Астрология Камни Магия

Храм гарни и монастырь гегард. Скальный монастырь гегард и языческий храм гарни Гарни гегард армения

В зеленом, полном буйной растительности, ущелье горной речки Гохт спрятался монастырский комплекс Гегард — старинное архитектурное сооружение, подобных которому нет больше в Армении, да и, пожалуй, во всем мире. Монахи стали селиться здесь еще в VI веке, используя огромные пещеры в качестве скромных жилищ. Теперь монастырь Гегард – одна из самых известных достопримечательностей страны. Сюда съезжаются не только верующие, но и просто люди, желающие увидеть ожившую историю, прикоснуться к древним камням. О Гегарде в Армении знает каждый житель, а живительный родник на территории комплекса славится вкусной, прохладной водой.

История появления сооружения напрямую связана с родником, который до сих пор угощает вкуснейшей водой. Давным-давно, в VI веке сюда пришли монахи и, найдя источник, обосновались в пещерах вокруг него. Истинно верующим людям, отдавшим себя служению богу, многого не нужно. Кельи монахов располагались прямо в пещерных образованиях. Так появилась обитель Айриванк («пещерный монастырь»). Когда же случалось обороняться от врага, она превращалась в укрепленную скалистую крепость, защищающую страну.

Через какое-то время пещерную обитель разрушили арабы. Вновь монастырь Гегард возродился в XIII веке, когда сюда, прямо в вырубленные в скале келья, привезли копье. Именно им было пронзено сердце Иисуса Христа на Голгофе. Ценный артефакт сейчас находится в другом месте. Копье выставлено в музее кафедрального собора Эчмиадзин, однако название монастыря так до сих пор и осталось – Гегард, или, если использовать более полный вариант, Гегардаванк, «монастырь копья».

На сегодняшний день это – внушительный комплекс, большинство сооружений которого находится в скале. Он входит в список объектов всемирного наследия, составленный ЮНЕСКО, и является одной из главных гордостей армянского народа. Построенный в 1215 году, храм поражает не только туристов, но и местных жителей. Особенное впечатление производит наскальная каменная резьба и игра света, делающего помещения еще более таинственными и величественными. Многие, побывавшие здесь, утверждают: монастырь по-мужски суров, сдержан и в то же время необычайно красив. Созданный на основе пещерных келий в XIII веке, Гегард сохранил свое очарование, поражая сочетанием живописных окружающих видов и суровых, вырубленных прямо в камне, жилых помещений монахов.

Гегард: план помещений монастыря

Как уже говорилось выше, название комплекса происходит от копья, пронзившего сердце Спасителя. Правда, если вы хотите увидеть великий артефакт, ехать придется не в Гегард, а в Эчмиадзин, именно там хранится реликвия. Но и в монастыре копья тоже есть, на что посмотреть, и где прогуляться.

Весь комплекс состоит из:

  • небольших пещерных келий, вырубленных непосредственно в скалах;
  • служебных построек, состоящих их одно- или двухэтажных зданий;
  • главной и, как правило, особенно почитаемой церкви – Катогике;
  • таинственной церкви со священным родником, вырубленной в камне;
  • пещерной церкви Богоматери, а также усыпальницы Прошьянов, которая была высечена в 1283 году.
  • и ряда других сооружений.

Наибольший интерес для туристов, конечно, представляют помещения, вырубленные непосредственно в толще скалы. Они созданы на основе уже существовавших тут некогда пещер, которые монахи расширили и более приспособили для жилых комнат – келий. Для удобства ориентирования на территории комплекса предлагаются специальные схемы расположения этих жилищ.

Территория монастыря Гегард

Нельзя приехать в Гегардаванк и не осмотреть всех его достопримечательностей. Тем более что территория ущелья реки Азат сама по себе сказочно прекрасна, и в этом уникальном месте расположился монастырский комплекс. Здесь все дышит умиротворением и тишиной. Посетив монастырь Гегард, помимо церкви с родником и келий монахов, обязательно сходите в другие помещения, создающие единый ансамбль.

