Астрология Камни Магия

Миропомазание царя. Помазание на царство

Помазание царей святым миром (благовонным маслом особого состава) имеет свое основание в прямом повелении Божием. Об этом часто говорит Священное Писание , сообщая о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом и царством. Православный катехизис свидетельствует, что «миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании священным миром частей тела во имя Святаго Духа, подаются дары Святаго Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной ».

Над каждым верующим это таинство совершается лишь единожды - сразу после крещения. Начиная с Грозного, русский царь был единственным человеком на земле, над кем Святая Церковь совершала это таинство дважды - свидетельствуя о благодатном даровании ему способностей, необходимых для нелегкого царского служения. Таинство миропомазания сообщало благодатные дары для несения Царского служения , и благодать сия почитается столь сильной, что, подобно пострижению в монашеский чин, с ним Церковью связывается полное прощение всех до того совершенных грехов .

12-е правило Анкирского поместного собора говорит: «Прежде крещения идоложертвовавших и потом крестившихся рассуждено производити в чин Священный, яко омывших грех». К этому правилу приложено в официальном сборнике правил Православной Церкви руководственное толкование канониста XII века Вальсамона, из которого явствует, какую силу усвояет Церковь таинству миропомазания. Вот что он говорит: «Пользуясь настоящим правилом, Св. Патриарх Полиевит раньше исключил из Священной ограды Святейшей Божьей Церкви Императора Иоанна Цимисхия, как убийцу Императора Никифора Фоки, а потом принял его. Ибо вместе с Св. Синодом в состоявшемся в то время соборном постановлении, которое хранится в архивах хартофилакса, признал, что как помазание при Святом крещении прощает совершенные до того времени грехи, какие бы то ни было, так, само собой разумеется, и помазание на царство прощает совершенное ранее Цимисхием убийство. …Через призвание Святого Духа… и затем на основе правил 19 Никейского Собора, 9 и 11 Неокесарийского и 27 правила Святого Василия Великого …помазание Царей изглаживает все грехи, совершенные до …помазания , какие бы то ни было… »

Следует понимать, что Таинство Миропомазания совершается только в том случае, если оно преподается избраннику Бога, а не человеков. Например, при венчании на царство Бориса Годунова, Шуйского и Лжедмитриев ни Таинства Венчания, ни Таинства Миропомазания не происходило, не смотря на то, что и обряд Венчания был соблюден, и миром их мазали патриархи. Ибо эти самозванцы не являлись законными (природными) Царями. Судьба же их, так же как и тех Архиереев, кто над ними, якобы, совершал Таинства Венчания на царство и Помазания миром, очень и очень печальна и в земной их жизни, и в загробной! Все они были ворами власти у Царя, у природного Богопомазанника Михаила Федоровича Романова. И никакого призвания Святого Духа на головы самозванцев не происходило, а своими незаконными призываниями Святого Духа патриархи хулили Таинства Церкви . А потому стяжали горящие уголья на свои головы (Рим. 12,20) .

Миропомазание, сообщающее особую благодать Святого Духа, и произнесение слов «Свят, Свят, Свят» показывает, что с возведением Государя народа Божьего в Царский сан Церковь связывала принятие его в особый чин, отличный от мирян. Этот чин сообщал особые права, как например, причащение отдельно Тела и Крови Христовых, вхождение в алтарь через Царские врата, права субсидиарного законодательства и участие в делах Церкви. Но и возлагал особые обязанности - быть в мире представителем Церкви и защитником вселенской древнехристианской истины. Этот же церковный чин призван был ограждать Царя от происков всяких врагов. Подобно монашескому чину, Царский чин в Церкви , являя отречение от личной жизни (тяжелый крест Царского служения) , выделяет носителя его из среды мирян; но в то время как там это отречение делается во имя сораспятия Христу, здесь оно совершается во имя подвига для других, ради дарования им безмятежного жития и примера нравственного величия . Царь Грозный прекрасно это понимал, когда, заботился о возведении себя в Царский сан компетентной властью…

С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал с полным правом именоваться Царем. Вселенский патриарх не сразу смирился с тем, что всемирный центр истинной веры – Православия 16 января 1547 года переместился из Константинополя в Москву . Только в 1561 году, через 14 лет, Константинопольский патриарх Иосаф признал действительным Венчание на Царство Иоанна Васильевича Грозного, совершенное митрополитом Макарием Московским. Грамота о соборном признании Царского достоинства Иоанна Васильевича всеми Восточными патриархами была торжественно доставлена Иоанну в сентябре 1562 года Евгрипским митрополитом. «Он привез от Константинопольского патриарха три отдельные грамоты и с ними вместе книгу Царского Величества, то есть чин Царского Коронования в руководство для всех будущих Коронований . Именно оттуда и стали делаться все дополнения, которые постепенно стали входить в чин Коронования русских Государей до тех пор, пока к концу XVII века этот чин не сложился окончательно и во всех своих подробностях».

Именно тот факт, что была прислана книга Царского Величества, и свидетельствует о том, что Восточные патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь Богоизбранным Народом, Иаковом, является Русский Народ ; Великий же Князь этого Народа является Богопомазанником , а потому Он есть Глава земной Церкви («браздодержатель ея»), и это Ему Господь благословил пасти Наследие Свое, Израиль .

После Венчания на Царство Христолюбивого Царя Иоанна Грозного духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим ; теперь Царство Русского Народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного, ибо земная икона Царства Небесного строится отныне русским Царем Давидом, и завершена эта земная икона будет русским Царем-победителем .

«В одной грамоте …патриарх пишет, что не имеет другого прибежища, кроме русского Самодержца…» Две другие грамоты подписаны полным Собором верховных святителей – кроме патриарха еще тридцатью шестью митрополитами, и датированы 7 индикта лета 1561. В одной из них сообщается, что повелено молиться о здравии Иоанна, как о Царе и Государе всех православных христиан .

«Отныне и впредь записали мы имя Твое как Царя вернейшего и православного в наших церковных Службах и взываем дерзновенно к Богу: подаждь, Господи, многолетнее здравие Благоверному Царю нашему Иоанну, как и прежним древним Царям . Не только в одной Константинопольской Церкви, но и по всем Церквам митрополичьим будем молить Бога о имени Твоем, да будешь и Ты между царями, как Равноапостольный и приснославный Константин , который в начале Своего царствия роздал милостыню по всем Церквам, дабы поминали имя Его во святых диптихах.”

Как видно, полный Собор верховных святителей православной Церкви (христиане различных национальностей и подданные различных царств и государств ) повелел в своих церковных службах уже с середины XVI века молиться за Российских Царей и Императоров, как за своих Царей-Богопомазанников , как это было при святом равноапостольном и приснославном Константине Великом.

