Астрология Камни Магия

Человек как духовное существо мировоззрение. Человек как духовное существо — Гипермаркет знаний

Тема: Человек как духовное существо

Выполнила

Якунина Е.Н. учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 1р. П. Пачелма


Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры.

Задачи:

  • выработка понимания понятия “духовность”;
  • формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
  • воспитание нравственно-духовных ценностей.


Что же такое духовный мир человека?

  • В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыс­лов, определяющих направленность всей деятельности, по­этому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.
  • Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.

  • Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, на­полняет его деятельность глубоким смыслом, способ­ствует выбору верных ориентиров. Она требует посто­янного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных фило­софов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

Что такое мораль? Кто же устанавливает моральные нормы?

  • Мораль - это система норм, правил, регулирующих обще­ние и поведение людей, обеспечивающих единство общест­венных и личных интересов.

  • Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  • Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  • Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  • Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

  • Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество (Коран, 17:22) .
  • Почитайте своих родителей (Коран, 17:23) .
  • Отдавайте другим то, что им положено (Коран, 17:26) .
  • Обращайтесь ласково с сиротами (Коран, 17:34) .
  • Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами (Коран, 17:35) .
  • Выполняйте свои обещания (17:34) .
  • Не убивайте своих детей из боязни обеднения (Коран, 17:31) .
  • Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву (Коран, 17:33) .
  • Не приближайтесь к прелюбодеянию (Коран, 17:32) .
  • Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания (Коран, 17:36) .
  • Не ходи по земле горделиво (Коран, 17:37) .
  • Не расточай своё богатство безрассудно, а придерживайся середины (Коран, 17:26, 27) .

«Золотое правило» нравственности

  • Оно гласит: «Поступай по от­ношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие по­ступали по отношению к тебе».

Задание: выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим убеждениям. Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему

  • Самое верное средство остаться бедным - быть честным человеком.

Наполеон Бонапарт

  • Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.

Жермена де Сталь

  • Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения.

Федор Михайлович Достоевский

  • Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".

Лев Николаевич Толстой


  • 1. Внимательно изучи высказывание, уясни его содержание
  • 2. Сформулируй проблему
  • 3. Раскрой отношение автора высказывания к проблеме (2-3 предложения)
  • 4. Аргументируй свою позицию (2-3 аргумента)
  • 5. Сделай выводы

Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите определения для данных терминов

Идеал

Цен­ности

Совесть

Патриотизм

Гражданственность

ОТВЕТ

безусловное прину­дительное требование (повеление), не допускающее возра­жений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Идеал

совершенство, высшая цель человеческо­го стремления, представление о высших моральных требо­ваниях, о наиболее возвышенном в человеке

Цен­ности

то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительно­сти (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к дру­гим людям, к самому себе.

Важнейшие нравственные ценности составляющие систе­му ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, на­пример добро и зло.

Совесть

способность личности позна­вать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный само­контроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Патриотизм

ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и лю­бовь к Родине, своему народ

Гражданственность

социально-психологи­ческие и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормаль­ное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей




Мировоззрение - это целостное пред­ставление о природе, обществе, человеке, находящее выра­жение в системе ценностей и идеалов личности, социаль­ной группы, общества.

Обыденное (житейское)

Религиозное

Научное


ЧТО ВЛИЯЕТ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ?

Язы к

Культура


История народа

ЧТО ВЛИЯЕТ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ?


Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?

  • Во-первых, дает человеку ори­ентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
  • Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, воору­жает их методами познания и деятельности.
  • В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жиз­ни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки

Виды мировоззрения

Достоинства

Обыденное мировоззрение

Недостатки

опирается на непосредственный жизненный опыт челове­ка

Религиозное мировоззрение

тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.

мало использует опыт дру­гих людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры

Научное мировоззрение

про­являющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.

прочная науч­ная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и соци­альной деятельностью людей

человек еще не занял в научном миро­воззрении подобающего ему места


  • Наше время позволяет человеку совершить мировоз­зренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных осно­ваний для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Закрепление (тест)

  • 1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?

1) духовная

2) экономическая

3) политическая

4) социальная

  • 2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят

1) возрастные особенности

2) расовые отличия

3) проявления наследственности и изменчивости

4) духовные идеалы и ценности


Подумайте

  • 3. Вставьте пропущенное в схеме слово:

Вторичные (приобретенные потребности)

социальные

престижные


Не спешите!

