Астрология Камни Магия

Тибетские амулеты и их значение — магия древних символов. Благоприятные символы буддизма Символы религии буддизма

Есть легенда, гласящая о том, что когда Божественный Мудрец из рода Шакья достиг Совершенного Пробуждения, ему были преподнесены восемь благоприятных символов (санскр. aṣṭamaṅgala; тиб. bkra shis rtags brgyad): золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, бесконечный узел и зонт. Эти символы популярны в Тибете и в странах, куда буддизм распространился по северной ветви. Изображения Восьми Благоприятных Символов часто встречаются в буддийских монастырях, многие верующие держат их в домах, как символы благополучия и процветания.

Восемь Благоприятных Символов очень древние, они встречаются также в индуизме и джайнизме.

В северной традиции буддизма получила развитие символическая передача Учения. Каково значение буддийских символов? Без понимания их смысла символы становятся просто украшениями, красивыми картинками и безделушками. Рассмотрим значения Восьми Благоприятных Символов и поразмышляем над их смыслом.

Золотые рыбы

Две золотых рыбки – это символ преодоления Океана Сансары и достижения Нирваны. Достижение Нирваны в буддийских сутрах сравнивается с достижением Того Берега. Что значит "тот берег"? Здесь есть этот берег. "Этот берег" означает грубый мир, Мир Страстей. Также можно сказать, что это мир шести путей. Далее, наше подсознание имеет тесную связь с Миром Форм и непосредственное отношение к нашему перерождению, и его называют океаном перерождений. Того, кто отплыл в этот океан, вновь и вновь сносит в Мир Страстей, – так снова и снова происходит повторение процесса перерождений. Где же находится Тот Берег? Это Мир Без Форм. Если у нас много мирских желаний, при попытке достичь Того Берега они станут непреодолимым препятствием, подобно бушующим волнам в океане. А для святого, вошедшего в этот океан перерождений, не возникнет препятствий, поскольку он одержал победу над собственными мирскими желаниями. Поэтому золотые рыбки (санскр. suvarṇa matsya, тиб. gser nya, букв. золотая рыба) – это также символ победы над мирскими желаниями: рыбы не боятся океана и плывут, куда хотят. Золотой цвет символизирует заслуги, обретенные в процессе духовной практики. А почему две рыбки? Не является ли это подсказкой, что в духовной практике для нас важно не только накапливать заслуги добродетельными поступками тела, речи и мыслей, но и развивать мудрость?

Есть и другие интерпретации. Золотые рыбы – это две реки Индии: священный Ганг и Ямуна – его самый длинный и полноводный приток. Таково до-буддийское толкование древних символов. В древней символике эти сливающиеся в одну реки олицетворяли правый и левый канал в тонком теле человека.

В древнем тексте под названием "Арьямангалакутанама-махаяна-сутра" глаза Будды образно сравниваются с двумя золотыми рыбками.

Раковина

Белая раковина, у которой спираль закручена вправо – это весть о Просветлении Будды, а также благая весть всем существам о возможности для каждого реализовать природу будды. Раковина (санскр. śaṅkha, тиб. dung – букв. раковина; тиб. dung dkar g.yas "khyil, dung dkar g.yas su "khyil ri can – букв. белая раковина со спиралью, закрученной вправо) в древности являлась музыкальным духовым инструментом, поэтому естественно, что она символизирует звук.

В природе часто встречаются раковины с левосторонней закруткой спирали, поэтому редкие раковины с правосторонней спиралью в сознании людей ассоциировались с особенными признаками, и они считались священными. Направление закручивания их спирали связывалось с направлением движения по небу небесных светил: солнца, луны, планет и звёзд.

Подобно тому, как звук раковины распространяется во всех направлениях, так и Учение Будды распространяется повсеместно, побуждая живых существ пробудиться ото сна неведения. Однако одни существа улавливают в этих звуках смысл, другие же из-за своих омрачений ничего не понимают.

Драгоценный сосуд

Драгоценный сосуд (санскр. nidhānakumbha, тиб. gter gyi bum pa, букв. кувшин с сокровищем) – это символ долгой жизни и здоровья. Также его считают символом богатства и благосостояния. "Кумбха" на санскрите означает горшок для воды, кувшин, поэтому у драгоценного сосуда соответствующая форма. Крышку сосуда венчает большая драгоценность, это означает, что перед нами драгоценный сосуд. Драгоценность, венчающая крышку сосуда, – это драгоценность, исполняющая задуманное (санскр. чинтамани). По поводу содержимого сосуда есть две интерпретации. Первая – внутри нектар бессмертия. Вспомним, что на тханках такой сосуд с эликсиром бессмертия держит и Будда Амитаюс, и Мандарава – ученица Падмасамбхавы, реализовавшая с Гуру Ринпоче уровень видьядхары бессмертия. ("Они обрели сиддхи видьядхары вечной жизни, так что стали неподвержены старению и смерти". Из жизнеописания Мандаравы.) Однако Учение Будды говорит нам: ничто не вечно в Трёх Мирах, вечна только наша изначальная природа – состояние за пределами рождений и смерти. Практиками долгой жизни практикующий может устранить препятствия для жизни и продлить жизнь. Таким препятствием может быть недостаток жизненной энергии. Продление жизни приобретает особую ценность, если человек практикует для достижения Освобождения, накапливает заслуги и мудрость, совершенствуется в святой любви и сострадании, и поэтому нужен многим живым существам.

В эзотерическом смысле нектар бессмертия означает непрерывность сознания. Обретение непрерывности сознания позволит вам без искажений перенести знания и опыт этой жизни в свою следующую жизнь. Вы сможете на собственном опыте познать, что такое стекающий сверху нектар бессмертия, когда достигните ступени удовольствия из процесса радость-удовольствие-тишина-лёгкость. Благодаря нектару бессмертия сознание становится ясным и непрерывным.