Препирательства с Феогностом Пушковым о помазании на царство

А каковы объективные критерии того, что именно Бог Сам вручил власть товарищу Х?! Причему я, как понимаю, вы ведете речь о валсти абсолютного монарха - да?
С точки зрения демократа тут все ясно: дали бумажки для голосвания по спискам, поставили крестики, подсчитали и так далее. И все этом может быть заснято, например, на кинопленку. А в вашем случае?

Ответ Феогноста Пушкова abbatus_mozdok (http://abbatus-mozdok.livejournal.com/1184391.html)

апостольское преемство рукоположений, передающих сакральные силы, дары, власть и полномочия вкупе с привилегиями.

Комментарий: То есть, Феогност Пушков сказал: кого мы, попы и епископы, имеющие законную силу совершать таинства, помазали на царство - тот есть избранник Бога. (Даже если попы решат привести к власти новую неизветсно откуда взявшуюся династию при еще имеющейся старой с законными наследниками по мужской линии???)

Комментарий и новый вопрос:

Вы несколько не поняли мой вопрос. Вы свели мой вопрос к вопросу о подаче Богом благодати тому, кто помазуется на царство - то есть, к действительности помазания на царство. Это ожидаемо, конечно, но я не думал что вы опуститесь до таких дешевок.
Для меня помазание на царство - всего лишь обычное благословение (правда, с усложненнным "протоколом"), для которого, как известно, вовсе не нужно кого-то чем-то помазывать. Это вроде благословения купцу на торговлю, в ходе которого он попросил батюшку еще и помазать его лампадным маслицем от иконы. Хотя это помазание и не нужно - но разве трудно исполнить эту просьбу - "по вере купца да будет ему"... И мазать царя миром также глупо, как мазать миром вместо лампадного масла этого купца. Я не отрицаю, что это благословение ("помазание на царство") действительно - то есть, что при его совершения подается благодать. Но вот тут начинается самое интересное. Как известно, такие благословения надо, подобно таинствам, рассматривать не только со стороны действительности, но и действенности: в осуждение себе приемлется благодать или во спасение? Что если Господь отверг официального кандидата в цари за его грехи или неспособность к управлению и благодать, полученная им в "благослвении на царство" будет во осуждение ему?! И что если при этом Бог решил передать царство кому-то другому, вообще неизвестному церкви? И что если этот неизвестный получил благодать для управления царством не в ходе простого благословения ("помазания на царство"), при котором миро играет роль того самого лампадного масла, а в ходе таинства миропомазания, совершенного после крещения, в котором (миропомазании) миро используется "по назначению"? А что если Бог вообще решил упразднить монархию и ввести "правление Судей" или республику, и уже подготовил кандидата на рольк Судьи или Президента, отвергнув царствующую династию? Как вы можете доказать людям, что при "помазании на царство" очередного официального не имеет места чего-то подобного? То есть, может быть Стефан I Тимофевич Разин или Емельян I Иоаннович Пугачев и были "настоящими" царями Руси, "помазанными" (то есть, наделенными благодатными силами к управлению государством Самим Богом) в детстве еще при совершении миропомазания на ними?! А вовсе не "официальный" царь, поддерживаемый церковью?
Как видим, тут в качестве доказательства истинности избрания Богом в цари того или иного лица может служить только чудо или знамение. А желательно несколько чудес или знамений.
Вы не подскажете примеры подобных чудес и знамений - особенно на примере Византии, когда на трон восходили убийцы прежних императоров, нарушившие свои клятвы верности?! Или в России - на примере восхождения на трон фактического убийцы Павла I? Или убийц малолетнего сына Лжедмитрия и Марины Мнишек, наследного русского царя?

  • July 19th, 2016 , 03:53 pm

Оригинал взят у danuvius в О происхождении помазания на царство: прав ли Кураев? (Вопрос литургистам)

Цитата:
+Есть такая традиция помазать царей на царство, миропомазание. Родилось это с того, что император Иоанн Цимисхий Византийский на редкость подлым образом стал царем, лично принимая участие в убиении своего предшественника, государя вполне законного. И поскольку это происходило вполне публично, во время Рождественского богослужения, если я не ошибаюсь, и в храме, здесь нельзя сказать, что он тайно яд где-то подсыпал или на охоте стрела не туда полетела, на глазах у всего города. И поэтому была проблема, что дальше делать. И тогда патриарх, судя по всему, это патриарх, который крестил русскую княгиню Ольгу чуть позже, он как раз и предложил: а давайте его помажем святым маслом в знак отпущения его грехов. И вот это стало прецедентом. Оказывается, царей византийских решили помазать миром для оставления тех грехов, которые те совершили, восходя к этой вершине власти+ (отсюда).
Вопрос отнюдь не праздный. Помню свои дискуссии с одним из самых образованных священников РПЦ по поводу помазания на царство. Дает ли это отпущение всех грехов, как новое крещение, и означает ли "вечное" помазание, которое не снимает отстранение от власти (по подобию священства) или даже отречение от нее (что и вовсе сомнительно)?


  • July 19th, 2016 , 03:39 pm

Оригинал взят у diak_kuraev в Византийское Рождество

За несколько лет до этого умер император Феодор Ласкарис.
Наследнику было 7 лет. Регент - Михаил Палеолог - дал клятву хранить династию Ласкарисов. В присутствии патриарха Арсения Михаил Палеолог и мальчик Иоанн дали другу другу клятвы верности. На народ при этом было возложено обязательство восстать с оружием в руках на любого из со-правителей, который попытается низложить другого.

Но планы основателя последней византийский династии были совсем иные.

Итак, 25 декабря 1262 юному императору Иоанну было 11 лет.
Слуги Палеолога с раскаленным прутом вошли в спальню к мальчику и выжгли ему глаза. Остаток своих дней он провел в тюрьме.

Но самое удивительное то, что это преступление вызвало нравственный протест... в сердце патриарха.

Не раз я говорил о том, что патриархи и митрополиты не конфликтовали с царями и князьями по этическим вопросам. Людоедство не повод для отлучения от христианской церкви. Такими поводами могли быть только вопросы веры или царской постели. Даже Иван Грозный был отлучен не за опричнину, а за четвертый брак.

Единственное известное мне исключение - конфликт патриарха Арсения с царем Михаилом.

Референдарий Патриарха пошел во дворец и объявили императору о его отлучении от церкви.

Дешевым инсценировкам раскаяния со стороны царя патриарх не верил.

В конце концов царь созвал собор. Среди обвинений - позволение мусульманам мыться в церковной бане, где были мозаики с крестом и изображением святых.

