Астрология Камни Магия

Античная этика: Платон, Аристотель и эллинизм. Этические взгляды платона Развитие этики Платона

Этическую концепцию Платона можно разделить на две связанные между собой части: индивидуальную этику и социальную этику. Первая является учением об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, которое Платон связывает с гармонизацией его души.

Душу философ противопоставляет телу как раз потому, что телом человек относится к низшему чувственному миру, а душой способен соприкасаться с настоящим миром – миром вечных идей. Основные стороны человеческой души тем самым являются основой его добродетелей: разумная – мудрости, аффективная – умеренности, волевая – мужества. Человеческие добродетели тем самым имеют врожденный характер, они особые ступеньки гармонизации его души и восхождения к миру вечных идей. В восхождении человека к идеальному миру находится смысл его бытия.

А средством к его возвышению является презрение телесного, власть разума над низкими страстями. Обусловливаемая этими принципами, социальная этика философа полагает наличие определенных добродетелей у каждого сословия. Согласно учению Платона, правители должны обладать мудростью, сословие воинов – мужеством, а низшие сословия – умеренностью.

Используя жесткую политическую, а также моральную иерархию в государстве, можно достичь высшей добродетели. Эта добродетель – справедливость, которая свидетельствует, по мнению Платона, о социальной гармонии. Чтобы достичь ее, утверждает философ, необходимо принести в жертву интересы отдельной личности.

Таким образом, в идеальном обществе Платона нет места для индивидуальности. Необходимо отметить, что совершенное государство, которое изобразил мыслитель, оказалось очень непривлекательным не столько из-за духа интеллектуального аристократизма, сколько из-за ущербности нахождения в нем представителей каждого сословия, так как предложенный Платоном «порядок» в обществе не принес бы никому счастья.

Таким образом, ключом к пониманию существа морали Платона является то положение, что содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым. Эту идею Платона, как и другие его идеи, осмыслил и развил его ученик, Аристотель.

30. Учение Аристотеля о материи и форме.

Никогда не был ни чистым идеалистом, ни чистым материалистом.

Величайший древне-греческий мыслитель

384донэ-322г до н э

Основывает школу "ликей". Перепотетика - "прогуливающийся философ", размышления во время прогулки по саду. Перепотетическая философия.

Создание учения о материи: Аристотель признавал существование материального мира, считал, что природа - совокупность вещей, имеющих материальный субстрат и находится в постоянном движении. Материальный мир всегда существовал и будет существовать. Для своего объяснения этот мир не нуждается в вымышленном платоновском мире идей. Познание истины, это в первую очередь есть Познание природных явлений. Ощущения,представления, понятия - производно от реальных вещей. Аристотель создает учение о причинах этого мира, выделяя 4 вида причин возникновения всего и вся:

1) материя, материальная причина

Материя - это последний субстрат каждой вещи; обозначает материал,входящий в состав вещи: например медь для статуи, серебро для чаши и тд

2) формальная причина, форма

Каждая вещь – оформленная материя. Это означает, что форма составляет суть бытия. Аристотель отрывает форму от материи. Идеалистическая мысль. Материя заключает в себе лишь возможность развития. Она нуждается в оформлении. Именно благодаря воздействию формы она (материя) актуализируется, т е превращается в действительность. Материя требует формы для того,чтобы сделаться предметом.

3) производящая причина

Определяется как "то, что делает", как источник, откуда берет Первое начало развитие, изменение. Например: человек, давший совет - есть причина, то, что делает - есть причина того,что делается. То,что изменяет, есть причина того, что изменяется.

4) конечная причина; энтилехия (цель, целесообразность)

Это то, ради чего происходят все природные явления. Каждое явление содержит в себе изначально внутреннюю цель своего развития.

Ошибка его в том, что природные явления истолковывались со взаимосвязью с действиями человека.

К проблеме нравственного воспитания граждан

в диалоге Платона «Государство»


М.И. Миронова

Рассмотрение проблемы нравственного воспитания в диалоге Платона «Государство» представляется актуальным. Его главной темой является определение одного из понятий этики — справедливости. По мнению Платона, вопросы воспитания — это вопросы философии. В этом диалоге великий античный философ предстает перед нами не только как философ, но и как учитель молодежи, граждан, выдвинувший в ответ на запросы времени детально разработанную концепцию воспитания личности.

И до Платона важное место в исследованиях древнегреческих философов занимали проблемы человека, его нравственная оценка происходящих событий, его место в обществе, так называемая практическая философия, которая должна была помочь человеку в выборе правильной линии поведения . Специфику морали они видели в жизненной мудрости и в практическом навыке поведения . Нравственность человека, его добродетели рассматривались в тесной связи с космосом, полисом и «этосом».

Но в общественной психологии и социологии платоновского времени нарождается острая потребность в выработке новых нравственных идеалов общества и человека. Платон является одним из мыслителей, разрабатывавших эти идеалы.

Проблема нравственного воспитания в диалогах Платона, которые в его времена были формой обсуждения вопросов мышления и мировоззрения, сравнительно мало исследована в философской литературе. Необходимо отметить, что ею занимались преимущественно педагоги , причем в специфически педагогическом плане.

Платон пытается показать, каким должно быть совершенное общество, общежитие людей в полисе, их воспитание и взаимоотношения друг с другом. Платон описывает модель идеального государства, государства-утопии, подвергая при этом критике существовавшие в его времена типы правления. Современную ему действительность философ рассматривает как негативную, отступающую от старых, верных традиций. Платон считает, что во времена Кроноса существовал «золотой век», рецепты возрождения которого он и пытается дать гражданам в своем трактате.

В государстве имеется четкое разделение труда, частной собственности, взаимоотношения между демосом и аристократией. Платон говорит: «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу, одно государство бедных, другое государство богатых» .

Государством Платона управляют немногие, так называемые наилучшие правители-просветители, и в отличие от демократии, где правителем может стать каждый гражданин полиса, у Платона в его утопии государством управляют только те граждане, у которых для этого имеются природные задатки, предварительное долгое обу­чение и воспитание. И этот принцип, по его мнению, может сплотить всех граждан полиса.

Все население в таком государстве разделено Платоном на три сословия: правители-философы, воины-стражи и демиурги. Платон приходит к выводу, что если государством будут управлять подготовленные правители-философы, то и боги с неба будут давать им из мира идей принципы правления. В целом эти три сословия со­ставляют, по его мнению, гармоническое сочетание. За основу разграничения Платон взял различие между людьми согласно их врожденным свойствам. В основании идеального общественного строя лежит принцип успешного разделения труда и, следовательно, гармонического сочетания потребностей разных сословий.