Согласно другой интерпретации, драгоценный сосуд – это сосуд, наполненный драгоценностями. Сколько бы их не брать из сосуда, драгоценный сосуд не опустошается от этого. Что олицетворяют такие драгоценности? Это благое воздаяние за те добродетельные поступки, которые мы совершаем. Если мы накапливаем хорошую карму, мы обязательно пожнём плоды счастья. И ещё о значении чинтамани. Драгоценность, исполняющая задуманное, является атрибутом Будды Ратнасамбхавы и семейства Ратна. В Мир Ратнасамбхавы попадают существа, накопившие заслуги с помощью сильной воли. Значит, параллельно с добродетельными действиями, нам следует укрепляться в терпении, стойко перенося возвращение плохой кармы за наши неблагие деяния, совершённые в прошлом. Драгоценность, исполняющая задуманное, – это символ великих заслуг, обретённых в результате правильной духовной практики, символ заслуг, позволяющих осуществить задуманное.

Лотос
Цветок лотоса (санскр. padma; тиб. pad ma, букв. лотос) – символ святой любви и святого сострадания. А святая любовь и сострадание, входящие в четыре неизмеримости, указывают на душу бодхисаттвы.

Если лотос – белого цвета, тогда он также символизирует духовную чистоту, святость. Однако такой лотос на санскрите называют "пундарика", а словом "падма" обозначают розовый лотос. Розовый лотос символизирует Спасителя, а значит и самого Будду.

Лотос корнями уходит в ил, стебель его проходит сквозь толщу воды, а лепестки лотоса поднимаются над водой, они чисты и открыты солнцу. Сознание святого свободно от загрязнений, – три корневых яда не могут отравить ум просветлённого подобно тому, как мутная вода не может удержаться на чистых лепестках лотоса.

Колесо Дхармы

Золотое колесо (санскр. cakra; тиб. "khor lo, букв. колесо) с восьмью спицами символизирует Дхарму, Слово Будды. Восемь спиц этого колеса символизируют Благородный Восьмеричный Путь.

Поворот Колеса Дхармы в буддизме ассоциируется с открытием и изложением истинного Закона. Первая проповедь Будды, после достижения им Совершенного Пробуждения, получила название "Первый Поворот Колеса Дхармы". Четыре Благородных Истины были объяснены Буддой в трёх циклах, или оборотах Колеса Закона.

Знамя Победы

Знамя Победы (санскр. dhvaja, тиб. rgyal mtshan) символизирует победу Дхармы над неведением, а вместе с этим – преодоление препятствий Мары. Знамя установлено на вершине горы Меру (Сумеру).

Сумеру, или вселенская Гора Совершенства, как считается, нерушима, пока существует наша Вселенная, включающая Мир Страстей и Небеса Брахмы. Знамя Победы установлено на вершине горы Меру, – разве это не символ, что Учение Будды нельзя уничтожить, поскольку оно есть Закон Вселенной?

Бесконечный узел

Бесконечный узел (санскр. śrīvatsa (?), тиб. dpal be"u) имеет несколько интерпретаций. Одни интерпретируют его, как представление бесконечного круговорота бытия, другие – как символ вечности, третьи – как знак неисчерпаемости знаний Будды. Это – и символ взаимозависимости всех явлений во Вселенной. Это – и сложная взаимосвязь между мудростью и состраданием в процессе достижения состояния Будды. Здесь можно добавить, что для достижения состояния Будды необходимо идти бесконечно длинным путём Махаяны. Путь бодхисаттвы неизмеримо долог, он не ограничивается несколькими кальпами.

Также есть предположение, что бесконечный узел – это отражение более древнего символа, состоящего из двух переплетающихся змей. Змея – очень древний символ кундалини, возможно, пришедший в Индию из Древнего Египта. Вполне вероятно, что переплетающиеся змеи символизировали движение кундалини по правому и левому каналам тонкого тела, и тогда бесконечный узел имеет отношение к чандали.

Зонт

Драгоценный зонт (санскр. chattra, тиб. gdugs – букв. зонт от солнца, тиб. gdugs mchog – букв. драгоценный зонт, высший зонт) – символ защиты от препятствий, которую даруют нам бодхисаттвы и будды, пока мы идём по пути Просветления до достижения нами природы будды.

В Индии зонт от солнца традиционно был символом защиты, а также царского величия. Поскольку зонт держат над головой, естественно, что он символизирует почёт и уважение. Светские правители имели зонты из павлиньих перьев. В религиозном сознании защита от непогоды связывалась с защитой от загрязнений, пороков и страстей, препятствующих духовному развитию. Подобно тому, как обычный зонт защищает от дождя или палящих лучей солнца, так и драгоценный зонт защищает нас от препятствий на пути к Пробуждению.

В тибетском варианте форма зонта была заимствована из индийского и китайского прототипов зонта от солнца. Она состояла из деревянного каркаса со спицами и шёлкового купола, по краям которого шла оборка или бахрома. Деревянный черенок зонта красили в золотой или красный цвет, шёлк был белым, желтым, красным или разноцветным. В Тибете зонт указывал на статус его владельца: зонт считался и символом светской власти (зонт из павлиньих перьев), и символом духовного могущества. Говорят, что Учитель Атиша был настолько почитаем, что его сопровождали тринадцать зонтов.


После того, как Будда Шакьямуни достиг просветления под деревом бодхи, божества преподнесли ему 8 благоприятных символов: Брахма первым из божеств предстал перед Буддой с золотой Дхармачакрой – Колесом Учения; небесное божество Индра принес белую раковину для провозглашения истинного учения; земное божество Ставара – драгоценный сосуд, полный нектара бессмертия; другие божества принесли Будде двух золотых рыбок, цветок лотоса, знамя победы и драгоценный зонт (Чемитдоржиев). Так трактует легенда.

Все эти восемь символов стали Символами Дхармы, указывающие на непосредственную связь ее с жизнью людей. Эти символы называют также Восемью символами удачи, поскольку Мудрость Учения Будды позволяет достигать благополучия и счастья. Они также считаются самыми лучшими и могущественными талисманами.