Из двух патриархов, бывших на соборе, один (антиохийский) поддержал приговор, однако второй (александрийский) - защищал Арсения. Впрочем, это был единственный голос. Заодно от церкви отлучили и его.

Когда патриарху Арсению сообщили о его низложении, он приготовил монашескую мантию, книжку и три монеты - которые заработал еще до патриаршества переписыванием Псалтыря.
С этими пожитками он и отправился в ссылку.

А вот порожденный этим судилищем раскол жил еще полстолетия.
см. Троицкий. Арсений и арсениты.

Удивительно, что этот, уникальный и благородный пример поведения патриарха, не рассказывается в наших семинариях. Он почти забыт церковной гомилетикой.

Что же касается императора Михаила, то стоит отметить его военно-политический союз с Золотой Ордой, заключенный против православных болгар. Это стоит помнить при анализе лояльной по отношению к Орде позиции не-автокефальной тогда Русской Церкви: все-таки ее патриарх находился с Константинополе.

"Было тогда у святого клира в обычае собираться у Слоновых ворот, чтобы воздать утренние славословия господу Богу нашему. С ними-то и смешались заговорщики, держа под мышками кинжалы, которые им в потемках удалось скрыть под священническими одеждами.
Они спокойно прошли вместе с клиром и затаились в ожидании сигнала в одном темном месте. Закончился гимн, царь стоял вблизи певчих, ибо часто сам начинал свое любимое "Отрешили страстью всевышнего" (был он по природе сладкоголос и в исполнении псалмов искусней всех современников), вот тогда-то сообща и бросились заговорщики, однако с первого раза ошиблись, напав на главу клира, обманутые то ли телесным сходством, то ли похожими уборами головы.
Император Лев Пятый (Армянин), скрывшись в алтаре, спастись не смог, но сопротивляться все-таки попытался. Он схватил цепь от кадильницы (другие утверждают- божий крест) и решил защищаться от нападающих. Однако тех было много, они бросились на него скопом и ранили, ведь царь оборонялся и материей креста отражал их удары.
Но, словно зверь, постепенно слабел он под сыпавшимися отовсюду ударами, отчаялся, а увидев, как замахнулся на него человек огромного, гигантского роста, без обиняков запросил пощады и взмолился, заклиная милостью, обитающей в храме. Этот человек сказал: "Ныне время не заклинаний, а убийств",и, поклявшись Божьей милостью, ударил царя по руке с такой силой и мощью, что не только выскочила из ключицы сама рука, но и далеко отлетела отсеченная верхушка креста. Кто-то отрубил ему голову, оставив тело валяться, словно булыжник".
Прдолжатель Феофана. 1,25

Четырех сыновей Льва оскопили (один из них от этого умер).

Кстати, руководитель заговорщиков и будущий император Михаил Травл был арестован за несколько дней до этого. Но жена императора Льва уговорила мужа не сжигать преступника (в печи царской бани), дабы не портить Рождество...

А что патриарх? Патриарх Феодот I Милиссин-Касситера был «муж, безгласнее рыбы и зловреднее жабы» (Георгий Амартол).

***
Ср. со словами патр. Вальсамона:

"патриарх Полиевкт прежде извергнул из церкви императора Иоанна Цимисхия как убийцу императора господина Никифора Фоки; а напоследок принял. Ибо вместе с синодом сказал, что как помазание святого крещения изглаждает соделанные прежде того грехи, каковы бы и сколько бы их ни было, так, конечно, и помазание на царство изгладило совершенное прежде его Цимисхием убийство.
Итак, помазанием архиерейства изглаждаются соделанные до него прегрешения, и архиереи не подлежат наказанию за душевные скверны, соделанные до архиерейства. Это об архиереях.
А рукоположение священников и других посвященных лиц изглаждает малые грехи, например поползновение ко греху и ложь и другие подобные, не подвергающие извержению; но не изглаждает блудодеяния. Почему священники и не могут отпускать грехов".
http://diak-kuraev.livejournal.com/396493.html?thread=94490061

Собственно, "помазание на царство" и было воссоздано в Византии для успешных убийц.

***
о византийских придворных нравах см.
http://diak-kuraev.livejournal.com/461796.html

Все это меркнет по сравнению с тем, как в 474 году регент Зенон отравил своего сына десятилетнего императора Льва Второго.


  • July 19th, 2016 , 03:38 pm

Оригинал взят у diak_kuraev в Такие странные святые

Вышел 30-й том Православной Энциклопедии.
В нем огромная и интереснейшая статья Канонизация.

Некоторые ее фрагменты с моими расширениями:

1. «В Церквах греческой традиции некоторым аналогом понятия «страстотерпец» может служить термин «этномартир» - мученик нации (Косма Этолийский, патриарх Григорий V, Хризостом Смирнский). Этномартиром некоторые считают последнего императора Византии Константина XI Палеолога. Хотя он является противоречивой фигурой (его обвиняют в симпатии к унии и допущении униатского богослужения в св. Софии), а в народной среде раздаются голоса, призывающие к его канонизации; его памятник стоит перед кафедральным собором в Афинах. 12 ноября 1992 года архиеп. Афинский Серафим благословил употребление службы преподобной Ипомоне, в которую включены 2 тропаря и 2 стихиры имп. Константину XI» (Православная энциклопедия. Т. 30 . Статья «Канонизация», стр. 356)
Елена Драгаш, мать последних Палеологов сербка, единственная славянка, ставшей константинопольской императрицей. После смерти супруга она приняла монашество с именем Ипомони Ее память 29 мая, в день падения Константинополя. Она была последней императрицей, поскольку пережила своих невесток-императриц.

