Астрология Камни Магия

Пантеон в париже архитектурные особенности. Парижский Пантеон — собор или мавзолей? Превращение храма в Пантеон

Пантеон в Париже, безусловно, перекликается с римским собратом, и если по возрасту сильно ему проигрывает, то по величественности и помпезности вполне сопоставим. Купол Пантеона — одна из лучших смотровых площадок Парижа.

С востока к Пантеону примыкает лицей Генриха IV с башней Хлодвига, возведенные на фундаменте церкви Женевьевы. Эту церковь заложил еще в 502 году франкский король Хлодвиг, принявший христианство. В церкви были похоронены сам Хлодвиг, его жена и святая Женевьева.

Рядом с лицеем стоит аккуратная (так и хочется сказать «миловидная») церковь Сент-Этьен-дю-Мон.

Колокольня Сент-Этьен-дю-Мон

Нотр-Дом де Пари

Базилика Сакре-Кёр смотрится очень эффектно. Ниже нее выделяется церковь Сент-Эсташ и шпиль Сен-Шапель.

Зеленый купол Обсерватории Сорбонны и черный купол Дворца Института Франции.

Колесо обозрения на площади Согласия

За церковью Сен-Сюльпис громоздятся небоскребы Дефанса

Улица Суффло упирается в Люксембургский дворец, за которым вдалеке возвышается Эйфелева башня. Правее башни – золотой купол Дома Инвалидов

Обратите внимание, сколько печных труб

Спускаемся с купола

Пантеон внутри

Внутреннее пространство Пантеона-церкви св. Женевьевы выглядит не менее впечатляюще, чем снаружи. Несмотря на массивность колонн и монументальность форм, есть ощущение легкости и наполненности светом.

Центральная скульптурная композиция — «Национальный конвент», 1924. Скульптор Сикар.

До сих пор отделить «церковь от государства» здесь не удалось: памятники во славу Франции и государственных деятелей соседствуют с картинами жизнеописания святой Женевьевы. Общий стиль картин напоминает нашего Нестерова. Расписывал Пантеон Жак Фердинанд Эмбер (Jacques Ferdinand Humbert).

Цикл картин из жизни Женевьевы выполнили художники Пьер Пюви де Шаванн и Жан-Поль Лорен.

В центре зала качается неустанный маятник Фуко.

Макет Пантеона

Крипта

Из просторного и светлого зала лестница ведет в сумрачную крипту.

В конце лестницы – ваза с сердцем Леона Гамбетта

При входе в крипту имеется схема расположения захоронений.

Как явствует из схемы, самые почетные места при входе занимают Жан-Жак Руссо (он лежит справа от входа), Вольтер и Суффло (они покоятся напротив Руссо слева от входа).

Архитектор Суффло, автор проекта парижского Пантеона, не дожил до окончания строительства, зато удостоился чести лежать в самом достойном обществе внутри своего творения. Его именем также названа улица, ведущая к главному входу в Пантеон.

Саркофаг Руссо

Могила Вольтера

Остальные саркофаги размещены по двое-по трое в каждом склепе, а то и поболе.

Так, в одной камере соединили таких разных литераторов как Виктор Гюго, Эмиль Золя и Александр Дюма. Причем Дюма положили в Пантеон в 2002 году, спустя 132 года после его смерти.

Видно, что Дюма «вписан» совсем недавно в камеру № 24

История французских памятников архитектуры насыщена, увлекательна, и порой сумбурна настолько, что сами их наследники удивляются метаморфозам, которые происходили за весь период их существования. Непостоянство можно считать еще одной особенностью национальной культуры, в которой свое почетное место занимает Пантеон в Париже – усыпальница великих соотечественников, задуманная изначально, как собор Святой Женевьевы.

«Игры престолов»

Пантеон стал еще одним зданием, которое парижане в свое время встретили в штыки, поразившись его простоте форм и непонятному стилю. По их мнению, он словно выступал против остального города, выбиваясь из привычного зодчества, да и внутренний конфликт направлений создавал уникальное противоречие самому себе, противопоставляя величественный купол скромному греческому портику.

Приобретайте Париж Museum Pass, который дает возможность свободного входа более чем в 60 музеев в Париже!!! Приобрести Museum Pass можно по ссылке

Но было бы еще удивительней, если б мнение было иным, ведь в привычках столичных жителей все воспринимать с некоторой настороженностью, а порой и в штыки. Вспомните хотя бы Эйфелеву башню или современный небоскреб Монпарнас и район Ла Дефанс . И это только единичные примеры, когда люди требовали прекратить разрушать ауру Парижа, вплетая в нее чужеродную архитектуру.

