Астрология Камни Магия

Культурные достижения смоленского княжества. Контрольная работа история и культура смоленска и смоленской области Культурные достижения смоленского княжества 11 13 вв

|
смоленское княжество лихтенштейн, смоленское княжество монако

Столица Смоленск Религия Православие Население восточные славяне, балты, голядь Форма правления Монархия История - 1127 Основано - 1404 Вошло в состав Великого княжества Литовского

Смоле́нское кня́жество , вели́кое кня́жество Смоле́нское - русское княжество в верховьях рек Днепр, Волга и Западная Двина в XII-XIV веках. Столица - город Смоленск. Путь из варяг в греки проходил через княжество и был важным источником дохода его правителей.

В состав княжества входили многие города, в том числе: Белый, Вязьма, Дорогобуж, Ельня, Жижец, Зубцов, Изяславль (местоположение не установлено), Красный, Кричев, Медынь, Можайск, Мстиславль, Орша, Ржев, Ростиславль, Рудня, Славгород, Торопец.

  • 1 История
    • 1.1 Ранняя история княжества (c IX века до 1127 года)
    • 1.2 Расцвет Смоленского княжества при Ростиславичах (с 1127 по 1274 год)
    • 1.3 Утрата княжеством независимости и его постепенный распад (с 1274 по 1404 год)
  • 2 Дальнейшая судьба Смоленской земли
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История

Русь XI век

Ранняя история княжества (c IX века до 1127 года)

Никоновская летопись под 875 годом сообщает об удачном походе Аскольда на кривичей. 882 году, прежде чем захватить Киев, Олег Вещий посадил в Смоленске своих наместников. Первым смоленским наместником из династии Рюриковичей был Станислав Владимирович. По завещанию Ярослава Мудрого в 1054 году смоленским князем стал Вячеслав Ярославич, умерший через три года, после чего старшими Ярославичами с Волыни в Смоленск был переведён Игорь Ярославич. Он умер в 1060 году, и дань со Смоленской земли была поделена тремя старшими Ярославичами на три части.

Летописное известие о том, что Владимир Мономах, заняв в 1113 году киевский престол, перевёл своего сына Святослава из Смоленска в Переяславль, показывает Смоленскую землю под властью Мономаха в период после Любечского съезда 1097 года.

Расцвет Смоленского княжества при Ростиславичах (с 1127 по 1274 год)

В правление Мстислава Великого (1125-1132) смоленский стол получил его сын Ростислав (князь смоленский в 1127-1160 годах), который смог удержаться в Смоленске в период усобиц 1132-1167 годов и стал родоначальником династии смоленских князей Ростиславичей. Если Ростислав Мстиславич придерживался оборонительной стратегии (1155) и получал киевское княжение усилиями своих волынских и галицких союзников (1159, 1161), как старший в роду Мономаховичей, то его сыновья и внуки превращают княжество в базу своего влияния во всех частях Руси. Наиболее заметными были выход Ростиславичей из подчинения Андрею Боголюбскому (1172), помощь противникам младших Юрьевичей (1174-1175) и Константину Всеволодовичу (1216) во время борьбы за власть во Владимиро-Суздальском княжестве. После смерти в 1197 году смоленского князя Давыда Ростиславича, дяди Мстислава Романовича, последний был признан смоленским князем и присоединил Мстиславское княжество к Смоленскому, сохранив его однако как удел. Также была удачная серия походов (вдохновителем и организатором которых стал знаменитый Мстислав Удатный), направленных против чуди (1209, 1212), установивших влияние смоленских князей в Киеве (1212) и Галиче (1215, 1219) и противодействовавших захватам Ордена меченосцев в Прибалтике (1217, 1219).

С конца XII века расширилась торговля Смоленска с Ригой и Висбю на Готланде. Главным предметом экспорта был воск, за ним следовали мёд и меха. Импорт состоял в основном из сукна, в более поздних источниках упоминаются также чулки, имбирь, засахаренный горошек, миндаль, копчёная сёмга, сладкие вина, соль, шпоры.

Свирская церковь - один из уцелевших архитектурных памятников Смоленского княжества

На княжение Мстислава Давыдовича (1219-1230) приходится и усиление Смоленского княжества, связанное с ситуацией в Полоцком княжестве. Натиск на него Литвы начался ещё в XII веке. К постоянным набегам добавились и поражения от немецких рыцарей Ордена Меченосцев. результате Полоцк потерял ряд земель в Ливонии (Герсикское княжество, Кукейносское княжество). то же время в нём растет влияние и авторитет смоленских князей, также воюющих с Литвой. После смерти в 1216 году Владимира Полоцкого его княжество слабеет, начинаются раздоры между удельными князьями. Ослабление Полоцка было невыгодно его соседям - Новгороду и Смоленску. И тогда, чтобы покончить со смутой в Полоцкой Земле, в 1222 году Мстислав Давидович ввёл смоленские войска в Полоцкую землю, взял Полоцк и посадил в нём на княжеский стол Святослава Мстиславича, старшего сына Мстислава Романовича Киевского.

Битва на реке Калке (1223) подорвала военные возможности смоленских князей, и в последующие десятилетия значение Смоленского княжества падает, для успешной обороны от Литвы оно вынуждено прибегать к помощи Владимиро-Суздальского княжества в 1225 (Битва под Усвятом), 1239, 1244-1245 годах. 1230 году происходит землетрясение, затем два года длится голод. Следствием голода явился мор, унесший очень большое количество жизней во всех городах волости. По смерти Мстислава Давыдовича полоцкий князь Святослав Мстиславич взял в 1232 году Смоленск и перебил при этом многих враждебных ему горожан. первой трети XIII века смоленские купцы продолжали участвовать в международной торговле. Латвийском Государственном историческом архиве сохранились договоры Смоленска с Ригой и Готским берегом 1223/1225 и 1229 годов.

Во время монгольского нашествия пострадали восточные районы княжества, но Смоленск уцелел, в 1238 году он находился под контролем литовских князей. 1239 году Ярослав Всеволодович (князь владимирский) защитил права Всеволода Мстиславича на смоленское княжение от литовцев.

Утрата княжеством независимости и его постепенный распад (с 1274 по 1404 год)

Русские земли в 1389 году.

В 1274 году хан Золотой Орды Менгу-Тимур послал войска на помощь Льву Галицкому против Литвы. Ордынское войско прошло на запад через Смоленское княжество, с чем историки связывают распространение на него власти Орды. 1275 году одновременно со второй переписью в Северо-Восточной Руси была проведена первая перепись в Смоленском княжестве.

Во второй половине XIII века в Брянске утвердилась смоленская княжеская династия, потомки Глеба Ростиславича. Однако там на протяжении всего времени были сильны настроения «иметь своего князя» и быть автономными от Смоленска. Летопись даже сообщает, что в 1341 году жители Брянска убили нелюбимого ими князя Глеба, приехавшего из Смоленска. конце концов Брянск был захвачен литовским князем Ольгердом в 1356 году, воспользовавшимся городской неурядицей.

В конце XIII веке из состава княжества выделяется Вязьма, появляются удельные столы в Можайске, Фоминском городке, Вязьме, Хлепень, Березуй (Поле) и других городах. Все они начинались как пограничные крепости, наряду с Москвой разделявшие Смоленск и Владимир, позднее становясь самостоятельными городами. 1303 году московский князь Даниил Александрович завладел Можайском.

Смоленский князь Иван Александрович заключил союз с Гедимином и отказался от уплаты дани Золотой Орде, следствием чего стал совместный поход на Смоленск московских, рязанских и ордынских войск в 1340 году. 1345 Ольгерд двинулся освобождать Можайск, но потерпел неудачу. 1351 году на Смоленск двинулся с московской ратью Симеон Иванович Гордый; он заставил смолян «отложиться» от союза с Литвой. 1355 году Ольгерд захватил Ржев, после чего все отношения между Смоленском и Литвой были нарушены. И хотя в 1370 году смоленские князья участвовали во втором походе Ольгерда на Москву, после обращения к ним патриарха объявили себя «подручниками» Москвы, в 1375 году они вместе с Дмитрием Донским ходили на Тверь и участвовали в Куликовской битве в 1380 году.