Однако имп. Константин не то что симпатизировал унии, а был ее движителем. В день падении Кпля он причастился в св. Софии из рук униатского священника (строго православные там уже давно не служили) (см. Гиббон. Закат и падение Римской империи т.7. с. 366).
Множество народа собралось на молитву в Святую Софию. В одном храме молилось духовенство, до последнего момента разделенное вероисповедной борьбой. "Это был момент, когда в Константинополе произошло действительно объединение восточной и западной христианских Церквей" (Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 г. М., 1983. C. 119).
Иоанн Евгеник (брат св. Марка Эфесского), имевший возможность наблюдать его в Мистре, в 1449 г., сразу после того, как Константин стал императором, отказался молиться за него во время богослужения. В своем послании к царю Иоанн упрекает того - непонятно, какой ты веры.
Но его смерть была действительно красива: он не убежал из осажденного города, хотя его об этом умоляли. 29 мая 1453 года в город ворвались войска султана; последние сохранившиеся в истории слова императора были: «Город пал, а я ещё жив», после чего, сорвав с себя знаки императорского достоинства, Константин бросился в бой как простой воин и был убит.
И вот несмотря на униональную политику «в сознании греков Константин Палеолог был и остается олицетворением доблести, веры и верности. В изданных "старокалендарниками", то есть, по определению, самыми крайними антикатоликами, Житиях святых есть изображение Константина, правда, без нимба. В руке он держит свиток: Течение скончах, веру соблюдох. А Спаситель опускает на него венец и свиток со словами: Прочее убо соблюдается тебе венец правды. А в 1992 году Священный Синод Элладской Церкви благословил службу святой Ипомони "как ни в чем не отступающую от догматов и преданий нашей Святейшей Церкви". В состав службы включены тропарь и другие песнопения Константину Палеологу, славному царю-мученику. Тропарь 8, глас 5: Подвига почесть от Создателя приял еси, мучениче доблественне, Палеологов светоче, Константине, Византия царю крайний, темже, Господу ныне спребывая, моли Его, мир даровати всем и враги покорити под нозе людей православных» (Асмус В., прот. 550 лет падения Константинополя // Журнал Московской Патриархии. 2003, №6. С. 46–57 http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/03/06-03/10.htm)
Сообщество православные литургистов полагает, что 29 мая (11 июня) - память муч. Константина XI (Палеолога), Царя Греческого (†1453), http://ustavschik.livejournal.com/85233.html#comments

***
2. «Кплский патриарх Фотий был прославлен в лике святых лишь в 1847 году в период острого противодействия прозелитизму католиков на территории Османской империи. Эта канонизация не была воспринята в синодальной россиийской Церкви. К 1000-летию преставления патриарха Фотия 6 февраля 1891 года в Славянском благотворительном обществе по нем была отслужена панихида» (ПЭ с. 271).
Нежелание российского Синода принять канонизацию вызвало возмущение государственного деятеля и публициста Тертия Филиппова «Гражданинъ». 1891, 7 февраля, № 38 (анонимно).
Реакция Филиппова побудила близкого к Победоносцеву церковного историка-византиниста Ивана Троицкого выступить в защиту позиции «уклоения нашей церкви от чествования памяти п. Фотия церковным образом» (Сопроводительное письмо Троицкого к его статье в: «Московскія Вѣдомости». 1891, № 59; цит. по: Л. А. Герд. И. Е. Троицкий: по страницам архива учёного. // «Мир русской византинистики: материалы архивов Санкт-Петербурга» / под ред. И. П. Медведева. - СПб., 2004, стр. 39).
В анонимно опубликованной статье под заголовком «Нѣчто по поводу статьи „Гражданина“ (№ 38), по случаю чествованія памяти патріарха Фотія въ Славянскомъ благотворительномъ обществѣ 6 февраля 1891 года» Троицкий, с негодованием приведя слова своего оппонента о том, что в вопросе о чествовании Фотия Русская Церковь не составила «единого тела и единого духа с Константинопольскою Церковию», обвинил автора в «совершенно папистических воззрениях на Константинопольскую Церковь и на отношение к ней других православных церквей»; далее Троицкий утверждал: «Ему повидимому, и в голову не приходит, что принижая таким образом Русскую Церковь пред Константинополем, он вместе с нею принижает и Русскую Империю. Да будет же ему известно, что международное положение той или другой частной церкви определяется международным положением государства, в котором она находится, а не наоборот. <…> тезис о полной солидарности интересов церкви и государства в сфере международных отношений, в истории Православного Востока стоит твердо. Наглядный пример этому представляет история борьбы патриарха Фотия с папой Николаем I. Папа в этой борьбе поддерживал принцип противоположности интересов церкви и государства и на этом принципе хотел основать коалицию Восточной и Западной церкви против Византийской империи, а Фотий поддерживал принцип солидарности интересов Византийской Церкви и Империи, и на нём основал коалицию против папского Рима. В этом и состоит величие его заслуги пред Византийскою империей и Церковью.» «Московскія Вѣдомости». 1891, № 59 (28 февраля), стр. 2.
В марте того же года Троицкий с удовлетворением отмечал: «Теперь уже окончательно выяснилось, что имя Фотия не внесено в святцы и Новогреческой Церкви» Отвѣтъ на отвѣтъ «Гражданина» въ № 65 // «Московскія Вѣдомости». 1891, № 77 (19 марта), стр. 3). Имя Патриарха Фотия постоянно присутствует в месяцеслове официальных календарей издания Московской Патриархии, начиная с 1971 года; ранее, оно было внесено в синодальный календарь на 1916 год.

***
3. «Почитались как святые (а в некоторых случаях продолжают поминаться)… император Никифор II Фока (+969, память визант. 11 дек, 30 янв.; местночтимый святой Великой Лавры на Афоне; памяти в синаксарях нет, имеется служба)» (ПЭ т. 30 с. 277) – вероятно, за то, что он был жестоко убит узурпатором:()

Сразу после Крещения совершается еще одно величайшее церковное Таинство. Внешне это происходит настолько быстро и незаметно, что люди иногда и не подозревают, что произошло событие, перевернувшее их жизнь...

Миропомазание – это Таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела подаются дары Святого Духа, помогающие христианину возрастать и укрепляться в духовной жизни.

Такое определение Таинству Миропомазания дается в богословских учебниках. В Православной Церкви оно всегда совершается вместе с , вернее, сразу же после него. Их даже можно объединить общим названием – Таинства посвящения, или вхождения в Церковь. Внешне не происходит вроде бы ничего особенного. Как только человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещенного особо освящённым ароматическим маслом - миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святого». По времени Миропомазание занимает несколько секунд, поэтому, в сравнении с длинным чином Крещения находится как бы в его тени, кажется одним из его многочисленных обрядов. Но в Церкви все самое величайшее и славное совершается просто...

Сначала о внешней символике этого Таинства. Печать и миропомазание – древнейшие символы. Печать – это знак принадлежности кому-либо, свидетельство о владельце. Например, в Евангелии говорится, что Бог положил на Иисусе Свою печать (Ин. 6:27). Помазание миром символизирует власть и достоинство. В Древнем Израиле через миропомазание свою власть принимали цари и священники. Это символизировало, что они не самозванцы, а приняли свое служение от Бога. Вообще, греческое слово «христос» переводится как «помазанник». В этом смысле христами можно назвать всех ветхозаветных царей и священников. Однако с большой буквы это слово применимо только к одной уникальной личности – Богу, Который стал человеком – Иисусу Христу. Именно с Его служением и связано Таинство Миропомазания, ставшее в христианстве Таинством не только для царей и священников, но для всех людей, принимающих крещение и входящих в лоно Церкви Христовой.

