Астрология Камни Магия

Характеристика форм первобытной религии. Назовите основные формы первобытной религии


Введение 3

1. Первобытная община и тотемизм 4

2. Культ мертвых 7

3. Магия и религия 10

4 . От животного-родича к животному-предку 14

5. Брачные и пищевые запреты 19

6. От животного-тотема к животному-богу 22

Заключение 24

Список литературы

Введение

Существует пять основных наук, с помощью которых мы изучаем религию первобытного общества, ее возник-новение и дальнейшее развитие:

археология доисторического времени, которая изу-чает памятники, могильники, местность, где они нахо-дятся, и особенно орудия труда отдаленных эпох и те изменения в образе жизни людей, к которым вело посте-пенное совершенствование орудий;

антропология, занимающаяся проблемой видоизме-нения биологического типа человека во взаимосвязи с преобразованиями структуры общества на протяжении ряда сменявших друг друга исторических эпох;

лингвистика, позволяющая выявлять различные пе-риоды истории человечества, отраженные в языковых формах, письменных или устных;

фольклористика, исследующая легенды, мифы, обы-чаи и традиции, подлинную литературу слаборазвитого в культурном отношении общества;

палеонтология и этнография, единственные науки, к которым обычно прибегают при изучении истоков рели-гии.

Работа по истории первобытного общества Льюиса Генри Моргана «Древнее общество» явилась отправным пунктом для целой серии этнографических изысканий. Выводы, которые Маркс и Энгельс сделали на основании обстоятельного труда Моргана, особенно известная ра-бота «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опубликованная Энгельсом в 1884 году, были подтверждены в более поздних трудах Г. Чайльда, Д. Томсона, С. А. Токарева и других совет-ских исследователей.

Этнографические данные, при достаточно серьезном и обдуманном их использовании, имеют большое значение также для выяснения одного из основных свойств религиозной идеологии -- устойчивости ее пережитков в сменяющих друг друга фазах развития общества.

1. Первобытная община и тотемизм

На протяжении всего доледникового периода люди жили небольшими группами из десяти -- двенадцати чле-нов. Современные социологи назвали эти группы перво-бытной ордой и затем выделили две основные стадии ее существования -- состояние дикости и состояние варвар-ства.

В эту эпоху не существовало разделения труда, гос-подствовало беспорядочное половое общение, не было ни вождей, ни каких-либо социальных связей между чле-нами орды. Экономика орды складывалась исключитель-но из присвоения, а не из производства. Люди собирали ягоды и плоды, моллюсков и насекомых. Лишь изредка они охотились на мелких животных. Человек еще не был в состоянии осознать свои связи с другими людьми и с природой и не мог, следовательно, отразить эти связи в какой-либо форме религиозных представлений, хотя бы наиболее элементарной и примитивной. «Для того чтобы могла возникнуть религия, необходима была более широкая общественная база, более сложные общественные отношения».

Сущность религии должна быть выявлена в формах материального мира, которым соответствует каждая фаза идеологического развития человека. Представления первобытного человека о сне и сновидении, о смерти объясняют происхождение религиозных вымыслов, ранних представлений о душе. Но для того, чтобы эти представления могли возникнуть, потребовалось образование «первобытной общины», сменившей первоначальное полуживотное состояние. Этот переход характеризовался открытием ряда орудий труда. К случайному сбору пищи прибавилась организованная, хотя еще и примитивная форма охоты и рыболовства. Понадобилось, наконец, чтобы люди перешли к полуоседлой жизни в разного рода убежищах и пещерах, где они могли размышлять о являющихся в сновидениях животных и людях как о своих «двойниках» и задумываться над тайнами смерти.

Мощные атмосферные и геологические потрясения ледникового периода загнали людей в пещеры и способствовали поискам новых средств защиты и поддержания жизни. Люди научились поддерживать случайно возникающий огонь, затем узнали, как высекать искры, чтобы самим зажечь его. Началась обработка камня для получения орудий охоты. По-прежнему сообща охотились на огромных животных -- мамонтов, гигантских носорогов, доисторических оленей, которых холод гнал к местам обитания человека.

Совместно захваченная добыча являлась общей собственностью. Лишь когда были изготовлены более совершенные орудия, такие, как топор с двумя остриями, стрелы, копья с первыми металлическими наконечниками щи, наконец, бронзовый топор, началась охота и зародилась также идея обладания, которая от ве-щей переходит на людей и знаменует переход от перво-бытного коммунизма к новому типу экономики, основан-ному на частной собственности.

О существовании религиозной жизни в наиболее древние периоды истории нам свидетельствуют лишь немногие внешние признаки, которые подчас весьма трудно истолковать.

Зародившиеся в первобытном обществе в силу определенных экономических и социальных условий многочисленные обряды перешли затем -- без изменений или с незначительными нововведениями -- в религию последующих эпох.

Достаточно вспомнить обряды посвящения, которые «сохранились в форме христианских таинств, священную весеннюю трапезу мбанбъума, или интичиума, племени грунта в Центральной Австралии, имеющую все основные признаки причастия, назначение и церемонии похо-рон, сохранившиеся до наших дней, хотя и без своего прежнего магического, смысла, обычаи траура и т. п.

Эпоха первобытного общества растянулась на многие десятки тысяч лет, начиная с первого периода каменного века, или раннего палеолита, когда жил человек, получивший имя неандертальца, и вплоть, до бронзового века, охватывающего второе тысячелетие до нашей эры. Следы первобытного общества сохранились у народов, еще жи-вущих в полудиком состоянии, например у австралийцев. Следует, однако, учесть, что выводы нашей официальной этнографии, изучающей жизнь таких народов в совре-менных условиях, нельзя принимать без оговорок, так как на ней слишком сказывается соприкосновение с более развитыми формами общества.

Первобытное общество еще не знает деления на противостоящие друг другу классы и, следовательно, не имеет никакой государственной организации. Его объе-диняют кровнородственные, половые, возрастные связи, притом эти связи возникают только в силу зависимо-сти, обусловленной специализацией некоторых возрастных групп в изготовлении и использовании примитивных орудий охоты и рыболовства. Естественно, что и религия той древнейшей эпохи коллективной жизни человека основана на представлениях о родстве, о различиях пола и возраста, перенесенных в мир несуществующих, вымышленных отношений, в которых выражено бессилие человека перед природой, его неуверенность в завтраш-нем дне.

Эта мистическая родственная связь по крови и пле-мени выражена в термине «тотем» или «тотам», что на древнем альгонкинском наречии одного из индейских племен Северной Америки значит «родство с братом» или «с сестрой». Термин этот был впервые применен в 1791 году для обозначения религиозных представлений, свойственных смутным и противоречивым проявлениям социальной жизни клана.

Тотемизм, который связывает между собой членов на-иболее древних социальных групп посредством священной мифологии и системы обрядов искупления, гаранти-руя людям существование и единство, является первой формой религии человеческого общества, возникшей в период нижнего палеолита, и именно его необходимо изу-чать, чтобы объяснить обряды, мифы и обычаи первобыт-ного общества начиная с неандертальской эпохи.

2. Культ мертвых

Почти все трактаты об истории религии начинают из-ложение религиозных верований первобытных людей с того, что обычно принято называть культом мертвых.

Однако, хотя обычай захоронения мертвых и пред-ставляется древнейшим, а может быть, даже восходит к самым истокам доисторических времен, возможно к по-следнему межледниковому периоду, то есть к 180-120 тысячелетиям до н. э., ничто не дает нам основания ут-верждать, что он с самого начала связан с верой в существование души покойного и с обязанностью почитать умилостивлять ее посредством определенных обрядов. Различие между материей и духом, а следовательно, и между душой и телом незнакомо первобытному обществу. Представление об этом различии зарождается только тогда, когда человеческая семья, по выражению Энгельса, «раскалывается» и организация общества, основанная на равном распределении работы, уступает место общинно-родовому строю, основанному уже на разных видах частного накопления и первых классовых различиях.