При смоленском князе Святославе Ивановиче и его преемниках, несмотря на все усилия задержать распад княжества, оно все больше оказывается зажатым между Москвой и Литвой. Часть смоленских князей начали переезжать на службу к сильному московскому князю, например, фоминский князь Фёдор Красный.

В 1386 году в битве на реке Вихре близ Мстиславля наместник Ягайло в Литве Скиргайло разбил смоленские полки и начал сажать в Смоленске угодных ему князей. 1395 году, уже будучи великим князем литовским, Витовт осадил Смоленск, взял его штурмом, пленил местного князя и посадил в городе своих наместников.

В 1401 году смоленским князьям удалось вернуть удельный стол, но ненадолго - в 1404 году Витовт вновь занял Смоленск и окончательно присоединил его к Литве. С этого времени с самостоятельностью Смоленского княжества было покончено навсегда, а его земли были включены в состав Литвы.

Дальнейшая судьба Смоленской земли

В 1508 году Смоленск стал центром Смоленского воеводства Великого княжества Литовского. 1514 году в результате успешной для Московского княжества войны с Литвой, Смоленск перешёл под контроль Москвы. Однако, воспользовавшись смутой в Русском Царстве, Речь Посполитая в 1609 году объявила России войну и в 1611 году после почти двухлетней осады захватила Смоленск. Согласно Деулинскому перемирию между Речью Посполитой и Русским Царством, Смоленск был передан Речи Посполитой. С 1613 по 1654 год Смоленское воеводство было восстановлено. 1654 году, после начала Русско-Польской войны, Смоленск и Смоленщина были окончательно присоединены к России, что было закреплено Андрусовским перемирием 1667 года и Вечным миром 1686 года.

См. также

  • Список правителей Смоленского княжества
  • Список русских княжеств#Смоленское княжество
  • Архитектура домонгольского Смоленска

Примечания

  1. 1 2 Вл. Греков. Смоленские удельные князья // Русский биографический словарь: в 25-ти томах. - СПб.-М., 1896-1918.
  2. Алексеев Л. В. Смоленская земля в IX-XIII вв.. - Москва: Наука, 1980. - P. 64-93.
  3. Иванов А. С. «Moscowitica-Ruthenica» в латвийском государственном историческом архиве: история формирования комплекса, состав и введение в научный оборот. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2004. - № 3(17). - С. 54.
  4. Вернадский Г. В. Монголы и Русь
  5. Рудаков В. Е. Смоленская земля // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Литература

  • Маковский Д. П. Смоленское княжество / Смоленский краеведческий научно-исследовательский институт. - Смоленск, 1948. - 272 с.

Ссылки

  • Л. В. Алексеев Смоленская земля в IХ-XIII вв.
  • Александров С.В. Династия смоленских Ростиславичей

смоленское княжество българия, смоленское княжество лихтенштейн, смоленское княжество монако, смоленское княжество силенд

Смоленское княжество Информацию О

12 - начало 13 веков- это время подлинного расцвета духовной культуры в Смоленских землях. Именно в эти годы Смоленским княжеством правили Ростислав Мстиславич (1125-1159), его сыновья Роман Ростиславич (1159-1180) и Давид Ростиславич (1180-1197). Ростислав Мстиславич не задолго до отъезда на великокняжеский престол в Киев передал в полное ведение епархии Соборный холм. Это возвышающееся над городом место, увенчанное величественным Мономаховым собором, становится центром политической и духовной жизни земли Смоленской. В кафедральном соборе хранился архив княжества. Здесь же находилось главная смоленская святыня- икона Одигитрии. Перед ней смоляне молились в годы войн и лихолетий, перед ней заключали договоры и давали клятвы.

Очень много для развития и укрепления православия в наших землях сделал внук Владимира Мономаха князь Ростислав Мстиславич, которого современники называли «Набожным». Этот князь был не обычно любим и уважаем людьми за христолюбивую жизнь, хотя судьба судила ему вести непрестанные междоусобные брани. По представлении он был весьма почитаем народом и Церковью как заступник русской державности. А таких князьях народ слагал песни, легенды и жития, сохраняя вечную память о них для наставления потомков.

Заботился он о горожанах и крестьянах своей области, о духовном монашеском чине, уделял много внимания церковной жизни Смоленской земли. В 1145 году князь возвел на Смядыни- мести убийства страстотерпца Глеба Владимировича- каменный Борисоглебский храм, приурочивая его о освящение к 30-летию перенесения его дедом мощей святых братьев- мучеников в Вышгород. Князь Ростислав является основателем самостоятельной династии смоленских князей Ростиславичей. Желая усилить свой удел и подчеркнуть его независимость, Ростислав Мстиславич учредил в 1136 году в Смоленске архиерейскую кафедру (до этого Смоленска земля подчинялась церковном отношении епископу Переяславльскому). Первым Смоленским епископом стал Грек Мануил, приехавший из Византии на Русь для обучения русских людей церковному пению.

Князь Ростислав издал особую Уставную грамоту Смоленской епископии. В Уставной грамоте определялись льготы и судебные полномочия архиерея, а так же источники содержания епархии. В последствии сам Ростислав и его приемники расширяли и дополняли этот документ. В грамоте князя особо отмечается, что в епископские суды не должен вмешиваться некто из представителей светской власти. Уставная грамота завершается призывом Ростиславом Мстиславича к своим потомкам и приемникам- не изменять основных положений грамоты, не пытаться упразднить Смоленскую епархию или соединить её вновь с Переяславльской. В настоящее время грамоты смоленских князей, данные епархии, являются важным источником по истории Смоленщины в средние века.

Свой рассказ о князе Ростиславе летописец завершает такой характеристикой «этот князь ростом был средним, лицом широкий и борода круглая, широкая. Прилежал о Церкви святой и, когда оканчивал пение, чин святительский почитал и многую милостыню священникам, вдовицам и сиротам давал».

В 16 столетии при составлении «Степенной книги» в неё был внесен на основании летописных статей и рассказ «о великом Князе Ростиславе» в этом повествовании много говорится о любви князя к Церкви и церковным людям, о длительных душеполезных беседах с игуменом Поликарпом, наставлявшем Ростислава- Михаила «любить правду и все по правде творить, и весь богом порученный люд праведно судить и мирного завета никогда не нарушать, и землю русскую, что досталась ему по отцовскому завещанию, всею силою от врагов защищать и охранять её благочестиво». Заветы эти были осуществлены благоверным князем, что и стало причиной почитания людьми и Церковью Великого князя Ростислава, во святом крещении Михаила, прозванного Набожным.

Роман Ростиславович остался в народной памяти богобоязненным и благочестивым человеком. Когда Роман Ростиславович скончался, выяснилось, что его не на что похоронить. Свои сбережения князь тратил на милостыню церкви и нищим. Он не жалел средств на строительство храмов создание приходских школ. Школа была организована и при дворцовой церкви князя. Она полностью содержалась на личные средства князя Романа. В школе обучались дети боярства и духовенства. Князь лично приглашал для этой школы греческих и латинских учителей, так как не хотел иметь в своем княжестве не образованных священнослужителей. Латинский язык в то время был международным языком общения в Западной Европе. Благодарные Смоляне сами собрали деньги на достойное погребение своего правителя.

Новый смоленский князь, брат Романа Ростиславича, Давид (1180-1197гг.) так же не мало сделал для развития духовной культуры средневеково Смоленска. В конце 12-в начале 13 веков в наших землях разворачивается не бывалая по размаху каменное храмовое строительство связанное с формированием самостоятельно архитектурной школы и собственной оригинальной традиции украшения церквей.

Храм- это дом Божий, дом молитвы. Первым христиански храмом была та самая сионская горница, в которой Господь совершал Тайную Вечерю со Своими учениками перед Своими крестными страданиями. Храм- во истину ковчег спасения для верующих людей. Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного священного события или угодника Божия. Первые храмы, которое пришли из Византии, имели в плане форму креста- символ спасения, круга- символ вечности. Среди храмов существует большое архитектурное разнообразие. В середине 12 века в Смоленске складывается архитектурный ансамбль на Соборном холме, состоящий из собора Пресвятой Богородице, епископской дворцовой церкви и нескольких жилых, служебных и хозяйственных построек. В 40-45 метрах к югу от собора была построена дворцовая церковь князя Ростислава.