Давая нравственную оценку каждому из трех сословий, Платон дифференцированно наделяет их определенными нравственными качествами. Для правителей-философов самым ценным качеством является мудрость, для стражей-воинов — мужество, для демиургов — умеренность, сдерживающая сила. Само же государство и форма правления наделены высшей нравственной добродетелью — справедливостью.

Платон считает, что пока государством не будут управлять философы, подготовленные правители, будет существовать и зло, несправедливость. Оно будет торжествовать до тех пор, пока государственная власть и философия не сольются в одно целое. «До тех пор ни для государства, полагаю, ни для человеческого рода нет конца злу» . Платона очень тревожит мысль о том, что если управление государством попадет в руки демоса, тогда бедные и неимущие добьются доступа к общественным благам, рассчитывая «урвать себе оттуда кусок, тогда не быть добру» . Как истинный аристократ, предки которого занимали высшие места в могущественнейших Афинах (по линии матери род идет от законодателя Салона, а по линии отца — от отдаленного потомка царя Кодра), Платон открыто выступает выразителем интересов рабовладельческого класса. Ведь в его утопии правители-философы не участвуют в создании материальных благ, не занимаются полезной трудовой деятельностью. Трудиться и создавать материальные блага — это удел третьего сословия.

Воспитание и образование молодежи он делит на ряд этапов применительно к тем задачам, которые предстоит выполнять лицу в том или ином сословии. Дети младшего возраста — от одного до семи лет — воспитываются в специальных школах. По его мнению, семейное воспитание портит душу ребенка, оно делает его слишком изнеженным и наделяет нравственными пороками. На первой ступени воспитание и образование сводятся у мыслителя к мусическому и гимнасическому. Платон считает, что существует врожденность морального сознания, на которой и должно строиться воспитание личности. Вот как он говорит в связи с этим: «Есть в нас в известном смысле с детства справедливость и прекрасное, под их влиянием мы воспитывались, как бы под влиянием родителей, повинуясь им и уважая их. Правда, нам врождены и инстинкты обратного порядка, но с ними нужно бороться, чтобы воспитывать чувство необходимости повиноваться законам» . Платон характеризует душу не слишком доброй и не слишком злой. По его мнению, природные данные индивида играют существенную роль. Поэтому он наделяет душу следующими свойствами: разумными, аффективными и вожделеющими — «другом удовольствий и наслаждений». Эти качества, по Платону, нам даны богами, но их можно совершенствовать путем воспитания, образования и придания идеям философского содержания.

У Платона воспитание и образование распространяются на детей из среды стражей-воинов. Согласно природным данным они делятся на золотых, серебряных и железных. К золотым и серебряным относятся дети из среды" философов и стражей. Платон выступает против того, чтобы дети третьего сословия (т.е. «железных» родителей) получили высокое образование и воспитание и стремились к лучшей жизни, переходили из одного сословия в другое. Богатство не должно находиться в руках третьего сословия, так как богатство ведет к лени и роскоши, но и бедность, которая ведет к раболепству, не должна быть его уделом. Во всем необходима «мера». Третьему сословию — земледельцам, ремесленникам и торговцам — Платон не симпатизирует, его симпатии явно на стороне философов и воинов. Третье сословие у него наделено только одной добродетелью — просветленной сдержанностью. О рабах в «Государстве» почти ничего не говорится. Философ выступал против частной собственности воинов (стражей) на движимое и недвижимое имущество, рабов. Их дети, жены и вся собственность должны находиться в ведении государства. Платон считает, что частная собственность, золото, серебро, деньги будут отрывать стражей от их основной обязанности — защищать города от врагов, так как им придется все свое внимание сосредоточивать на преумножении личного богатства.

В предложенной Платоном модели воспитания и образования существует государственное, бесплатное обучение. По установившейся традиции в Древней Элладе философы обучали детей и молодежь бесплатно.

В дошкольном воспитании и образовании дети прежде всего осваивают мифы и сказки. С 8 до 18 лет они обучаются в гимназиях мусическому (благо для души) и гимнасическому (благо для тела) образованию. На первой стадии обучения в гимназиях молодежь обучается совместно, но затем начинается дифференцированное обучение согласно классовому разделению общества. Платон считает, что женщины и девушки могли бы постигать мусическое и гимнасическое искусство наравне с юношами. В Древней Спарте девушки принимали участие в Олимпийских играх наряду с юношами, следовательно, они могли также наравне с юношами участвовать в защите города от врагов. Идеал грека — сильный и выносливый боец, мужественно сражающийся с врагами. На следующей ступени образования и воспитания идет уже строгий отбор молодежи. Учащиеся, проявившие особые знания и добродетель, в дальнейшем поступают на первую ступень высшего образования, где обучение продолжается от 19 до 30 лет. На этой ступени образования преподается математика. Математические дисциплины развивают стройность логического мышления. Этот путь ведет к изучению диалектики, которое дает высшее благосозерцание божественных идей. На второй ступени высшего образования одаренные юноши изучают философию.

Юноши, которые хотят получить философское образование, будут стремиться к мудрости во всем ее объеме, а не к отдельной части, в своей охоте к обучению они ненасытны и поэтому с удовольствием будут воспринимать всякую науку, при этом они с юных лет будут чувствовать влечение к истине, а ложь будут ненавидеть. И чем больше внимания они будут уделять науке, тем больше они будут наслаждаться истинным душевным счастьем, отвлекаясь и воздерживаясь от чувственных удовольствий, не будут проявлять жадность, так как, отказавшись от земных благ, им не придется тратить деньги. Благодаря возвышенности их образа мысли и созерцанию сущности вечных предметов они не будут считать жизнь на земле страшной и им не будут присущи такие пороки, как трусливость, жадность, несправедливость.

Философия ведет к высшей цели — постижению истины. И от истинных знаний человек получает подлинное удовольствие. Именно в изучении философии Платон видит средство стать нравственной личностью. В философии, ее изучении можно достичь вершин воспитания и образования, приобщиться к миру идей, а душа человека, следуя за своим философским началом, не будет подвержена противоречивым состояниям.