Справка

Апостолы передавали верующим Дар Духа Святого через возложение своих рук на голову новокрещенного. Но когда счет верующих пошел на тысячи, ученики Христа физически не могли присутствовать на каждом крещении. Поэтому они стали освящать миро, которое передавалось священникам, и уже они, в свою очередь, совершали Таинство через помазание. В Православной Церкви такой порядок совершения Миропомазания существует по сей день. За три дня до Пасхи, в Великий Четверг, глава Автокефальной (Поместной) Церкви совершает чин мироварения и освящает приготовленное миро. Это благовонное масло, состоящее из более чем 64-х веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и т.д.). Сам факт приготовления мира свидетельствует об автокефалии (самостоятельности) той или иной Церкви.

На Руси миро освящали в московском кремлевском Успенском соборе. После упразднения Патриаршества при Петре I местом совершения этого чина, помимо Кремля, стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в Русской Церкви в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве. Сегодня мироварение совершается в Малом соборе Донского монастыря Москвы, где построена специальная печь. А освящается миро в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.

Святой Дух – третье Лицо Пресвятой Троицы. После крещения Иисуса Христа в Иордане Святой Дух сходит на Него в виде голубя. Многие люди недоумевают: если Христос – Бог, зачем Ему надо было креститься и почему на Него сходит Дух? Это тема для отдельного разговора. Здесь же главное, что Священное Писание показывает: Иисус обладал всей полнотою Святого Духа. В Евангелии Спаситель неоднократно говорит о том, что после окончания Его земного служения именно Дух Святой будет сопровождать верующих, учить и вести их к спасению. Дух Святой будет свидетельствовать о Христе не только христианам, но вообще всем людям, независимо от того, как они относятся к личности Христа.

Все эти слова Господа в точности исполнились на пятидесятый день после Его Воскресения. То, что произошло, сразу же стало отмечаться как один из величайших праздников Церкви. Действительно, кто сегодня не слышал о таком христианском празднике как Троица. Но это не просто великий праздник Церкви, это день ее рождения. Именно в этот день исполнилось обещание Господа, и на первых двенадцать учеников Христа сошел Святой Дух.

Церковь существует вот уже 2000 лет. Она прошла через эпоху гонений, эпоху Вселенских Соборов, потрясаемая до самого основания различными ересями. Потом настала эпоха секуляризации и внешней церковности, затем опять гонения... Читая историю Церкви, каждый раз удивляешься тому, как можно пройти через эти испытания и выжить?! Ответ находится в Евангелии: Церковь – это не просто организация людей, объединенных одной верой и управляемая иерархами-чиновниками.

Церковью руководит Святой Дух. Он ведет каждого христианина в отдельности и всю Церковь к спасению. Это точка зрения верующего человека. С ней можно соглашаться или нет, но слова Христа исполнились в точности: Церковь самим фактом своего существования свидетельствует людям о Спасителе мира. Другое дело, что можно верить в Него или отвергать...

Справка

Помазание святым Миром не надо путать с помазанием освященным маслом, которое является одним из обрядов Таинства Крещения и совершается еще до погружения человека в купель. Это помазание символизирует примирение человека с Богом, поскольку масличная ветвь, принесенная голубем Ною после потопа, ознаменовала его конец и, соответственно, прекращение гнева Божиего.

Тем более нельзя сравнивать Таинство миропомазания с помазанием освященным маслом (елей – по-славянски, отсюда елеопомазание), которое бывает во время праздничного вечернего богослужения. Это помазание означает просто благословение и для него используется масло из лампады, которая горит перед иконой праздника. Или с Таинством .

Итак, христиане верят, что именно Святой Дух ведет их к спасению. Но возникает вопрос: Церковь называет Иисуса Христа Спасителем, то есть Он уже совершил наше спасение через крестную смерть и Воскресение. Как же можно вести к тому, что уже совершено? И здесь очень ярко проявляется смысл Миропомазания. То, что совершил Христос, не зависело от человека. В Крещении человек умирает и воскресает вместе со Спасителем, освобождается от власти сатаны и приобщается ко всей полноте Церкви, которая является мистическим Телом Христа. Перед христианином открывается путь доселе закрытый – путь спасения от греха и обожения. Но этот путь нужно пройти. И здесь многое зависит от усилий самого человека. Миропомазание дает возможность жить полноценной церковной жизнью, христианину лично подаются дары Святого Духа для духовной жизни, для личного общения с Богом.

Что это за дары? Об этом знает только Бог и человек. Церковь – это живой организм – Тело Христово. Апостол Павел, развивая эту мысль, писал: «Дары различны, но Дух один и тот же... Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество... Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... и все мы напоены одним Духом» (Первое Послание к Коринфянам, глава 12, стихи 4-13).

Здесь надо оговориться: Апостол писал это в середине первого века по Р.Х., когда дары исцеления и чудотворения действительно были необходимы Церкви для утверждения веры. Но вместо даров пророчества, исцеления, чудотворения можно поставить почти любую современную профессию – смысл апостольского Послания от этого не изменится: если обычная печать, поставленная на чем-то, призвана свидетельствовать о ее владельце, то «печать дара Духа Святого», полученная христианином, должна свидетельствовать о Боге. Церковь должна преображать и изменять мир, а каждый христианин – член Церкви, Тела Христова – на своем месте преображать мир вокруг себя. Жизнь в Церкви – это постоянное возрастание. Здесь нужно постоянное усилие самого человека. Но это усилие останется бесплодным без помощи Божией, которая и дается в Таинстве Миропомазания.

Это Таинство, как и Крещение, неповторимо. После Крещения и Миропомазания отношения человека с Богом полностью меняются. Как бы человек ни грешил, в случае покаянного обращения к Богу эти личные отношения с Творцом возобновляются.

Справка

Что такое помазание на царство?

Помазание при избрании царей в Ветхом Завете послужило прообразом помазания христианских государей при восшествии на престол. Византийских императоров, впоследствии и русских царей, и других европейских христианских монархов помазывали на царство святым Миром. Это не отдельное Таинство, а, скорее, продолжение Таинства Миропомазания, когда человеку подаются особые дары Духа Святого для управления государством. С этим чином связана отдельная сложная история его развития и понимания, до сих пор до конца не исследованная в богословской науке.

На Западе существует другая традиция совершения Таинства Миропомазания. У католиков над младенцем совершается Таинство Крещения, затем священник помазывает его миром, а Миропомазание, которое называется Конфирмацией (подтверждение – лат.), совершается уже в сознательном возрасте, после научения истинам веры. Тогда человек приходит к епископу, тот опять помазывает его миром, после чего человек принимает первое причастие. Парадокс в том, что при подобной практике непонятно, что же такое Таинство Крещения. С одной стороны, Крещение – это Таинство вхождения в Церковь, Таинство духовного рождения. Но с другой, получается, что никакого вхождения в Церковь не происходит, потому что до Конфирмации ребенок остается не причащенным. Более того, непонятно, чем помазывают ребенка после Крещения. Если миром, то значит, Таинство Миропомазания совершилось, а если обычным елеем (маслом), то непонятно, зачем освящать его как миро в Великий Четверг.