В 1145 году князь Ростислав заложил каменный собор в Борисоглебском монастыре, который находился на Смядыни вблизи место убийства святого Глеба. Это был величественный одноглавый шестистолпный храм. В 1191 году князь Давид пристроил к собору с трех сторон широкую галерею- усыпальницу, и храм получил ярусную композицию. Собор стал еще более представительным.

При князе Ростиславе в 50-е годы построены еще две церкви в не стен города: с восточной стороны в перекопном переулке и на правом берегу Днепра церковь Петра и Павла, которая сохранилась до наших дней.

В 1140 -х годах на правом берегу Днепра возникает княжеский двор с церковью Петра и Павла. Его основатель- благоверный князь Ростислав Мстиславич Набожный. Храм был построен на малонаселенном месте правого пустынного низменного берега Днепра, называемом «Тетеревник», там, где была загородная княжеская резиденция, жила его дружина, охотники и слуги. Вблизи восточной части храма до 60-х годов 20 века протекала речка Городня, или Городянка.

Несколько позже, в 1160-70-х годах уже в центральном районе города при князе Романе Ростиславиче был построен новый княжеский двор с церковью Иоанна Богослова. Она стоит на левом берегу Днепра, почти на против Петропавловской церкви и первоначально была очень похожа на нее, только стройнее.

Первые русские храмы в Смоленске построены южнорусскими мастерами из Киева или Чернигова. До наших дней в Смоленске сохранился только один башнеобразный храм. Это церковь Михаила Архангела, которую называют также Свирской.

Мастерство смоленских зодчих было известно далеко за пределами Смоленской земли. Их приглашали строить храмы в Киев, Рязань, Псков, Великий Новгород. Возможно, были каменные храмы и в других городах Смоленщины, в Рославле, в частности, найдена плинфа.

Строительство в Смоленске оборвалось после эпидемии 1230- 1232г г., а потом начались усобицы, вражеские нападения, таяла экономическая мощь города.

Значительным явлением в древнерусском искусстве 12-13вв. является смоленская монументальная живопись. До нашего времени сохранились лишь небольшие фрагменты живописи по свежей, сырой штукатурке, украшавших стены храмов средневекового Смоленска.

В Смоленске сложилась своя иконописная школа.

Монастырь Ризоположения, где был игуменом Преподобный Авраамий, стал центром культуры древнего Смоленска. В него принимали «после великого испытания по книгам»- уникальное явление. Здесь была крупная библиотека, возможно велась летопись, здесь работал ученик Преподобного Авраамия Ефрем, автор «Жития» своего учителя. Известно, что Авраамий Смоленский написал 2 иконы на сложные сюжеты, А, став игуменом, он богато украсил храм иконами. Возможно, в его монастыре была иконописная мастерская.

Мы расскажем о двух иконах- иконе Смоленской Божией Матери Одигитрии и Чудотворной иконе Смоленской Божией Матери Одигитрии в Надвартной церкви. Первые из этих икон как утверждают историки, считалось одним из древнейших изображений Богоматери. К сожалении эта икона утеряна. К открытию собора вновь в 1943 году иконы на месте уже не было. Её место нахождение до сих пор не известно. Бесценная для верующих, она могла показаться кому-то источником наживы. Однако среди пожилых верующих, которые видели войну еще помнят её, живет убеждение в тот, что икона была спрятана и таким образом спасена от поругания. Вторая икона первоначально была установлена в церкви над Днепровскими воротами крепостной стены. Сейчас эта икона, свидетельница Бородинской нашей славы, находится в Успенском Смоленском кафедральном соборе и почитается как главная его святыня.

Во время эпидемии 1230-1232 годах умер Смоленский князь Мстислав Давыдович. Середина 13 века стала для Смоленщины, как для всей русской земли, временем тяжких испытаний. В 1238 году, уходи из-под Торшка, войска Батыя разорили восточные смоленские земли. После захвата Киева 1240 году к Смоленску отправился один из отрядов монголо-татар.

Святой Меркурий- мужественный «воин от юности своей», доблестный защитник славного города от языческого нашествия, мученик, упокоенный Господом во Царстве небесном- и вместе с тем один из наиболее загадочных своим происхождением, житием и кончиной святых мужей в Смоленской истории.

Возможно, что родом он был из Риги. Сколько времени и какому князю служил в Смоленске воин Меркурий, мы не знаем. Можно лишь предположить, что подвиг он совершил в достаточно молодом, хотя и не юном возрасте, о чем свидетельствуют различные описания святого в «Подлинниках».

Время, когда в Смоленске проживал воин Меркурий, было тяжким для Русской земли. По пределам ее прокатилась страшной волной нашествие Батыева воинства: «По городам и весям было великое пленение от злых этих варваров, злая беда, церквей святых уничтожение и запустение злое, так что в них дикие звери расплодились, и не стало людей, и монастыри святые были разграблены безжалостно, городам же и весям было запустение великое, священникам же и всем сановитым людям тяжкие вериги возлагали на шее и злые раны на хребтах, и насильственную смерть, а святых иноков и инокинь посекали без жалости, и всему православному люду возлагали на шее ярмо языческое. Тогда и сама земля восплакала, как чадолюбивая мать, увидев ту беду на странах в христианских пределах, ибо наполнили тогда злые варвары землю Русскую огнем и дымом своим злобожным и греховным законом: ибо не только это творили они, но и грудных детей отрывали от грудей материнских и разбивали оземь, а иных прокалывали оружием и оскверняли девичество юных дев и замужних жен, разлучая с мужьями и святых Христовых невест- инокинь оскверняли блудом. Многие из православных тогда сами себя убивали и смерть принимали, чтобы не быть оскверненными язычниками. И было тогда пленение великое православным, и были безжалостны к ним бесчеловечные ратники, связывали их за волосы и гнали, словно скотину…….»

И вот, после завоевания Киева, войска монголо-татар приблизились к Смоленску. В это время все жители молились вместе Богородичной церкви, чтобы Владычица избавила верный ей град от нашествия. Тогда же некоему пономарю, было ведение от чудотворной иконы Божьей Матери, посредством которого этому блаженному мужу было сказано: «Человече Божий! Скоро иди к тому Кресту, где молится угодник мои Меркурий и говори ему: Призывает тебя Божия Матерь!». Богородица назвала пономарю точное место, где следовало искать Её угодника. Действительно, на указанном дворище пономарь увидел Меркурия в полном вооружении, ибо «было ему уже явлено свыше о посланной победе еще перед приходом пономаря». Узнав от посланника, что пробило время его подвига, Меркурий вместе с ним возвратился в Богородичный храм или по другому списку жития- в Печерский монастырь.

Ночью Меркурий подошел к стану врага и убил Исполина, других же привел в великое смятение. После чего татары «не могли и не осмеливались даже в мыслях приблизится к городу». В том как погиб Меркурий есть две версии. Одна из них гласит, что, когда он заснул, пришел сын предводителя татарского войска и отрубил уме голову. Но произошло чудо, Меркурий восстал на поле боя, взял в руки свою голову и пришел в Смоленск к городским воротам. Смоляне были изумлены такому явлению. Похоронили Меркурия с большими почестями.

В честь подвига Меркурия смоляне когда-то поставили каменный столб у Молоховских ворот, который был утрачен еще в 18 веке. Не могло подобное положение вещей не отразится и на церкви. Епархия беднеет. Сокращается количество приходов. Уменьшается численность духовенства. В этот период фактически прекращается каменное храмовое строительство в Смоленских земля. Но даже в этих тяжелых условиях Смоленщина сохранила свой высокий духовный потенциал. Свидетельством этого стало явление новых святых подвижников Русской Церкви- выходцев из нашей земли. Здесь следует упомянуть благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, просветителя земель Золотой Орды. Судьба князя Смоленского и Ярославского Феодора была подобна жизненному пути предка его, Великого князя Ростислава Мстиславича Набожного: как и этот Великий князь, благоверный Феодор претерпевал изгнание и озлобление, воинские и личные невзгоды, переносимые им смирено, без отчаяния.

Другим великим святым Смолянином стал преподобный Симон. Он был одним из старейших смоленских архимандритов, когда услышал о подвигах преподобного Сергея Радонежского и об основной им обители. Преподобный Симон стал одним из ближайших соратников и помощников преподобного Сергия.