Философ высоко ценил искусство как средство нравственного воспитания, которое оказывает эмоциональное влияние на подрастающее поколение, на все слои общества. Для Платона красота — это струны, при помощи которых в глубь человеческой души проникает прекрасное, доброе. Душа каждого человека становится пре­красной, и появляется желание служить на благо государства. И в зависимости от того, каким будет искусство, какие нравственные идеалы оно проповедует, зависит и формирование личности. По его мнению, формы искусства должны укреплять в юношах и девушках такие нравственные качества, как мужество, стойкость, чувство меры, дисциплину, повиновение старшим и богам. По этой причине правители полиса должны уделять неослабное внимание лирике, поэзии, музыке и танцам. Искусство, поэзия, мифотворчество должны быть подчинены задачам гражданского воспитания. Подчинение справедливому порядку общественного строя — высшая форма добродетели. Отсюда вытекает необходимость показывать богов только нравственными, дела и поступки их — достойными подражания. Платон требовал, чтобы была установлена строжайшая цензура за творцами мифов: « ...если их произведение хорошо, мы допустим его, если ж нет — отвергнем» .

По мнению Платона, большое влияние на нравы стражей оказывает музыка. Гармония делает стражей уравновешенными, хотя и не сообщает им знания, ритм придает их действиям последовательность. При этом мыслитель приходит к выводу, что характер пения очень тесно взаимосвязан с положительными или отрицательными движениями души индивида. Музыка является полезным средством для исследования красоты и добра . Философ был против ионийской и лидийской музыки, так как считал, что эти виды музыки ведут юношу и девушку к изнеженности, неге, распущенности. Молодежь должна слушать фракийскую музыку, которой присущ простой, му­жественный и строгий характер. В качестве иллюстрации этого положения Платон приводит ситуацию воина, раненного на поле боя, или человека, терпящего трудности в жизни. Для воина, который защищает полис от внешних врагов, очень важна музыка мужественная, помогающая переносить боль, страдания и несчастья, преодолевать трудности в личной жизни .

Нравственное воспитание у Платона тесно переплетается с религиозным. Философ приходит к выводу, что нравственному обществу нужны высоконравственные боги. И с самого раннего детства няни обязаны рассказывать детям высоконравственные сказки, мифы, в которых боги выступают перед ребенком прекрасными, муже­ственными, добрыми, старающимися нести людям благо. Ни в коем случае детям не следует внушать, что и боги могут обладать пороками, совершать непристойные поступки, быть сварливыми по характеру, мстить за обиду. Так, говоря об эпических произведениях Гомера, философ критикует его за то, что бог у него смертен. Платон возмущен трактовкой образа Зевса, имеющего сосуды, из которых он дает людям то зло, то добро. А у Платона бог вечен и нравственно совершенен. Бог приносит людям только добро и не может совершать неблагопристойных поступков и быть объектом злословия, шуток, смеха.

Там же. 473.

Там же. 538—539.

Там же. 377 б.

Там же. 531.

239
Осоткина Е.Д.

427–347
гг. до н. э.
Платон родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э.
в аристократической семье. В возрасте двадцати
лет стал учеником Сократа. Много
путешествовал. В возрасте сорока лет вернуться
в Афины, основал свою Академию,
просуществовавшую около 900 лет.

Этика Платона

Этика Платона рассматривает, вопервых, природу высшего блага, а
затем осуществление этого блага
сначала в действительности
единичного человека (учение о
добродетели) и, наконец, в
деятельности общества (политика).

Эволюция этических взглядов Платона

Этическим проблемам Платон
посвятил достаточно много работ.
Изначально, увлеченный
интеллектуализмом Сократа, он
свел добродетель к знанию. Однако
со временем он преодолел
односторонность своего учителя. Он
убедился, что добродетель зависит
не только от разума.

Идеал абсолютной объективной правды
противополагается чувственным влечениям
человека: доброе противополагается
приятному. Вера в конечную гармонию
добродетели и счастья, правда, остается; но
идеал абсолютной правды, абсолютного
добра, приводит философа к признанию
иного, сверхчувственного мира, обнаженного
от плоти, где эта правда живет и
раскрывается в своей полноте.

Этическую концепцию
Платона можно
разделить на две
связанные между собой
части: индивидуальную
этику и социальную
этику.
Этика Платона, которая
была раскрыта в его
произведениях «Федон»
и «Государство»
основана на понимании
добра как высшей цели
нашей деятельности.

Первая является учением об
интеллектуальном и нравственном
совершенствовании человека, которое
Платон связывает с гармонизацией его
души.

Душу философ
противопоставляет
телу как раз
потому, что телом
человек относится
к низшему
чувственному
миру, а душой
способен
соприкасаться с
настоящим миром
– миром вечных
идей.

Человеческие добродетели тем самым
имеют врожденный характер, они особые
ступеньки гармонизации его души и
восхождения к миру вечных идей. В
восхождении человека к идеальному миру
находится смысл его бытия.

По учению Платона, через тысячу лет души
призываются снова избрать себе образ жизни
на земле. Те души, которые три раза сряду
выбирали себе образ жизни философов и
жили в этом виде хорошо, переходят по
прошествии трех тысяч лет в жилище богов и
пользуются спокойствием, а все другие души
странствуют по земным телам, какие выберут
для себя, целые десять тысяч лет.

Душа, по Платону, состоит из трех частей
разумной
вожделеющей
страстной

Одна из этих частей, разумная,
помещается в голове; это мыслящий дух;
две другие части души неразумны; одна из
них благородна, другая неблагородна.
Благородная часть – энергия воли; она
одарена влечением к благородному и
доброму и по своей природе находится в
союзе с разумом; она живет в груди.
Неблагородная часть души, живущая в
желудке, имеет своими качествами
чувственные влечения и страсти. Разум
преобладает у греков, мужество у
северных варваров, а у финикиян и
египтян преобладает влечение к корысти.

Три добродетели соответствуют трем
частям души: мудрость - добродетель
разумной части, мужество -
импульсивной, владение собойподчиняющейся (управляемой). Однако
требуется еше и четвертая добродетель
- справедливость, которая связывает
все части души воедино, устанавливая
среди них порядок, «чтобы каждая
исполняла то, что ей положено». Так
развивалась классическая теория
четырех добродетелей, которая
оставалась главенствующей в течение
веков.

Платон выразил очень важную истину:
характер человека определяется
характером его отношений с другими
людьми.
Одна из добродетелей у Платона –
мера. Ничего сверх меры. Платон
сознательно упраздняет всё личное
ради создания модели государства,
изначально основанного на
социальном неравенстве.

Учение о любви.

