Астрология Камни Магия

Святитель Кирилл Ту́ровский. Писатель и проповедник Кирилл Туровский: биография, литературная деятельность В каком веке жил кирилл туровский

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

туровский философ древний русь

Социально-культурная деятельность Кирилла Туровского

Кирилл Туровский (1130, Туров, Туровское княжество -- около 1182), церковный деятель и писатель Древней Руси. Став епископом Турова, прославился как писатель и проповедник. Канонизирован Русской православной церковью в лике святителя, память совершается: 28 апреля и 4 июня (по юлианскому календарю).

Имя святителя Кирилла Туровского сияет золотыми буквами на скрижалях древнерусской литературы. Некогда сочинения этого церковного писателя почитались среди русских книжников наравне с творениями святых отцов Церкви, некогда он был почтен славой "паче всех на Руси" как "второй златословесный вития" (после Иоанна Златоуста). Именно поэтому его произведения переписывали из века в век и передавали от поколения к поколению. И именно благодаря этому многое из созданного Кириллом еще в XII веке дожило до XVII столетия и стало известно затем современной историко-филологической науке.

Однако, к сожалению, об этом замечательном поэте-гимнографе, мыслителе и проповеднике, несмотря на его долгую пожизненную литературную славу и вопреки тому, что довольно скоро после смерти он был причтен к лику святых подвижников Церкви, известно крайне мало. Сведения о нем содержатся в Ипатьевской летописи, в посвященной ему "Службе" и в кратком житийном сказании, которое, как предполагают, было составлено на рубеже XII-XIII веков и затем попало в русский "Пролог" в качестве статьи, приуроченной ко дню его церковной памяти.

В рукописных прологах сохранилась его житие - каноническая церковная биография: «Этот счастливый Кирилл родился и вырос в городе Турове. Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания». Получил хорошее домашнее воспитание, позднее постигал высшие науки и искусства от греческих учителей. Искусно владел образным народным и старославянским языками, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие.

Рано стал послушником одного из туровский монастырей. В 1161 году принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. После чего, как пишет автор его жития, «стремясь к большему подвигу, он ушёл в затвор на столп и прожил там некоторое время, работая в посте и молитвах, написал здесь многие Писании божественные». Кирилл Туровский был первым известным на Руси «столпником» (закрылся в монастырской келье, чтобы полностью предаться размышлениям и молитвам). Там он не только созерцает мир Божий и молился: в затвор молодой послушник перенёс богатую по тем временам библиотеку и написал там свои первые произведения.

Богословские труды Кирилла принесли ему известность и он, по требованию князя и горожан, был рукоположен в епископа города Туров. Согласно сообщению Ипатьевской летописи, это произошло в 1169 году.

В епископстве святой Кирилл совершил еще большие подвиги во славу Церкви Божией, особенно в годину постигшего ее смятения. В 1169 году некий Феодор, который за свои преступления впоследствии укоризненно прозван Феодорцем, возмечтал занять епископскую Владимиро-Суздальскую кафедру, приложив все старания к тому, чтобы она стала особой митрополией, независимой от Киевской митрополии, которой были подчинены все епископские кафедры на Руси. В Константинополе Феодор достиг только того, что патриарх Лука Хризоверг посвятил его в епископы, в учреждении же новой митрополии Феодору было занято. Заняв кафедру, Феодор самовольно не признал власти Киевского митрополита. Сей нечестивый Феодор не захотел послушаться великого князя владимирского Андрея Георгиевича Боголюбского, приказывавшего ему идти ставиться к митрополиту в Киев. Князь был к Феодору расположен, хотел ему добра, а он не только не пожелал доставления от русского митрополита, но и церкви все во Владимире запер, и не было в них ни звона, ни служения. За это Феодор был изгнан. Много людей пострадало от него, одни лишились имущества, другие обращены были в рабство, и не только простые люди, но и иноки, игумены. Вымогая у людей имущество, Феодор подвергал их даже пыткам. Неустанно следя за благоденствием всей Русской Церкви, святой Кирилл обличил ересь Феодора на основании Божественных писаний и проклял его. Великий князь Андрей изгнал Феодора и послал его в Киев, к митрополиту Константину, который лишил непокорного епископского сана, после чего Феодор был казнен.

Желая посвятить себя написанию богословских сочинений, святитель Кирилл оставил Туровскую кафедру и стал вести уединённый образ жизни. В этот период им были написаны «Слова» на весь годичный круг Господских праздников и иные душеполезные слова, из которых и образовались книги, написанные святым Кириллом от евангельских и пророческих сказаний. Составил святой Кирилл и молитвы и похвалы многим святым, и все свои многочисленные писания предал Церкви, на поучение и утешение верующим русским людям. Святой Кирилл составил, вероятно, свои слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились.

Каждое из перечисленных «Слов» святого Кирилла начинается приступом, в котором большей частью выражена какая-либо общая благочестивая мысль. В самом «Слове» далее обыкновенно изъясняется предмет праздника, раскрываются обстоятельства воспоминаемого события или излагается притча. При объяснении подробностей события или притчи, святой Кирилл почти везде показывает их переносный, таинственный смысл; краткие евангельские сказания Кирилл большей частью распространяет; в уста священных лиц влагает прекрасные речи. «Слова» святого Кирилла оканчиваются назиданием слушателям, или молитвой к Богу, или похвалой угодникам Божиим и молитвой к ним. Содержание этих возвышенных слов святого Кирилла обнаруживает совершенное его знание Священного Писания и сочинений многих отцов и учителей Церкви: Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Евлогия Александрийского, Прокла, архиепископа Константинопольского, и других, а также Симеона Метафраста, составителя житий святых и канонов.

Во время своего пребывания в Туровском Никольском монастыре святой Кирилл составлял и молитвы. Ему, несомненно, принадлежат молитвы на всю седмицу, в порядке ежедневных церковных служб, на каждый день от трех до шести молитв - после утрени, после часов, перед вечерней и после вечерни. Каждая из этих молитв святого Кирилла приспособлена к священным лицам и событиям, воспоминаемым на ежедневных церковных службах.

Древний жизнеописатель святого Кирилла сообщает, что святой Кирилл составил и «Канон великий о покаянии ко Господу по главам азбуки», и до сего времени дошел список «Канона молебного», сотворенного святым Кириллом.

Множество творений своих предал святой Кирилл Церкви. И не только люди русские поучались и наслаждались творениями святителя, но и в других странах славянских издревле переписывали их, читали, слушали и молились по ним.

Доброчестно пожив, сохранив порученную Богом паству в благоверии, святой Кирилл преставился в вечную и бесконечную жизнь.

Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. На протяжении многих столетий произведения Кирилла Туровского пользовались большой популярностью на восточнославянских землях. Они являются гордостью и достоянием не только белорусской и восточнославянской, но и всей славянской культуры.

