Астрология Камни Магия

Обрядовые особенности католической церкви. Римско-Католический Храм

Обряды и традиции римско-католической церкви

Католическая церковь является крупнейшей по численности христианской конфессией. В настоящее время в мире насчитывается 1,086 млрд католиков. При этом их число увеличивается за счёт роста количества верующих в Азии, Африке и Америке. Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Он является доминирующей конфессией во многих странах Европы (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия и Мальта). В 21 государстве Европы католики составляют большинство, а в Германии, Нидерландах и Швейцарии - половину населения. В западном полушарии католицизм распространён во всей Южной и Центральной Америке, в Мексике, на Кубе, в Канаде и США. В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, немало католиков в Южной Корее и Китае («Китайская патриотическая католическая ассоциация»). На Ближнем Востоке наибольшее число католиков насчитывается в Ливане. В Африке проживают от 110 до 175 млн католиков. В Российской империи до 1917 г., по официальным сведениям, проживало более 10 млн католиков (преимущественно в Царстве Польском и Саратовской губернии) и католические храмы были почти во всех центрах российских губерний. В современной России (2005) существует около 300 приходов римско-католической церкви.
Характерной чертой католицизма было его учение о церкви (экклезиология), о её посреднической роли. Католическую церковь всегда отличал ярко выраженный монархический и иерархический характер, в основу которого было положено учение о том, что сам Иисус Христос передал своё первосвященство апостолу Петру, преемниками которого считаются папы. До II Ватиканского собора католическое богословие учило, что римско-католическая церковь является единственной истинной Церковью Христа, поскольку только она имеет постоянную иерархию, унаследованную от апостолов, и первенство, унаследованное от Петра. Сегодня существует понимание того, что церковь является знаком и орудием и посредством неё Бог призывает и приближает мир к своему Царству.

Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат церкви называется Римской курией, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра папы вместе с курией формируют Святой престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан (было создано в 1929 г. на основании заключённых правительством Б. Муссолини Латеранских соглашений). Святой престол является объектом международного права и постоянным наблюдателем при ООН, получившим в июле 2004 г. право голосования. Католические церкви восточного обряда возглавляются патриархами или верховными архиепископами. Основной территориально-административной единицей католической церкви является епархия (или диоцез), которая возглавляется епископом.

Особое значение в деятельности католической церкви имеют так называемые «институты посвящённой Богу жизни» - монашеские ордена и конгрегации, а также светские общества «апостольской жизни». Монашеские организации имеют собственные уставы (утверждаемые папой). Ещё одной особенностью католической церкви является принцип сакраментальности. Учение о церковных таинствах, которое было разработано схоластами ещё в Средние века, рассматривало таинства как источники благодати, которая может быть воспринята независимо от личных достоинств получателя. Но современное католическое богословие таинств подчёркивает, что они являются прежде всего знаками веры. Таинства сообщают благодать, поскольку представляют собой её явные знаки, и эффективность воздействия таинства ставится в зависимость от глубины веры и благочестия того, кто его принимает. В настоящее время все церковные таинства, как и само богослужение, совершаются не на латыни, а на национальных языках, чтобы сделать эти знаки более понятными.

Три таинства - крещение, миропомазание (конфирмация) и евхаристия - относятся к христианскому посвящению.

  • Крещение. Католическое понимание крещения состоит в том, что в нём отпускается первородный грех и все личные грехи, в которых крещаемый искренне раскаивается. Не принявшие таинства крещения в Царствие Небесное войти не могут. Помимо крещения водой, в католической традиции признаётся «крещение кровью», под которым понимается мученическая смерть за Христа, и «крещение желания», которое получают те, кто выраженно или скрыто желает принять крещение, но в силу обстоятельств не может участвовать в этом таинстве. «Даже те, кто не по своей вине не знает Христа и Его Церкви, могут считаться анонимными христианами, если их благочестивая жизнь фактически является ответом на Его благодать, которая в достаточной мере посылается всем». В латинском обряде крещение обычно совершается через возлияние воды на голову, а не через погружение в воду.
  • Миропомазание (конфирмация) . Богословие миропомазания начало развиваться лишь в эпоху Средневековья. Считается, что миропомазание даётся Святым Духом для укрепления веры (ad robur), в то время как благодать крещения даётся ради прощения (ad rbissionb). В римско-католической церкви таинство миропомазания совершается только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях: например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство или в случае отсутствия епископа на территории, где расположен приход), причём дети принимают его не при крещении, а в подростковом возрасте (обычно в 14-15 лет), после того как они достаточно прочно усвоили основы вероучения и уже осознанно посещают храм и приступают к таинствам. Иногда обряд миропомазания совершается и одновременно с крещением - как правило, если крещение принимается в зрелом возрасте. Но и в первом, и во втором случае подчёркивается, что оба обряда представляют собой два аспекта одного таинства посвящения.
  • Евхаристия . Учение католической церкви содержит положения о жертвенном характере евхаристической службы и пресуществлении Святых Даров. Бескровная жертва Евхаристии отождествляется с Жертвой Иисуса Христа на Голгофе, поскольку и тогда, и сейчас жертва приносится во искупление грехов живущих и умерших. В латинском обряде для совершения Евхаристии употребляется не квасной, а пресный хлеб, который имеет форму круглой плоской облатки (гостия), и сухое виноградное вино (как красное, так и белое). В латинской традиции также отсутствует обычай причащения младенцев. К таинству Евхаристии (первому причастию) дети приступают в возрасте 9-10 лет, после того как они получат начальные знания об основах вероучения. Обряд первого причастия, как правило, совершается в первое воскресенье после празднования торжества Тела и Крови Христовых (май-июнь).

Два таинства - покаяние и елеосвящение больных - связаны с исцелением души и тела.

  • Покаяние (исповедь). К Средним векам таинство покаяния включало в себя четыре элемента: епитимья (дела покаяния), исповедь, сокрушение и разрешение от греха священником (отпуст). Кающийся был обязан признаться во всех серьёзных грехах священнику, который выступал в роли судьи.
  • Елеосвящение больных. В Средние века обряд елеосвящения больных в основном совершался над умирающими, отсюда и его определение Петром Ломбардским как extrba unctio («последнее помазание»). II Ватиканский собор вернул этому таинству название «елеосвящение больных», подчеркнув, что оно «предназначено не только для тех, кто стоит на пороге смерти». Сегодня последнее помазание известно как viaticum - священное напутствие, которое совершается по возможности во время мессы.

Христианский брак считается нерасторжимым, хотя в отдельных случаях допускается его аннуляция, и в этом случае он объявляется «несвершившимся таинством», т. е. не существовавшим. Основания для аннуляции брака были определены в Кодексе канонического права, в 1918 г., но с тех пор список дополнений расширился.