Церковь Катогике или Катохике

Традиционно – главный храм на территории любого армянского монастыря. Здесь она выстроена напротив одной из самых неприступных гор Кавказа. Выполненная в виде равноплечего креста, с куполом на квадратной основе, церковь создает впечатление сурового, но в то же время красивого здания, предназначенного для служения богу – и ничего более.

Усыпальница Прошьянов

Находится в восточной части Авазана, второе название – Жаматун. Тут удивительны наскальные изображения в виде мифологических и реальных животных, наводящие на мысль, что они представляют собой герб известно княжеского рода Прошьянов. Когда-то именно эти великое семейство оказало помощь в постройке сооружений, а потом навек нашло покой в его стенах. Считается так же, что изображения человеческих фигур в длинных одеяниях, с нимбами на головах символически представляют членов высокородной фамилии.

Скальная церковь Авазан

Самая первая церковь на территории монастыря, расположенная прямо в скале. Если перевести ее название на русский язык, получится «водоем», и правда, именно там находится священный родник. Строение загадочное, наполненное игрой света и тихим журчанием горной воды. Высеченная еще в 1240-м году, она до сих пор поражает красотой и сдержанностью архитектуры.

Гавит

Гавит – помещение, служившее для хранения одежды священников (риз), а также различных собраний и обучения новоприбывших послушников. Кроме того, именно тут принимали паломников со всего мира, проводили долгие беседы, раскрывающие смысл служения богу, помогали понять собственную душу и ее метания. Гавит монастыря Гегард находится в западном направлении от Катогике.

Верхний жаматун

Находится уже на втором уровне строений, в северном направлении от Усыпальницы Прошьянов и высечен в скале в 1288 году. Главная особенность: именно здесь расположены гробницы Мерика и Григора, известнейших князей. По преданию, тут нашли упокоение и другие принцы Армении, но впоследствии их гробницы исчезли. Верхний жаматун Гегарда отличается звонкой, громкой акустикой.

Также на территории монастыря расположились традиционные армянские хачкары, часовня Григория Просветителя и другие исторически и культурно значимые сооружения.

Как доехать до монастыря Гегард

Гегард находится на расстоянии примерно 40 км от Еревана. Правда, общественный транспорт сюда не отправляется, но можно доехать на такси или в составе экскурсии. Дорога к монастырю отличается живописностью и тоже дарит яркие впечатления если вы возьмете в аренду автомобиль или машину с водителем.

Гегард древний монастырь, основанный еще в 4 веке на месте источника, берущего начало в пещере. По преданию основателем монастыря был Григорий Просветитель (да, да, тот самый, что отметился в , о котором было рассказано выше). В 9 веке монастырь был почти полностью разграблен и уничтожен арабами, известными приверженцами религии мира и добра. Свой вклад в разрушение монастыря внесли и многочисленные землетрясения, так что до наших дней он дошел далеко не в своем изначальном виде.

По некоторым данным в монастыре долгое время хранилось то самое копье, которым было пронзено тело распятого Иисуса. В связи с этим Гегард является очень значимым религиозным объектом и местом паломничества. Само копье и поныне цело, но находится в Эчмиадзине, а в Гегарде оно представлено в символическом виде:

Гегард – очень примечательный объект, причем, с моей точки зрения, главная его особенность состоит в наличии весьма причудливо расположенных и объемных помещений, уходящих вглубь горы.

Ведь ничто так не способствует уединению, как нахождение где-нибудь в глубине пещер, среди тишины, прохлады и каменных сводов. С этим связана чрезвычайная любовь монахов к рытью и долблению различных пустот везде, где только это возможно, чем многие поколения жителей Гегарда не преминули воспользоваться.

И действительно, внутренние пространства монастыря впечатляют. Но давайте по порядку.