Симон был сопричастен явлению Сергию благодати Святой Троицы, удостоен лицезрения чуда, описанного автором жития Радонежского святого.

Сам Симон не был канонизирован; на сколько известно, не было составлено агеографичекое повествование и служба ему. Житие и делание этого блаженного мужа к сожалению прикровенны.

14 век не оставил нам ни одного монументального сооружения о непрерывающихся традициях православной культуры которые имели своими корнями блестящую культуру Смоленска 12-начало 13 веков, говорят только немногочисленные уцелевшие памятники письменности. В первой половине 14 века написано в Смоленске Евангелие, названое по месту находки Аршанским и хранящиеся в Киеве.

Широко было известно среди русских книжников литературное произведение, созданное в Смоленске,- «Хождения архимандрита Агрифения в Святую землю».

Другой смолянин Игнатий, в 1389 году сопровождал митрополита Пимена в далекое путешествие и оставил «записи о хождении в Царь Град».

Жемчужиной русского книжного искусства называет замечательный памятник смоленской письменности, выполненный в 1395 году это Псалтырь Онежского Крестного монастыря.

В конце 14-начале 15 веков Смоленск переходит под власть Литвы. В Великом княжестве Литовском большинство населения было православным, но правящая элита во главе с великокняжеской семьей склонялась к католичеству. Поэтому положение Православной церкви в Литовском государстве было не простым. В 1395 году литовские войска в первый раз взяли Смоленск. При въезде в город великого князя Витовта перед ним несли католический крест и исполняли гимны на латыни. Сам Витовт терпимо относился к православию.

В 1400-1459 годах Русская Православная Церковь окончательно разделяется на две митрополии- Московскую и Киевскую. Епархии, входящие в состав великого княжества Литовского, в том числе и Смоленское, подчиняются теперь не Московскому митрополиту, а Киевскому.

В 15 веке литовские правители периодически предпринимали попытки подчинения Православной церкви Папе Римскому и Ватикану. Однако благодаря стойкости в Вере простого народа и активному противодействию православной Иерархии, все подобные попытки заканчивались неудачей.

Свидетельством сложности взаимоотношений между Православной церковью и властями Литвы служат трагическая судьба епископа смоленского Герасима. В 1433 году он был избран митрополитом Киевским, но продолжал проживать в Смоленске. В 1435 году по приказу великого князя Свидригайло, заподозрившего преосвященного в тайных связях со своими врагами, он был арестован, вывезен в Витебск и там сожжен.

Рубеж 15-16 веков был временем очень суровым испытаний для православного населения Литовского княжества. В этот период предпринимаются особо активные попытки ввести католичество в Смоленских землях. В 1500 году епископ Виленский даже выпросил у папы римского особую грамоту, разрешавшему католическому духовенству казнить смертью еретиков и язычников. Бывали случаи, когда католические ксендзы насильственно крестили детей из православных семей в свою веру. Все это вызывало активное сопротивление со стороны православной церкви и местного населения. Во многом подобная политика Ватикана и великокняжеской власти в Литве способствовала усилению тяги смолян к переходу под власть Великого князя Московского.

Церковь оставалась хранительницей лучших традиций культуры нашего края. Об этом свидетельствует «Летопись Авраамки», огромный летописный сборник, составленный при дворе Смоленских епископов монахом Авраамкой. Как можно заключить из текста этой летописи, её автор был обстоятельно знаком со Священным Писанием и трудами таких богословов как святой Аванасий, Кирилл Философ и другие. Это позволяет говорить о сохранении в Смоленске и в Литовский период духовной школы.


Памятные скрижали на крепостной стене

Смоленск – один из наиболее древних городов России. Первое датированное упоминание о нем встречается в Устюжском (Архангелогородском) летописном своде под 862-865. Возникнув на древнем торговом пути «из варяг в греки» Смоленск был центром славянского племени кривичей, крупным пунктом торговли и ремесленного производства, военной крепостью. С 882 года – в составе Киевского государства. В XII в. Смоленск – административный и культурный центр Смоленского княжества; Смоленск вел обширную торговлю с Ригой и другими прибалтийскими городами, которая регулировалась договором 1229 года. В 1404-1514 годах входил в состав Великого княжества Литовского. Вместе с польскими и литовскими войсками смоленские полки участвовали в Грюнвальдской битве 1410 года. В 1596-1602 годах Смоленск был обнесен каменной крепостной стеной, которая сооружалась под руководством зодчего Федора Коня (родился близ Смоленска, в Дорогобуже); эту смоленскую крепость называли «каменным ожерельем земли русской». После Смоленской обороны 1609-11 годов город был захвачен польскими войсками; в 1654 году взят русскими войсками, возвращен России по Андрусовскому перемирию 1667 года. С 1708 года – губернский город, в 1719-26 годах – центр Смоленской провинции Рижской губернии, в 1776-96 годах – центр Смоленского наместничества.

Во время Отечественной войны 1812 года под Смоленском соединились армии М.Б. Барклая де Толли и П.И. Багратиона; 4-6 (16-18 августа) произошло Смоленское сражение. В результате ожесточенных боев русское командование вывело свои войска из-под Смоленска на Старую Смоленскую дорогу, сорвав план Наполеона навязать генеральное сражение и разгромить русские армии в невыгодных для них условиях. 4 (16) ноября 1812 года Смоленск, сильно пострадавший от наполеоновского нашествия, освобожден.

Во второй половине XIX в. через Смоленск прошли Рижско-Орловская (1868 г.), Московско-Брестская (1870 г.), Рязано-Уральская (1899 г.) железные дороги, способствовавшие экономическому развитию города; вскоре Смоленск стал узлом пяти железнодорожных направлений. К началу XX в. в Смоленске, чиновничье-мещанском городе, имелось около 20 небольших предприятий (пивоваренные, маслобойные, кирпичные, керамический заводы, шпагатная и катушечная фабрики) с общим числом рабочих около 2 тыс. человек. С 1929 года – центр Западной области, с 1937 года – Смоленской области.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов Смоленск был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 16 июля (Заднепровская часть – с 29 июля) 1941 года по 25 сентября 1943 года. В районе города в 1941 году произошло Смоленское сражение, задержавшее на 2 месяца наступление немецко-фашистских войск на Москву, что стало одной из серьезных причин краха гитлеровского плана молниеносной войны. За время оккупации Смоленску был нанесен огромный ущерб: были уничтожены все промышленные предприятия, железнодорожный узел, разрушены 93% жилого фонда и многие культурно-исторические и архитектурные памятники. К 1955 году хозяйство и промышленность Смоленска были практически заново созданы (Смоленск в 1945 году вошел в число 15 городов России, подлежавших первоочередному восстановлению).

Вообще за свою историю древний город пережил несколько грандиозных проектов в области строительства. Их успешная реализация влекла за собой не только расцвет архитектуры, но и свидетельствовала о роли всего края в жизни страны.

Впервые массовое каменное строительство в Смоленске велось на рубеже XII-XIII веков. Археологи нашли в городе остатки 31 здания, три сохранились до наших дней – церкви Петра и Павла, Иоанна Богослова и Михаила Архангела. Для сравнения – общее количество памятников этого периода во всех городах Северо-Восточной Руси не превышает тридцати. Закономерный признак расцвета архитектуры – смоленские князья в это время во многом определяли политику в Древней Руси, контролировали власть в Новгороде и несколько раз становились великими киевскими князьями.

Следующий грандиозный проект связан со строительством на рубеже XV–XVII столетий Смоленской крепостной стены. На ее закладке присутствовал царь Борис Годунов, а для реализации проекта были мобилизованы силы и ресурсы всей страны. «Со всея Русския земли» прибывали в Смоленск каменщики и кирпичных дел мастера, из дальних городов везли строительные материалы, царским указом повсеместно запрещалось другое каменное строительство. Итог – всего за семь лет была построена крепость протяженностью около шести километров с 38-ю башнями.

Что касается обывателей, то в течение многих столетий они жили в деревянных домах. Использование дерева в качестве основного строительного материала приводило к тому, что город неоднократно выгорал почти полностью. Так случалось в 1194, 1308, 1340 и 1415 годах. В Отечественную войну 1812 года огонь уничтожил более полутора тысяч обывательских домов и около 300 лавок. «Город весь сквозной; дома без кровли, без окон, без дверей. Пустота пугает, ветер свищет среди обгорелых стен; по ночам кажется, что развалины воют», – описывал Смоленск современник вскоре после ухода неприятеля.

Незадолго до войны с Наполеоном были приняты первые генеральные планы застройки губернского центра и нескольких уездных городов. Генплан Смоленска 1778 года предусматривал регулярную планировку улиц. Ландшафт города не давал возможность выпрямить исторически сложившуюся путаницу кривых улиц и переулков, поэтому вскоре был принят уточняющий план – чтобы «регулированием улиц, новыми площадьми и новым казенным и публичным строением не подвергнуть нынешнего каменного и хорошего строения к ломке». В конце XVIII века была проведена реконструкция административного центра Смоленска – местности под названием «Блонье». Частные дома отсюда перенесли в Солдатскую слободу, само Блонье превратили в площадь для обучения войск, а по периметру в стиле классицизма построили 16 двухэтажных каменных и несколько деревянных зданий административного и общественного назначения. Тогда же была предпринята и первая попытка упорядочить частное строительство. Губернское правление обязывало смолян строить дома одинаковой высоты по трем утвержденным образцам фасадов.

После войны 1812 года в Смоленск был командирован столичный «архитекторский помощник» Корнеев. Полученные им данные о разорении губернского центра послужили основой для нового генерального плана, разработанного архитектором Гесте и утвержденного в 1817 году. Гесте отказался от прежней лучевой схемы застройки города, сохранив в своем проекте исторически сложившуюся сеть улиц с небольшим их выпрямлением внутри крепости. В XIX столетии Смоленск пережил две строительных «лихорадки». Первая, пришедшаяся на 1830-е годы, была связана с именем смоленского губернатора Хмельницкого. Тогда губернский центр «принял приличный вид и украсился мостовыми, каменными зданиями и мостами». Во второй раз город стал активно застраиваться в предреволюционные десятилетия. Богатая каменная застройка того времени в стилях модерна и эклектики частично сохранилась и до наших дней.

Облик Смоленска ощутимо изменился уже в первые годы советской власти. Тогда на окраинах, возле появлявшихся предприятий стали возводиться первые многоэтажные жилые дома. Была предпринята попытка создания нового типа жилого здания, реализованная в Доме-коммуне на Вознесенской горе – первом высотном доме города. Интересна и его планировка: центром коммунальной жизни на каждом этаже была лестница – двери всех комнат выходили прямо на нее.

Очередное массовое строительство развернулось после Великой Отечественной войны. В освобожденном Смоленске люди жили в подвалах, на чердаках, в землянках, нишах крепостной стены. Но уже спустя месяц после изгнания оккупантов 11 тысяч смолян (из почти 20 тысяч) имели квартиры. Город восстанавливался методом народной стройки – жители выходили на субботники, во время которых расчищали завалы, сортировали кирпич, собирали на пепелищах гвозди и кровельное железо. Кстати, многие объекты строились таким способом и после восстановления Смоленска. Таким образом, например, в 1950-е годы был построен стадион «Спартак», впоследствии – многие жилые дома в спальных районах.

В послевоенные годы появился лозунг «каждой советской семье – отдельную квартиру». Сроки реализации этого лозунга постоянно отодвигались, но многое и делалось. Первый большой жилой массив из типовых пятиэтажек был построен в 1960-е годы на юго-восточной окраине Смоленска – Поповке. В «застойное» время здесь ежегодно сдавалось в эксплуатацию свыше 200 тысяч квадратных метров жилья. Строились на Поповке школы, детские сады, библиотеки, был заложен парк 1100-летия Смоленска. В начале 1970-х годов на территории размером около 40 гектаров началось строительство нового жилого района на северо-западной окраине Смоленска. Первая типовая пятиэтажка в Ситниках была сдана в 1972 году. Большое строительство в это время развернулось и на Киселевке.

В современном Смоленске: театры: драматический, кукол. Филармония. Планетарий. Смоленский объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник. Музей скульптуры им. С.Т. Коненкова. Художественная галерея (здание 1904-05, проект С.В. Малютина; коллекция древнерусских икон XIV-XVI вв., русского и западноевропейского искусства). Музей Великой Отечественной войны 1941-45. Музей смоленского льна.

Днепр разделяет Смоленск на северную и южную части. Центральная часть со старой застройкой расположена на холмах, разделенных протяженными глубокими оврагами, за ней – современные кварталы жилых домов. Современная планировка сложилась в начале XIX в. по плану, утвержденному в 1818, сочетавшему прямоугольную планировку центра с системой радиальных, спускающихся к Днепру улиц древней части города. По генеральному плану, предложенному в 1926 году А.В. Щусевым и разработанному в 1930-х гг. Н.Г. Кондратенко, построены жилые комплексы. По послевоенному плану восстановления и развития Смоленска. (1944-46 годы, архитектор Г.П. Гольц и др.) был сохранен исторический центр, проведена коренная реконструкция магистралей. Памятники архитектуры XII в.: 4-столпные одноглавые 3-апсидные церкви Петра и Павла на Городянке (1146 или конец XII в., реставрирована в 1962-67 годах, рядом с ней – палаты униатского епископа, 1632) и Иоанна Богослова на Варяжках, на противоположном берегу Днепра (1173-76, сильно перестроена); на западной окраине Смоленска, на высоком холме над Днепром, – церковь Михаила Архангела (Свирская; 1191-94 годы), одноглавая, одноапсидная, высота внутри – 35 м. Крепостные стены Смоленска (1595-1602 годы, строитель Федор Конь) – одно из крупнейших русских оборонительных сооружений (длина около 6,5 км, высота около 10-12 м, толщина около 5 м), завершены каменными зубцами (высота около 3 м), имели 38 башен (сохранились частично). На Соборной горе возвышается барочный 5-главый Успенский собор (1677-79, архитектор А. Корольков, перестроен в 1732-40 годах А.И. Шеделем; в интерьере – роскошный деревянный резной иконостас, 1730-40 гг., художник С.М. Трусицкий и др., шитая пелена с «Оплакиванием Христа» XVI в.) с колокольней (1767-72 гг.), белокаменной соборной лестницей (1766-67 гг., перестроена в 1784 году М.Н. Слепневым) и оградой (1767 год); в ансамбль Соборной горы входят также бывшее здание консистории (ныне областной архив; 1790 год, классицизм) и надвратный Богоявленский собор (1784 год, архитектор Слепнев). Перед Соборной горой в 1954 году установлен памятник М.И. Кутузову (скульптор Г.И. Мотовилов). Вверх по улице к центру города – ансамбль Троицкого монастыря с собором (1738-40 годы, архитектор И. Калиник) и колокольней (1770-е гг.), Вознесенская церковь (1694-98 годы, архитектор Г. Вахромеев, по чертежам Петра I; северный придел – 1764 год, архитектор М.Ф. Казаков), барочный Преображенский собор Авраамиева монастыря (1755). Не утрачены Нижненикольская церковь (1748 год) и Спасская церковь (1766 год). «Митрополичьи палаты» (XVIII в., раннее барокко). В стиле классицизма выстроены бывший дом губернатора, Георгиевская церковь (оба – 1781 год), Дворянское собрание (1825 год, архитектор А.И. Мельников). В городском сквере – памятник М.И. Глинке (1885 год, скульптор А.Р. Бок, ажурная решетка с нотными знаками по произведениям Глинки, по проекту И.С. Богомолова). Монументы Отечественной войны 1812 года: «Героическим защитникам Смоленска от французских полчищ 4-5 августа 1812 года» (чугун, общая высота около 46 м, 1842 год, скульптор А. Адамини), «Героям 1812 г.» (1912, скульптор С.Р. Надольский, архитектор Н.С. Шуцман), памятники В.И. Ленину (1967 год), М.О. Микешину (1990 год), Федору Коню (1991 год).