Одной из ярких особенностей католической традиции является широкое почитание Девы Марии, которая была провозглашена не только Матерью Иисуса Христа (Christotokos), но и Богородицей (Theotokos). Это положило начало почитанию Богоматери, и к VIII в. в Риме отмечались четыре праздника, установленные в честь Девы Марии: Благовещение, Очищение Пресвятой Девы Марии (Сретение), Взятие Божией Матери на Небо и Рождество Богородицы. В конце того же века восточные церкви добавили к ним праздник Зачатия Пресвятой Богородицы. Решающий вклад в развитие католической мариологии внёс св. Бернар Клервоский (1091-1153). Он утверждал, что если Иисус Христос выступает не только посредником между человеком и Богом, но и судьёй, то человек нуждается в посреднике между ним и Христом. И в народе образ милостивой заступницы Марии нередко противопоставлялся суровому образу Христа Вседержителя. Почитание Богородицы было особенно распространено в XI- XV вв. К XII в. широкое распространение получили Розарий (чтение молитв по чёткам, включающее пятидесятикратное повторение молитвы Ave Maria) и Angelus («Ангел Господень» - чтение молитв Богородице утром, в полдень и вечером, возвещаемое ударами церковного колокола). Мария рассматривается прежде всего как высочайший нравственный пример и как совершеннейший член церкви.

Литургическая традиция и календарь

Каждый день года в церковном календаре отмечается либо памятью святых, либо праздником, подвижным или неподвижным.

Рождественский период. Рождественский период начинается 24 декабря с Навечерия Рождества Христова и заканчивается в воскресенье после праздника Богоявления, отмечаемого 6 января. Этот период посвящается одному из главных великих праздников - Рождеству Христову. Канун праздника, 24 декабря, характеризуется таким астрономическим явлением, как самый короткий световой день и самая длинная ночь. А с 25 декабря, которое является главным днём праздника и днём зимнего солнцестояния, начинается увеличение светового дня. В символике рождественских торжеств это связывается с приходом в мир Богочеловека, сказавшего: «Я свет миру» (Ин. 8, 12). Праздник отмечается в течение 8 дней (октавы).

Период Великого поста . Период Великого поста (Quadragesima) охватывает 40 дней, предшествующих празднованию Пасхи. Он начинается в Пепельную среду, выпадающую на одно из чисел с 4 по 21 февраля. Затем следуют шесть недель Великого поста. В соответствии с церковными предписаниями каждый католик обязан хотя бы один раз в год - в Великий пост или в Пасхальный период - принять участие в таинствах покаяния и евхаристии. Каждую пятницу Великого поста во всех католических храмах совершаются особая процессия, называемая «Крестный Путь», и поклонение Святому Кресту. Кульминацией Великого поста считается Страстная неделя, которая начинается с празднования Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) и оканчивается Священным Пасхальным Триденствием (Triduum Pasсhalis), которое включает Великий (Страстной) четверг, посвя-щённый воспоминанию Тайной вечери, Великую (Страстную) пятницу, посвящённую воспоминанию Страстей Господних, и Великую (Святую) субботу - канун пасхального торжества.

Рождество Христово. Рождество Христово является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Кроме евангельских повествований о Рождестве Христовом (Мф. 1: 18-25; 2: 1-15; Лк. 1: 2, 1-20), это событие ярко описывается в многочисленных апокрифах, легендах и произведениях народной духовной поэзии. Праздник Рождества Христова по своей значимости считается вторым после Пасхи («трёхдневной Пасхой»), чем подчёркивается его тесная связь с тайной Спасения.

В этот период в храмах и в домах устанавливаются венки Адвента - венки из ветвей ели с четырьмя свечами (белого, фиолетового или красного цвета): первая свеча - «свеча пророков» - символизирует пророков и Иоанна Крестителя, которые предсказывали приход Спасителя в мир, а также царей-волхвов, ожидавших знамений о Его рождении; вторая - «свеча звезды» - символизирует Вифлеемскую звезду, засиявшую на небе за несколько недель до рождения Богомладенца; третья - «свеча пастухов» - символизирует пастухов, которым явился ангел и возвестил о рождении Сына Божия; и четвёртая - «свеча ангелов» - символизирует ангелов, ликующих и воспевающих славу Богомладенцу на небесах. Венок является символом прославления скорого пришествия Спасителя в мир, пламя горящих свечей - символом Самого Иисуса Христа, сказавшего: «Я свет миру» (Ин. 8: 12), а количество свечей соответствует количеству недель Адвента. В первое воскресенье Адвента на венке зажигается одна свеча, во второе - две, в третье - три и в четвёртое - четыре свечи.

Во время Адвента в храмах ранним утром совершаются особые богослужения в честь Девы Марии, называемые Рораты (по первому слову входного песнопения: «Rorate, cаeli, desuper» («Кропите, небеса, свыше» (Ис. 45: 8). Они особо подчёркивают, что во время Адвента христиане вместе с Девой Марией ожидают пришествия Спасителя. Символом этих богослужений является зажжённая свеча, которая освещает путь идущих в храм до восхода солнца. Чтобы свеча не погасла, её помещают в специальный фонарик с прозрачными окошками.

В первый день Адвента родители дарят детям «календари Адвента» - коробочки, имеющие ячейки с открывающимися дверцами по числу дней Адвента. В каждую ячейку помещается маленькая шоколадка в форме звезды или дерева либо небольшая игрушка, а на дверце ячейки изображается сюжет с текстом из Священного Писания на тему Рождества. Каждый день дети открывают одну дверцу календаря и получают сладкий подарок. Эти календари побуждают детей к размышлениям о смысле праздника Рождества и скрашивают ожидание Сочельника.

В канун Адвента в классах воскресных школ часто сооружается «рождественская лестница» - небольшая лесенка, количество ступенек которой соответствует числу дней Адвента. На верхней ступеньке лестницы крепится Вифлеемская звезда и устанавливается фигурка Младенца Иисуса, а у нижней - пустые ясли с сеном. По мере приближения Рождества фигурка Младенца Иисуса опускается на ступеньку ниже, чтобы в день праздника оказаться в яслях. Как и «календарь Адвента», «рождественская лестница» помогает детям наглядно ощутить приближение радостного праздника.

В канун праздника - Навечерие Рождества (лат. Vigilia - канун, преддверие) - 24 декабря, в течение всего дня соблюдается строгий пост, а вечером совершается торжественное Рождественское богослужение. В XIII в. появился обычай выставлять в храмах для поклонения ясли (лат. рraesepium - ясли, кормушка для скота), в которые помещается фигурка Младенца Иисуса. Со временем ясли стали устанавливать не только в храмах, но и в домах верующих. Так появились рождественские вертепы - композиции из фигурок, изображающих Младенца Иисуса, Деву Марию и св. Иосифа, волхвов и пастухов, пришедших поклониться Богомладенцу, а также животных - ослёнка и телёнка, лежащих у яслей и согревающих Младенца Иисуса своим дыханием.