Основная тема литературного наследия Кирилла Туровского - человек. Согласно его представлениям человек есть центр мироздания, венец всего творения. Ради человека сотворил Бог небо и землю, солнце и луну, реки и пустыни со всеми их обитателями. Однако сам человек в силу своей телесности и самовластности обречен на греховность. Кирилл Туровский страстно призывает людей встать на путь очищения.

Сам Кирилл Туровский предстает как человек высокой нравственности, защитник мучеников, слабых и обездоленных, что, естественно, импонировало простому люду. Мыслитель занимает активную общественную позицию. Он осуждает клевету, обиду, гордыню, зависть, гнев, насилие, скупость, мздоимство, сквернословие, злопамятство и многие другие человеческие пороки.

Современники называли Кирилла Туровского «русским Златоустом». Автор торжественных «Слов», поучений, молитв, канонов (сохранилось около 70 произведений). Один из первых просветителей на территории Белоруссии.

Литературное мастерство святителя Кирилла было высоко оценено современниками и потомками: его «Слова» и поучения входят в состав многих сборников (в том числе и в Торжественник) наряду с сочинениями византийских богословов и проповедников.

Кириллу Туровскому поставлены памятники в Турове, Гомеле и Минске, его имя носит Минская духовная академия. Наряду с Ефросиньей Полоцкой является одним из наиболее почитаемых белорусских святых.

Список литературы

1. Быстрова, А.Н. Мир культуры: Учеб. пособие. - М., 2000.

2. Гриненко Г. Хрестоматия по мировой художественной культуре.-М., 1998.

3. Гуревич, П.С. Философия культуры: Учеб. пособие. - М., 1995.

4. Угринович, Д.М. Искусство и религия. - М., 1996.

5. http://www.portal-slovo.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Этапы формирования философии Кирилла Туровского. Влияние восточнославянских мыслителей на развитие, становление белорусской государственности. Социальные условия становления личности Ефросиньи Полоцкой, основные направления деятельности просветительницы.

    реферат , добавлен 06.11.2010

    Древнерусская идеология 9-13 веков, исследование проблем становления личности в трудах Климента Смолятича и Кирилла Туровского. Характеристика общественно-политической мысли Древней Руси, влияние на нее принятия христианства и борьбы с завоевателями.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2009

    Политическое устройство Полоцкого княжества: органы власти и управления. Общественная жизнь и экономическое развитие Полоцкой земли. Особенности устройства Туровского княжества. Роль христианства в просвещёнии, открытии пути в европейскую цивилизацию.

    контрольная работа , добавлен 15.10.2014

    История возникновения и распространения христианства на белорусских землях. Единство Руси как главная идея произведений древнерусских политических и церковных деятелей. Место Е. Полоцкой, К. Туровского и К. Смолятича в культуре средневековой Белоруссии.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    День славянской письменности, просвещения и культуры. Значение обретения письменности народами Юго-Восточной Европы. Биографические сведения о Кирилле и Мефодии (до принятия сана). Просветительская деятельность братьев. Распространение славянской письменн

    реферат , добавлен 15.10.2005

    Особенности социально-экономического положения в России в XVII в. Обобщение основных причин классовых противоречий. Церковная реформа 50-60-х гг. XVII в. и церковный раскол. Взаимоотношения властей и казачества. Восстание под предводительством С. Разина.

    реферат , добавлен 21.01.2011

    Историко-культурный контекст, в котором проходила Реформации в Швейцарии. Оценка деятельности швейцарского реформатора Жана Кальвина в историческом аспекте. Анализ богословских, социально-политических и культурных взглядов французского реформатора.

    реферат , добавлен 20.05.2015

    Основные этапы жизни и влияние деятельности Прокоповича на проведение преобразований в церковной и культурной сфере. Значение творчества мыслителя на утверждение абсолютной монархии в России. Его роль в развитии русской науки и идей Просвещения в России.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2013

    Образование славянского государства. Редактирование трудов Нестора. Социально-экономическое развитие Руси. Возникновение научного антинорманизма. Современное состояние изучения ранней истории Древнерусского государства в современной исторической науке.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Биография, главные достижения, конференции, которые ведет А.И. Мещеряков, а также его нынешняя деятельность. Краткий обзор главных трудов Александра Мещерякова по истории Японии, общее описание и анализ работ, со ссылками на рецензии других японоведов.

Биография

Ранние годы

Сведений о его жизни немного. В рукописных прологах сохранилась его житие - каноническая церковная биография: «Сей блаженный Кирилл родился и вырос в городе Турове . Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания». Получил хорошее домашнее воспитание, позднее постигал высшие науки и искусства от греческих учителей. Искусно владел образным народным и старославянским языками, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие .

Рано стал послушником одного из туровских монастырей. В 1161 году принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре . После чего, как пишет автор его жития, «стремясь к большему подвигу, он ушёл в затвор на столп и прожил там некоторое время, работая в посте и молитвах, написал здесь многие Писании божественные ». Кирилл Туровский был первым известным на Руси «столпником» (закрылся в монастырской келье, чтобы полностью предаться размышлениям и молитвам). Там он не только созерцал мир Божий и молился: в затвор молодой послушник перенёс богатую по тем временам библиотеку и написал там свои первые произведения.

Епископство

Богословские труды Кирилла принесли ему известность и он, по требованию князя и горожан, был рукоположен в епископа города Туров. Согласно сообщению Ипатьевской летописи , это произошло в 1169 году .

В 1169 году Кирилл был участником церковного собора , осудившего епископа Феодора, занявшего Владимиро-Суздальскую кафедру , и пытавшегося отделиться от Киевской митрополии используя славолюбивые планы князя Андрея Боголюбского . Кирилл Туровский остроумно обличил ересь Феодора и проклял его, а Андрею Боголюбскому написал ряд посланий на эту тему, которые, однако, не сохранились.

11 августа 1169 года в день празднования 200-летия преставления святой княгини Ольги читал созданные им канон и стихиры в Софийском соборе в Киеве при золоченной раке равноапостольной княгини.

Завещал похоронить себя рядом со своими учителями у церкви святителя Николы в Турове.

Литературная деятельность

Желая посвятить себя написанию богословских сочинений, святитель Кирилл оставил Туровскую кафедру и стал вести уединённый образ жизни. В этот период им были написаны «Слова» на весь годичный круг Господских праздников , часть из которых сохранилась до нашего времени.

По мнению исследователей (И Ерёмина, В. Чемерицкого), литературному наследию Кирилла Туровского принадлежат 8 слов-проповедей, 2 притчи про душу и тело, или про слепого и хромого (краткая и полная редакция), 2 проповеди про монашеский чин и ангельский образ, 2 послания к Василию, игумену Печёрскому, 2 канона и около 30 исповедальных молитв, где с наибольшей глубиной проявилась личность писателя, его духовные переживания.

Умер просветитель в последнее десятилетие 12 века. его память православная и греко-католическая церковь почитает 28 апреля (11 мая по юлианскому календарю).

