чтобы осознать свободу, ум должен научиться смотреть на жизнь как на движение вне зависимости от времени, так как свобода лежит за порогом осознаваемого. Наблюдайте, но не останавливайтесь, не изрекайте: «Я свободен», — вы живете в памяти чего-то, что уже исчезло. Понимать и жить сейчас — забыть о прошлом. «Вчера» должно умереть.

Свобода от познания есть смерть. Следовательно, вы живете. Не существует таких понятий, как «правильно» или «неправильно», когда вы свободны.

Когда человек неспособен к самовыражению, он не свободен. Он начинает методично бороться. Методическая рутина становится скорее ответом на его собственную реакцию, чем ответом на происходящее в действительности.

Боец должен устремлять свои мысли в одном направлении, на один объект, должен бороться, не оглядываясь ни назад, ни по сторонам. В своем движении вперед он должен устранить все преграды — интеллектуальные, эмоциональные, физические.

Когда человек находится «вне системы», он может действовать свободно и полно. Тот, кто серьезно стремится узнать, в чем заключается истина, не придерживается ни одного из стилей. Он живет только тем, что объективно существует.

Если вы хотите понять истину в боевых искусствах, ясно видеть любого противника, вы должны отбросить установки стилей и школ, предрассудки, симпатии, антипатии. В этом состоянии вы будете видеть все четко, свежо и целостно.

Если выбранный стиль учит вас какому-то определенному методу борьбы, то вы будете вести бой в соответствии с ограничениями данного метода, но это будет ненастоящий бой.

Если вы встречаетесь с непредвиденной атакой, например если кто-то проводит удар в рваном ритме, ваши модели ритмических классических блоков, ваши защиты и контратаки всегда будут лишены живости и гибкости.

Если вы следуете классическому образцу, вы познаете рутину, традицию, тени, но не познаете себя.

Как можно противопоставлять безбрежности частичность, фрагментарную модель?

Простое повторение ритмических, четко рассчитанных движений крадет у боевых действий их живость, лишает их самой сущности — реальности.

Накопление форм — просто разновидность условности. Формы становятся якорем, связывают по рукам и ногам и тянут только в одну сторону — вниз.

Форма есть культивирование сопротивления; это исключение выбора модели движения. Вместо того чтобы создавать сопротивление, переходите к действиям. Не осуждайте и не прощайте — неизбирательное познание ведет к примирению с противником в части понимания того, что происходит на самом деле.

Ограниченный предпочтительным методом, изолированный замкнутой моделью поведения, последователь определенного стиля смотрит на противника сквозь призму предубеждений: выполняет свои стилизованные блоки, слышит свои собственные крики, но не видит, что на самом деле делает противник.

Мы и есть те самые ката, те самые классические блоки и удары, — настолько сильно мы вовлечены в их условности.

Чтобы соответствовать противнику, необходимо прямое восприятие. Но нет прямого восприятия там, где есть сопротивление, где действует только подход «одного пути».

Обладание полнотой видения означает быть способным следовать «тому, что есть», которое постоянно движется и изменяется. Если вы связаны определенной точкой зрения, то неспособны следовать за стремительными изменениями «того, что есть».

Каково бы ни было ваше мнение о, например, боковых ударах рукой или части какого-то стиля, не может быть окончательного мнения об овладении совершенной защитой против них. Почти все бойцы руководствуются этим положением. Мастер боевого искусства разнообразен в атаках. Он должен быть способен ударить всегда, в каком бы положении ни находилась его рука.

Но в классических стилях система становится важнее человека! Классик вынужден действовать в соответствии с канонами стиля!

Какие же тогда методы и системы позволяют достичь живого? Ко всему, что статично, мертво, ведет определенный путь. Но только не к тому, что живет. Не сводите реальность к омертвевшей статике, не изобретайте множества методов достижения последней.

Истина — это взаимодействие с противником, непрерывно изменяющееся, живое и никогда — статическое.

У истины нет определенного пути. Она живет, а значит, изменяется. Она не имеет постоянного места, формы, каких-то установок, не имеет философии. Когда вы поймете это, вы поймете, что истина такая же живая, как вы сами. Вы не можете выразить себя и быть живым через статику, собрать воедино форму через набор стилизованных движений.

Классические формы мешают творчеству, образуют рамки, подтачивают чувство внутренней свободы. Вы уже больше не принимаете во внимание интуицию, а просто «делаете» то, что требуется.