Сегодня Католическая Церковь старается разрешить эту проблему. Всеобщее распространение получает практика причащения младенцев сразу после Крещения. Но в этом случае становится совершенно непонятым смысл Конфирмации.

В восточной традиции подчеркивается неотрывность Крещения и Миропомазания и Причащения, ведь все эти три Таинства необходимы для полноценного вхождения человека в Церковь. В западной же традиции акцентируется роль епископа как олицетворения Церкви. Епископ лично принимает каждого крещаемого, чтобы было ясно видно, что Крещение и Миропомазание – это не какая-то частная треба, а дело всей Церкви, соединение со всей Церковью.

Но суть от этого не меняется: Святой Дух незримо присутствует и участвует в жизни любого христианина. Он всегда рядом, даже в самые горькие минуты. Если открыть Евангелие, то это можно понять. Сразу же после Своего крещения в Иордане Иисус Духом был отведен в пустыню, где Его ждал сорокадневный пост и искушения от сатаны. Так и наша жизнь. Крещение и Миропомазание – только начало пути, на котором человека могут ждать минуты страшного отчаяния и искушений. Но мы уже не одиноки. Первым этот путь прошел Христос, одержав победу и подарив ее всем нам.

1. Епископ Пантелеймон (Шатов) совершает Таинство Миропомазания во время одной из миссионерских поездок.

Фото Екатерины Степановой.

Статья А.В. Горского. Писана в 1856 году

Царелюбивая Россия глубоко чувствует и с преимущественною торжественностию выражает радость о Царе своем в день его священного венчания на царство. И в высоком свете является царственное величие помазанника Божия в сей день венчания.

В святилище Божьем, среди избранных членов государства, священнодействием запечатлевается державная власть, основанная на законе престолонаследия, от Царя царствующих приемлет благословение Самодержец могущественной монархии, чтобы быть живым орудием промышления Божия, слугой Божиим. Священным помазанием обновляются духовные силы избранника Божия, чтоб он мог понести бремя великого служения, чтобы его направлением в царстве земном приготовлялись граждане царства небесного. Видимый причастник царственной власти Того, Емуже дадеся всяка власть на небеси и на земли , приближается к престолу Вседержителя и становится ближайшим общником Божественной трапезы.

Представляя себе такое значение священного венчания и помазания православных царей наших, невольно чувствуем желание объяснять себе начало и происхождение сего учреждения православной церкви и православной державы.

Для сего нам нужно обратиться к учреждениям греческой церкви и империи и к древним отечественным памятникам.

Времена первых христианских императоров не представляют указаний на особенные церковные обряды, при вступлении их на престол. Это объясняется, между прочим, и тем соображением, что первые державные покровители церкви вступали на престол, еще до принятия св.крещения. сохранился только некоторый намек на церковные обряды в сказани об императоре Феодосии Великом. Историк церковный, бл. Феодорит, епископ кирский, повествует, что когда Феодосий, после знаменитых побед над Готфами, явился ко двору императора Грациана, то, в предзнаменовании царствования, видел во сне, что св. Мелетий, патриарх атиохийский, облек его царской порфирой и возложил на него венец. Это обстоятельство едва ли было бы замечено историей, если бы св. Мелетий не принимал действительного участия в венчании Феодосия на царство. Правда, сам же Феодорит замечает, что Феодосий получил знаки царского достоинства от Грациана : но крестившись в Солуне и прибыв потом в Константинополь, он мог принять и церковное благословление на подвиг царствования от св. Мелетия, который тогда, во главе второго вселенского собора, занимался устроением дел православия в Константинополе.

Венчание царское тогда было не отдельно от вступления на престол , или от провозглашения императором . В этой поспешности коронования и в других обстоятельствах, его сопровождавших, можно усматривать следы обычая тех времен, когда вступление на престол связывалось с смутным движением преторианцев.

Вот некоторые черты из обрядов коронования восточных императоров, в пятом и шестом веках.

По смерти Маркиана, общим согласием сената избран на престол Лев (457). Провозглашение его избрания должно было совершиться на обширном поле Марсовом, в присутствии всех чинов военных и гражданских и патриарха Анатолия. Вместе с ними собрались сюда и бесчисленные толпы народа и войско. Хоругви и знамена, в знак скорби о лишении императора, лежали поверженные на землю. В собрании начали раздаваться голоса: «услыши Боже, молимся тебе, Лев да будет царем.» -Явился и Лев. Возвели его на возвышение. Хоругви и знамена немедленно воспрянули от земли. Отовсюду загремели приветствия: «Лев Август, даровал тебя. Бог да сохранит тебя. Много лет да царствует Лев». Вслед затем, новоизбранный царь, окруженный сомкнутыми рядами воинов, облечен в царскую одежду, и тогда же возложили на него диадему. В таком украшении, со щитом и копьем в руках, снова явился он народу и говорил к нему речь, у которой обещал неутомимую деятельность в правлении и объявлял свои милости войскам. В древнем описании сих обрядов ничего не говориться о молитвословии церковном при возложении отличий царского достоинства: но присутствие при сем патриарха Анатолия заставляет предполагать, что он принимал в сем участие, соответственное его сану. По окончании сих обрядов император тожественно шествовал в город. На пути он приносил благодарение Господу Богу, сперва в походной церкви, потом в знаменитом храме св. Иоанна Предтечи, где хранилась честная его голова, наконец, в великой церкви константинопольской. Вступая в храм, император каждый раз обыкновенно снимал с себя венец; а в храме св. Иоанна Предтечи и в великой церкви, возлагая его на св. престол, вместе с тем приносил свои дары святилищу, состоявшие в утвари церковной. В великой церкви он слушал литургию, и по окончании моления возлагал ему на главу венец сам патриарх.

Подобным образом совершалось избрание и венчание на царство императора Анастасия (491? г.), только не на поле Марсовом, а в ипподроме, для большей видимости. Сначала, он был поднят на щит; потом в одной из дворцовых палат возложил на себя царские украшения: хламиду и венец. При этом, в описании замечено, патриарх Евфимий совершал молитву и пето было: Господи, помилуй. После коронования Анастасий также приносил Господу благодарение в великой церкви, вступив в нее без венца; вносил венец свой во святилище и почтил своими дарами . Особенностью коронования Анастасьева, которая удержалась и при венчании последующих императоров, было то, что, прежде венчания на царство, патриарх признал за нужное просить у новоизбранного Государя исповедания веры и обещания хранить на престоле, и Анастасий исполнил требуемое .

