Астрология Камни Магия

Петропавловский собор (Казань). Петропавловский собор петропавловской крепости Петропавловский собор репрезентативная статья

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Петропавловский собор , расположенный на территории Петропавловской крепости в , является одним из символов города на Неве. Возвышаясь на Заячьем острове, соединённым с Петроградской стороной при помощи Иоанновского моста, он прекрасно просматривается с любой точки набережной и постоянно служит бессменным объектом для фотографирования у многочисленных туристов и жителей Северной Пальмиры. В качестве одного из центральных элементов собора выступает фигура летящего ангела на трёхъярусной колокольне, венчающая грандиозный шпиль, специально заказанный по царскому волеизъявлению и исполненный голландским мастером-виртуозом Харманом ван Болосом, немало потрудившимся во славу культурной столицы .

Закладка самого собора состоялась 30 мая 1712 года. Автором же проекта стал выдающийся архитектор Доминико Трезини, работавший над ним в течение 20 лет. Возвели здание на месте старой деревянной церкви, а после пожара, случившегося в 70-х годах XVIII столетия, претерпели изменения многие важные элементы конструкции. Главным достоинством внутреннего интерьера сегодня считается позолоченный резной иконостас, созданный Иваном Зарудным, а также резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой. Иконописцами выступили Андрей Меркульев Поспелов и Филипп Артемьев Протопопов. На стенах и потолке обращают на себя внимание картины на евангельские сюжеты, нарисованные преимущественно отечественными живописцами.

В послереволюционные годы собор перешёл в ведение Музея революции, а в период с 1930 по 1940 гг, здесь размещался склад Центральной книжной палаты. В 1954-м собор перешёл к Государственному музею истории Ленинграда. На протяжении многих лет храм олицетворял собой и славу русского оружия, храня трофейные знамена, а также ключи от захваченных крепостей и городов. В начале XX века эти святые реликвии пополнили коллекцию Эрмитажа. Полюбоваться на город можно со смотровой площадки колокольни, размещённой на высоте 42 метров.

Ещё одним значимым объектом собора является Великокняжеская усыпальница, где похоронены представители российского императорского дома, включая Петра I, великую княжну Екатерину Петровну, княгиню Марфу Матвеевну, императрицу Елизавету Петровну, Николая II и членов его семьи, а также других русских правителей и царственных особ. В наши дни, Петропавловский собор пользуется огромным вниманием не только у многочисленных туристов, но и у самих питерцев. Экскурсионная программа по территории Петропавловской крепости, обязательно включает в себя посещение этого места и позволяет узнать много интересного не только о самом сооружении, но и об истории

Петропавловский собор, расположенный на территории одноименной крепости, является важнейшей достопримечательностью Северной столицы, а его посещение включено во многие обзорные экскурсии по городу на Неве. Построенный в стиле храм возводился по проекту архитектора а его строительство было завершено в 1733 году.

История : величественный и Павла появился на месте основанной в 1703 году деревянной церквушки, появившейся на территории одновременно с созданием неприступных земляных валов. После торжественного освящения в июне 1733 года храм простоял в первозданном виде чуть более двадцати лет, поскольку в 1756 году его здание было повреждено из-за возгорания, причиной которого стал удар молнии. От огня сильно пострадал шпиль собора, а также расположенные на фасаде храма куранты, и только через двадцать лет на здании появились новые механические часы. Их выполнил выдающийся мастер из Голландии О.Красс, а куранты каждый час играли национальный гимн Государства Российского.

Петропавловский собор нередко посещали члены императорской фамилии, а на панихидах зачастую присутствовал даже государь. А внутри храма была создана царская усыпальница, где покоились останки членов императорской фамилии, начиная с Петра Великого. С 1865 года старинные надгробия заменены на однотипные беломраморные саркофаги, на которых высечены золоченые кресты.

С 1924 года величественный Петропавловский собор стал музеем, однако многие ценные предметы, включая редчайшие книги и серебряную утварь, власти передали в другие музейные коллекции. Богослужения в роскошном храме стали вновь проводиться только с 1990 года, однако собор до сих пор не утратил статус музея, а уникальные коллекции для удобства посетителей собраны в его отдельном зале.

Интерьер : Петропавловский собор в Санкт Петербурге привлекает внимание посетителей благодаря роскошному интерьеру, а внутреннее убранство напоминает оформление залов царского дворца. Пилоны, расписанные под натуральный мрамор, разграничивают храма на три отдельных нефа. На стенах здания можно увидеть религиозные картины, выполненные живописцами Г. Гзелем, М. А. Захаровым и А. Матвеевым, над лепным декором работали А. Квадри и И. Росси, но настоящей «жемчужиной» становится резной иконостас.

Он выделяется благодаря изяществу линий и легкости, а также характерной для стиля барокко яркой позолоте. Все иконы для роскошного иконостаса выполнял московский мастер А.Поспелов. А напротив алтаря посетители лучшего храма в городе на Неве могут увидеть прекрасную позолоченную кафедру, которую украшают скульптуры двух ангелочков. Царское место располагается симметрично ей, а для его оформления был использован малиновый бархат, где красуется вышитый и золоченая резная корона.

Колокольня : посещая Петропавловский собор, следует обратить внимание на величественную колокольню высотой в 122,5 метра, которую венчает тонкий золотистый шпиль, украшенный необычной фигуркой летящего ангела. Шпиль высокой колокольни был водружен голландцем Г. ван Болесом, а после повреждения ангела-флюгера в 1829 году во время сильнейшей бури были доверены кровельщику Петру Телушкину.

Чтобы подняться на вершину острого шпиля, мастер использовал только веревку, поэтому император наградил смелого кровельщика за отвагу. Так, ему дозволялось пить абсолютно бесплатно в любом трактире Российского Государства. В 1858 году входящие в состав шпиля деревянные конструкции решили поменять на надежные металлические элементы. По проекту архитектора Журавского конструкция была перестроена в форме усеченной восьмигранной пирамиды, которая связывалась при помощи колец.

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • Оглавление: Петропавловская крепость
  • Петропавловский собор Петропавловской крепости.

    Петропавловский собор - один из интереснейших памятников барочной архитектуры - представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное в плане здание, над восточной частью которого высится перекрытый куполом барабан, а над западной - колокольня со шпилем. Если вы внимательно осмотрите собор снаружи, то конечно же сразу отметите, что две пары волют западного фасада имеют невыразительные очертания и резко контрастируют с двумя изящными волютами восточного фасада; что на аттике восточного фасада торчит несколько металлических штырей; что барабан некрасиво врезается в двускатную крышу.


    Петропавловский собор, западный фасад. Декорированная пилястрами многоярусная колокольня .

    Все это - следы не совсем умелого восстановления собора после произошедшего в нем в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года страшного пожара, вызванного ударом молнии в шпиль соборной колокольни. Такие удары обрушивались и на другие замечательные сооружения в нашей стране: так, от удара молнии в мае 1721 года в Риге сгорела церковь святого Петра, считавшаяся красивейшей в городе; в июне 1735 года в Петербурге из-за этого же сгорел Исаакиевский собор. Дважды молния ударяла в Петропавловский собор и до 1756 года, но тогда последствия не носили катастрофического характера. Строительство каменного Петропавловского собора началось в 1712 году.

    Неизвестный автор небольшой книги о Санкт-Петербурге, опубликованной в 1718 году во Франкфурте и Лейпциге, писал: "Я не хочу обойти молчанием большую церковь и высокую башню, которые начали строить в крепости. Судя по модели, которую я видел, это будет нечто прекрасное, подобного чему в России пока еще найти нельзя. Башня уже готова до стропил, она необычайной высоты и хорошей каменной кладки... хороших пропорций... Ее строил итальянский архитектор Трезини. Так как деревянная надстройка башни должна стать такой же высокой, как каменная ее часть, то эта башня, вероятно, будет превосходить по высоте все башни в Германии. О церкви можно сказать, что в ней будет все, на что можно претендовать в таком месте, где материалы трудно достать".

    Собор, освященный 29 июня 1733 года, являлся до пожара 1756 года зданием, в котором четко выделялись три продуманно связанные друг с другом основные части. Первой из них было собственно церковное здание. Оно представляло в плане вытянутый прямоугольник с немного более узким, также прямоугольным в плане, алтарем и перекрывалось тогда крышей сложного профиля. Восточный фасад здания завершал аттик с лучковым фронтоном и двумя большими волютами, украшенный деревянными скульптурами и вазами, которые поддерживались металлическими штырями. Западный фасад завершался аттиком с треугольным фронтоном и двумя другими большими волютами; этот фасад украшал также портик, который современники называли великолепным. Как во всех типичных барочных храмах, боковые фасады - северный и южный - были оформлены гораздо проще.


    Второй основной частью собора в 1733-1756 годах являлся барабан, возвышавшийся над крышей вблизи аттика восточного фасада и перекрытый куполом, который увенчивали фонарик и шлемовидная главка; третьей - квадратная в плане колокольня со сложным завершением, состоящим из двух восьмигранных куполов и двух восьмигранных фонарей, высокого восьмигранного шпиля, яблока над шпилем и креста с летящим ангелом, венчающего яблоко (основой всего этого завершения были деревянные конструкции). Хотя западный фасад колокольни возводился как продолжение западного фасада собора, зрительно колокольня до пожара 1756 года воспринималась "вырастающей" из-за аттика с треугольным фронтоном. С точки зрения своей первоначальной наружной композиции в целом, Петропавловский собор не имел за рубежом аналогов и потому являлся памятником совершенно оригинальным, созданным вдохновенной творческой мыслью швейцарского архитектора, для которого Россия стала второй родиной, и мастерством талантливых русских каменщиков и плотников.

    Вместе с тем отдельным частям первоначального Петропавловского собора нетрудно найти очень интересные параллели в известных зарубежных церквах XVI - XVIII веков, представляющих собой выдающиеся памятники архитектуры барокко. Так, первоначальное оформление западного фасада собственно церковного здания в нашем соборе было очень похоже на оформление главных фасадов знаменитых римских барочных церквей XVI -XVII веков - Иль Джэзу и святого Игнатия (колоколен в этих двух церквах нет). Бернская церковь Святого Духа, построенная в 1722-1729 годах, своим главным фасадом и возвышающейся над ним колокольней - квадратной в плане и увенчанной восьмигранными куполом, фонарем и шпилем,- также сразу же заставляет вспомнить Петропавловский собор в его первоначальном виде. Интересные частичные параллели первоначальному Петропавловскому собору обнаруживают известные лондонские церкви святой Брайды, святой Марии на Стрэнде и святого Мартина в Полях. Первая из них была построена знаменитым английским архитектором сэром К. Рэном в 1670- 1703 годах, вторая и третья - шотландцем Дж. Гиббсом в 1714-1717 и в 1722-1726 годах. Как и над бернской церковью, над каждой из этих трех лондонских церквей возвышается квадратная в плане колокольня, причем в церквах святой Брайды и святого Мартина в Полях колокольню увенчивают восьмигранные фонари и восьмигранный шпиль.

    Заметим, что, поскольку церковь святого Мартина в Полях, считающаяся самым выдающимся произведением Гиббса, послужила моделью для многих церквей, построенных в XVIII веке в Соединенных Штатах Америки, общие черты можно обнаружить между первоначальным Петропавловским собором и целым рядом архитектурных памятников этой страны, например небольшой церковью святого Павла в Нью-Йорке, построенной в 1760-х - 1790-х годах по проекту Т. МакБина. Следует добавить, что план собственно церковного здания и в первоначальном Петропавловском соборе, и во всех названных выше зарубежных церквах базиликальный, то есть имеет форму вытянутого прямоугольника, и что шпиль как декоративный элемент был широко распространен в средневековой архитектуре стран Северной Европы.

    Но нельзя забывать и о петербургском предшественнике - частичном аналоге Петропавловского собора - о церкви Воскресения Христова, построенной на Васильевском острове в то время, когда он целиком принадлежал А. Д. Меншикову, первому губернатору новой русской провинции, центром которой стал Санкт-Петербург. Церковь Воскресения, освященная 23 ноября 1713 года и разобранная в 1730 году, отличалась, по словам видевших ее, "архитектурою преизрядною" и имела "красивую башню", по очертаниям весьма напоминавшую соборную колокольню.

    Во время пожара Петропавловского собора в 1756 году сгорели деревянные крыша, купол над барабаном, скульптура на восточном фасаде и все сложное завершение колокольни, а кроме того был разрушен портик у западного фасада. В 1756-1779 годах собор был восстановлен, но прежний облик ему полностью не возвратили. Над собственно церковным зданием теперь появилась низкая двускатная крыша, и барабан стал некрасиво врезаться в нее. Фонарик над куполом этого барабана стала увенчивать модная в середине XVIII века древнерусская по форме ("луковичная") главка. Не были воссозданы скульптуры и вазы на восточном фасаде, а штыри, поддерживавшие их до пожара, не убрали. Императрица Екатерина II лично распорядилась в 1766 году, чтобы колокольня собора вновь строилась "точно так, какова прежняя была". Действительно, общим силуэтом, пропорциями и архитектурным убранством восстановленная колокольня сама по себе очень напоминала первоначальную. Однако западный аттик с треугольным фронтоном восстановлен не был - его заменили две пары плоских, лишенных изящества волют.

    В результате западный фасад колокольни зрительно стал восприниматься как продолжение западного фасада собора, и эффект "вырастания" колокольни из-за аттика с треугольным фронтоном исчез. Собор теперь уже нельзя было воспринимать членящимся на три основные части так же четко и выразительно, как это было до пожара. Работы по восстановлению соборной колокольни, проводившиеся в 1769-1779 годах, привлекли всеобщее внимание. Интересное упоминание о них можно найти в "Живописце" - сатирическом журнале, который издавал в 1772-1773 годах знаменитый русский общественный деятель и писатель Н. И. Новиков. Герой одной из новиковских сатир, уездный дворянин, просил своего сына: "Отпиши, Фалалеюшка, что у вас в Питере делается: сказывают, што великие затеи. Колокольню строят и хотят сделать выше Ивана Великого (знаменитой колокольни Ивана Великого в Московском Кремле .- К. Л.)".

    Говоря о колокольне собора, всегда упоминают любопытную историю о том, как в 1830 году кровельщик П. Телушкин починил на ней крест и ангела . Отличаясь огромной физической силой, Телушкин, выбравшись наружу из небольшого окошка в одной из граней шпиля и держась лишь пальцами за фальцы позолоченных листов на его ребрах и упираясь в эти фальцы носками ног, сумел обогнуть шпиль, таща за собой веревку. Таким образом он смог охватить шпиль веревочной петлей. Постепенно стягивая петлю и пользуясь также крючками, вделанными в некоторые листы, он добрался к подножию креста, откуда затем спустил к окошку веревочную лестницу и мог с ее помощью в дальнейшем уже без большого труда добираться до своего "рабочего места" под облаками.

    В середине XIX века в Петропавловском соборе снова проводились крупные ремонтные работы. Но на этот раз они не привели к каким-либо принципиальным изменениям в его внешнем облике. Сильно обветшавшие к этому времени шпиль, фонари и купола колокольни, основой которых были деревянные конструкции, сменились в 1857- 1858 годах почти такими же по форме новыми, в которых вместо дерева были использованы кирпич, доломит и сталь. Одновременно перестроили с использованием этих же долговечных материалов деревянные фонарик и главку на соборном куполе, сохранив их прежнюю форму, и частично переделали крышу собора. От первоначального наружного архитектурного убранства собора сохранилось немногое. Это пилястры, поддерживающие мощный антаблемент, окаймляющий все здание кругом, простые наличники больших прямоугольных окон с лепными изображениями херувимов наверху, лепное обрамление овального окна на восточном фасаде, изображающее облака и херувимов. Немного позже, когда вы будете осматривать собор внутри, вы увидите, что изображение херувима является характерной деталью убранства соборного интерьера.

    Что же касается скромных портиков у западных и южных дверей собора, то они появились уже после пожара 1756 года. Большое изображение Христа с апостолами Петром и Павлом, находящееся в аттике восточного фасада, украшенном двумя пышными волютами, было создано в 1873 году. Как в XVIII веке, так и сейчас особый интерес у всех, кто осматривает собор снаружи, вызывает его колокольня с необычайно изящным завершением (общая высота колокольни достигает 122,5 метра). Неизменное внимание привлекают также установленные на колокольне часы с курантами. Их изготовил в Голландии в 1757-1760 годах талантливый мастер Б.-Ф. Оорт Красе. Часы и куранты неоднократно ремонтировали, в частности в 1857-1858 годах, когда на колокольне меняли шпиль, купола и фонари.

    При этом ремонте на циферблате соборных часов впервые появилась минутная стрелка - до этого ее в главных часах города заменяли короткие перезвоны колоколов, раздававшиеся, как и в наши дни, каждые пятнадцать минут. Как раньше, так и теперь за последним в пределах часа "четвертным" перезвоном раздается часовой бой. Кроме того, сейчас куранты четыре раза в сутки - в шесть часов утра, в полдень, в шесть часов вечера и в полночь - вызванивают мелодию Государственного гимна Советского Союза. У восточного фасада собора сохранилось устроенное еще в XVIII веке маленькое кладбище. Здесь до начала XX века хоронили комендантов крепости.

    От собора отходит крытый переход, соединяющий его с Великокняжеской усыпальницей - церковью святого Александра Невского (патрона Петербурга), освященной 23 ноября 1908 года и построенной специально для захоронения в ней членов императорского дома Романовых (в Петропавловском соборе в конце XIX века мест для таких захоронений уже не стало хватать). Общая высота усыпальницы - около 60 метров. Ее средняя, квадратная в плане, часть перекрыта большим сомкнутым сводом с барабаном, куполом, фонариком и луковичной главкой.

    Великокняжескую усыпальницу, архитектуру которой с точки зрения стиля можно назвать эклектической, построили в 1897- 1906 годах по проекту, разработанному Д. И. Гриммом, А. Т. Томишко и Л. Н. Бенуа. Авторы проекта умело рассчитали местоположение постройки и ее высоту, а также явно преднамеренно уподобили завершение ее свода завершению купола Петропавловского собора, поэтому силуэты собора и усыпальницы сбалансированы относительно друг друга, а центральный архитектурный комплекс крепости в целом - относительно крепостных стен.

    Осмотрев центральный архитектурный комплекс крепости снаружи, войдите теперь в Петропавловский собор через его западные двери, то есть со стороны Соборной площади.

    План
    Введение
    1 История
    2 Императорская усыпальница
    3 Изображение собора в культуре

    Список литературы

    Введение

    Петропа́вловский собо́р (официальное название - Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла ) - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

    Ангел на шпиле Петропавловского собора

    1. История

    Возведён в 1712-1733 годах (архитектор Доменико Трезини) на месте одноимённой деревянной церкви (1703-1704). До 1859 года - кафедральный.

    Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

    Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722-1726 году в Москве (архитектор И. П. Зарудный, резьба - Трофим Иванов, Иван Телега; иконы - М. А. Меркурьев, Ф. Артемьев), лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи - Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие.

    В 1756-1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1830 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

    В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими (инженеры Д. И. Журавский, А. С. Рехневский и П. П. Мельников). Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.

    В 1864-1866 годах прежние царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875-1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; В 1905 году был проведен ремонт колокольного карильона и повешены новые колокола, изготовленные на гатчинском заводе Лаврова. Всего колоколов 103. Из них сохранились с 1757 года - 31 штука.

    В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII - начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) отдано в другие музеи.

    В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах - интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города.

    С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.

    На колокольне собора установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.

    2. Императорская усыпальница

    Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую (1694-1715). Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.

    После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон - детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами (архитекторы А. А. Пуаро, А. Л. Гун). Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887-1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).

    17 июля 1998 года в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора, преданы земле останки, по заключению Государственной комиссии принадлежащие императору Николаю II, императрице Александре Фёдоровне, великим княжнам Татьяне, Ольге и Анастасии, убитых в Екатеринбурге в 1918 году. Эти останки не были признаны Русской православной церковью. Вместе с ними погребены лейб-медик Е. С. Боткин, лакей А. Е. Трупп, повар И. М. Харитонов, горничная А. С. Демидова.

    3. Изображение собора в культуре

    В селе Сомино Бокситогорского района Ленинградской области находится уменьшенная копия собора. Её также венчает ангел.

    Петропавловский собор изображён на заднем плане 50-рублёвой российской банкноты.

    Изображение ангела на шпиле Петропавловского собора стало логотипом телеканала «Петербург» с 2001 по 2004 год.

    Список литературы:

    1. Голландский Петербург: Харман ван Балес.

    2. Статья «Дмитрий Иванович Журавский» на сайте Биографии, интервью, истории

    3. Возобновление богослужений в Петропавловском соборе (статья на сайте Московской Патриархии)

    4. Новости сайта pravoslavie.ru

    5. «Карильон Петропавловского собора зазвучит в сопровождении хора» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на «БИА» 10 августа 2007 года

    6. Останки Петра III в собор торжественно перенесены из Александро-Невской лавры только после воцарения его сына Павла I.

    Тут похоронены русские императоры, императрицы и многочисленные родственники дома Романовых.

    Когда-то он был самым высоким зданием России. Изначально высота сооружения составляла 112 метров, что на 32 метра выше колокольни Ивана Великого. Затем колокольня стала выше еще на 10,5 метров.

    До 2012 года собор высотой 122,5 м был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе, после 140-метрового небоскрёба Лидер Тауэр и жилого комплекса «Князь Александр Невский», высота которого составляет 124 метра.

    На самом верху установлена фигура ангела с крестом в руках. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

    Строительство храма началось 29 июня 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметева над шведскими судами на Чудском озере.

    30 мая 1712 года был заложен каменный Петропавловский собор. Он строился таким образом, что деревянный храм оставался внутри новой постройки. Работой руководил итальянский архитектор Доменико Трезини. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос. По приказу Петра I строительство началось с колокольни. Из-за нехватки рабочих рук, бегства крестьян и недостатка рабочих материалов она была закончена только в 1720 году.

    Однако шпиль колокольни был укрыт листами золочёной меди только спустя некоторое время. Весь собор был достроен только к 1733 году уже после смерти Петра I.

    Есть старая легенда, что на шпиль собора сверху идет луч очень мощной космической энергии. Чтобы получить эту энергию, нужно встать лицом на восток на пятачок из меди, вмонтированный в пол в преддверии храма. Находится он точно под шпилем.

    В 1919 году Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 году превращён в музей, большинство ценных предметов конца XVII — начала XVIII веков (серебряная утварь, книги, облачения, иконы) было отдано в другие музеи.

    В Великую Отечественную войну Петропавловский собор сильно пострадал. В 1952 году были отреставрированы фасады, в 1956—1957 годах — интерьеры. В 1954 году здание было передано Музею истории города.

    Лишь в 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение.

    По своему плану и внешнему виду Петропавловский собор совершенно не похож на православные крестово-купольные или шатровые церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 метр, ширина — 27,5 метра

    Внутреннее пространство храма разделено пилонами на три нефа мощными колоннами, расписанными под мрамор, и напоминает парадный зал. При его оформлении использовались мрамор, яшма, родонит. Пол собора вымощен известняковыми плитами.

    Слева от входа есть гробница Великой княгини Александры Георгиевны. Она умерла молодой в результате несчастного случая. На 8-м месяце беременности прыгнула в лодку и промахнулась. А далее преждевременные роды, сына удалось спасти, а ее нет...

    Надгробие Александры Георгиевны не выделяется из печального ряда надгробных монументов других членов императорской фамилии, и в то же время оно уникально. Ее гробница пуста.

    В 1939 году по просьбе греческого правительства прах великой княгини Александры Георгиевны был перенесен в Афины. Как утверждает легенда, переговоры были недолгими, Сталин согласился отдать грекам прах великой княгини в обмен на бульдозер.

    Царские врата в Петропавловском соборе.

    Позолоченный резной иконостас высотой почти 20 метров исполнен в 1722—1726 годах в Москве. Первоначальный чертёж иконостаса принадлежит Доменико Трезини. Изготовление иконостаса выполнялось под руководством архитектора Ивана Зарудного, резчиками Трофимом Ивановым и Иваном Телегой.

    Долгое время Петропавловский собор являлся памятником славы русского оружия. Здесь на протяжении двух столетий хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими войсками городов и крепостей. В начале XX века эти реликвии были переданы в Эрмитаж. Теперь в соборе представлены копии шведских и турецких знамен.