Со временем каждое строение становилось любимой и неотъемлемой частью города. То же случилось с мавзолеем, приютившим много известных личностей. Однако изначально здание задумывалось как храм, который еще не знал, что судьба уготовила ему бросаться из крайности в крайность, несколько раз меняя свое предназначение.


Во время революции, когда многие церкви подвергались разрушению, собор Святой Женевьевы не тронули, чтобы хоронить в нем выдающихся сынов отечества. И все же ради этого пришлось понести некоторые жертвы – с его купола сняли крест и убрали статую святой покровительницы, а на их месте появились новые композиции – статуи Родины-матери и Славы.

Во времена Первой империи Наполеон Бонапарт снова возвращает Пантеон в лоно церкви с прежним названием и крестом св. Женевьевы, но сохранил идею захоронения в его подземельях верховных чиновников и мужей, прославивших своими героическими подвигами Францию. А вот самого императора там нет. Его похоронили в доме Инвалидов , но поставили в очередь на рассмотрение как кандидатуры по заселению.

При Людовике XVIII собор начали реставрировать, расписывая потолок и создавая четверку картин, рассказывающих о разных исторических периодах Франции, начиная с Карла Великого. Завершающим должно было стать полотно, посвященное Наполеону, но планам помешало его падение, и вместо этого на картине показали новое пришествие Бурбонов, мастерски расположив в облачной дымке Людовика XVI и его жену с сыном.

Французы, казалось, не могли принять окончательное решение, и в 1830 году во время очередного революционного переворота снова переиграли, обратив церковь обратно в Пантеон, которым он остается и по нынешний день.

Священная клятва короля

В 1744 году король Людовик XV вел свои войска к победе над австрийцами, он сам стал жертвой. Его свалил недуг, и высокая температура держалась несколько дней, предвещая скорую кончину монарха. Пребывая в полубредовом состоянии и чувствуя прикосновение смерти, король взывает к Святой Женевьеве – заступнице больных и защитнице от разных напастей, которая считается покровительницей Парижа и сегодня. Он просит сохранить ему жизнь взамен на прекрасный храм, который он обещает построить в ее честь.

Людовик выздоравливает, а вот его любовница – герцогиня Мари-Анн де Шатору, подхватившая от него вирусную инфекцию, умирает. Король в печали, и забывает о данной клятве, но поскольку его сердце было предназначено скорее для любви, чем для скорби, вскоре он находит новую фаворитку в лице маркизы де Помпадур и неожиданно вспоминает о намерении возвести грандиозное святилище.

Младшего брата любовницы – маркиза де Мариньи, он назначает инспектором по королевским владениям, и поручает найти опытного архитектора для проекта. Маркиз вспоминает о своем учителе Жак-Жермене Суффло, и в 1755 году тот приступает к работе над чертежами. Так, между роковой болезнью его величества с обетом святой деве и началом проекта пролегает 11 лет.

Основой прекрасному собору послужило аббатство св. Женевьевы, пользующееся у жителей столицы неизменным почтением. В нем хранились останки и рака покровительницы, к которой приходили на поклон верующие во время болезней и неурядиц в стране, а с 1229 года во времена эпидемий серебряный с позолотой гроб носили по городу.


Однако революционеры посчитали это пережитком, недостойным прогрессивного человека, а потому на Гревской площади, которая всегда считалась традиционным местом казни, сожгли ящики с мощами святых. Чудом можно считать то, что рака и фаланга руки Женевьевы уцелели, и теперь хранятся в церкви Сент-Эстьен-дю-Мон.

Несколько раз аббатство подвергалось нападению, грабежам и пожарам, но ему всегда удавалось возродиться из пепла, пока в XIII-XIV веках не было отстроено окончательно, украшенное образами и мрамором кардиналом Ларошфуко.

Задумки, реалии и трудности строительства

Как уже было сказано, Pantheon как-то сразу не пришелся по душе парижанам, привыкшим к пышности барокко с его преувеличенной роскошью и величием образов, блеском и стремлением приблизить иллюзию к реальности. Его элементы повсюду наблюдались в городской архитектуре, а собор Женевьевы выбивался из общего фона слиянием нескольких направлений.

Работая над планом здания, Суффло привнес в него греческую колоннаду, накрытую лаконичным куполом в строгом стиле, потолок которого должен был расписан в романской манере, а сам интерьер предполагалось сделать по типу готики.

Колонны появились не только снаружи, но и во внутреннем зале по принципу римских и греческих святилищ. Благодаря такой планировке собор стал выглядеть воздушным, легким и просторным.