Если обладать всеми восемью символами, то обязательно придет полная удача – от духовной гармонии до материального благополучия.

Но можно приобрести какой-то один, в котором по вашему мнению Вы нуждаетесь больше всего.

У Вас конечно же возник вопрос: «Как выбрать именно тот благоприятный предмет?»

Самый «благоприятный предмет» для Вас надо выбирать, прислушавшись к внутреннему голосу. Для этого посмотрите на восемь рисунков, изображающих «благоприятные предметы», и выберите тот, который нравится больше всего. Позвольте свободно течь своим мыслям, но не раздумывайте слишком долго – пусть это будет интуитивная реакция.

Символ Золотое колесо учения с тысячью спиц или еще его называют «Колесо Драхмы» – символ дарования освобождающего Учения Буддой. Будды вращают золотое колесо Дхармы во всех мирах, чтобы помогать существам избавиться от неведения, источника всех страданий. Это колесо обычно изображается с восемью спицами и символизирует достижение спокойствия мудрости и ума.

Такой талисман подойдет для тех, кто находится в поисках родственной души, способной дать счастье и мудрость.

Этот символ генерирует энергию терпимости и гармонии. Его лучше располагать в северо-восточном углу дома.

Пара золотых рыб – Двойная рыба – символизирует независимость, неприятие условностей, раскрепощенность. Этот символ - символ бесстрашия и радости, с которыми рыбка плывет в океане сансары, самостоятельно выбирая направление своего движения и не боясь страданий. Символ легкости и удачности перерождений бодхисаттвы в мирах сансары и способность радостно и беспрепятственно скользить по ее волнам.

Пара рыб – прекрасная защита от несчастных случаев, злых помыслов и косых взглядов. К тому же талисман принесет столь необходимое вам материальное процветание.

В лавках экзотических товаров этот «благоприятный предмет» чаще всего продают в виде брелков и кулонов. Можно их носить и в бумажнике – тогда самым мощным направлением воздействия пары рыб станет защита вашего благосостояния от мошенников и пустых трат.

Символ Пара золотых рыб является прекрасной защитой от несчастных случаев, косых взглядов и злых помыслов. Кроме этого талисман принесет еще и материальное процветание.

Победное знамя – символизирует активность, энергию, общительность, победу учения Будды над невежеством и смертью. Это символ победы над всеми внутренними и внешними ограничениями, преодоления всех препятствий – главным образом, это две завесы: пять мешающих чувств (и их комбинации) и жесткие идеи.

Победоносное знамя – знак военного превосходства. Означает победу над страданием, смертью и невежеством.

Талисман Победное знамя несет удачу в виде счастливого случая, которым только нужно суметь воспользоваться. Его надо помещать туда, где по вашему удача более желательна: в машине, в офисе, дома

За этим талисманом не обязательно отправляться в магазин экзотических товаров. Вы сами можете смастерить себе красивый флажок, главное, чтобы в нем сверху вниз присутствовали три цвета – алый, зеленый и белый.

Бесконечный или Мистический узел – символизирует уравновешенность, единство мудрости и сострадания, преданность и гармонию.

Бесконечный узел – символ бесконечности интеллектуального познания и внеконцептуальной глубины Учения Будды (Дхармы). Он демонстрирует взаимозависимость всех обусловленных вещей и явлений, проявляющихся в мире, а также единство, недвойственность проявлений и пустоты.

Мистический узел изображают на кулонах и других ювелирных изделиях, на предметах декоративно-прикладного искусства (шкатулках, вазах, ширмах), вышивают на одежде, вплетают в узор ковров. Используете ли вы его для оформления интерьера или в качестве аксессуара туалета – работать он будет одинаково хорошо.

Этот символ иногда называют «узлом счастья». Он притягивает энергию здоровья и долголетия, оберегает от разочарований в людях. А еще гарантирует долгую и счастливую жизнь с любимым человеком.

Драгоценный белый зонт – символизирует защиту от негативных влияний, он привлекает энергию всеобщего уважения и успеха. Такой зонтик лучше разместить в доме по диагонали от входной двери, чтобы препятствовать всякому негативу.

Драгоценный зонт – символ царственного величия и защиты, богатства, власти и социального статуса. Даруемая драгоценным зонтом прохлада защищает от палящих лучей страданий, непреодолимых несбыточных желаний, неврозов и вредоносных сил.

Зонтик подразумевает защиту от негативных влияний. Кроме того, он – эмблема достоинства и высокого ранга (зонтик на Востоке всегда держали над вельможами в знак почтения к ним). Этот «благоприятный предмет» привлекает энергию успеха в карьере и всеобщего уважения – при условии, что он красный или пурпурный и сделан из чистого шелка.

Символ Белый цветок лотоса – символизирует сдержанность и симпатию, чистоту учения. Цветок Лотоса указывает на Пробуждение – полный расцвета потенциал Будды. Подобно тому, как цветок лотоса растёт из тины и грязи и раскрывается, сохраняя незапятнанной свою красоту на поверхности болота, так же и существа пробиваются сквозь загрязнения и омрачения сансары, пронося по жизни сияющие качества абсолюта – «ума», такие как интуитивная мудрость, радость, бесстрашие, активное сочувствие и любовь.

Лотос – образ чистоты и совершенства. Его энергия способствует ощущению покоя и умиротворенности, предотвращает измены и предательство, направляет мысли к благим целям. Приобрести картину или какую-нибудь вещицу с изображением лотоса – не проблема, а наибольшую пользу она принесет, если вы поместите ее в гостиной или спальне.

Этот талисман лучше расположить в гостиной или спальне.

Белая раковина закрученная по часовой стрелке – символизирует музыкальность, романтичность, эмоциональность. Это символ вибрирующего звучания Дхармы, пробуждающего существ от сна неведения. Достигая ушей существ, с разными способностями и предрасположенностями, звуки Учения Будды резонируют с внутренней природой Будды существ, открывая всем путь к освобождению, побуждая прислушаться к лучшему в себе, задуматься, а впоследствии вступить на Путь Бодхисаттвы.

