Астрология Камни Магия

Капелла киджи, рафаэль санти и скульптурные шедевры джованни лоренцо бернини. Церковь санта мария дель пополо Мария дель пополо

Как только вы войдете в Рим через северные ворота (античная Порта Фламиния, ныне Порта дель Пополо), с левой стороны вашему взгляду явится скромный возрожденческий фасад церкви, посвященной Святой Богородице. Скромная внешность обманчива, а великолепие с древним обелиском в центре настойчиво зазывает не останавливаться и идти вперед. Остановитесь, пожалуйста. И посетите сначала церковь.

Ваше терпение вознаградится сторицей. Вы будете приятно удивлены контрастом между сдержанным ренессансным оформлением снаружи и пылающим многоцветьем барочного интерьера. В Риме не так много церквей, над оформлением которых работали вдохновенно многие выдающиеся мастера искусства. Базилике Санта Мария дель Пополо уделяли пристальное внимание римские папы, с нею связаны легенды.

Могила императора Нерона и народная легенда

В античную эпоху на месте церкви находился мавзолей рода Домициев , к которому принадлежал император Нерон (Луций Домиций Агенобарб). После самоубийства императора его прах веками покоился в этом семейном склепе. Однако, как мы знаем, при Нероне были казнены святые апостолы Петр, Павел и тысячи христиан, что вызвало стойкое представление о нем как об Антихристе. Со времен раннехристианских общин также бытовало мнение, что Нерон-Антихрист может вернуться и принести с собой горе и смерть.

На фото слева (изящная гравюра Д. Пиранези - кликните!) изображен склеп Нерона. На руинах этой могилы со временем, согласно преданию, вырос огромный грецкий орех, в кроне которого поселились вороны и демоны. Место считалось проклятым и люди обходили его стороной. В 1099 году папа Пасхалий II велел срубить дерево, сжечь его, а пепел вместе с останками могилы бросить в реку Тибр.

Затем на добровольные пожертвования граждан в этом месте соорудили маленькую капеллу, посвященную святой Богородице.

В 1227 году папа Григорий IX превращает капеллу в церковь и расширяет ее. По его указанию в церковь переносят первую реликвию - образ Богородицы из латеранской капеллы Святого Спасителя (Santissimo Salvatore). С 1250 года церковь переходит во владение монашеского ордена Св. Августина. В 1472 - 1477 годах по воле папы Сикста IV архитектор Андреа Бреньо оформляет фасад базилики и надгробие делла Ровере. В начале XVI века Браманте оформляет хор базилики, затем Рафаэль проектирует капеллу Киджи, а в начале XVII в. Бернини целиком перестраивает интерьер церкви в стиле барокко.

Интерьер базилики Санта-Мария-дель-Пополо

Многие знатные фамилии (от банкиров до кардиналов и пап) стремились приобрести фамильные капеллы в базилике. Это повлекло за собой участие десятков скульпторов, художников и архитекторов в оформлении частей интерьера.

Центральный неф базилики. В глубине - алтарь и икона Мадонна дель Пополо .

Арочные пролеты оформлены из стукко "под мрамор" великим Джан Лоренцо Бернини по заказу папы Александра VII Киджи.

Знаменитая икона Санта Мария дель Пополо в центральном алтаре.

Оригинальный алтарь работы Андреа Бреньо .

Правый неф

Капелла делла Ровере (первая справа). Пинтуриккьо . Презепе (вертеп). Сан Джироламо на коленях и за ним, предположительно, автопортрет самого художника.

Капелла Чибо (вторая справа). Карло Маратта . Непорочное зачатие со святыми Иоанном Евангелистом, Григорием, Августином и Иоанном Антиохийским.

Капелла Бассо делла Ровере (третья слева). Ученики Пинтуриккьо . Мадонна с младенцем в окружении святых .

Свод хора. Пинтуриккьо (1508-1509 гг.). Коронация Богородицы . Мадонна в окружении евангелистов, отцов церкви и Сибилл.

Левый неф

Знаменитая капелла Черази (слева от алтаря): здесь представлены работы великих мастеров Караваджо и Аннибале Карраччи:

Караваджо . Распятие Святого Петра (1601 г.).

Согласно легенде апостол Петр попросил своих палачей распять его на кресте головой вниз дабы не уподобляли его, простого смертного, Спасителю.

Обращение Савла , или Павел на пути в Дамаск (1601).

Караваджо, мастер света и теней, изобразил один из эпизодов жития апостола, сыгравший решающую роль в его обращении в христианство. Цитируем из Деяний святых апостолов:

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна . Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать . Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил.

Аннибале Карраччи . В центре капеллы - Вознесение Богородицы (1601 г.).

Капелла Киджи (вторая слева)

Луиджи де Паче (по рисункам Рафаэля). Творец в окружении восьми изображений планет . Мозаика, 1516 г.

Лоренцетто . Пророк Иона выходит из чрева кита на берег.

Джан Лоренцо Бернини . Ангел и пророк Аввакум (1658-1661 гг). По заказу папы Александра VII.

Ангел помогает пророку достать миску и накормить супом Даниила, брошенного в яму со львами (композиция с противоположной стороны, см. ниже).

Джан Лоренцо Бернини . Пророк Даниил со львами (1655-1657 гг). По заказу папы Александра VII.

Полезные сведения

Адрес базилики : Piazza del Popolo 12

Телефон : 06 3610836

Расписание :

В рабочие дни: с 7,00 до 12,00, затем с 16,00 до 19,00.

По выходным: с 8,00 до 13.30 и с 16.30 до 19.15

Черти устроили свое логово.
1. Предполагаемая могила Нерона

Чтобы прогнать чертей, папа Пасхалий II в 1099 году устроил крестный ход. Кроме того, орех, под которым лежали злополучные кости, был сожжен, а прах императора выбросили в Тибр. На месте захоронения была поставлена капелла, чтобы черти не вздумали сюда явиться снова. Из капеллы и выросла церковь Санта Мария дель Пополо [41.9114635N 12.4765635E ].
2.

Вскоре после передачи в престижную Ломбардскую Конгрегацию Санта Мария дель Пополо была восстановлена архитектором Андреа Бреньо в 1472-1477 гг. по приказу Папы Сикста IV за счет пожертвований на Освобождение гроба Господня в Иерусалиме. Средневековая церковь была полностью разрушена, и была построена новая трехнефная базилика с четырьмя одинаковыми часовенками с обеих сторон, восьмиугольным главным куполом и высокой колокольней в ломбардском стиле над правым трансептом.
3.

Результатом этой реконструкции стал ранний и прекрасный пример итальянской архитектуры эпохи Возрождения в Риме. Несмотря на многочисленные изменения, которые произошли в последующие века, базилика по существу сохранила свою сикстинскую форму до сегодняшнего дня.
4.

В 1655-1660 гг. фасад и интерьер были изменены Бернини, которого попросил папа Александр VII обновить церковь Возрождения до более современного стиля барокко.
5.

Главный купол базилики Купол Санта-Мария-дель-Пополо был первым восьмиугольным куполом эпохи Возрождения над прямоугольным переходом, установленным на высоком барабане. Во время его строительства в 1474-1475 гг. у него не было реального прецедента, единственными сравнимыми примерами были рисунки Филарете для утопистского города Сфорцинда, которые никогда не выполнялись. Таким образом, купол сначала был визуальной аномалией на горизонте Рима, но позже стал прототипом, который имеет много последователей в городе и в других итальянских городах. Целью этой новинки была чудесная икона Мадонны дель Пополо, которая была размещена прямо в центре куполообразного святилища.
9.

Себастьяно дель Пьомбо создал картину "Рождество Богоматери" для Алтаря . Оригинальный алтарь, шедевр Андреа Брегно, был удален по просьбе кардинала Антонио Мариа Саула в 1627 г.; святыня сейчас находится в ризнице, а некоторые боковые панели - в баптистерии. Новый алтарь значительно больше, чем оригинал. Четыре больших колонны из черного мрамора поддерживают тимпан с двумя гипсовыми ангелами.
10.

Фрески в своде хора являются поздней работой Пинтуриккьо (1508-1509). Коронация Девы Марии на синем и золотом фоне в пластине в центре напоминает средневековую мозаичную апсиду в базилике Санта-Мария-Маджоре .
13.

Правый неф базилики
14.

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Санта Мария дель Пополо– церковь на одноименной площади в Риме у подножия холма Пинчо рядом с Порта дель Пополо – главными северными воротами города в средние века.

Церковь Санта Мария дель Пополо – знаковое место в Риме и для истории города, и для его преданий, и для мировой культуры, но, особенно для христиан.

Предполагается, что именно в этой церкви хранится одно из первых Евангелий, переведенных Кириллом и Мефодием на славянский язык.

В 9 веке Святые Кирилл и Мефодий принесли Священную Книгу в Рим на суд римского Папы Анриана-II, который утвердил богослужения на славянском и разрешил хранить Евангелие на славянском в римских церквях.

Уважаемые самостоятельные путешественники! Если кому-то из вас удалось побывать в музее церкви Санта Мария дель Пополо и посчастливилось увидеть первое Евангелие на славянском языке, расскажите об этом!

Легенда церкви Санта Мария дель Пополо

По одному из преданий города Рима, церковь Святой Марии del Popolo появилась на этом месте «благодаря» Нерону, точнее призраку ужасного императора. Легенда гласит так: давным-давно, в далекие средние века в районе площади дель Пополо стал появляться призрак Нерона, внося смуту и страх в людские души.

Поговаривали, что именно здесь был похоронен жестокий император, оставшийся в памяти предков лишь как гонитель христиан, сжегший великий город. Чаще всего признак ненасытного Нерона видели на ореховом дереве, растущем на площади. Паника, нагоняемая жутким призраком, заставила народ обратиться к Папе Пасхалию-II за помощью и защитой. И, вот в одну ночей 1099 года привиделась Папе Римскому во сне Пресвятая Дева Мария, повелевавшая срубить это дерево. Пасхалий-II это исполнил в точности, и как уверяют, собственноручно.

На этом же месте он нашел человеческие кости, которые выбросил в Тибр, а на этом месте приказал воздвигнуть часовню в честь Девы Марии, чьим покровительством Рим избавился от кошмарного призрака Нерона. Кроме того, как раз к этому времени крестоносцы в очередной раз освободили Иерусалим, что явилось дополнительным основанием для восхваления Девы Марии.

Народная молва утверждает, что для этой часовни деньги на строительство собирали всем миром, именно поэтому и площадь, и одноименная церковь названы «del Popolo», то есть «народные».

История церкви Санта Мария дель Пополо в Риме

В 13-ом веке, к уже построенной часовне была пристроена небольшая церковь в римском стиле. А церковь, которую мы видим сейчас, достроена уже в конце 15 века (начало реконструкции 1472 год) по велению Сикста-IV, поручившему флорентийскому архитектору Баччио Понтели придать церкви завершенный вид латинского креста, выполнив ее в строгом ренессансном стиле.

Икона "Мадонна дель Пополо" в главной апсиде церкви Санта Мария дель Пополо

(Basilica of Santa Maria del Popolo – одна их первых церквей Рима, построенных в стиле Ренессанс). В 1505 году Донато Браманте расширил церковь апсидой, а еще позднее (середина 17-го века) Дж.Лоренцо Бернини добавил барочные элементы (дугообразные линии) в главный фасад, что бы слегка «модернизировать» внешний облик церкви под «модное» тогда барокко.

В то время рядом с церковью Санта Мария дель Пополо находился первый в Риме монастырь Августинцев, в котором останавливался сам Мартин Лютер во время своего визита в 1510-1511гг. К сожалению, во время разграбления Рима в 1527г этот монастырь был полностью разрушен.

Апсида Санта Мария дель Пополо

Апсида церкви, в которой размещается главный алтарь знаменита своей иконой Божьей Матери, по преданию приписываемую руке самого Евангелиста Луке. В действительности этот образ «Мадонны дель Пополо» создан одним сиенским мастером в 13 веке, что ни в коем случае не умаляет благости и святости образа. Те, кто побывал в церкви Santa Maria del Popolo, на себе смогли убедиться в этом.

Здесь же, в апсиде главного алтаря базилики находятся два витражных окна, считающихся самыми старыми в Риме. Выполнены они французским мастером Гильомом де Марсильятом в 1509году.

Церковь Санта Мария дель Пополо на карте Рима:

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

February 19th, 2018

Эта церковь - настоящий музей. Здесь работы Бернини, Рафаэля, Браманте, Караваджо, Пинтуриккьо, Карраччи. Известной её сделал и бестселлер Дэна Брауна "Ангелы и демоны", в котором одно из действий происходит в капелле Киджи. С историей церкви связана также легенда.


Церковь Santa Maria del Popolo расположена на Народной площади - Piazza del Popolo. Здание церкви возведено в 1472-1477 годах на месте средневековой часовни.
01.

Есть предположение, что именно здесь, где ступеньки церкви, 9 июня 68 года в возрасте 30 лет, чтобы избежать позорной казни, покончил жизнь самоубийством император Нерон, которого до сих пор считают презренной личностью, несмотря на его заслуги в градостроительстве - возведение Золотого дома. Многие не знают, что народ Рима любил императора и скорбел о его кончине. Отталкивающий образ Нерона создали по полическим мотивам античные авторы. Для христан Нерон был Антихристом, так как при нём были казнены апостолы Павел и Пётр.
02.

Это гравюра предполагаемой семейной гробницы рода Домициев, к которому принадлежал Нерон. В неё был помещён прах Нерона - по древнеримской традиции его труп сожгли. Проходили века. Гробница со временем разрушилась. На руинах выросли деревья. То ли это были тополя, то ли огромный орех. В кроне деревьев поселились чёрные вороны, которых в этом месте средневековый человек посчитал за демонов. Многим видилось, что по площади по ночам бродит призрак Нерона. Одним словом, это было нехорошее место. И вот тысячу лет спустя после смерти Нерона Папа Пасхалий II повелел срубить это дерево, или деревья, сжечь их, а пепел и всё, что осталось от гробницы, выбросить в Тибр. Место освятили и построили часовню Богородице. Было это в 1099 году.
03.

Декор портика церкви.
04.

В XVII веке интерьер церкви был основательно обновлён Бернини. На карнизах арок по эскизам Бернини были размещены скульптуры святых. На арке слева скульптуры ранних христианок: Св. Катерины и Св. Варвары, работа Antonio Raggi (1624-1686) - барочного скульптора, автора одного из ангелов на мосту Ангелов.
05.

Центральный неф.
06.

Апсида (алтарная часть ) выполнена по рисункам Браманте. Считается, что Чудотворная алтарная икона "Madonna del Popolo" - одна из восьми римских икон, написанных апостолом Лукой.
07.

Фрагмент декора апсиды.
08.

Общий вид алтаря, украшенного четырьмя колоннами из чёрного мрамора.
09.

В апсиде главного алтаря есть два витражных окна - самые старые в Риме. Выполнены они французским мастером Гильомом де Марсильятом в 1509 году. .
10.

Описание алтарной части и хор. (Подробные описания на итальянском и английском языках есть перед каждой капеллой.)
11.

Капеллы Св. Томазо Вилланова и Св. Риты.
12.

Над капеллами барочный орган и герб Папы Александа VII.
13.

Герб Папы Александа VII (1599 - 1667), происходившему из богатого рода Киджи, благодаря меценатству которого в Риме возникали шедевры барочной архитектуры. Именно в это время на площади собора Св. Петра была сооружена прекрасная колоннада - произведение гения барокко - Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). На колоннаде Бернини можно увидеть герб Папы Александра VII.
14.

Бюст кардинала Gian Girolamo Albani (1509-1591), автор - Paracca .
15.

Алтарь Св. Семейства. Работы по мрамору были выполнены Gabriele Renzi в 1658 году. Скульптура ангела справа - работа Antonio Raggi .
16.

Капелла Меллинни. Свод капеллы - фрески работы художника Giovanni da San Giovanni, 1623-1624 гг.
17.

Капелла Ровере. Фрески и алтарь - работа Пинтуриккьо, 1485-90 гг. Внизу капеллы "обманки" - рисунки, создающие эффект объёмности.
18.

"Обманки".
19.

20.

Выполненная по эскизам Carlo Fontana богато украшенная драгоценными породами разноцветного мрамора капелла Чибо - одна из красивейших в церкви.
Алтарная картина - одна из значительных картин Carlo Maratta, 1686 г.
21.

Потолочная фреска.
22.

На стенах в глубине капеллы надгробные бюсты.
23-24.

25.

Начиная с 1470 года церковь была популярным местом усыпальниц римской аристократии и служителей Церкви высокого ранга. Хоронили не только в усыпальницах, но и в склепах под полом церкви. Могильная плита в центральном нефе, истоптанная ногами верующих и туристов с 1581 года....
26.

Эту плиту топчут с 1566 года...
27.

Надгробный монумент Maria Eleonora Boncompagni, умерший в 1745 году, выполненный в типично барочном стиле позднего периода, 1749 г.
28.

Это надгробие около входа сразу не заметить, но когда его видишь, мурашки по коже. Что знаменательно - нагробие было выполнено самим архитектором - Giovanni Battista Gisleni - за два года до кончины в 1670 году. На надгробии надпись: "Смерть - символ жизни".
29.

В течение веков католические церкви были почётным местом захоронения. Надгробий в церкве множество, и церковь - настоящий музей скульптуры.
30.

Перед этой усыпальницей недалеко от входа, рядом с капеллой Киджи, все останавливаются, дамы любят фотографироваться около неё. Но не заметила, чтобы кто-то внимательно читал что написано на мраморном покрывале. Это усыпальница Maria Flaminia Chigi-Odescalchi, сооружённая в 1771 г., работа итальянского архитектора и скульптора Paolo Posi (1708 - 1776). В своё время гробница вызывала восхищение, но впоследствии стала считаться безвкусной, и путеводители о ней вообще не упоминают.
31.

Maria Flaminia Chigi-Odescalchi была представительницей двух богатых и знатных семей Италии: рода Киджи и Одескальки, в каждом из которых был Папа Римский: Бенедетто Одескальки (1611—1689) - 240-й Папа Римский Иннокентий XI и Александр VII из рода Киджи, 237-й Папа Римский. Скульптурная композиция символически изображает союз этих родов: лев - символ рода Одескальки, гора - символ рода Киджи. На верху гробницы орёл (символ Одескальки), внизу - бронзовый ствол дуба (род Киджи).
34.

Около этого надгробного монумента расположена знаковая капелла Киджи, известная широкой публике по бестселлеру и фильму «Ангелы и демоны». В сентябре 2012 года она была закрыта на реставрацию...
35.

В моё посещение Рима в октябре 2015 года капелла Киджи была открыта после реставрационных работ.
Капелла сооружалась по проекту Рафаэля в 1513-1516 гг., но осталась незаконченной. Окончательный свой вид капелла приобрела спустя почти полтораста лет.
36.

В капелле две, а не четыре пирамиды, как написал Дэн Браун. И тут возникает вопрос: а был ли Дэн Браун вообще в этой церкви? С другой стороны, Браун много нафантазировал в своей книге.
37.

Справа от алтаря капеллы скульптура "Пророк Иона", работа Лоренцетто, 1522 г.
39.

Скульптура "Пророк Иона" крупным планом.
40.

Около входа слева скульпутра того же скульптура - Lorenzetto.
41.

Мраморнапя скульптура изображает Элия, выполнена в 1522 году.
42.

Скульптура Бернини, 1655-56 гг. "Даниил и лев".
43.

Справа от алтаря скульптура Бернини, на которую Дэн Браун обратил внимание. Палец ангела, который указывает путь герою бестселлера Брауна, обломан. И это странно, так как этот кадр сделан в 2015 году, т.е. уже после реставрации церкви.