С 25 декабря, которое является главным днём праздника и днём зимнего солнцестояния, начинается увеличение светового дня. В символике Рождественских торжеств это связывается с приходом в мир Богочеловека как «Света миру» (Ин. 8: 12).

В дни празднования Рождества у многих народов установился обычай преломлять «рождественский хлеб » - особые пресные облатки, освящаемые в храмах во время Адвента, - и вкушать его как перед праздничной трапезой в Рождественский сочельник, так и во время приветствий и поздравлений друг друга с праздником. Делясь облаткой с близкими, друзьями и знакомыми, люди прощают друг другу обиды и желают Божьего благословения, благодати, мира и счастья.

Наиболее характерным элементом праздника Рождества является обычай устанавливать в домах наряженное дерево ели . Эта традиция зародилась у германских народов, в обрядности которых ель - вечнозелёное растение - была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенная разноцветными шарами ель обретает новую символику: её стали устанавливать в домах 24 декабря, когда по западной традиции отмечается также день прародителей Адама и Евы как символ райского древа с изобильными плодами. В контексте Рождества ель уже символизирует древо рая и вечную жизнь, которую вновь обретает человек через Нового Адама - Иисуса Христа, пришедшего в мир ради его спасения. Рождественская ель - это и символ всего мироздания, миниатюрное выражение сути жизни - как небесной, так и земной, поэтому каждое ёлочное украшение тоже имеет свой особый смысл. Венчающая ель звезда является символом Вифлеемской звезды, озарившей путь волхвам, спешащим поклониться родившемуся Спасителю; шары символизируют плоды райского древа и небесную жизнь; поющие и играющие на музыкальных инструментах ангелы возвещают людям о приходе Христа; бусы напоминают о цветении растений в ночь на Рождество. Сюжетные ёлочные игрушки - фигурки пастухов с овечками, колокольчики и звёзды тоже символы Рождества.

Фигурки разных животных символизируют различные качества, необходимые человеку в жизни, - мудрость, храбрость, сообразительность, быстроту и т. д. - и привлекают в дом благополучие, а фигурки - фрукты и овощи символизируют богатство и изобилие в новом году. Широко распространён и обычай вешать на ёлку орехи, завёрнутые в разноцветную фольгу, мандарины, яблоки, пряники, конфеты. Часто внутрь таких украшений для детей прячут разные маленькие игрушки. Особым украшением рождественской ели были свечи - символ света и звёзд, сиявших на небе в час рождения Иисуса Христа. Сначала таких свечей-фонариков было ровно 12 (по числу апостолов и месяцев в году), но в настоящее время вместо свечей используются гирлянды с электрическими лампочками. В России обычай устанавливать рождественскую ель распространился в XVIII в.

В большинстве западных стран существует обычай украшать стены и двери домов венками из ветвей хвойных деревьев и падуба (вечнозелёный кустарник с ярко-красными шаровидными плодами). Такой венок имеет двойную символику: он не только знак триумфа, выражающий радость о пришествии в мир Иисуса Христа, но и символ тернового венца, который напоминает о будущих страданиях Христа и Его Крестной Жертве.

Одним из самых популярных рождественских растений является красная пуансеттия (растение семейства молочайных), которой украшают храмы и жилища, - эта традиция зародилась в Латинской Америке и пришла в Европу в XIX в. Пуансеттия обычно зацветает в канун Рождества, и её красные прицветники по форме напоминают звезду, поэтому это растение часто называют «Вифлеемской звездой».

В Германии и скандинавских странах в канун Рождества на окна выставляют зажжённые семисвечники . В христианской традиции семисвечник символизирует семь светильников Небесного Престола Бога Вседержителя и семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр. 4: 5; 5: 6), а также свет семи Даров Святого Духа, изливающихся на верующих благодаря Искупительной Жертве Иисуса Христа и заключённых в семи таинствах церкви. Семисвечники устанавливаются на окнах в знак того, что христиане бодрствуют в ожидании прихода на землю Иисуса Христа, подобно невестам, ожидающим прихода Жениха с горящими светильниками.

Евангельское повествование о том, что три волхва, пришедшие поклониться Младенцу Иисусу, поднесли Ему дары - золото, ладан и смирну (Мф. 2: 11), легло в основу традиции дарить в рождественские дни детям и друг другу подарки. И важное место в этой традиции со временем занял образ святого Николая , архиепископа Мир-ликийского (IV в.). Особое почитание и широкая популярность в народе этого святого, а также рассказы жития о заботливом отношении святого к детям и бедным, которым он даже втайне оказывал помощь, сделали его героем народных колядок: он обходит поля и дома, незримо присутствует на рождественской трапезе, благословляет детей, сеет хлеб и заботится о крестьянском хозяйстве. Так возник трогательный и любимый детьми образ св. Николая (сканд. Santa Claus) как Рождественского Деда, приходящего к ним с подарками в дни праздника.

Пасха

На середину февраля - начало мая выпадают два этапа пасхального празднества: предпасхальный период - Великий пост и празднование Светлого Христова Воскресения - Пасхи (евр. «песах» - прохождение) - самого главного праздника христианского года, в основе которого лежит евангельское повествование о чудесном воскресении Иисуса Христа, распятого на кресте по приговору иудейского суда (синедриона) и с одобрения римского наместника Понтия Пилата (I в. от Р. Х.).
Пасха является не только самым главным, но и самым древним из всех христианских праздников. Этот праздник установлен и уже отмечался в апостольское время. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания - о страдании и Воскресении Иисуса Христа и посвящала её празднованию дней, предшествующих торжеству Воскресения Христова и последующих за ним. В зависимости от характера воспоминания каждый этап праздника имел своё наименование - Пасха Страданий (или Пасха Крестная) и Пасха Воскресения. Первый этап праздника отмечался постом и покаянием, а второй - праздничными торжествами.

Великий пост

Празднованию Пасхи предшествует 7-недельный период Великого поста, или Святой Четыредесятницы, - время строгого воздержания, когда христиане готовятся к встрече праздника Пасхи. Этот пост установлен в воспоминание о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне.
Последняя неделя перед Великим постом по времени совпадала с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который отмечали все народы Европы в дохристианский период. Народы Западной Европы, отмечая этот праздник, проводят карнавалы (лат. carne levari-um - удаление мяса и carne, vale! - прощай, мясо!) - костюмированные шествия и театрализованные представления, а с четверга предпостной недели до вторника перед Великим постом устраивают обильные застолья с большим количеством мясных и жирных блюд (поэтому эти дни получили названия «жирный четверг» и «жирный вторник»).