Дорога в Гегард: выход из сумрака

Итак, Ереван . К воротам подъехал наш экипаж – черная Волга в белую шашечку со знакомым водителем внутри. Я, Юля, Феликс и Марет загрузились в салон, и мы выехали на туманные улицы. Сначала долго пробирались к выезду из Еревана, потом вдоль дороги понеслись размытые туманные кусты и черно-белые домики, и, также как и во время нашей поездки в Цахкадзор, ничто не намекало здесь на наличие где-то за толстым слоем облаков ослепительно яркого теплого солнца.

Однако по мере удаления от Еревана и подъема в горы туман делался все более желтым и светящимся, где-то наверху обозначилось ослепительно яркое размытое пятно жидкого золота. Еще немного, и мы выныриваем из туманного моря. И опять поражаемся: как? Как это возможно? Ослепительное солнце, иней на ветках, чистое голубое небо и горный серпантин, несущийся под колеса.

Вообще, Ереван у меня ассоциировался с Гилирадом из книги М. Семеновой. Помните? Был там проклятый город, в котором все время царили тучи и холод.

Посмотрите следующие два фото, они сделаны из машины с разницей в 20 минут. Ну ведь магия же!



Оставив Гилирад Ереван далеко позади, мы остановили машину и вышли полюбоваться дивными видами этого неба, солнца, гор и заснеженного ущелья по правую руку. Пока мы смотрели и фотографировали, тетя Марет нашла у дороги какой-то куст с морожеными ягодами и принялась его обирать.


Гегард был уже рядом. На площадке перед входом тусовались продавцы сувениров и еды, в частности, такой гадости, как ягодный лаваш.

Поднимаемся в гору по дороге, обходящей внешнюю стену монастыря (а после тех арабов монастырь был отстроен уже в виде крепости).


Пройдя через арку, оказываемся в длинном монастырском дворе. Здесь стоят свежевыкрашенные лавочки и информационные стенды, в том числе и с текстом Брайля.

Гегард: план помещений монастыря

Приведу план помещений, переснятый с упомянутого стенда. На самом стенде имеется также подробное и запутанное описание построек и их истории, в частности, что кем построено, кому перепродано и каким архитектором создано, но я ограничусь лишь краткими выдержками.


Церковь Катогике (или Катохике)

Перед нами возвышается церковь Катогике. Проходим через резную дверь и оказываемся в гавите (2).

Здесь просторно, свод подпирают четыре приземистые колонны.

По центру помещения возвышается причудливый купол со световым отверстием по центру.


В углах чадят свечи в корытцах с песком, а через стрельчатые окна в помещение врываются хорошо видимые в дымке солнечные лучи.


С противоположного от входа конца гавита расположен вход, собственно, в церковь Катогике (1). Здесь присутствуют какие-то элементы оформления помимо каменной резьбы и, вообще, в сравнении с аскетичным убранством остальных помещений, церковь сия роскошна.

Если здесь посмотреть наверх, то можно увидеть уходящий ввысь купол со световым барабаном и люстрой:

Гавит и церковь – самостоятельные каменные постройки (на плане обведены черным). А вот влево из гавита идут два прохода, уводящие уже в помещения, целиком выдолбленные в недрах скалы.

Скальная церковь Авазан

На плане – помещение №3. Название образовано от слова «бассейн» (вспоминаем фамилию великого русско-армянского художника-мариниста, галерея которого есть в , и проводим аналогии). Как и все прочие помещения – темное и гулкое, увенчанное куполом со световым окном. Здесь есть небольшой бассейн, наполняемый из источника, вода из которого течет по канавке к выходу, а затем исчезает где-то под полом.

Усыпальница Прошьянов

На плане — помещение №4.

Прошьяны – одна из армянских аристократических династий, выкупившая у правящей верхушки Гегард в 13-м веке. Усыпальница представляет собой небольшую церковь, где останки самих Прошьянов скромно захоронены в нише под их родовым гербом. Герб являет собой хороший пример геральдической шизы: на нем изображены два льва, скованные железным кольцом, которое зубами держит бык, и орел с овцой в когтях (все персонажи композиции, кроме быка, попавшего в тень, видны на фото).


Из усыпальницы можно попасть в церковь Сурб Аствацацин (как мы уже знаем, это означает «Св. Богородицы»). Здесь, как и во всех остальных помещениях, царит тишина и полумрак.


Свет сюда попадает через отверстие в куполе со своеобразной резьбой.


Возможно, у некоторых граждан возник вопрос: а каким именно образом выдалбливались эти весьма впечатляющих размеров помещения?

Если верить написанному, то их выдалбливали сверху вниз (в полном соответствии со спелеопостулатом «не вскрывай систему вверх»). Т.е., сначала намечалось место, где будет световое отверстие в куполе, затем делалось это отверстие, и далее – вниз, вниз и вниз. Дело небыстрое. Создание помещений 3 и 4 заняло более 40 лет.

Обойдя все помещения и вдоволь насладившись местом, выходим на улицу, поднимаемся по лестнице и ныряем в еще одну темную нору, которая приводит нас в еще одну пещерную церковь (на плане не отображена).

Гегард, пещерная церковь на 2 ярусе, аскетичные интерьеры

Причем, ее пол расположен где-то на уровне потолка помещений первого яруса. В частности, в углу находится отверстие полметра в диаметре, через которое можно разглядеть какое-то смутно знакомое место. Так это, оказывается, помещение №4, в котором мы были несколькими минутами ранее, только теперь мы взираем на него через дырку в потолке.


Если вы повнимательнее посмотрите на приведенное выше фото герба Прошьянов, то увидите светлое пятнышко слева сверху — эту же самую дырку, вид снизу.


Подивились сей поразительной кривизне пространства, послушали эхо, полюбовались куполом, на чем сочли культурную программу выполненной.

Ну, вот мы снова на улице. Ах, сколько еще, наверное, тайн скрывает этот монастырь! Сколько здесь потайных проходов, колодцев и гротов. Но все это остается за кадром.


Мы же проводим фотосессию типа «в рядочек перед камерой» и выходим из монастыря.

Такое дело, как посещение Гегарда, конечно, надо отметить, поэтому мы немного отъезжаем от святой обители и выходим из машины, чтобы еще раз полюбоваться заснеженными склонами и распить по стопке самогона дяди Феликса.


Пока мы распиваем самогон, тетя Марет обирает очередной куст

Пока мы бродили здесь, под голубым небом и зимним солнцем, мы, конечно, уже начали забывать, что пару часов назад выбрались из непроглядного молочного тумана.


Но мы спускаемся все ниже и ниже, солнце сначала заволакивает дымкой, потом оно растекается в бесформенное пятно, а муть вокруг из золотистой постепенно превращается в белесую.

Ну, что ж, снова здравствуй, сумрачный Ереван!

Летал я туда по делам всего на 4 дня. Невзирая на то, что дел этих было выше головы, и нас там чуть не смыло (дождь лил все это время) – удалось немного поездить, показать жене и дочке Армению. Побывали в Грани, Гегарде, Хор Вирапе. Насколько позволили низвергающиеся с небес потоки воды побродили по Еревану. К величайшему сожалению не удалось показать озеро Севан, но, надеюсь что это не был наш последний визит в Армению.

Гегард:

Хор Вирап:

А теперь по порядку.

Гарни.
Языческий храм Гарни (I в н. э), расположен в 28-ми км. от Еревана в долине реки Азат.
Храм является единственным сохранившимся на территории Армении образцом древнегреческой архитектуры.
Храм вместе с крепостными стенами был разрушен во время землетрясения в 1679 г. Основное здание храма - Храм Митры - было восстановлено в Советское время (начало реставрации в 1949 г.).
Храм был воздвигнут в честь популярного в Малой Азии бога Митры, культ которого проник в дальнейшем в Грецию и Рим. Слово "Митра" является синонимом греческого слова "Гелиос",что означает солнце, бог Солнца.

Камень даты основания. Этот камень с надписью на греческом языке и большим крестом, выбитом в его верхней части, указывает на дату постройки храма и дворца в I веке н. э.
Надпись, в частности, гласит: "Эллины! Царь Армении Трдат Великий в одиннадцатом году своего правления построил этот замок для царицы и эту крепость неприступную..."

Храм Митры:

Развалины Церкви Св. Сиона и Часовни Маштоца

Внутри Храма Митры:

Римские бани:

Ущелье реки Азат:

Гегард.
Монастырский комплекс, расположенный примерно в 40 км. от Еревана в долине реки Азат.
Слово "гегард" (или, ближе по произношению, "гехард") переводится с армянского языка как "копье".
Точная дата основания монастыря неизвестна, но одна из версий гласит, что монастырь был основан в IV веке, в первые годы установления в Армении христианства как государственной религии. Полагают, что основателем монастыря был Св. Григор Лусаворич (Григорий Просветитель) - первый Католикос (епископ) Армении.
Некоторые храмы монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал.
Монастырь Гегард внесен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия.

Хачкары на стене храма, вырубленного в скале:

Хор Вирап
(надо признаться, что, к своему стыду, раньше я здесь на разу не был…)
Монастырь Хор Вирап и древний город Арташат расположены на самой государственной границе с Турцией, на левом берегу реки Аракс. Хор Вирап находится неподалеку от языческого храма Анаит. Именно отсюда царь Арташес I, построив столицу в 189-188 гг. до н. э. начал воссоединение армянских земель.
Монастырь знаменит тем, что в нем находится яма-темница, в которой, кишащей скорпионами и змеями, томился 13 лет Св. Григор Лусаворич (Григорий Просветитель), духовный наставник и предводитель первых Христиан Армении, первый Католикос Армении.

Стена монастыря с башнями:

Хачкар (крест-камень):

Церковь Св. Богородицы:

Покои настоятеля монастыря:

Церковь Св. Григора Лусаворича (Св. Григория Просветителя):

Лестница ведущая в каменную темницу (яму Св. Вирапа), в которой 13 лет томился Св. Григор Лусаворич:

Вид на монастырь Хор Вирап с соседнего холма:

Это и есть граница. Слева - Армения, справа - Турция. Вдали видна пограничная вышка.

Вид из монастыря на Арарат, который наконец-то решил чуть-чуть показаться нам из-за туч:

Ереван

Вид на Ереван со смотровой площадки у памятника 50-ти лет сов. власти:

Кафе на ул. Абовяна:

Северный проспект - "вставная челюсть" Еревана. Никогда еще не видел ничего столь диссонирующего с окружающим:

Поющие фонтаны на Площади Республики:

В день отлета погода нас снова порадовала – на несколько часов прекратился дождь и я немного пофотоохотился из окна кафе в аэропорту Звартноц на самолет «авиакомпании», услугами которой не воспользуюсь никогда в жизни . Если интересно почему – спрашивайте, расскажу.


Несколько дней в Ереване и вы насытитесь его розоватыми стенами туфовых домов, чудесами Каскада, видами Арарата, прогулками по улицам и площадям. Самое время столицу Армении покинуть. Эту страну называют музеем под открытым небом. Заслуженно.



С самого начала было решено передвигаться по Армении на такси.


Во-первых, это относительно российских расценок недорого. В стране не так много возможностей заработать, поэтому извоз здесь один из наиболее распространенных видов мужской занятости. Как говорят сами армяне, «у нас страна такси».


Во-вторых, передвижение на такси имеет и другие плюсы. Водители говорят на армянском. В Ереване это не слишком важно, русский язык здесь знают хорошо, но чем дальше вы удаляетесь от столицы, тем чаще будут встречаться языковые сложности. Как рассказали нам здесь местные жители, после 1992 года русский язык в школах был отменен, теперь его изучение возобновлено. Изучается он наравне с английским. «Вы извините, я последний раз на русском говорил лет двадцать назад» или «Я в армии так на русском говорил, что никто не верил, что армянин. Но давно это было», - как бы оправдываясь, говорят люди старшего поколения.


В-третьих, присутствие местного жителя позволяет временами попадать в некоторые места даже после их закрытия. «Ну, пустите наших гостей, они ведь так хотели здесь побывать». И вот мы уже прогуливаемся в полном одиночестве у стен … В общем, у кое-каких стен.


В-четвертых, это позволяет больше узнать о жизни в стране. Пока вы едете, обязательно завяжется беседа и представление о стране будет полнее. Задавая порой одинаковые вопросы разным людям, можно стать чуть ближе к истине.


Но есть нюансы и в поездках на такси. Часто мы, путешественники подготовленные, знаем больше, чем таксисты. Точно знайте, куда вы хотите попасть и обзаведитесь картой страны. Возьмите телефон вашего водителя и сфотографируйте номер машины. Случаи бывают разные.


Теперь отправляемся смотреть Гарни и Гегард (ориентировочно восемьдесят километров в оба конца от Еревана, при поездке на такси обошлись в 12 000 драм или около тысячи российских рублей).



Расстояние от Еревана до крепости Гарни около тридцати километров. В этих местах люди поселились в III тысячелетии до нашей эры, в I тысячелетии до нашей эры. Такси обошлись в 10 000 теперть его изучение возобновлено.тысячелетии построили крепость. Римский историк Тацит назвал ее неуязвимой благодаря местоположению. Но удачное расположение крепости не спасло ее от разорения римскими войсками в 59 году. На этом история крепости не закончилась.


В очередной раз удивляюсь тому, как далеко от своих границ ушли римляне и как сильно они влияли на завоеванные земли. Армения тех времен тоже этого не избежала, в том числе в архитектурном плане. Римские архитекторы, приложившие руку к тогдашнему строительству, находились под сильным влиянием греческих традиций. Крепость была восстановлена, а в 77 (76 ?) году на ее территории был построен Языческий храм Гарни, похожий на греческие храмы. Вот откуда на территории современной Армении появился храм, напоминающий нам об эллинах.


Армяне приняли христианство и языческий храм использовался правителями как место для летнего отдыха. Простоял храм до землетрясения 1679 года (Гарнийское, семибалльное землетрясение, унесшее жизни 7600 человек). К этому времени храм был не в лучшем состоянии потому, что из его стен извлекались материалы - вторая параллель с историей римского Колизея. Первая заключалась в близких годах постройки (Колизей 72-80 годы, Гарни 77 год).


Разрушенный Гарнийский храм до XX века, оставался кучкой камней, поросшей травой. Восстановили храм после Второй мировой войны по описаниям, сохранившимся в архивах Санкт-Петербурга и Еревана и по камням, в буквальном смысле. Проводились раскопки на месте землетрясения, изучался фундамент, доставали фрагменты стен и колонн из ущелья, куда их отбросило землетрясением, все систематизировалось, очищалось и приводилось в порядок. Недостающие элементы были вытесаны из базальта заново. За пять лет Гарнийский храм был восстановлен и стал не только историческим памятником, но и символом трудолюбия и упорства воссоздавших его людей.



Десять минут езды от Гарни и вы у ворот Гегарда, скального монастырского комплекса. Точной даты его возникновения источники не дают, предание приписывает создание Гегарда Святому Григорию Просветителю (IV век). Рассказывают, что монастырь поначалу располагался в пещерах, как в естественных, так и в рукотворных.


«Гегард» означает «копье». Такое название до этого именовавшийся Айриванком монастырь получил в связи с доставкой сюда на хранение наконечника копья, которым римский воин Лонгин пронзил Христа (имеется такое утверждение). Наконечник спрятали в этих укромных местах во времена арабских нашествий, в 1250 году. Сейчас он хранится в кафедральном соборе Эчмиадзина (продолжение темы обязательно будет). Более полное название монастыря - Гегардава́нк, «Монастырь копья».


Гегард монастырь действующий. В одном из его залов проходил обряд крещения, в другом зале люди ставили свечи, на улице у входа расположилась небольшая компания с нарядными корзинами. Люди ожидали окончания крещения. В корзинах маленькие подарки для каждого участника праздничного события – таросики. Конечно, я не смогла пройти мимо и попросила разрешения сфотографировать такую красоту. Разрешили и мы разговорились. Конечно, спрашивают в первую очередь, откуда мы. Упоминание Краснодара уже привычно вызывает реакцию «свои». У всех армян в Краснодаре или в нашем крае кто-то есть. Может и бизнес-партнеры. После каждого разговора я обзавожусь новыми телефонами, именами и пожеланиями: «На Севан будете ехать, обязательно одевайтесь теплее. Там ветра. А еще лучше летом к нам возвращайтесь. А вы камешки бросали в отверстие в стене Гегарда? Бросьте и загадайте желание. И вот свечку праздничную сфотографируйте, это ребеночку дарят в день крещения и потом каждый год в день рождения ее зажигают».


Мы распрощались и я пошла на звуки пения, в верхний зал монастыря.


Полумрак аскетичного зала, старинные стены и проникновенное пение о чем-то печальном, наполняющее все пространство вокруг тебя – таким стало завершение нашего знакомства с монастырем Гегард.


Храм Гарни.




Окрестности храма Гарни.




Где-то там "Каменная симфония", куда мы не добрались. Я так думаю.















За стенами монастыря.






Осень в самом разгаре.




Возвращаемся во двор.




Часть храмов монастыря Гегард полностью вырублена в скалах.




Хачкары - явление средневековой армянской культуры, "крест-камни".


Встречаются на кладбищах, в старых городищах, у родников, у мостов, у церквей.


О них еще будет отдельный рассказ.




Один из скальных залов монастыря с горельефом княжеского герба.






Вот такие украшения, без золота и каменьев.






В залах Гегарда.










Те самые корзины с таросиками.







Поющие в Гегарде.




Использованы материалы сайта: http://ru-travel.livejournal.com/26680552.html

Монастырь Гегард, или Гегардаванк, что переводится как «монастырь копья». Уникальный монастырский комплекс Армянской апостольской церкви расположен недалеко от Еревана. Сооружение со всех сторон окружено утесами ущелья горной реки Гохт. Исторический памятник с украшенными барельефами и богато убранными храмами и кельями, родовыми усыпальницами и скальными сооружениями признан объектом культурного наследия ЮНЕСКО.

Отдельные сооружения комплекса вырублены в самой скале. На территории комплекса также есть типичные армянские стелы из камня с крестами — хачкары. Пещеры использовались монахами в качестве скромных жилищ еще с VI века.

Монастырь является действующим, поэтому вход — бесплатный и не ограничен по времени.

История монастыря Гегард в Армении

Монастырь основан возле пещеры, поэтому его еще называют «пещерный монастырь». По преданию, основал монастырь Святой Георгий Просветитель в IV веке. На этом месте брал начало священный источник, который и сейчас угощает вкуснейшей водой.

Однако в IX веке монастырь разрушили арабские воины, в результате от первой постройки ничего не осталось, а все уникальные церковные реликвии были разграблены. В X веке на монастырь напали, а затем подожгли турки.

Позднее грузинская царица Тамара завоевала часть Армении, в том числе территория монастыря перешла в ее владение. В 1215 году под руководством грузинских военачальников — братьев Закарянов на территории разрушенного монастыря была возведена основная часовня Катогите — культовое сооружение сохранилось до наших дней. Постройка перед входом в храм — притвор, вырезан в скале в 1225 году. В 1200-ых монастырский комплекс оборудован системой водоснабжения. Позднее, в XIII веке, в скале высечены остальные храмы. Тогда монастырский комплекс приобрел княжеский род Хахбакянов. Они вскоре построили пещерные сооружения — вторую церковь, гробницу рода Хахбакянов, зал для собраний и множество келий.

Некоторое время монастырь не выполнял свои функции, а после присоединения в Российской империи монахи начали приводить его в изначальный вид.

Служебные помещения на дворе монастыря подвергались перестройке в XVII веке, а после — в 1968-1971 годах.

Деревья, находящиеся вокруг Гегарда, украшают цветными лентами для исполнения желаний.

Храмы монастырского комплекса

В монастырский комплекс входят кельи, часовни, традиционные армянские хачкары, высеченные в пещерах и в склоне холма. Пройдя вход, можно увидеть защитные крепостные валы с трех сторон, еще с одной стороны комплекс защищает скальный утес. Если пройти через весь комплекс, откроется второй вход с востока, а вместе с ним — мост через горный ручей.

Монахи жили в выдолбленных в скалах кельях, расположенных за пределами стен Гегарда.

Вокруг главных пещерных сооружений в скалах выдолблено больше двадцати различных сооружений — алтарь, служебные помещения.

Часть хачкаров богато украшена орнаментальной резьбой.

Церковь Катогике

Главная и самая почитаемая церковь комплекса — Катогике. Напротив церкви — гора. Внешне церковь выполнена в форме креста, вписанного в квадрат. Купол также стоит на основе-квадрате и украшен рельефами с животными, птицами и людьми. В углах церкви расположены двухэтажные часовни.

На стенах внутри Катогике сохранились надписи со сведениями о том, какие дарения получал монастырь от прихожан.

Резные ворота расположены на южном фасаде: здесь изображены гранатовые деревья, виноградные гроздья, голуби. Над воротами можно увидеть сцену-символ княжеского рода: лев нападает на быка.

Кроме главной церкви, есть две внутрискальные — Авазан и Св. Богоматери.

Ризница Гавит

Ризница сделана в скале между 1215-1225 годами и связана с главной церковью. Четыре колонны поддерживают крышу из камня. В центре крыши есть отверстие, через которое проходит свет. Купол выполнен в необычной технике — он увенчан сталактитами. Помещение Гавита предназначалось для обучения и проведения собраний, здесь также принимали паломников и других посетителей.

Скальная церковь с родником

Первая пещерная церковь высечена в скале в XIII веке на месте древнего поклонения язычников. Внутри под сталактитовым куполом перекрещены два свода. Удивительные растительные орнаменты украшают южную стену.

Часовня Святого Григория

Часовня вырублена в скале над дорогой, на 100 метров выше монастырского входа. В далекие времена церковь украшала настенная роспись, об этом свидетельствуют остатки фресочной штукатурки.

Панорама внутри церкви монастыря Гегард:

Святыни

История монастыря тесно связана с величайшей реликвией христианства — копьем Лонгина. Это одно из Орудий Страсти — пика, которой воин Лонгин пронзил Иисуса Христа на Кресте, где его распяли. В течение многих веков эта святыня привлекало множество паломников. В Армению копье привез апостол Фадей, сейчас оно находится в музее Эчмиадзина.

В Гегарде хранилось множество ценных рукописей, однако, их не удалось сохранить.

Как добраться до монастыря Гегард из Еревана

Монастырь находится на юго-востоке в 40 км от Еревана в красивом ущелье, окруженном со всех сторон суровыми скалами и пещерами. Перед входом расположен небольшой рынок с местной продукцией. Доехать из столицы Армении до Гегарда можно следующими способами:

  • На автомобиле : дорога по трассе Н3 займет около часа. У входа в монастырский комплекс имеется платная парковка.
  • На автобусе: № 266, 284. Отправление — от автостанции Еревана за автосалоном «Мерседес». Ехать нужно до селения Гохт. Оттуда до Гегарда нужно будет пройти 5 км.
  • На такси : в Ереване работают популярные сервисы Яндекс. Такси, GG Taxi.

Обычно в один день планируют посещение монастыря Гегард и храма Гарни , возведенного язычникам в честь Бога солнца в I веке. Расстояние от языческого храма до Гегарда — 10,5 км — на автомобиле можно преодолеть за 20 минут. Возле достопримечательностей всегда стоят машины такси, готовые довезти до нужного места.

Карта-схема пешего маршрута от остановки селения Гохт до монастыря Гегард:

Панорамный вид монастырского комплекса Гегард .