  • 4. Из приведенных примеров выберите те, которые относятся к духовной деятельности человека
  • материально-производственная деятельность
  • познавательная деятельность
  • социально-преобразовательная деятельность
  • прогностическая деятельность
  • ценностно-ориентировочная деятельность
  • 5. К духовным ценностям относится:

1) микроскоп

2) компьютер

3) научное открытие

4) телевидение


Соотнесите правильно

  • 6.Мировоззрение формируется под влиянием:

A. Личного опыта.

Б. Окружающей культурной среды.

1) верно А и Г

2) верно А В Г

B. Образования и воспитания.

Г. Психологических особенностей личности.

3) верно В и Г

4) верно А Б В Г


Выбери правильно

  • 7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:

1) совестью

2) убеждением

3) талантом

4) этикетом

  • 8. Фундаментом духовной жизни общества является:

1) познание

2) искусство

4) культура


  • Есть очень много самых разных мнений о морали и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.
  • Все можно простить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество. (Л.Н. Толстой)

Домашнее задание

  • 1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.
  • 2.В сети Интернет найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»

Духовность в наши дни одно из востребованных понятий. О ней говорят философы, политики и публицисты. Недавно японский премьер Наото Кан сказал: "Если бы нам удалось соединить наши технологические успехи с такой духовностью, которая отличала Серебряный век русской культуры, вряд ли другие страны могли бы обеспечить столь быстрое продвижение, какое в этом случае мы бы, то есть японцы, обрели". Нередко пишут и о бездуховности в обществе, об отсутствии идеалов как очевидном феномене наших дней.

Но вот беда. Почти ни в одном психологическом словаре нет статьи, посвященной духовности. Нет этого понятия и в культурологических словарях. Итак, едва ли не все осознают, что это важный фактор развития цивилизации, открытия новых форм общественной жизни. Все тоскуют о желаемом преобладании в человеке духовных, нравственных, интеллектуальных ценностях. Но в то же время дальше общих слов современная общественная мысль не продвигается.

Духовность – понятие, обобщенно отражающее ценности (смыслы) и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому ("материальному", "природному") существованию человека или по меньшей мере отличные от него. Исторически сложилось два направления в понимании духовности: религиозное и секулярное. Сокровенный смысл религиозного истолкования духовности обнаруживается в прямом богообщении. "Мы не “верим” только... Мы духовно уже видим (как видим солнце), что Хозяин мира есть Бог, и Он есть духовное Солнце всей жизни. Если бы не было Его, не было бы ничего. Без вечности и бессмертия все, что в мире, – ни к чему и незачем. С Богом все осмысленно, получает свой смысл и свою цель. Все трудности, все труды и страдания человека озаряются смыслом, и сама смерть несет в себе свет вечного бытия".

Понятие трансцендентности

Человек и животные исследуют окружающую среду при помощи органов чувств: они слушают, нюхают, смотрят и трогают, в результате у них формируются связные представления об этой среде, они запоминают и связывают эти представления, и на основе прошлых впечатлений, у них развиваются ожидания. Итак, человек замкнут в пространстве физического мира. Он может познавать этот мир и добиваться огромных успехов в познании. Однако люди смутно догадываются, что за пределами физического мира есть какой-то другой мир. Мы получаем сигналы из этого мира. Более того, многие духовидцы, мистики, эзотерики обретали способность выходить в этот духовный мир и передавать собственные впечатления от встречи с ним. В истории философии такой переход из области посюстороннего в область потустороннего получил название трансценденции. В философии так обозначается переход из сферы возможного опыта (природы) в сферу, которая лежит по другую его сторону.

Австрийский психолог Виктор Франкл подчеркивает, что "существенное различие между человеком и животным состоит в том, что интеллект человека как высок, что человек в отличие от любого животного – обладает еще одной способностью: понять, что должна существовать мудрость, которая принципиально превосходит его собственную, а именно надчеловеческая мудрость, которая создала как человеческую мудрость, так и мудрые инстинкты животных, и гармонично распределила их между ними".

Трансцендентный (от лат. transcendere – переступать) – "перелетающий" (Кант), выходящий за границы возможного (не только индивидуально и в настоящее время) опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Если говорить о понятии "трансценденции" в онтологическом смысле, то оно выражает признание бытия, которое не оказывается объектом наших мыслей и восприятий.