Страница 12 из 12

Искусство Смоленского княжества

Смоленская земля имела свою длительную историю, определившую и границы княжества, и его раннее обособление, и круг его культурных и экономических связей. Здесь, где сходятся своими верховьями Днепр и Западная Двина, лежали важнейшие волоки, связывавшие Днепр с Волгой и реками Ильменского бассейна: Смоленская земля была узлом великого пути «из варяг в греки». Смоленск был известен уже византийскому императору Константину Багрянородному как важный городской центр. В это время Смоленск, как предполагают, лежал не на теперешнем месте, но в районе городищ, связанных с огромным некрополем – Гнездовским могильником. По-видимому, лишь в конце XI века Смоленск был перенесен на высокие холмы днепровского берега, где Владимир Мономах в 1101 г. возвел первый каменный храм – городской Успенский собор. Это был большой кирпичный храм, построенный, вероятно, в подражание собору Киево-Печерского монастыря, к которому восходили и другие городские соборы XII века. В 40-х годах XII века Смоленское княжество приобрело самостоятельность, и силу смоленских князей почувствовали Киев и Новгород. Крупный торговый и ремесленный центр, расположенный по обоим берегам Днепра, Смоленск был во многом похож по своей топографии на Новгород. На одной стороне реки, на высоком холме, находился детинец с городским собором Мономаха; на противоположном низменном берегу, хорошо защищенном болотами и речками, лежал торгово-ремесленный район города. Городское население оседало и у подножия детинца (как и в Киеве, этот участок города назывался Подолом); здесь, в левобережной части, было расположено подавляющее большинство каменных построек XII-XIII вв. Источники упоминают также о концах и сотнях, на которые делилась городская территория (известны Пятницкий и Крылошовский концы, а в заречной низменной части – «Петровское сто»). Вече было в Смоленске не менее действенной силой, чем в Новгороде; оно ограничивало власть князя, решительно вмешивалось в политические и церковные дела, утверждало или изгоняло князей, участвовало в замещении высших церковных должностей. Даже дела Церкви не раз подвергались нападкам горожан, так что смоленский епископ Лазарь должен был покинуть кафедру. Смоленский князь Давид Ростиславич «многие досады принял от Смольнян»; в 1186 году дело дошло до восстания, «и много голов пало лучших мужей...». Видимо в связи с этим княжеская резиденция оказалась вынесенной из детинца на окраину города, за речку Чурилку, подобно тому, как в Новгороде князь вынужден был покинуть детинец и обосноваться на Городище. Со всем этим были связаны быстрый рост городской культуры, развитие грамотности и общественной мысли. Известный смоленский проповедник Авраамий, живший на рубеже XII-XIII веков, своим вольномыслием привлекал к себе городские низы и подвергался гонениям со стороны князя и епископа.

Наряду с различными ремеслами в Смоленске XII века процветало и каменное строительство. Его сохранившиеся памятники составляют лишь незначительную долю того, что было создано смоленскими зодчими; многие здания (их насчитывается до двадцати) еще лежат в земле и ожидают археологического исследования.

С 40-х годов XII века начинается большое строительство смоленских князей, которые, по словам летописца, имели «любовь ненасытную о зданиях» и, обстраивая свою резиденцию, хотели сделать ее «вторым Вышгородом». В этом выражалась не только приверженность смоленских князей к киевской художественной традиции, но и желание поднять значение своей столицы ее связью с культом первых русских святых Бориса и Глеба. Смоленск был местом гибели одного из братьев – Глеба, и Смядынь, урочище на берегу речки Смядыни, стала местом княжеской резиденции и вновь выстроенного Борисоглебского княжеского монастыря.

Смядынь имела и определенное экономическое значение: она являлась «Торговой стороной» Смоленска; здесь был центр внешней и внутренней торговли княжества; по соседству находился поселок немецких купцов, в котором стояла их церковь Девы Марии.

Сохранившиеся в развалинах храмы Борисоглебского монастыря сооружены в 40-х годах
XII века согласно двум каноническим типам крестово-купольного здания. Малая церковь (Василия?) была небольшим четырехстолпным храмом; полуколонны средней пары лопаток выделяли центральное членение фасада, имевшего, судя по старым рисункам, трехлопастное завершение; эта форма, использованная полоцким зодчим Иоанном для обработки постамента под барабаном, здесь была перенесена на фасад самого здания.

В 1145-1146 годах был построен большой шестистолпный монастырский собор – «великая церковь» Бориса и Глеба. В западной части собора были хоры с лестницей, вероятно, внутри западной стены. Фасады членились плоскими лопатками с полуколоннами, а полукружия апсид были оживлены тонкими тягами. Обстроенный в 80-х годах XII века с трех сторон галереями, предназначавшимися под усыпальницу смоленских князей, Борисоглебский собор приобрел облик пятинефного храма. Он имел нарядные майоликовые полы и был украшен фресками.

Две другие церкви XII века – Петра и Павла середины XII в. и храм Иоанна Богослова, возведенный князем Романом Ростиславичем в 1173 году, – представляют собой варианты типа малого храма на Смядыни.

Церковь Петра и Павла – самое древнее из сохранившихся каменных сооружений Смоленска, датируется 40-50-ми годами XII в. К западу от храма стоял дворец князя, соединенный с ним деревянным переходом. Храм Петра и Павла – прекрасный образец крестово-купольной одноглавой четырехстолпной постройки. Фасады его членятся лопатками, полуциркульные проемы обрамлены строгой двухступенчатой нишей, храм имеет перспективные порталы и фасадные аркатуры, на промежуточных пилястрах – мощные полуколонны и двенадцатигранный барабан главы. На широких плоскостях угловых лопаток западного фасада проходит лента бегунка и выложены из плинфы рельефные кресты. Фасады церкви были обмазаны розовато-белым раствором с оставлением открытыми кирпичных деталей декора. Интерьер Петропавлов-ской церкви был роскошным, стены его покрывала фресковая роспись, полы выложены поливными керамическими плитками.

Церковь Иоанна Богослова располагалась при въезде в княжескую резиденцию – Смядынь. Храм имеет много общих черт с церковью Петра и Павла, интересно применение в убранстве фасадов, выложенных из кирпича, крестов и устройство наружных приделов-усыпальниц у восточных углов церкви.

Князья делали в эти храмы богатые вклады. Так, о Богословской церкви летопись говорит: князь Роман «создал церковь каменную святого Иоанна и украсил ее всяким строением церковным, и иконами золотом и финифтью украшенными, память создавая роду своему, также и душе своей оставление грехов прося».

Наиболее выдающимся произведением смоленских зодчих является построенный ими в
1191-1194 гг. в резиденции князя Давида придворный княжеский храм Михаила архангела (так называемая Свирская), в известной мере вторящий традиции полоцкого зодчего Иоанна. Центральная часть четырехстолпного храма значительно вытянута вверх, подобно мощной башне; ее динамику подчеркивает трехлопастное завершение фасадов и применение сложных пучковых пилястр, с их уходящими ввысь вертикалями. С трех сторон к храму примыкают высокие открытые внутрь притворы, образующие вместе со значительно выступающей вперед центральной апсидой как бы контрфорсы, усиливающие напряженность архитектурного образа. Особенность храма составляют его прямоугольные боковые апсиды. План церкви и композиция его объемов отличаются четко выраженной центричностью. Система завершения храма сближает его с передовым национальным течением в зодчестве XII века – Спасским собором в Полоцке и храмом Пятницы в Чернигове. Ниши фасадов были украшены росписями, часть наружных росписей Свирской церкви сохранились, внутри храм также имел стенопись, сохранившуюся фрагментарно. Михайло-Архангельский храм принадлежит к числу подлинных шедевров древнерусского искусства. Галицко-волынская летопись, внимательная к выдающимся памятникам архитектуры, в некрологе о строителе храма Давиде Ростиславиче пишет: князь «во все дни ходил к церкви святаго архистратига Божия Михаила, ее же сам создал во княжении своем, такой же нет в полунощной стране, и все приходящие к ней дивились изрядной красоте ее, иконами, золотом и серебром, и жемчугом, и каменьями дорогими украшенной, и всей благодатью исполненной».

Для большого строительства смоленских купцов и князей работали специальные корпорации кирпичников, знаки и клейма которых часто встречаются на кирпичах смоленских зданий. Кирпичная кладка скрывалась под побелкой или обмазкой, сообщавшей фасадам гладь и монолитность, напоминающую в известной мере памятники Новгорода. Общий облик храма был также прост и монументален. Полуколонны лопаток, глубокие теневые пятна порталов усиливали мощь и пластичность фасада, скромно украшенного строгим пояском аркатуры или выложенными из кирпича крестами.