Преемник Анастасия Иустин, также был провозглашен императором в ипподроме (518 г.). В присутствии патриарха Иоанна и всех чинов подняли его на щите; потом, в рядах воинов, облечен он в царскую одежду, а патриарх возложил на него венец .

Юстиниан Великий, по болезни императора Иустина, провозглашен императором во дворце, в великий четверток, а коронование совершено в первый день св. Пасхи (527г.). В современном описании прямо сказано, что при этом присутствовал епископ, т.е. патриарх константинопольский; он совершил молитву и возложил венец на Юстиниана .

В таких чертах определилось священнодействие венчания греческих императоров и для последующих времен, как показывают это летописи греческие. Только чаще венчание совершалось не на поле, или в ипподроме, или во дворце, но во храме. Предпочтительно государи короновались в созданной Юстинианов великолепной церкви св. Софии, но иногда и других храмах Константинополя. Император Фока короновался во храме св. Иоанна Предтечи . Ираклий сам короновался и короновал своего сына Ираклия в придворном храме св. Стефана .

Царствующий государь обыкновенно короновал и супругу свою, возлагая на нее венец сам. Так короновал император Иустин I-й супругу свою Люпицию, которая при коронации переименована в Евфимию , Иустин 2-ой – Софию , Тиверий – Анастасию , Фока – Леонтию .

Часто, еще при жизни императора, возлагаем был венец на наследника престола, несмотря на его молодые годы и даже младенчество. Иногда эту честь разделяли с отцом не один, а двое и трое его сыновей. Так император Василий Македонянин короновал своих детей Константина, Льва и Александра . На своих детей государь возлагал венец сам, при содействии патриарха, который совершал молитву. Император Константин, восстановитель иконопочитания, венчан был еще пяти лет в ипподроме. Патриарх произнес молитву, а отец Константина Лев возложил на него венец .

В Х веке, когда собраны чиноположения разных обрядов, совершавшихся при дворе константинопольском, священному венчанию царей дан такой вид: император вступает в церковь св. Софии вместе с патриархом. В златах вратах, ведущих из притвора в храм, он возжигает свечи; идет к солее; молится пред святыми вратами и, вместе с патриархом, восходит на амвон. Здесь уже уготованы на особом столе царская порфира и венец. Патриарх совершает молитву над порфирой и, по окончании молитвы, ближайшие чины двора возлагают ее на государя. Потом возглашает молитву и над венцем и возлагает его на голову государя. При этом народ восклицает Свят, Свят, Свят. Слава в вышних Богу и на земле мир. После троекратного возглашения сего славословия, следует возглашение многолетия нововенчанному царю. Потом государь в венце отходит на свой престол и приемлет поклонение от всех чинов. А прочее, – прибавлено в чиноположении, – что касается до вечери любви и приобщения, совершается по обычаю праздников , т.е. как в великие праздники, так и в день коронования император приобщался св. тайн, и устраивалась при дворе трапеза для высших сановников и патриарха.

На том же основании утверждается и древнейшее, какое дошло до нас, церковное чиноположение царского венчания на греческом языке. Оно кратко; состоит только из двух молитв, произносимых патриархом. Обе эти молитвы вошли в состав чиноположения коронования российских государей. После первой молитвы возлагается на царя порфира, после второй – корона. Вслед за коронованием в чиноположении упоминается о приобщении преждеосвященных св. даров и о восклицаниях народа: слава в вышних Богу . В чиноположении указаны также некоторые особенности в короновании супруги императора или детей их. В них возлагается венец не самим патриархом, но императором, которому передает его патриарх по благословению ).

Но ни в летописях, ни в придворном чиноположение коронования императоров греческих, ни в чине церковного священнодействия не упоминается о помазании коронуемого лица св. миром от патриарха.

Впрочем, в 10-м же столетии находим и упоминание о миропомазании царей греческих, именно в соборном акте церкви константинопольской, при патриархе св. Полиевкте. Некоторые слова из сего постановления приводит толкователь церковных правил Феодор Валсамон, патриарх антиохийский здесь . Здесь сравнивается, по своему действию, помазание царей в миропомазанием, которого сподобляется каждый по св. крещению. После сего летописцы греческие, говоря о восшествии государей на престол, вместе с коронованием упоминают о помазании, хотя не всегда. Так Никита Хониат говорит о помазании св. миром императора Мануила Комнина от патриарха Михаила ; Никифор Григора о помазании и венчании никейского государя Феодора Ласкаря ; Георгий Пахимер – о помазании сына Андроникова Михаила

Когда Творец показал Адаму все грядущие поколения, тот увидел, что душе Давида вообще не отпущено жизни. Неизвестные подробности рождения будущего царя.

В царствование Давида еврейское государство приблизилось по своим размерам к границам, обозначенным в Пятикнижии: «от моря Суф (т.е. Красного моря) до моря филистимлян (Средиземного) и от пустыни (Негев) до реки (Евфрат)» (Шмот 23:31, Раши; см. I Мелахим 5:1).

Сын Давида, мудрый царь Шломо, возвел в Иерусалиме Храм — Дом Творца. В Танахе рассказывается, что «из всех народов приходили внимать мудрости Шломо, от всех земных царей, которые слышали о его мудрости» (I Мелахим 5:14). Наступило время покоя и изобилия: «серебро в Иерусалиме стало равноценно обычным камням» (там же 10:27). Сыны Израиля «многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились» (там же 4:20). Они «жили в безопасности — каждый под своей виноградной лозой и под своей смоковницей» (там же 5:5).

Казалось, наступила эра Геулы — Конечного избавления, и народ Израиля уже стал «светочем для народов»…

Давид бен Ишай (דוד המלך; 2854—2924 гг. /906—836 гг. до н.э./) — величайший из царей Израиля, создатель духовных песнопений, прославляющих Творца мира.

По линии отца происходил от верховного судьи Ивцана-Боаза (см.), который был прямым потомком вождя колена Йеуды — Нахшона, сына Аминадава. А прабабушкой Давида была жена Ивцана-Боаза моавитянка Рут(Рут 4:20-21, Таргум ; I Диврей аямим 2:10-11).

Его мать Ницевет бат Адаэль (Бава батра 91а) происходила от Бецалеля (см.), создателя Шатра Откровения, а, следовательно, ее род восходил к пророчице Мирьям, сестре Моше (см.) (Танхума, Ваяк»эль 4; Шмот раба 40:4, 48:4; Седер адорот ).