По словам Н. А. Бердяева, духовное начало в человеке имеет трансцендентное основание. Иначе говоря, оно не выводится из природы, из окружающего мира. Недовольство человека конечным, устремленность к бесконечному обнаруживает божественное в человеке. Согласно Н. А. Бердяеву, человек не может быть самодостаточен, это означало бы, что его нет. "В этом тайна человеческого существования, – показывает Н. А. Бердяев, – оно доказывает существование высшего, чем человек, и в этом достоинство человека. Человек есть существо, преодолевающее свою ограниченность, трансцендирующее к высшему".

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ
УРОК

ТЕМА «Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека»

ЦЕЛЬ 1. Дидактическая: создать условия для осознания к осмыслению

цель блока новой учебной информации, применение умений и знаний в знакомой и новой учебных ситуациях , проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии.

2. Образовательная: Способствовать формированию представлений

цель - что такое духовный мир человека

Духовные ориентиры личности

Убеждения. вера мировоззрения

3. Развивающая: Способствовать обучению школьников умению

цель характеристик с научных позиций социальных явлений и процессов, анализировать актуальную информацию, осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, формулировать собственные суждения, умения работать в парах

4. Воспитательная: продолжать воспитывать формировать

цель ценности собственных мировоззренческих позиций при уважении позиций других людей, содействовать формированию активной жизненной позиции учащихся

ТИП УРОКА: комбинированный

Форма: смешанная, работа с текстом (С8 план) лекция, работа в парах выполнение проблемных заданий

ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник, таблица, компьютер, подключенный к

Интернету


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ (ХОД УРОКА)

  1. Организационный момент
учитель и ученики приветствуют друг друга, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на активную деятельность.

П. Проверка выполнения домашнего задания по теме «Цель и смысл жизни человека»

1. На местах дельфийского храма было написано 7 коротких изречений - уроков жизненной мудрости. Дома помимо параграфа 3 учебника, вы должны были подумать и разобраться, что они значат для каждого из вас.

2. Короткая историческая справка (2 минуты каждому)

Шопенгауэр ИТОГО:

Ф. Аквинский

Ф. Ницше

Дж. Локк

3. Заготовки к Эссе «Величие человека в его руках»

Вступительное слово учителя
МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о человеке, обсудим важнейшие вопросы его духовного мира. Поиск смысла жизни был главной проблемой и основным вопросом предыдущего занятия. Урок сегодня посвящен вопросам структуры духовного мира человека, главным из которых является мировоззрение.

ПЛАН УРОКА:


  1. Проверка выполнения домашнего задания
П. Изучение нового материала по теме:

1. Человек как духовное существо.

2. Духовные ориентиры личности.

3. Структура духовного мира человека.

4. Мировоззрение и вера, убеждения
Изучение нового материала.

УЧИТЕЛЬ:


Древние греки, задававшие себе многие из тех вопросов, которые

волнуют сегодня нас, и давшие на них весьма убедительные ответы, представляли человека двояко


как часть большого космоса как микрокосмос,

мироздании несущую в себе отдельный , уникальный мир,

субстанцию целого которому присуще только

человеческое


Подобное разделение показывает, что наш внутренний мир, отнюдь не совпадает с тем, что представляет собой огромный мир вокруг нас.

Духовный мир - сложная система отношений человека к окружающему миру, внутренних оценок, интересов, склонностей и предпочтений. Если большой мир, в котором живет человек является для него Космосом, то внутренний мир, микрокосмос, не менее сложен и противоречив, чем мир большой.

К числу основных элементов духовного мира можно отнести:


  1. Духовные потребности.

  2. Познание окружающего мира, самовыражение средствами искусства, пользование достижениями науки и культуры, знания.

  3. Вера в истинность своих убеждений.

  4. Представления об окружающем мире.

  5. Убеждения.

  6. Ценности.

  7. Принципы, лежащие в основе отношений человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности и отражающие его идеалы.

  8. Способности.

  9. Чувство и эмоции.

  10. Отношения человека с природой и обществом .

  11. Цели, которые человек ставит перед собой.

РАБОТА С ТЕКСТОМ (с. 8 - составление плана, алгоритм)

Важнейшим признаком Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы сформировавшейся человеческой личности является наличие его мировоззрения, которое можно сравнить с деревом: ствол дерева - это воззрение человека на мир, ветвь - ценности, взгляды, идеалы.


ЗАДАНИЕ КЛАССУ

Вставить пропущенные слова и выражения

Текст (компьютера)

Обобщенные представления о мироздании, которые выражены в понятиях и образах, отражающих целостное восприятие мира и отношение к нему, реализующихся в системе ценностей и идеалов личности , социальной группы, общества, называются

_______________________________________
По своему содержанию _____________________ может быть _____________,

порождаемым не посредственными условиями жизни человека, _________, основанным на вере в сверхъестественное начало, ______________________,

опирающимся на достижения в области научного знания о мире, ____________________________, являющимся теоретическим осмыслением мира с помощью самых общих понятий, на основе результатов научной и практической деятельности людей
На основе выполненного задания выполните (составьте) схему:


типы мировоззрения

Каким общим понятием можно заменить каждое из следующих развернутых его определений:

Осознанная потребность действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.


Предложить перечисленное

Верить можно в науку, Бога, светлое будущее __________________________

Важнейшими компонентами мировоззрения являются знания, убеждения, духовные ценности, __________________________, оно влияет на характер жизненных устремлений, поведение, отношение к труду _________________
О каком мировоззрении идет речь?


  1. Вове Нарг «Быть подлинно здравомыслящим уже означает многое знать».

  2. С.Смайлс «То, что мы называем здравым смыслом, есть по большей части не что иное, как результат ежедневного опыта, усовершенствованного разумом. Для приобретения его не нужно больших способностей, а нужно только терпение, аккуратность и прилежание».

  3. Ж. Мелье «Слепая вера, лежащая в основе всех религий - источник заблуждений, иллюзии, обмана».

  4. Л.Тольстой «Истинная вера, влечет к себе не только тем, что обещает благо верующему, сколько тем, что представляет единое прибежище спасения не только от всех бед этой жизни, но и от страха смерти».
Учитель : Одним из структурных элементов мировоззрения является убеждения -
О каких источниках формирования убеждений говорит В.Г.Белинский

«Один доказывает, другой показывает и оба убеждают, только один логическими выводами. другой картинами. Но первого слушают и понимают немногие, второго все»

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции

Появление человека

Научное исследование происхождения человека (Дарвин, Энгельс); 20в. - концепция биосоциальной природы человека

Сегодня исследование антропогенеза идет по трем направлениям:

связь с геологическими процессами, сопоставление этапов эволюции человека с этапами эволюции земной коры(восстановление недостающих звеньев эволюции до современнного вида)

биологические предпосылки и генетические механизмы эволюции человеческих предков в соответствии с появлением у них отл. признаков(прямохождения, использование рук как рук, развитие речи и мышления и т. д.)

Уточнение общей теории антропогенеза как сложного процесса взаимодействия биологических и социальных факторов.

Начало становления

рамапитек (14-20 млн лет назад) - саванна, орудия

австралопитеки (5-8 млн лет назад) - подобранные и отчасти подработанные орудия

человек умелый (Homo habilis)(2 млн лет назад)

человек прямоходящий (Homo erectus)(1-1.3 млн лет назад) - орудия охоты, огонь, мб речь

человек разумный (Homo sapiens)(150-200 тыс лет назад)
на стадии корманьонца (40-50 тыс лет назад) - приближен к современным людям по физ. облику, интеллекту.
Мог : организовать коллект. деятельность, строить жилища, делать одежду, пользоваться высокоразвитой речью, имел интерес к прекрасному, чувство сострадания и т. д.

В общем теории антропогенеза 20в. выделяла труд как ведущий фактор становления человека и человеческого общества. Но потом пошли изменения, добавили к труду:

развитие речи

сознания

формирование нравственных представлений

Только все вместе обеспечивают общественное развитие и находят свое воплощение в культуре.

Цель и смысл жизни человека

Отличительная особенность человека - стремление к философскому осмыслению жизни . Поиск смысла жизни - занятие чисто человеческое.

Субъективная сторона : Зачем, собственно, живет человек? - не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально.

Объективная сторона (не зависящая от человека) - осознание единства человека и человечества со всем живым на планете - имеет огромное мировоззренческое значение.

В истории философии можно выделить два подхода к проблеме смысла жизни:

Смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека.

Смысл жизни связан с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.

Позиции некоторых философов

Аристотель . Смысл жизни - счастье.

Эпоха Возрождения . Смысл жизни в самом человеческом существовании.

Классическая немецкая философии(Кант и Гегель ) - связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.

Фромм (20в.) - есть два вида людей. Одним нужно брать, иметь. Другим - творить, любить, отдавать, жертвовать собой.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Вместе с тем индивид имеет имеет возможность вечного, т.е. относительно бесконечного существования в социальном отношении . Сколько существует род человеческий - столько и существует личность.

Науки о человеке

рассматривают его в четырех измерениях:

Биологическое . Биология, генетика.

Психическое. Психология

Социальное. Социальная психология, социология, мифология, религия, философия, право, политика, мистика, культурология.

Космическое . Мифология, религия, астрология, философия.


Человек как духовное существо

Понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума. Ч, у которого высока развита духовная жизнь, обладает важным личностным качеством - духовностью(стремление к высоте идеалов). Ч, у которго духовная жизнь мало развита бездуховен. Итак, духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности Ч становятся высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей(истина) создает ценностные ориентации.

Ч, являясь существом общественным подчиняется определенным правилам, это необходимое условие выживания человеческого рода. Установленнные нормы и правила призваны защитить интересы и достоинства каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общ и личн интересов. Нормы и правила морали формируются естественно и извлекаются из массовой житейской практики.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них-Кант. Он сформуриловал категорический императив морали - это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей. Категорический императив и «золотое правило» утверждают личную ответственность Ч за совершенные им деяния. Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории.

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в Ч. Ценности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного Ч, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение Ч к действительности, к другим людям, к самому себе. На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными. Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации Ч, неразрывно связанную с категорией морали. Моральные категории носят парносоотносительный характер, например добро и зло.

Также одно из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль. Без совести нет нравственности. К числу важнейших ценностных ориентиров относится патриотизм. Этим понятием обозночается ценностное отношение Ч к своему отечеству. С патриотическими ориентирами Ч связаны и качества гражданственности(и чувство любви к родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, осознание себя как полноправного гражданина).

Моральные начала не заложены в Ч от рождения, некоторые из них он должен выработать в себе самостоятельно. Самовоспитание в сфере нравственности - самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по все видам деятельности.

Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, Ч, находящее выражение в системе ценностей и идиалов личночти, соц группы, общества. Разделяют различные классификации типов мировоззрения:

одни из философов отдают приоритет Богу (теоцентризм)

природе (природоцентризм)

Ч (антропоцентризм)

Но более всего распространена следущая классификация типов мировоззрения.

обыденное (возникает в жизни Ч в процессе его деятельности)

религиозное (мировоззрение, основой которого являются религиозные учения)

научное (научная картина мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принятые взаимоотношения Ч со средой обитания)

Мировоззрение дает Ч ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности. Именно мировоззрение позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. На основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций Ч получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры. Именно в мировоззрении содержится понимание Ч мира, добра и зла, красоты и безобразия.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»

Выполнила:

ученица класса М-10-2

Егорова Мария Сергеевна

Чебоксары, 2016

Человек как духовное существо

Помня слова известного писателя-публициста В. А. Сухомлинского, о том, что человек рождается не для того, чтобы бес­следно исчезнуть никому неизвестной пылин­кой, а для того, чтобы оста­вить о себе след вечный, многие люди стремятся осознать свое место в общественных отношениях и намечают свои направления развития и самовоспитания. Этот процесс в философии называют «человеческим самостроительством». Объектом такого строительства является духовный мир человека.

Мир человека многогранен и определяет его внутреннюю, духовную жизнь, которая включает сознания, веру, чувства, стремления, мечты. В научном понимании духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижения разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Вообще духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности: добро, истина, красота….

Человек живя в социуме не может не подчиняться определенным правилам, важнейшими из них являются нормы и морали. Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей. Моральные установки личности исследовались многими великими философами. Например, немецкий мыслитель И. Кант. так сформулировал категорический императив морали: не делай другому того, чего себе не желаешь, т.е. он утверждает личную ответственность за совершенные деяния.

Также духовный мир личности включает в себя ценности и идеалы. Идеал – это совершенство, высшая цель стремления человека, представление о высших моральных требованиях. Ценности – это то, что наиболее дорого и свято человеку. На основе этих ценностей строятся человеческие отношения, определяются приоритеты и появляются цели деятельности. Я считаю, что к числу самых важных ценностных ориентиров можно отнести патриотизм. Этим понятием обозначаются отношения человека к своему государству и народу и любовь к своему Отечеству.

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента его рождения. Так некоторые французские философы полагали, что человек по своей природе добр и искренен. А представители восточной философии считали наоборот, что человек по своей природе является носителем зла. Однако, со временем философы все-таки пришли к единому мнению, что моральные начала не заложены в человека с рождения, а формируются в семье, на том примере, который находится у них перед глазами, в процессе общения с другими людьми, в процессе воспитания и обучения, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Самовоспитание представляет собой самоконтроль, высокие требования к самому себе и во всех видах деятельности.