Астрология Камни Магия

Ивановская область (монастыри). История храмов, монастырей:Свято-Николо-Шартомский мужской монастырь Николо шартомский мужской монастырь

Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Тезу. Придание говорит, что монастырь Шартомский возник здесь по случаю явления в этом месте иконы Святителя Николая Чудотворца. Случилось это событие в царствование Василия Темного. В ознаменование чудесного образа угодника Божия тогда же, на месте явления иконы, основан был монастырь, и в ХIV веке обитель Николо-Шартомская становится известною. В это время получил большую известность игумен Никон, который много потрудился над благоустройством обители. Храмов в обители было четыре. Главный из них - древний соборный, во имя Свт. Николая Чудотворца, построенный в половине 17 века.

Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а также находящаяся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в ХVII веке жившим в обители затворником преподобным Иакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. В 1897 году эти две иконы по благочестивому обычаю стали носить по домам жителей Иваново-Вознесенска.

В обители, кроме упомянутого образа Святителя Николая, писанного на каменной доске и почитающегося древнейшим, пользуется известностью и другая икона этого святителя, писанная на дереве.

В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре. Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды.

Не обошли монастырь и беды. В 1619 году он был разорен польско-литовскими отрядами, а в 1649 году «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». В 1651 году прежде деревянный монастырь возводится в камне.

Революция прервала жизнь древней обители. В начале 20-х годов Николо-Шартомский монастырь был закрыт. Ценная утварь и иконы реквизированы, библиотека и оставшая часть икон сожжены. Строения монастыря стали использоваться под хозяйственные нужды.

Однако Святитель Николай не оставил своими молитвами это место. Осенью 1990 года древний Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. Сейчас монастырь преображается молитвами и трудами насельников и, конечно, помощью благотворителей.

Настоятелем - священно архимандритом этой мужской обители является Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий, который постоянно вникает во все нужды обители. В руководстве обителью Владыке помогает назначенный им наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин).

В обители более 100 человек братии.

Монастырь занимается преимущественно строительно-ремонтными и сельскохозяйственными работами, но находит возможности и на духовно-просветительскую деятельность.

Монастырь имеет подворье в Иванове, в г. Шуе и поселке Палех. В подворьях с благословения Владыки Амвросия ведется духовно-просветительская работа, проводится воспитательная работа посредством исповеди, внебогослужебных бесед.

В конце 90-х годов по благословению Владыки Амвросия в Иванове монастырь вел строительство храма «Всех Скорбящих Радость», который находится в котловане на месте взорванного в 70-е годы храма с одноименным названием. Также в городе Иванове открыт в качестве монастырского подворья Храм преподобного Сергия Радонежского в бывшем детском саду, переданном монастырю городской Думой. Кроме храма здесь расположены и братские кельи.

Находящийся в селе Введенье Свято-Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. Первое документальное упоминание об этом храме относится в 1425 году. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного. Вид монастырь имел в древности иной, чем теперь. Существующее ныне каменное пятиглавое здание было построено, если верить отметке на одном из его крестов, в 1651 году, открыто 27 апреля по благословению Суздальского и Тарусского архиепископа Сфапиона. В 1654 году монастырь от молнии сгорел до основания, а ранее неоднократно разорялся поляками и литовцами.

Монастырь во Введенье, возведён в стиле византийско-русской архитектурной школы. Это ансамбль церковных зданий и сооружений. Самое высокое из их числа - отдельно стоящая пятиярусная колокольня. Рядом с ней - величественная Никольская соборная церковь, построенная в 1651 году. Спустя 27 лет сооружена просторная (с кельями и трапезной) Казанская церковь, а вместе с ней и маленькая повседневная церковь - храм Григория Акрагантийского. Надвратная Преображенская церковь, имеет несколько обособленную усадьбу. Заложена она была раньше всех своих соседок (имеется в виду каменный вариант) - в 1626 году, а открыта только в 1813-м. Комплекс монастырских строений строг и выразителен, что вполне отвечает духу древнерусского зодчества. Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар. Вершины закомар выровнены карнизом более позднего происхождения. Массивные четырехгранные пилоны поддерживают световой барабан и своды внутри. Внутренних стены собора, своды и грани пилонов были расписаны фресками. В 20 м от северо-западной стороны собора устремилась ввысь пятиярусная колокольня. В начале 19 века она была перестроена и воспринимается памятником архитектуры более поздней поры. Между тем в тех нижних ярусах можно увидеть формы, свидетельствующие о древнем происхождении.

В западной и южной сторонах Николо-Шартомского монастыря рассоложены кельи и переходы в трапезную Казанской церкви, которая имеет два придела.

Несомненны архитектурные достоинства надвратной Преображенской церкви. В ней, как и в монастырской колокольне два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, - древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны реки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ним единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно. Ворота, судя по мощному основанию, завершались и тогда церковью, которая была перестроена в 1813 году.

Преображенская церковь в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание.

Шартомский Николаевский монастырь, 3 класса, в 13 верстах от города Шуи, около села Пулкова. Основан до 1425 года. Существует предание, что монастырь основан по случаю явления иконы святого Николая чудотворца при великом князе Василии Темном. Соборный храм в честь святого Николая чудотворца построен в 1650 году. Здесь находятся два древние образа святого Николая чудотворца -- один на дереве, другой -- изображенный на каменной доске, и особо чтимая Казанская икона Божией Матери; с этими иконами совершается хождение по домам жителей города Иванова-Вознесенска для поклонения. Из памятников старины замечательны: царские резные ворота в церкви святого Григория; напрестольный деревянный крест в серебряной оправе, по преданию, дар святого Алексия, митрополита Московского; Острожская Библия, печатанная в 1580 году, и прочее.



«Мир думает, что монахи - бесполезный род. Но напрасно они так думают. Они не знают, что монах - молитвенник за весь мир; они не видят его молитв и не знают, как милостиво Господь принимает их. Ты, может быть, скажешь, что теперь нет таких монахов, которые молились бы за весь мир, а я тебе скажу, что когда не будет на земле молитвенников, то мир кончится».
Преподобный Силуан Афонский

Свято-Николо-Шартомский монастырь расположен в селе Введенье (Введенское), что недалеко от Шуи. Время его возникновения неизвестно; по некоторым сведениям он был основан в XIII веке.