Страстная неделя

Последняя неделя Великого поста, которая посвящается воспоминанию страданий и смерти Иисуса Христа, получила название Страстной. В раннехристианских общинах на это время предписывалось есть только сухую пищу, избегать развлечений, прекращать работу и дела в судах, освобождать узников. Все богослужения Страстной недели отличаются глубиной переживаний и последовательно «воспроизводят» последние дни жизни и страдания Иисуса Христа. Поэтому во время Страстной недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших и таинства брака и крещения (за исключением особых случаев). Каждый день Страстной недели называется великим. В католических храмах на время Страстной недели (до Великой пятницы включительно) принято убирать или завешивать тканью фиолетового цвета все изображения Распятия.
В Великую субботу совершается воспоминание погребения Иисуса Христа, пребывания Его тела во гробе, сошествия в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, ожидавших Его пришествия. Для христиан день Великой субботы является временем приготовления к встрече праздника Пасхи. Обычно в течение всего этого дня в храмах освящаются блюда пасхальной трапезы - сдобная выпечка, крашеные яйца, мясные продукты (колбаса, ветчина и т. д.) и соль.

Общехристианской традицией, восходящей к I в. от Р. Х., является крашение пасхальных яиц. Согласно преданию, святая Мария Магдалина, одна из учениц Христа, придя с проповедью веры в Рим, попала во дворец императора Тиберия и стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена во время посещения императора было принято подносить ему дары. Но Мария Магдалина была очень бедна и поэтому принесла в дар правителю Римской империи обычное куриное яйцо. Выслушав святую, Тиберий не поверил ей и ответил: «Как может кто-то воскреснуть из мёртвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут же на глазах императора яйцо окрасилось в красный цвет, чем была засвидетельствована истинность слов о Христовом Воскресении. С тех пор христиане всего мира стали окрашивать на Пасху яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия. В христианской традиции пасхальное яйцо имеет особую символику: желток символизирует Христа, поскольку из желтка возникает жизнь; белок - белые пелены, в которые был облечён Христос, когда Его положили во гроб; скорлупа символизирует гроб - могилу Христа; красный цвет яйца - Кровь Христову и возрождение человека к вечной жизни благодаря искупительной жертве Иисуса Христа. А разбивание яйца символизирует раскрытие гроба, т. е. Воскресение Христово.

По традиции многих народов Западной и Центральной Европы, кроме освящённых крашеных яиц и сдобной выпечки, на праздничный пасхальный стол обязательно подаётся испечённый из бисквитного теста барашек (иногда его делают из сахара или сливочного масла). Пасхальный барашек символизирует Иисуса Христа как Агнца Божьего, добровольно принёсшего Себя в жертву ради искупления человечества. Не менее распространённым является и обычай украшать деревья перед домом крашеными яйцами (деревянными, пустыми или в сеточках), а также бумажными цветами, цыплятами и зайчиками (именно они «приносят» маленьким детям пасхальные яйца и подарки). Жители городов чаще устанавливают такие пасхальные деревца в своих домах.

Светлое Христово Воскресение (Пасха)

Пасхальное богослужение отличается особой торжественностью. Со времён апостолов оно совершается ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане тоже бодрствуют в священную для них ночь Воскресения Христова.

В латинской традиции празднование Пасхи достигает своей кульминации во время богослужения Пасхальной ночи, которое начинается с наступлением темноты и оканчивается с зарёй воскресного дня. Светильничное богослужение начинается с того, что в храме полностью гасится свет и на открытом воздухе за пределами храма разжигается огонь, который затем освящается священнослужителем. От освящённого огня зажигается Пасхал - высокая свеча, как правило, жёлтого или белого цвета, которая по традиции украшается крестом, знаками Альфы и Омеги, числами текущего года и пятью гвоздями красного цвета, символизирующими пять ран Христовых (гвозди изготавливаются либо из дерева, либо из вкраплённых в воск красных ягод). Затем священнослужитель вносит в тёмный храм горящий Пасхал и, стоя поочерёдно у входа, в середине и перед алтарём храма, три раза поднимает Пас-хал с возгласом: «Lumen Christi!» («Свет Христов!»), на что прихожане отвечают: «Deo gratias!» («Благодарение Богу!»). Пламя Пасхала распределяется среди верующих, и после того, как все зажгут от Пасхала свои свечи, он устанавливается перед алтарём.

Затем поётся торжественная Пасхальная похвала (Praeconium paschale) - гимн, прославляющий и благословляющий свет Пасхальной свечи (по начальным словам гимна это благословение также называется «Exsultet»). Во время пения «Exsultet» все верующие стоят с зажжёнными свечами. Далее, под звон колоколов, церковный хор поёт славословие «Gloria» («Слава в вышних Богу»), во время пения которого в храме зажигаются все светильники. После завершения обряда крещения все верующие торжественно провозглашают отречение от сатаны и обновляют обеты собственного крещения.

Католический храм

В основе плана традиционного католического храма лежит базилика в форме креста - прямоугольное здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько частей (обычно три) - так называемых кораблей или нефов . В восточной части храма центральный неф завершается полукруглой апсидой , в которой располагается алтарная часть - это место, где рождается Свет и сияет Солнце Справедливости Христа. Перед апсидой продольные нефы пересекает трансепт (поперечный неф), который и образует в плане крест. Над центром пересечения нефов, символизирующим Сердце Иисуса, надстраивается либо большой купол, лежащий на широком барабане, либо небольшая башенка с острым шпилем (если храм построен в готическом стиле).

В западной стороне храма в центре фасада располагается нартекс - центральный вход, который нередко разделяется на внешний (экзонартекс) и внутренний. Раньше нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся. Над нартексом обычно находится круглое витражное окно - «готическая роза». Это символ Богоматери - «Роза без шипов», символ вечной любви без преград, побеждающей смерть. С фасада храма эта «роза» выглядит как изысканный геометрический орнамент, но изнутри она воспринимается как бесплотный свет, озаряющий души пришедших к Богу. Над фасадом возводится колокольная башня (одна или две), которую венчает либо длинный остроконечный шпиль, либо купол с крестом наверху. Стиль храмовой базилики непрерывно развивался и обретал новые формы в византийской, романской и готической архитектуре. Базиликальный тип храма встречается также в архитектуре Возрождения и барокко.

Характерной особенностью интерьера католического храма является отсутствие в алтарной части иконостаса, который заменяет невысокая алтарная перегородка. Алтарная часть храма называется пресвитерий - это место, где расположен алтарь, где происходит богослужение и где в особой дарохранительнице, называемой табернакул , хранятся Святые Дары - хлеб, пресуществлённый в Тело Христово. Место расположения табернакула можно легко определить по горящей перед ним неугасимой лампаде.

Кроме центрального алтаря, в храме могут быть и боковые приделы в честь святых. В интерьере храма размещены иконы, статуи и картины, изображающие Иисуса Христа, Богородицу и святых, а также наиболее значимые эпизоды евангельских сюжетов. Перед многими изображениями верующие устанавливают свечи. Непременным атрибутом интерьера католического храма являются 14 «стояний» - изображений Страстей Христовых (в виде барельефов или картин), которые размещены на боковых стенах храма. Перед ними совершается богослужение Крестного Пути (Via Crucis) по пятницам Великого поста.

В храме также выделяется особое место для хора - как правило, это балкон, расположенный над центральным входом, и ризница - отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов (обычно располагается в одном из трансептов). В католическом храме обязателен орган; обычно он устанавливается на уровне второго яруса храма с южной или северной стороны либо на балконе для хора. Мужчины при входе в храм обязательно снимают головные уборы. Женщинам покрывать голову не обязательно. При входе в храм располагается сосуд с освящённой водой, или кропильница, в которую опускают пальцы правой руки и затем совершают крестное знамение - в латинской традиции оно совершается пятью пальцами (символ пяти Ран Христовых) и слева направо. Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (на правое колено) перед табернакулом, и каждый раз, проходя мимо него, верующие совершают коленопреклонение или склоняют голову. В латинской традиции существуют строго определённые правила стояния и коленопреклонения во время совершения литургии. Все главные молитвы Евхаристического канона выслушиваются верующими коленопреклонённо; об их начале оповещает министрант (мальчик - прислужник у алтаря) звоном в небольшой колокольчик. Начальные чтения на литургии Слова и проповедь верующие выслушивают сидя.

В боковых нефах обычно размещаются скамьи для молящихся, имеющие внизу подколенники для коленопреклонений, и кабинки, в которых совершается исповедь, - конфессионалы , а середина центрального нефа всегда остаётся свободной для прохода.

У христиан-католиков (как западного, так и восточного обрядов) принято приветствовать друг друга восклицанием «Слава Иисусу Христу!», на которое следует ответ «Во веки веков! Аминь!», а в некоторых общинах - «Во веки слава!» или «Навеки слава!».

Пожалуй, одной из самых больших христианских церквей является католическая церковь Римская. Ответвилась она от общего направления христианства еще в далекие первые века его возникновения. Само слово “католичество” образовано от греческого “всеобщий”, или “вселенский”. Более подробно о происхождении церкви, а также о ее особенностях мы и поговорим в этой статье.

Происхождение

Католической церкви начинается с 1054 года, когда произошло событие, которое в летописях осталось под названием “Великий раскол”. Хотя католики не отрицают, что все события до раскола, - и их история. Просто с этого момента они пошли своим путем. В указанный год Патриарх и Папа обменялись грозными посланиями и предали друг друга анафеме. После этого христианство окончательно раскололось и образовалось два течения - православие и католицизм.

В результате раскола христианской церкви выделилось западное (католическое) направление, центром которого стал Рим, и восточное (православное), с центром в Константинополе. Конечно, видимой причиной для этого события стали разногласия в догматических и канонических вопросах, а также в литургических и дисциплинарных, которые начались задолго до указанной даты. А в этот год несогласие и непонимание достигло пика.

Однако на самом деле все было гораздо глубже, и дело тут касалось не только различий догм и канонов, но и обычного противостояния между властителями (пусть даже и церковными) по поводу недавно крещеных земель. Также на противостояние очень сильно влияло неодинаковое положение римского Папы и константинопольского Патриарха, ведь вследствие разделения Римской империи она была расколота на две части - Восточную и Западную.

Восточная часть гораздо дольше сохраняла свою независимость, поэтому Патриарх, хоть и был подконтролен императору, но имел защиту в лице государства. Западная же прекратила свое существование уже в V веке, и Папа получил относительную независимость, но и возможность нападения варварских государств, которые появились на территории бывшей Западной Римской империи. Лишь в середине VIII века Папе дарят земли, что автоматически делает его светским государем.

Современное распространение католицизма

На сегодняшний день католицизм - это наиболее многочисленная ветвь христианства, которая распространена по всему миру. На 2007 год на нашей планете насчитывалось около 1,147 миллиарда католиков. Наибольшее их количество находится в Европе, где во многих странах эта религия является государственной или преобладает над другими (Франция, Испания, Италия, Бельгия, Австрия, Португалия, Словакия, Словения, Чехия, Польша и др.).

На американском континенте католики распространены повсюду. Также последователей этой религии можно встретить на Азиатском континенте - на Филиппинах, в Восточном Тиморе, Китае, Южной Корее, во Вьетнаме. В мусульманских странах тоже немало католиков, но больше всего их проживает в Ливане. На Африканском континенте они также распространены (от 110 до 175 млн).

Внутреннее управленческое устройство церкви

Теперь следует рассмотреть, каково же управленческое устройство этого направления христианства. католической церкви - это высшая власть в иерархии, а также юрисдикция над мирянами и духовенством. Избирается глава Римской католической церкви на конклаве коллегией кардиналов. Обычно он сохраняет свои полномочия до конца жизни, кроме случаев законного самоотречения. Следует заметить, что в католическом учении Папа считается приемником апостола Петра (а ему, по приданию, Иисус наказал опекать всю церковь), поэтому его власть и решения непогрешимы и истинны.

  • Епископ, священник, диакон - степени священства.
  • Кардинал, архиепископ, примас, митрополит и т.д. - церковные степени и должности (их гораздо больше).

Территориальные единицы в католицизме следующие:

  • Отдельные церкви, которые называются епархиями, или диоцезами. Главенствует тут епископ.
  • Особые епархии, имеющие важное значение, называются архидиоцезами. Возглавляет их архиепископ.
  • Те церкви, которые не имеют статус диоцеза (по тем или иным причинам), называют апостольскими администратурами.
  • Несколько епархий, соединенных вместе, называются митрополиями. Их центром является тот диоцез, епископ которого имеет сан митрополита.
  • Приходы - это основа каждой церкви. Они формируются в пределах отдельно взятой местности (например, небольшого городка) или же благодаря общей национальности, языковым отличиям.

Существующие обряды церкви

Следует отметить, что католическая церковь Римская имеет различия в обрядах во время совершения богослужения (однако сохраняется единство в вере и морали). Существуют следующие популярные обряды:

  • латинский;
  • лионский;
  • амвросианский;
  • мосарабский и т.д.

Их отличие может быть в некоторых дисциплинарных вопросах, в языке, на котором читается богослужение, и т.д.

Монашеские ордена в составе церкви

Из-за широкого толкования церковных канонов и божественных догматов католическая церковь Римская насчитывает порядка ста сорока монашеских орденов в своем составе. Свою историю они ведут еще с далекой древности. Перечислим самые известные ордена:

  • Августинцы . Его история начинается приблизительно с V века с написания устава Непосредственное формирование ордена произошло гораздо позже.
  • Бенедиктинцы . Считается первым официально основанным монашеским орденом. Это событие произошло в начале VI века.
  • Госпитальеры . начало которому положено в 1080 году монахом-бенедиктинцем Жераром. Религиозный устав у ордена появился лишь в 1099 году.
  • Доминиканцы . Нищенствующий орден, который основал Доминик де Гузман в 1215 году. Цель его создания - борьба с еретическими учениями.
  • Иезуиты . Это направление было создано в 1540 году папой Павлом III. Его цель стала прозаической: борьба с нарастающим движением протестантизма.
  • Капуцины . Этот орден был основан в Италии в 1529 году. Его изначальная цель все та же - борьба с Реформацией.
  • Картезианцы . Первый был построен в 1084 году, но сам он официально утвержден лишь в 1176-м.
  • Тамплиеры . Военно-монашеский орден, пожалуй, самый известный и окутанный мистикой. Через некоторое время после создания стал больше военным, нежели монашеским. Изначальная цель была в защите пилигримов и христиан от мусульман в Иерусалиме.
  • Тевтонцы . Еще один военно-монашеский орден, которые основали немецкие крестоносцы в 1128 году.
  • Францисканцы . Орден был создан в 1207-1209 годах, но утвержден лишь в 1223-м.