Западноевропейские торговые связи смоленских купцов и большой приток иноземцев, для которых смоленские мастера возводили в городе храмы, помогают объяснить наличие в смолен-ских памятниках романских деталей, каковы отмечавшиеся выше аркатурные пояса, пучковые пилястры, лопатки с полуколоннами, перспективные порталы, которые прослежены также и в развалинах ряда храмов XII века, например, безымянной церкви, открытой раскопками на Воскресенском взгорке. Использование романских деталей обогащало художественный опыт смоленских зодчих. Венцом их творчества был храм Михаила Архангела, которому не было равного по «изрядной красоте» на всем русском Севере – «в полунощной стране». Напоминая здесь сказанное выше о поразительной по смелости и новизне композиции церкви Пятницы в Чернигове, связываемой с заказом князя смоленской династии Рюрика Ростиславича и его зодчим Петром Милонегом, можно оценить по достоинству вклад смоленского архитектурного искусства в сокровищницу русского зодчества. По-видимому, этим объясняются и широкая популярность смоленских зодчих, и влияние их приемов на архитектуру смежных областей.

Все древние храмы Смоленска были расписаны, к сожалению, от смоленской монументальной живописи осталось очень немного. В церквах Петра и Павла и Иоанна Богослова сохранились орнаментальные росписи в откосах окон, в Петропавловском храме в камере на хорах еще в
30-40-е гг. XX в. существовала большая композиция «Руно Гедеоново», в настоящее время практически утраченная и известная по воспроизведениям. Небольшие фрагменты росписи конца XII в. сохранились и церкви Михаила Архангела, часть их была недавно раскрыта при разборке поздних закладок в нишах и арках. Неоценимым для изучения домонгольской монументальной живописи открытием стало обнаружение при археологических раскопках большого монастыр-ского собора на Протоке фрагментов его росписи. При работах в 1962-1963 гг. был раскопан храм, стены которого местами сохранились на высоту до трех метров, но росписи сохранились в основном в нижних частях стен, это росписи декоративного характера – полилитии и полотенца , а также немногие лицевые изображения, располагавшиеся над декоративными панелями – фигуры трех мучеников в белых одеждах и св. Параскевы, изображение святителя Николая в жертвеннике, нижняя часть росписи центральной апсиды. Кроме того, существуют собранные из осколков части ликов. Работы по снятию со стен и монтировке на новую основу этих росписей выполняла реставрационная лаборатория Государственного Эрмитажа, сейчас они хранятся в Эрмитаже и в Смоленском музее. Росписи храма на Протоке датируются концом XII – началом XIII вв., они отличаются свободой и живописностью, в ликах мало использована моделировка при помощи белильных линий и бликов, как в новгородской стенописи этого времени, они отличаются более спокойной светотеневой лепкой. Стилистически они ближе киевским памятникам. Очень интересны смоленские росписи в технологическом отношении: в технике фресковой живописи выполнена только подготовка, доработка по уже сухой штукатурке красками на связующем играет гораздо большую роль при написании изображений, чем в монументальной живописи Киева, Новгорода или северо-восточной Руси.

При фрагментарности остатков монументальной живописи и отсутствии икон, связанных с полоцко-смоленским краем рассматриваемого времени, особого внимания заслуживают сохранив-шиеся миниатюры.

К полоцко-смоленской культуре принадлежит «Хутынский Служебник» (ныне в Государст-венном Историческом музее), датируемый XIII веком. Миниатюры этой рукописи представляют значительный интерес. Изображения Иоанна Златоуста и Василия Великого, отличающиеся точными пропорциями и хорошим рисунком, даны на Золотом фоне; они кажутся как бы парящими в воздухе, благодаря абстрактности фона. Орнаментика обрамлений во многом перекликается с мотивами народного искусства. К той же художественной традиции принадлежит «Евангелие» XIII века, хранящееся в Библиотеке Московского государственного университета. Плохо сохранившееся изображение евангелиста Иоанна близко по стилю к миниатюрам «Хутынского Служебника».

Подытоживая наблюдения над архитектурными памятниками XI-XIII веков в Галицко-Волынской земле, Полоцком и Смоленском княжествах, можно сделать следующие выводы.

Зодчество начального этапа периода феодальной раздробленности вступает в полосу быстрого подъема. Этот расцвет во многом обусловлен традициями и достижениями искусства Киевской Руси X-XI веков. Но традиции воспринимаются не механически, а глубоко творчески: архитектура XII-XIII веков разрабатывает новые темы и наполняет архитектурный образ новым содержанием. С неизбежной последовательностью и закономерностью рождается новый архитек-турный стиль, полностью отвечающий своему времени. Киев первоначально идет во главе художественного развития, поставляя первые образцы новых зданий, а затем уступает ведущую роль зодчеству других областей, которые, исходя из общего источника, создают местные варианты стиля. Теперь архитектурное творчество целиком сосредоточено в руках русских мастеров. Последние совершенствуют свое искусство, изучая древние и новые памятники Поднепровья и внимательно присматриваясь к работе своих русских и западноевропейских собратьев. Господ-ствующим типом культового здания остается крестово-купольный храм. Однако русские зодчие не оставляют неприкосновенной и эту основу византийского наследия: они подвергают ее коренной переработке, всячески подчеркивая пирамидальную, башнеобразную композицию храма. Эти смелые архитектурные искания увлекают зодчих многих областных школ и усиливают черты общности в их искусстве. В церкви Пятницы в Чернигове и в церкви Михаила Архангела в Смоленске дано наиболее острое и смелое решение этой задачи, как бы предвосхищающее позднейшие искания московских зодчих XIV-XV веков.

Вид города Смоленска. 1814 г. Неизв. худ. I пол. XIX в.

История города

Смоленск, центр Смоленской обл. и Смоленского р-на. Расположен в верховьях Днепра (пристань), между Духовщинской и Краснинско-Смоленской возвышенностями. Население 356 тыс. чел.

Впервые упоминается в летописном своде под 862-865. Был центром славянского племени кривичей, крупным торговым и ремесленным поселением на древнем торговом пути из варяг в греки”. С 882 в составе Киевской Руси, с XII в. центр Смоленского княжества. В 1404-1514 входил в состав Великого княжества Литовского, затем - в Московское государство; после сооружения в 1596-1602 каменной крепостной стены - важнейшая русская крепость на западной границе. После Смоленской обороны 1609-11 захвачен Польшей, возвращен России по Андрусовскому перемирию 1667. С 1708 центр Смоленской губ., в 1719-26 - Смоленской провинции Рижской губ., с 1776 - Смоленского наместничества (с 1796 - губернии). Во время Отечественной войны 1812 в районе Смоленска произошло Смоленское сражение.

Во время Великой Отечественной войны здесь же произошло Смоленское сражение 1941, задержавшее на 3 месяца наступление немецко-фашистских войск на Москву.

Исторический центр Смоленска окружен мощными крепостными стенами с башнями (1596-1600), В ансамбле Соборной горы - соборы Успенский (1677-1740) и Богоявленский (1787), Иоанно-Предтеченская церковь (1703-80; восстанавливается), архиерейский дом (1770) и др. Сохранились также: церкви - Петра и Павла (1146), Михаила Архангела (Свирская, 1194), Иоанна Богослова (1160, перестроена в XVIII в.), Георгиевская (1782), Воскресения (1765), Спаса Преображения (1766); ансамбль Троицкого монастыря с собором (1738-40), Спасо-Преображенский собор Спасо-Авраамиева монастыря (1755), церкви Вознесения (1700) и Ахтырская (1830) Вознесенского монастыря.