Подобно желтым листьям, которые могут стать золотыми монетами, чтобы успокоить плачущего ребенка, так называемые секретные движения и искаженные позы успокаивают невосприимчивого к знаниям бойца.

Это не означает столь удобную возможность совсем ничего не делать. Нельзя останавливаться на чем-то, что выполняется сейчас. Не надо заставлять ум выбирать или отвергать. Непреднамеренность означает быть не привязанным к своим мыслям.

Принятие, отрицание и обвинение мешают пониманию. Пусть ваш ум двигается вместе с другими в понимании происходящего. Тогда создается возможность реального общения. Чтобы понять друг друга, нужно находиться в состоянии неизбирательного познания, в котором нет сравнения и порицания, нет требований, нет ожидания дальнейшего развития дискуссии, нет согласия или несогласия. Прежде всего, не начинайте с выводов.

Чтобы контролировать себя, я сначала должен принять себя, действуя не вопреки своей природе, а следуя в соответствии с ней.

Брюс Ли

Брюс Ли (Ли Чжэньфань) не просто киноактёр, режиссёр и мастер боевых искусств. Физическая сила в нём сочеталась с метафизической философией. Он легенда, чьё имя с пиететом передаётся из поколения в поколение.

Ли начал заниматься кунг-фу в середине 1950-х. Его первым учителем стал Ип Ман, проповедовавший стиль Вин-Чунь.

В 1959 году Ли покинул Гонконг и отправился в Америку, сначала в Сан-Франциско, потом в Сиэтл. В США он открыл школу боевых искусств и начал преподавать собственный стиль кунг-фу - Джит Кун-До («Путь опережающего кулака»).

Простой путь - правильный путь. В драке никому нет дела до красоты. Главное - уверенность, отточенные навыки и точный расчёт. Поэтому в методе Джит Кун-До я старался отразить принцип «выживания наиболее приспособленного». Меньше пустых движений и энергии - ближе к цели.

В 1971 году, на пике своей кинокарьеры, Брюс Ли снялся в сериале «Лонгстрит ». В одном из эпизодов Ли произнёс фразу, основанную на китайской философии у-вэй (созерцательная пассивность) и ставшую очень популярной.

Стань бесформенным, бестелесным, как вода. Когда ты наливаешь воду в чашку, она становится чашкой; ты наливаешь воду в чайник, она принимает форму чайника. Вода может течь или разрушать. Будь водой, мой друг.

Однако знаменитый афоризм не объясняет всю философию воды Брюса и то, как он пришёл к ней. В 2001 году Джон Литтл (John Little), написавший много книг о Ли, издал сборник с ранее не публиковавшимися письмами, заметками и стихами актёра - «Брюс Ли: художник жизни» (Bruce Lee: Artist of Life). Это бесценный источник для понимания взглядов Брюса Ли на жизнь, любовь, воспитание детей и боевые искусства.

Судя по всему, философия воды пришла к Ли после разочарования: ему никак не удавалось постичь «искусство отрешённости», которому его учил Ип Ман. Вот что Брюс пишет по этому поводу.

Когда острота моего самосознания дошла до того, что психологи называют двойной связью , Учитель подошёл ко мне и сказал: «Храни себя, следуй естественным изгибам вещей, будь отрешён. Запомни: никогда не иди против естества, никогда не сопротивляйся напрямую проблемам, но контролируй их, поворачиваясь туда, куда они клонят. Оставь тренировки на неделю - пойди домой и подумай об этом».

Брюс так и сделал.

Проведя много часов в медитации и духовной практике, я, наконец, сдался и отправился в одиночное плавание на джонке. В море я думал о своих тренировках. Это разозлило меня - я ударил по воде. И в это мгновение меня поразила одна мысль. Не вода ли олицетворяет суть кунг-фу? Я ударил её, но она не испытала боли. Я снова нанёс удар, со всей силы, - она вновь неуязвима. Затем я попытался удержать её. Но это оказалось невозможным. Однако вода, мягчайшая субстанция в мире, которую можно поместить даже в крошечный сосуд, только кажется слабой. На самом деле она может разрушить самые твёрдые материи на земле. Я бы хотел быть водой.

Внезапно пролетела птица, бросив отражение на водную гладь. Тогда я впитал ещё один урок, ещё один скрытый мистический смысл открылся мне: в бою, перед лицом противника, твои мысли и эмоции должны быть словно отражение пролетающих птиц на воде. Это именно то, что имел в виду Учитель Ип, говоря «будь отрешён». Это не означало не иметь чувств - это значило не тяготиться и не душить их наедине с собой. Чтобы контролировать себя, я сначала должен принять себя, действуя не вопреки своей природе, а следуя в соответствии с ней.

Цитируя известное изречение Лао-цзы, Ли писал:

Природное явление, которое наиболее близко отражает суть у-вэй в кунг-фу, - это вода.

Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.

Это отрывок из «Дао Дэ Цзин». Он раскрывает существо воды. Вода настолько прекрасна, что её невозможно зажать в кулак, ударить, ей неведома боль. Пронзи её ножом - не ранишь. Разорви её - останется целой. У неё нет формы - вода принимает форму сосуда, куда её наливают. Если её нагреть, она станет невидимым паром, но в ней столько силы, что она может расколоть толщу земли. Замерзая, вода кристаллизуется и превращается в мощные глыбы. Вода может быть быстрой, как Ниагарский водопад, и спокойной, как пруд. Она ужасает в бушующем потоке и освежает в жаркий летний день. Это и есть принцип у-вэй.

Реки и моря - повелители сотен долин. Всё потому, что их сила в смирении; они короли над всем. Хотите покорить их? Следуйте за ними.

Иными словами, если перенести философию боевых искусств на обычную жизнь, прежде чем бороться с обстоятельствами, стоит попробовать приспособиться к ним. Нужно быть мягким, как вода, восприимчивым к быстро меняющимся обстоятельствам. Течение жизни само приведёт тебя к счастью. Сопротивляться стоит только поистине сильным бурям. Если же всё время грести против течения, быстро выбьешься из сил и пойдёшь ко дну.

Разделяете ли вы философию воды Брюса Ли?

По сути своего учения Брюс Ли не пропагандировал боевое искусство ; более того, он надеялся внушить нам истинное чувство взаимопонимания. Но взаимопонимание не может быть дано, оно должно быть найдено каждым человеком самостоятельно. Помощь, которую предлагает Брюс Ли, это стимулирование способности помогать себе самостоятельно.

Знание и понимание - не одно и то же. Знание базируется на предыдущем опыте; понимание - на опыте настоящего. Любой, кто ищет возможности просто отождествиться с Брюсом Ли и системой Джит Кун-До, попросту обманывается. Истинной целью Брюса Ли при создании Джит Кун-До было желание, чтобы каждый вдохновившийся его опытом, сумел понять то, что понимал сам Брюс.

Брюс Ли старался представить методы Джит Кун-До, как отражение природы, Дао , как средство выражения, которое может быть использовано, но не может быть выражено словами, постигнуто разумом или зафиксировано в виде системы. В качестве наглядного примера, Брюс часто рассказывал историю о дзэнском монахе , который пользуется лодкой для переправы через реку, а переправившись, разжигает из лодки костер для ночлега. Суть этого рассказа в том, что необходимо использовать то, что уже однажды оказалось полезным, в другой форме для других целей.

Для того чтобы понять философию Брюса Ли, философию Джит Кун-До, было бы полезно определить, что именно означает выражение «выживание наиболее приспособленного». Существует много версий. Действительный же смысл этого понятия - это соответствие и приспосабливаемость, то есть умение приспосабливаться к окружению. Тот, кто лучше всего приспосабливается к изменяющимся обстоятельствам, и является тем, кто выживает. И это не обязательно самый сильный. Брюс Ли старался проиллюстрировать эту философию в начальной сцене, которую он задумал для фильма «Игра со смертью », когда ветка крепкого, но не гибкого дерева трескается и отламывается под весом снега, а гибкая ива склоняется и снег съезжает по ее ветвям, не нанося дереву повреждений.

Постепенно из философии Джит Кун-До возникает вопрос о природе взаимосвязи между «формой» и «свободой», которая выражается как способность приспосабливаться к жизни. Что такое форма? И что такое свобода? И как поддержание хорошей формы связано с возможностью быть свободным? Как это все связано с тренировками в боевом или любом другом искусстве и особенно с жизнью человека?

Поддержание формы относится ко многим вещам. Это эффективное выполнение приемов, экономия движения и осознание потока энергии, которая включает и разум, и чувства. И все это в текущих и изменяющихся условиях жизни.

