Астрология Камни Магия

Толкование апокрифа сказание о сотворении богом адама. Сказание как сотворил Бог Адама (оригинал)

СКАЗАНИЕ, КАКО СОТВОРИ БОГЪ АДАМА

(...) Создати въ земли Мадиамстей человека, вземъ земли горсть ото осьми частей: 1) отъ земли — тело, 2) отъ камени — кости, 3) отъ моря — кровъ, 4) отъ солнца — очи, 3) отъ облака — мысли, 6) отъ света — светъ, 7) отъ ветра — дыхание, 8) отъ огня — оттепла. И поиде Господь Богъ очи имати отъ солнца, и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный Сотона ко Адаму и измаза его каломъ и тиною и возгрями. И прииде Господь ко Адаму и восхоте очи вложити во Адама, и виде его мужа измазанна; и разгневася Господь на диявола и нача глаголати: «Окаянне дияволе, проклятый, не достоить ли твоя погибель? Что ради человеку сему сотворилъ еси пакость, измаза его? и проклять ты буди», — и дияволъ исчезе, аки молния, сквозь землю отъ лица Господня. Господь же, снемъ съ него пакости сотонины, и въ томъ сотвори Господь собаку, и смесивъ со Адамовыми слезами, и теслою очисти его аки зерцало отъ всехъ сквернъ, и постави собаку и повеле стрещи Адама, а самъ Господь отъиде въ горний Иерусалимъ по дыхание Адамлево. И прииде вторые Сотона и восхоте на Адама напустити злую скверну, и виде собаку при ногахъ Адамлевыхъ лежаща, и убоя си вельми Сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же Сотона, вземъ древо, и истыка всего человека Адама, и сотвори ему въ немъ 70 недугов. И прииде Исусъ изъ горнево Иерусалима, и виде Адама древомъ исколота, и милосердова о немъ и рече Сотоне: «Проклятый дияволе, что сотворилъ человеку сему, почто вложилъ недуги сия?» Тогда отвеща дияволъ, окаянный Сотона, Господу, глаголя: «Аще приидетъ кая болезнь человеку сему, да не постигнетъ, до скончания всего тобя не помянетъ; аще ль поболитъ, кой недугъ въ немъ постраждетъ, тогда всегда тебя имать на помощь призывати въ недузехъ сихъ». И отгна Господь диявола и исчезе дияволъ, прогнанъ аки тма светомъ, и обороти вся недуги въ него.

И посла Господь ангела своего, повеле взяти «азъ» на востоце, «добро» на западе, «мыслете» на севере и на юзе. И бысть человекъ въ душу живу, нарече имя ему Адамъ. А костей сотвори Богъ во Адаме 345, и бысть Адамъ царь всемъ землямъ и птицамъ небеснымъ и зверемъ земнымъ и рыбамъ морскимъ, и самовласть дасть ему Богъ. И рече Господь Адаму, глаголя: «Тебе работаетъ солнце и луна и звезды, и птицы небесныя и рыбы морския, и птицы и скоты и гади». И насади Господь Богъ Рай на востоце, и веле Адаму пребыти, а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи Господь Богъ сонъ во Адама, и успе Адамъ, и взятъ его ребро левое, и въ томъ ребре протяже руце и нозе и главу, и созда ему жену въ шестый день, и показа ему Господь свою смерть и распятие, и воскресение, и провиде вознесение за полшесты тысящь леть. И виде Адамъ Господа распята, а Петра въ Риме ходяща, а Павла въ Дамасце учаща народъ и проповедующе Твое воскресение, и вознесеся Господь...

И воста Адамъ отъ сна своего и трепетень бысть во ужасе велице о провидении. И вожда Господь Адама въ рай ходящя и рече ему: «Адаме, Адаме, повеждь ми». Адамъ же убояся велми, не смея Богу поведати того видения. И рече ему Господь Богъ: «Адаме, Адаме!» — Адамъ же рече ему: «Господи владыко, Тебе видехъ на кресте распята во Иерусалиме, а ученики Твоя видехъ ходяща — Петра въ Риме, а Павла въ Дамасце, проповедующе Твое распятие и воскресение». И рече ему Господь: «Подобаетъ ми тебе ради снити на землю и распяту быти и въ третий день воскреснути; а ты же не поведай никомуже видения сего, дондеже увидиши мя въ Раю седяща одесную Отца, и ты о томъ поскорби, Адаме».

И бысть Адамъ въ Раи 7 дний, прообразуя Господь Богъ житие человеческое: десять летъ исполнится рожение, 20 летъ — юноша, 30 летъ — свершение, 40 летъ — средовечие, 50 летъ — седина, 60 летъ — старость, 70 летъ — скончание.

И сотвори Господь Богъ всю тварь, море и реки, и скоти своею хитростию, а та 7 дней противъ седми тысящь летъ. И постави Господь Богъ две светиле велице на тверди небесней осветити землю, и разлучи между днемъ и нощию да будетъ во знамении дне и лета, а будетъ просвещение на тверди небесней: светила великая въ начатокъ дни, второе светило — въ начатокъ нощи. И звезды постави Господь Богъ на тверди небесней, яко светити по земле и обладати днемъ и нощию, и разлучити между днемъ и нощию и светомъ.

И бысть вечеръ и бысть утро — день четвертый.

Постави Господь Богъ планиты и облацы зарьныя и дуги на облацехъ, еже пущати дожди, и громи, и молния человекомъ всея земли просвещати древа плодовитая. И рече Господь Богъ: «Изведу воды живыхъ во веки, птицъ перящеся по заводемъ, на тверди небесней».

И бысть, яко сотвори Господь Богъ четыре киты великия, изведе отъ нихъ всяку птицу и всякъ гадъ на земли; и иныя благослови ясти, и глаголя: «раститеся и умножитеся и наполните землю и обладайте ею».

А в семъ бо дней обходитъ кругъ, а 7 летъ за всю 7000 летъ, и осмой тысящи несть конца, еще есть безконечный.

Въ неделю, день рекомый неделя, въ той же день воскресе Христосъ от мертвых, и в той же день Господь на облацехъ судити всему миру, иже не имать конца света, и воздастъ комуждо по деломъ его.

Сказа́ние о сотворе́нии Бо́гом Ада́ма - славянский ветхозаветный апокриф , рассказывающий библейскую историю сотворения Богом первого человека Адама . Сказание основано на дуалистическом представлении о мире и по этой причине в создании Адама участвует как Бог, так и дьявол .

Несмотря на то, что Сказание сохранилось в списках XIV (южнославянские списки) и XVII -XVIII (русские списки) веков, исследователи связывают происхождение его текста с болгарской богомильской ересью , возникшей в X веке. Свидетельством этого является сообщение Повести временных лет , которая под 1071 годом содержит рассказ о волхвах , появившихся в Новгороде и вкладывает в их речь схожее сказание.

Сюжет [ | ]

Согласно Сказанию Бог создаёт человека не как в Библии «из праха земного », а из восьми различных веществ:

…взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камня - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - глаза, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет, 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - теплоту.

Когда Бог оставил тело Адама чтобы взять для него глаза от солнца, то дьявол «вымазал его калом, тиной и соплями ». Бог отёр это и, смешав со слезами Адама, создал собаку. Когда Бог второй раз оставил тело Адама чтобы принести ему из горнего Иерусалима дыхание, то дьявол «взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов ». После сотворения Адама Бог из его ребра создаёт