Смоленское княжество

СМОЛЕНСКОЕ КНЯЖЕСТВО, древнерусское княжество, занимавшее территории по верхнему течению Днепра. Из городов в Смоленском княжестве, помимо Смоленска, крупное значение имели Торопец, Орша, позднее - Мстиславль, Можайск. Политическое обособление Смоленска началось с 1030-х. Самостоятельным Смоленское княжество стало при кн. Ростиславе Мстиславиче (1127 - 59), внуке Владимира Мономаха. При нем оно значительно расширилось и достигло наибольшего расцвета и могущества. В 1136 в Смоленском княжестве была учреждена епархия, получившая позднее земли и привилегии. При преемниках Романа Ростиславича (1160 - 80) началось дробление Смоленского княжества на уделы и уменьшение его влияния на общерусские дела. Одновременно Смоленское княжество подверглось нападению со стороны немецких крестоносцев и литовских князей. Во 2-й пол. XIII в. из Смоленского княжества выделились Можайский и Вяземский уделы. Это ослабило Смоленское княжество в борьбе с литовскими князьями. Кн. Святослав Иванович (1358 - 86) вел энергичную борьбу с Литвой за независимость Смоленского княжества, однако потерпел поражение и погиб в битве на р. Вехре. Смоленское княжество было захвачено литовским кн. Витовтом. В 1401 в Смоленском княжестве произошло восстание против власти литовцев. Смоляне посадили на смоленский стол Юрия Святославича. Но в 1404 Смоленск вновь был взят Витовтом. Смоленское княжество утратило политическую самостоятельность. Оно стало частью Польско-Литовского государства. Смоленская земля была возвращена России в 1514, захвачена Польшей в 1618 и вновь возвращена в 1667.

Г. Горелов

Фотоальбом

Смоленский кремль XVI-XVII веков. Современный вид.
Фото А.Н. Савельева . 2008 г.

Стена смоленского кремля. Башня Орел (Городецкая).
Фото А.Н. Савельева . 2008 г.

Смоленский кремль, Копытенские (Копытицкие, Копычинские) ворота.
Фото А.Н. Савельева . 2008 г.

Смоленск. Церковь Петра и Павла XII века (справа). И церковь Варвары XVIII века.
Фото А.Н. Савельева . 2008 г.

Смоленск. Церковь Михаила Архангела XII века.
Фото А.Н. Савельева . 2008 г.

Смоленск. Успенский собор XVIII века.
Фото А.Н. Савельева . 2008 г.

Смоленские князья:

Глеб Константинович (кол. 12). Из рода Смоленских кн. Родоначальник Фоминских князей. Сын Константина Давыдовича

Андрей Владимирович Долгая Рука (кол. 12). Родоначальник Вяземских князей. Сын Владимира Рюриковича. + 1223 г. Андрей был взят в плен татарами после битвы на Калке и задавлен под досками вместе с другими князьями.

Ростислав Мстиславич (ок. 1110 - 17.03.1168) (IX колено) - князь Смоленский (1125 - 1160), князь Новгородский (1153), Великий князь Киевский (1154, 1159 - 1168)

Елена жена с 1163 года Казимежа II (Казимир II Справедливого) (1138 - 5.05.1194), князя Кракова (см. Польша. Пясты)

Мстислав Ростиславич Храбрый (? - 11.07.1180) (X колено) - князь Смоленский (1175 - 1177), князь Новгородский (1179 - 1180), князь Белгородский (1161, 1171 - 1173) женат первый раз на дочери Глеба Ростиславича (см. Рязанские князья) , второй раз на неизвестной

Роман Ростиславич (? - 1180) (XI колено) - князь Смоленский (1160 - 1172, 1177 - 1180), Великий князь Киевский (1171 - 1173, 1175 - 1177), князь Новгородский (1178 - 1179) женат с 9.01.1148 на дочери Святослава Ольговича (кол. VIII)

Давыд Ростиславич (1140 - 23.04.1197) (XI колено) - князь Новгородский (1154), князь Торжский (1158 - 1161), князь Витебский (1165 - 1167), князь Вышгородский (1167 - 1180), князь Смоленский (1180 - 1197)

Святослав Ростиславич (? - 1169) (X колено) - князь Новгородский (1158 - 1160, 1162 - 1168)

Агафья Ростиславна (X колено) - вторая жена с 1165 года Олега Святославича (кол. IX) (см. Новгород - Северские князья)

Рюрик Ростиславич (? - 1214) (X колено) - князь Новгородский (1170 - 1171), князь Белгородский (1173 - 1194), Великий князь Киевский (1173, 1180 - 1182, 1194 - 1202, 1203 - 1205, 1206, 1207 - 1210), князь Черниговский (1210 - 1214) женат первый раз с 1163 года на дочери половецкого хана Белгука, второй раз на кж. Анне, дочери Юрия Ярославича (см. Туровские князья) . У Татищева есть упоминание под 1211 год третьей жене Анне Всеволодовне

Мстислав - Борис Давыдович Старший (? - 1189) (XI колено) - князь Новгородский (1184 - 1187), Вышгородский (1187 - 1189)

Ростислав Давыдович (XI колено) - упомянут под 1219 год

Предслава Рюриковна (XI колено) - жена до 1203 года Романа Мстиславовича Храброго Великого (кол. XI) (см. Князья Владимиро-Волынские)

Всеслава Рюриковна (XI колено) - жена с 1198 года Ярослава Глебовича (кол. X) (см. Рязанские князья)

Мстислав - Фёдор Давыдович Младший (1193 - 1230) (XI колено) - князь Смоленский (1219 - 1230)

Константин Давыдович (? - 1218) (XI колено)

Владимир Рюрикович (осень 1187 - 3.03.1239) (XI колено) - князь Переяславский (1206 - 1213), Великий князь Киевский (1224 - 1235), князь Смоленский (1213 - 1219). Сын Анны

Ростислав Рюрикович (1173 - ок. 1218) (XI колено) - князь Торческий (1195 - 1205), Великий князь Киевский (1205), князь Вышгородский (1205 - 1210), князь Галицкий (1207) женат с 26.09.1189 на кж. Верхуславе, дочери Всеволода Большое Гнездо . Сын Анны

Анастасия Рюриковна (XI колено) - жена с 1183 года Глеба Святославича (кол. X) (см. Князья Черниговские)

Измарагда - Ефросиния Ростиславна (1198 - ?) (XI колено)

Андрей Долгая Рука (? - 6.1223) (XII колено) женат на дочери Мстислава Романовича Старого (см. Потомки Романа Ростиславовича) . В битве на Калке в 1223 году, попал в плен вместе с другими князьями. Раздавлен досками, на которых уселись пировать татары. Ещё один вариант происхождения представлен (см. Смоленские князья (продолжение))

Марина (XII колено) - жена Всеволода Юрьевича (см. Князья Владимиро-Суздальские)

Александр Глебович (кол. 14) Сын Глеба Ростиславича. Кн. Смоленский в 1297 - 1313 гг. + 1313 г. Александр отнял Смоленск у своего дяди Федора Ростиславича Черного. В 1298 году Федор с большим войском ходил на Александра, долго стоял под Смоленском и бился крепко, но взять города не мог и возвратился в Ярославль без успеха. В 1301 году Александр с братом Романом осаждал Дорогобуж и сделал много зла его жителям, отнявши у них воду. На помощь осажденным пришел князь Андрей Афанасьевич Вяземский, и Александр, раненый, потеряв сына, должен был с большим уроном отступить от города

Василий Иванович (кол. 16) Из рода Смоленских кн. Сын Ивана Александровича. Кн. Селеховский + 1397 г. В 1396 году Василий был изгнан из своей волости литовцами и нашел убежище в Новгороде

Василий Александрович (кол. 15) Из рода Смоленских кн. Сын Александра Глебовича. Кн. Брянский до 1309 г. и в 1310 - 1314 гг. + 1314 г. В 1309 году Василий был изгнан из Брянска своим дядей Святославом Глебовичем . Василий ушел в Орду жаловаться хану и в следующем году пришел под Брянск с татарским войском. В сражении брянцы были разбиты, а Святослав погиб. Василий овладел вновь Брянском и в том же году ходил с татарами к Карачеву и убил тамошнего князя Святослава Мстиславича

Глеб Святославич (кол. 15) Из рода Смоленских кн. Сын Святослава Глебовича. Кн. Брянский. + 6 дек. 1340 г. По словам летописца, брянцы, злые крамольники, сошлись вечем и убили Глеба, несмотря на увещания митрополита Феогноста

Глеб Ростиславич (кол. 13) Из рода Смоленских кн. Сын Ростислава Мстиславича. Кн. Смоленский в 1249-1278 гг. + 1278 г.

Далее читайте:

Смоленские Князья (генеалогическая таблица).