Астрология Камни Магия

PR в славянской мифологии. Леля — славянская богиня весны и девичьей любви Леля богиня любви

Леля или Ляля, в славянской мифологии богиня весны, дочь богини красоты, любви и плодородия Лады. Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо – Лада.

Леля, Борис Ольшанский


Леля богиня весны, Владимир Форостецкий

В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей. В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.

Цикл весенних обрядов у древних славян начинался днем прилета жаворонков – 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник – ляльник – 22 апреля (5-го мая).


Василиса Прекрасная, художник Иван Билибин

Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели. Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен – и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах – лелю, лелё, лели, люли – встречается в русских песнях; в сербских "кралицких" песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской – в форме леле.

Таким образом припев восходит в глубокую древность. Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с "м") Потебня объясняет через сложение лелю с "м" из дательного падежа "ми", как в малорусском "щом" (вместо "що ми").


В припеве "полелюм" (если он верно передан польскими историографами) "по" может быть предлогом; сравните белорусские припевы: люли и о люлюшки" (Шейн "Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края"). Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером ("Очерки арийской мифологии").

(маленькая) символизирует пробуждающуюся природу, порождение природой нового. К Ляле обращались в весенних песнях-заклинаниях с просьбами по поводу будущего урожая жита и пшеницы, овощей на грядках и трав на лугах. Специально Ляле посвящался 22 апреля весенний праздник, получивший название по ее имени — Ляльник .

Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли себе юной, красивой, стройной и высокой девушкой. Б.А. Рыбаков полагает, что вторая богиня, изображенная на Збручском идоле и держащая в правой луке кольцо — Лада . В фольклоре Лада часто упоминается рядом с Лелей. Эту пару: мать-дочь ученый сопоставляет с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, Рыбаков соотносит с Ладой и Лелей.
В весенней заклинательной песне есть такие слова, посвященные Леле-Весне:

Едить Весна, едить.
На золотом кони
В зеленом саяни
На сохе седючи
Сыру землю аручи
Правой рукой сеючи.


Цикл весенних обрядов начинался днем прилета жаворонков — 9 марта (22 марта по новому стилю). Люди встречали птиц, выходя на вершины холмов, разжигали костры, парни с девушками водили хороводы. Существовал и особый девичий праздник - ляльник — 22 апреля (5-го мая). Самая красивая девушка, увенчанная венком, сажалась на дерновую скамью и играла роль Лели. По обе стороны от нее ставились приношения (хлеб, молоко, сыр, масло, сметана). Девушки водили хоровод вокруг торжественно восседавшей Лели.


Существование богини Лели и бога Леля основано исключительно на припеве свадебных и других народных песен — и современные ученые вычеркнули Леля из числа славянских языческих богов. Припев, в разных формах — лелю, лелё, лели, люли — встречается в русских песнях; в сербских «кралицких» песнях (троицких) величальных, имеющих отношение к браку, он встречается в виде лельо, лелё, в болгарской великодной и лазарской — в форме леле. Таким образом припев восходит в глубокую древность.
Старинный польский припев лелюм (если он действительно существовал в этой форме с «м») Потебня объясняет через сложение лелю с «м» из дательного падежа «ми», как в малорусском «щом» (вместо «що ми»). В припеве «полелюм» (если он верно передан польскими историографами) «по» может быть предлогом; сравните белорусские припевы: люли и о люлюшки" (Шейн «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края»). Соображения об этимологическом значении припева лелю высказаны Вс. Миллером («Очерки арийской мифологии»).


Миф о Лелии

У славян была своя богиня юности и любви - Богиня Леля, дочь Лады Богородицы - богини материнства и покровительницы всех славянок. Считалось, что до замужества все юные девушки-славянки находятся под покровительством вечно юной Лели.

Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли юной, красивой, стройной и высокой девушкой.

Земля и Небо так сильно любили друг друга, что их любовь ожила как отдельное существо — и тоже, подобно им самим некогда, тотчас распалось надвое, на Любовь Женскую и Мужскую, ибо одной недостаточно — любящих всегда двое.

Бог Род, Мужская Любовь, стал даровать приплод и потомство всем дышащим тварям, и Люди скоро выучились его почитать: стали делать изображения и вкладывать в свадебные заздравные чаши, на счастье и многочадие новой семье.

Богиня Лада стала Женской Любовью. По ней прозвались мудрые жены, умеющие сладить семью, завести в доме лад. Великой Богине была по душе верная супружеская любовь.