Для привлечения «удачи репутации» лучше разместить этот символ в южной части дома, а чтобы наладить любовные дела – в юго-западной.

Позитив несет лишь та раковина, у которой внутренняя поверхность светлая. Это прекрасный талисман для тех, чья работа требует умения ладить с людьми и кому на пользу известность.

Драгоценный сосуд, исполняющий все желания (ваза) – символизирует изысканность, щедрость и рассудительность. Это символ тайного сокровища, хранилище нектара благополучия, здоровья и долгой жизни. Из нее неисчерпаемым потоком сыплются драгоценности, давая тому, кто развивается на духовном пути, защиту от нищеты и безвременной смерти.

Хрустальная или фарфоровая ваза – резервуар для накопления хорошей энергии. Если красивую вазу наполнить ценными предметами (украшениями или денежными купюрами), она будет привлекать богатство.

Любой благоприятный символ, помещенный в вазу, будет усиливать свое действие.

Фарфоровая или хрустальная ваза – сосуд для накопления позитивной энергии. Если такую вазу наполнить ценными предметами, то она привлечет богатство. Если поставить в нее сосновую ветку – то это обеспечит счастливую жизнь семейной пары.

Леонтьева Е.В. Путеводитель по буддизму: иллюстрированная энциклопедия. М., 2012. с.243-245.

Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы//Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., 2010.

Другие символы и понятия

Это особая мистическая формула из звуков. Само слово на санскрите означает защита («трая») ума («манас»). Повторение звуков мантры в сочетании с особыми положениями тела (асана), ритуальными жестами (мудра) и специальными визуализациями способно быстро пробудить природу Будды - - просветленную сущность ума практикующего. Мантры издревле применялись в различных духовных традициях Индии.



Символ абсолютной чистоты в буддийской традиции. Обычно лотос растет в грязной воде, являя удивительную чистоту и красоту. Поэтому он также символизирует отречение от мирского. Изображение Будды, сидящего или стоящего на этом цветке, означает, что он находится за пределами круговорота перерождений. Ему уже неведомы гнев, желания, гордыня, похоть, ревность. Лотос почитается как божественный цветок, на нем покоятся стопы божеств и бодхисаттв. Также лотос - один из женских символов в тантре. Белый лотос (пундарика) -атрибут бодхисаттв Авалокитешвары, Манджушри и Тары. Символизирует также редкость и мимолетность. Розовый лотос (кама-ла) в тибетском буддизме символизирует солнце, а также страсть. Голубой лотос (утпала) или «ночной», является атрибутом многих божеств.


«ОМ» или «АУМ» . Слог Вселенной, символ абсолюта. Другой вариант произнесения «ОМ» - это «АУМ». Согласно Упанишадам «ОМ» означает четыре стадии сознания: «А» пробуждение, «У» -- состояние сна, «М» - глубокий сон, а четвертая стадия весь слог - просветление. В буддизме «ОМ» - - символ Тела всех Будд или Нирманакаи - видимого, проявленного аспекта Будды.

Это чистое измерение или обитель Будд, сотканная из света. Она представляется в форме дворца или храма с дверями, находящимися в направлениях четырех сторон света. Все символы, атрибуты, божества изображаются- согласно строгой традиции. В центре дворца-мандалы визуализируется особый слог-семя, из которого, в зависимости от вида практики и традиции, постепенно или мгновенно возникает тело йидама, нераздельное с сознанием практикующего.

Мандалы изображаются в виде симметричной диаграммы, которая является планом дворца божества. Изображения мандал для разных божеств строго канонизированы. Иногда мандалой называют всю вселенную. Мандалай также называется набор круглых блюд, которые на алтаре ставятся одно на другое, заполняются рисом и символизируют подношение всех богатств вселенной Будде.




Сооружение, символизирующее просветленный ум Будды. Поэтому является самым священным сооружением в буддизме.

Также является вертикальной моделью мироздания (в противоположность мандале - горизонтальной). Ее
части означают пять элементов, составляющих Вселенную (земля, огонь, ветер, вода, простран­ство), а сту­пеньки наверху - уровни ме­дитации для обретения Просветления.

Также ступа символизирует пять чакр и тело Будды. Основание ступы обозначает трон Будды, поднимающиеся от него ступе­ни вверх - его скрещенные ноги, купол - торс, башенка под шпилем всевидящие глаза, верх - ушнина, выпуклость, имеющаяся на темени Будды.

Ступы начали устанавливать после смерти Будды в местах, с ним связанных, как могильные курганы для погребения праха Будды и других подвижников. По традиции в них хоронят великих лам и святых. Ступа может выполнять охранительную функцию, а также служить знаком пересечения космических энергий в данном месте.

В разных странах есть свои традиционные формы ступ. В Тибете, есть 8 канонических видов ступ. В Непале небольшие ступы называются чайтьи. Кроме того, в долине Катманду расположены крупнейшие ступы Сваямбху и Боднатх.


Один из древних благоприятных символов, встречающийся в большинстве традиций Востока. К сожалению, его взяли на вооружение нацисты, и у многих он ассоциируется с ними, что совершенно неверно. В переводе с санскрита «Свастика» звучит как «Делать хорошо для других».

Свастика это знак, изображенный на стопе Будды. Буддисты верят, что он является признаком Просветления и вечности, символом эзотерического учения Будды. Четыре конца на изображении свастики обозначают четыре безмерные качества: беспристрастность, сострадание, любовь и радость. Свастика может закручиваться в обе стороны. В буддизме и индуизме она обычно закручивается по часовой стрелке, а в древней тибетской религии бон и иранской маздаизме - против.


Символ трех драгоценностей, буддийского Прибежища - - Будды, Дхармы и Сангхи.


Лунгта. Молитвенный флаг или флаги пяти цветов (белые, желтые, красные, зеленые, голубые), символизирующие пять основных элементов. На этих флажках написаны священные тексты, изображения богов и мистические диаграммы. Лунгта вывешиваются в специальных местах (на вершинах гор, перевалах, крышах домов или между деревьями). Считается, что ветер, развевающий флажки, активизирует написанные на них мантры, и это гармонизирует окружающее пространство, создает благоприятное жизненное окружение.

Вращающийся на ручке барабан, внутри которого вложены многочисленные свитки из тонкой бумаги со священными мантрами. Молитвенные барабаны очень популярны в Тибете. Они различаются по форме и размеру. Обычно внутри барабана находится мантра «Ом Мани Пад-ме Хум», главная мантра тибетского буддизма, развивающая сострадание ко всем существам шести миров. Существует убеждение, что, вращая барабан по часовой стрелке, активизируется энергия мантр, находящихся внутри него, что приносит пользу тому, кто выполняет эту работу, а также этот человек гармонизирует окружа-ющее пространство.

Это колесо, сосредоточение мистической силы и абсолютной завершенности. Символ совершенства в буддизме. Чакра также символизирует силу Кришны и Вишну в индуизме.

Это центры энергии в тонком теле человека, расположенные вдоль центрального канала. Тибетские тантры и медицина перечисляют в разных. традициях пять, а иногда только четыре чакры.

Гау. Гау - это медальон, внутри которого находится божество-защитник или священные предметы. Гау должно всегда находится с человеком, куда бы он ни направлялся. Гау также используют в религиозных ритуалах. Считается, что божество внутри гау помогает добиться целей и защищает человека. Гау обычно изготавливается из металла, украшенного ювелирной сканью, камнями, чеканкой и т.п.

Лев, царь зверей, в древне-индийской культуре был символом владычества и защиты. В буддизме лев стал важным символом Будды, одним из имен которого стало Шакьясимха, т.е. «Царь рода Шакьев». Речь Будды иногда называют «Львиный рык», что символизирует превосходство его учения над всеми другими доктринами. Будду часто изображают на троне, который несут на спине восемь львов, которые представляют восемь великих бесстрашных Бодхисатттв.

Вместе с буддизмом лев «перелетел» через Гималаи в Тибет. Белый снежный лев с бирюзовой гривой стал национальным символом Тибета. Его изображение можно увидеть на Тибетском государственном флаге, на печатях и штампах, на монетах и банкнотах, на значках и личном гербе Далай-Ламы. На тангках часто изображают пару снежных львов, играющих на вершине снежной горы. Снежный лев нередко изображается рядом с йогинами. Эзотерический смысл этого заключается в том, что духовная реализация йогина подобна льву: грива символизирует обладание тайными учениями, взгляд в пространство - - отречение от мирского, а способность снежного льва прыгать с одной вершины на другую указывает, что йогин обрел абсолютную свободу.



Тангка.
Это тибетская икона, писанная минеральными красками. На тангках изображают Будду или различных Бодхисаттв. Первые танки появились в Тибете в 8 веке. Тангка рисуется |монахами или людьми, имеющими особое посвящение. Помимо красок художники также используют настоящее золото и серебро, что увеличивает ее стоимость. Изображения подчиняются строгому канону пропорций. Тангки, выполненные в строгом соответствии с правилами, пишутся только на заказ и стоят очень дорого.

Тангка. Это тибетская икона, писанная минеральными красками. На тангках изображают Будду или различных Бодхисаттв. Первые танки появились в Тибете в 8 веке. Тангка рисуется монахами или людьми, имеющими особое посвящение. Помимо красок художники также используют настоящее золото и серебро, что увеличивает ее стоимость. Изображения подчиняются строгому канону пропорций. Тангки, выполненные в строгом соответствии с правилами, пишутся только на заказ и стоят очень дорого.

. Универсальная мантра сострадания, проявляющая это качество в каждом живом существе.



Изготавливается из дерева или человеческого черепа. Люди, которые держат в руке чашу для подаяния, сделанную из черепа, обладают шаманской или магической силой. Однако на практике, эту чашу используют аскеты для сбора пожертвований;


Фаллический символ бога Шивы и его всемогущества. Форма лингама символизирует бесформенность природы и чистое сознание. Лингам часто изображают вместе с Йони, женским сексуальным органом, который символизирует источник из которого происходит творение.


. Символ Вишну. Жезл, сделанный из кости человека, на конце которого череп, носят Дурга, Кали, Бхайраб.

Книга (Пустака) . Пустака - это религиозная книга, на тибетском языке называемая «Потти». Является хранилищем духовного знания и учения Будды. Она очень почитается преданными. В соответствии с буддистской традицией такая книга изображается на цветке лотоса.


В тибетском буддизме зеркало символизирует пустоту мира. Во время церемоний похорон священник показывает зеркало, читая при этом священные тексты, душе умершего, для того чтобы он осознал пустоту мироздания.


Это маска иллюзии, проявления божественного. Она используется как в индуизме так и в буддизме. Буддийские монахи ее применяют во время праздничных церемоний, на фестивалях «Мани Римду», «Бакпа», которые проводятся, как правило, в районе Гималайских высокогорий. Эта маска предназначена для отпугивания демонов.


Сукунда. Так называется масляная лампа с резервуаром для масла, используемая в качестве лампы для пожертвования.

Дипа (Лампада). Огонь этой лампады обозначает просветление ума человека. Используется во время ритуальной церемонии подношения божествам. Для этого внутри такой лампады обычно находится ги топленое масло.
Калаша (Ваза). Имеет высокое горлышко и используется для хранения святой воды. Считается, что святая вода -- это эликсир, выпив который человек обретает бессмертие. Однако, согласно буддизму, эта вода очищает ум человека и является одним из восьми благих символов.



Кувшин с водой, используемый во время ритуалов, как сосуд для очищения. Не имеет ручки и богато украшен драгоценными камнями и резьбой из металла. Воду или нектар из него льют на руки приступающему к ритуалу, как символ очищения перед встречей с божеством. Бумпа считается важным ритуальным предметом и помещается на алтаре.

Встречаются только в Тибете, поэтому название не переводится. Представляют из себя цилиндрические куски черного агата с белым рисунком в виде симметричных полос и «глаз», видимо, искусственного происхождения. В Тибете считаются универсальным и самым сильным защитным амулетом от любых вредоносных влияний, болезней, неудач и влияния планет. Есть различные классификации зи и две формы - - для мужчин и женщин. Существует несколько легенд о происхождении рисунков на этом камне. Так, их связывают с окаменелыми вымершими червями, или сокровищами богов, которые они роняли на землю, плодами исполняющего желания древа или выделениями мифической птицы Гаруды. Происхождение рисунков приписывают мастерам (сид-дхам) глубокой древности, которые производили их своей волшебной силой. Секреты техники травления камня для изготовления подобных рисунков давно утеряны. Подлинных древних зи очень мало и они стоят очень дорого (например, камень с 2 глазами оценивают в 2000 долларов, а за самые дорогие, с 9-ю глазами, просят 200-250 тысяч долларов).Сейчас изготавливают очень хорошие современные копии в камне. Их не нужно путать с дешевыми пластиковыми подделками. Китайский символ двойственности и единства противоположностей, Самсары (цикла перевоплощений) и Нирваны.


Этот знак символизирует первый поворот колеса Дхармы (первую проповедь), который совершил Будда, и считается одной из главных эмблем буддизма. Во время проповеди, кроме пяти учеников, согласно преданию, присутствовало два оленя. Обычно этот барельеф устанавливается на монастырских воротах или в центре фасада крыши монастыря.


Пураны (священные предания индуизма) описывают происхождение руд-ракши как слезы Шивы. В течение многих лет он медитировал для того, чтобы на земле был мир, а когда открыл глаза, он уронил несколько слезинок, из которых мать земля дала жизнь дереву Руд-ракши. Считается, что ношение плодов этого дерева дает бесстрашие на пути к просветлению и освобождению.


мандала абстрактной формы, диаграмма из взаимно соединенных линий, используемая в медитации для концентрации и визуализации энергии. Существуют различные виды янтры, которые могут быть сделаны из разных материалов, например, горного хрусталя.


Раковина. Шанкха - так на санскрите называют гладкую и блестящую раковину. Верят, что, если с умением подуть в раковину, то злые духи унесутся прочь. Раковина также может быть использована для приготовления аюрведических лекарств. Определенная доля пудры, полученной из нее, может вылечить гепатит и заболевания желчного пузыря. Индуисты, как и буддисты, пьют воду из раковины сразу после окончания затворничества. Многие молитвы, сопровождает игра на раковине.

Существует убежденная вера в то, что шанкха обрела свою форму, когда святая вода лилась с небес на землю. Таким образом, ее считают божественной драгоценностью, которую всегда в правой руке держит бог Вишну. Из раковины принято делать украшения для женщин - браслеты, колье, пояса для того, чтобы отпугивать злых духов.

Травяная бумага. Это бумага, которую изготавливают из растения каннабис, растущего на высоте 2000-3500 метров в горах Тибета. Особенность этого растения состоит в том, что его плантации полностью восстанавливаются через 6-8 лет. Травяную бумагу или, как ее еще называют «локта», отличает долговечность и особенная текстура. Благодаря этим качествам старинные индийские и тибетские манускрипты, королевские эдикты и важнейшие государственные документы в течение веков записывались на этой бумаге. Процесс ее изготовления состоит в вываривании растения, отбивании его специальным деревянным молотком и сушке на солнце. Весь процесс происходит вручную.




Год выпуска: 1999
Страна: Россия
Перевод: Не требуется
Режиссер: Золотой Век
Качество: VHSRip
Формат: AVI
Продолжительность: 01:00:00
Размер: 705 Мб

Описание: Фильм рассказывает о духовном опыте в русле буддийской традиции, о высочайшей возможности человеческого духа, об озарении, о священном знании, медитации и буддийских символах. Для любой зрительской аудитории.

Скачать c turbobit.net (705 Мб)
Скачать c depositfiles.com (705 Мб)


1. Драгоценный белый зонт однажды преподнес Будде повелитель богов, Махадева, как украшение для головы. Символизирует защиту от болезней, злых духов и страданий в этой и будущих жизнях. На духовном уровне рассеивает гнев, страсть, гордость, зависть и тупость.

5. Драгоценный сосуд, исполняющий все желания , преподнес Будде бог Шадана как украшение для его горла. Символизирует исполнение всех желаний, как временных (обретение долголетия, богатства и заслуг), так и наивысшего — обретение освобождения и Просветления.

2. Пара золотых рыб была подарена Будде богом Вишну как украшение для его глаз. Символизирует свободу от страха утонуть в океане страдания и духовное освобождение.

6. Бесконечный узел подарил Будде бог Ганеша как украшение для его сердца. Символизирует переменчивый характер времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а также единство сострадания и мудрости.

3. Белая раковина , закрученная по часовой стрелке, была преподнесена Будде богом Индрой как украшение для его ушей. Символизирует звук Учений Будды, распространяющихся повсюду свободно и пробуждающих учеников от сна неведения.

7. Победное знамя преподнес Будде бог Кришна как украшение для его тела. Эта цилиндрическая многоярусная фигура символизирует победу учения Будды над невежеством и смертью.

4. Белый цветок лотоса с тысячью лепестками вручил Будде бог Кама как украшение для его языка. Символизирует чистоту учения и очищение тела, речи и ума, приводящие к Просветлению.

8. Золотое колесо учения с тысячью спиц вручил Будде Брахма как украшение для его стоп. Оно стало называться «Колесо Дхармы». Его вращение символизирует проповедь Учения Будды, несущее освобождение всем живым существам. Обычно изображается с восемью спицами, которые обозначают «Благородный Восьмеричный Путь» Будды Шакьямуни:

1 — Правильное воззрение.

2 — Правильное размышление.

3 — Правильная речь.

4 — Правильное поведение.

5 — Правильный образ жизни.

6 — Правильное усилие.

7 — Правильное памятование.

8 — Правильное созерцание.

Аштамангала (по-тибетски «Таши Тагъе») — это все восемь символов нарисованные вместе. Их часто изображают на стенах домов, в монастырях, храмах, на дверях и занавесях.

Семь драгоценных эмблем Владыки Мира

Владыка Мира — буддийский идеал совершенного монарха, правящего в соответствии с Учением Будды

1. Драгоценное колесо позволяет правителю мгновенно перемещаться в любое место. Так и Будда, благодаря Дхарме, может преодолеть любые препятствия.

2. Исполняющая желания драгоценность не только освобождает от холода, жары, болезней и преждевременной смерти, но и освещает своим светом любое помещение. Так Будда просветленным умом постигает абсолютную истину.

3. Драгоценная королева прекрасна и полностью совершенна. Она дарует счастье и свободу от голода и жажды. Также и Просветление несет совершенную радость.

4. Драгоценный советник совершенно выполняет волю Владыки Мира. Он всегда мудр и искусен, никогда не вредит своим подданным. Также и мудрость Будды спонтанно осуществляет все задачи и преодолевает любые препятствия.

5. Драгоценный слон огромный и белый, как снежная гора, обладает силой тысячи слонов. Он может трижды за день обойти весь мир со своим правителем на спине, ни разу его не качнув и не потревожив. Символизирует необычные возможности Будды.

6. Драгоценный конь изображается с драгоценностью на спине. Также может обскакать весь мир трижды за день, не потревожив своего наездника. Отличается кротким нравом и разумностью. Символизирует уникальные качества Будды.

7. Драгоценный полководец храбр и решителен. Побеждает во всех битвах, никогда никому не причиняя вреда. Символизирует победу над всеми препятствиями и достижение всех целей.

Восемь драгоценных предметов (субстанций), приносящих удачу

Обычно их соотносят с составляющими Благородного Восьмеричного Пути

1. Зеркало преподнесла Будде богиня формы для удачи в устранении препятствий и наслаждения учениями Дхармы. Символизирует Правильное размышление, которое раскрывает суть, как зеркало отражает разные формы.

2. Медицинский камень гхиванг — преподнесенный Будде желудочный камень волшебного слона, обладает великой целительной силой, для облегчения страданий всех существ. Символизирует Правильное памятование, защищающее ум и рассеивающее омрачения страсти, гнева и неведения подобно лекарству.

3. Простокваша однажды была поднесена Будде деревенской девушкой Суджатой для поддержания его тела на пути к Просветлению. Символизирует Правильный образ жизни — удовлетворенность любым праведно нажитым имуществом.

4. Трава куша была подарена Будде для сохранения долголетия и здравого рассудка. Символизирует Правильное усилие, необходимое для упорного продвижения к Просветлению и всеведению.

5. Древесное яблоко билва даровал Будде бог Брахма для исполнения всех желаний. Символизирует Правильное поведение, при котором возникают желания избегать порочных деяний и культивировать добродетель.

6. Раковина поднесена Будде богом Индрой для удачи в распространении учения Дхармы. Символизирует Правильную речь, которая излагает учение без усилий подобно звуку, издаваемому раковиной.

7. Красный порошок синдхура обычно символизирует власть. Его преподнес Будде святой аскет для успеха в превосходстве над всем миром. Символизирует Правильное созерцание, которое приносит такие качества, как всеведение и всемогущество.

8. Белые горчичные зерна преподнес Будде Ваджрапани для успехов в устранении препятствий. Символизирует Правильное воззрение, которое разрушает любые помехи на пути.

Семь внешних подношений Будде

происходят из древнеиндийской традиции приема уважаемых гостей

Ритуал гостеприимства предполагал последовательное подношение определенных субстанций:

1. Вода для питья.

2. Вода для омовения стоп.

3. Гирлянда цветов.

4. Горящие благовония.

5. Светильник.

6. Благоухающая (шафранная) вода.

7. Пища.

Эти подношения или их символы размещаются в семи чашечках на алтарях в буддийских храмах перед статуями или изображениями Будды. Часто все семь чаш заполняются просто водой, которую ежедневно меняют. Когда чаши ставятся на алтарь, они не должны касаться друг друга, если коснулись — это предсказывает вялость в уме. Также не следует говорить, чтобы не осквернять подношение. Если подношение в чаше заполняет ее выше краев, считается, что это приводит к духовному вреду, а когда в чаше, напротив, совсем немного воды для подношения, это предсказывает уменьшение благосостояния.

4. Вкус представляют фрукты.

5. Касание представляет изысканная шелковая ткань.

Эти подношения часто можно увидеть на изображениях и в храмах.

Текст взят из книги: С.В.Дудко, А.Л.Улановская. "Символы Буддизма: Символика Буддизма, ритуальные предметы, буддийские и индуистские Божества". - М.: Глоссарий, 2009

Само слово «будда» происходит от санскритского корня budh, что значит «постигать, осознавать, пробуждаться, излечивать сознание». Оно означает духовно пробудившихся сущностей, освободившихся от «смерти живущего».

Рожденный в Непале около 563 года до н.э. принц Сиддхарха Гаутама Шакьямуни жил в роскоши, полностью изолированный от внешнего мира.

Однажды ему пришло в голову посетить город. Его отец хотел скрыть от него неприглядность и безобразие города и остального мира, но тот все же увидел старость, болезни и смерть - бренность мира.

Для него стала шоком встреча с отрешившимся от мира собирающим милостыню аскетом, который заявил, что принц должен последовать ему и вести такую же жизнь.

Принц сбежал из дворца и стал скитаться по миру. За долгие годы скитаний он создал вероучение, которому до сих пор следуют многие миллионы его последователей.

Брахманы были врагами его учения, так как считали его еретическим, поскольку Будда не признавал духовного прио­ритета брахманов, осуждал их веру в священное действие ведических ритуалов, слепую преданность каждому слову Вед и жертвоприношение животных, отрицал кастовое неравенство и всем этим подрывал авторитет жреческого сословия. После того как буддизм перестал быть опасным для брахманов и ввиду того, что он имел большое влияние на индуизм и значительно видоизменился под воздействием последнего, Будда был признан аватарой Вишну и включен в пантеон индуистских божеств. Однако буддисты этому противятся.

Фигуры Будды чаще всего встречаются в сидячей позе падма - асана, на лотосовом пьедестале, ноги скрещены и ступни покоятся на бедрах.

Если он поучает дхарме, то глаза его закрыты; меж бровей у него расположена небольшая выпуклая точка символического значения, иногда из драгоценного камня, называемого урна, или тилак (первоначально она была в виде завитка волос). Мочки ушей сильно вытянуты вниз.

Считается, что Будда всегда противился тому, чтобы его образ был запечатлен, так как не желал, чтобы из него как из человека делали символы поклонения.

Ниже перечислены основные Буддийские Символы :

С давних времен знаками, олицетворяющими Будду, считались такие символические предметы, как Колесо с восемью спицами и Дерево Бодхи.

Колесо с восемью спицами, или «Дхармачакра» на языке санскрит, символизирует вращение Буддой Колеса Правды, или Колеса Закона («дхарма» - правда, закон;«чакра» - колесо). По легенде вскоре после того, как Будда достиг Просветления, к нему явился с небес бог Брахма и повелел Будде учить людей, дав ему Дхармачакру.

Первая проповедь Будды, состоявшаяся в Оленьем парке в городе Сарнат, называется «Дхармачакра Паривартан», а мудра проповеди называется «мудра Дхармачакры». Будду также называют Вращателем Колеса - вращая колесо, тем самым начиная новый цикл своих учений, он впоследствии переворачивает судьбу. У Дхармачакры восемь спиц, каждая символизирует восьмеричный благородный путь. В центре Колеса находятся три сегмента, которые олицетворяют Будду, Дхарму и Сангху.

Дхармачакра может также быть разделена еще на три части, каждая из которых будет олицетворять составляющие буддистского учения - ступицу колеса (культуру поведения), спицы (культуру мудрости) и обод (культуру медитации).

Очень часто над входами в буддийские монастыри помещают изображение Дхармачакры, окруженной оленями, - это символ присутствия учения Будды в таких монастырях.

Символ дерева Бодхи связан с представлениями о дереве, под которым Будду посетило Просветление.

После шести лет скитаний по деревням Будда оказался в лесу на берегах реки Наранджара, недалеко от места, где сейчас находится город Бодх-Гая. Сидя под деревом Бодхи в глубокой медитации, он наконец осознал свою истинную природу. Следующие семь дней Будда провел под тем же деревом, познавая ощущение свободы и постигая размах своих новых знаний. Следующие четыре недели Будда проводил под другими деревьями - баньяном, деревом мукалинда и раджаятана, а затем снова под баньяном. С каждой из этих недель, проведенных под деревом, связаны легенды. Дерево Просвещения по латыни называется ficus religiosa - «священное дерево». Также оно известно как трубковое дерево. Буддисты чаще всего называют его деревом Бодхи, или деревом Бо. Слово «бодхи» в переводе с пали означает «просветление». Потомок дерева, под которым сидел Будда, все еще растет в Бодх-Гае, а деревья Бодхи обычно можно встретить в центрах буддизма по всему миру.

Отпечатки стоп Будды

Эти буддийские символы символизируют путь богов, святых или демонических духов и т.д. Отпечатки стоп Будды и Вишну находят по всей Индии. Кюн в книге «Наскальная живопись Европы» говорит, что отпечатки стоп Девы Марии можно увидеть в часовне в Вюрцбурге, а отпечатки стоп Христа - в хижине в Розенштайне, Швабия.

Означают божественное присутствие или посещение святой личности, некоего предшественника, в качестве подсказки для последователя или приверженца. Следы, идущие в противоположных направлениях, означают приход и уход, прошлое и настоящее; прошлое и будущее.

На стопах Будды отпечатались семь вещей: свастика, рыба, алмазный жезл, раковина, цветочная ваза, Колесо Закона, корона Брахмы. Это след божества, за которым должен следовать человек. Ислам: «Если не знаешь пути, ищи, где остались следы его» (Руми).

Пожертвования и подношения

На Востоке практика пожертвований очень распространена. У каждого подношения свой смысл. Так, спички или свечи предлагают, чтобы развеять тьму человеческого невежества, а ладан - чтобы повысить духовность человека. Считается, что практика пожертвований - хороший способ борьбы с жадностью и привязанностью к вещам.

На Тибете почти все виды пожертвований заменены чашами с водой, которые символизируют подношение воды для питья либо омовения ног. Также можно подносить цветы, ладан, спички и свечи, благовония и пищу. Эта традиция берет начало из древнего обычая приема гостей.

Лотос

Важнейший буддийский символ - Лотос символизирует полное очищение тела, речи и мыслей, а также процветание благих деяний и свободы. Лотос, подобно буддисту, проходит многие ступени пути: он растет из грязи (сансара), стремясь вверх через прозрачные воды (очищение) и поднимаясь из глубин, рождает прекрасный цветок (Просветление).

Белый цвет лепестков олицетворяет чистоту, стебель же лотоса подобен учению Будды, которое поднимает разум из грязи обыденного существования и помогает ему очиститься.

Благословенный Узел

Благословенный УзелОлицетворяет собой природу реальности, где все события взаимосвязаны и существуют в виде ячеек кармической паутины.

Не имея ни начала, ни конца, этот узел символизирует бесконечную мудрость Будды, а также единство учения и мудрости.

Колесо Дхармы (Дхармачакра)

Колесо Дхармы (Дхармачакра) олицетворяет учения буддистов.

Согласно легенде Колесо даровал Будде Брахма после того, как Будда достиг Просветления.