Литературное наследие

Произведения Кирилла Туровского приобрели большую популярность на Руси и распространялись в списках XII-XVII веков. Его молитвы печатались в Беларуси в «Евангелии учительном» (Заблудов , 1569 год) Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца , в «Молитвах повседневных» (Вевис , ; Вильно , ) и др. изданиях. В 1825 году К. Калайдович издал 15 произведений Кирилла в «Памятниках российской словесности XII в.». Позднее, епископ минский и туровский Евгений издал собрание его произведений в переводе на русский язык (Киев , 1880 год). Академическое издание литературного наследия белорусского просветителя осуществил И. Ерёмин в - годах. Ю. Лабынцев переиздал факсимильным способом (1956 год) молитвенные произведения Кирилла из виленского издания «Молитвы повседневные»

Литературное мастерство святителя Кирилла было высоко оценено современниками и потомками: его «Слова» и поучения входят в состав многих сборников (в том числе и в Торжественник ) наряду с сочинениями византийских богословов и проповедников. По одной из версий - автор «Слова о полку Игореве », хотя большинством историков это признано маловероятным.

Кириллу Туровскому поставлены памятники в Турове , Гомеле и Минске , его имя носит Минская духовная академия . Наряду с Ефросиньей Полоцкой является одним из наиболее почитаемых белорусских святых.

Напишите отзыв о статье "Кирилл Туровский"

Примечания

Литература

  • Ерёмин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // Труды Отдела древнерусской литературы / АН СССР. Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Я. С. Лурье . - 1962. - Т. 18. - С. 50 - 58. - 608 с. - 1 400 экз.
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кирилл Туровский

Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.
– Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку.
– Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство!
– Всё совсем благополучно?

Крупнейший древнерусский мыслитель и писатель Кирилл Туровский (ум. до 1182 г.) всю свою жизнь прожил в Турове, небольшом городе на реке Припяти, центре Турово-Пинского княжества. К сожалению, остается неизвестным время рождения владыки Кирилла - вероятно, 1110-е годы, - ни его мирское имя -«рекло». Сын состоятельных родителей, он не любил, однако же, богатства и тленной славы сего мира; но прежде всего старался постигнуть учение Божественных книг и достиг совершенного их познания». Получил хорошее домашнее воспитание, позднее постигал высшие науки и искусства от греческих учителей. Искусно владел образным народным и старославянским языками, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие. От дней безмятежной юности он не суетного, временного богатства и славы земной при дворах власть предержащих, хотя для мирской карьеры у любознательного и приятного обликом юноши были все возможности.

Уже в зрелые годы Кирилл ушел в монастырь. Вероятно, это была обитель во имя святителя Николая, на что указывает рукопись XV-XVI столетия, полученная, пс сведениям епископа Евгения (Творения св. отца нашего Кирилла епископа Туровскаго. К. 1880. C.LXXX), из Почаевской Лавры, в которой помещено пять молитв под названием "Молитвы умиления Кирилла монаха недостойнаго и многогрешнаго паче всех у Святаго Николы в Турове. В 1161 году принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. После чего, как пишет автор его жития, «стремясь к большему подвигу, он ушёл в затвор на столп и прожил там некоторое время, работая в посте и молитвах, написал здесь многие Писании божественные». Кирилл Туровский был первым известным на Руси «столпником» (закрылся в монастырской келье, чтобы полностью предаться размышлениям и молитвам). Там он не только созерцал мир Божий и молился: в затвор молодой послушник перенёс богатую по тем временам библиотеку и написал там свои первые произведения. Авторитет туровского затворника был столь велик, что, по инициативе местного князя Юрия Ярославича, Кирилл возводится в сан епископа города Туров. Согласно сообщению Ипатьевской летописи, это произошло в 1169 году. По сообщению Агиографа, новопоставленный иерарх "добре подвизается в Церкви Божией": умело управляет епархией, заботится о церковном благоустройстве, надзирает за городскими монастырями, поучает в своих проповедях мещан и священников. Многие проповеди этого времени проникнуты эсхатологическим пафосом ("Слово о страхе Божием", "Слово о втором пришествии", "Слово о мытарствах"), облеченным в понятные простому народу образы.

Став епископом, Кирилл принимает активное участие в очередном акте церковно-политической борьбы. В конце 1160-х годов Русскую митрополию сотрясает новая смута. Брат киевского тысяцкого Петра Борисовича, суздальский игумен Феодор, прозванный Федорцем, поначалу поддержанный князем Андреем Боголюбским, отправился Царьград и, не испросив согласия Киевского митрополита, обманом добился у патриарха назначения на Ростовскую кафедру. Митрополит отказался признать поставление Феодора и "писал игуменам и презвитерам, чтобы ему объявили: если он по его грамоте не приедет и благословения не примет - чтобы его тогда за епископа не почитали, с ним не служили и благословения от него не принимали" (В.Н. Татищев. Цит. соч. Т. З Стр. 91). Однако Федорец, ссылаясь на то, что он поставлен самим патриархом, отказался придти под благословение Киевского митрополита. Князь Андрей вскоре отказался от связи с Федорцем - вероятно под влиянием обращенных к нему посланий Кирилла Туровского, с которым, скорее всего, он был лично знаком, и получил в 1151 году от отца во владение среди иных городов Туров. В житии Туровского святителя непосредственно после общения о роли святого Кирилла в деле Федорца утверждается, что святой иерарх "Андрею Боголюбскому много посланий написал". Эти послания были связаны, видимо, с попытками примирения Киевского митрополита Константина с Федорцем, предпринимавшимися князем Андреем Юрьевичем. Однако Ростовский епископ не прекращал противостояния и "начал области церковные и монастырские грабить силою и противящихся людей побивать".

Князь Андрей, несмотря на свое прежнее уважение к Феодору, ибо тот "весьма учен был и сладкоречив, знал все предании и уставы церковные", арестовал его 8 мая 1169 года и отослал на митрополичий суд. Федорец был осужден и послан на покаяние в монастырь на Песий остров, где "начал... более злоречить митрополита и тяжкие ереси произносить, из-за чего он был отдан под суд Великому князю, который осудил его как богохульника, велел ему язык урезать, очи исторгнуть и руку правую, а потом главу отсечь" (В.Н.Татищев. Цит. соч. Т. З. Стр. 91). После столь суровой даже для того жестокого времени кары митрополитом был созван собор, на котором Федорец был проклят, а написанные им книги сожжены на торжище перед народом. Летопись не называет присутствовавших на этом соборе, но есть все основания предполагать, что Туровский епископ

Кирилл выступал на нем с обвинительной речью, ибо именно в этом смысле можно истолковать сообщение автора жития: "Ересь же Федорца, за укоризну его так нареченного, блаженный Кирилл от божественных писаний обличил и проклял его". Точно неизвестно, в чем заключалась ересь Федорца, изложенная в его книгах. Летописец говорит: «Не только как прежде, посты отвергал и монашество осуждал и отметал, но более того дерзнул хульные слова на Пресвятую Богородицу и святых Божиих угодников произносить дома и в поучениях церковных". Возможно, ересь эта была связана с учением Ария.

Кирилл Туровский оставил большое литературное наследство, несравнимое с наследием иных отечественных мыслителей того времени. За свои таланты уже вскоре после смерти он был прозван "вторым Златоустом", "просиявшим на Руси". Большой корпус произведений Кирилла Туровского, который дошел до нашего времени, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого древнерусского мыслителя в русском обществе. И это, конечно, не случайно, ведь Кирилл Туровский, как яркий, талантливый художник, великолепно владеющий словом, образом, стилем, умеющий так выстроить композицию, что на протяжении всего времени чтения внимание читателя не ослабевает. Не стоит забывать и другого факта -- Кирилл Туровский писал как прямой преемник школы византийских проповедников, чьи трактовки христианского вероучения набирали все большую силу в XII--XIII вв. Из сочинений Кирилла Туровского особый интерес представляет его "Притча о человеческой душе и теле" (другое название -- "Повесть о слепце и хромце"). Это и другие произведения Кирилла Туровского неоднократно исследовались и публиковались.

Произведения Кирилла Туровского пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники наряду с творениями отцов Церкви. И это было вполне заслуженно, ведь его сочинения отличались не только глубиной содержания, но и высочайшим литературным мастерством. Один из первых исследователей его творчества И.П. Еремин отмечал, что именно Кирилл Туровский довел до совершенства метод символически-аллегорического толкования Священного Писания, сочетая смелую образность изложения с изысканной стилистикой и настоящей художественностью слова.

Причем, Кирилл не ограничивал себя лишь цитированием ветхо- и новозаветных сюжетов. Нередко он домысливал их, дописывал, превращал в пространное повествование. Так, используя небольшой эпизод об исцелении Иисусом Христом человека, страдающего параличом (Ин, 5:1-19), Кирилл Туровский пишет "Слово о расслабленном". В этом "Слове", домыслив евангельский эпизод, он создает грандиозную картину взаимоотношений человека с Богом, по сути дела, обобщенный портрет человечества.

Интересно, что в своих произведениях Кирилл порой использовал тексты неканонические, а то и нехристианские. Например, в основе "Притчи о человеческой душе и о теле" лежит сюжет, взятый Кириллом из Вавилонского Талмуда ("Беседа императора Антонина с раввином"). Где могла возникнуть славянская переработка этого сюжета, которой, судя по всему, и воспользовался Кирилл Туровский, в Болгарии Х в. или в Древней Руси, хорошо знакомой с иудеями и иудаизмом, сказать сегодня трудно.

Главная тема религиозно-философского творчества Кирилла Туровского -- проблема человека и его служения Господу. Ведь, в самом деле, лишь человек, как "венец Творения" способен бороться за торжество Божией правды на земле.

Кирилл создает в своих сочинениях настоящую похвальную песнь человеку, ради которого Господом создан весь мир. "Аз бых человек, да Богомь человека сътворю! -- восклицает Кирилл Туровский устами Иисуса Христа в "Слове о расслабленном". -- …И кто ин Мене верней служай тобе? Тобе всю тварь, на работу створих; небо и земля тобе служита -- оно влагою, а си плодомь. Тебе ради солнце светом и теплотою служить, и луна съ звездами нощь обеляеть!.. Тебе ради реки рыбы носять и пустыни звери питаеть!" И, главное: "Тебе ради, бесплътьн сы, плътию обложихъся, да всех душевныя и телесныя недугы ицелю! Тебе ради, невидим сы ангельскым силам всем, человеком явихъся, не хощю бо Моего образа в тлении презрети лежаща, нъ хощю и спасти и в разум истиньный привести. И глаголеши: Человека не имам!"

Но именно потому, что человек есть Божие творение, он обязан подавлять в себе все земное, плотское и греховное ради чистоты духовной. В "Притче о человеческой душе и о теле" (второе название -- "Слово о слепце и хромце") Кирилл в символически-аллегорической форме раскрывает перед читателями существо взаимоотношений тела и души.

Суть притчи такова. Некий домовитый человек, устроив виноградник, посадил охранять свои владения слепца и хромца, понадеявшись на то, что эти убогие люди не смогут проникнуть за ограду. За исполнение работы он пообещал им плату, за воровство -- наказание. И все же сторожа соблазнились легкой добычей, хромец сел на слепца, они вдвоем вошли в виноградник и обокрали все добро, за что и были наказаны.

Кирилл Туровский насыщает эту притчу многочисленными образами. Домовитый человек -- это Бог Отец, Его Сын -- это Иисус Христос, виноградник -- это земля и мир, а то, что внутри виноградника -- рай, ограда вокруг виноградника -- Закон Божий и заповеди, слуги домовитого человека -- ангелы, пища -- Слово Божие, незапертые ворота -- устроенный Господом порядок и возможность познания "Божия сущьства". Наконец, образы хромца и слепца. "Хромець есть тело человече, а слепец есть душа", а вместе они -- образ человека. При этом, "тело без душа хромо ест и не наричеться человек, но труп".

В толковании Кирилла, смысл притчи в том, что Господь, создав мир и землю, обещал даровать ее в свое время человеку, но человек, преступив закон Божий, решил сам взять обещанное.

Интересно, что в интерпретации Кирилла Туровского инициатором преступления становится слепец (т.е. душа) -- именно слепец услышал сладкий запах из виноградника и уговорил хромца обокрасть виноградник, именно он несет на себе хромца. Туровский специально комментирует этот сюжет: "Вижь душевное бремя грехъ".

Однако виновен и хромец, даже, быть может, более виновен, нежели слепец. Ведь это хромец расписывает прелести виноградника и соблазняет ими слепца, перед чем слепец не может устоять. Иначе говоря, тело -- это непосильное бремя для души, которая не может устоять перед телесными соблазнами и, тем самым, обрекает человека на преступление перед Господом. "Се помышления суть ищющехъ не о Бозе света сего санов и о телеси токмо пекущихся, не чающихъ ответа о делехъ въздати, но акы суетну пару свою душу в ветръ полагающем".

Но в результате виновны оба -- и хромец, и слепец. Первый -- потому, что искушал, второй -- потому что не устоял перед искушением. Причина же тому -- забвение Божиих заповедей, излишняя забота о теле и безразличие к своей душе: "бестрашие Божия заповеди и о телеси печение нерожение же о своей души".

Однако и это не главная причина. Основная причина совершения греха -- забвение страха Божиего, ибо все искренне верующие и жаждущие посмертного воскресения, руководствуются именно страхом Божиим: "Никто же бо страх Божий имея, в плотскых прельститься… -- никто же смерти чая и по смерти пакы въскресения". В другом месте Туровский пишет: "Покайся о злобе, о зависти, о льсти, о убийстве, о лжи, смирися, постися, бди, на земле лежи. Но понеже сего створи, но изыде от лица Божия -- недальствомь земля, но неименьемь страха Божия при свои души".

В этом случае, Кирилл Туровский явно является продолжателем "линии Феодосия", развивающим именно византийскую традицию в русском православии. Это тем более заметно в сюжетах, посвященных Церкви. Вообще в толковании "Притчи о человеческой душе" Кирилл Туровский постоянно проводит идею Церкви, как главного вместилища Господней благодати. При этом в его толкованиях появляются трактовки роли Церкви, которых не было в сочинениях, например, Илариона, Климента Смолятича или Иакова Мниха. Так, говоря о крещении Иларион и Иаков Мних пишут, прежде всего, о роли князя Владимира и, конечно же, Самого Господа, просветившего русского князя. Кирилл Туровский делает уже совсем другие акценты. "Рай бо место есть свято, яко же церкви олтарь, -- пишет Кирилл Туровский. -- Церкви бо всемъ входна. Та бо ны есть мати, поражающи вся крещениемъ и питающи живущая в ней нетрудно, одевающи же и веселящи вся вселшаяся в ню".

Следовательно, теперь, в XII в., в жизни русского общества значительно возрастает роль самой Церкви и именно с ней связывается сам факт крещения, а значит и возможности посмертного спасения. Более того, смысл служения Господу начинает связываться не с столько добрыми делами, сколько с ревностным исполнением обетов и ритуалов. Да и само служение Господу, восходящее к идее страха Божиего, приобретает более мрачные черты, нежели это понималось в раннем русском христианстве.

Нельзя не рассмотреть и еще одну проблему, которая выражена Кириллом Туровским в аллегорических образах "Притчи о человеческой душе и о теле" -- проблему познания. Как можно заметить, у Кирилла, в полном соответствии с догматами, Господь дает человеку знания только в форме Откровения и запрещает ему преступать те пределы познания, которые Он установил. Однако человек то и дело впадает в "Адамово высокомыслие" и, побуждаемый греховными желаниями, постоянно нарушает Божественный запрет. Тем самым человек обкрадывает сам себя, как обокрали сами себя слепец и хромец. Поэтому Кирилл резко осуждает любые попытки своеволия в области познания и признает абсолютную непознаваемость "внутренней сущности" Бога.

Вывод же, который делает Кирилл Туровский из своих рассуждений, однозначен, -- каждый человек должен крепить свою душу и изгонять телесные искушения. Только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного, и он будет достоин вечного спасения.

В этом смысле мировоззренческие устои Кирилла Туровского были более чем крепки. И в жизни, и в своих сочинениях он выступает как сторонник "печерской идеологии", мистико-аскетической трактовки христианского вероучения. "Что есть древо животное? -- спрашивает Кирилл и отвечает: -- Смиреномудрие, ему же корень исповеданье… Того корене стебло -- благоверье… Того стебла многи и различны ветви -- мнози бо, рече, образи покаяния: слезы, пост, молитва чиста, милостыни, смирение, вздыхания и прокая. Тех ветвий добродетелий плод: любы, послушанье, покорение, нищелюбье -- мнози бо суть путье спасения".

Следовательно, не само крещение открывает путь человеку к спасению, но постоянная, каждодневная, ежесекундная забота о душе, чистая молитва, смиренность, покаяние, смирение и т.д. Иначе говоря, истинный путь спасения открыт только иноку, причем иноку, соблюдающему самые жесткие правила монашеского жития. Более того, Кирилл приверженец самых суровых форм монашества -- затворничества и столпничества. Ибо только абсолютный отказ от мирских, плотских забот и полное смирение отождествлялись у него с идеей служения Господу, чему человек обязан посвятить свою земную жизнь.

В "Слове о бельцах и монашестве" Кирилл Туровский утверждает, что монах должен быть носить самую грубую одежду -- власяницу, суконные одежды или облачения из козьих шкур, ибо "всяка бо добра риза и плотьское украшенье чюжь есть игумена и всего мнишьскаго уставленья". Монастырский устав должен быть таков, чтобы "никтоже своевольство имать, но всеем вся обьща суть, суть бо вси под игуменом, аки уди телеснии под единою главою, съдеръжыми духовными жилами". И Кирилл Туровский далее усиливает аскетический аспект монашеской жизни, говоря, что истинный монах -- это полный аскет и молчальник: "А иже в нем седяй мужь, в последний нищете, -- се есть весь чернечьскый чин. Седение же безмолвие являеть…".

Поэтому монастырь, в его понимании, -- это идеал, образец земного существования, единственное место, где человек может справиться с дьявольскими искушениями. Более всего Кирилл Туровский прославляет Киево-Печерский монастырь и его игумена Феодосия Печерского, говоря, что он больше всех возлюбил Бога, но и Бог его за это возлюбил больше всех: "И все яве есть от Федоса игумена Печерьского, иже в Киеве, понеже нелицимерно мнишьствова възлюбив Бога и братью свою акы своя уды; темже и Бог възлюби и место его ради прослави паче всех, иже монастырь в Руси".

И недаром сам Кирилл Туровский считается духовным наследником Феодосия Печерского, самым ярким и талантливым представителем византийской традиции в отечественной религиозно-философской мысли XII века.

Так же как и Феодосий Печерский, Кирилл Туровский был непримирим ко всякого рода ересям и инакомыслию. Так, в "Слове и похвале святым отцам Никейского собора" он яростно обличает арианство, которое, видимо, еще таилось в каких-то русских христианских общинах. Особое неприятие вызывало у Кирилла какое-либо покушение на единство Церкви. Поэтому "Притча о человеческой душе и о теле" -- это, помимо прочего, острый памфлет, написанный в конце 60-х -- начале 70-х годов XII века по мотивам "дела Феодорца" ("слепец" -- это ростовский епископ Феодор, "хромец" -- Андрей Боголюбский, который и в самом деле был хромым).

Но, если вспомнить, поучения преподобного Феодосия были направлены, прежде всего, к монашеской братии и к киевским князьям. Кирилл Туровский идет дальше -- он формулирует "печерский идеал" как идеал общественный, как нравственный призыв, обращенный уже ко всему русскому обществу.

Современники называли Кирилла Туровского «русским Златоустом». Автор торжественных «Слов», поучений, молитв, канонов (сохранилось около 70 произведений). Один из первых просветителей на территории Белоруссии.

Литературные произведения святого Туровского иерарха были безусловным открытием для большинства его современников. Это обусловило их распространение во многочисленных рукописных копиях, а после - тиражирование в печатнях, благодаря чему более 60 произведений, "кои и до сих пор держат верные русские люди" - почти невероятное для средневекового русского автора количество - сохранилось до нашего времени. И все же, по нашему мнению, маловероятно, что святитель Кирилл Туровский, строгий наставник христиан, мог быть автором проникнутого языческими мотивами "Слова о полку Игореве", как об этом все чаще говорят.

В житии святого Кирилла не упоминается о какой-либо деятельности блаженного иерарха, кроме дидактической, однако мы можем судить, что именно его усилиями в Турове был возведен большой собор, остатки которого найдены археологами и датируются концом XII столетия.

Нам ничего не известно о том, как и когда скончался святитель Кирилл. Мы знаем лишь, что в 1184 году (В.Н. Татищев. Цит. соч. Т. З. Стр. 130) на поставлении игуменом Киевской Лавры Василия присутствовал уже преемник Кирилла на туровской кафедре - епископ Лаврентий. Обыкновенно считается, что самого белорусского Златослова в это время уже не было среди живых, однако факты свидетельствуют о противоположном. Известны два послания святого Кирилла к игумену Василию и, как свидетельствует их стиль, отношения духовной любви между этими праведными мужами были достаточно давними. В одном из этих поучений владыка Кирилл упоминает, что Василий построил вокруг монастыря каменную ограду, а поскольку для такой трудоемкой работы требовалось немалое время, следует признать, что Туровский святитель был жив в середине 80-х, а возможно и в 90-е годы, хотя уже и не являлся епископом. Из этого закономерно следует вывод (если, разумеется, считать аутентичными послания к Василию), что святитель Кирилл оставил кафедру и удалился в один из городских монастырей, вероятно, Борисоглебский. Причины этого неизвестны, о них можно только догадываться, читая проникнутое горечью Слово, в котором святой Кирилл молит не забывать своих наставников, молиться о них, быть благодарными им, не уподобляться псу, замерзавшему от мороза, который, когда его накормили и обогрели, стал лаять на своего благодетеля.

Церковное почитание святого Кирилла, епископа Туровского, началось вскоре после его блаженной кончины, что подтверждает рукописный "Соборник" ХШ века, в котором помещены некоторые Слова святителя и где их автор называется уже святым монахом. Термин "монах" может свидетельствовать о том, что во время написания этих творений Кирилл уже не был епископом. Однако могло случиться и так, что сам автор в смирении своем не именовал себя епископом, а слово "святой" дописано последующими переписчиками. Не позднее XIV века было написано и проложное житие русского Златоуста, а вместе с ним - и служба святому, древние списки которой не сохранились. Житие и служба были написаны в Турове, ибо свя¬титель Кирилл почитался, очевидно, только местно. Неизвестно также, произошла ли его официальная канонизация.

Облик святого Туровского иерарха описан в "Подлиннике" так: "Подобием надсед, власы с ушей, брада с Николину, но не курчевата - проста, риза святительская, во амофоре".

Кириллу Туровскому поставлены памятники в Турове, Гомеле и Минске, его имя носит Минская духовная академия. Наряду с Ефросиньей Полоцкой является одним из наиболее почитаемых белорусских святых.

Выходец из богатой семьи, он получил прекрасное богословское образование, кроме того, специально обучался красноречию. Уже в зрелые годы Кирилл ушел в монастырь. Стремясь к подвигам во имя Христова и не удовлетворясь обычными монашескими тяготами, он через некоторое время покидает обитель и затворяется «в столп» - уединенную башню, где предается духовному самосовершенствованию и литературным занятиям. Авторитет туровского затворника был столь велик, что, по инициативе местного кн. Юрия Ярославича, Кирилл возводится в сан епископа (это произошло до 1169).

Став епископом, Кирилл принимает активное участие в церковно-политической борьбе. В это время Владимирский кн. Андрей Боголюбский поставил в Ростове епископом некого Феодора, выгнав из города епископа-грека. Киевский митр. Константин, тот самый, который сместил Климента Смолятича, резко воспротивился своевольству и, призвав на помощь константинопольского патриарха, потребовал отменить поставление. В итоге Андрей Боголюбский уступил, а «лжеепископ Феодорец» - как презрительно называют его летописные источники - был обвинен в ереси и казнен в 1169. Во всех этих событиях Кирилл Туровский занимал сторону киевского митрополита. Более того, именно об обличении Феодорца, как главной заслуге Кирилла, говорится в его проложном Житии.

Кирилл Туровский оставил большое литературное наследство, несравнимое с наследием иных отечественных мыслителей того времени. За свои таланты уже вскоре после смерти он был прозван «вторым Златоустом», «просиявшим на Руси». Большое количество произведений Кирилла Туровского, дошедших до нашего времени, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого мыслителя в русском обществе. Кирилл Туровский, яркий, талантливый художник, великолепно владевший словом, образом, стилем, умел так излагать свои мысли, что на протяжении всего времени чтения внимание читателя не ослабевало. Кирилл Туровский выступал как прямой преемник школы византийских проповедников, чьи трактовки христианского вероучения набирали все большую силу в XII - XIII вв. Из сочинений Кирилла Туровского особый интерес представляет его «Притча о человеческой душе и теле» (др. название - «Повесть о слепце и хромце»).

Произведения Кирилла Туровского пользовались такой популярностью и авторитетом, что включались в рукописные сборники наряду с творениями отцов Церкви. И это было вполне заслуженно - ведь его сочинения отличались не только глубиной содержания, но и высочайшим литературным мастерством. Один из первых исследователей его творчества И. П. Еремин отмечал, что именно Кирилл Туровский довел до совершенства метод символически-аллегорического толкования Священного Писания, сочетая смелую образность изложения с изысканной стилистикой и настоящей художественностью слова.

Причем Кирилл не ограничивал себя лишь цитированием ветхо- и новозаветных сюжетов. Нередко он домысливал их, дописывал, превращал в пространное повествование. Так, используя небольшой эпизод об исцелении Иисусом Христом человека, страдающего параличом (Ин. 5; 1-19), Кирилл Туровский пишет «Слово о расслабленном». В этом «Слове», домыслив евангельский эпизод, он создает грандиозную картину взаимоотношений человека с Богом, по сути дела, обобщенный портрет человечества.

Интересно, что в своих произведениях Кирилл порой использовал тексты неканонические, а то и нехристианские. Напр., в основе «Притчи о человеческой душе и о теле» лежит сюжет, взятый Кириллом из Вавилонского Талмуда («Беседа императора Антонина с раввином»). Где могла возникнуть славянская переработка этого сюжета, которой, судя по всему, и воспользовался Кирилл Туровский, в Болгарии Х в. или в Древней Руси, хорошо знакомой с иудеями и иудаизмом, сказать сегодня трудно.

Главная тема религиозно-философского творчества Кирилла Туровского - проблема человека и его служения Господу. В самом деле, лишь человек, как «венец Творения», способен бороться за торжество Божией правды на земле.

Кирилл создает в своих сочинениях похвальную песнь человеку, ради которого Господом создан весь мир. «Аз бых человек, да Богомь человека сътворю! - восклицает Кирилл Туровский устами Иисуса Христа в “Слове о расслабленном”. - …И кто ин Мене верней служай тобе? Тобе всю тварь, на работу створих; небо и земля тобе служита - оно влагою, а си плодомь. Тебе ради солнце светом и теплотою служить, и луна съ звездами нощь обеляеть!.. Тебе ради реки рыбы носять и пустыни звери питаеть!» И главное: «Тебе ради, бесплътьн сы, плътию обложихъся, да всех душевныя и телесныя недугы ицелю! Тебе ради, невидим сы ангельскым силам всем, человеком явихъся, не хощю бо Моего образа в тлении презрети лежаща, нъ хощю и спасти и в разум истиньный привести. И глаголеши: Человека не имам!»

Лучшие дня

Но именно потому, что человек есть Божие творение, он обязан подавлять в себе все земное, плотское и греховное ради чистоты духовной. В «Притче о человеческой душе и о теле» (второе название - «Слово о слепце и хромце») Кирилл в символически-аллегорической форме раскрывает перед читателями существо взаимоотношений тела и души.

Суть притчи такова. Некий домовитый человек, устроив виноградник, посадил охранять свои владения слепца и хромца, понадеявшись на то, что эти убогие люди не смогут проникнуть за ограду. За исполнение работы он пообещал им плату, за воровство - наказание. И все же сторожа соблазнились легкой добычей, хромец сел на слепца, они вдвоем вошли в виноградник и украли все добро, за что и были наказаны.

Кирилл Туровский насыщает эту притчу многочисленными образами. Домовитый человек - это Бог Отец, Его Сын - это Иисус Христос, виноградник - это земля и мир, а то, что внутри виноградника - рай, ограда вокруг виноградника, - Закон Божий и заповеди, слуги домовитого человека - ангелы, пища - Слово Божие, незапертые ворота - устроенный Господом порядок и возможность познания «Божия сущьства». Наконец, образы хромца и слепца. «Хромець есть тело человече, а слепец есть душа», а вместе они - образ человека. При этом «тело без душа хромо ест и не наричеться человек, но труп».

В толковании Кирилла, смысл притчи в том, что Господь, создав мир и землю, обещал даровать ее в свое время человеку, но человек, преступив закон Божий, решил сам взять обещанное.

Интересно, что в интерпретации Кирилла Туровского инициатором преступления становится слепец (т. е. душа) - именно слепец услышал сладкий запах из виноградника и уговорил хромца обокрасть виноградник, именно он несет на себе хромца. Туровский специально комментирует этот сюжет: «Вижь душевное бремя грехъ».

Однако виновен и хромец, даже, быть может, более виновен, нежели слепец. Ведь это хромец расписывает прелести виноградника и соблазняет ими слепца, перед чем слепец не может устоять. Иначе говоря, тело - это непосильное бремя для души, которая не может устоять перед телесными соблазнами и тем самым обрекает человека на преступление перед Господом. «Се помышления суть ищющехъ не о Бозе света сего санов и о телеси токмо пекущихся, не чающихъ ответа о делехъ въздати, но акы суетну пару свою душу в ветръ полагающем».

Но в результате виновны оба - и хромец, и слепец. Первый - потому что искушал, второй - потому что не устоял перед искушением. Причина же тому - забвение Божиих заповедей, излишняя забота о теле и безразличие к своей душе: «бесстрашие Божия заповеди и о телеси печение нерожение же о своей души».

Однако и это не главная причина. Основная причина совершения греха - забвение страха Божиего, ибо все искренне верующие и жаждущие посмертного воскресения руководствуются именно страхом Божиим: «Никто же бо страх Божий имея, в плотскых прельститься… - никто же смерти чая и по смерти пакы въскресения». В др. месте Туровский пишет: «Покайся о злобе, о зависти, о льсти, о убийстве, о лжи, смирися, постися, бди, на земле лежи. Но понеже сего створи, но изыде от лица Божия - недальствомь земля, но неименьемь страха Божия при свои души».

В этом случае Кирилл Туровский явно является продолжателем «линии Феодосия», развивающим именно византийскую традицию в русском Православии. Это тем более заметно в сюжетах, посвященных Церкви. В толковании «Притчи о человеческой душе» Кирилл Туровский постоянно проводит идею Церкви как главного вместилища Божьей благодати. При этом в его толкованиях появляются трактовки роли Церкви, которых не было в сочинениях, напр., Илариона, Климента Смолятича или Иакова Мниха. Так, говоря о Крещении Руси, Иларион и Иаков Мних пишут прежде всего о роли кн. Владимира и, конечно же, Самого Господа, просветившего русского князя. Кирилл Туровский делает уже совсем др. акценты. «Рай бо место есть свято, яко же церкви олтарь, - пишет Кирилл Туровский. - Церкви бо всемъ входна. Та бо ны есть мати, поражающи вся крещениемъ и питающи живущая в ней нетрудно, одевающи же и веселящи вся вселшаяся в ню».

Следовательно, в XII в. в жизни русского общества значительно возрастает роль самой Церкви и именно с ней связывается сам факт крещения, а значит и возможности посмертного спасения. Более того, смысл служения Господу начинает связываться не столько с добрыми делами, сколько с ревностным исполнением обетов и ритуалов. Да и само служение Господу, восходящее к идее страха Божиего, приобретает более мрачные черты, нежели это понималось в раннем русском христианстве.

Нельзя не рассмотреть и еще одну проблему, которая выражена Кириллом Туровским в аллегорических образах «Притчи о человеческой душе и о теле» - проблему познания. Как можно заметить у Кирилла, в полном соответствии с догматами, Господь дает человеку знания только в форме Откровения и запрещает ему преступать те пределы познания, которые Он установил. Однако человек то и дело впадает в «Адамово высокомыслие» и, побуждаемый греховными желаниями, постоянно нарушает Божественный запрет. Тем самым человек обкрадывает сам себя, как обокрали сами себя слепец и хромец. Поэтому Кирилл резко осуждает любые попытки своеволия в области познания и признает абсолютную непознаваемость «внутренней сущности» Бога.

Вывод же, который делает Кирилл Туровский из своих рассуждений, однозначен - каждый человек должен крепить свою душу и изгонять телесные искушения. Только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного, и он будет достоин вечного спасения.

В этом смысле мировоззренческие устои Кирилла Туровского были более чем крепки. И в жизни, и в своих сочинениях он выступает как сторонник «печерской идеологии», мистико-аскетической трактовки христианского вероучения. «Что есть древо животное? - спрашивает Кирилл и отвечает: - Смиреномудрие, ему же корень исповеданье… Того корене стебло - благоверье… Того стебла многи и различны ветви - мнози бо, рече, образи покаяния: слезы, пост, молитва чиста, милостыни, смирение, вздыхания и прокая. Тех ветвий добродетелий плод: любы, послушанье, покорение, нищелюбье - мнози бо суть путье спасения».