    Обладать хорошей Физической формой означает обладать способностью находить наиболее эффективные и оригинальные пути использования естественного потока энергии. Эта способность включает уравновешенность в состоянии покоя и движения, а также отсутствие ненужного напряжения во время использования тела, как целого, таким образом, что каждая часть координируется в хорошо синхронизированном действии и реакции. Сосредоточенно, устойчиво, в вертикальной стойке.

    Хорошая Ментальная форма означает избавление от пустых переживаний, тревог и сомнений, а в момент появления их - переориентацию своего внимания на полезный процесс активного мышления или осознание физической формы .

    Хорошая Эмоциональная форма означает способность чувствовать уверенность даже при отсутствии очевидных причин для этого, так чтобы это само служило причиной уверенности. Чтобы быть уверенным, нужны реальные усилия.

Все это являлось важнейшими принципами, с которыми Брюс Ли стремился прожить свою жизнь. Иногда он проигрывал, но нередко побеждал. Нам предлагается сделать аналогичный выбор. В любой момент можно потерять осознание формы, а затем, оправдывая себя, продолжать так жить. Мы можем плыть по течению жизни, воображая, что мы свободны, не имея ни малейшей надежды натолкнуться, хотя бы случайно, на истинный опыт. Но если мы настойчиво стремимся достичь осознания формы, тогда, в этот момент, мы свободны.

Свобода - это не то, чего можно ожидать, так же, как нельзя сегодня утолить голод, думая о пище, которую удастся съесть завтра. Свобода, которая появляется в результате самоосознанности, или присутствует, или нет. Мы не работаем для того, чтобы получить свободу, мы свободны.

Если присутствует внимание, разум свободен от рассеянности. Если эмоции свободны от страхов - не без страхов, но не привязаны к ним, - тогда они могут течь, как побуждающая энергия. Когда тело расслабленно и свободно от напряжения, оно чувствительно к эмоциям и энергии других и достаточно открыто для того, чтобы энергия могла свободно втекать в форму.

Брюс Ли впервые получил представление об этой возможности, когда был подростком и, по совету своего наставника Ипа Мэна , прервал усердные занятия и пошёл прогуляться к водам гонконгской гавани. Когда он наклонился над водой и погрузил пальцы в свое отражение, вода всколыхнулась в стороны. Секундой позже она вернулась и сомкнулась вокруг пальцев, идеально очертив форму руки.

Годами позже в эпизоде «Лонгстрит », который Ли помогал написать Стерлингу Силлифэнту , он постарался пробудить это же чувство у героя, советуя ему быть таким, как вода. «Когда наливаешь воду в чашку, она становится чашкой. Когда наливаешь воду в чайник, она становится чайником».

«Что может быть „более приспосабливающимся, чем вода“? Однако без удерживающей формы способность воды свободно течь и приспосабливаться становится бесполезной. Река без берегов - это просто наводнение, но текущая по руслу вода обладает значительной силой, которая может приводить в действие электрический генератор. Если разум достаточно сосредоточен для того, чтобы эффективно и с пониманием управлять формой тела, он открывает возможность прийти совершенно другой энергии».

«Злые люди хотят бороться, чтобы нанести противнику рану или убить его. Боевые искусства не отрицают такой возможности, но истинное внутреннее искусство замыкает эту злость и отчуждение само на себя таким образом, что возможность быть просто живым признаётся самим мастером. Многие не способны признать боевое искусство, как средство духовного выражения или внутренней работы. На Западе привыкли думать только о „победителях“ и „побеждённых“, без каких-либо альтернатив. В борьбе, тренировках боевых искусств, процесс конфронтации поглощается участниками таким образом, что каждый из них познает что-то. Ни „победитель“, ни „побеждённый“ не будут жить вечно в неизменной форме. В борьбе, как и в жизни, оба вовлечены в процесс познания и изменения. Противник - это не враг, это „Я“, но в другой форме. Когда вы боретесь, ваш противник становится вами. Вы противостоите своим страхам, силе и слабости, своей жизни вообще. Я участвовал в тысячах боёв и поэтому хорошо знаю, что значит чувствовать подобное. Ты знаешь, что должен выиграть, но выиграть означает победить самого себя».

«Боевое искусство похоже на зеркало, в которое вы смотрите перед умыванием. Вы видите себя именно таким, какой вы есть».

    Практически все удары при нападении проводятся после обманного движения или контратаки. Технически совершенное нападение включает в себя стратегию, скорость, тайминг , обманные движения и точный расчёт. Хороший борец стремится совершенствовать все эти элементы в процессе ежедневных тренировок.

Он был кумиром для миллионов людей по всей планете, его невероятные умения мотивировали на бескомпромиссное саморазвитие. Этот китайский боец был не только выдающимся актёром, но и философом, чьи изречения до сих пор помогают найти себя многим заблудшим душам. Философия Брюса Ли не всегда соответствовала его жизни, ведь Голливуд требовал жертв. Однако, несмотря на все внутренние противоречия, знаменитый мастер ушу продолжал идти только вперёд, сметая все препятствия на своём пути.

Биография

Брюс Ли появился на свет 27 ноября 1940 года в Сан-Франциско, где его отец, бывший актёром китайского театра, проводил свои выступления. Мать будущей звезды была наполовину немкой, так что Брюс не являлся чистокровным китайцем. Так как он родился в год и час Дракона, то в детстве его называли Маленьким Драконом. Однако ему было трудно оправдать столь грозное прозвище, так как с детства Брюс Ли был болезненным и слабым ребёнком.

Как ни странно, но первым увлечением легендарного бойца были отнюдь не единоборства. В 1954 году он начинает обучаться танцу ча-ча-ча, в котором достигает огромных успехов. Его пластика и безупречная координация принесли ему победу в чемпионате Гонконга по танцам. Из-за смешанного происхождения Брюса постоянно донимали сверстники, что привело его в 1956 году к Ип Ману, который на то время уже был прославленным мастером стиля Вин Чун. Занятия ушу вызывали у Маленького Дракона огромный интерес, в отличие от школьных уроков. В результате он выигрывает межшкольные соревнования по боксу, потеснив местного чемпиона, не знавшего поражений более трёх лет.

Переезд

Мастерство Брюса Ли постоянно росло, в результате чего он стал регулярно драться на улице. Сложный характер неоднократно втягивал молодого бойца во всевозможные истории, за некоторые проделки он даже попадал в полицию. Опасаясь за жизнь своего сына, отец отправляет Брюса в Сан-Франциско, где тот приступает к работе в ресторане своего дяди. Таким образом, Маленький Дракон не успел завершить своё обучение искусству Вин Чун, прозанимавшись этим стилем ушу всего 4 года.

Даже за океаном Брюс Ли не прекратил свои тренировки. В его комнатушке над рестораном стоял самодельный манекен, на котором будущий мастер отрабатывал технику Вин Чун. Помимо этого, он изучал английский язык, философию и математику, что помогло ему поступить в Высшую техническую школу имени Эдисона. Через год после её окончания, в 1961 году, Брюс поступает на факультет философии Вашингтонского университета.

Жизнь в США

Именно во времена учёбы в университете начинает формироваться философия Брюса Ли. Его работа в ресторане подошла к концу, так как он смог набрать группу учеников, с которыми за неимением помещения занимался в парке. Снарядами для отработки ударов служили деревья, обмотанные тряпками. Всё свободное время юного мастера уходило на изучение философии. Это принесло свои плоды, руководство Вашингтонского университета оценило старания Брюса, и он получил должность лектора В это время будущая звезда пишет книгу о философии ушу, которую публикует за свой счёт. Во время работы в университете Брюс Ли встречает свою будущую жену Линду Эмерли, которой тогда было всего 17 лет.

В 1963 году мастер ушу открывает свой первый зал, где обучает своему искусству всех, независимо от национальности. Такой подход ужасно злит других китайских мастеров, которые шлют ему гневные письма, угрожают расправой и даже приходят для проведения поединков. Несмотря на это, Дракон продолжает тренировать людей и пропагандировать ушу в Америке. Он проводит показательные выступления, чтобы привлечь как можно больше учеников.

Актёрская карьера

В 1965 году Брюс Ли прошёл пробы и стал актёром. До этого он уже неоднократно снимался в подростковом возрасте, так что проблем не возникло. Дальнейшая жизнь великого бойца проходит в постоянных съёмках и суете. В фильмах наиболее полно выражается боевая философия Брюса Ли — на экране он побеждает врагов в считаные секунды, одного за другим. Именно такой была его концепция идеального поединка.

Яркий мастер единоборств быстро стал популярен как в Китае, так и за его пределами. Фильмы с его участием собирали огромные деньги, благодаря им люди перестали относиться к «китайскому боксу» с пренебрежением. В это время философия Брюса Ли нашла своё внешнее выражение в его собственном боевом стиле под названием «путь опережающего кулака». Его основная идея — опережение оппонента, вместо того, чтобы блокировать его атаку и затем отвечать. Боевые сцены, написанные Брюсом, полностью отражают его взгляд на ведение боя, выводя постановочные поединки на совершенно новый уровень.