Как бытие, так и благо Платон разделил на два
мира: идеальный и реальный. Идеальные блага
он ставил несравненно выше реальных.
Реальные блага, в сравнении с идеальными,
казались ему преходящими. Что же тогда имеет
ценность и может быть признано как благо? С
этой точки зрения, взгляды Платона подверглись
изменениям.
Платон пессимистически полагал, что в
реальном мире существует зло и оно
превалирует над благом, поэтому единственным
путем к всеобщему благу является уход из этого
мира.

Позднее, напротив, он признал реальные блага
необходимыми для достижения идеальных благ.
Более совершенная этическая теория Платона
состояла из трех положений: 1) блага составляют
иерархию; 2) вершиной иерархии не является ни
одно из реальных благ, на вершине идеальное
благо - идея добра; 3) реальные блага являются
в то же время началом и необходимым этапом на
пути к вершине.
Об этом соотношении реальных и идеальных
благ Платон говорил в своем учении о любви.
Связь учения о благе с учением о любви
заключается в том, что любовь. как ее понимал
Платон, это не что иное, как присущее душе
стремление к обретению и вечному постижению
добра.

Идея блага является изначальной для его философской
системы и доминирует над всем к другими идеями. Это
предпочтение, отданное благу, является особенностью его
системы так же, как ранее предпочтение отдавалось
идеям. Об идее блага Платон пишет, что она подобна
солнцу, которое не только освещает вещи, но благодаря
которому возможна и сама их жизнь, развивающаяся и
умножающаяся; идея блага обусловливает также
существование всех других идей, несмотря на то, что сама
находится над существованием и вне его. Благо есть
начало и конец системы Платона; оно является исходным
началом в соответствии с которым возник мир, и конечной
целью, к которой мир стремится.

Для полного развития добродетели
справедливости, считал Платон,
необходимо соединение людей в такое
государство, в котором все было бы
приспособлено к этой цели. Цель
государства, т.е. смысл его

справедливости.

Цель государства, т. е. смысл его
существования, состоит в обеспечении
справедливости. Получается, что цель
его - этическая. Однако исторические
причины возникновения государства иные
- экономические. Но т. к. смысл всего
существующего - осуществление добра,
то и смысл государства - тот же. Если
государство организуется вне
нравственных целей, то оно не будет
прочным.

В книге «Государство» Платон пишет, что
воспитание нравственности есть одновременно
строительство государства. Причина
порочности государства в нравственном
падении граждан, независимом от политических
форм.

Нравственная жизнь - это стремление к высшей
цели добра и справедливости.
Нравственность бывает истинной, положительной и
отрицательной. Первая доступна немногим
избранным. Вторая, называемая моралью
подчинения - удел толпы.

Заключение

Стремление Платона (пусть и не
реализованное адекватно) к синтезу
личного и общественного блага,
должного и сущего, истины и добра,
попытка обоснования объективного
источника морали и ее
ригористического смысла оказались
исключительно плодотворными для
дальнейшею развития этики.

СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО - ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Факультет психологии, педагогики и права

Специальность: юриспруденция

Дисциплина: Этика

Тема: «Этические идеи в творчестве Платона»

Студент : 3 курса

Ткаченко А.И.

Мурманск 2007


1. Введение. Цель работы

2. Знакомство с этикой

2.1.Что означает термин «этика»?

2.2.Сущность морали.

3. Этика в творчестве Платона

4.Список использованной литературы

1.Введение

Множество вопросов вот уже две с половиной тысячи лет задают себе лучшие умы человечества и не могут найти ответ. О классовом строении общества, принципах морали, спра­ведливости, правильном моральном и эстэтическом воспитании писали в IV веках до нашей эры Платон и Аристотель. После них свои гипотезы пред­лагали Ибн Хальдун, Руссо, Вольтер, Кант, Маркс и Гегель.

Сложность современного общества, постоянные изменения моральных устоев ставит его в условия неопределённости, когда сложно провести оценку и сделать правильный выбор. Такое положение современного человека – это лишь одна из многих причин порождающих необходимость изучения окружающего его мира людей, их поведения. В своей работе я ставлю цель ознакомиться и изучить морально-этические вопросы общества в творчестве Платона.


2. Знакомство с этикой

Этика в широком смысле слова - это совокупность моральных принципов человеческого поведения. Первая развернутая систематическая работа по этике, которая была одновременно и первым учебным курсом по этой дисциплине, - «Никомахова этика» Аристотеля - оказалась первой не только во времени, но и по значению. Написанная в IV веке до нашей эры, она и сегодня остается одной из лучших систематизации этики; в частности, многие учебники нашего времени многое заимствовали из того первого аристотелевского курса. Такая устойчивость содержания, свойственная скорее догматическим, чем научным текстам, прямо связана с особенностью этики. Она сродни устойчивости, которая наблюдается в грамматике или логике. Этика есть нормативная наука, к тому же самая общая нормативная наука. Ее называют еще практической философией. Ее изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетель, а для того прежде всего, чтобы быть добродетельным. Цель этики - не знания, а поступки.

Как говорил Аристотель, юноша - неподходящий слушатель для лекций по этике. При этом основным признаком «юноши» он считал не возраст, а незрелость характера, когда человека ведет по жизни слепая прихоть страстей, что может случиться и со взрослыми людьми. Чтобы от этики была польза, необходимы две предпосылки: умение владеть страстями и желание направить их на прекрасные цели. Семена этики, как и зерна пшеницы, могут взрасти только в том случае, если упадут на благодатную почву. Эту же мысль русский философ XIX века B.C. Соловьев выразил чуть иначе. В предисловии к своей книге «Оправдание добра» он сравнил нравственную философию с путеводителем, который описывает примечательные места, но не говорит человеку о том, куда ему ехать. Такой путеводитель не может уговорить ехать в Италию того, кто собрался отправиться в Сибирь. Точно так же, пишет он, «никакое изложение нравственных норм, т.е. условий достижения истинной жизненной цели, не может иметь смысла для человека, сознательно поставившего себе не эту, а совсем другую цель».

Этика не подменяет живого человека в его индивидуальных нравственных усилиях. Она не может снять с личности ответственность за принимаемые решения или хотя бы смягчить ее. За этику нельзя спрятаться. На нее можно опереться. Она может помочь только тому, кто ищет ее помощи. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна, может вызвать лишь раздражение, досаду. Этим замечанием мы не хотим застраховать себя от критики, объявив ее недоразумением. Мы лишь заранее обозначаем диспозицию, когда такая критика может стать особенно продуктивной.

Этика представляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни, и в этом смысле она мало чем отличается от других наук и учебных дисциплин. Ее необычность обнаруживается только в одном; она уместна и полезна в системе образования в той мере, в какой самообразование - представляет собой не просто обучение, расширение умственного кругозора, но еще и совершенствование, духовный рост личности.

2.1.Что означает термин «этика»?

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выражает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отличаются, с одной стороны, от аффектов как свойств тела и, с другой стороны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру, страх - природный аффект, память - свойство ума, а умеренность, мужество, щедрость - свойства характера. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика».

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores - мн. число) - латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика». Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это - в русском языке «нравственность», в немецком языке «Sittlichkeit». Они, насколько можно судить, повторяют историю возникновения терминов «этика» и «мораль»: от слова «нрав» (Sitte) образуется прилагательное «нравственный» (sittlich) и от него уже - новое существительное «нравственностью» (Sittlichkeit).

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) - изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью - сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль - то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность - то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью - приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя - моральными.

В целом попытки закрепить за словами «этика», «мораль», «нравственность» различный содержательный смысл и соответственно придать им различный понятийно-терминологический статус не вышли за рамки академических опытов. В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые. Например, в живом русском языке то, что именуется этическими нормами, с таким же правом может именоваться моральными нормами или нравственными нормами. В языке, претендующем на научную строгость, существенный смысл придается главным образом разграничению понятий этики и морали (нравственности), но и оно не до конца выдерживается. Так, иногда этику как область знания называют моральной (нравственной) философией, а для обозначения определенных моральных (нравственных) феноменов используют термин этика (профессиональная этика, этика бизнеса).

В рамках учебной дисциплины «этикой» называют науку, область знания, интеллектуальную традицию, а «моралью» или «нравственностью», употребляя эти слова как синонимы, - то, что изучается этикой, ее предмет.

2.2.Сущность морали

Что такое мораль (нравственность) ? Данный вопрос является не только исходным, первым в этике; на протяжении всей истории этой науки, охватывающей около двух с половиной тысяч лет, он оставался основным фокусом ее исследовательских интересов. Различные школы и мыслители дают на него различные ответы. Не существует единого, бесспорного определения морали, что имеет прямое отношение к своеобразию данного феномена. Размышления о морали оказываются различными образами самой морали вовсе не случайно. Мораль - больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению. Она выступает одновременно как задача, которая требует для своего решения, помимо всего прочего, также и теоретического размышления. Мораль - не просто то, что есть. Она скорее есть то, что должно быть. Поэтому адекватное отношение этики к морали не ограничивается ее отражением и объяснением. Этика также обязана предложить свою собственную модель нравственности: философов-моралистов в данном отношении можно уподобить архитекторам, профессиональное призвание которых состоит в том, чтобы проектировать новые здания.

Мы рассмотрим некоторые наиболее общие определения (характеристики) морали, широко представленные в этике и прочно закрепившиеся в культуре. Эти определения в значительной степени соответствуют общераспространенным взглядам на мораль. Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличьях:

а) как характеристика личности, совокупность моральных качеств, добродетелей, например, правдивость, честность, доброта;

б) как характеристика отношений между людьми, совокупность моральных норм (требований, заповедей, правил), например, «не лги», «не кради», «не убий». Соответственно этому мы сведем общий анализ морали в две рубрики: моральное измерение личности и моральное измерение общества.

Человек – это существо, умеющее себя ограничивать. Мы живём в мире сплошных ограничений: этого делать нельзя, тот поступок является некрасивым или злым. Для животного все можно. Человек и человеческое общество возникли тогда, когда человек научился себя ограничивать. Первыми законами были законы, запрещающие браки между братьями и сестрами, вообще между ближними родственниками. Люди заметили, что подобные браки ведут к кровосмешению и вырождению. У животных таких ограничений нет. потом появились законы запрещающие убийство, воровство, насилие. Это не означает, что в обществе больше нет подобных явлений – сколько угодно убийств, насилия, унижения человеческого достоинства, воровства, предательства. Но людьми все эти вещи осуждаются, и любой самый последний негодяй знает, что он поступает плохо, и боится этого осуждения. Человек, следовательно, возникает вместе с появлением морали.

Мораль – это совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которым люди, как правило, добровольно подчиняются и с позиций которых в каждом обществе почти о любом поступке можно сказать – хороший он или плохой, добрый или злой. Мораль требует от человека быть человеком, не опускаться до животного состояния, уважать других людей, делать добро, руководствоваться в своих поступках любовью, а не злобой, помогать друг другу, чтить своих предков и т.д. и т.п.

В каждом обществе, даже очень древнем, было и есть право – совокупность законов, нарушение которых преследуется наказание – уголовным или административным. Под юрисдикцию права подпадают только некоторые поступки людей, прежде всего те, которые несут опасность человеку или обществу в целом. К сфере морали же относятся все поступки, поскольку все могут быть морально оценены. Нарушение юридических законов карается обществом или государством, нарушение моральных норм или законов карается моральным осуждением. И часто моральное осуждение для человека страшнее уголовного преследования.

Мораль, в отличие от права, не имеет степенных градаций. Согласно нормам права, если человек украл деньги, его осуждают по одной статье, а если он убил другого человека – по другой, и наказание во втором случае неизмеримо больше. Согласно нормам морали, украсть и убить одинаково безнравственно, мораль одинаково осуждает и вора, и убийцу.

3. Этика в творчестве Платона

Платон жил между 427 и 347 гг. до н. э. – великий древнегреческий философ, которого считают основоположником всей западноевропейской философии. Родился в знатной аристократической семье. Ученик Сократа (о котором мы знаем прежде всего из произведений Платона). Смерть Сократа Платон пережил очень тяжело. Большую часть жизни провел в Афинах, где образовал свою школу. Здесь философ написал труды, которым придал форму диалогов (главным действующим лицом которых был Сократ, выражавший, как правило, мысли самого автора). Два самых крупных сочинения Платона посвящены учению о государстве. Он умер, работая над одним из них. Это были «Законы». Известные слова Цицерона: «умер писавши» - сказаны о нём (он умер в 80 лет и до последних дней работал над своими сочинениями). Платон был учеником Сократа и на его деньги приобрёл земельный участок, где создал свою школу. Земля была куплена у некого Академа, место тоже имело это имя, вслед за ним и школа получила название Академия. Кроме философии здесь преподавалась математика, Аристотель преподавал там ораторское исскусство. Это был университет того времени: там была коллегия студентов; коллегия профессоров. Пополнявшаяся из числа наиболее способных студентов, и после смерти Платона вибиравшая из своей среды ректора (по греч. – схоларта). Ректор выбирался пожизненно и был философом.

Свою философию Платон разделял на три части: диалектику, физику и этику. Диалектика – учение о бытии; физика – учение о природе; этика – учение о нравственности. При этом надо иметь в виду, что физика у древних греков включала в себя не только знания и природе, но и – о природе человека, т.е. психологию. Платон верил в душепереселение (метапсихоз) и этим объяснял смысл существования животных: они нужны для искупления греха души, привязавшейся к земле.

Мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом, общежитии. Пространство морали - отношения между людьми. Когда про человека говорят, что он сильный или умный, то это такие свойства, которые характеризуют индивида самого по себе; чтобы обнаружить их, он не нуждается в других людях. Но когда про человека говорят, что он добрый, щедрый, любезный, то эти свойства обнаруживаются только в отношениях с другими и описывают само качество этих отношений. Робинзон, оказавшись один на острове, вполне мог демонстрировать и силу, и ум, но, пока не появился Пятница, у него не было возможности быть любезным. В платоновском диалоге «Федон» рассказывается миф. Души людей после смерти получают воплощения в соответствии с теми качествами, которые они обнаруживали при жизни. Те, кто был склонен к чревоугодию, беспутству и пьянству, становятся ослами или чем-то подобным. Те, кто предпочитал несправедливость, властолюбие и хищничество, воплощаются в волков, ястребов или коршунов. А каков же будет удел людей моральных, добродетельных - рассудительных и справедливых? Они, всего вероятней, окажутся среди пчел, ос, муравьев. Или, быть может, вновь станут людьми, но в любом случае они окажутся в мирной и общительной среде. В образной форме Платон выразил очень важную истину: характер человека определяется характером его отношений с другими людьми. Эти отношения, а соответственно и характер человека становятся добродетельными в той мере, в какой они оказываются смирными, сдержанными, в какой люди взаимно считаются друг с другом и вместе образуют нечто целое. Интересно заметить, что согласно тому же мифу Платона добродетельности недостаточно для того, чтобы душа после смерти человека попала в род богов. Для этого надо еще стать философом. Платон тем самым обозначает разницу между моралью как качеством души, практической мудростью и познанием как качеством ума, мудростью созерцания. Человеческое общежитие поддерживается не только моралью, но также и многими другими институтами: обычаем, правом, рынком и т.д. Все умения, навыки, формы деятельности человека, а не только моральные качества, связаны с общественным характером его бытия. Это верно до такой степени, что в отдельных случаях, когда дети выпадали из человеческой среды и вырастали среди диких зверей, они начисто были лишены человеческих способностей, не умели говорить, не умели даже ходить на двух ногах. Поэтому мало сказать, что мораль ответственна за человеческое общежитие. Следует добавить, что она ответственна за него в совершенно определенном смысле: она придает человеческому общежитию изначальносамоценный смысл. Это значит, что мораль ответственна не за тот или иной фрагмент, не за ту или иную направленность, вещественную наполненность человеческого общежития, а за сам факт его существования в качестве человеческого. Для того чтобы могло состояться общежитие как способ человеческого существования, необходимо принять его в качестве изначальной и безусловной ценности. Это и составляет содержание морали.

Этика Платона, которая была раскрыта в его произведениях «Федон» и «Государство» основана на понимании добра как высшей цели нашей деятельности. В чём состоит осуществление добра на земле? Оно – не в достижении личного счастья, а в совершенном обществе. Этика Платона – не индивидуальная, а социальная, она органически связана с политической теорией государства.

Платон делит на три типа в зависимости от того, какая по своему составу душа преобладает в них: разумная аффекктивная (эмоциональная) или вожделенная (чувственная). Им соответствуют и разные типы добродетели. Если преобладает разумная, то людям свойственна мудрость, которая состоит в истинном знании, т.е. в знании идей (идеалов), а следовательно – в понимании, что все служит для возможно большего существования добра. Кроме того, мудрость – это принимаемые разумом решения, направленные только добру. Люди этого типа привержены к правде, справедливости и умеренности во всём, касающемся чувственных наслаждения. Их Платон называл философами, мудрецами, и отводил им роль правителей в идеальном государстве.

При преобладании аффективной части души человек отличался мужеством, отвагой, умением подчинять страсти долгу. Эти качества необходимы воину или «стражу», который охраняет государство. Люди же с душой вожделеющего типа должны заниматься физическим трудом, т.к. они слишком привержены к телесно-физическому миру. Это крестьяне, ремесленники, обеспечивающие материальную жизнь государства.

Платон считал, что в каждом человеке есть все три части души, но преобладает какая-либо одна из трёх. То же относится и к народам. Так, у греков чаще, чем у других народов, рождаются, по Платону, люди с преобладанием разума над другими частями души. У фракийцев же преобладала аффективная часть души, и этот народ отличался смелостью и отвагой. А среди финикян преобладала низменная часть души, для них характерно стяжательство, они отличались корыстолюбием, успехами в торговле и пр.

Для полного развития добродетели справедливости, считал Платон, необходимо соединение людей в такое государство, в котором все было бы приспособлено к этой цели. Цель государства, т.е. смысл его существования, состоит в обеспечении справедливости. Получается, что цель его – этическая. Однако исторические причины возникновения государства иные – экономические. Но так как смысл всего существующего – осуществление добра, то и смысл государства – то же. Если государство организуется вне нравственных целей, то оно не будет прочным. Платон предложил свое понимание государственного устройства соответствующего цели – достижению справедливости. Граждане в нем должны быть разделены на три сословия (которые соответствовали трем частям души). Первое сословие – правители, архонты. Добродетель, присущая им – мудрость, поэтому они называются и мудрецами, философами. Второе сословие воины, их добродетель – мужество, а обязанность служить архонтам, помогать им управлять низшим сословием и охранять государство от внешних врагов. Третье сословие – люди, заботящиеся о материальном благе общества. Их обязанность – приобретать материальные блага и культивировать в себе добродетель умеренности. Это сословие землевладельцев, ремесленников, торговцев, промышленников и т.п., оно должно быть в полном подчинении у правителей (как низшая часть души должна подчиняться низшей).

Для того, чтобы два высших сословия соответствовали своему назначению, не отвлекались от него, они должны быть поставлены в особые условия. Какие? Отсутствие у них частной собственности, семьи и полное равноправие женщины. Плату за свои труды они получают натурой от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна к накоплению. Есть добродетель, которая, по мысли Платона, должна быть присуща всем сословиям – это мера. Ничего сверх меры – принцип, общий для большинства греческих философов.

Платон считал, что существуют вполне независимые от мнений, данные в самой природе вещей добро и справедливость. Сумма наличных чувственных вещей не есть добро, чувственный мир полон несовершенства, он и не существует как истинно действительный. В полной мере, подлинно существует только идеальное, духовное бытие, мир идей, в котором и живут добро, справедливость, мужество, красота и т.п. Во внешнем мире они не встречаются в чистом виде, а всегда замутнены, искажены человеческими слабостями, капризами, непостоянством характера и т.д. Таким образом, Платон поставил этику в тесную связь с метафизикой. Этика превращается у него в часть единой стройной науки о действительно сущем.

Основной книгой Платона, анализирующей проблемы морали у Платона, является «Государство». Там он пишет, что воспитание нравственности есть одновременно строительство государства. Причина порочности государства не в том, что там правят демократы или олигархи, а в нравственном падении граждан, независимом от политических форм. Поэтому учение об этике неразрывно связано у Платона с учением о государстве. Платон нарисовал схему основных добродетелей – мудрость, храбрости и самообладания. Взятые вместе, они и составляют то, что называется справедливостью. Мудрым человек будет постольку, поскольку его разум выполняет свою задачу – познает действительно существующее; храбрым, - поскольку его воля помогает разуму в подчинении и обуздании неразумного элемента (тела, чувства), умеренным – посколку животные стремления выполняются тихо и мирно, не причиняя духу беспокойства и волнений. Душа, в которой царит такой порядок, является хорошей, она более всего выражает идею человека. Главное в жизни души – деятельность разума. А эта деятельность состоит в познании мира идей, чем и занимается философия. Философия – есть высшее содержание и высшая цель человеческой жизни.

Платон мечтал о таком государстве, где цари будут философами, а философы – царями. Где каждый человек будет счастлив, поскольку занимает свое место согласно своим способностям и не мечтает на о чем другом. Такое общество и будет в высшей степени моральным.

Главная цель государства – воспитать людей добродетельными. Достигнуть добродетеля и избежать ее противоположности – высшая цель нашей жизни. Дорбродетель – это совершенство тела, души, всег живого существа в целом. Оно возникает не случайно, а в следствие правильного порядка или в результате направленного воспитания. Любое существо становится хорошим если в нем реализуется присущий ему внутренний порядок – «космос». Усилия отдельных людей, как и всего государства, должны быть направлены на достижение этой цели, иа не на удовлетворение своих желаний. Стремление к их удовлетворению может привести к тому, сто люди начнут жить как разбойники, а того, кто так живёт, ненавидят и люди и боги. Никакое сообщество не может существовать на такой основе, а там, где нет сообщества, не возникает и дружба между людьми. Мудрые люди, считал Платон, понимают, что земля и небо, люди и боги тяготеют к дружбе и сообществу, и для этого необходимы дисциплина и самоограничение. Поэтому Вселенная и называется Космосом (Порядком).

В своем диалоге «Горгий» Платон устами Сократа говорил, что смерть есть не что иное, как разделение двух вещей – души и тела, и когда они таким образом разделятся, каждая сохраняет почти то же состояние, как было при жизни человека. Тело сохраняет и природные свойства, и все следы лечения и недугов: например, если кто при жизни был крупный – от природы ли, или от обильной пищи, или от того и другого вместе, -его тело и после смерти останется крупным, если тучный – останется тучным, и т.п. То же самое происходит и с душою. Когда душа освободится от тела и обнажится, делаются заметны все природные ее свойства и все следы, которые оставило в душе человека каждое из его дел. И вот умершие приходят к судье и он рассматривает душу каждого, не зная, кто перед ним, и часто, глядя на какого-нибудь царя или властителя, обнаруживает, что нет здорового места в этой душе, что вся она покрыта рубцами от ложных клятв и несправедливых поступков,- рубцами, которые всякий раз искривлена ложью и бахвальством, и нет в ней ничего прямого, потому что она никогда не знала истины. Судья видит, что своеволие, роскошь, высокомерие и невоздержанность в поступках наполнили душу беспорядком и безобразием, и, убедившись в этом, с позором отсылает ее прямо в темницу на заслуженные муки. Каждому, кто несёт наказание, предстоит, если он наказан правильно, либо сделаться лучшим и таким образом извлечь для себя пользу, либо стать примером для остальных, чтобы луцшими сделались они, видя его муки и исполнившись страха. Кара от богов и от людей идет на благо тем, кто совершает проступки, которые можно искупить, но и в загробном мире, они должны пройти через боль и страдания: иным способом невозможно очистить себя от несправедливости. «Худшие преступники выходят из числа сильных и могущественных, но, разумеется, и среди них могут появиться достойные люди, и тогда они заслуживают особого восхощения. Ибо это трудно и потому особенно похвально – прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость. Таких людей немного, но они были и, я надеюсь, будут и впредь и здесь, и винных краях – честные и достойные люди, чья добродетель в том, чтобы справедливо вершить дело, которое им доверено».

Такова теория Платона о совершенном и справедливом государстве как высшем счастье. Возможно ли в жизни подобное идеальное государство? Нет конечно. Тем более в таком виде, когда идея вылилась в довольно жестокую схему, реализация которой могла бы привести разве что к тирании. Академия Платона просуществовала значительно дольше всех философских школ (с 347 г. до н. э., т.е. после смерти Платона, до 529 г. н. э. – более восьми столетий)


Список использованной литературы

1. Платон «Горгий» Платон. Собрание сочинений в 4 т. Том 1 – М.: 1990

2. Гусейнов А.А. Этика – М.: Гардарики, 2000 г

3. Немировская Л.З. Философия – М.: 1999

4. Журнал Вопросы философии №4 2005 года - Фролов С.С.


Платон «Горгий» // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Том 1 – М.: 1990 с. 572

16. Этическое учение Платона

ПЛАТОН (ок. 427–347 до н.э.), греческий философ и педагог. Родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же в возрасте 80 или 81 года. Его отец Аристон (умерший, когда Платон был еще ребенком) принадлежал к семье, которая играла видную роль в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид, родич и друг великого афинского законодателя Солона. После смерти Аристона Периктиона вышла замуж за своего дядю Пирилампа, близкого друга и сподвижника Перикла. Таким образом, Платон вырос в семье, члены которой традиционно готовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеалами греческой демократии.