По сохранившемуся преданию у реки Шартомы, впадающей в Молохту, одной благочестивой крестьянкой была обретена небольшая икона святителя Николая Чудотворца. Недалеко от этого места и была заложена обитель святителя Николая. Первое документальное упоминание о ней находится в духовной грамоте 1425 года, данной нижегородской удельной княгиней Марией (в монашестве Мариной) суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю на владение некоторыми ее землями. На грамоте стоит подпись архимандрита Шартомского монастыря Конона, что свидетельствует о тогдашнем значении обители, поскольку сан архимандрита имели только настоятели крупнейших русских монастырей. К XVI в. под началом Шартомского монастыря находилось шесть небольших обителей и пустыней Шуйского уезда, несколько торговых сел, соляные варницы. Доход обители давала и ежегодная Никольская ярмарка, проходившая около монастырских стен.

Монастырь пользовался расположением великого князя Василия III, царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича, которые пожаловали Шартомскому монастырю ряд привилегий. Древний Синодик сохранил имена вкладчиков обители, среди которых целые династии князей Пожарских, Хованских, Горбатых-Шуйских.

В XVII веке для монастыря наступила череда испытаний. В 1619 году обитель сильно пострадала от набега иноземного войска. «Польские и литовские люди, черкасы и с Вязников воры в вотчине у Николая Чудотворца были, и в церкви образа обдирали, и войною по селам стояли и всяким разорением монастырскую вотчину разорили; слуг и крестьян в полон поймали...» - повествует исторический документ.

После Смутного времени в обители подвизался преподобный Иоаким Шартомский, затворник, ныне чтимый как небесный покровитель монастыря. Кроме строгой подвижнической жизни он занимался иконописанием. Писанные им образы он даровал бедным церквам; многие из его икон впоследствии были прославлены обильными чудотворениями. По повелению явившейся ему Богородицы преп. Иоаким вышел из затвора и поселился в Суздале , где им было написано несколько икон Казанской Божией Матери. Ныне сохранилось два чудотворных образа, принадлежащих его кисти, - в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Вязниках.

В 1649 году, при архимандрите Иоасафе весь монастырь «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». После этого пожара прежде деревянная обитель возводится в камне и на новом месте, ближе к устью Молохты. В 1651 году был воздвигнут пятиглавый Никольский собор, построенный в лучших традициях московской архитектуры. Чуть позднее по благословению Патриарха Иоакима был освящен теплый храм Казанской Божией Матери. Преображенская церковь над Святыми воротами возводилась длительное время и окончательный облик приняла после перестройки в 1813 году. Строгий архитектурный силуэт монастыря завершила пятиярусная колокольня в форме горящей свечи.

Церковная реформа 1764 года, проведенная Екатериной II, нанесла сильный удар по благосостоянию многих российских монастырей. У Николо-Шартомского монастыря были отобраны значительные владения, а небольшие, подчиненные монастырю обители были обращены в приходские храмы. Сама обитель превращается в третьеклассный монастырь со штатом в 12 монахов, управляемый уже игуменами. В XIX в. утратили свое значение Никольские ярмарки, что также ослабило материальное положение обители.

Однако в монастыре не прерывалась молитва; его местное значение сохранялось вплоть до закрытия. В XIX веке при игумене Иларионе на частные пожертвования шуйских купцов возобновилось строительство; известен личный вклад императрицы Марии Александровны. Братию монастыря в большинстве своем составляли бывшие крестьяне из окрестных селений, которые занимались хлебопашеством и разведением крупного рогатого скота.

Монашескую жизнь Шартомской обители прервала революция. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, ценная церковная утварь реквизирована, библиотека и часть оставшихся икон сожжены. Ходатайство местных крестьян в защиту монахов советскими властями было осмеяно. В последующие годы монастырские здания использовались под зернохранилища, склады, частично под жилье, со временем они начали разрушаться...

Но разделив трагическую участь всей Православной Церкви, обитель обрела новую жизнь.

Осенью 1990 года Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Православной Церкви. При настоятельстве архиепископа Амвросия работы по восстановлению обители возглавил наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин). Из руин и полного запустения, с нескольких послушников началось возрождение обители, ее духовное становление. С каждым годом число насельников, приходивших с самых разных концов страны, увеличивалось.

В августе 1993 года во время своего пребывания в Ивановской епархии Свято-Николо-Шартомский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Предстоятель Русской Православной Церкви благословил всех насельников и посетил два монастырских подворья - Воскресенский Собор в Шуе и палехский Крестовоздвиженский храм.

По кирпичикам, многими трудами братии, и помощью благотворителей обитель святителя Николая стала приобретать свой прежний, величественный облик. К прежним монастырским зданиям добавились новый братский корпус, гостиница, мастерские, различные хозяйственные постройки. Постепенно были восстановлены все три храма обители.

Первым был отреставрирован надвратный Преображенский храм, положив начало «преображению» монастыря; в нем начались первые богослужения.

Наиболее была разрушена церковь Казанской иконы Божией Матери - без купола, с обваленными потолками. Вместе с храмом был восстановлен примыкающий к нему братский корпус, а в нижнем этаже была обустроена трапезная палата. В храме был освящен придел в честь святителя Григория Акрагантийского - вместо разрушенной церкви его имени. Стоящая в храме икона Шуйской-Смоленской Божией Матери - список с утраченного чудотворного образа, особо чтимой святыни шуйской земли.

Основные реставрационные работы ведутся в Никольском соборе. Классический пятиярусный иконостас украшается резьбой в древнем стиле; заново были расписаны стены собора.

В соборе проходят особо торжественные праздничные богослужения, собирающие множество гостей; на престольный праздник святителя Николая Литургию обычно совершает Настоятель монастыря - епископ Кинешемский Иосиф.

С восстановлением и благоустроением монастыря устанавливалось и размеренное течение иноческой жизни. Главные ее черты - стяжание молитвы и послушание. «Во всяком монастыре текут две жизни, - писал святитель Феофан Затворник, - одна обычная житейская,- ходят, говорят, едят, спят и проч.; а другая - собственно монашеская, в молитве, в посте, богомыслии и борьбе со страстями проходящая. На виду только первая, а вторая не видна и намеренно скрывается, даже от своих, а не только от пришлых»... Молитва есть начало возрастания души во Христе, ее называют матерью всех добродетелей и дыханием души. Братское правило начинает и заканчивает каждый день обители, молитва сопровождает любое дело и начинание.

Молитва в монашестве тесно связывается с послушанием, следованием общежительному уставу. Устав всем своим строем способствует вхождению в нужный ритм духовной жизни. Суть истинного послушания заключается в сознательном отвержении своего произволения, греховных навыков и испытанием совести - насколько она следует закону, данному Христом, то есть евангельским заповедям. Преслушанием первый человек отпал от Бога, вольным же послушанием восстанавливает связь с Ним.

Принцип братского общежития рождает особенную организацию всего хозяйства, когда в основу отношений закладывается терпение и взаимопомощь. Большая часть нужд обители обеспечивается собственным трудом насельников. Смотря по способностям, братия проходят различные послушания: клиросное, пономарское, трапезное, в просфорне, в пекарне. Храмовой реставрации и строительству помогают столярный цех, слесарные мастерские, кузница. Монастырь содержит свой коровник, птичник, разводит лошадей. Ведется и традиционное для монастырей хозяйство - пасека.

Забота о хлебе насущном - это монастырское земледелие. Сам уклад крестьянского (~христианского) хозяйства - братский труд, близость к земле, молитвенное прошение об урожае - во многом близок устоям монашеской жизни; в нем особенно ощущается Божий Промысл о человеке. Обширный огород, тепличное хозяйство, дают пропитание братии на весь год. Был высажен яблоневый сад, разводится виноградник. На прилегающих полях засеваются кормовые травы и злаки. Наряду с обычными методами земледелия используются и нетрадиционные, как, например, безотвальная обработка земли. Общее для всех послушание - сенокос и уборка урожая; немало трудников помогает в это время обители.

Просветительская деятельность и христианское благовестие были издревле призванием русского монашества. Иноки, отрекаясь от мира для созидания души, в трудные времена могли послужить миру, о чем в нашей истории немало свидетельств.

Возобновление этой традиции миссионерского служения и воцерковление потерявших духовную опору людей стало одним из главных направлений деятельности Николо-Шартомского монастыря. С середины 90-х годов в разных районах Ивановской области при восстанавливающихся храмах начали основываться монастырские подворья. На каждом подворье монашеская жизнь совмещается с приходской. Из наиболее заметных подворий - Воскресенский Собор в Шуе со знаменитой колокольней высотой 106 м; храм преподобного Сергия Радонежского; храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Иванове , построенный заново на месте взорванного в 1976 году; Крестовоздвиженский храм в Палехе, известный своими фресками; Юрьевецкое подворье с Входо-Иерусалимским соборным комплексом из трех храмов. Подворьями монастыря стали Покровский собор, храм Алексия человека Божия в Шуе, храм Святой Троицы в селе Чернцы. Были возведены и новые церкви - Успенская в Шуе, храмы преп. Сергия Радонежского и «Всех Святых» в Иванове. Всего по области действует около двадцати подворий с числом братии около 180 человек. Новым подворьем стал строящийся в центре Иванова Свято-Троицкий храм, архитектурный проект которого напоминает одноименный храм в Лавре преподобного Сергия.

Развивающееся монастырское хозяйство стало включать и другие виды деятельности: рыболовство, резьба по дереву, обучение иконописному мастерству, реставрационные работы. Особая забота уделяется созданному в Иванове детскому приюту для мальчиков, живущему одной православной семьей. Общеобразовательная программа обучения дополняется христианским воспитанием, вся жизнь детского коллектива во многом связывается с жизнью монастыря. При приюте возводится храм Успения Божией Матери.

Со временем стали открываться воскресные школы, православные гимназии, библиотеки. Тесное сотрудничество сложилось с самыми разными людьми ивановской земли, главным образом, в сфере образования. С 1998 года по инициативе монастыря при Ивановском государственном университете был создан Православный Богословский институт во имя св. апостола Иоанна Богослова. Занятия в вечернее время проводят священники ивановских храмов и преподаватели ИвГУ.

Летопись Шартомской обители, подобно истории многих других российских монастырей, перемежается периодами расцвета и испытаний, упадка и возрождения. Но во все времена иноческий образ жизни утверждал истины Православной веры, свет евангельского учения. Это свет проникал в сердца людей как пятьсот лет назад, так и сегодня, свидетельствуя о силе призвания Христова. Идеал христианской святости, воплощаемый в монашестве, питавший русскую душу многие столетия, не померк и в нынешнее время.

Милостью Божией просветительская и пастырская деятельность Свято-Николо-Шартомского монастыря оказывает благотворное влияние на духовную и культурную жизнь Ивановской области, в это непростое время помогая людям обрести евангельский, непреходящий смысл жизни.

Адрес: Россия, Ивановская область, Шуйский район, с. Введенье
Основан в XIII веке
Координаты: 56°57"57.2"N 41°20"16.2"E
Святыни: икона блаженной Матроны Московской, икона великомученика Георгия Победоносца, икона Богородицы «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ», икона Николая Чудотворца, икона преподобного Серафима, Саровского чудотворца, икона преподобного Сергия Радонежского, икона святой блаженной Ксении Петербургской, икона целителя Пантелеимона

На берегу реки Молохта, в 20 км к востоку от Иваново стоит один из древнейших российских монастырей. Мужская обитель расположена неподалеку от традиционных маршрутов Золотого кольца России , полностью отреставрирована и привлекает много туристов и паломников. На монастырской территории можно увидеть красивые храмы XVII-XIX веков, также познакомиться с жизнью православного подвижника, монаха-изографа XVII века Иакима Шартомского.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с высоты птичьего полёта

История Николо-Шартомской обители в XIII-XVI вв.

По легенде, в XIII веке шуйская крестьянка нашла на месте впадения возле реки Шартомы небольшую икону, на которой был изображен лик Николая Чудотворца. На месте удивительной находки основали обитель.

Письменные источники упоминают монастырь в 1425 году. Удельная княгиня Нижегородских земель - Мария составила грамоту, разрешающую суздальской Спасо-Евфимиевой обители пользоваться некоторыми ее деревнями. Под этим документом поставлена подпись настоятеля монастыря – архимандрита Конона. Этот факт говорит о высоком положении обители, так как сана архимандрита удостаивались настоятели только самых крупных русских монастырей.

Известно, что жившие здесь монахи пользовались расположением российских государей. Василий III, Иоанн Грозный и Федор Иоаннович делали в монастырь вклады и даровали ему определенные привилегии. Например, в 1506 году обитель получила «несудимую» грамоту. В царском документе указывалось, что судить монахов и их настоятеля может только Великий князь или уполномоченный им боярин. В XVI веке Николо-Шартомская обитель стала очень влиятельной, и под ее началом находились девять небольших монастырей обширной Владимирской епархии.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с реки Молохта

Кроме царей, монахам помогали князья Пожарские, Хованские и Горбатовы-Шуйские. Процветанию обители способствовала также большая ярмарка, которую каждый год проводили под монастырскими стенами. Она начиналась 9 мая – в главный храмовый праздник. Приезжавшие купцы торговали здесь пушниной, лошадьми, железом, солью, тканями и мылом. На ярмарке продавались и изделия монахов – выращенные овощи, сшитая одежда и ремесленные изделия.

Иконописец и монах Иоаким Шартомский

В начале XVII века в обители поселился монах Иоаким. Считается, что монашеский постриг он принял на Ростовской земле и был одним из учеников преподобного Иринарха Ростовского. Иоаким вел затворнический образ жизни, годами носил вериги, много постился и отдавал свободное время молитве. Общий вес металлических оков на ногах, руках, а также тяжелых нательных крестов, которые Иоаким постоянно носил на теле, составлял более 150 кг.

В монастыре инок писал иконы. Для создания образов он использовал так называемый «грекофильский» стиль письма, сильно отличающихся от существовавших в те времена местных иконописных традиций. Работы Иоакима выполнены с большим мастерством и совершенно не похожи на образы, которые писали посадские ремесленники-богомазы. Искусствоведы предполагают, что Иоаким мог научиться живописному делу у кого-то из приезжих греков.

Слева направо: колокольня, собор Николая Чудотворца, на переднем плане церковь Спаса Преображения

В 1619 году Спасская церковь в Шуе получила от Иоакима Кипрскую икону Божией Матери. Через три года изограф написал икону Казанской Божией Матери для собора в Вязниковской слободе, которую заказала княгиня Ирина Милославская. Третью икону Иоаким создал для родного монастыря. Еще одну икону, на которой также была изображена Казанская Божия Матерь, инок написал для жителей Суздаля , В этот город монах ушел жить после Николо-Шартомского монастыря.

Все иконы, созданные Иоакимом, впоследствии были признаны чудотворными. Сегодня сохранилось две из них. Одна находится в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, а другая – в Вязниках. Преподобный Иоаким стал одним из самых почитаемых святых на Ярославской , Суздальской и Ивановской земле . Его также считают небесным покровителем Николо-Шартомской обители.

История монастыря XVII-XX вв.

Первая половина XVII века принесла обители немало бед. В Смутные времена ее разрушили и разграбили польско-литовские войска. Кроме того, захватчики угнали в плен всех монастырских крестьян. В 1624 году, когда монастырь только начал возрождаться, сюда пришли разбойники. Они убили нескольких монахов и забрали небогатую монастырскую казну.

Слева направо: собор Николая Чудотворца, колокольня, церковь Спаса Преображения

В 1649 году произошел большой пожар, который уничтожил практически все монастырские постройки. После этого было принято решение отстроить обитель из камня и расположить храмы и кельи ближе к берегам Молохты.

Первым в 1651 году возвели пятиглавый Никольский собор. Вскоре в монастыре появился второй каменный храм – теплая церковь Казанской Божией Матери. Постройка надвратного Преображенского храма заняла больше века, и его освятили только в 1813 году. А завершила архитектурный ансамбль монастыря высокая колокольня-свеча.

В 1764 году Екатерина II провела церковную реформу, затронувшую абсолютно все храмы на территории страны. У монастыря отобрали обширные земельные владения, а подчиненные ему небольшие обители превратили в самостоятельные храмы. Сам же монастырь перешел в разряд третьеклассных. В нем жили монахи под управлением игумена. Братская община состояла из 12 бывших крестьян окрестных деревень. Иноки самостоятельно обрабатывали землю, выращивали хлеб и пасли крупный рогатый скот.

Собор Николая Чудотворца с колокольней

В XIX веке неподалеку провели железную дорогу, и ежегодные никольские ярмарки утратили свое значение. Поезда доставляли товары быстрее и дешевле, чем заезжие купцы по судоходным рекам. В связи с закрытием ярмарочной торговли, материальное положение монастыря значительно ухудшилось, и строительные работы здесь стали проводить только на частные пожертвования.

В 1920-х годах монастырь закрыли. Власти изъяли из него ценные богослужебные предметы и оклады икон, а сами иконы сожгли. Помещения использовались под зернохранилища и склады. В некоторых зданиях поселились местные жители. С годами весь монастырский комплекс обветшал и находился в полуразрушенном состоянии. Возрождение строений и территории началось с 1991 года, когда их возвратили мужскому монастырю.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Территория монастыря окружена каменным забором с тремя башенками. Главный храм расположен в 30 м от Святых ворот. Это пятиглавый двустолпный Никольский собор, который был выстроен в традициях русско-византийского зодчества в 1651 году. Величественный храм отличается простотой форм, изяществом линий и скромным декором фасадов. Трехабсидный алтарь вдвое занижен по сравнению в основным объемом. Внутри храма сохранились остатки росписей начала XIX века.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Рядом с собором стоит четырехярусная колокольня, возведенная в XVIII веке. Из камня сделан только самый нижний ярус здания, а остальные ярусы - деревянные. Вверху высокое строение украшено пилястрами дорического ордена и колонами. А венчает колокольню барабан с луковичной главкой.

Зимний храм Казанской Божией Матери появился здесь в 1678 году. К нему примыкает трапезная и церковь, освященная в честь Григория Акрагантийского. Как и у главного собора, трехабсидный алтарь и трапезная в два раза ниже четверика храма. В 2007-2009 годах мастера из Палеха выполнили здесь внутренние росписи.

Святые ворота завершены живописной Преображенской церковью. Ее завершают восьмигранный барабан и одна главка. Фундаменты всех монастырских храмов выложены валунами, гранитом и белым камнем.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни монастырь действующий, и на его территории живут более ста насельников и монахов. Здесь есть собственные огород, тепличное хозяйство, яблоневый сад, кузница, столярная мастерская, коровник, конюшня, пасека, мастерская по литью колоколов и пекарня.

Николо-Шартомский мужской монастырь с. Введенье Шуйского района. Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Тезу. Придание говорит, что монастырь Шартомский возник здесь по случаю явления в этом месте иконы Святителя Николая Чудотворца. Случилось это событие в царствование Василия Темного. В ознаменование чудесного образа угодника Божия тогда же, на месте явления иконы, основан был монастырь, и в ХIV веке обитель Николо-Шартомская становится известною. В это время получил большую известность игумен Никон, который много потрудился над благоустройством обители. Храмов в обители было четыре. Главный из них - древний соборный, во имя Свт. Николая Чудотворца, построенный в половине 17 века. Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а также находящаяся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в ХVII веке жившим в обители затворником преподобным Иакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. В 1897 году эти две иконы по благочестивому обычаю стали носить по домам жителей Иваново-Вознесенска. В обители, кроме упомянутого образа Святителя Николая, писанного на каменной доске и почитающегося древнейшим, пользуется известностью и другая икона этого святителя, писанная на дереве.

В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре. Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды. Не обошли монастырь и беды. В 1619 году он был разорен польско-литовскими отрядами, а в 1649 году «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». В 1651 году прежде деревянный монастырь возводится в камне.

В начале 1920-х годов Николо-Шартомский монастырь был закрыт. Ценная утварь и иконы реквизированы, библиотека и оставшая часть икон сожжены. Строения монастыря стали использоваться под хозяйственные нужды. Осенью 1990 года древний Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. Сейчас монастырь преображается молитвами и трудами насельников и, конечно, помощью благотворителей. Настоятелем - священно архимандритом этой мужской обители является Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий, который постоянно вникает во все нужды обители. В руководстве обителью Владыке помогает назначенный им наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин). В обители более 100 человек братии. Монастырь имеет подворье в Иванове, в г. Шуе и поселке Палех. В подворьях с благословения Владыки Амвросия ведется духовно-просветительская работа, проводится воспитательная работа посредством исповеди, внебогослужебных бесед.

В конце 1990-х годов по благословению Владыки Амвросия в Иванове монастырь вел строительство храма «Всех Скорбящих Радость», который находится в котловане на месте взорванного в 1970-е годы храма с одноименным названием. Также в городе Иванове открыт в качестве монастырского подворья храм преподобного Сергия Радонежского в бывшем детском саду, переданном монастырю городской Думой. Кроме храма здесь расположены и братские кельи.

Нина Мартынова



Находящийся в селе Введенье Свято-Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. Первое документальное упоминание об этом храме относится в 1425 году. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного. Вид монастырь имел в древности иной, чем теперь. Существующее ныне каменное пятиглавое здание было построено, если верить отметке на одном из его крестов, в 1651 году, открыто 27 апреля по благословению Суздальского и Тарусского архиепископа Сфапиона. В 1654 году монастырь от молнии сгорел до основания, а ранее неоднократно разорялся поляками и литовцами. Монастырь во Введенье, возведён в стиле византийско-русской архитектурной школы. Это ансамбль церковных зданий и сооружений. Самое высокое из их числа - отдельно стоящая пятиярусная колокольня. Рядом с ней - величественная Никольская соборная церковь, построенная в 1651 году. Спустя 27 лет сооружена просторная (с кельями и трапезной) Казанская церковь, а вместе с ней и маленькая повседневная церковь - храм Григория Акрагантийского. Надвратная Преображенская церковь, имеет несколько обособленную усадьбу. Заложена она была раньше всех своих соседок (имеется в виду каменный вариант) - в 1626 году, а открыта только в 1813-м.

Комплекс монастырских строений строг и выразителен, что вполне отвечает духу древнерусского зодчества. Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар. Вершины закомар выровнены карнизом более позднего происхождения. Массивные четырехгранные пилоны поддерживают световой барабан и своды внутри. Внутренних стены собора, своды и грани пилонов были расписаны фресками. В 20 м от северо-западной стороны собора устремилась ввысь пятиярусная колокольня. В начале 19 века она была перестроена и воспринимается памятником архитектуры более поздней поры. Между тем в тех нижних ярусах можно увидеть формы, свидетельствующие о древнем происхождении. В западной и южной сторонах Николо-Шартомкого монастыря рассоложены кельи и переходы в трапезную Казанской церкви, которая имеет два придела. Несомненны архитектурные достоинства надвратной Преображенской церкви. В ней, как и в монастырской колокольне два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, - древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны реки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ним единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно. Ворота, судя по мощному основанию, завершались и тогда церковью, которая была перестроена в 1813 году. Преображенская церковь в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание.

Источники: Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры №1(3) 1981. Сайт Русская Цивилизация http://rustrana.ru



Шартомский Николаевский монастырь, 3 класса, в 13 верстах от города Шуи, около села Пулкова. Основан до 1425 года. Существует предание, что монастырь основан по случаю явления иконы святого Николая чудотворца при великом князе Василии Темном. Соборный храм в честь святого Николая чудотворца построен в 1650 году. Здесь находятся два древние образа святого Николая чудотворца — один на дереве, другой — изображенный на каменной доске, и особо чтимая Казанская икона Божией Матери; с этими иконами совершается хождение по домам жителей города Иванова-Вознесенска для поклонения. Из памятников старины замечательны: царские резные ворота в церкви святого Григория; напрестольный деревянный крест в серебряной оправе, по преданию, дар святого Алексия, митрополита Московского; Острожская Библия, печатанная в 1580 году, и прочее.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Введенье (Введенское, Пупки). Расположено по обоим берегам небольшой речки Молохта, неподалеку от ее впадения в Тезу. Образовано из двух сел: собственно Введенье (правый берег) и Пупки (левый берег), возникших в кон. 14 в. у пересечения реки и старой дороги из Костромы во Владимир. Первое известие о с. Пупки относится к 1425 г. - в грамоте нижегородской княгини Марии упоминается находящийся здесь Николо-Шартомский монастырь. По преданию, село было основано кн. Василием Темным, а в 16 в. служило вотчиной князей Горбатых-Суздальских (при монастыре находилось их родовое кладбище). Уже на раннем этапе Пупки имели преимущественно торговый характер в связи с учрежденными у стен монастыря Никольскими ярмарками. Сюда приезжали торговцы из Иванова, Васильевского, Дунилова, а также городов Нижегородского уезда. Разорения 1609 и 1624 гг. от польско-литовских войск и казаков не изменили деятельности местных жителей. Здесь жили портные, кузнецы, каменщики, плотники, сапожники и часовщики, что говорит об усилении, одновременно с торговлей, ремесленной деятельности населения. Ядром планировочной композиции села явился ансамбль Николо-Шартомского монастыря, расположенный на небольшом повышении рельефа у моста через реку при въезде со стороны с. Введенье. К северу от монастырских стен раскинулась обширная торговая площадь, к которой сходятся три улицы. Их направления определены дорогами на Дунилово (совр. ул. Северная), на Кохму (Мельничная), последняя ведет к переправе у бывшей монастырской мельницы, затем устремляется на юг, через мост в с. Введенье и далее в Шую. Оба селения - Пупки и Введенское (Введенье) - были приписаны к Николо-Шартомскому монастырю. Устроенная во 2-й пол. 18 в. купцами Рябовым и Талицким полотняная мануфактура была первой из возникших вскоре 10 ситценабивных фабрик в обоих селах. Одновременно существовало несколько свечных заводов.

Развитие планировочной структуры новыми порядками изб в северо-западном направлении с. Пупки послужило образованию второго посадского центра с небольшой площадью и двумя приходскими церквами: с приделом Параскевы Пятницы (1806) и (1843). , расположенных к северо-западу от торговой площади, в начале ул. Северная, значительно обогатил панораму села. К 1851 г. известность этого разросшегося промышленного села отразилась в именовании его Большими Пупками. Планировка правобережной части подчинена первоначальному руслу реки, вдоль которой, по дороге на Кохму, формировалась уличная застройка. Второй направляющей явилась дорога на Шую, подводившая к центральной части села, где прежде находился Введенский женский монастырь, приписанный к Николо-Шартомскому, но уже в 1764 г. упраздненный. На его месте в нач. 19 в. построили . Характерно, что для застройки обоих сел основным элементом является не река, а дороги; при этом дороги через селения функционировали только летом, зимой же транзитный проезд находился в трех верстах к востоку.

Расцвет промышленного производства отразился в увеличении каменной жилой застройки обоих сел. Наиболее интересны купеческие особняки, выстроенные в формах позднего классицизма, в северо-восточной части торговой площади с. Введенье. Однако уже в 1886 г. в связи с прокладкой железной дороги Шуя-Иваново Никольские ярмарки становятся менее популярными. В Пупках остается всего 41 двор с 216 жителями, одна ситценабивная фабрика, несколько лавок и один трактир. В дальнейшем застройка развивалась в районе текстильной фабрики, расположенной к северо-западу, в правобережной части. В 20 в. здесь были построены клуб, детский комбинат, школа, а также двухэтажные типовые дома. Современный генплан села, разработанный "Росгипрониисельстроем" в 1982 г., предполагает развитие жилой застройки в южном направлении, не затрагивая историческую часть.

Николо-Шартомский мужской монастырь, сер. 17 - 1-я пол. 19 в. Заложен в кон. 14 в. при впадении р. Шартома, от которой он и получил название, в р. Молохта, в 3 км выше современного местоположения. Вскоре после закладки деревянные сооружения были смыты половодьем к с. Пупки, где и произошло его окончательное основание. Авторитет этого крупнейшего и наиболее богатого монастыря Шуйского региона закрепила несудная грамота, выданная в 1506 г. великим князем Василием Ивановичем и подтвержденная в 1553 г. Иваном Грозным. Среди вкладчиков обители числились последние суздальские князья Горбатые, из их владений в монастырь были пожертвованы в 1535 г. дер. Чернцы, а в 1553 г. дворцовая вотчина Горицы. В его синодике поминались казненные в 1537 г. Иваном IV князья Пепинские, Хованские, Пронские, Палецкие. Монастырь владел соляными варницами в посаде Нерехта, кожевенными подворьями и крепостными в Пулковской волости. Сооружения монастыря, бывшие до сер. 17 в. исключительно деревянными, вначале сильно пострадали от литовского разорения в 1609 г., а затем погибли во время пожара 1645 г. Первым после пожара в 1649-51 гг. в центре территории появился кирпичный Никольский собор, сооруженный при содействии архимандрита Иоасафа и келаря Варлаама. Его монументальные формы во многом ориентированы на архитектуру предшествующего столетия. Вскоре на южной границе монастыря, несколько западнее собора, на высоком подклете была поставлена церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери (1678) с примкнувшей к ней с запада церковью Григория Аграгантийского, ставшей впоследствии братской трапезной. Рядом с ними в 17 в. находился третий, деревянный, храм, перестроенный впоследствии в каменный во имя Дмитрия Солунского. Позднее он был упразднен, а на его месте в западной части здания устроено помещение ризницы, библиотеки и архива.

Деревянные Святые ворота с церковью Алексия-митрополита, расположенные в западной части ограды на одной оси с собором, были заменены впоследствии кирпичными, с церковью Сретения над ними. Тогда же к северо-западу от собора была поставлена колокольня с кельями в первом и втором ярусах. Таким образом, основная композиция ансамбля сложилась уже к кон. 17 в. В дальнейшем территория монастыря расширилась к северу и северо-востоку за счет стен и деревянных монастырских построек. Баня и другие хозяйственные сооружения были вынесены за южную стену ограды на берег реки. Своего расцвета монастырь достигает в 1-й пол. - сер. 18 в., когда в его подчинении находились восемь монастырей, среди которых такие, как приписанный в 1724 г. Троицкий в Шуе и приписанная в 1755 г. Воробьева пустынь близ с. Дунилово. Однако уже в 1764 г. большинство этих владений отбирается в казну, а сам монастырь по новым штатам переводится в третьеклассный. Пожар 1783 г. послужил поводом к обновлению комплекса. Особенно затянулось строительство на месте Сретенской церкви надвратного , оконченного только в 1813 г. В его композиции отразились как влияния барокко, так и позднего классицизма. К южному фасаду надвратной церкви примкнул одновременный настоятельский корпус, соединенный с ней внутренним переходом и соприкасающийся углом торцового фасада с церковью Григория Аграгантийского. С севера к надвратной церкви примыкает скромный двухэтажный корпус братских келий, построенный в кон. 1830-х гг. и переделанный в 1859-62 гг. Перестроенные в 1-й пол. 19 в. ярусы звона колокольни, а также новая каменная ограда с четырьмя невысокими угловыми башнями (из них уцелела лишь одна) принадлежат к заключительному, классицистическому этапу формирования монастыря. Сохранившиеся до настоящего времени постройки занимают юго-западную часть обширной, трапециевидной в плане территории монастыря, обнесенной оградой. Крупнейший архитектурный комплекс южного (владимирского) региона Ивановской обл., включающий ценнейшие постройки сер. 17 - 1-й пол. 19 в.

Основное и наиболее древнее сооружение монастыря. Великолепный образец культового зодчества сер. 17 в., самый ранний памятник архитектуры области, созданный под влиянием ярославской школы зодчества. Первоначальное завершение глав и кровли с позакомарным покрытием заменено в 18 в. Стены побелены по обмазке. К массивному основному объему, увенчанному мощным пятиглавием, примыкают три пониженные апсиды алтаря. Архитектура здания еще во многом связана с образцами монументальных монастырских сооружений 16 в. Плоскости боковых фасадов разделены относительно узкими лопатками на три прясла, отвечающих внутреннему членению собора; их ширина убывает с запада на восток. Верхняя часть прясел с дугами закомар (в средних помещены киоты), опирающихся на профилированные завершения лопаток, отделена несколько пониженным и раскрепованным на лопатках пояском. В центре каждого прясла помещены узкие арочные окна верхнего света, заглубленные в такой же формы амбразуры. В отличие от них, нижние проемы восточных прясел и окна апсид обведены рамочными наличниками с треугольными и килевидными завершениями. Главный вход в центре западного фасада выделен массивным арочным притвором с крупными ширинками на пилонах и поясками-полуваликами по краю цоколя и в архивольте. Арочный перспективный портал входа отличается от аналогичных на боковых фасадах большей нарядностью: он декорирован терракотовыми резными дыньками и профилированной базой. Высокие барабаны глав с небольшими полукруглыми кокошниками в основаниях обработаны аркатурно-колончатыми поясками и прорезаны узкими щелевидными окнами по сторонам света.

Интерьер крупного четырехстолпного храма производит впечатление двустолпного благодаря тому, что восточные столбы, как в ярославских храмах этого времени, слиты с алтарной преградой. Центральная глава опирается на продольные подпружные арки и дополнительные арочки, идущие в поперечном направлении. Для устройства малых глав в угловых ячейках также выложены маленькие арочки, примыкающие к стенам и основным подпружным аркам. Рукава креста перекрыты коробовыми и крестовым (западный) сводами. Апсиды алтарной части, сообщающиеся между собой, отделены от основного пространства невысокой стеной с тремя арочными проемами. В основании сводов проходит профилированный лепной карниз классицистического профиля, тянутые профили обрамляют проемы. Пол выстлан квадратными керамическими плитками. На восточной стене и в алтаре сохранилась клеевая роспись 1-й пол. 19 в. Основной объем расписан масляными красками в поел, трети 19 в. Утрачены некоторые композиции на стенах и почти все на сводах. Первоначальная роспись - выразительное произведение монументального искусства, в котором соединены барочные и классицистические черты. Живопись характеризуется тонкой манерой письма и изысканным колоритом, построенным на интенсивных фиолетово-красных, синих и золотисто-охристых тонах. В конхе центральной апсиды - композиция "Царь царем", в северной апсиде - "Великая жертва". На восточной стене в центре написана "Новозаветная Троица", а по сторонам от нее на охристом фоне - необычные гризайльные композиции "Распятие" и "Тайная вечеря" в серо-коричневых и бледно-фиолетовых тонах. На восточной стене изображены два евангелиста, два других - на западных гранях восточных столбов. Живопись в основном объеме - интересный пример росписи в духе позднего академизма. Сюжетным сценам здесь присущи грамотные уравновешенные композиционные построения, проработанные фоны и неяркий холодный колорит, в котором преобладают разбеленные синие, зеленые и желтые цвета. Более традиционны изображения святых, написанные фронтально в статичных позах. На стенах композиции расположены в три яруса. В верхнем (в люнетах) сохранились только "Коронование Богоматери" и "Рождество Богоматери". В среднем и нижнем ярусах помещены евангельские композиции и сцены из жития св. Николая. На западных столбах - изображения святых (в нижней части утр.); склоны арок и обрамления композиций декорированы орнаментальной плетенкой.

Соединены в одном здании, расположенном вдоль берега реки в южной части ансамбля. Теплая Казанская церковь с галереями и крыльцами на высоком подклете распространена к западу церковью Григория Аграгантийского с братской трапезной. Несмотря на значительные переделки (разрушена галерея и перетесан ряд проемов), здание сохранило первоначальный облик. Его композиция в целом напоминает тип поставленной на высокий подклет трапезной церкви в скромных формах суздальской архитектуры 17-18 вв. Казанская церковь выделена слегка повышенным, растянутым по оси север-юг глухим четвериком с декоративной главкой над пологой четырехскатной кровлей, а церковь Григория Аграгантийского отмечена только главкой как придел трапезной. Трехчастная апсида восточного фасада здания опирается на прямоугольный выступ подклета.

Скромное убранство фасадов составляют лопатки, отмечающие углы и членения основных объемов, ряд декоративных кокошников в завершении Казанской церкви и рамочные со щипцовым завершением наличники небольших арочных окон. Интерьер основного этажа Казанской церкви перекрыт поперечным лотковым сводом. Три арочных проема объединяют четверик с алтарной частью, перекрытой поперечным цилиндрическим сводом с лотками в торцах и конхами в апсидных нишах. Западная часть одностолпной трапезной перекрыта сложной системой коробовых сводов. В подклете своды коробовые, в западной части они опираются на мощный четырехгранный столб. Существовавшие ранее коробовые своды над западным притвором утрачены. В 17 в. стены Казанской церкви были расписаны, в 1858 г. производилось поновление росписей. Во втором этаже на своде основного объема сохранилась клеевая роспись сер. 19 в. - фрагмент композиции "Величит душа моя Господа". Церковь Григория Аграгантийского в обоих этажах представляет собой квадратную в плане одностолпную палату, перекрытую цилиндрическим сводом и освещенную тремя окнами на южном фасаде. Собственно церковь занимала только одну часть верхней палаты, в остальном помещении была трапезная. Подклетная часть использовалась для хозяйственных целей.

Церковь Преображения (надвратная) построена из кирпича и оштукатурена. Почти кубический объем с двумя арками ворот в первом ярусе завершается крупным восьмериковым барабаном (диагональные грани сужены) с граненым куполом и маковичной главкой. Остальные четыре глухие главы, также на граненых барабанах, размещены по углам основного четверика. Архитектура здания в основном характерна для эпохи классицизма, но граненые формы завершения и круглые окна указывают на устойчивость барочных приемов в провинции. Основу декоративного убранства западного фасада составляет двухъярусная композиция: над четырехколонным дорическим портиком с треугольным фронтоном в центре слабо развитого ризалита расположено трехчастное полукруглое окно (ризалит также завершается фронтоном). Алтарь на дворовом фасаде выделен ризалитом со скругленными углами. В первом ярусе ризалит прорезает широкая арка и окно нижнего света, вписанные в двухпилястровый фронтонный портик, во втором ярусе помещено полукруглое окно. Широкий гладкий пояс охватывает фасады под окнами второго света. Углы выделены пилястрами на высоту первого яруса. По обе стороны от центральной композиции на восточном и западном фасадах расположены круглые окна, обрамленные плоскими наличниками. Внутри помещения нижнего яруса перекрыты цилиндрическими сводами. В центре верхнего яруса подпружные арки и паруса передают нагрузку массивного светового восьмерика на четыре скругленных изнутри пилона, а вокруг них образован обход, перекрытый цилиндрическими сводами. Дверной проем в южной стене соединяет церковь с настоятельским корпусом, в северной - с кельями. Сохранились фрагменты гризайльной клеевой живописи 1-й пол. 19 в.

Колокольня расположена в северной части монастыря. Три восьмериковых яруса (нижний из них разбит на два полуяруса) поставлены на невысокий четверик и завершены высоким яйцевидным граненым куполом с люкарнами, который увенчан восьмигранным барабанчиком с луковичной главкой. При общей традиционной и даже несколько архаизированной композиции представляет собой памятник позднего классицизма. Об этом свидетельствует убранство фасадов и спокойное завершение. Два верхних восьмерика звона прорезаны арочными проемами, декорированными дорическими полуколонками и пилястрами. В остальном внешнее убранство состоит из лопаток, огибающих углы, и межъярусных поясков. Внутри ярусы связаны узкой внутристенной лестницей. В четверике основания устроена келья, перекрытая сомкнутым сводом.

Кельи братские, примыкающие с севера к Преображенской церкви, - двухэтажное, прямоугольное в плане здание, обращенное к селу протяженным фасадом в семь осей окон. Пропорции и ритм фасадных членений характерны для позднего классицизма. Интерьер корпуса утратил первоначальную планировку. Настоятельский корпус вытянут вдоль западной границы монастыря к югу от Преображенской церкви. Выстроен из кирпича, фасады оштукатурены и побелены. Двухэтажный прямоугольный объем под вальмовой кровлей выполнен в формах позднего классицизма. Суховатый, хотя и не равномерный ритм девяти осей окон оживляют каннелированные пилястры и контрфорсы (на первом этаже). Интерьер корпуса не сохранил первоначального убранства. На втором этаже в центре расположена крупная палата, в торцах - небольшие помещения, связанные с ризницей и надвратной церковью.

Ограда, окружающая территорию монастыря, - кирпичная, относительно невысокая стена - выполнена в скромных формах зрелого классицизма. Широкие прясла разделены простыми лопатками с раскрепованным над ними фризом-пояском вверху. Из четырех угловых башен сохранилась только северо-западная. Массивная, двухъярусная (восьмерик на четверике), она завершена низким пологим шатром со шпилем. Нижний ярус до половины своей высоты декорирован широкими парными пилястрами по сторонам арочной ниши. Над ними помещены ромбические филенки. Грани четверика завершают треугольные фронтоны. Карнизы объемов состоят из нескольких прямых полочек.

Статья из книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. часть 3".