С рождением Давида был связан ряд загадочных обстоятельств. Его отец Ишай из-за своего великого трепета перед Б-гом стал сомневаться: возможно, его дед Боаз, взявший в жены моавитянку Рут, ошибочно истолковал закон Торы, запрещающий моавитянам вступать в общину Израиля (Боаз толковал: запрещено моавитянам, но не моавитянкам). «И тогда получается, — рассуждал Ишай, — что та связь была запрещенной, и все потомки Рут, в том числе и я, — моавитяне, и им запрещено вступать в брак с евреями». И хотя к тому времени у Ишая было шесть сыновей и две дочери, он отделился от своей жены, и его дети об этом знали. Но несколько лет спустя он опечалился, что не выполняет заповедь «Плодитесь и размножайтесь». Он позвал к себе кнаанскую рабыню, которая жила в его доме, и сказал ей: «Я освобожу тебя на условии: если я еврей, и мне можно жениться на еврейках, то, поскольку освобожденная рабыня становится еврейкой, я беру тебя в жены по закону Моше и Израиля. Но если я моавитянин, то это освобождение недействительно, ты остаешься рабыней, и тогда — связь с тобой разрешена и моавитянину». Но рабыня видела, как страдает праведная жена Ишая, и сказала ей: «Давай поступим, как Рахель и ее сестра Лея». Жена Ишая пришла к нему вместо рабыни, а он не обнаружил подмены. Спустя три месяца сыновья заметили, что их мать беременна, и сообщили Ишаю: «Наша мать понесла от блуда». Сыном, родившимся от этой беременности, и был Давид. В зрелые годы он написал в одном из своих псалмов: «Ненавистным я стал для своих братьев» (Теилим 69:9) — ибо они думали, что он мамзер , результат блуда замужней женщины (Сефер аТодаа , 3:110-111; Оцар ишей аТанах, Давид ).

Родился в 2854 году /906 г. до н.э./ в городе Бейт-Лехеме (Седер адорот ). Появился на свет как бы «обрезанным», т.е. без крайней плоти, как и Первый Человек — Адам (см.), а также такие праведники как праотец Яаков (см.) и пророки Моше и Шмуэль (см.) (Шохер тов 9).

Когда в день сотворения Адама Творец показал ему все грядущие поколения, тот увидел, что прекрасной душе Давида вообще не отпущено жизни: этот младенец должен был умереть на третьем часу от рождения. Адам пришел в смятение и передал Давиду семьдесят лет от своей жизни — он написал дарственную расписку, а Творец поставил на ней печать. Поэтому Первый Человек прожил только 930 лет из отпущенной ему тысячи, а 70 — перешли к Давиду (Зоар 1, 91б; Ялкут Шимони, Берешит 41).

1. Годы пастушества и помазание на царство

В детстве Давид часто делился с отцом своими мечтами, которые походили на предсказания: «В будущем я разгромлю филистимлян и завоюю их города. В будущем я убью их богатыря Гольята. В будущем я построю Храм для Творца». Отец, с презрением относившийся к фантазиям подростка, отправил его пасти овец на дальние пастбища (Мидраш аГадоль, Дварим 1:17; Оцар ишей аТанах, Давид ).

В течение многих лет Давид был пастухом, как когда-то праотцы еврейского народа, а также пророк Моше. В кочевой жизни на лоне природы Давид приобрел исключительную ловкость и силу: защищая своих овец, молодой пастух одолевал в схватке львов и медведей (Мидраш Шмуэль 2:20:5; Оцар ишей аТанах, Давид ).

Кочуя со своими стадами, юноша любовался окружающей природой, различая за ее совершенством природы невидимые персты Творца. Даже ночью, когда все спали в своих постелях, он обычно оставался в поле, разглядывая луну и звезды. Там он начал слагать свои первые псалмы, прославляющие Создателя, — и он напевал их под звуки кинара (древней лютни) (Зоар хадаш, Шир аширим 67г). «Вот, я взираю на небеса, сотворенные Твоими перстами, на луну и звезды, созданные Тобой, — пел Давид. — Что такое человек, чтобы Ты о нем помнил?… А Ты лишь немногим умалил его перед ангелами, славой и великолепием увенчал его. Даровал ему власть над творениями Твоих рук, все положил к стопам его — несметные тысячи скота и полевых зверей, небесных птиц и рыб, следующих морскими путями. Б-г, наш Владыка, как величественно Твое Имя по всей Земле» (Теилим 8:4—10).

В 2883 году /877 г. до н.э./ в судьбе двадцатидевятилетнего пастуха произошло неожиданное радикальное изменение. Однажды его спешно позвали домой с дальнего выгона. Дома его ждал пророк Шмуэль, который, не давая никаких объяснений, взял свой рог с елеем и помазал его на царство вместо царя Шауля, — ибо такова была воля Б-га (I Шмуэль 16:11—13; Седер олам раба 13; Седер адорот ).

Когда, следуя повелению Творца, Шмуэль пришел в дом отца Давида — Ишая, чтобы помазать на царство одного из его сыновей, Ишай представил ему семерых старших братьев, но Шмуэль сказал: «Не этих избрал Б-г. Разве нет у тебя больше отроков?» И только тогда Ишай послал на пастбище за Давидом (там же 16:1—11; Седер адорот ). Ишай не позвал Давида сразу лишь потому, что по-прежнему считал его мамзером и хотел скрыть его от пророка (Оцар ишей аТанах, Давид ). Когда пророк Шмуэль увидел, что пришедший с выпаса юноша — рыжий и краснолицый, он забеспокоился и подумал: «По своей природе он склонен к кровопролитию и станет убивать людей, как злодей Эсав!» Но Всевышний сказал ему: «Эсав убивал ради своей прихоти, а этот будет убивать по решению совета мудрецов» — т.е. в войнах против врагов Израиля (Берешит раба 63:8; Мальбим, I Шмуэль 16:12).

Позднее Давид иносказательно написал о своем избрании в одном из псалмов: «Камень, который отвергли строители, стал краеугольным» (Теилим 118:22) — ведь он сам был подобен камню, которым пренебрегали и вообще не хотели закладывать в стену дома (Мецудат Давид ).

В мидраше образно истолковано, за какие именно качества Творец избрал пастуха Давида на царство: «Б-г проверил его на овцах и убедился, что он — хороший пастух. Давид защищал ягнят от взрослых овец. Ягнят он выводил на луг первыми, чтобы пощипали нежную траву, затем приводил старых овец, чтобы ели траву, оставшуюся после молодняка, а потом уже выводил крепкий молодой скот, чтобы подъедал более жесткую траву. “Тот, кто пасет стада, учитывая особенности каждой овцы, — сказал Творец, — пусть пасет Мой народ” (Шмот раба 2:2).

Но пока это помазание было сохранено в тайне от царя Шауля, так как пророк Шмуэль опасался царского гнева (Танхума, Эмор 2).

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте