Астрология Камни Магия

Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари) – главный католический храм Парижа. Русский собор в Париже: почему их два? Самый известный собор в париже

По некоторым сведениям, история Франции восходит к железному веку. В течение столетий здесь возводились наиболее архитектурно значимые церкви. Готические соборы и церкви, возведенные современными архитекторами, отображают значительную часть французской культуры. Во время посещения этой удивительной страны обязательно посмотрите самые красивые и необычные церкви Франции!

Римско-католический собор во французском готическом стиле был возведен в Бурже в XIII веке. Место, на котором он расположен, имеет религиозное значение начиная, по крайней мере, с III века. Сегодня в соборе можно полюбоваться трехэтажными возвышениями и грандиозным фасадом, украшенным замысловатой резьбой. Невероятно, но сохранилась большая часть оригинальных витражей, на которых изображены сюжеты из Ветхого и Нового Заветов.

Страсбургский собор иногда называют Розовым собором, намекая на его необычный оттенок. Собор построен из песчаника, который и придает ему розовый цвет. С одной стороны здания находится высокий шпиль, хотя по проекту их должно было быть два. Архитектура как романская, так и готическая. До сих пор в соборе проводятся службы, которые можно посетить. Внутри не забудьте отыскать астрономические часы, которые датируются XIX веком.

Город Обтер-сюр-Дрон - небольшой и живописный, с традиционной архитектурой и причудливыми домами. Но самая невероятная достопримечательность города находится под землей. Это монолитная церковь Сен-Жан, почти полностью вырезанная из известняка. Построена она была в VII веке, а значительно расширена в XII веке. Церковь имеет сводчатый неф, бассейн для крещения и десятки древних захоронений. Хотя это далеко не традиционная французская церковь, она действительно уникальна и единственная в своем роде.

Город Руан иногда называют Городом тысячи церквей, потому, что их здесь очень много. Но среди них выделяется Руанский собор: он самый высокий во Франции. Послушайте, как бьют часовые колокола на гигантском 56-колорном карильоне, полюбуйтесь невероятной лестницей и посмотрите на статуи святых, украшающие внутренние стены собора.

Базилика Сакре-Кер является одной из самых известных церквей Парижа. Она очень посещаема благодаря своему расположению на холме, возвышающемся над знаменитым районом Монмартр. Церковь была спроектирована в романо-византийском стиле, и очень похожа на знаменитый собор Святой Софии в Стамбуле. Одной из главных особенностей Сакре-Кер является огромная мозаика Иисуса с золотым сердцем.

Красота аббатства во многом зависит от его расположения. Остров Мон-Сен-Мишель находится всего в полумиле от побережья Нормандии, что делает доступ к нему ограниченным. Большую часть острова занимает аббатство, построенное в XV веке. Здесь живут монахи-бенедиктинцы. Аббатство окружено причудливыми улицами, на которых расположились музеи, посвященные истории острова, кафе и магазины.

Более 800 лет назад началось строительство Реймского собора. Сегодня это потрясающий пример готической архитектуры и основная достопримечательность Реймса. Именно в этом соборе были коронованы многие французские короли. Записи показывают, что на одной из этих церемоний в XV веке присутствовала Жанна д’Арк. Чтобы завершить строительство собора, потребовалось почти столетие!

Самый известный собор Франции - Нотр-Дам де Пари - был возведен в середине XII века. Жемчужина парижской архитектуры построена в готическом стиле и имеет невероятно большие размеры. Его «летящие» контрфорсы были одними из первых в мире, а многие горгульи использовались не только для дизайна, но и для опоры колонн и даже в качестве водостоков. При осмотре кафедрального собора постарайтесь посетить обширные склепы под церковью, которые открыты для публики.

По материалам: touropia.com

Алтарь Норт-Дама с с коленопреклоненными статуями Людовика XIII и Людовика XIV

Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.

Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.

Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.

Картина "Коронация Наполеона I" (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г.

Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.

Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики Западный фасад собора Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена. Постройку объявили Храмом Разума, затем - центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.

Именно здесь находится "Нулевой километр" – точка отсчета всех расстояний во Франции

Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».

Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.

Вид на собор Парижской Богоматери через арку

Видео: Последствия пожара в соборе

Фасад и горгульи


Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.


По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.


Горгульи Нотр-Дама

Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.

Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.

Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.


Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Северная роза собора Парижской Богоматери

Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.

Интерьер Нотр-Дама

Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли "Библией для нечитающих"

Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.

Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.


Орган в соборе Парижской Богоматери

Южная колокольня

Южная башня собора Парижской Богоматери

Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.

Музей и сокровищница

В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.

В Сокровищнице Норт-Дама де Пари

Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.

Горгулья Нотр-Дама

Порядок и стоимость посещения


Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.


Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.

Как добраться

Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.

Собор Парижской Богоматери с подсветкой

В любой стране можно насчитать несколько знаменитых и известных на весь мир зданий и сооружений, являющихся ее визитной карточкой. И, конечно, Франция, не исключение: французские замки, прекрасные мосты, прекрасные памятники и величайшие храмы – все это о ней. Сегодня, мы расскажем об самых красивых соборах и церквях Франции.

Или «Sainte Chapelle» в Париже . Эта изумительная французская часовня стоит на острове Сите. Величественное сооружение всегда вызвало восторг и восхищение любого, кто его когда-либо видел, а в период средневековья капеллу называли - «врата в рай». Века спустя, великий французский писатель Андре Моруа назвал Сент-Шапель - «подлинным чудом готического искусства». Не изменилось мнение о ней и сегодня, туристы приходят в изумление, увидев красоту этого сооружения. Даже несмотря на то, что часовня окружена не совсем позитивными, с точки зрения энергетики, зданиями: рядом стоит Дворец Правосудия и тюрьма «Консьержери», которые тоже монументальны и величественны, лишь часовня – пробуждает приятные эмоции. Часовня Сент-Шапель строилась по приказу французского короля Людовика Девятого, он, по политическим соображениям, нуждался в том, чтобы все французы убедились в его исключительности и в том, что он достоин стать Божьим избранником на престоле. Людовик приобрел уникальные реликвии христианства в Константинополе, они стоили баснословных денег, поэтому понадобилась достойная капелла для их хранения. Этими реликвиями стали: терновый венец Иисуса Христа и несколько щепок от его креста. Получилось так, что реликвии обошлись королю в три раза дороже, чем было потрачено денег на строительство Сент-Шапель. Это было в 1248 году. Узнать о тех событиях можно, посетив часовню, и рассмотрев ее изумительные витражи, на которых прописана тема перенесения христианских святынь, и этот сюжет центральный, как и сцена «Тайной вечери» и некоторые другие сюжеты из Библии. Эти темы прослеживаются в сотне малых элементов «готической розы». В давние времена верхняя часовня была местом молитв членов французской королевской семьи, в нижней – молились слуги и простолюдины, но сегодня, туристы могут изучить все уголки капеллы. Здание часовни было сильно повреждено в период Французской революции, но его восстановили, по чудом уцелевшим, старинным чертежам. Только вот священные реликвии тут теперь отсутствуют, о давнем нахождении здесь тернового венца сегодня напоминают только каменные шипы, украшающие колокольни. Чтобы прочувствовать средневековую атмосферу этой часовни, рекомендуем прийти сюда на концерт классической органной музыки, тут они периодически проводятся.

Или «Basilique Notre-Dame de Fourvière» в Лионе . Здание лионской базилики Нотр-Дам де Фурвьер, многие назовут вычурным или эклектичным, что немудрено из-за смешения нескольких стилей: классицизма, неоготики, неовизантийского. Но по словам архитектора, создававшего базилику, Пьера Боссана: разве что-то в этом мире может быть слишком хорошо Царицы Небесной!? Базилика расположилась на высоком холме Фурвьер, а окружают ее, древнеримские театры. Величественное здание базилики, украшенное ажурными башенками, зубчатыми кружевными стенами, было построено в конце девятнадцатого века. Его видно почти из любой точки города Лиона. Особенно оно выигрышно смотрится, когда освещенная ярким солнцем позолоченная статуя Богородицы, на башне-капелле, начинает светиться, словно посылая благословение всем жителям и гостям Лиона. Благодаря своим четырем башням, церковь похожа на крепость, и этот архитектурный прием был придуман Боссаном неспроста: он считал, что вера в Бога должна защищать любого человека не хуже цитадели. Строительство базилики Нотр-Дам де Фурвьер на холме Фурвьер, который с давних пор был известен, как место силы, было вызвано порывом благодарных жителей Лиона. На этом холме они возносили молитвы к Деве Марии в 1643 году, об избавлении города от чумы, молились в 1870 году о божественной защите города от вторжения грозной армии Бисмарка. И молитвы помогли! За это, лионцы и возвели красивейшую церковь, вобравшую все самое лучшее из достижений мировой архитектуры. Интерьеры базилики Нотр-Дам де Фурвьер не менее великолепны, ведь входя сюда, думаешь, что попал в какой-то иллюзорный мир: солнце, пробиваясь сквозь многочисленные витражи, отражается миллионами разноцветных лучиков, освещая великолепные мозаики, изящную лепнину, изумительную роспись, прекрасные скульптуры. Подняться на этот холм, можно на фуникулере.

Или «Cathédrale Notre-Dame des Doms d"Av» в Авиньоне . Французский город Авиньон, стоящий на скале над Роной, издавна известный, как «Город пап», из-за того, что семьдесят лет в нем проживали Папы Римские, еще известен и как «Город-крепость», из-за своих неприступных фортификаций, окружающих поселение. На территории Авиньона, раньше было расположено двадцать мужских и пятнадцать женских монастырей, закрепивших за городом еще одно звание – французский «Город колоколов и церквей». Конечно, многие из них давно превратились в руины или стерты с лица земли, другие – используют в иных целях, но прекрасный собор Нотр-Дам-де-Дом, так же, как и восемьсот лет назад, гордо высится над городом, восхищая своей красотой всех проходящих мимо. Авиньонский кафедральный собор входит в единый ансамбль с Папским дворцом и древнейшим мостом Сен-Бенезе, обрывающимся посредине реки. Монументальность старинной церкви, которую венчает интересный купол в романском стиле, на котором вместо креста находится громадная статуя Девы Марии, покрытая позолотой. Этот католический храм больше похож на вавилонский зиккурат, тем не менее, в свое время, он нес функции римского Собора Святого Петра, представляя из себя кафедру Верховного понтифика. Вообще, название Кафедрального собора Нотр-Дам-де-Дом, можно перевести «Дом епископа». Собор возводили не на пустом месте: раньше, уже в четвертом веке, тут стояла древняя базилика, где и размещался епископ, но ее в восьмом веке разрушили сарацины. А к жизни она возродилась лишь в середине двенадцатого столетия. Статую Девы Марии, весящую четыре с половиной тонны, водрузили на здание в 1859 году.

Или «Église Saint-Michel» в Дижоне . Это эклектичное здание, построенное из светло-серого песчаника, впечатляющее днем, но становящееся неотразимым на закате солнца, когда стены его начинают излучать необычное розовое свечение, величественное и в то же время утонченное, привлекает туристов своим сказочным внешним видом. Оно похоже на сказочный замок, с высокими неприступными башнями и каменными куполами. Церковь стоит неподалеку от роскошного Дворца герцогов. Ее возвели в 889 году. Сначала это была скромная деревянная часовенка, которая с ростом числа прихожан, уже не могла вмещать всех желающих, и тогда, в 1020 году, настоятелем было принято решение о возведении большой каменной церкви. Нынешнее здание церкви Сен-Мишель, с великолепными резными порталами, изображающими сцены из Библии, знаменитых мифических героев, строилось в период с 1497 по 1529 годы. А возникла подобная необходимость из-за такого случая, произошедшего в 1430 году: одна женщина, живущая в Монако, купила у торговца реликвиями из разграбленных старинных храмов и гробниц, старинную дароносицу. Вернувшись домой, женщина начала рассматривать свою покупку и обратила внимание, что на дне дароносицы, имеются остатки «гостии» - это постный хлеб, используемый при причастии. Она решила соскрести его ножом, но лишь дотронувшись до хлеба, увидела, что оттуда потекла кровь, которая потом высохла, но оставила след в виде изображения Иисуса Христа на троне. Удивленная дама, отправилась за консультацией к священнику, он взял эту «гостию» и послал Папе Римскому Евгению Четвертому, а тот подарил реликвию герцогу Бургундскому. Таким образом, «гостия» оказалась во французском городе Дижоне. А чтобы эту бесценную вещь было где хранить, начали возводить величественный собор, на деньги богатых жителей города. Это было в 1497 году. Здание воплотило черты стиля ренессанс и «пламенеющей» готики. В 1529 году, эту церковь освятили. К сожалению, три столетия спустя «гостия» исчезла с лица земли, став еще одной жертвой Великой французской революции, а собор утратил сакральное значение. Но память о великой христианской реликвии, осталась в средневековой литературе и на витражах католических соборов Бургундии. Но, утратив сакральную ценность, церковь Сен-Мишель не утратила своего величия, до сих пор восхищая всех, кто ее видит впервые.

Или «Cathédrale Notre-Dame de Reims» в городе Реймсе . Реймсcкий собор – прекрасное и величественное здание, сумел при своих монументальных размерах остаться изящным и утонченным. В этом католическом храме Реймса все грандиозно, но, тем не менее, тонко. Нотр-Дам начали возводить еще в 401 году, а в 1210 году, он сгорел в страшном пожаре. Уже через несколько месяцев храм начали строить заново, ведь иначе было нельзя, так как в одиннадцатом веке появилась традиция короновать там на правление королей Франции. В соборе Реймса были коронованы практически все французские монархи. Потрясающе красивый собор радует своей прелестью туристов и по сей день: его ажурная и изящная внешность – эталон готической архитектуры, подчеркнутый интересным скульптурным убранством, модным в ту эпоху. Лишь одно здание фасада Реймсского собора начитывает две тысячи триста фигур, из них выделяется величественная галерея из пятидесяти шести фигур французских королей. Средневековый шедевр не так уж и далек от эстетики современного искусства: если вы зайдете в центральную часовню, то обратите внимание на интересный витраж, его в двадцатом веке разработал известный художник Марк Шагал. Тут изображено распятие Иисуса Христа и жертвоприношение Исаака.

Или «Cathédrale Notre-Dame de Chartres» в городе Шартре . Французский провинциальный город Шартр, расположен в восьмидесяти километрах от Парижа, именно там и находится французская «Библия в камне» и одна из красивейших церквей мира - Собор Нотр-Дам. Этот готический монументальный храм, был построен всего за тридцать лет и прошел процедуру освящения в 1260 году, с тех пор, он практически не видоизменялся, чем объясняется его мировая архитектурная значимость и ценность. Но, как всегда бывает, этот собор вырос не на пустом месте: самая первая церковь была построена на этом месте еще в четвертом веке, но свою знаменитость он особо ощутил в 876 году, с момента размещения там бесценной христианской святыни – «Покрова Девы Марии», представляющего отрез шелка бежевого цвета, который носила Богородица во время принесения ей «благой вести». С этой реликвией связана масса чудес, и одно из них то, что полотно чудесным образом уцелело в мощном пожаре 1194 года, длившемся три дня и уничтожившим старое здание собора, который был построен в романском стиле, и почти весь город. Не поддающееся логическому объяснению спасение реликвии, иначе как чудом быть не могло, народ Шартра понял, что это было знамение, и начал строить новый храм, уже в прекрасном готическом стиле. Уникальной особенностью этого французского храма является наличие разных башен на западной стороне фасада: дело в том, что было принято решение о сохранении уцелевшей в пожаре пирамидальной колокольни, ее включили в ансамбль в неизменном виде. На другой башне, вы увидите очень красивый шатер, в стиле пламенеющей готики. Шартрский собор Нотр-Дам может гордиться изумительными витражами, площадь которых достигает две тысячи шестьсот квадратных метров. Витражи создавали с двенадцатого по тринадцатый века, но к сожалению, секрет их создания был утрачен в тех далеких временах, тем не менее нам досталась честь видеть самое лучшее собрание европейского витражного искусства. А еще, собор привлекает своими удивительными окнами-розами: которые преломляя лучи солнца, мечут по интерьеру собора разноцветные молнии, лишь дополняя пышность его убранства. На полу Шартрского собора вы увидите лабиринт – символ скитания человеческой души по пути к Богу. Его протяженность двести шестьдесят два метра. По сей день существует традиция: если вы хотите покаяться и попросить у высших сил прощения за свои грехи, то как средневековый пилигрим, преодолейте этот путь на коленях, и Бог смилостивится над вами.

Или «Notre Dame de Amiens» в Амьене . В столице французской области Пикардии – городе Амьене, находится удивительный и весьма впечатляющий собор Нотр-Дам. Строить его начали в далеком 1220 году в честь Святого Жана Батиста: дело в том, что его голова была привезена рыцарями-крестоносцами из четвертого Крестового похода в 1206 году. Удивительно, но мощи христианского Святого до сих пор хранятся здесь, привлекая в Амьен сотни тысяч паломников со всего мира. Собор Нотр-Дам в Амьене – это не просто одна их красивейших французских церквей, но и истинное воплощение совершенной красоты, а также средневековый шедевр инженерного искусства. Здание возведено в классическом готическом стиле, но некоторые элементы оформления, все же склоняются к стилю пламенеющей готики. Потрясающий фасад Амьенского собора нисколько не уступает по великолепию Парижскому Нотр-Даму: он тоже имеет грандиозные размеры, ажурное окно-розу, три высокие портала, Галерею королей, состоящую из двадцати двух гигантских статуй, являющихся французскими королями, но символизирующими царей Иудеи. Собор примечателен и внутри, он грандиозен и величествен: очень высокий, длинный, зал, со ста двадцатью шестью тонкими колоннами, на которые опирается центральный неф, словно возвышает и приближает к Богу любого в него входящего. Идеальные пропорции и безупречность прослеживаются во всех деталях. Внутри собора вы увидите фигуру «Плачущего ангела», который печально склонившись над человеческим черепом, оплакивает глупость людского рода. Эту скульптурную композицию создал Николя Блассе. В Амьенском соборе вы сможете увидеть потрясающие резные скамьи, с изображениями более чем четырех тысяч мифических, библейских, реальных персонажей, которые были созданы резчиками по дереву в шестнадцатом веке. Считается, что Амьенский собор – это величайшее создание искусства зодчества, и далеко не каждый собор, сможет затмить его красоту.

Или «Sacre Coeur», в Париже . Издавна на холме Монмартр в пригороде Парижа, селились бедные представители французской богемы: художники, музыканты, писатели. И, в первую очередь, это место привлекало их своей дешевизной. Но именно эти люди смогли в корне изменить наши представления об искусстве. На сегодняшний день, холм Монмартр, расположенный в восемнадцатом округе Парижа, является не только самой высокой его точкой, но и местом, где стоит неподражаемая и великолепная Базилика Святого Сердца - Сакре-Кер, и откуда открываются умопомрачительные виды на город. Название данного холма переводится, как «Гора мучеников»: оно уносит нас в давнюю историю христианства, но продолжает оставаться актуальным и в двадцать первом веке: два века подряд, на Монмартре селятся гениальные мастера, часто умирающие в голоде и нищете, становясь признанными гениями и творцами лишь после смерти. Несмотря на то, что сегодня Монмартр – престижный район Парижа, тут сохранился дух провинциальности: нищие художники, рисующие на улице, бедные уличные музыканты, бары и кабаре и масса туристов, которые стремятся своими глазами увидеть удивительную архитектурную доминанту Монмартра - Базилику Сакре-Кер, которая была возведена в честь Святого Сердца Христова. Эта огромная по размерам церковь, отливающая молочно-розовым цветом, видна со всех концов Парижа. Она, наряду с Эйфелевой башней и Лувром, - настоящий символ города. К базилике Сакре-Кер можно подняться пешком, преодолев несколько сотен ступенек или же проехать на фуникулере. Эта французская церковь вобрала в себя элементы двух стилей - романского и византийского. Особенно прекрасна она по ночам, когда загораются огни подсветки: Сакре-Кер становится схожей с одним из фантастических дворцов древней Византии. Вечерами на многочисленных ступенях церкви встречаются многочисленные компании туристов, местных жителей, музыканты, они пьют, поют, веселятся, а сверху на них строго взирает статуя Иисуса Христа, с центрального фасада базилики.

Или «Notre Dame de Paris» в Париже . Этот собор, расположенный на острове Сите, посреди реки Сены, – сердце Парижа. Нотр-Дам де Пари - монументальное здание, славящееся фантастической красотой. Собор вырос на месте самой первой христианской базилики Парижа, а она, в свою очередь, была построена на руинах древне-римского храма. Собор Парижской Богоматери заложили в 1163 году, и он строился и увеличивался в размерах до девятнадцатого века, становясь безмолвным свидетелем всех великих и ужасных событий французской истории: Варфоломеевская ночь, Великой французской революции, приход к власти императора Наполеона Бонапарта и так далее. Это готический собор, с элементами романского стиля. Здание, хотя и огромно, но пропорционально. Кстати, собор достигает почти семидесяти метров в высоту, но рядом с ним не чувствуешь себя мелким, а, наоборот, словно духовно вырастаешь, ободренной мощью божественной силы и невероятной энергетикой этого места. Знакомясь с западным фасадом собора, который являет «Библию в камне», поражаешься размаху и фантазии архитекторов: изумительное окно-розетка, грандиозная галерея с двадцатью восемью фигурами библейских царей, сценка Страшного суда, начертанная на центральном портале, знаменитые фигурки химер и горгулий, изображения святых, мифических существ, простых людей. В соборе хранится важная христианская святыня – терновый венец Христа. Знаменитый писатель Виктор Гюго создал об этом величественном храме целый роман, но даже ему не удалось в полной мере передать те чувства, которые овладевают человеком, стоящим перед собором Парижской Богоматери.

Или «Cathedrale Notre-Dame de Rouen» в Руане . Этот старинный католический собор, являющийся самым высоким храмом Франции, считается великим национальным памятником страны и настоящим шедевром готики. Французский город Руан, издавна зовут «Городом сотни Шпилей», ведь в нем много высоких зданий со шпилями, но Руанский собор по своей красоте превосходит их. Его даже увековечил художник Клод Моне в своих картинах. Высота Руанского кафедрального собора – сто пятьдесят один метр. Массивные стены этого собора тянутся вдоль улицы Сан-Романо, которая в средние века считалась самой престижной в Руане. Возник этот собор на месте древней христианской базилики четвертого века, которая возникла тут после того, как в эти края приехал епископ Меллон, начавший проповедовать христианство среди местных жителей. К девятому веку, тут образовалось довольно крупное епископское подворье, включавшее две церкви, Кафедральный собор, в честь Богоматери, баптистерий, но все это сровняли с землей, напавшие на город Руан в 841 году орды викингов. После себя они оставили лишь пепелище. И тогда, правящий в те годы Францией король Карл Третий Простоватый, в 911 году, пойдя на уступки завоевателям, дал согласие на то, чтобы Нормандия стала герцогством и выдал свою дочь Гизелу за вождя викингов Роллана Пешехода, а тот, в свою очередь, принял крещение, взяв имя Роберт. Так появилась династия герцогов Нормандских, а Франция обезопасила себя от нового нападения грозных северных покорителей морей. Герцог Роберт, в 1020 году, начал строительство величественного католического собора в романском стиле, его дело продолжили наследники. К сожалению, до наших дней от того сооружения достояла лишь одна крипта. Самой старой башней Раунского собора является башня Сан-Ромен, которой уже восемь веков, она возводилась в 1145 году. Собор часто разрушался из-за природных катаклизмов, человеческой неосторожности, например, один неф, сгорел в средние века при пожаре, в восемнадцатом веке здание собора пострадало от сильнейшего урагана, и конечно же, одной из наиболее печальных страниц истории собора, является бомбардировка 1944 года, длившаяся на протяжении целой ночи, при которой была повреждена боковая башня, она, завалившись на бок, повредила несколько несущих колонн. Но, к счастью, собор не рассыпался, а чудом простоял до того времени, как началась его реставрация и восстановление, что длилось около двенадцати лет. В наше время, а именно, в 1999 году, Руанский собор пострадал в результате сильной бури, когда стихия повредила его колокола, а в 2000 году обрушилась еще одна башня, но так как это случилось в пять утра, никто не пострадал. Эта древняя конструкция, созданная словно из каменного кружева, с изумительными витражами, высоким шпилем, привлекает тысячи туристов. Кстати, внутри храма находится гробница первого герцога Нормандии Роллана Пешехода, а также саркофаг короля Ричарда Первого или Ричарда Львиное Сердце, но в саркофаге находится не все тело английского короля, бывшего еще и герцогом Нормандским, в период с 1189 по 1199 годы, а лишь его сердце.

– страна, где сконцентрированы самые красивые и удивительные базилики, соборы, церкви, часовни и храмы. Вы, наверное, обратили внимание, что каждый более или менее значительный город этой страны, обязательно имеет свой собор Нотр-Дам, и в этом нет ничего необычного, потому как французы – католики, а у них Божья Матерь почитается даже больше Иисуса Христа, вот и возводят они масштабные религиозные сооружения, посвящая их Деве Марии. Несмотря на то, кому посвящен храм или собор, каждый из них потрясающий и великолепный, а мы рассказали лишь о малой части самых красивых соборов Франции.

Notre Dame de Paris — Собор Парижской богоматери. Самая известная церковь Парижа. Собор расположен на месте первой христианской церкви Парижа — базилики св. Стефана. До нее на этом же месте размещался галло-римский храм Юпитера.

Строительство собора длилось с 1163 по 1345 г. Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты - первый парламент Франции. Во времена французской революции собор превратился в Храм Разума. Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Sacré-Cœur de Montmartre

Sacré-Cœur de Montmartre — эта белоснежная базилика стала символом . Название буквально означает Базилика святого Сердца (имеется ввиду Сердце Христово). Она была построена в 1876 — 1914 гг по проекту архитектора П.Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине , в самой высокой точке (130 м) города. Первоначальная идея заключалась в сооружении храма в память жертв франко-прусской войны. При закладке первого камня (16 июня1875 года) в грунт холма был положен бронзовый медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания базилики Сакре-Кер.

La Madeleine

La Madeleine — это церковь в стиле греко-римского храма, прототипом которой был в . Храм освещается через свод: в отличие от других храмов церковь не имеет ни трансепта, ни боковых окон. На фронтоне главного фасада размещена скульптурная группа «Страшный суд» работы Филиппа Оноре Лемера.

Постройка церкви растянулась на 85 лет из-за нестабильной политической обстановки во Франции в конце XVIII - начале XIX веков. Строительство началось под руководством архитектора Контана д’Иври при Людовике XV, в честь которого оформляли площадь Согласия и её окрестности, и который самолично заложил первый камень будущей церкви.

Первоначальный проект уподоблялся церкви Святого Людовика в Доме инвалидов - крестообразное сооружение с куполом. После смерти д’Иври работы продолжил Кутюр, предложивший взять за образец здание . В 1790 году строительство было приостановлено из-за разногласий по поводу назначения здания. В 1806 году Наполеон поручил архитектору Виньону возвести зал славы императорской Великой армии. Всё, что было построено до этого, было снесено. В 1814 году Людовик XVIII пожелал, чтобы возводившееся здание стало церковью памяти Людовика XVI и Марии-Антуанетты. В 1837 году администрация города планировала превратить здание в вокзал первой пассажирской железной дороги, соединявшей Париж и , но этим замыслам не было суждено осуществиться. В 1842 году церковь была достроена и освящена.

Церковь Сен-Мадлен

— церковь Девы Марии Лоретанской. Эта территория стала активно застраиваться в 20-х гг 19-го века. Новому району понадобилась церковь, и в 1832 году был объявлен конкурс на строительство, в котором выиграл архитектор Луи Ипполит Леба. Поскольку церковь тематически связана с Италией, по замыслу архитектора в её облике должны были присутствовать черты итальянского классицизма, а отдельные архитектурные решения подражают римской базилике Санта-Мария-Маджоре. Строилась церковь в период с 1823 по 1836 год. Поскольку отдельной задачей архитектора было впечатляюще замкнуть перспективу улицы Лаффит, фасад с портиком получились немного несоразмерными основному объёму здания. После строительства в 1919 году на вершине гигантской базилики Святого Сердца, она полностью затмила собой Нотр-Дам-де-Лорет.

— это небольшая церковь в . Она была построена на месте предыдущей церкви, основанной в 1285 году «белым орденом» монахов-августинцев. Нынешнее здание было построено в период 1685-1690 гг.

— церковь Сен-Амбруа дала название целому кварталу, расположенному вокруг. Она находится по адресу 71 Boulevard Voltaire. Строительство церкви длилось с 1863 по 1868 гг, вскоре после пойстройки бульвара Вольтера. Она заменила собой предыдущую церковь Notre-Dame de la Procession, которая находилась слишком близко к новой улице. Архитектором нового здания выступил Теодор Балу. 18 марта 1996 года церковь оккупировали 300 африканских иммигрантов, требовавших регуляризации их иммиграционного статуса.

— церковь Сент-Огюстен расположена у одноименной площади. В середине 19 века облик Парижа существенно изменился в ходе активного строительства прямых магистралей и новых зданий. Это вызвало приток населения и потребовало строительва для их нужд новой церкви. Возведение церкви было поручено Виктору Бальтару, архитектору Ле-Аль.

Строительство храма было начато в 1860 году и закончено 11 годами позднее. Главной проблемой, стоявшей перед строителями, была необходимость вписать церковь в V-образное пространство между улицами. Задача была решена с помощью новой для того времени технологии - церковь была собрана из металлических ферм и обложена камнем. В получившейся церкви видны черты романского и византийского стилей.

— базилика святой Клотильды находится в районе Сен-Жермен-де-Пре, фасад храма выходит на улицу Ла Кас. Первоначальный проект неоготической церкви был выполнен архитектором Кристианом Го. Возведение здания началось в 1846 году. После его смерти в 1853 году работу продолжил Теодор Баллю. Церкви освятили в честь св. Клотильды, жены короля франков Хлодвига, и святой мученицы Валерии Лиможской.

Saint-Denis

Saint-Denis — бенедиктинское аббатство Сен-Дени расположено на севере Парижа, в ближайших . Это был главный монастырь средневековой Франции. Согласно преданию, сюда, со своей отрубленной головой в руках, пришёл с первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).

В 475 г., с благословения святой Женевьевы, над гробницей святого построили первую базилику. При короле Дагобере I здесь был основан монастырь бенедиктинцев, и в 630 г. базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.

Наибольшего расцвета аббатство достигло во времена аббата Сугерия, при участии которого в 1137-1144 гг. была построена монастырская церковь - первое сооружение в готическом стиле, оказавшее влияние на развитие во Франции. В начале XIII в. Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предков и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей. Аббатство, где захоронены почти все короли Франции, а также члены их семей, часто называют «королевский некрополь Франции». Здесь похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I, † 638), 10 королев и 84 принца и принцессы.

Интерьер собора Сен-Дени

Saint-Étienne-du-Mont

Saint-Étienne-du-Mont — название церкви дословно переводится как «Святой-Стефан-на-Горе». Церковь расположена на холме св. Женевьевы. Ее строительство длилось более века и завершилось в 1622-1626 годах возведением фасада. Фасад был достроен в начале XVII века на средства Маргариты де Валуа. Тогда же были выполнены фигурные витражи. В 1626 году новый храм освятил парижский архиепископ Жан-Франсуа де Гонди. На протяжении XVII и XVIII веков церковь св. Стефана пользовалась большим успехом у парижан. Сюда регулярно перевозили из аббатства мощи св. Женевьевы. В 1744 году Людовик XV решил переместить аббатство.

Во времена французской революции церковь секуляризировали, а чуть позже значительно разрушили, чтобы освободить место для новой улицы. С приходом Наполеона церквям вернули их первоначальную религиозную дейтельность, а церковь Сен-Этьен восстановили.

Saint-Eustache

Saint-Eustache — церковь св. Евстафия расположена в центре Парижа. Это одна из последних готических церквей горола, в которой уже проявляются ренессансные формы и классический фасад. Строительство церкви началось в 1532 году по плану архитектора Лемерсье, взявшего за пример Собор Парижской Богоматери. Были возведены неф, северные капеллы и южный фасад. В XVII веке достроены южные капеллы и своды нефа, - но уже под влиянием стиля ренессанс. В XVIII веке фасад был перестроен по новой моде в стиле классицизма, ради чего был разрушен первый пролёт церкви с двумя капеллами.

Церковь знаменита своим органом: у него больше труб, чем у любого другого органа во Франции (около 8000). Современный вариант органа был смонтирован в 1989 году, при монтаже использовалась часть труб старого инструмента.

— это самое старое бенедиктинское аббатство Парижа, являющее собой памятник романской архитектуры.

Франкский король-меровинг Хильдеберта I вывез из Испании дорогую для вестготов реликвию, так называемую тунику святого Викентия, диакона сарагосской церкви, принявшего мученическую смерть во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане. Хильдеберт приказал прибить её к воротам Парижа, но по совету парижского епископа св. Германа Парижского (496-576) основал в 541 году монастырь для хранения реликвии святого Викентия из Сарагосы. Имя похороненного в этом монастыре епископа, произносящееся по-французски как «Жермен», и было присвоено аббатству в 576 году.

Сегодня от старого монастыря сохранилась лишь церковь Сен-Жермен-де-Пре, считающаяся самой старой в Париже. Колокольня и неф церкви выполнены в романском стиле и датируются XI-XII веками. Сен-Жермен-де-Пре был в средние века одним из богатейших монастырей Франции.

— церковь Сен-Жермен-л’Осеруа, или церковь св. Германа (Жермена) Осерского расположена на востоке от Лувра. Она освящена в честь христианского святого Германа Осерского (ок. 378-448), галло-римского епископа, одного из самых почитаемых во Франции святых.

Церковь много раз перестраивалась с момента строительства в XII веке. Во времена, когда был королевским дворцом, Сен-Жермен-л’Оксерруа служила приходской церковью для династии Валуа. Колокольня - немногое, что сохранилось от первоначальной постройеи. Эта церковь представляет собой прекрасный образчик стиля пламенеющей готики. Внутри церкви находится самая известная витражная роза периода Возрождения и, в целом, насчитывают 78 м витражного стекла.

Орган был заказан Людовика XVI для Сент-Шапель. В церкви хранятся и другие произведения искусства, в том числе фламандский алтарь резного дерева, где изображены сцены из жизни Христа, статуи святых Жермена и Винсента (XV век).

Здесь похоронена большая часть художников и скульпторов, живших в Лувре в течение XVI-XVIII вв.


— Сен-Жюльен-ле-Повр считается одной из самых старых и маленьких церквей Парижа. Она была построена на месте либо приюта паломников эпохи Меровингов, либо старой церкви 6-го века. Строительство нынешнего здания началось в 1165 — 1170 гг. Церковь имела отношение к Парижскому Университету, поскольку в его стенах проходили собрания Факультета богословия и искусств, а после разделения факультетов, только Школы искусств. Церковь служила местом встреч для лекторов и студентов, избегавших влияния епископата того времени и под её сводами в разное время собирались поэт Франсуа Вийон, и писатель Франсуа Рабле. Здесь проповедовал Фома Аквинский.

В 1651 году, после нескольких веков небрежного отношения, пришлось снести два пролёта нефа, а также был построен северо-западный фасад; северный боковой придел был сохранен и его два пролёта использовали под ризницу. Единственная уцелевшая среди парижских приходов XII века, эта церковь никогда не была доведена до задуманного вначале внешнего облика: хоры должны были иметь высоту в три яруса; неф должен был быть накрыть шестигранными сводами, но их заменили деревянной крышей, а после XVII века – новой системой сводов; у колокольни, задуманной с южной стороны церкви, построили только ступеньки лестницы.

— церковь Сен-Лоран расположена по адресу119, rue du Faubourg-Saint-Martin, 68, boulevard de Strasbourg. Она построена в 15-м веке в стиле поздней . Строительство окончательно завершилось только в 18 веке. В 19-м веке здание церкви удлинили.

— церковь Сен-Мерри построена в стиле пламенеющей готики в 1520 — 1612 гг на месте небольшой часовенки, от которой сохранилась колокольня 14-го века. Сен-Мерри служила приходской церковью итальянских банкиров. Церковь освящена в честь святого Мерри (Медерика), похороненного здесь в VIII веке. Его останки до сих пор находятся в крипте церкви.

Крипта, главный неф и боковые нефы датируются 1515-1520 гг., средокрестие - 1526-1530 гг., хори апсида были закончены в 1552 г. Строительство завершилось в 1612 г., когда была поднята колокольня. В XVII и XVIII веках фасад неоднократно реставрировался, однако в храме сохранились витражи XVI века и великолепная деревянная резьба.

Saint-Nicholas-des-Champ s — церковь, освященная в честь св. Николая, была построена в стиле пламенеющей готики. Здание датируется 12, 15 и 17 веками. Церковь построена на месте предыдущей часовни аббатства св. Мартина де Шампс. Часовня была превращена в приходскую церковь в 1184 году. В 12 веке началось строительство нынешнего здания. Орган церкви датируется 17 веком. Первый орган здесь появился уже в 1418 году. Стоит также обратить внимание на алтарь в монументальном стиле 18-го века, высота которого достигает 12 метров.

— церковь Сен-Николя-дю-Шардонне построена в барочном стиле. В 1977 году ее заняло трдиционалистское общество св. Пия Х. Первая постройка церкви датируется 13-м веком. Ее значительно перестраивали в 1656 и 1763 гг.

— церковь св. Павла и Людовика находится в . Нынешнее здание было построено в период 1627 — 1641 гг под руководством архитекторов иезуитского ордена Этьена Мартельяна и Франсу Дерана по заказу короля Людовика XIII. Рядом со зданием церкви находится Лицей Карла Великого, также основанный иезуитским монашеским орденом. Ближайшая станция — Saint-Paul.

— несмотря на меньшую известность, церковь святого Петра Монматра примечательно с исторической точки зрения. Считается, что именно здесь было памятное голосование, по результату которого был основан иезуитский монашеский орден.

Нынешнее здание стоит на месте прежней церкви, которая в 9-м веке служила остановкой для паломников на пути к базилике Сен Дени. В 1133 году меровингская церковь была выкуплена королем Людовиком VI с целью строительства монастыря Монмартра. Новое здание было торжествено освящено в 1147 году. Бенедиктинские монахи в 1680-х гг спустились к подножию холма, а церковь была разрушена во времена Французкой революции. В 19-м веке церковь восстановили.

Другие, менее известные, церкви Парижа:

  • Saint-Pierre-de-Montrouge
  • Saint-Roch
  • Sainte-Rosalie
  • St. Sava
  • Saint-Séverin
  • Saint-Sulpice
  • Sainte-Trinité
  • Saint-Vincent-de-Paul
  • St-Gervais-et-St-Protais

11 сентября 2011 года исполнилось 150 лет главному православному храму Парижа - собору святого Александра Невского (La cathédrale Saint-Alexandre-Nevsky).
Закладка Свято-Александро-Невского храма состоялась в 1859 году.
Освящали церковь в 1861 году 30 августа — на праздник Перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского.



«Этот памятник - одно из самых красивых украшений Парижа, - писал о только что выстроенной русской церкви католический аббат Гетте, вскоре перешедший в православие. Его пять пирамидальных куполов завершаются эллиптическими шарами и сверкающими крестами.


В куполах, покрытых позолотой, пробиты красивые окна. Полностью позолоченная каменная крыша церковной паперти поддерживается четырьмя красивыми резными колоннами. Внутри церковь украшена грандиозной стенной росписью прекрасного исполнения.
Все стены покрыты яркой живописью, сияющей золотом».


Гиды, останавливаясь перед Александро-Невским храмом на улице Дарю (rue Daru) в 8-м округе французской столицы между Триумфальной аркой и Парком Монсо, говорят, что здесь отпевали скончавшихся в Париже россиян, и называют наиболее известных из них: писателей И.С. Тургенева (1883г.) и И.А. Бунина (1953г.), художников М.К. Башкирцеву (1884г.) и В.В. Кандинского (1944г.), певца Ф.И. Шаляпина (1938г.).
Их хоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Отпевали и погибших воинов. Известно, что доски с именами русских летчиков оформили супруги Нижевские - Роберт Львович (летавший на самолетах «Илья Муромец») и Вера Александровна, урожденная Кованько.

В соборе святого Александра Невского в наши дни отпевали Андрея Тарковского (1986), Булата Окуджаву (1997).




Церковь при русской миссии Париже существовала с1820 года как домовая в съемных помещениях.
В мае 1846 года место священника в ней занял И.В. Васильев, вскоре решивший создать настоящую церковь, которая могла бы стать центром русской православной жизни в Париже.



Архитекторами храма были Роман Кузьмин и Иван Шторм (автор киевского Владимерского собора).
В плане церковь имеет греческий крест, апсиды увенчаны пятью башенками с луковичными куполами. Ее облик характеризуется эклектическим (псевдорусским) стилем.
Оформление внутреннего пространства Собора св. Александра Невского и его декор должны были соответствовать "канонам Святой Софии Константинопольской".
Храм расписывали Сокрокин, Бронников, Богомолов и другие.
В 1955-56 годах при очередном капитальном ремонте была расписана нижняя церковь во имя Святой Троицы художниками Альбертом и Маргаритой Бенуа.




В 1876 году на двух колокольнях были установлены колокола, отлитые из бронзы Гильдией купцов города Саратова на средства отставного полковника П.Д. Бутурлина. В правой колокольне есть маленький колокол стенных часов.

Интерьеры церкви продолжали украшаться и в дальнейшем. А.Е. Бейдеман создал еще несколько изображений Богоматери, Спасителя и святых.
Для нижней церкви художник Г.С. Седов написал образ Святой Троицы. Известный маринист А.П.Боголюбов, который с самого начала принимал деятельное участие в создании и украшении храма, написал в 1870-х годах два больших полотна - «Проповедь Иисуса Христа на озере Тивериадском» и «Хождение Иисуса по водам». 16 выносных образов написал художник Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. Образа «Бегство в Египет» и «Христос с учениками на пути в Еммаус» выполнил В.П. Шереметев.




После октября 1917 года собор стал домом русской эмиграции.


В этой церкви не только отпевали усопших, как мы упомянули выше, но, естественно, венчали и крестили младенцев.
Молились здесь император Александр II с императрицей по поводу избавления от покушения на их жизнь в Булонском лесу в 1867 году, а также император Николай II с императрицей в 1896 году.


Александр I на ступенях русской православной церкви Св. Александра Невского на улице Дарю в Париже. Конец 1920-х.
Пабло Пикассо впервые венчался здесь в 1921 г., когда женился на православной Ольге Хохловой, балерине, танцевавшей в Русских Балетах Дягилева.
Свидетелями были Сергей Дягилев, Жан Кокто, Макс Жакоб и Гийом Аполлинер.




А спустя полвека - в октябре 1962 года в этом же храме прошла через обряд венчания знаменитая французская певица Эдит Пиаф с молодым парикмахером Тео Сарапо.


В декабре 1979 г. музыкант и дирижер Мстислав Растропович и его жена Галина Вишневская, знаменитая певица, провели церемонию венчания для своей дочери Елены и её мужа Питера Дэниэла в Храме Святого Александра Невского в Париже.

В 2007 году в соборе обвенчались Владимир Крамник и Мари-Лор Жермон.
Хотя Мари-Лор и протестантка, венчались они с Владимиром по православному обряду
Венчание чемпиона мира и французской журналистки прошло без особой помпы - были только близкие друзья и родственники.
Приехал из предместья Парижа, где сейчас живет, 10-й чемпион мира по шахматам Борис Спасский.




В 1996 году церковь Святого Александра - Невского назвали кафедральным собором (то есть главным храмом в городе) и в том же году застеклили паперть, которая стоит на высоком крыльце в виде маленькой церквушки.






К слову, напротив храма располагается знаменитый русский ресторан «В городе Петрограде» (À la Ville de Petrograd).
Это место очень любили посещать такие знаменитости, как писатель Владимир Набоков, композитор Игорь Стравинский и «первый после Бога в балете» Сергей Дягилев.


24 ноября в Париже большая группа русских художников провела благотворительный аукцион своих работ с целью сбора средств для ремонта собора святого Александра Невского.
Предшествовавшая аукциону выставка была посвящена 150-летию знаменитого православного храма Парижа.
В выставочном зале «Галери Сиалски» на парижской улице Петра Великого показали более трех десятков картин 28 русских художников, проживающих и работающих во Франции и Монако.
Это как потомки первых волн иммиграции, так и те, кто прибыл во Францию в последние десятилетия. Среди участников акции - Георгий Шишкин, Оскар Рабин, Алексей Бегов, Вильям Бруй, Анатолий Путилин, Катя Зубченко.



СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПАРИЖЕ

Собор Александра Невского, полное название Свято-Александро-Невский кафедральный собор[источник?] — кафедральный собор имени русского святого Александра Невского (канонизирован в 1547 году), принадлежащий экзархату православных русских церквей в Западной Европе (Константинопольский патриархат) и находящийся в Париже, в 8-м округе, на улице Дарю (rue Daru); освящён в 1861 году.

Русское присутствие во Франции датируется начиная с XVIII века. В XIX веке около тысячи русских постоянно или временно проживают в Париже. У них нет другого молельного места кроме того, что было в русском посольстве в Париже — слишком тесного.


В 1847 году священник русского посольства — Иосиф Васильев — начал работы по проектированию постоянной церкви. Инертность русского правительства и французская административная медлительность сдерживали завершение проекта, но Наполеон III в конце концов дает своё согласие.

Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире. Царь Александр II внёс личный вклад — приблизительно 150 000 франков золотом.

Проект вызвал большой интерес во Франции. К пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.




Новая церковь освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. Она посвящена святому Александру Невскому, Новгородскому князю, славному герою Руси.

Церковь становится кафедральным собором в 1922 году, когда архиепископ Евлогий (Георгиевский) устраивает здесь административный центр (кафедру) своей епархии приходов русских эмигрантов.

С 1983 года здание охраняется французским государством как исторический памятник. Начиная с 1996 года, проведены большие реставрационные работы.

В 2011 году при соборе стараниями протоиерея Василия Шевчука была создана молдавская Благовещенская община.

Архитекторы церкви — Роман Иванович Кузьмин и Иван Васильевич Штром. План церкви — в виде греческого креста. Каждый луч креста заканчивается апсидой. На апсидах возведены башенки с куполами. Пять куполов символизируют Христа с 4-мя евангелистами. Центральный купол поднимается на высоту в 48 м.

На фасаде расположено мозаичное изображение «Благословляющий Спаситель на троне» — копия мозаики из храма Святого Аполлинария в итальянском городе Равенна. Автор мозаики М. Герцели.


Византийский стиль особенно ощущается во внутреннем убранстве и росписи храма. Над иконами и фресками работали многие известные художники.


12 июля 1918 года в соборе венчались Пабло Пикассо и балерина Ольга Хохлова. Свидетелями были Жан Кокто, Макс Жакоб, Сергей Дягилев и Гийом Аполлинер.

Здесь отпевали многих известных россиян:

Иван Тургенев (1883)
панихида по Сергею Дягилеву, скончавшемуся в Венеции (27 августа 1929)
Фёдор Шаляпин (1938)
Василий Кандинский (1944)
Антон Деникин (1947)
Георгий Гурджиев (1949)
Василий Воскресенский (полковник де Базиль) (1951)
Иван Бунин (1953)
Борис Зайцев (1972)
Андрей Тарковский (1986)
Булат Окуджава (1997)
Анри Труайя (2007)

В 1938 году по почину и трудами Союза ревнителей памяти императора Николая II в Александро-Невском храме воздвигнут крест-памятник «Императору Великому Мученику, Его Царственной Семье, Его верным слугам, с Ним мученический венец принявшим, и всем Россиянам, богоборческой властью умученным и убиенным».

Многие годы регентом соборного хора был Е. И. Евец, видный популяризатор русской музыкальной культуры.

При храме существует русская церковно-приходская школа (директор — Елизавета Сергеевна Оболенская).


Источники:

Черкасов-Георгиевский В., «Русский храм на чужбине». Глава 6. Парижские пенаты
Кузьмин И. А., «Православный Париж» http://www.proza.ru/2011/11/28/1161

Аничков Н. М. Русская церковь в Париже. — Журнал «Ленинградская панорама», 1991, вып. 9, с. 29-31.