Ладу еще называли Рожаницей, в честь родящего поля и молодых матерей, которых она незримо обвивала своим поясом, помогая разрешиться от бремени.

У великой Лады, была юная дочь. Звали ее Леля, Лелюшка.

Подросла Леля и стала гулять по лугам, по густым тенистым лесам, и шелковая мурава сама льнула ей под ноги, чтобы распрямиться еще зеленее и гуще.

Богини рожаницы - неоднократно упоминаемые в славянских заговорах богини: Мать Лада и ее дочь Леля . Покровительницы беременных и рожаниц.

Современные учёные, обработав большой археологический, этнографический, языковедческий материал, пришли к выводу, что Рожаниц было две: Мать и Дочь.

Рожаница-Мать связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Этому вполне отвечает образ зрелого материнства: вспомним - плодоносную Осень художники обычно изображают немолодой женщиной, доброй и полнотелой. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства. Древние славяне дали ей имя Лада , и с ним связано, пожалуй, не меньше слов и понятий, чем с Родом. Все они имеют отношение к установлению порядка: "ЛАДить", "наЛАЖивать" и так далее. Порядок при этом мыслился в первую очередь семейный: "ЛАДа", "ЛАДо" - ласковое обращение к любимому супругу, мужу или жене. "ЛАДины" - свадебный сговор. Болгарское "ЛАДуванье" - гадание о женихах.

У древних славян также была Богиня по имени Леля - дочь Лады, младшая Рожаница . Вдумаемся: недаром детскую колыбель часто называют "люлькой", нежное, бережное отношение к ребёнку передают словом "лелеять". Аист, якобы приносящий детей, по-украински - "лелека". А само дитя и сейчас иногда называют ласково "лялечкой". Так родилась славянская Леля - Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах - будущем урожае. Лелю-Весну торжественно "закликали" - приглашали в гости, выходили встречать её с подарками и угощением. А прежде спрашивали разрешения у Матери Лады: отпустит ли дочь?

Праздник Рожаниц справляли весной - 22-23 апреля. В этот день приносили жертвы растительными и молочными продуктами, которые торжественно, с молитвами съедали на священном пиру, а потом ночь напролёт жгли костры: огромный, в честь Лады, и вокруг него ещё двенадцать поменьше - по числу месяцев года.

Согласно традиции, это был женский и девичий праздник. Парни и мужчины смотрели на него издали.

Лада

Лада – богиня первого поколения славянских Богов. Лада у наших предков считалась богиней красоты, любви и счастья. Она также выполняла функции покровительницы семейного очага. Это одно из верховных женских начал, которое в славянском пантеоне светлых богов олицетворяло собой женский идеал, но ни в коем случае не идеал материнства. Мать, хозяйка дома – это Макошь.

В тоже время Лада – это не девочка-весна, как Леля, это образ женщины, готовой к замужеству, но не вступившей на стезю супруги воина. Хотя многие исследователи полагают Ладу богиней брака.

Лада богиня изображалась молодой (25-30 лет) женщиной, иногда – с зеленоватыми волосами. Вокруг нее всегда вьются бабочки, а ее наряды состоят из листьев и в них преобладают естественно-природные цвета – зеленый, лазурный и багряный. Лада всегда весела, она наполняет вир теплом, добротой и любовью. Но любовь Лады искренняя, чистая и никак не связана с плотскими утехами. Лада – возвышенный образ женщины.

Лада - мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Богиня Земли.
Лада считается семейным божеством, широко распространенным в славянском фольклоре.

Лада – сакральный женский образ наших предков, в котором заключена вся непобедимая и непреодолимая солярная мощь Богов. Великая богиня Лада– покровительница незамужних женщин, аллегория сил плодородия и любви. В этом образе переплелись многие каноны славянского мироустройства, такие как мудрость, честь, прямота, искренность, которыми некогда обладали все женщины нашего народа.

Леля

Леля – богиня весны, девичьей любви, искренности и красоты. Дочь Лады, сестра (по другим источникам – племянница) Живы и Марены. Почиталась наравне с Ладой. Традиционные обрядовые элементы, связанные с этими двумя богинями, в славянской культуре практически неотделимы.

Леля – образ юной, чистой и светлой девушки, только-только достигшей возраста, когда ей можно выходить замуж. Это легкая и нежная аллегория предвечной чистоты непорочного женского сердца, его силы, непобедимой и непреодолимой для зла. Эту богиню наши предки представляли молодой русоволосой красавицей, уже не девочкой, но еще не женщиной, хранительницей очага. Именно поэтому образ Лели в отличие от Лады или Макоши никогда не рассматривается в соответствие с бытом. Леля всегда в окружении дикой природы – на опушке леса, у реки. Ее волосы гладит ласковый теплый ветер, ее рук касаются своими влажными носами лани и лисицы. Это беззаботное создание, лишенное даже намека на воинственность или агрессию.

У Лели есть своя руна, которая называется ее именем. Руна Леля символизирует воду в ее активном игривом проявлении («лила» с санскрита переводится как «игра»). Это легки, но мощный весенний поток, который навсегда стирает прошлое и несет с собой обновления для всего мира.

Символ Лели – береза. Ее символизм – образ молодой девушки, готовой подарить свое тело и душу лишь одному мужчине, своему возлюбленному.

Однако Леля – это образ немного грустный, не смотря на весь его позитив и жизнелюбие. Сохранилась легенда, которая повествует о том, как Леля полюбила Ярилу, сына Велеса. Полюбила открыто и всем сердцем, как только может любить подобное росинке чистое сердечко, не тронутое ни болью, ни бедами. Ярила в ответ на признание Лели только улыбнулся ей и сказал: «Я тоже люблю тебя, дева зари! И Мару люблю. И Ладу. Я люблю всех женщин, ибо от отца я унаследовал буйную неконтролируемую силу эмоций! Но если хочешь, то я буду с тобой и буду твоим. Но лишь на время». Такие речи обидели Лелю и она справедливо решила не связывать себя с богом весеннего солнца. Но в тайне она еще долго любила этого неистового и бесшабашного молодца, пока на повстречала на своем пути Финиста. Финист и Леля полюби друг друга, и вскоре поженились, но вечно молодая богиня весны навсегда сохранила в своем сердце маленькую искорку неугасимого чувства к Яриле.

  • < 4) Славянский календарь
  • Богини скорби Желя, Карна и Мать сыра земля >

​Одной из важнейших богинь в славянской вере является Леля – дочь Лады и Рода. В первую очередь за то, что она является богиней весеннего обновления.

Молодая, непоседливая, любопытная, она спешит по свету, неся с собой весну и обновление. Конечно, землю весной согревает Даждьбог. Но пробуждает природу, заставляет вырасти траву, помогает раскрыться цветам – всё это делает Леля.

Во всех смыслах Леля очень плотно связана со своей матерью Ладой. Наши предки, как и любые другие европейцы, четко разграничивали жизнь женщины – до свадьбы или после. Доказательств этому уйма – самое простое, это обращение к представительницам слабого пола. Например, к мужчине, независимо от возраста, обращаются одинаково – герр, мистер, сеньор и так далее. К женщинам же обращение значительно различается – фройляйн и фрау, мисс и миссис, сеньорита и сеньора. Так и у наших предков – в момент взросления, перехода из девушек в женщины, славянка из-под попечительства Лели переходила под покровительство Лады. Как не делима женщина до свадьбы и после, так не разделима Леля с матерью её Ладой.

Даже функция у этих богинь схожая. Леля, кроме весеннего обновления, покровительствует ещё и молодой любви. Это именно юношеская любовь, не всегда приносящая плоды, но обязательно оставляющая глубокий след в душе и сердце человека. Пылкая, яростная, страстная и в то же время робкая, несмелая, чуткая и очень романтичная. Она остра, как клинок из перекаленной стали и также хрупка. Проходя через испытания временем, обстоятельствами и трудностями она может сломаться, причинив сильную, но не смертельную боль обоим влюбленным. Но она также может закалиться, стать не настолько острой, но куда более надежной и долговечной. Такая пара будет жить "в ладу". То есть, из-под покровительства Лели муж и жена перейдут под крыло её матери Лады.

Праздник у Лели всего один, зато называется он в её честь – Лельник. Отмечается 22 апреля. К этому времени в большинстве даже северных регионов нашей страны весна окончательно вступает в свои права. Поднимается трава, радуют глаз яркие цветы. А значит, Леля набрала силу и уверенно делает своё дело, пробуждая природу. Другое название праздника – Красная горка. Отмечают его обычно всей деревней. На ближайшем пригорке ставится скамья, на которую усаживают самую красивую девушку деревни – она должна была выполнять роль Лели. По обе её стороны укладывают различные подношения в виде семян и даров природы. Остальные девушки водят вокруг неё хоровод, а она надевает на своих подруг венки, таким образом наделяя благословением скромной, юной богини. И в кульминации вечера обращаются к Лели как к настоящей Богине, прося её об урожае, любви и других вещах.

Во многих других веселых праздниках славян присутствует обряд похорон – взять даже Купалу, день любви и летнего солнцестояния. Но на Лельнике нет места смерти. Это праздник вечной юности, красоты и радости.

Нередко именно к Лельнику красили яйца, которые потом не только поедались, но и участвовали во множестве обрядов. Яйцами угощали пастуха, их клали под копыта скотине, чтобы она через них переступала, их разбивали о лоб коня. Ведь разбивая яйцо, наши предки пробуждали целый мир.

Другие версии и трактовки функций Богини Лели

Славянская богиня Леля не так хорошо представлена в мифологии, как Макошь или Лада, и это дало повод некоторым исследователям дабы усомниться в её культе. Дескать, не верили славяне в Лелю и всё тут. Некоторые, наоборот, считают, что Леля была в пантеоне славянских богов, но отождествляют её с богиней Ладой. Но давайте мы поговорим о Богине так, как её принято воспринимать в сегодняшнем родноверии, и постараемся рассказать о том, какие упоминания в летописях есть про неё.

Белорусы верили в Лелю, правда называли её Ляля и считали, что она младшая из культа Рожаниц, который так подробно описывал академик Рыбаков, и она отвечала за юность, радость, любовь, веселье, смех. Напомним, по мифологии считается, что Леля - дочь Лады и младшая сестра Живы и Марены.

Некоторые исследователи славянских древностей, анализируя свадебные и обрядовые песни, в которых встречается упоминания богини, пришли к выводу, что Леля - основная богиня, которая отвечает за любовь. Они рисуют богиню следующим образом: Леля молода, даже юна, всегда весела и даже игрива, у неё добрый и отзывчивый нрав, она беззаботна и разговорчива, любит по-девичьи смеяться. Наибольшую силу Леля имеет весной, когда идёт берёзовый сок, это самое оптимальное время для общения с ней. Её день недели - это понедельник. И опять сошлёмся на народный песенный фольклор: «во поле береза стояла - Люли, Люли стояла». По припеву и можно сделать вывод: её дерево - это берёза. И правда, берёзка молодая, гибкая, весёлая.

Приходится согласиться, что источники, по которым мы имеем представление об этой богине, весьма условно можно назвать серьёзными. Песни, мифы, праздники - это конечно хорошо, но обычно такого рода источники относят к второстепенным или вспомогательным. Более весомые аргументы, это упоминание о богине в летописях, исторических хрониках, поучениях против язычества, записках путешественников или археологических данных. А вот этих данных как раз и нет...

Славянская богиня Леля и бог Лель дети богини любви и семейного согласия Лады. Это одни из самых романтичных божеств пантеона славян. Богиня Леля покровительствует истинному знанию, которое находится вне разума и приходит с творческим порывом. Лель бог славян олицетворяет юное начало, пробуждающее страсть и любовь в юношеских сердцах.

  • О природе Леля и Лели

    Согласно сохранившимся немногочисленным данным богиня Леля и бог Лель были рождены Ладой. Ее прекрасные дети взяли от матери по частичке чистого пламени и яркого света весеннего солнца. Их имена стали частью праздничных напевов и свадебных ритуальных песен.

    Два родственных божественных начала в сути своей несут одну искру жизни. Славянская богиня Леля олицетворяет задор молодой девушки, не познавшей житейских тягот. Она защищает открытые юные сердца, наполняя их пылкой любовью.

    В своей ипостаси Лель бог славян отражает аналогичное стремление, только для юношей. По своим качествам он схож с Ярилой, только более юным. Бог Лель несет в себе мягкое тепло первых солнечных весенних лучей. От его удивительной игры на дуде просыпаются весенние травы, прибиваясь через оставшиеся шапки снега. Недаром его цветком считаются подснежники и пролески.

    За что отвечает Леля

    Согласно установленным данным богиня Леля входит в аспекты богини Живы. Наровне с матерью Ладой и теткой Макошью она выступает как отражение жизненного цикла силы природы. Ладе отведена роль хранительницы молодого огня души, не омраченного жизненным опытом.

    Это триединство нашло свое отражение в народном творчестве. Найдены глиняные и деревянные кумиры, отражающие триединое женское начало. В этом комплексе одна из фигур ― богиня Леля. Так же в вышитом узоре изображение «берегини» с опущенными руками это славянская богиня Леля.

    Описание богини по источникам

    Археологические находки в которых предполагается богиня Леля дают современнику относительное представление о том, как видели юное божество наши предки. Ее изображали со стройным телом и распущенными волосами.

    Согласно описаниям из сказаний славянская богиня Леля была прекрасна лицом, у нее были ясные глаза и белая кожа. В ее облике сочетались все представления о юной красоте и удивительном обаянии.

    Сказания о Леле и Яриле

    Наиболее яркое произведение, в котором фигурирует славянская богиня Леля, посвящено ее пылкой любви к Яриле. Описанное сказанием повествует о том, как богиня Леля увидев Ярилу на одном из весенних праздниках полюбила его всем сердцем.

    Она долго не решалась открыться ему, пока любовь не переполнила всю ее суть. Тогда богиня Леля открыла тайну своего сердца Яриле. На что пригожий бог ответил, что он любит всех богинь одинаково.

    В последствии по былинам прослеживается затухающее чувство Лели. Однако она не обиделась и не ожесточилась получив своеобразный отказ. Таким образом славянская богиня Леля отражает саму суть юного сердца, способного ярко переживать любое чувство не озлобляясь.

    Лель в жизни славян

    Лель бог славян выполнял роль защитника юношеского сердца. Он нес в себе огонь первых солнечных лучей. В нем воплотились пыл, задор и нежность ранних годов жизни до возмужания. По своему значению бог Лель близок к Яриле, но имеет собственную роль в пантеоне.

    Ему посвящали песни на свадьбы, он покровительствовал маленьким детям. Считалось, что бог Лель следит за маленькими членами общины в лесу когда они собирают ягоды. В белорусских сказках он часто выступает как юноша с прекрасным лицом играющий на свирели или дудочке. Когда потерявшиеся дети видели его, они с радостью отправлялись за ним, находя дорогу домой.

    Как описывали Леля предки

    По собранным описаниям бог Лель изображается, как прекрасный юноша. Нежный и чистый он полностью отражает образ молодого весеннего солнца. В сказаниях восточных славян пригожий молодец с удивительным голосом будит природу после долгой зимней спячки.

    Лель бог славян выступает как ранее пробуждение сил природы. Начиная с 22 марта начинается активное таянье зимних снегов, появляются первые весенние цветы. Именно этому периоду приписывались предками удивительные метаморфозы, связанные с появлением Леля.

    Упоминание в сказках и былинах

    Бог Лель наиболее ярко отражен в сказке «Снегурочка». По более современному прочтению, родители наградили свое любимое дитя именем бога. Но в раннем срезе сказания бог Лель сам выступает в качестве персонажа.

    Снегурочка не может завладеть его сердцем безраздельно, поскольку Лель бог славян не может принадлежать одной женщине. Согласно описаний бог Лель не сочетался браком ни с одной богиней. Его роль заключается в разжигании любовного огня во всех сердцах.

    Брачное торжество под покровительством богов любви

    Богиня Леля и ее брат Лель вошли в пантеон как покровители молодого брака. Девушки и юноши могли обращаться к ним за помощью отыскать свою вторую половину. Считалось, что на летнее равноденствие в Купальскую ночь Лель приходит на шумные праздники. Играя на своей дудочке, он разжигает пламя любви в сердцах пар.

    На весеннее равноденствие славянская богиня Леля даровала девушкам очарование, которое способно привлечь внимание юношей. Начиная с этого периода молодые красавицы начинали вышивать платок, который потом войдет в ритуальное подношение на Купалу.

    Сам же купальский венок состоял из плотных веток и цветов. Платок с угощениями ложился в центр вместе со свечей и пускался по воде. Юноши собирали эти венки вниз по течению. По узору и мастерству вышивки они могли найти ту девушку, угощение которой пришлось по нраву.

    На свадебных торжествах Леле и Лелю пелись распевки, в которых имена божеств выступали как мелодичный текст. Корень «лель» входящий в оба имени богов, стали частью многих слов связанных с нежностью и любовью. Их именами убаюкивали младенцев, напевая их вовремя укачивания.