Археологические данные о доисторической эпохе и этнографические исследования подтверждают, что обычай погребения мертвых первоначально отвечает лишь одной потребности обеспечить покойному продолжение его материального существования. Труп укладывали навзничь между двумя каменными плитами или располагали его свернувшимся в клубок, с подвернутыми ногами в позе спящего человека, одетого в его обычные одежды. Рядом с ним складывали его оружие и различные пред-меты обихода. Вполне вероятно, что этот обычай определил развитие примитивной обработки камня и дал толчок первичным проявлениям искусства.

Люди считали, что умерший продолжает жить. Поэтому его останки окрашивали в красный цвет. Охота уже порождала идею о связи жизни с кровью. Во время похорон тело покойника окрашивали жидкой или порошкообразной красной охрой. Обнаруженные во многих погребениях останки хранят очевидные следы этого обряда. Впрочем, подобный обычай сохранился до наших дней. У некоторых народностей и поныне мертвых опускают в гроб, окрашенный в красный цвет или покрытый материей того же цвета. Перед тем как поместить в соборе Св. Петра прах великого понтифика, его выставляют в гробу, обернутом в красное сукно.

Обычный знак траура в наше время -- черный цвет, изредка белый (например, у негров банту). Этот обычай совсем иного происхождения. Когда родилась идея чистого и нечистого и мертвым начали приписывать вредоносную силу, возникла потребность помечать определен-ным цветом предметы, людей и места, которые, как опасался человек, носили следы постоянных или случайных прикосновений покойного. Отсюда изменение одежд и убранства, которое совершается в период траура. Чтобы вернуться к обычной жизни, первобытный человек должен был также подвергнуться определенным очистительным обрядам.

В открытом в окрестностях Ментоны доисторическом могильнике, в том месте, где должны были быть рот и нос погребенного, обнаружили углубление, заполненное красным порошком. Благодаря жизненной силе, которую приписывали охре, умерший мог «дышать». В других слу-чаях труп хоронили вблизи костра, чтобы покойнику не пришлось страдать от недостатка тепла, необходимого для поддержания жизни. Той же цели служили приношения пищи и питья и статуэтки животных, захоронен-ные вместе с трупом..

Очевидно, и животных убивали и хоронили вместе с человеком, полагая, что они еще будут ему полезны. В гроте Шапель-о-Сэн, во Франции, недалеко от могилы нашли кости животных. Впрочем, это могли быть остатки похоронного пиршества, которое происходило тут же в расчете, что и умерший принимает в нем участие.

Ясно, во всяком случае, что вплоть до конца эпохи первобытного общества нет никаких убедительных при-знаков человеческих жертвоприношений. Об этом обы-чае, свойственном всем без исключения народам древности, существует научная литература, обильно уснащенная фактами и подробностями, которые, однако, далеко не всегда истолковываются достаточно критически. Первобытное общество уже разлагалось, и начали формироваться классы с разделением людей на сословие имущих и на порабощенную рабочую силу, когда людей, мужчин и женщин, начали хоронить живыми или убивать при погребении их хозяев (или вдов -- при похоронах их мужей, причем интересно отметить, что в период матриархата не отмечено примеров погребения мужчин, убитых на похоронах их жен, поскольку в эту эпоху еще не существовало собственности на супруга).

В более позднюю эпоху, которую характеризует возникновение частной собственности и классового расслоения, совершались известные нам человеческие жертвоприношения, начиная с обычаев ацтеков в Мексике и племени майя в Юкатане и Гватемале и вплоть до финикий-цев, семитских народов в целом, в том числе еврейских племен в Палестине.

Правда, в более ранние периоды мы встречаем следы обрядового каннибализма, который вплоть до наших дней был распространен среди всех первобытных народов. Из черепа умершего (как об этом свидетельствует так называемый «череп Цирцея») или черепов убитых животных посредством особой, порой весьма сложной операции извлекали мозг; затем его поедали, чтобы при-обрести определенные качества. Но все это не имеет ничего общего с человеческими жертвоприношениями. Мысль принести одного человека в жертву другому в момент его смерти не могла зародиться прежде, чем какие-то люди еще при жизни не были «принесены в жертву» другим людям на основе их подчинения и порабощения. Итак, в древнейшие времена обычай хоронить мертвых не имеет подлинно религиозного содержания. Материальная жизнь продолжается, как считали первобытные люди, и в могиле. Загробная жизнь «духа» еще не существует в сознании людей.

3. Магия и религия

Прежде чем перейти к детальному описанию тотемизма, следует определить настоящее место другого явления. На него обычно опираются при попытках отделить религиозную веру от народных предрассудков, представляя в качестве более высокого «момента» духовной жизни, независимого от региональных условий той или иной исторической эпохи. Речь идет о взаимосвязях между магией и религией и якобы существующем различии между ними.

На самом же деле немыслимо полностью разделить понятия магии и религии. Каждый культ включает магическую практику: всякие молитвы, начиная с первобытных и вплоть до современных религий, есть, по существу, форма наивного и иллюзорного воздействия на внешний мир. Невозможно противопоставлять религию магии, не порывая с наукой.

Установившиеся с незапамятных времен отношения между человеком и природой всегда имели двоякий характер: господство всесильной природы над беспомощным человеком, с одной стороны, и с другой -- воздействие на природу, которое человек стремился осуществлять, пусть - даже в ограниченных и несовершен-ных формах, свойственных первобытному обществу, -- используя свои орудия труда, свои производительные силы, свои способности.

Взаимодействие этих двух лишь внешне несопоставимых сил определяет развитие своеобразных приемов, посредством которых первобытный человек стремился ока-зать вымышленное им влияние на природу. Эти приемы, собственно, и являются магической практикой.

Имитация приемов охоты должна способствовать успеху самой охоты. Прежде чем идти на поиски кенгуру, австралийцы ритмично танцуют вокруг рисунка, изображающего столь желанную добычу, от которой зависит существование племени.

Если жители Каролинских островов хотят, чтобы новорожденный стал хорошим рыболовом, они стараются привязать его только что обрезанную пуповину к пироге или челноку.

Народ айну, коренное население Сахалина, Курильских островов, а также японского острова Хоккайдо, ловит маленького медвежонка. Его вскармливает своим молоком одна из женщин клана. Через несколько лет медведя душат или убивают стрелами. Мясо затем сообща поедают во время священной трапезы. Но перед ритуальным жертвоприношением медведя молят поскорее вернуться на землю, дать себя изловить и продолжать таким образом кормить группу вырастивших его людей.

Таким образом, по происхождению колдовская практика не противоположна религии, а, напротив, сливается с нею. Верно, что магия еще не связана с какими-либо привилегиями социального характера (в первобытном обществе все могут попробовать «оказать давление» на силы природы). Однако очень рано начинают выдвигаться отдельные члены клана, претендующие на обладание особыми данными для этого. С появлением первого «чародея» возникает и понятие «жрец».

Все это -- неоспоримые признаки формирования религиозной идеологии.

Мы уже отмечали, что первобытное общество харак-теризуется наивноматериалистическим пониманием жизни, природы и социальных отношений. Элементарные потребности первых людей, всем владевших сообща и незнавших частного присвоения средств к существованию, равномерно удовлетворялись или не удовлетворясь. История природы и история людей сливались воедино: вторая как бы продолжала первую.

Основное противоречие между человеком и силами природы, лежащее в основе первобытного общества, само по себе не достаточно, чтобы объяснить появление идеи потустороннего и тем более представления о «зле», «грехе» и «спасении». Коренящиеся в различиях родства, возраста и пола противоречия не имеют еще классового характера и не породили никакой формы подлинно религиозного ухода от жизни. Потребовалось осознание людьми ограничений, которые новая структура общества наложила на их повседневную жизнь, чтобы вместе с разложением общества на классы возникла также потребность в некоем «духовном» элементе (как принято выражаться в теологической и идеалистической филосо-фии), противостоящем, природе, телесному, материальному.

Строго говоря, первые формы религиозности даже не могут быть признаны проявлениями ритуальной практики, основанной на каком-либо «сверхъестественном» представлении и тем самым противопоставленной нормальным житейским обычаям человека. Отношения между людьми и их тотемом -- животным, растением или явлением природы -- не выходят за пределы примитивного материалистического миропонимания со всеми, характерными для него нелепостями, которые сохраняются и удерживаются в верованиях последующих эпох. Сама магия вначале представляется своего рода материальным давлением человека на природу или общество для получения определенных ощутимых результатов.

Коллективная жизнь сама собой не могла «объективно проявиться в мифе и обряде», как утверждают различные представители французской социологической школы от Дюркгейма до Леви-Брюля. Общество без социальных противоречий никогда не могло дать начало религиозному «отчуждению».

Когда первобытная община, основанная на равном участии ее членов в получении и присвоении продуктов, распадается и уступает место режиму частной собственности, для этого периода религиозные представления людей не шли дальше воображаемых связей первобытной группы с определенными животными или растениями, которыми питались ее члены (такими так заяц, черепаха, дикобраз, кенгуру, кабан, орел, медведь, олень, различные виды ягод и трав, деревья). Но расслоение семьи и появление классов привели к раздвоению идеологии, имевшему исключительное значение, и дали начало различным взглядам на природу, с одной стороны, и, с другой -- на мир явлений, которые отныне были признаны сверхъестественными.

4 . От животного-родича к животному-предку

Тотемизм -- наиболее древняя форма религии, которую мы знаем в истории человечества до эпохи возникновения классов.

Что в точности означает «тотем»? Это слово, как мы уже видели, первоначально означало родственную связь между членами, определенной группы людей и их предполагаемым или фактическим родоначальником. Позже эта родственная связь была распространена на животных и растения, которые служат данной группе для поддержания существования. Само это расширение представлений является определенным религиозным процессом. Из представления о тотеме со временем разовьется культ животных, растений и природных явлений, кото-рые определяют жизнь человека.

Часто утверждают, что тотемизм нельзя считать ре-лигиозным явлением, поскольку мифический родич и по-кровитель группы еще не признается стоящим над чело-веком и не отождествляется с каким-либо божеством. Сторонники этой точки зрения, которую поддерживают теологи и некоторые ученые-рационалисты, попросту не принимают во внимание, что процесс утверждения идеи высшего существа и тем более персонифицированного божества не мог начаться до того, как в обществе стали преобладать привилегированные группы, сложились руководящие слои, общественные классы.

В обществе с разделением труда на основе родственных отношений и возрастных различий отношения родства, естественно, становятся основным типом религиозных связей. Животное, от которого зависит снабжение пищей клана, в то же время рассматривается как родич группы. Члены данного клана не едят его мясо, точно так же как мужчины и женщины одной группы не вступают друг с другом в брак. Этот запрет выражен в слове полинезийского происхождения -- «табу» («тапу»), которое впер-вые услыхал мореплаватель Кук в Танге (1771 год). Первоначальное значение этого слова -- отделенный, удаленный прочь. В первобытном обществе табу -- все, что таит в себе, по представлению первобытного человека, опасность.

Табу налагается на больных, на трупы, на чужеземцев, на женщин в определенные периоды их физиологической жизни и вообще на все предметы, которые, как кажется первобытному человеку, имеют необычайный характер. Позже в ту же категорию войдут племенные вожди, монархи и жрецы. Все то, что табу, неприкасаемо и несет в себе заразу; впрочем, эти представления породили некоторые оздоравливающие и очищающие запреты.

Все эти верования находят объяснение в различных формах реальной жизни и общественных отношений, действие которых люди испытывали на себе. Не религия породила идею чистого и нечистого, святого и мирского, дозволенного и запрещенного, а общественная практика, которая создала отраженный мир легенд и обрядов, названных священными. Но, появившись на свет, эти представления проделали путь самостоятельного развития. И тот вывод, что к тем или иным представлениям привел образ жизни людей и способ производства, а не их образ мыслей, вовсе не означает пренебрежения конкретным значением идеологии или объяснением вопросов религии простыми экономическими справками.

Кто из исследователей первобытного общества сможет отрицать решающую роль общественных производственных отношений?

Группа людей живет охотой, которая повсеместно была обязательным этапом развития общества. Но, чтобы настичь добычу, необходимо владеть исключительно сложным охотничьим искусством, идеологическое отражение которого можно видеть в так называемых обрядах посвящения, к которым пока допускаются только мужчины. Это -- очищение, посвящение и введение юноши в число охотников (или ловцов рыбы).

В ходе обрядовых празднеств, нередко длящихся неделями, посвященный символически умирает, чтобы возродиться к новой жизни и быть в состоянии выполнять свои обязанности по отношению к обществу. Мы еще далеки от представлений об искуплении и спасении, воз-никающих только в эпоху наивысшего развития рабовла-дения, когда неосуществимое на земле спасение было перенесено в сферу вымысла, в мир потустороннего. Но переход юноши в более ответственную категорию в связи с его возрастом или приобретенными им навыками не-сет в себе зародыш идеи тех обрядов, которые позже разовьются в религии «мистерий» и в самое христиан-ство.

Бессильный перед лицом природы и коллектива, пер-вобытный человек отождествляет себя с животным-пред-ком, со своим тотемом, посредством сложных и нередко мучительных церемоний, что в конечном счете увеличи-вает его зависимость от природы и общественного окру-жения. Из обряда, из деталей культа возникает мало-помалу стремление истолковывать действительность с точки зрения мифа и предания.

При восстановлении процесса развития первых форм религиозной идеологии всегда необходимо остерегаться приписывать человеку заботы и верования, которые мо-гут возникнуть лишь в последующих фазах развития об-щества.

Спору нет, когда мы стремимся судить об обычаях и взглядах, относящихся к эпохе, в которой еще не суще-ствовало эксплуатации человека человеком, нам трудно избавиться от груза старых, накопленных тысячелетиями представлений, которые отражаются в самом языке, на котором мы говорим обо всех этих вопросах. Это так же трудно, как описать сейчас, даже в общих чертах, те изменения, что произойдут в характере, морали и уме людей с исчезновением классов и установлением общества, где свобода и равенство не будут, как теперь, сомнительными выражениями.

Когда, например, мы говорим о культе, мы вводим понятие, которое не могло иметь смысла на древнейшей стадии развития человеческого общества.

Ведь и этимологически идея культа связана с прак-тикой возделывания земли и предполагает общество, в котором производственные отношения уже основываются на примитивной форме земледелия и на соответствую-щем разделении труда между старыми и молодыми, осо-бенно же между мужчинами и женщинами.

Именно женщинам племя поручало в этот период по-мимо приготовления пищи полевые работы, выращива-ние фруктов и растений, в то же время мужчины по-прежнему занимались охотой. К этому периоду истории первобытного общества относится выдвижение женщины в обществе, характеризующее эпоху матриархата.

Следы этой эпохи сохраняются не только в религиоз-ной жизни, в народных традициях и в языке, но и в обы-чаях многих народностей нашего времени: на Малаккском полуострове, в Индии, на Суматре, в Новой Гвинее, у эскимосов, среди нильских племен, в Конго, Танганьике, Анголе и в Южной Америке.

Эпоха матриархата объясняет, почему известным нам наиболее древним обрядам плодородия свойствен прежде всего культ женщины или атрибутов женщины (схемати-ческие изображения деталей анатомии женщины, магические вульварные культы и т. д.).

Но прежде, чем принудить землю покориться воле обрабатывающего ее человека, общество пережило пе-риод сбора средств существования, которым все занимались на равных правах, период охоты, скотоводства и пастушества. Пока разделение труда совершалось в рам-ках возрастных и родственных отношений, связь между индивидом и тотемом не могла еще приобрести харак-тера подлинного культа.

Каждая группа людей в пределах более крупного объединения -- термины клан и племя предполагают уже достаточно развитую социальную организацию -- спе-циализируется в охоте на определенное животное: вепря, оленя, змей, медведя, кенгуру. Но в обществе, где отдель-ный человек зависит от других в добыче пропитания, это животное в конце концов перестает отделяться от самой группы -- оно становится его символом, его покровите-лем, наконец, предком.

Сложные церемонии постепенно превращают пред-ставление о биологической связи в связь воображаемую. И мало-помалу из подобных представлений возникает культ предков, который возможен при значительно более высокой степени социальной дифференциации и сохра-нился у различных народностей Индии, Китая, Африки и Полинезии.

Человек определенной тотемической группы обхо-дится со своим животным-предком с особенной почти-тельностью. Те, к примеру, что охотятся на медведя, из-бегают есть его мясо, по крайней мере в период священ-ного поста, но кормятся дичиной, добытой охотниками других групп, у которых другой тотем. Общность людей, сформированная на месте распавшейся первобытной орды, походит на обширный кооператив, в котором каж-дый должен заботиться о пище для других и в свою очередь зависит от других в получении средств существо-вания.

Так социально-экономические в своей основе факторы объясняют странные обычаи и запреты, для истолкова-ния которых часто прибегают к самым фантастическим домыслам.

5. Брачные и пищевые запреты

Рассмотрим правила экзогамного брака, практикуемого, как показывает само слово, за пределами маленькой группки, к которой принадлежит первобытный человек.

Может быть, закон экзогамии Экзогамия (от греч. ехо -- «вне» и gatnos -- «брак») -- обычай, запрещающий браки внутри определенной группы людей. , строжайше воспрещающий половые союзы внутри данной группы, представляет собой, как многие утверждают, стихийное средство защиты от опасностей кровосмешения? Или же это просто официальное освящение древнейшей формы умыкания женщины? Рассуждающие таким образом явно приписывают первобытному человеку идеологические процессы, которые развились лишь в более близкие к нам времена.

Человек одной тотемической группы ищет супругу в других группах (при этом всегда в пределах более широкого социального объединения, в которое эти группы входят, так как об экзогамии можно говорить только по отношению к клану, в племени существует только эндогамия Эндогамия (от греч. endon -- «внутри» и gamos -- «брак») -- обычай, запрещающий браки вне определенной группы людей.). Это зависит прежде всего от того, что расширение таким путем родственных отношений приводит к значительному улучшению средств существования. Проще говоря, отдать из клана женщину в жены члену другого клана означает обеспечить себе новый вид питания.

Этот стимул сохранялся, пока существовал запрет питаться мясом своего дикого родича -- тотема.

Благодаря экзогамии все еще незначительная и изо-лированная человеческая группа становится более мно-гочисленной, оставаясь при этом внутренне сплоченной.

Подобная же картина выясняется при изучении раз-личных пищевых запретов.

Историки религии до сих пор продолжают спор о происхождении обычая не есть свиного мяса, пытаясь решить, от арабов идет ли он или от законопослушных евреев. Запрещение есть свиное мясо проистекает попросту из того факта, что в какой-то определенный период своего развития семитские народы переживали, как и все прочие народы, эпоху тотемизма и изначально считали свиней и вепрей своими животными-родичами, священными животными. Соответственно они были табу для всех охотников. Впоследствии представление об этом древнейшем явлении было утрачено, но запрет сохранился и был узаконен религией, а для его оправдания изобрели фантастические обоснования.

Христианская обрядность полна символики и преданий, касающихся целого ряда различных животных, вошедших в фонд поэзии, искусств и часто также в теоло-гические учения. Агнец и пастырь, чудесный лов рыбы в преданиях обитателей катакомб и первых апологетов христианства, отождествленная со «святым духом» го-лубка, сказание о змее-искусителе -- все это темы, кото-рые ныне стали неотъемлемой частью христианского вероучения. Но они же встречаются и во множестве дру-гих религий и не являются одним только порождением богатого поэтического воображения. Искусство впослед-ствии обработало реальный материал того периода ис-тории общества, когда все эти животные находились в определенных отношениях с людьми.

Чтобы объяснить зарождение этих символов, мы должны всегда обращаться к фазе тотемизма.

На деле же, прежде чем войти в христианскую сим-волику, рыба была тотемом различных палестинских племен, промышлявших рыбной ловлей. С переходом к более развитым формам общественной жизни этот тотем преобразовался в персонифицированного бога. Божества с головой рыбы часто встречаются во многих других ре-лигиях той же эпохи.

Подобным же образом можно истолковать христиан-ский мотив голубки -- «священного» животного в Малой Азии и у ряда славянских племен -- или змеи, которую израильтяне района пустыни почитали как символ таин-ственного божества, иногда отождествляемого со «злой силой», а также упоминания о баране, агнце и козлище. Известна древняя тотемическая традиция «козла отпущения», которая вновь оживает в истории еврейского народа: животное, обремененное грехами целого пле Чтобы объяснить зарождение этих символов, мы должны всегда обращаться к фазе тотемизма.

На деле же, прежде чем войти в христианскую сим-волику, рыба была тотемом различных палестинских племен, промышлявших рыбной ловлей. мени, отягченное всем, что рассматривается как нечистое, изгоняется из поселения в пустыню, где издыхает, тем самым племя избавляется от проклятия или наказания.

И вот на этой стадии мы уже встречаем глубокие из-менения, происшедшие в структуре общества.

6. От животного-тотема к животному-богу

Вполне возможно, что особенные заботы по отноше-нию к животному-тотему способствовали приручению и выращиванию отдельных животных.

В самом деле, для магических обрядов, способствующих охоте, и для ритуальных трапез, которые в конце концов превратились в коллективное причастие верую-щих,-- для всего этого необходимо было иметь под рукой, в клетках или специальных загонах, «священных» животных. Если это объяснение верно, мы сталкиваемся с одним из типичных случаев обратного воздействия на экономическую структуру возникшей из нее идеологии, в какой-то мере изменяющей первоначальные производ-ственные отношения.

Несомненно, однако, что переход от первого фазиса общества, основанного на охоте, к скотоводству и ранним формам земледелия определяется не религиозными мотивами, а развитием новых орудий труда и формированием новых экономических и общественных отношений между людьми.

Возникновение земледелия, последовавшее вслед за открытием первых грубых земледельческих орудий для обработки земли, означало распад и уничтожение куль-тов, основанных на тотемизме. На смену магическим танцам, которые должны были способствовать успешной охоте, пришли различные обряды плодородия, вульвар-ные и фаллические культы, которые еще не представ-ляли собой ничего скандального или вакханального, а попросту считались благоприятными для плодородия полей.

Поклонение животному-предку мало-помалу растворяется в поклонении природе. Это очень медленный процесс, в котором различаются отдельные этапы.

Не все тотемы были животными. Бедность фауны в некоторых районах и быстрое увеличение количества объединенных между собой групп людей уже приводили и ранее к использованию отдельных органов или частей тела животных в качестве суррогатов тотема. Таковы, например, ягодичные утолщения кенгуру (в Австралии) или хвосты ряда животных. В других случаях тотемом постепенно, путем ассимиляции становились травы, овощи, растения. Когда же мы обнаруживаем использование в качестве тотемов неодушевленных предметов или явлений природы, это означает, что в недрах общества начались существенные изменения. Возникает новая форма разделения труда между группами охотников; появляется специализация, лежащая в основе ремесла; начинается возделывание земли, и солнце, ветер, дождь, луна, облака приобретают все большее значение в жизни общества.

Животное-предок, пока еще в свойственном ему образе зверя, начинает приобретать качества, характерные для явлений природы. Превратившийся в пастуха и земледельца человек чувствует себя в новых отношениях с атмосферными явлениями, которые постоянно воздействуют на его труд. Тотем все чаще переносит свое местопребывание с земли ввысь -- на небо, в горы, облака. Зарождаются олицетворенные силы, которые, как кажется человеку, главенствуют в развитии жизни и общества.

Здесь мы обнаруживаем другой, производный процесс. Одновременно с возникновением новых форм труда и организации общества зарождается частная собственность, появляются классы и возникает режим эксплуата-ции человека человеком.

Преобразование животного-тотема в животное-боже-ство, которое может также причинять зло и потому дол-жно быть обезврежено и умилостивлено,-- это религиоз-ное отражение новой общественной структуры, основан-ной на дискриминирующей власти касты, вождя, руково-дящего слоя.

Заключение

Религия не появляется вместе с человеком. Сотни и, может быть, тысячи веков на нашей земле, возраст которой, вероятно, равен 4 миллиардам лет, группы людей, подобно животным, питались травами, кореньями, соками растений, улитками и насекомыми, бро-дили в теплых и сырых лесах доледникового периода.

Они еще не знали огня и не испытывали потребности в жилище и одеждах.

Первым орудием труда, которое вызвало подлинный переворот как в физическом облике людей, так и в их об-ществе в ходе все большего выделения человека из жи-вотного мира, явилась рука. Тот процесс, который антро-пологи назвали открытием руки, ставшей в одно и то же время орудием и продуктом труда, послужил образова-нию основных признаков человека: мышления, языка и вертикального положения тела.

Список литературы

1. Гараджа В. И. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 1995.

2. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерки истории религий. М.: Издательство политической литературы, 1966.

3. Доусон К. Г. Религия и культура пер. с англ., вступ. ст. и коммент. К. Я. Кожурина.-СПб.: Алетейя, 2000.

4. Зыбковец В. Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания. М.: Издательство политической литературы, 1967.

5. Квеннелл М. Первобытные люди. Быт, религия, культура пер. с англ. Т. М. Шуликовой.- М.: Центрполиграф, 2005

6. Крывелев И. А. История религий. Очерки в двух томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1975.

7. Мень А. В. История религии в 7 т. В поисках пути, истины и жизни. Т. 2. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей.- М.: Слово, 1991.

8. Померанц Г. С. Великие религии мира.- М.: Унив. кн.: Per Se, 2001.

9. Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре пер. с англ. Д. А. Коробчевского.-Смоленск: Русич, 2000.

10. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976.

11. Угринович Д. М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). - М.: Политиздат, 1982.

12. Философский энциклопедический словарь ред.-сост. Е. Ф. Губский [и др.].- М.: ИНФРА-М, 1999.

13. Хомутов А. Е. Антропология учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.

14. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований При участии Г. С. Винер.- М.; СПб.: Рудомино: Унив. кн., 1997.

15. Миголатьев А.А. Философия культуры //Соц.-гуманит. знания.-2002.- № 6.-С.75-82.

Подобные документы

    Идеализация и ограниченность в понимании религии древних греков. Источники изучения древнегреческой религии. Религия эгейской эпохи. Следы тотемизма, промысловых культов и тайных союзов. Вредоносная и лечебная магия. Аристократический культ героев.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии. История возникновения религии и путь человеческого богопознания. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм. Архаичные формы и способы классификации религии.

    реферат , добавлен 17.02.2011

    Происхождение и ранние формы религии. Система религиозных представлений, фетишизм и тотемизм, культ животных. Структура религии, религиозная деятельность и организации. Наука как культурный феномен. Идеальная структура мира в космическом мироздании.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2011

    Основные этапы зарождения религии в первобытном обществе. Первобытные верования в эпоху патриархата. Дорелигиозный период. Развитие ритуалов и мифов. Религиозные верования людей неолита. От первообытного общества к формированию государств.

    реферат , добавлен 12.12.2006

    Особенности проблемы возникновения религии, ее сущность и развитие. Формы первобытных верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, табу. Анализ религии древних развитых цивилизаций (Египет, Месопотамия, Индия, Греция, Рим, славянское язычество).

    реферат , добавлен 01.02.2011

    Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии. Исторические факты и археологические раскопки. Начальная стадия развития представления человека о сверхъестественном - возникновение религии. Родоплеменные религии и вероисповедание.

    реферат , добавлен 13.09.2010

    Религии отсталых народов Африки. Особенности религии бушменов. Религия центральноафриканских пигмеев, основного населения Африки: главные формы, обряды, культ предков. Религии народов Северной и Северо-Восточной Африки, распространение христианства.

    реферат , добавлен 23.02.2010

    Миф как отрицание индивидуальности и свободы. Отсутствие грани между чувственным образом и реальностью. Антропоморфизм, тотемизм, анимизм, магия и религия. Находка археологов в 1887 г. в пещере в предгорьях Пиренеев. Новая форма религии - культ природы.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    Религии островитян Торресова пролива. Верования папуасов в различную магию. Развитость магии меланезийцев, их вера в мана. Представления о духах умерших и культ предков. Корни анимистических верований. Мужские тайные союзы Меланезии. Мифология и тотемизм.

    реферат , добавлен 23.02.2010

    Особенности и формы религии древнего Египта: фетишизм, тотемизм, теогония, космогония; география (местные божества); история возникновения и развития культа египетских божеств как одного из основных элементов религии; особенности мышления древних египтян.

Существовало 4 вида первобытных религий в древние времена:

— Фетишизм

— Тотемизм

— Анимизм

Фетишизм — одна из форм верований, связанная с почитанием фетишей (предметы, наделенные магическими свойствами). Основная черта: приписывание неживому — живое. Фетишем мог стать
любой предмет (необыкновенный камень, зуб животного, кусок дерева и т.д.).
Позднее появились специально изготовленные фигурки из камня, кости, дерева, металла. У некоторых народов существовал обычай благодарить, а иногда и наказывать фетиши.
До наших дней дошло много фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулет — это предмет, которому приписывались магические свойства отвращать от человека несчастье и приносить удачу.
Способность отвращать от беды также приписывалась и талисманам. Однако амулет носили открыто обычно на шее, а талисман прятали.

Тотемизм — это вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным животным, растением или иными явлениями природы.
Тотем считается родоначальником социальной группы, и каждый индивид является его кровным родственником. Многие племена верили в то, что после смерти каждый человек обращается в
животное своего тотема.
Тотемические представления обуславливают определенные отношения между людьми. Они делят всех людей на «своих» и «чужих».
Эмиль Дюркгейм писал: «Тотемизм — это вера не в каких-то животных, а в некую невидимую силу, обитающую в каждом из этих существ. Эта сила независима, она воплощается в определенных
субъектах, предшествует их появлению и живет после них.

Анимизм — это система древних религиозных представлений, связанная с существованием душ и духов. Впервые этот термин введен Э. Тейлором в работе «Первобытная культура».
Суть анимизма состоит в признании самостоятельной некой силы или существ, способных соединяться и покидать человека, животных и растения.
Рання форма анимизма — вера в духов. Это некий мир, который обусловлен истолкованием человека оптических и аккустических явлений. Духи имеют способность быть неуловимыми,
принимать вид любого предмета, дерева, камня. Мир духов — невидимый мир.
Высшая форма развития анимизма — вера в самостоятельное существование души. Функциями жизни управляют особые существа (души). Эти души могут быть разной природы. Эта душа может
переселяться в других людей и животных, в растения, предметы. Со временем душа представляется, как духовная субстанция — двойник человека.

Магия — одна из древнейших форм существования религии. Это представления и обряды в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, предметы и явления видимого
мира, сверхестесственным путем.
У многих народов маги выступали в роли общинных лидеров. С ними связано представление об особой, передаваемой по наследству колдовской силе. Магия предусматривала специальные обряды на удачную охоту, плодородие и т.д. Маги могли общаться с миром духов.

Фетишизм. Одной из таких форм является фетишизм - вера в особую силу каких-либо предметов (от португ. fetiso - "амулет") . Когда фетишизм проявляет себя в вере в особую силу амулетов-оберегов, речь идет о магии. Если же человек создает идола и использует его как материальный объект для поклонения высшим силам, речь идет о религии. Идол нужен как материальный объект, которому можно приносить жертвы. Идол является каналом для связи с вышестоящей силой, наделен сознанием, душой (иначе с ним нельзя вступить в контакт) , и в этом проявляется связь фетишизма и анимизма.

Тотемизм. Для первобытных людей характерна вера в особые отношения между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным природным объектом (чаще всего - животным, реже - растением, другим предметом) , который рассматривался как символ, прародитель и покровитель данной общины. Такой объект называют "тотемом". Термин заимствован из языка американского индейского племени Оджибва, и буквально означает "его род".

Тотем также наделяется сознанием, душой, и в этом проявляется его связь с анимизмом. Если тотему поклоняются, наделяют его могучими силами и способностями, то мы имеем дело с формой религии. Однако часто тотемы использовались только для того, чтобы помочь людям отделять членов своего рода от других людей. В таких случаях тотемизм является формой демографической магии. Тотемизм часто связан с фетишизмом. Индейцы Северной Америки создавали красочные тотемные столбы, которые играли роль идолов.

Культ предков. Изучение традиционных верований народов Восточной Азии и Западной Африки показывает большую роль культа предков, который также имеет очень древние корни. Культ вырос из традиции получать накопленный опыт из рук самых старых представителей общины. В первобытную эпоху люди редко доживали до преклонного возраста. Но если кто доживал, то много знал и был источником ценной информации. Люди верили, что предки, по крайней мере наиболее выдающиеся, авторитетные при жизни, помогают своим потомкам и после смерти. Культ предков также является формой анимизма, ибо основан на вере в существование духов предков. Иногда, но не часто, предки обожествлялись, и тогда культ предков становился формой религии. Чаще предки играли роль посредников между живущими людьми и вышестоящими силами и в этой форме являлись частью других религиозных верований.

Шаманизм. В широком смысле шаманами называют людей, которые профессионально занимаются магией или отправляют религиозные культы у ряда отсталых народов мира. В узком смысле, шаманизм - форма анимизма в ряде районов Северной Азии и Америки. Эта форма предполагает наличие невидимого мира, с которым способен общаться шаман-медиум, находящийся в особом состоянии (транса) .

Обряды. Как показывает этнографический материал, процесс достижения договоренности с духами состоял главным образом из обряда принесения жертвы. Иными словами, основной принцип всех ранних религиозных систем можно выразить фразой: "я даю тебе, чтобы ты дал мне". Обряды жертвоприношения могли быть очень простыми и сложными.

От духа к Богу. Очень сложным является вопрос о том, когда вера в духов переросла в веру в бога или богов, которые в эпоху древних цивилизаций мыслились уже в вполне определенном антропоморфном или зооморфном облике. Можно предположить, что по мере того, как какая-то важная природная стихия получала конкретный облик и наделялась конкретными функциями, шел процесс превращения духа в бога. Одновременное почитание многих духов, олицетворяющих целый ряд важных природных явлений, заложило корни для политеизма - веры во многих богов. Возможно, что в первобытную эпоху были и корни для монотеизма. Изучение верований народов Полинезии показало, что у них издавна существовало представление о некой единой силе, которая одушевляет всю природу и приводит в действие все, что есть в природе, и которая частично может воплощаться в отдельных духах, животных и человеке. Однако не представляется возможным определить, как давно существуют такие представления, на какой стадии развития человека они возникли.


Основные формы первобытной религии

5. Опишите первобытные формы религии и их роль в архаических обществах.

Первобытность- это не синоним духовного убожества, а явление стадиальное. Современная наука обнаруживает и на одной из самых ранних стадий общественного развития сравнительно богатую, сложную духовную культуру (у аборигенов Австралии, например, встречаются иразличные формы тотемизма, иколдовство, изнахарство, и многообразныеанимистическиепредставления, ишаманство, и мифы о культурных героях и демиургах, имагия, пронизывающая все религиозное поведение).

Среди многообразия религиозной первобытной активности выделяется особая форма, связанная с основами жизнеобеспечения. Имеются в виду продуцирующие обряды, или обряды умножения производящих сил природы. Магическая направленность этих обрядов на природу, их широчайшее распространение в той или иной форме известных у всех первобытных охотников, рыболовов и собирателей, а также ранних земледельцев. Они дают основания полагать, что здесь проявляется одна из наиболее древних форм религии.

Многие продуцирующие обряды направлены на восстановление нарушенного охотничьей деятельностью равновесия в природе. В магических обрядах этого типа, в системе тотемических верований, сопряженных с ними, можно видеть истоки промысловых культов, характерных для многих "охотничьих" народов, культ хозяев зверей, леса, моря и т.д., занимающих важное место в их религиях.

В первобытном обществе религиозные санкции нередко должны были освещать социальные нормы, поддерживать общественный порядок и наказывать его нарушителей, в чем выражается социально-интегративная функция религии.

Научная традиция различает обряды жизненного цикла, включающие обряды посвящения и обряды календарного цикла, к которым относятся и продуцирующие. Первые отмечают те универсальные кризисные ситуации - рождение, достижение зрелости, изменение статуса, брак, смерть, погребение, - которые сопровождают всю жизнь человека; другие отличают смену сезонов и сопровождающие ее перемены в хозяйственной деятельности. Генетически, в своих истоках, календарные обряды и обряды посвящения связаны между собой.

Обряды посвящения и продуцирующие обряды утверждают продолжение жизни во всех ее видах, а это - важнейшая и древнейшая функция первобытной религии, вызванной страхом перед смертью и надеждой на возможность ее преодоления. Сочетание этих обрядов в культурах архаических обществ свидетельствует о том, что они восходят к общему источнику, к некоему древнейшему первообряду.

Итак, объектом и материалом первобытного мышления были прежде всего жизненно важные для человека предметы и явления. Исходя из этого, можно предположить, что первоначальной формой религии скорее всего был фетишизм. На этой основе возникают и развиваются другие формы первобытной религии (анимизм, тотемизм), расширяется круг первоначальных представлений и магических действий, оформившихся позднее в продуцирующую и посвятительную обрядность охотников и собирателей.

Для большинства первобытных мифологических систем характерны образы культурных героев и демиургов, творцов мира и человека, создателей культуры, учредителей обычаев и законов, универсальные черты, свойственные им, их широчайшее распространение и тот факт, что они встречаются почти у всех охотников и собирателей, свидетельствует о глубокой древности этих мифологических образов.

studfiles.net

Назовите основные формы первобытной религии. Как религия была связана с повседневной жизнью человека?

Bondarevadarya

Фетишизм. Одной из таких форм является фетишизм – вера в особую силу каких-либо предметов (от португ. fetiso – «амулет»). Когда фетишизм проявляет себя в вере в особую силу амулетов-оберегов, речь идет о магии. Если же человек создает идола и использует его как материальный объект для поклонения высшим силам, речь идет о религии. Идол нужен как материальный объект, которому можно приносить жертвы. Идол является каналом для связи с вышестоящей силой, наделен сознанием, душой (иначе с ним нельзя вступить в контакт), и в этом проявляется связь фетишизма и анимизма.

Тотемизм. Для первобытных людей характерна вера в особые отношения между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным природным объектом (чаще всего – животным, реже – растением, другим предметом), который рассматривался как символ, прародитель и покровитель данной общины. Такой объект называют «тотемом». Термин заимствован из языка американского индейского племени Оджибва, и буквально означает «его род».

Тотем также наделяется сознанием, душой, и в этом проявляется его связь с анимизмом. Если тотему поклоняются, наделяют его могучими силами и способностями, то мы имеем дело с формой религии. Однако часто тотемы использовались только для того, чтобы помочь людям отделять членов своего рода от других людей. В таких случаях тотемизм является формой демографической магии. Тотемизм часто связан с фетишизмом. Индейцы Северной Америки создавали красочные тотемные столбы, которые играли роль идолов.

Культ предков. Изучение традиционных верований народов Восточной Азии и Западной Африки показывает большую роль культа предков, который также имеет очень древние корни. Культ вырос из традиции получать накопленный опыт из рук самых старых представителей общины. В первобытную эпоху люди редко доживали до преклонного возраста. Но если кто доживал, то много знал и был источником ценной информации. Люди верили, что предки, по крайней мере наиболее выдающиеся, авторитетные при жизни, помогают своим потомкам и после смерти. Культ предков также является формой анимизма, ибо основан на вере в существование духов предков. Иногда, но не часто, предки обожествлялись, и тогда культ предков становился формой религии. Чаще предки играли роль посредников между живущими людьми и вышестоящими силами и в этой форме являлись частью других религиозных верований.

Шаманизм. В широком смысле шаманами называют людей, которые профессионально занимаются магией или отправляют религиозные культы у ряда отсталых народов мира. В узком смысле, шаманизм – форма анимизма в ряде районов Северной Азии и Америки. Эта форма предполагает наличие невидимого мира, с которым способен общаться шаман–медиум, находящийся в особом состоянии (транса).

Обряды. Как показывает этнографический материал, процесс достижения договоренности с духами состоял главным образом из обряда принесения жертвы. Иными словами, основной принцип всех ранних религиозных систем можно выразить фразой: «я даю тебе, чтобы ты дал мне». Обряды жертвоприношения могли быть очень простыми и сложными.

От духа к Богу. Очень сложным является вопрос о том, когда вера в духов переросла в веру в бога или богов, которые в эпоху древних цивилизаций мыслились уже в вполне определенном антропоморфном или зооморфном облике. Можно предположить, что по мере того, как какая-то важная природная стихия получала конкретный облик и наделялась конкретными функциями, шел процесс превращения духа в бога. Одновременное почитание многих духов, олицетворяющих целый ряд важных природных явлений, заложило корни для политеизма – веры во многих богов. Возможно, что в первобытную эпоху были и корни для монотеизма. Изучение верований народов Полинезии показало, что у них издавна существовало представление о некой единой силе, которая одушевляет всю природу и приводит в действие все, что есть в природе, и которая частично может воплощаться в отдельных духах, животных и человеке. Однако не представляется возможным определить, как давно существуют такие представления, на какой стадии развития человека они возникли.

istoria.neznaka.ru

Тема 2. Основные формы первобытной религии

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 8Следующая ⇒

Ключевые понятия: магия, фетишизм, анимизм, аниматизм, тотемизм, земледельческий культ, шаманизм.

Ранние формы религии: магия, фетишизм, анимизм.

Магия: определение. Основные черты магии. Виды магии. Магия сегодня.

Фетишизм: определение. Основные черты фетишизма. Виды фетишизма. Фетишизм сегодня.

Анимизм: определение. Основные черты анимизма. Возникновение веры в загробный мир. Анимизм сегодня. Спиритизм как современная форма анимизма.

Родоплеменные религии. Время возникновения и существования родоплеменных форм религии. Общие особенности родоплеменных форм религии. Тотемизм. Земледельческий культ. Шаманизм. Культ вождей. Автохтонные религии Африки, Америки, Океании, Австралии. Влияние родоплеменных религий на современные религии.

Тема 3. Национальные религии

Ключевые понятия: иудаизм, индуизм, брахманизм, шиваизм, вишнуизм, кришнаизм, буддизм, конфуцианство, даосизм.

Понятие национальных религий. Основные черты ранних национальных религий. Национальные религии Древнего мира: религии в Древнем Египте, Месопотамии, Сирии и Финикии. Религия в Древней Греции и Древнем Риме. Религия славян. Религия протоиндийской цивилизации. Ведическая религия. Брахманизм. Национальные религии в современную эпоху: индуизм, синтоизм, иудаизм, конфуцианство, даосизм.

Тема 4. Мировые религии

Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Общая и специфическая характеристики мировых религий.

Христианство. Христианское вероучение и культ

Ключевые понятия: христианство, православие, католицизм, протестантизм.

Возникновение христианства и его эволюция. Причины возникновения христианства. Идейные истоки христианства. Проблема историчности Христа. Становление христианства как мировой религии. Раскол христианства.

Происхождение и структура Библии

Ключевые понятия: Библия, Ветхий и Новый Завет, Танах, Евангелие.

Время создания книг Ветхого и Нового Завета. Проблема авторства Библии. Языки Библии. История переводов Библии. Ветхий Завет и Новый Завет как две основные части Библии. Танах как источник Ветхого Завета. Канонические и неканонические книги. Структура Ветхого Завета. Структура Нового Завета. Апокрифическая религиозная литература. Основное содержание и идеи Пятикнижия Моисея.

Православие

Ключевые понятия: православие, старообрядчество, крещение, миропомазавание, причащение, исповедь, венчание, соборование, священство, рождество, сретенье, вербное воскресенье, пасха, вознесение, троица, преображение.

Православие: возникновение и становление. Особенности вероучения и культа православия. Социально-экономические и политические причины принятия христианства в качестве государственной религии Киевской Руси. Православная церковь в дореволюционной России. Тысячелетие крещения Руси как поворотный пункт в изменении отношения общества и государства к религии и церкви. Модернистские тенденции в православии (модернизация политической ориентации, социальной доктрины, нравственной доктрины, канонизации святых; интерпретация Библии в духе современности).

Католицизм

Ключевые понятия: католицизм, рождество Богородицы, успение, введение во храм Пресвятой Богородицы, благовещенье, Папа Римский, Ватикан

Католицизм: особенности вероучения и культа. Основные этапы развития католицизма. Структура и организация католической церкви. Ватикан. Католицизм в современном мире.

Протестантизм

Ключевые понятия: протестантизм, лютеранство, англиканство, кальвинизм, баптизм, адвентизм, свидетели Иеговы, пятидесятники.

Протестантизм: возникновение и становление. Основные направления протестантизма (первые протестантские церкви): лютеранство, англиканство, кальвинизм. Вторичные протестантские церкви: баптизм, адвентизм, свидетели Иеговы, пятидесятники (их общие и специфические черты).

Ключевые понятия: буддизм, хинаяна, махаяна, Трипитаки, ламаизм.

Буддизм как первая мировая религия. География буддизма. Особенности вероучения буддизма, культа и организации. Основные направления буддизма: хинаяна, махаяна. Буддизм и нравственность. Роль буддизма. Ламаизм.

Ключевые понятия: ислам, суннизм и шиизм, шахизм, вахаббизм, Коран, Сунна, хадж, намаз.

География ислама. Возникновение ислама. Особенности вероучения и культа. Основные вехи истории ислама. Священные книги ислама: Коран и Сунна. Основные направления ислама: суннизм и шиизм. Ислам и нравственность. Ислам в современном мире.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Вопрос: Назовите основные формы первобытной религии. Как религия была связана с повседневной жизнью человека?

Назовите основные формы первобытной религии. Как религия была связана с повседневной жизнью человека?

Ответы:

Фетишизм. Одной из таких форм является фетишизм – вера в особую силу каких-либо предметов (от португ. fetiso – «амулет»). Когда фетишизм проявляет себя в вере в особую силу амулетов-оберегов, речь идет о магии. Если же человек создает идола и использует его как материальный объект для поклонения высшим силам, речь идет о религии. Идол нужен как материальный объект, которому можно приносить жертвы. Идол является каналом для связи с вышестоящей силой, наделен сознанием, душой (иначе с ним нельзя вступить в контакт), и в этом проявляется связь фетишизма и анимизма.Тотемизм. Для первобытных людей характерна вера в особые отношения между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным природным объектом (чаще всего – животным, реже – растением, другим предметом), который рассматривался как символ, прародитель и покровитель данной общины. Такой объект называют «тотемом». Термин заимствован из языка американского индейского племени Оджибва, и буквально означает «его род».Тотем также наделяется сознанием, душой, и в этом проявляется его связь с анимизмом. Если тотему поклоняются, наделяют его могучими силами и способностями, то мы имеем дело с формой религии. Однако часто тотемы использовались только для того, чтобы помочь людям отделять членов своего рода от других людей. В таких случаях тотемизм является формой демографической магии. Тотемизм часто связан с фетишизмом. Индейцы Северной Америки создавали красочные тотемные столбы, которые играли роль идолов.Культ предков. Изучение традиционных верований народов Восточной Азии и Западной Африки показывает большую роль культа предков, который также имеет очень древние корни. Культ вырос из традиции получать накопленный опыт из рук самых старых представителей общины. В первобытную эпоху люди редко доживали до преклонного возраста. Но если кто доживал, то много знал и был источником ценной информации. Люди верили, что предки, по крайней мере наиболее выдающиеся, авторитетные при жизни, помогают своим потомкам и после смерти. Культ предков также является формой анимизма, ибо основан на вере в существование духов предков. Иногда, но не часто, предки обожествлялись, и тогда культ предков становился формой религии. Чаще предки играли роль посредников между живущими людьми и вышестоящими силами и в этой форме являлись частью других религиозных верований.Шаманизм. В широком смысле шаманами называют людей, которые профессионально занимаются магией или отправляют религиозные культы у ряда отсталых народов мира. В узком смысле, шаманизм – форма анимизма в ряде районов Северной Азии и Америки. Эта форма предполагает наличие невидимого мира, с которым способен общаться шаман–медиум, находящийся в особом состоянии (транса).Обряды. Как показывает этнографический материал, процесс достижения договоренности с духами состоял главным образом из обряда принесения жертвы. Иными словами, основной принцип всех ранних религиозных систем можно выразить фразой: «я даю тебе, чтобы ты дал мне». Обряды жертвоприношения могли быть очень простыми и сложными.От духа к Богу. Очень сложным является вопрос о том, когда вера в духов переросла в веру в бога или богов, которые в эпоху древних цивилизаций мыслились уже в вполне определенном антропоморфном или зооморфном облике. Можно предположить, что по мере того, как какая-то важная природная стихия получала конкретный облик и наделялась конкретными функциями, шел процесс превращения духа в бога. Одновременное почитание многих духов, олицетворяющих целый ряд важных природных явлений, заложило корни для политеизма – веры во многих богов. Возможно, что в первобытную эпоху были и корни для монотеизма. Изучение верований народов Полинезии показало, что у них издавна существовало представление о некой единой силе, которая одушевляет всю природу и приводит в действие все, что есть в природе, и которая частично может воплощаться в отдельных духах, животных и человеке. Однако не представляется возможным определить, как давно существуют такие представления, на какой стадии развития человека они возникли.

ПЕРВОБЫТНЫЕ ВЕРОВАНИЯ И ИХ РЕЛИКТЫ В СОВРЕМЕННЫХ РЕЛИГИЯХ

К ранним формам религии принято относить фетишизм, тотемизм, магию и анимизм. По-видимому, одной из самых ранних форм религии был фетишизм - почитание различных объектов действительности, которым люди приписывали сверхъестественные свойства, способность исцелять, предохранять от врагов. Фетишем мог стать любой предмет: камень, дерево, клык зверя. Позднее человек сам начал изготавливать фетиши в виде деревянных фигурок или каменных изваяний (идолов). И своей трудовой деятельности первобытные люди постоянно познавали и практически использовали многие полезные свойства окружавших их предметов действительности. Но не всегда располагая возможностью для достижения своих целей, они порой пытались использовать не только реальные, но и вымышленные свойства предметов. Так возникла вера в то, что клык хищного::веря придает охотнику силу и ловкость, а камень необычной формы способен уберечь от опасностей. К. Маркс называл фетишизм «религией чувственных вожделений» подчеркивай, что в его основе лежала беспомощность людей, ограниченность их практических и познавательных возможностей.

Другим древнейшим видом религиозных верований является тотемизм - вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и определенным видом животных или растений. Название это происходит от слова «тотем», что на языке одного из племен с евероамерика неких индейцев означает «его род». Тотемизм выражает идеологию раннего родового общества, когда человек еще не выделил себя из царства природы. Тотемизм тесно связан с хозяйственной деятельностью первобытного человека: собирательством, охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектом поклонения. В тотемизме отразились также особенности социальных отношений в первобытном коллективе, основанные на принципе кронного родства. Осознавая это родство, люди переносили его на окружающую их природу. Тотем (животное или растение) считался предком рода, его родоначальником. С ним был связан ряд мифов, описывающих его жизнь и подвиги; предписании, запрещавших его убивать; обрядов, задабривающих тотем и способствующих его размножению. Позднее на основе тотемизма возник культ животных.

К ранним формам религии относится также магия (от греч. magia - колдовство, чародейство) - совокупность представлений и действий, связанных с верой в возможность воздействовать на объекты действительности сверхъестественным путем, т. е. посредством определенных символических действий, заклинаний.

Магические приемы разнообразны. По целевому назначению принято различать следующие виды магии: производственная, или промысловая магия - заклинание орудий труда, вызов дождя, обряды, призванные обеспечить удачную охоту или хороший урожай; военная магия - ритуальные пляски воинов, заколдовывание оружия; вредоносная - «наведение порчи» на врага; лечебная - заклинания, молитвы, снадобья от болезней; любовная - различные способы «привораживания» и «отвораживания».



В магии отчетливо проявились истоки религиозных верований. Слабость, неумение реальными средствами достигать желаемой цели вынуждали первобытных людей прибегать к ложным, иллюзорным средствам. «Слабость, - писал К. Маркс, - всегда спасалась верой в чудеса; она считала врага побежденным, если ей удавалось одолеть его в своем воображении посредством заклинаний…»1 Магия сохранилась вплоть до нашего времени в виде бытовых суеверий: веры в заговоры, в дурной глаз и т. д. Она является важной частью культа как первобытных, так и современных религий.

На стадии первобытно-общинного строя возникла и такая форма ранних верований, как анимизм. Анимизм (от латин. animus, anima - дух, душа) - это вера в «духовные» сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Анимистические верования вырастали из присущего первобытным людям стремления к олицетворению, к одушевлению окружающей действительности. Первобытный человек рассматривал природу как нечто подобное себе, т. е. обладающее желаниями, волей. Отсюда возникало убеждение, что все предметы и явления помимо видимой имеют невидимую, духовную природу. Ранний анимизм - это фантастический мир злых духов, угрожающих человеку. В анимистических верованиях нашли отражение в первую очередь те стороны действительности, которые поражали воображение первобытного человека, вызывали у него страх, затрагивали его жизненные интересы.

В возникновении анимизма значительную роль сыграло также непонимание первобытными людьми явлений собственной психики: сна, обмороков, галлюцинаций, которые воспринимались как деятельность независимой от тела души. Вначале душа представлялась людям зримо, как живущая в человеческом теле, или как кровь. Но постепенно анимистические представления очищались от материальных признаков. Душа стала мыслиться как дыхание, а затем как бесплотная духовная сущность. С возникновением представлений о душе связана вера в возможность существования души после смерти, в переселение душ, в загробную жизнь. Анимизм является неотъемлемой частью почти всех современных религий. Вера в богов, ангелов, демонов, бессмертную душу представляет не что иное, как различные формы анимизма.