Следовательно, не само крещение открывает путь человеку к спасению, но постоянная, каждодневная, ежесекундная забота о душе, чистая молитва, смиренность, покаяние, смирение и т. д. Иначе говоря, истинный путь спасения открыт только иноку, причем иноку, соблюдающему самые жесткие правила монашеского жития. Более того, Кирилл - приверженец самых суровых форм монашества - затворничества и столпничества. Ибо только абсолютный отказ от мирских, плотских забот и полное смирение отождествлялись у него с идеей служения Господу, чему человек обязан посвятить свою земную жизнь.

В «Слове о бельцах и монашестве» Кирилл Туровский утверждает, что монах должен носить самую грубую одежду - власяницу, суконные одежды или облачения из козьих шкур, ибо «всяка бо добра риза и плотьское украшенье чюжь есть игумена и всего мнишьскаго уставленья». Монастырский устав должен быть таков, чтобы «никтоже своевольство имать, но всеем вся обьща суть, суть бо вси под игуменом, аки уди телеснии под единою главою, съдеръжыми духовными жилами». И Кирилл Туровский далее усиливает аскетический аспект монашеской жизни, говоря, что истинный монах - это полный аскет и молчальник: «А иже в нем седяй мужь, в последний нищете, - се есть весь чернечьскый чин. Седение же безмолвие являеть…».

Поэтому монастырь, в его понимании, - это идеал, образец земного существования, единственное место, где человек может справиться с дьявольскими искушениями. Более всего Кирилл Туровский прославляет Киево-Печерский монастырь и его игум. Феодосия Печерского, говоря, что он больше всех возлюбил Бога, но и Бог его за это возлюбил больше всех: «И все яве есть от Федоса игумена Печерьского, иже в Киеве, понеже нелицимерно мнишьствова възлюбив Бога и братью свою акы своя уды; темже и Бог възлюби и место его ради прослави паче всех, иже монастырь в Руси».

И недаром сам Кирилл Туровский считается духовным наследником Феодосия Печерского, самым ярким и талантливым представителем византийской традиции в отечественной религиозно-философской мысли XII в.

Так же как и Феодосий Печерский, Кирилл Туровский был непримирим ко всякого рода ересям и инакомыслию. Так, в «Слове и похвале святым отцам Никейского собора» он яростно обличает арианство, которое, видимо, еще таилось в каких-то русских христианских общинах. Особое неприятие вызывало у Кирилла какое-либо покушение на единство Церкви. Поэтому «Притча о человеческой душе и о теле» - это, помимо прочего, острый памфлет, написанный в к. 60-х - н. 70-х XII в. по мотивам «дела Феодорца» («слепец» - это ростовский еп. Феодор, «хромец» - Андрей Боголюбский, который и в самом деле был хромым).

Но, если вспомнить, поучения прп. Феодосия были направлены прежде всего к монашеской братии и к киевским князьям. Кирилл Туровский идет дальше - он формулирует «печерский идеал» как идеал общественный, как нравственный призыв, обращенный уже ко всему русскому обществу.

Кирилл Туровский является одним из самых значимых просветителей и церковных деятелей Древней Руси. Большая часть его деятельности приходится на земли, в нынешнюю пору принадлежащие Беларуси. Значительную часть жизни церковный служитель прожил именно в Турове, поэтому епископ и стал именоваться соответствующим образом. В то время поселение было совсем небольшим. Его даже трудно было именовать городом, однако деятельность священника оказалась настолько выдающейся и опередившей свое время, что созданные им писания использовались в православии на протяжении длительного времени. В настоящее же время его лик по праву причислен к святым.

Рождение богослова пришлось на далекий 1130 год. Туровское вняжество, существовавшее в X-XIV веках, в то время располагалось в граница между средним и нижним течением Припяти. Появление на свет долгожданного наследника стало знаменательным событием для состоятельной семьи. Религиозное образование считалось одним из самых достойных. Поэтому достойное положение общества для будущего богослова было предопределенным вопросом. Помимо изучения церковных писаний он обучался красноречию, письменности и каллиграфии. В совершенстве овладел основными древнерусскими языками, а также византийской историей. Примечательной особенностью стало довольно раннее осознание отсутствия тяги к роскошной и праздной жизни, которую вели его родители и родственники. Во многом поэтому решил стать послушником туровского монастыря. Присяга и посвящение произошло примерно в 1161 году.

Довольно быстро Кирилл Туровский осознал, что стандартное служение в церкви недостаточно для него. Желание послужить Господу в более значимом виде сподвигло его на своеобразное решение о затворничестве. В то время уединенные священники затворялись в так называемый «столп», которым по обыкновению являлась башня здания. Сделано было это для того, чтобы лучше познать себя, а также все свое время посвятить духовному самосовершенствованию, разговору с Богом и литературным знаниям. В этот период Туровским создаются первые значимые божественные писания. Особенностью его работ является не простое цитирование Ветхого и Нового Заветов, а дополнение религиозных текстов своими комментариями и появлениями.

Крайне быстро его работы обрели широкую известность. Стали настолько распространены, что их стали включать в церковные сборники. Молитвы стали использоваться не только в местных храмах, но и в соседних княжествах. Спустя некоторое время (примерно в 1169 году) Кирилл Туровский за свою деятельность, а также обретенный авторитет, получает почетный титул епископа от правившего в то время князя Юрия Ярославича. Литературная деятельность хоть и была ключевой, часто Кирилл принимал участие в церковных соборах, на которых решались основные вопросы православия. Так, к примеру, в 1169 году ему удалось разоблачить деятельность епископа Федора, который призывал к отделению от Киевской метрополии. Известно о том, что проклял священника и направлял ему тематические послания. Авторитет Туровского позволил прислушаться и предотвратить раскол. Работы в виде молитв и прочих писаний оказались настолько значимыми, что в последующем постоянно печатались в том же «Евангелии учительском» не территории современной Беларуси в XVI-XVII веках. В XIX веке издавались памятные сборники основных работ Кирилла Туровского, что позволило их сохранить фактически в полном объеме до наших дней.

Своей яркой и значимой деятельностью после смерти был назван «вторым Златоусом», который ярче других просиял на Руси. Что важно: основная часть созданных произведений Туровского дошла до современников. Изучение религиозных текстов позволяет сделать вывод о том, что выдающийся богослов был не только значимым священником, но и мыслителем, и даже философом. Несмотря на ключевое влияние в формировании его мировоззрения пришлось на византийский священнописателей, ему удалось выработать собственный стиль, актуализированный к древнерусской действительности. В настоящее время его имя почитается, в честь Туровского установлены памятники в Минске, Гомеле и Турове, названа Духовная академия в Минске. Причислен к одному из самых значимых белорусских святых наравне с Ефросиньей Полоцкой.