Философия Платона не представляет собой законченной и всеохватывающей системы. Платон постоянно подвергал все сомнению. В некоторых диалогах он, по-видимому, вообще не приходил к каким-либо выводам, в других – ставил вопросы, вызывая сомнение у тех читателей, которые испокон веков истолковывали этот критический дух как разъедающий скептицизм. Однако такое заключение не принимает во внимание других особенностей его произведений.

От некоторых концепций и учений Платон никогда не отказывался, хотя часто подвергал их шлифовке и переработке. Ниже мы наметим некоторые из этих учений. Их можно считать собственными выводами Платона и основой подлинного платонизма. Предпринимая такую попытку, мы будем следовать традиционному делению философии на этику, теорию познания и теорию природы. Само это разделение возникло в ранних школах платонизма в результате изучения диалогов.

Этика. Платон писал диалоги с единственной целью: помочь людям понять сущность благой жизни и побудить их жить в соответствии с таким пониманием. Благую жизнь Платон называл «подражанием Богу». О том, что главная его цель носила моральный или практический характер, свидетельствует не только VII письмо, но и тот факт, что итоговые произведения Платона раннего и зрелого периодов – Государство и Законы были посвящены прежде всего практическим вопросам. Для этики Платона характерны следующие основные положения.

Все люди по природе стремятся к благу. Во всех вещах от природы присутствует стремление улучшать и совершенствовать свое бытие. Человек не составляет исключения из этого правила. Когда душа реализует эту естественную склонность, результат ее правильной деятельности называется добродетелью. То же происходит, когда хорошо и в согласии с природой работает тело; такое состояние мы называем здоровьем. Эта концепция, позже получившая название естественного закона, лежит в основании всей этики Платона.

Добродетель есть знание. Как и искусством, добродетелью невозможно овладеть без усилий или по счастливой случайности. Человек не может поступать хорошо, если не знает, что именно он делает, а также почему и как это следует делать. Источником всякой добродетели является знание, причем знание не просто абстрактное, теоретическое, но конкретное и практическое (не исключающее, однако, и теории), подобное навыкам искусного ремесленника, понимающего, что он делает и как это следует делать.

Самые дурные поступки совершаются невольно, или вопреки воле, в том смысле, что противоречат ее естественной и основной направленности на благое. Человек, совершающий такие поступки, находится в худшем положении, чем тот, кто знает благо и его желает, но отдался страстям или воле случая. Первый не может избежать зла, ибо извращены сами движущие им силы: он полагает, что знает то, чего на самом деле не знает, и думает, что желает того, чего на самом деле не желает, т.е. блага.

По природе душа важнее тела, поскольку душа пользуется телом как орудием, а все использующее выше используемого. Поэтому здоровье души (добродетель) важнее здоровья тела, и высшим делом человека является «забота о душе». Порок хуже смерти, и хуже совершить несправедливость, чем ее претерпеть, поскольку совершающий несправедливость калечит свою душу.

Четыре основные добродетели души – это мудрость, справедливость, мужество и умеренность. Мудрость направляет действие к цели; справедливость воздает всем вещам то, что им причитается в соответствии с подлинными нуждами и возможностями каждой, как понимает их разум; мужество, невзирая на препятствия, доводит до конца мудрые и справедливые дела; умеренность представляет собой гармонию различных частей души в согласии с разумом.

Само по себе удовольствие не является ни благом, ни злом. Существуют как добродетельные, так и порочные наслаждения, однако добродетельные наслаждения, которыми сопровождаются разумные действия и которые соответствуют природе, приносят гораздо большее удовлетворение, нежели порочные.

Итак, не существует конфликта между действительным долгом и подлинным интересом человека. Долг и польза в конечном счете совпадают. Главная наша обязанность – быть самими собой и во всем хранить себе верность. И в конечном счете это окажется гораздо более приятным и полезным, чем дурными и неразумными поступками уродовать свою природу.

Человек по своей природе существо общественное. Даже самые простые нужды невозможно удовлетворить без помощи других людей. Эти элементарные нужды распадаются на три группы, которые требуют осуществления в любом человеческом обществе трех основных социальных функций: приобретение и сохранение знания, активное общественное служение и производство материальных предметов, необходимых для поддержания здорового образа жизни. Эти три функции реализуются в учителе, воине и работнике. Каждый член общества обязан исполнять хотя бы одну из них. В Государстве люди, исполняющие соответствующие обязанности, именуются правителями (философами), служителями (стражами) и ремесленниками. Эти функции и все сопряженные с ними ремесла и профессии подчиняются естественной иерархии. Политическое искусство должно направляться знанием, а производство – политическим искусством, имеющим в виду благо всего общества. Среди прикладных важнейшим должно быть искусство поддержания здоровья – гигиена.

Ведущие посты в государстве люди должны занимать благодаря своим заслугам, а не по наследству. В числе радикальных реформ, намеченных в Государстве, можно назвать следующие: право каждого ребенка на образование и на занятие в будущем, при условии соответствующих способностей, самых высоких постов; право женщин на участие во всех видах общественной деятельности, в том числе и в управлении; искоренение во всем обществе как крайней нищеты, так и чрезмерного богатства; введение совместных трапез и общей собственности.


Соответствующие структуры) из-за сложности и противоречивости ситуации, связанной с конкретными моральными дилеммами, для чего приглашаются компетентные независимые специалисты по этике бизнеса со стороны. Раздел 3 Практическое применение деловой этики и этикета на отечественных и зарубежных предприятиях. 3.1. Кодекс принципов деловой этики и этикета компании "Юнилевер" (Unilever) (Англия- ...

Качествах, о статусе учреждения или фирмы, в которой они работают. В этих деталях, бросающихся в глаза посетителям и клиентам, проявляется «деловой стиль», элементы этики, корпоративной культуры и этикета, возникающих сейчас в России. В нашей деловой сфере весьма важно придерживаться норм служебной субординации, основанной на обязательном подчинении младших старшим, правилах служебной дисциплины...

Помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество. 7. Происхождение профессиональной этики Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много...




Выявлены основные элементы этикета. На вопрос «Какими элементами этикета необходимо обладать госслужащему?» – ответы расположились следующим образом (Рисунок 8) Рисунок 8 – Главные элементы этикета государственных служащих Этот вопрос был поставлен в открытой форме и преследовал главную цель – выявить, насколько этические и профессиональные аспекты сочетаются в содержании жизнедеятельности...