Помимо орденов в католической церкви находятся так называемые униаты - те верующие, которые сохранили свое традиционное богослужение, но при этом приняли вероучение католиков, а также власть Папы Римского. Сюда можно отнести:

  • армяно-католиков;
  • редемптористов;
  • белорусскую греко-католическую церковь;
  • румынскую греко-католическую церковь;
  • российскую православную католическую церковь;
  • украинскую греко-католическую церковь.

Святые церкви

Ниже мы рассмотрим, какие существуют наиболее известные святые римско-католической церкви:

  • Св. Стефан Первомученик.
  • Св. Карл Борромео.
  • Св. Фаустина Ковальска.
  • Св. Иероним.
  • Св. Григорий Великий.
  • Св. Бернард.
  • Св. Августин.

Отличие католической церкви от православной

Теперь о том, чем русская православная церковь и римско-католическая церковь отличаются друг от друга в современном варианте:

  • Для православных единство церкви - это вера и таинства, а для католиков сюда добавляются непогрешимость и нерушимость власти Папы.
  • Для православных Вселенская церковь - это каждая которая возглавляется епископом. Для католиков обязательно ее общение с римско-католической церковью.
  • У православных Дух Святой исходит только от отца. У католиков - и от Отца, и от Сына.
  • В православии разводы возможны. У католиков они недопустимы.
  • В православии нет такого понятия, как чистилище. Этот догмат провозгласили католики.
  • Православные признают святость Девы Марии, но отрицают ее непорочное зачатие. У католиков есть догмат о том, что Деву Марию так же родили, как и Иисуса.
  • Православные имеют один обряд, который возник в Византии. В католицизме их существует множество.

Заключение

Несмотря на некоторые отличия, католическая церковь Римская все же является братской по вере для православных. Недоразумения в прошлом разделили христиан, превратив их в непримиримых врагов, но это не должно продолжаться сейчас.


Как уже было указано, христианство никогда не представляло собой единого течения. С первых веков своего развития в нем сосуществовали различные направления. Наиболее крупной разновидностью христианства является католицизм . Сегодня приверженцами католицизма являются более 1 млрд. человек. Католицизм распространен преимущественно в Западной, Юго-Восточной и Центральной Европе. Кроме того, он охватывает своим влиянием большинство населения Латинской Америки и треть населения Африки. Довольно сильно распространен католицизм и в США.

И хотя католицизм исповедует, наряду с православием, основные христианские положения вероучения и культа, вместе с тем он вносит в них и свои изменения. Так, в основе вероучения католицизма лежит общехристианский Символ веры, включающий в себя 12 догматов и семь таинств, о которых речь шла в параграфе о православии. Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.

В частности, православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов. Католицизм же, продолжая развивать свою догматику на последующих соборах, принимает в качестве Священного Предания постановления 21 собора , а также официальные документы главы католической церкви – Римского Папы. Так, уже в 589 г. на Толедском соборе католическая церковь вносит дополнение к Символу веры в виде догмата о "филиокве" (буквально "и от сына"). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной Троицы. Согласно Никео-Царьградскому Символу веры, Святой Дух исходит от Бога-отца. Католический же догмат о филиокве утверждает, что Святой Дух исходит также и от Бога-сына.

Православное учение провозглашает, что душа человека в зависимости от земного существования попадает в рай или ад. В дополнение к этому Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном месте между адом и раем. По католическому вероучению чистилище – место пребывания душ грешников, не отягощенных смертными грехами. Огонь чистилища снимает грехи перед раем. Принятый Флорентийским собором в 1439 г. догмат о чистилище был окончательно подтвержден в 1568 г. Тридентским собором.

В католицизме распространено оригинальное учение о запасе добрых дел, которое было провозглашено папой Климентом I (1349 г.) и подтверждено Тридентским и I-м Ватиканским (1870 г.) соборами. Согласно этому учению, церковь распоряжается запасом "сверхдолжных дел", накопленных церковью за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Так, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен за счет "добрых дел" (молитвы, богослужения, пожертвования в пользу церкви и т. п.), которые в память умершего совершают родные и близкие. Церковь, будучи мистическим телом Иисуса Христа и Его наместником на Земле, распоряжается этим запасом. Учение о запасе добрых дел явилось основой для широко распространенной в Средние века и просуществовавшей вплоть до XIX века практики продажи индульгенций. Индульгенция представляет собой грамоту об отпущении грехов. Примечательно, что такую грамоту можно было купить за деньги. Таким образом, каждый грех, за исключением смертного, имел свой денежный эквивалент. Поскольку распределять запас "сверхдолжных дел" имеют право лишь священники, постольку обусловлено их привилегированное положение среди верующих.

Католицизм среди других христианских конфессий выделяет культ Богородицы , матери Иисуса Христа Девы Марии. В 1854 г. папа Пий I провозгласил догмат о ее непорочном зачатии. "Все верующие, – писал Папа, – должны глубоко и постоянно верить и исповедовать, что Пресвятая Дева с первой минуты ее зачатия была ограждена от первородного греха благодаря особой милости всемогущего Бога, проявленной ради заслуги Иисуса Спасителя рода человеческого". В дополнение к этому в 1950 г. папа Пий XII установил догмат о телесном вознесении Богоматери , в котором провозглашалось, что Пресвятая Богородица по смерти вознеслась на небо в единстве тела и души. В соответствии с этим догматом в католицизме в 1954 г. был установлен специальный праздник.

Особенностью католицизма является также учение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Глава католической церкви Папа Римский провозглашается наместником Христа на земле, приемником апостола Петра. Развивая эти претензии, на I-м Ватиканском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского . Согласно этому догмату, устами Папы при официальных выступлениях по вопросам веры и морали говорит сам Бог.

В католицизме начиная с XI века действует целибат – обязательное безбрачие духовенства. Иными словами, все священники принадлежат одному из монашеских орденов (иезуитов, францисканцев, доминиканцев, капуцинов, бенедиктинцев).

В культовой деятельности католицизма также проявляется своеобразие. Так, таинство миропомазания в католицизме называемое конфирмацией , совершается над детьми и подростками в возрасте 7-12 лет. Отличен и процесс богослужения. В католическом храме верующие сидят во время богослужения , при музыкальном сопровождении органа или фисгармонии, а встают только при пении определенных молитв.

Католическая Библия

Римско-католической церкви традиционно используется латинский перевод Библии. В ранней церкви в Риме использовалось несколько латинских переводов, сделанных с Септуагинты и греческого Нового Завета. В 382 г. папа Дамас поручил Иерониму, крупному филологу и ученому, сделать новый перевод Библии. Иероним переработал существующие латинские версии, основываясь на греческом подлиннике, и отредактировал Ветхий Завет, опираясь на древнееврейские рукописи. Перевод был завершен ок. 404 г. Впоследствии он вытеснил другие латинские переводы, и его стали называть «общепринятым» (Vulgata versio). Первая печатная книга (знаменитая Гутенбергова Библия , 1456 г.) была изданием именно Вульгаты.

Католическая Библия содержит 73 книги: 46 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Поскольку Ветхий Завет здесь восходит к Септуагинте, а не к еврейской Библии, утвержденной Ямнийским синедрионом, в нем присутствуют семь книг, не включенные в еврейский канон, а также дополнения к Книгам Есфири и Даниила. Кроме того, Септуагинте следует и порядок книг в католической Библии.

Основное каноническое издание Вульгаты было выпущено в 1592 г. по распоряжению папы Климента VIII и было названо Климентовым изданием (editio Clementina). Оно повторяет текст Иеронима (404 г.), за исключением Псалтири, которая представлена в редакции Иеронима до ее переработки с учетом еврейских оригиналов. В 1979 г. церковь утвердила новую редакцию Вульгаты (Vulgata Nova), в которой учтены последние достижения библеистики.

Первые переводы католической Библии на английский язык делались непосредственно с Вульгаты. Наиболее известным и широко используемым переводом была Дуэ-Реймсская Библия (Douay-Rheims Version , 1582–1610 гг.). Однако в 1943 г. папа Пий XII отдал строгое распоряжение ученым-библеистам в переводческой деятельности опираться впредь только на старинные арамейские и древнееврейские рукописи. Результатом этого явились новые переводы Библии.

Позиция Римско-католической церкви в отношении авторитета Библии была сформулирована на Тридентском соборе (1545–1563 гг.). В противоположность протестантским реформаторам, видевшим в Библии единственный фундамент своей веры, четвертая сессия собора (1546 г.) постановила своим декретом, что Предание – часть откровения, не записанная в Священном Писании, но передаваемая в учении церкви, – обладает равным авторитетом с Библией. Католикам не разрешалось читать Библию в переводах, не одобренных церковью и без комментариев, согласованных с церковным Преданием. Некоторое время для чтения библейских переводов требовалось разрешение папы или инквизиции. В конце XVIII в. это ограничение было снято, а с 1900 г. чтение Библии мирянами даже официально поощрялось церковными властями. На II Ватиканском соборе (1962–1965 гг.) обсуждалось взаимоотношение Писания и Предания: следует ли рассматривать их как независимые «источники Откровения» (более консервативная точка зрения) или как источники, взаимодополняющие друг друга, «подобные двум электрическим дугам в одном прожекторе».

Католический храм

Католические храмы обычно возво­дятся на основании, имеющем форму креста. Эта форма при­звана напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляю­щего людей к тихой пристани Царства Небесного. Использу­ются в церковной архитектуре и другие символы, в том числе круг – символ вечности Бога – и звезда (чаще всего восьми­угольник) – небесное светило, указывающее человеку путь к совершенству.

Общее устройство католических храмов отличается от православных тем, что их главная часть обращена на Запад. В домашней молитве католики также обычно обращаются в сторону Запада, что символизирует признание расположен­ного в западной части Европы Рима столицей всего христи­анства, а епископа этого города – папы – главой всей христианской церкви.

По традиции, в католическом храме алтарь и совершающееся там таинство причащения священников открыт для всех присутствующих. Преобладающим же культовым элементом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах можно видеть четырнадцать икон, изображающих различные этапы "Крестного пути Господня".

Святых престолов в католической церкви разрешается ус­танавливать по несколько, в трех сторонах храма – у западной, южной и северной его стен.

Престолы здесь более чем в православных храмах открыты для глаз присутствую­щих, так как в них нет иконостасов.

Отсутствуют в католических храмах также специальные жертвенники для приготовления Святых Даров как в православных алтарях.

Иконы в католических храмах почитаются, как и в православных, но характер западной, преимущественно итальянской, живописи отличается от византийской. В западной иконописи более изящна внешняя форма, но за счет этого менее строго выдерживается сугубо христианская идея. Неземной мир святых изображается в ней более похожим на земной со всеми его волнениями и страданиями.

Католические обряды и праздники

Католики чтут, в основном, те же Христовы и Богоро­дичные праздники, что и православные, но отмечают их не по юлианскому, а по григорианскому календарю (новый стиль), поэтому время празднования – разное.

Касаясь религиозных постов, отметим, что Римско-ка­толическая церковь давно уже отошла от первоначальной строгости их проведения. Во время поста католикам разре­шается употреблять в пищу рыбу, молоко, яйца и масло. Кроме того, от поста освобождаются целые группы лиц по разным признакам.

Число строгих постов в католичестве имело тенденцию к сокращению, строгий пост сейчас соблюдается в начале Великого Поста, в пятницу перед Пасхой и в канун Рожде­ства. Ограничены требования к воздержанию от мясной пищи. Оно сохраняется практически только в отношении пятницы. При условии, что верующий прочитает пять назначенных священником молитв, он получает право не по­ститься в эти дни. Заметно изменились и требования к по­ведению верующих во время постов. Не запрещается посе­щение театров и других увеселительных заведений, прове­дения застолий по поводу дней рождения и т. д.

Рождественский пост у католиков (адвент) начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея – 30 ноября .

Рождество Христово – наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем , что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для покло­нения. Отмечается Рождество Христово 25 декабря .

В рождественский ужин по традиции едят освященного гуся, мучные и сладкие блюда с обязательным добавлени­ем меда и миндаля, которые, по поверьям "главных като­ликов" – итальянцев, способствуют благополучию семьи, а также улучшению плодородия почвы и увеличению пого­ловья скота.

Во многих католических странах традиционны на Рож­дество гуси, индейки, заливной поросенок, запеченная сви­ная голова, каплун, кровяная колбаса и т. д.

Бого­явление у католиков называется праздником Трех царей – в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о покло­нении Ему трех царей . В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жер­тву как царю – золото, как Богу – кадило, как человеку – миро, благовонное масло.

У католиков есть несколько спе­цифических праздников: праздник Сердца Иисуса – сим­вола надежды на спасение, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря).

Один из главных Богородичных праздников – Вознесение Богоматери – отмечается 15 ав­густа (у православных – Успение Пресвятой Богородицы).

Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католи­ческому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в чистилище.

Таинство Евхаристии (причащение) Ка­толическая церковь называет праздником Тела Господня. Отмечают его в первый четверг после Троицы.

В католицизме, наряду с христианскими обрядами, со­хранились многие обычаи, связанные с древним культом плодородия, обязательным признаком которых является пища. Ритуальная еда сопровождает семейные и календарные праздники. Сюда входят и вкушение первых плодов нового урожая – первинков, и поминальные трапезы, и обильное угощение в особые переходные периоды года – в канун Нового года, например, как символы грядущего изо­билия в будущем.

Рождеству предшествует длительный пост, который заканчивается Сочель­ником. Например, в Италии, по традиции, ужин в этот день постный. В Сочельник на столе католиков должны быть семь блюд: чечевица, белая фасоль, турецкий горох, бобы с медом, ка­пуста, рис, сваренный в миндальном молочке, и макароны с сардинками в соусе из грецких орехов. Сохранился обы­чай в Сочельник подавать на ужин угрей или блюда из трес­ки, устриц и других даров моря.

В празднике Нового года много черт, роднящих его с Рождеством. Хозяйки угощают гостей пиццей, сухими фи­никами и печеными бобами. Например, с глубокой древности в Ита­лии на Новый год едят сушеный в гроздьях виноград, кон­дитерские изделия с медом и орехами, суп из чечевицы, сваренные вкрутую яйца. В то же время у католиков-поляков на новогоднем столе обязательно должны присутствовать 12 блюд, причем мясо исключает­ся. Непременно карп жареный или карп заливной, гриб­ной суп (борщ), битое, каша ячменная с черносливом, клец­ки с маслом и с маком. На сладкое – шоколадный торт.

Ритуальные трапезы сопровождают и другие католиче­ские праздники, связанные с годовым циклом сельскохо­зяйственных работ, и, конечно, совершенно особое в этом отношении время – весна. Не случайно к этому периоду приурочено проведение языческих по своему смыслу кар­навалов, аналогичных русской Масленице.



Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная часть - алтарная, или пресвитерий - место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары - пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.

Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).

Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. Появление в храме в шортах или чересчур открытой одежде не приветствуется, а в некоторых храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане - запрещено.

При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.

Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке - сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совершать крестное знамение, нет.

В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу - низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях - небольших кабинках для священника и исповедующегося. Если в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах слышимости, равно как и приближаться к священнику во время его беседы с кем-то - это может быть разговор сугубо духовный и личный. Не следует прерывать молитву или молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат.

Собственно, этим ограничиваются основные правила поведения в католическом храме.

Главой католической церкви является Папа Римский.

Обращения к лицам духовного звания:

* к Папе Римскому - Ваше святейшество;
* к кардиналу и архиепископу - Ваше высокопреосвященство;

* к епископу - Ваше преосвященство (личное - владыка).

К лицам, принадлежащим к высшей церковной иерархии, употребляется также обращение «монсеньор», добавляемое к титулу. К настоятелю храма обращаются «Ваше высокопреподобие». В личной беседе ко всем священникам можно обращаться «отец», к монахам - «брат», к монахиням - «сестра».

Отличить один ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому, готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул. Однако наличие красного пояса, пиуски (красной епископской шапочки или сутаны не черного цвета), как правило, свидетельствует о принадлежности к высшей иерархии. Правда, в повседневной жизни священство носит обычные темные костюмы с темными рубашками и белой полоской под воротником.

В общении со священством нужно различать два уровня - тот, когда во время встречи священник призван совершать богослужение, или таинство, и обычную беседу. На беседу распространяются правила обычного этикета.

Католическое священство дает обет безбрачия, поэтому интересоваться семейной жизнью собеседника бестактно. Еще одна особенность - как правило, священник первым подает руку, в том числе и женщинам.

Основным местом католического богослужения, так же как в православии, является храм. Католические храмы имеют в разных странах разные названия. В России, где изначально католичество было распространено среди поляков, католический храм принято называть костелом. Кроме различных названий в католичестве существует множество форм храма. Остановимся на основных элементах внутреннего устройства католического храма.

Алтарь в католическом храме представляет собой накрытый покрывалом стол с богослужебной утварью и книгами, соответствующий престолу православного храма. Алтарь находится на возвышении за небольшой перегородкой, но не отделен от верующих иконостасом или сплошной стеной.

При богослужении алтарь оказывается между священником и прихожанами, то есть повторяется евангельская Тайная Вечеря, когда Христос с учениками собирались вокруг стола. За священником у стены храма находятся на возвышении запрестольная икона, семисвечник и запрестольный крест.

Дарохранительница, как и в православном храме, представляет собой шкафчик с частицей Тела Христова в виде специального хлеба, На ней постоянно горит лампадка в знак присутствия Святого Духа.

Основное пространство католического храма предназначено для прихожан, в нем расставлены стулья или скамейки. В отличие от православного богослужения, которое совершается стоя, католики большую часть службы совершают сидя, хотя в определенные моменты они тоже стоят, и даже опускаются на колени.

Отличительной чертой внутреннего убранства католического храма являются специальные помещения для исповеди. Наглухо закрытое от внешнего мира и отгороженное непроницаемой решеткой от священника помещение исповедальни помогает исповедуемому ощутить, что он исповедуется непосредственно Богу, а не священнику. Кроме того, это служит и дополнительной гарантией тайны исповеди.

Католическая Церковь, так же как и Православная, признает догмат об иконопочитании, но в католичестве поклоняются священному изображению как таковому, а не иконе. Икона как таковая не считается чудотворной и освященной силой изображенного на ней святого. Это основано на составленных в 790-794 годах по инициативе франкийского короля Карла Великого Каролингских книгах, в которых провозглашалось, что иконы не могут быть приравнены к Священному Писанию и по своему значению даже не сравнимы с ним. Они могут создаваться и использоваться лишь для украшения храмов, для вдохновления верующих и для просветительских целей в качестве иллюстраций библейских событий. Согласно этому канонизация иконографических образов была признана неактуальной и художники Западной Европы могли давать собственную интерпретацию библейским сюжетам и образам. Постепенно религиозная живопись католичества все дальше отходила от собственно иконописи и превратилась в картины на религиозные темы. Европейские художники, преследуя цель добиться достоверности и убедительности изображаемого, использовали все достижения светской живописи и законы черчения, например линейную перспективу, когда смотрящий на изображение становится центром и все линии отходят от него.

Католические храмы украшаются живописными изображениями, мозаиками и скульптурой, витражами и рельефами. В большинстве храмов можно увидеть изображения Христа. Богоматери и святых. Особенно почитается в каждом католическом храме изображение Распятого Христа. В католическом храме вдоль стены расположен так называемый Крестный путь — 14 картин, изображающих этапы Крестных страданий Иисуса Христа. Считается, что, проходя вдоль стены, прихожанин духовно участвует в страданиях Иисуса и глубже понимает безграничность Его любви к людям.