По задумке он должен был повторять контуры греческого креста с длиной 104 м вместе с преддверием и с шириной между перекрытиями в 76 м. Венчал конструкцию высокий свод, удерживаемый 4-мя легкими колоннами, которые терялись среди остальных опор, складывающихся в свою очередь в самостоятельные 4 креста.

Католическая церковь посчитала себя оскорбленной, что нарушаются ее устоявшиеся традиции, и высшие представители религии написали Людовику XV письмо с решительным протестом против чертежей главного архитектора. Вняв аргументам «святых мужей», было решено удлинить два крыла, чтобы придать строению вид католической базилики.


Как ни старался Суффло, но в его расчеты где-то закралась ошибка, и когда велись заключительные работы внутри по укладке мраморного пола, рабочие обнаружили на нескольких колоннах трещины. Это был тревожный звоночек о том, что здание не простоит долго, и процесс разрушения уже начался.

Требовалось предпринять радикальные меры по укреплению колон и столбов, не нарушая общего убранства постройки. Задача оказалась непростая, но вполне выполнимая, а работал над ней Рондела в конце 1770-х годов, поскольку сам Суффло к этому моменту давно покинул суетный мир.

Первый камень Пантеона в 1764 году заложил Людовик XV, тем самым изменив архитектурный ансамбль и расположение храма, и прошло 25 лет до события, когда он был полностью завершен в 1789 году, но ни Жак-Жермена, ни самого венценосного сына Франции уже не было среди живых.


Другие трудности носили чисто финансовый характер. Короли всегда славились своим расточительством, связанным с пышными балами и подарками любовницам, а на остальное вечно не хватало денег. Поскольку план Суффло изобиловал дорогими материалами и деталями, воплотить задумку в жизнь без упрощений не представлялось возможным.

К тому же многочисленные королевские фаворитки, желая любимому скорее исполнить свою клятву, пытались ему помочь, делая от руки наброски украшательств, которые, по их мнению, идеально бы дополнили здание, и настаивали, чтобы архитектор учел их пожелания.

Хотя Жак-Жермен не воспринимал их требования всерьез, проект все равно оставался непосильным для государства, и пришлось чем-то жертвовать, в том числе и портиками с трех сторон собора, и теперь мы видим лишь фронтон с колоннами на главном фасаде.


Строительство заняло несколько десятилетий и поглотило 15-миллионный капитал. Сегодня Пантеон считается одним из наиболее величественных зданий и примером классической школы, хотя и включает сразу 4 стиля с явно проступающими чертами греческой античности. Он вдохновил мастеров других стран на собственные проекты, и его черты легко узнать в куполе вашингтонского Капитолия и Исаакиевском соборе Петербурга.

Жаль только, что не сохранились окна свода, предусмотренные Суффло. В XVIII веке революционеры посчитали, что они пропускают в усыпальницу слишком много света, и заложили их кирпичом. Теперь обитель мертвых внутри обрела более мрачную суровость, как ей и положено.

Захоронения в Пантеоне

Первым, кто удостоился чести быть похороненным в мавзолее, стал граф Оноре Мирабо – заслуживший славу непревзойденного оратора и ревностного революционера. Случилось это в 1791 году, но достойным подобной чести он был всего три года, после чего его останки с позором перенесли на кладбище для преступников, и даже не позаботились о надгробной плите.

«Услужил» ему в этом лучший друг – побратим в революции Жан-Поль Марат, предоставивший доказательства связи Мирабо с королем.

В этом же 1794 году сам Марат был убит и похоронен в Пантеоне, но и его бренные останки не задержались в привилегированной усыпальнице, и тоже были выдворены оттуда, причем тело просто выбросили в канаву. Самого же графа реабилитировали, и он стоит в очереди на повторное заселение в парижскую гробницу.

Позже, задуманный как склеп революционеров и ее последователей, Пантеон пересмотрел это правило и стал принимать всех, кто прославлял Францию, работаю на ее имидж и славу. Чтобы в дальнейшем не играться с вносом и выносом тела, парижане впредь решили более тщательно подходить к вопросу захоронения, хорошенько обдумывая кандидатуры.

Так, спустя 132 года после смерти Александра Дюма старшего, в 2002 году его вдруг решили осчастливить, перезахоронив в парижском мавзолее. Уж этого срока точно достаточно, чтобы убедиться в его гениальности, как писателя.

Тут нашли свой вечный покой политики, путешественники, актеры и философы, художники и писатели, президенты и ученые, кардиналы, маршалы, адмиралы, генералы и даже банкиры. Некоторые урны пусты, в некоторых лишь сердце или горстка земли, как знак уважения и памяти о них.

Среди поселенцев мавзолея много известных всему миру имен. Своим творением архитектор Жак-Жермену Суффло увековечил свое имя и тем самым обеспечил внутри него уютное местечко, которое занял в 1829 году.

Задолго до него в числе первых поселенцев тут появились гробницы Вольтера (1791 г.) и Руссо (1794 г.). Их деревянные гробы раскрасили и покрыли сусальным золотом, но внешний декор не способствовал сохранности древесины, и они быстро сгнили.

Эти двое словно и после смерти не могли прийти к согласию, и в знак протеста разместились по разным сторонам усыпальницы. Есть также момент, который многих ставит в тупик – почему французы решили похоронить Руссо в Пантеоне, ведь он был швейцарцем.

Стоит упомянуть, что в 1815 году тело Руссо выкрали религиозные фанатики, а затем бросили в яму с известью. О судьбе Вольтера тоже ходят слухи, якобы его и останки были похищены, но по официальным данным он все еще находится на своем месте.

Тут отдыхает великий французский романист, прозаик, поэт и драматург Виктор Гюго; писатель и политический деятель Эмиль Золя; создатель письма для слепых – Луи Брайль; физики муж и жена Кюри. Причем Мария Склодовская-Кюри в компании имеет всего одну женщину – Софию Бертло, которая находится тут со своим мужем Марселеном Бертло, оставившим след в области химии и политики. Можно было бы назвать еще одно женское имя – Женевьев Де Голль-Антоньоз, племянницу генерала де Голля, но в Pantheon привезли лишь горстку земли с ее могилы.

Врата в величественный храм упокоения открыты для уснувших вечным сном достойных лиц Франции и сегодня. В 2015 году помимо Женевьев сюда перенесли тела троих героев Сопротивления.

В стенах Пантеона нашли покой более 70-и человек, так или иначе внесших вклад в развитие Франции, и в благодарность им у входа высечена эпитафия, которую можно перевести, как: «Величайшим людям от благодарного отечества».

Пантеон, как достопримечательность

Вдохновлялся Суффло итальянской архитектурой, и Римский Пантеон Агриппы послужил прототипом для создания храма в Париже. Сегодня он знаменит всему миру, конкурируя по красоте с соборами Святого Павла в Лондоне и Святого Петра в Ватикане.


Он стоит в Латинском квартале – одном из престижных и дорогих районов, что соответствует пятому округу в центре столицы на левом берегу Сены. Тут находятся университет Сорбонна, Термы Клюни, Люксембургский сад и музей Средневековья. Благодаря стольким интересным историческим объектам сюда ежедневно приходит множество туристов.

Перед склепом полукругом раскинулась площадь с симметричными зданиями по бокам. Между ними вдаль уходит улица имени главного королевского зодчего – Суффло, а в конце нее красуется Эйфелева башня. Место выбрано не случайно, а с целью открыть лучший обзор на храм. Для этого в планах Жак-Жермена даже было изменение вершины холма.


Особенно великолепен мавзолей вечером, когда зажигается подсветка. Создается впечатление, что здание само излучает торжественный свет, направляя его прямо в небо. Фото Пантеона украшают многие издания мира, и чаще всего он снят именно в ореоле теплого света, разгоняющего сумерки.

Внешнее убранство

На центральном барельефе Родина по-матерински вручает своим детям венцы. Слева ее дар принимают граф и масон Мирабо, писатель и богослов Фенелон, адвокат Мальзерб, морской министр Монж, небезызвестный генерал Карно, публицист и политик Манюэль, а также химики Лаплас и Бертоле. За ними в очередь выстроились естествоиспытатель Кювье, живописец Давид, лекарь Биша и философ Руссо.


Справа венки раздаются воинам империи и республики, среди которых генерал Бонапарт, а не прославленный император; привалившийся к своему ружью престарелый гренадер и юный барабанщик из Акрополя.

Под портиком красуются скульптурные группы авторства Мендрона. Одна композиция посвящена Святой Женевьеве в момент, когда она взывает к Аттиле с мольбой помиловать Париж-Лютецию. Вторая изображает крещение царя Хлодвига.

Внутренний декор

Оказавшись внутри, невольно чувствуешь торжественность атмосферы и прохладу даже в летнюю жару. Это покои ее величества Смерти, и не стоит нарушать умиротворение тех, кто поселился в этой роскошной гробнице.

Но не рассчитывайте с порога увидеть лес могил. Их давно перенесли в крипту, а попасть туда можно по лестнице, которая находится за бывшим алтарем.


С 1874 года стены святилища украшают картины, иллюстрирующие историю Франции на разных этапах и барельефы с декоративными орнаментами. Тут можно насладиться фресками Пювиса де Шавана, посвященными благочестивым деяниям св. Женевьевы.


На одной из стен картина «К славе» изображает яростную атаку кирасир, которых ведет вперед под своим развивающимся знаменем сама смерть, а перед этим эпическим полотном стоит скульптура из гипса «Национальный Конвент» работы Сикарда.


Если посмотреть влево, не ускользнет от внимания статуя Жанны д’Арк, скачущей на коне, и кроме изваяния Орлеанской деве посвящены еще несколько панно и картин.

Смотровая площадка

Чтобы подняться на смотровую площадку под куполом, предстоит преодолеть 206 ступеней. Отсюда открывается потрясающий вид на Париж, ради которого сюда стоит прийти специально.


Предварительно надо узнать время работы площадки, которое зависит от погоды, но если ничего не мешает, с апреля по конец сентября доступ сюда открыт ежедневно с 10 до 18:30. С начала октября по конец марта время посещений сокращается на полчаса, и только на три праздничных дня Пантеон закрывают: в день католического Рождества, на Новый год и 1 мая. Когда до закрытия остается 45 минут, новых посетителей уже не пускают.

Панорама Пантеона в Париже

Еще одним ценным экспонатом мавзолея является маятник Леона Фуко, который впервые был установлен тут в 1851 г. с подачи Луи Бонапарта. Он демонстрировал траекторию суточного вращения нашей планеты, но некоторые видят в нем и другой смысл – символ переменчивой судьбы Пантеона при разных политических силах, которые превращали страну из монархии в республику, империю и коммуну.


Маятник весил 28 кг и был закреплен под куполом стальной проволокой, позволяющей ему свободно вращаться.

Внизу был насыпан и выровнен песок так, чтобы во время движения маятник оставлял след, по которому спустя 32 часа после начала эксперимента можно было увидеть весь его путь.

Оригинал давно разобрали, и на его месте стоит уменьшенная копия, а возле нее в камне застыла статуя, изображающая египетскую кошку.

Такое интересное соседство вызывает у туристов удивление, и каждый строит собственную версию о единении сдержанной вечности и неустанного человеческого стремления вперед.

Стоимость посещения

Чтобы осмотреть Пантеон в Париже, предстоит купить билет:

  • Взрослым он обойдется в 7,5 €.
  • Для коллективов из 20 человек с наставником пропуск будет стоить 6 €.
  • Достигшие 18-25 лет заплатят 4,5 €.
  • Молодые люди 18-25 лет – граждане Евросоюза и посетители младше 18 тел могут наслаждаться экскурсией бесплатно в период с января по март в первый воскресный день каждого нового месяца.
  • Бесплатно также для людей с ограниченными способностями в промежутке ноябрь-декабрь во время первых воскресений обозначенных месяцев.

Пантеон на карте

Адрес и как добраться

  • Адрес достопримечательности: Place du Pantheon, Paris 75005, 5-й округ.
  • Если хотите узнать больше информации, можно обратиться по телефону: +33 1 44 32 18 00.
  • Туда проложена линия метро до станции Cardinal Lemoine.
  • Ходят такие автобусы: 27,21, 82,38, 84, 89,85.
  • Поезд RER: Port-Royal
  • Пантеон официальный сайт: http://www.pantheonparis.com/

Пантеон в Париже (Видео)

Пантеон в Париже (Фото)

Фотогалерея Пантеон в Париже

1 of 23

«Храм всех Богов» – Пантеон, соответствующий основным канонам греческой античной архитектуры – один из наиболее известных столичных монументов, находящийся в Латинском квартале Парижа – то есть непосредственно, в сердце города.

Собственно, именно изображение Пантеона – это главный образ квартала студентов, наряду со зданием Сорбонны.

Обещанный дар святой покровительнице

Построенный между 1764 и 1790-ми годами, Пантеон в Париже изначально был задуман как церковь святой Женевьевы, покровительницы города. История замысла такова: король Франции Людовик XV в одном из своих путешествий вдруг заболел лихорадкой, которую врачевать тогда не умели – поэтому в своих молитвах монарх обратился к известной чудесами святой, пообещав выстроить церковь в благодарность за исцеление. Людовик поправился от недуга, но об обещании своем на долгие 11 лет забыл – возможно, это было связано и с финансовыми неурядицами.

И был построен Храм во славу Женевьевы

Постройку самого масштабного плана по тем временам доверили архитектору Жаку-Жермену Суфло, способному реализовать амбициозные монархические затеи. К сожалению, довести строительство храма до конца Суфло не удалось – он умер за год до завершения постройки. Однако каноны греческой архитектуры в стиле неоклассицизма и общий замысел автора были сохранены и доведены до совершенства его учениками – таким и предстал Пантеон перед парижской публикой – величественное сооружение в образе греческого креста с коринфскими колоннами и небольшим куполом. Ширина Пантеона составляет 84 метра, высота – 83, а длина – более 100 метров. Сегодня ценители искусства в один голос утверждают, что Пантеон в Париже – одно из знаковых сооружений эпохи, символ неоклассики и величия французской монархии.

Пантеон – усыпальница великих сынов Республики

Великая Французская Революция сделала Пантеон в Париже еще более знаменитым, сотворив из него усыпальницу для самых выдающихся деятелей культуры и науки страны. Скульптор Жан Гийом Муатт стал автором фронтона о Родине, коронующей добродетели сынов своих – во время реставрации монархии этот фронтон был заменен другой работой – Давида Ангра, дошедшей до наших дней. Два раза после этого Пантеон снова становился храмом, но после 1884 года он окончательно стал играть роль некрополя.

При входе в здание вас встречает надпись: «Великим людям благодарная отчизна». Действительно, список имен тех, кто упокоился в Пантеоне, внушителен: это и писатели Виктор Гюго, Александр Дюма и Эмиль Золя, и мыслители эпохи Просвещения Вольтер и Руссо, ученые Мария Складовская-Кюри и Луи Брайль, а также создатель сооружения – архитектор Суфло и многие другие выдающиеся граждане Франции. Если дом Инвалидов в Париже стал усыпальницей для великих полководцев – то Пантеон – для самых достойных гражданских мужей страны.

Вокруг Пантеона не менее масштабные картины

Пантеон располагается в пятом округе Парижа, в одном из наиболее исторических его мест – Латинском квартале. В непосредственной близости от сооружения находится Средневековый музей Клюни, церковь Святого Этьена, заменившая собой Сен Женевьев (раннее название Пантеона). Отсюда берет свое начало бульвар Сан-Мишель (один из Больших бульваров Парижа), здесь же находится и церковь Сорбонны. Вокруг Пантеона всегда многолюдно – узкие улицы старого квартала заполнены ресторанами и кафе, магазинами и небольшими административными зданиями. Недолгая прогулка по кварталу приведет туристов к набережной Сены и Собору Нотр-Дам , который также расположился неподалеку.

Пантеон входит в список музеев и сооружений, на которые действителен парижский pass Museum , входной билет можно также купить отдельно в кассе или по интернету.

Обзорное видео Пантеона в Париже

Возвышается Пантеон. Памятник архитектуры, не принятый когда-то местными жителями, на сегодняшний день является одной из главных достопримечательностей Франции. Пантеон сменил многих владельцев и несколько назначений и в итоге приобрёл статус усыпальницы известных людей.

История строительства

Начало постройке было положено ещё в 1744 году. В то время Людовик XV собирался вести войска в бой и одержать долгожданную победу. Поучаствовать в битве ему не удалось – внезапная болезнь скосила короля. Приближённые полагали, что дни короля сочтены, но Людовик XV не сдавался. Он молился покровительнице Парижа Святой Женевьеве, обещая возвести в её честь храм в случае исцеления. Было дело в его клятвах или нет, но вскоре король выздоровел, а вот заражённая любовница умерла. Сначала скорбь по ней не давала Людовику XV заняться проектированием церкви, потом королевские обязанности.

Тем не менее король не забыл о своей клятве и спустя 11 лет назначенный им архитектор Суфло приступил к проектированию храма, что тоже оказалось процессом не быстрым. Изначальный план собора католическая церковь встретила в штыки, так как его основание напоминало по форме греческий крест. Архитектору пришлось удлинить два крыла, за счёт чего храм стал похож на католическую базилику. Первый камень Людовик XV торжественно заложил лишь в 1764 году.

Возведение храма Святой Женевьевы заняло 25 лет. Основные трудности возникали с финансированием – Франция не могла потянуть таких расходов. Кроме них появлялись и трудности строительные. Когда строительство церкви было практически закончено, работники обнаружили трещины в столбах, которые подпирали свод. Казалось, они не выдерживали тяжесть купола. 40-летний труд оказался под угрозой. Была созвана цела комиссия, которая вынесла вердикт: материалы использованы качественные, кладка правильная и перекрытий достаточно. Значит, проблема была в плохой постройке столбов, и только их надлежало исправить.

Владельцы Пантеона

Собор Святой Женевьевы ни архитектор Суфло, ни король Людовик XV в достроенном виде не застали – оба они скончались к тому времени. Не увидели они и французской революции, которая началась вскоре после окончания строительства. По всему Парижу начались беспорядки, а церкви и храмы были разграблены. Собор Святой Женевьевы выстоял, но к тому времени он уже стал Пантеоном. Революционеры посчитали, что он должен восславить героев и стать их последним пристанищем. Первый же граф Мирабо, захороненный под сводами Пантеона, впоследствии оказался недостойным этой чести. Спустя два года было обнаружено его предательство, и прах вынесли. В подземных галереях в те года появились первые захоронения героев Франции – Вольтера, Руссо, Марата и других.

Пришедший к власти Наполеон вернул Пантеону статус церкви, и он вновь стал Собором Святой Женевьевы. Храм по-прежнему выполнял функцию усыпальницы. По приказу императора здесь обретали покой верховные чиновники и достойные, что прославились во Франции благодаря своим талантам или подвигам.

Очередная революция в 1830 году вновь сменила статус церкви, и она стала Пантеоном.

Архитектура

Пантеон, знаменитый на сегодняшний день своей архитектурой, в XVIII веке вызывал недоумение и отторжение. Жители Парижа привыкли к зданиям, выполненным в роскошном барокко. Архитектор Пантеона Суфло решил привнести в город новое и отказался от традиций. В своём проекте он объединил сразу четыре стиля. В изначальном варианте можно увидеть характерный для греческого направления портик с шестью колоннами. Его накрывал купол, который Суфло решил выполнить в романском стиле. Интерьер храма же виделся архитектуру готическим. Привычный жителям Парижа барокко нашёл своё выражение в колоннах. Несмотря на то, что в Пантеоне объединено сразу четыре направления, современные архитекторы считают, что здание является образцом классического стиля.

В диаметре Пантеон составляет более 20 м. Купол, поддерживаемый колоннами, возвышается на 120 м. Не только само здание и его интерьер были продуманы и просчитаны, но вид и перед ним. Перед Пантеоном полукругом расположена площадь. С разных сторон её ограничивают симметричные здания. Между ними находится улица, которая оканчивается Эйфелевой башней.

Пантеон претерпел архитектурные изменения во время революции, когда его основной функцией стала усыпальница. По решению восставших часть окон заложили кирпичом, что придало некогда воздушному Пантеону более строгий и мрачный вид. Тогда же было убрано большинство роскошных украшений. В таком виде Пантеон больше соответствовал своему назначению.

  • (цена: 45.00 €, 3 часа)
  • (цена: 35.00 €, 2.5 часа)
  • (цена: 185.00 €, 2 часа)

Достопримечательности Пантеона

Усыпальница Великих

Свое последнее пристанище под величественными сводами Пантеона нашли те, чья жизнь оставила след в истории Франции. Предполагалось, что это будет своеобразный мавзолей революции, но, со временем, Пантеон стал усыпальницей для выдающихся историков, ученых, писателей и философов. Здесь обрели вечный покой чета Кюри, Вольтер, Руссо, Марат.

Парижане очень ревностно следят за тем, кому отдать право быть захороненным в знаменитом мавзолее. В стенах Пантеона покоится прах 71 человека. Французы контролируют, чтобы покой здесь обретали только те, кто действительно заслуживает такой чести. Поэтому прах кандидата на подземелье Пантеона приносят не сразу после кончины, а лишь тогда, когда удостоверятся, что он достоин быть погребённым под сводами здания. Например, прах Александра Дюма внесли в Пантеон лишь в 2002 году, к тому моменту прошло 132 года с тех пор, как он скончался. Всё это время французы решали, был ли он талантливым писателем или нет.

Вечным признанием и благодарностью звучат для ушедших великих слова «Aux Grands Hommes La Patrie Reconnaissante», которые выражают признание отчизны лучшим из ее людей.

Есть в Пантеоне и символически погребённые. В их честь установлена мемориальная доска, а у некоторых захоронена земля с места гибели. К ним относятся один из создателей доктрины негритюда Эме Сезер, лидер гаитянской революции Франсуа-Доминик Туссен-Лувертюр, и противник рабства Луи Дельгре.

Женщин в подземных галереях Пантеона всего две. Первой чести быть захороненной здесь удостоилась Софи Бертло. Она покоится вместе с мужем – политиком и химиком Марселеном Бертло, который просил не разлучать их после смерти. Второй женщиной стала известный химик Мария Складовская-Кюри, похороненная здесь также со своим мужем.

«И все-таки она вертится!»

Если взглянуть под купол Пантеона, можно увидеть маятник. Точнее, копию маятника, с помощью которого в 1851 году именно в этих стенах Жан Бернар Леон Фуко доказал, что планета все-таки вращается.

Маятник Фуко – это металлический шар весом в 28кг, прикрепленный под куполом с помощью металлической проволоки. Маятник мог свободно раскачиваться во всех направлениях. Под маятником был насыпан песок таким образом, чтобы касания маятника отмечали на песке траекторию движения. Когда маятник достиг состояния абсолютного покоя, начался опыт. Спустя 32 часа от начала пуска маятника, стертый песок продемонстрировал, что маятник вращался в плоскости вокруг своей оси.

Первоначально Фуко продемонстрировал опыт в узком кругу перед императором Наполеоном Бонапартом. Император был в восторге от опыта, и предложил физику показать опыт широкой публике именно в Пантеоне.

Любопытно, что, именно около маятника Фуко расположена каменная статуя египетской кошки. Каждый посетитель имеет возможность дать собственное толкование соседства символов невозмутимой вечности и непрестанного движения человеческой мысли.

Именно такое количество ступеней придется преодолеть посетителям, которые пожелают насладиться великолепными видами со смотровой площадки в куполе Пантеона. Отсюда открывается круговая панорама всего Парижа.

Доступ на видовую галерею Пантеона открывается всего несколько раз в день, поэтому, стоит заранее уточнить время, когда смотровая площадка будет доступна посетителям

Посетить Пантеон стоит не только для того, чтобы отдать дань чести выдающимхся французских деятелей и осмотреть этот архитектурный шедевр. Если у вас хватит смелости, вы можете подняться на смотровую галерею купола, и насладиться живописной панорамой Парижа.

Как добраться

Адрес: Place du Panthéon, Paris 75005
Телефон: +33 1 44 32 18 00
Сайт: pantheon.monuments-nationaux.fr
Метро: Cardinal Lemoine
Поезд RER: Port-Royal
Время работы: 10:00-18:30

Цена билетов

  • Взрослый: 7.50 €
  • Льготный: 6 €
Обновлено: 10.12.2018

Пантеон (Panthéon) – это архитектурно-исторический памятник, который находится в Париже на одноименной площади. Здание Пантеона расположено в Латинском квартале Парижа, рядом с Сорбонной. В настоящее время Пантеон используется как усыпальница великих деятелей французской истории, однако первоначальное его предназначение было другим.

Пантеон и король Людовик XV
Идея строительства здания теперешнего Пантеона принадлежала тяжело больному королю Людовику XV, поклявшемуся возвести новый храм в Париже в случае своего выздоровления. Поэтому изначально помпезное здание планировалось как церковь и строилось на территории аббатства Св. Женевьевы. Фундамент нового храма заложили в 1758 году. Архитектор Жак-Жермен Суффло за пример будущей постройки взял небезызвестный Римский Пантеон. В результате Пантеон в Париже был построен в стиле зрелого классицизма и очень напоминал величественные храмы древнего Рима и Греции.

Пантеон и Французская революция
Изменчивая судьба распорядилась так, что постройка была закончена учеником Суффло только в 1789 году, когда давший обет монарх был свергнут, а революционное правительство приказало переделать храм в мавзолей для великих французов. Внутри несостоявшегося храма провели изменения. Под сводами подземельных галерей поместили прах Руссо и Вольтера, а позднее – Марата, который, однако, там не задержался надолго. Гробницы Руссо и Вольтера изначально были деревянными, раскрашенными, с сусальной позолотой, но, к сожалению, быстро сгнили.

Пантеон и Наполеон
Во времена правления Наполеона Пантеон в Париже вернули церкви, и он вновь стал носить название Св. Женевьевы. Наполеон дал распоряжение хоронить в подземелье верховных чиновников его правительства и тех, кто прославил империю своими дарованиями, примерной храбростью или геройскими подвигами. Однако после 1830 года церковь закрыли и зданию присвоили прежний статус – Пантеон.

Архитектура
Потолок Пантеона расписывал барон Гро. Четыре картины, изображающие историю Франции от Карла Великого, были спланированы так, что четвёртая (последняя) должна была быть посвящена Наполеону. Однако после его падения художник нарисовал на облаках Людовика XVI, его супругу и сына изобразив таким образом возвращение Бурбонов.

Захоронения
Крипта Пантеона хранит останки Вольтера, Эмиля Золя, Дюма, Жана Монне, физиков Пьера и Марии Кюри, Виктора Гюго, Жозефа Лагранжа и многих других великих французов.

Окрестности
В районе Пантеона находится прекрасный Ботанический сад музей естествознания и сад Люксембург. От Пантеона можно пешком дойти до острова Сен-Луи и Сите. Гостиницы в этом районе Парижа наиболее популярные у гостей Парижа такие отели как Hotel des Trois Colleges, Hotel Design de la Sorbonne, Hotel Excelsior Latin, Select Hotel. В своем большинстве это отели категории 2* и 3*, вполне доступные по цене практически любому путешественнику.