Создати въ земли Мадиамстей челов Ђ ка, вземъ земли горсть ото осьми частей: 1) отъ земли - т Ђ ло, 2) отъ камени - кости, 3) отъ моря - кровъ, 4) отъ солнца - очи, 3) отъ облака - мысли, 6) отъ св Ђ та - св Ђ тъ, 7) отъ в Ђ тра - дыхание, 8) отъ огня - оттепла. И поиде господь богъ очи имати отъ солнца, и остави Адама единаго лежаща на земли; прииде же окаянный сотона ко Адаму и измаза его каломъ и тиною и возгрями. И прииде господь ко Адаму и восхот Ђ очи вложити во Адама, и вид Ђ его мужа измазанна; и разгн Ђ вася господь на диявола и нача глаголати: «Окаянне дияволе, проклятый, не достоить ли твоя погибель? Что ради челов Ђ ку сему сотворилъ еси пакость, измаза его? и проклять ты буди», - и дияволъ исчезе, аки молния, сквозь землю отъ лица господня. Господь же, снемъ съ него пакости сотонины, и въ томъ сотвори господь собаку, и см Ђ сивъ со Адамовыми слезами, и теслою очисти его аки зерцало отъ вс Ђ хъ сквернъ, и постави собаку и повел Ђ стрещи Адама, а самъ господь отъиде въ горний Иерусалимъ по дыхание Адамлево. И прииде вторые сотона и восхот Ђ на Адама напустити злую скверну, и вид Ђ собаку при ногахъ Адамлевыхъ лежаща, и убояси вельми сотона. Собака начала зло лаяти на диавола, окаянный же сотона, вземъ древо, и истыка всего челов Ђ ка Адама, и сотвори ему въ немъ 70 недугов. И прииде Исусъ изъ горнево Иерусалима, и вид Ђ Адама древомъ исколота, и милосердова о немъ и рече сотон Ђ : «Проклятый дияволе, что сотворилъ челов Ђ ку сему, почто вложилъ недуги сия?» Тогда отв Ђ ща дияволъ, окаянный сотона, господу, глаголя: «Аще приидетъ кая бол Ђ знь челов Ђ ку сему, да не постигнетъ, до скончания всего тобя не помянетъ; аще ль поболитъ, кой недугъ въ немъ постраждетъ, тогда всегда тебя имать на помощь призывати въ недузехъ сихъ». И отгна господь диявола и исчезе дияволъ, прогнанъ аки тма св Ђ томъ, и обороти вся недуги въ него.

И посла господь ангела своего, повел Ђ взяти «азъ» на востоц Ђ , «добро» на запад Ђ , «мыслете» на с Ђ вер Ђ и на юз Ђ . И бысть челов Ђ къ въ душу живу, нарече имя ему Адамъ. А костей сотвори богъ во Адам Ђ 345, и бысть Адамъ царь вс Ђ мъ землямъ и птицамъ небеснымъ и зв Ђ ремъ земнымъ и рыбамъ морскимъ, и самовласть дасть ему богъ. И рече господь Адаму, глаголя: «Теб Ђ работаетъ солнце и луна и зв Ђ зды, и птицы небесныя и рыбы морския, и птицы и скоты и гади». И насади господь богъ рай на востоц Ђ , и вел Ђ Адаму пребыти, а жена Адаму еще не сотворена бысть. И вложи господь богъ сонъ во Адама, и успе Адамъ, и взятъ его ребро л Ђ вое, и въ томъ ребр Ђ протяже руц Ђ и ноз Ђ и главу, и совда ему жену въ шестый день, и показа ему господь свою смерть и распятие и воскресение, и провид Ђ вознесение за полшесты тысящь л Ђ ть. И вид Ђ Адамъ господа распята, а Петра въ Рим Ђ ходяща, а Павла въ Дамасц Ђ учаща народъ и пропов Ђ дующе твое воскресение, и вознесеся господь...

И воста Адамъ отъ сна своего и трепетень бысть во ужас Ђ велиц Ђ о провид Ђ нии. И вожда господь Адама въ рай ходящя и рече ему: «Адаме, Адаме, пов Ђ ждь ми», Адамъ же убояся велми, не см Ђ я богу пов Ђ дати того вид Ђ ния. И рече ему господь богъ: «Адаме, Адаме!» - Адамъ же рече ему: «Господи владыко, тебе вид Ђ хъ на крест Ђ распята во Иерусалим Ђ , а ученики твоя вид Ђ хъ ходяща - Петра въ Рим Ђ , а Павла въ Дамасц Ђ , пропов Ђ дующе твое распятие и воскресение». И рече ему господь: «Подобаетъ ми тебе ради снити на землю и распяту быти и въ третий день воскреснути; а тыже не пов Ђ дай никому же вид Ђ ния сего, дондеже увидиши мя въ раю с Ђ дяща одесную отца, и ты о томъ поскорби, Адаме».

И бысть Адамъ въ раи 7 дний, прообразуя господь богъ житие челов Ђ ческое: десять л Ђ тъ исполнится рожение, 20 л Ђ тъ - юноша, 30 л Ђ тъ - свершение, 40 л Ђ тъ - средов Ђ чие, 50 л Ђ тъ - с Ђ дина, 60 л Ђ тъ - старость, 70 л Ђ тъ - скончание.

И сотвори господь богъ всю тварь, море и р Ђ ки и скоти своею хитростию, а та 7 дней противъ седми тысящь л Ђ тъ. И постави господь богъ дв Ђ св Ђ тил Ђ велиц Ђ на тверди небесн Ђ й осв Ђ тити землю, и разлучи между днемъ и нощию да будетъ во знамении дне и л Ђ та, а будетъ просв Ђ щение на тверди небесн Ђ й: св Ђ тила великая въ начатокъ дни, второе св Ђ тило - въ начатокъ нощи. И зв Ђ зды постави господь богъ на тверди небесн Ђ й, яко св Ђ тити по земле и обладати днемъ и нощию, и разлучити между днемъ и нощию и св Ђ томъ.

И бысть вечеръ и бысть утро - день четвертый.

Постави господь богъ планиты и облацы зарьныя и дуги на облац Ђ хъ, еже пущати дожди, и громи, и молния челов Ђ комъ всея земли просв Ђ щати древа плодовитая. И рече господь богъ: «изведу воды живыхъ во в Ђ ки, птицъ перящеся по заводемъ на тверди небесн Ђ й».

И бысть, яко сотвори господь богъ четыре киты великия, изведе отъ нихъ всяку птицу и всякъ гадъ на земли; и иныя благослови ясти, и глаголя: «раститеся и умножитеся и наполните землю и обладайте ею».

А в семъ бо дней обходитъ кругъ, а 7 л Ђ тъ за всю 7000 л Ђ тъ, и осмой тысящи н Ђ сть конца, еще есть безконечный.

Въ нед Ђ лю, день рекомый нед Ђ ля, въ той же день воскресе Христосъ от мертвых, и в той же день господь на облац Ђ хъ судити всему миру, иже не имать конца св Ђ та, и воздастъ комуждо по д Ђ ломъ его.

За вид.: Апокрифы. Сказание, как сотворил бог Адама / Памятники литературы Древней Руси. XII век. - М., 1980. - С.149-153.

Підготовка тексту М.В.Рождєственської .

Текст подається в уривках за виданням А.Н.Пипіна в «Памятниках старинной русской литературы», вип. 3. СПб., 1862, с.12-14.

Сказа́ние о сотворе́нии Бо́гом Ада́ма - славянский ветхозаветный апокриф , рассказывающий библейскую историю сотворения Богом первого человека Адама . Сказание основано на дуалистическом представлении о мире и по этой причине в создании Адама участвует как Бог, так и дьявол .

Несмотря на то, что Сказание сохранилось в списках XIV (южнославянские списки) и XVII -XVIII (русские списки) веков, исследователи связывают происхождение его текста с болгарской богомильской ересью , возникшей в X веке. Свидетельством этого является сообщение Повести временных лет , которая под 1071 годом содержит рассказ о волхвах , появившихся в Новгороде и вкладывает в их речь схожее сказание.

Сюжет

Согласно Сказанию Бог создаёт человека не как в Библии «из праха земного », а из восьми различных веществ:

…взяв земли горсть от восьми частей: 1) от земли - тело, 2) от камня - кости, 3) от моря - кровь, 4) от солнца - глаза, 5) от облака - мысли, 6) от света - свет, 7) от ветра - дыхание, 8) от огня - теплоту.

Когда Бог оставил тело Адама чтобы взять для него глаза от солнца, то дьявол «вымазал его калом, тиной и соплями ». Бог отёр это и, смешав со слезами Адама, создал собаку. Когда Бог второй раз оставил тело Адама чтобы принести ему из горнего Иерусалима дыхание, то дьявол «взял палку и истыкал всего человека Адама и впустил в него семьдесят недугов ». После сотворения Адама Бог из его ребра создаёт

Сказание о сотворении Богом Адама

... [начало утрачено]

[Решил Господь] создать в земле Мадиамской человека. [И] взял [Господь] горсть [этой] земли, [и ещё других] частей, [всего] восемь. [Сотворил Господь человека так]: 1) из земли - тело, 2) из камня - кости, 3) из моря - кровь, 4) из солнца - очи, 5) из облака - мысли, 6) из света - свет, 7) из ветра - дыхание, 8) из огня - теплоту.

И пошёл Господь Бог очи [для человека] взять от солнца и оставил Адама одного, лежащего на земле. Пришёл же окаянный Сатана к Адаму и измазал его калом, и тиной, и слизью. И пришёл Господь к Адаму и хотел очи вложить в Адама. И увидел [Господь] его [человека] гадко измазанным. И разгневался Господь на дьявола и начал [так] говорить: "Окаянный дьявол, проклятый, не достоин ли ты погибели? Ради чего человеку сему сделал ты пакость, измазав его? И [поэтому] проклят ты будешь". И дьявол исчез, как молния [прошёл] сквозь землю от лица Господня. Господь же снял с него [человека] пакости сатанинские. И из этого сделал Господь собаку и смешал со слезами Адама. И теслом очистил [Господь] его [Адама] от всех скверн, [и стал Адам] как зеркало. И поставил [Господь] собаку и велел [ей] стеречь Адама. А сам Господь ушёл в горний Иерусалим за дыханием для Адама.

И пришёл второй Сатана [возможно, ошибка переписчика, т.е. пришёл второй раз] и захотел на Адама напустить злую скверну. И увидел [Сатана] собаку, у ног Адамовых лежащую, и испугался очень Сатана. Собака начала злобно лаять на дьявола. Окаянный же Сатана взял палку и истыкал всего человека Адама, сотворив в нём 70 недугов. И пришёл Иисус из горнего Иерусалима и увидел Адама, палкой исколотого. И сжалился [Иисус] над ним. И сказал Сатане: "Проклятый дьявол, что сотворил ты человеку сему, почему вложил [в него] недуги сии?" Toгда ответил дьявол, окаянный Сатана, [так] Господу говоря: "Если подступит какая болезнь [к] человеку сему, но минует [его], [он] до самого конца тебя не вспомнит. Если же заболеет, пострадает каким-нибудь недугом, тогда всегда тебя должен на помощь призывать в недугах сих". [И] прогнал Господь дьявола, и исчез дьявол. [И] прогнал [Господь дьявола] как свет [прогоняет] тьму. И оборотил [Господь] все недуги на него [дьявола].

И послал Господь ангела своего, повелел [ангелу] взять [букву] "аз" на востоке, [букву] "добро" на западе, [букву] "мыслете" на севере и на юге. И стал человек душой живою, [и] нарёк [Господь] имя ему Адам. Костей же сотворил Бог в Адаме 345. И был Адам царём всем землям, и птицам небесным, и зверям земным, и рыбам морским. И самовластие [свободную волю] дал ему [Адаму] Бог. И сказал Господь Адаму, [так] говоря: "Тебе служат солнце, и луна, и звёзды, и птицы небесные, и рыбы морские, и птицы, и скоты, и гады". И насадил Господь Бог рай на востоке и велел Адаму и велел Адаму [повтор в оригинальном тексте] пребывать [в нём]. А жена Адаму ещё не сотворена была. И вложил Господь Бог сон в Адама, и уснул Адам. И взял [Господь] его ребро левое и в том ребре вытянул руки и ноги и голову. И создал [Бог] ему [Адаму] жену в шестой день.