Философия воды Брюса Ли

Быть, как вода, — вот один из главных принципов яркого киноактёра. На формирование этого философского принципа повлиял его учитель — Ип Ман. Однажды у юного Брюса не получалось понять технику Вин Чун, сколько бы усилий он ни прилагал. Учитель, видя неверный подход своего ученика, отпустил его с тренировки и дал ему неделю на отдых, чтобы восстановить силы и подумать над основными принципами Вин Чун.

В один из дней отдыха Брюс Ли плавал на лодке, пытаясь понять, что же он делает не так. В порыве бессильной злобы он ударил по водной глади. Он смотрел, как вода тут же приняла исходную форму, не понеся никакого ущерба от его действий. И тут молодой боец начал понимать, что именно вода является для него идеальным примером. Ведь она преодолевает любые преграды, просачиваясь сквозь них, никакие удары не могут причинить ей вреда, она так мягка и при этом обладает колоссальной силой. Взгляд на этот вопрос хорошо отражает отрывок из цитаты Брюса Ли: «Стань бесформенным, бестелесным, как вода. Когда ты наливаешь воду в чашку, она становится чашкой, ты наливаешь воду в чайник, она принимает форму чайника».

Мягкость

Призыв стать подобным воде очень хорошо отражает принципы, к которым стремился гениальный актёр. Философия Брюса Ли гласит, что лишь самые приспособленные выживают в этом мире. Поэтому только тот, кто приспосабливается и постоянно изменяется, не имея формы, сможет выйти победителем из схватки. Известно, что в детстве Брюс занимался тайцзицюань — мягким стилем ушу, так что неудивительно, что его видение поединка стало именно таким.

Однако мягкость и подвижность вовсе не означают слабость и медлительность. Атаки мастера Вин Чун были сильны и стремительны, иногда настолько, что приходилось использовать специальные камеры, чтобы заснять его удар. К сожалению, Голливуд не позволял придерживаться многих принципов, к которым пришёл Брюс Ли. Нахождение в столь аморальной среде порождало множество внутренних конфликтов, нарушавших гармонию в душе актёра.

"Путь опережающего кулака"

Эта знаменитая книга была создана женой мастера из его записей, которые он так и не успел систематизировать. В ней собраны не только приёмы и подходы к тренировкам, но и философия. Брюс Ли, книга которого вышла лишь после его смерти, утверждал, что его концепция подходит любому боевому искусству. Поэтому не важно, занимаетесь вы боксом, карате или дзюдо, идеи, заложенные в ней, помогут вам стать сильнее и эффективнее.

Также "Путь опережающего кулака" пронизан философскими высказываниями, отражающими стремление великого бойца к самопознанию и духовному росту. Вот некоторые цитаты Брюса Ли:

"Джиткундо есть познание истины, образ жизни, движение к обретению сильной воли и полному контролю. Это познание зиждется на интуиции".

"Если вы не черствы душой, то внешний мир сам раскроется перед вами. В движении подражайте воде. В спокойствии будьте подобны зеркалу. Отзывайтесь, как эхо."

Дополнить "Путь опережающего кулака" может произведение, наиболее полно отражающее образ жизни, который вёл Брюс Ли, - "Философия и дух бойца". Это пятая часть известной книги - "Боевая школа Брюса Ли", написанной им в соавторстве с М. Уехарой. Именно она связывает воедино методы физического и духовного развития, которыми пользовался этот неординарный человек. Глубокое понимание этого философского труда поможет развить свой собственный стиль ведения боя, исключив бездушное подражание.

Боец и философ

К сожалению, гениальный актёр и боец погиб, так и не доведя до конца свои многообещающие начинания. Сегодня изречения Брюса Ли заполоняют интернет и не только, их можно услышать от многих фанатов боевых искусств. Этот великий человек стал путеводной звездой для спортсменов со всего земного шара. Брюс Ли, трюки которого до сих пор поражают зрителей, доказал, что нет ничего невозможного для человека, обладающего несгибаемой волей. По его пути идут многие тысячи последователей, которые следуют принципам именитого бойца. Пока люди помнят и чтят наследие Брюса Ли, его философия будет жить и развиваться.