Астрология Камни Магия

Церковь сан пьетро в риме. Сан-Пьетро-ин-Винколи – римская церковь с шедевром Микеланджело

Сан-Пьетро ин Винколи находится не более чем в пяти минутах ходьбы от Колизея. Она была бы лишь одной из многих подобных ей церквей, если бы не удивительная статуя и знаменитейшая реликвия, хранящиеся в ней.

Церковь (442 г. н.э.), по преданию, основана на месте, где за четыре века до этого был осужден на смерть апостол Петр. В церкви Сан-Пьетро хранятся цепи (винколи) , в которые был закован святой Петр в Иерусалиме. Одну из цепей передала папе Льву I императрица Евдокия, жена римского императора Валентиниана III. Немного позднее в Рим из Константинополя была привезена вторая цепь. Эти цепи, воссоединившиеся чудесным образом, дошли до наших дней, и их можно увидеть в реликварии перед главным алтарем.

Еще более впечатляющее зрелище ожидает нас в правом нефе церкви — монументальная скульптура «Моисей» работы Микеланджело .

В 1505 г. Папа Римский Юлий II заказал у Микеланджело своё надгробие. Проект предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии того времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Однако работа над надгробием была прервана, когда Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу. Потом она неоднократно возобновлялась и прерывалась. Уже спустя 30 лет после смерти Папы, в 1545 в церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее 6 статуй, выполненных Микеланджело в «свободное время». Среди них была статуя «Моисея», над которой мастер работал с 1513 по 1516 годы. Символический смысл статуи был таков: библейский Моисей - освободитель своего народа из египетской неволи, и художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей. Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий. Считается, что вождь иудеев изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил вдруг, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола – золотого тельца, и поклоняется ему. Отсюда и грозный взгляд, и отведенная назад левая нога – готовность встать.

Единственный вопрос, который задают почти все, кто видит эту статую: «А почему у него рога?». Моисей – великий вождь иудейского народа, законодатель и основатель официальной религии, брат Аарона. Книга Исхода повествует о том, как Моисей вывел народ Израиля из египетского пленения, и о том, как он получил от Бога десять заповедей. Среди ветхозаветных фигур Моисей был даже более значительной, чем Давид, и между его жизнью и жизнью Христа проводилось много параллелей. Моисея чтут последователи трех религий - иудеи, христиане и мусульмане. А тут Микеланджело изображает его рогатым... как же так?
А дело тут вот в чём. Микеланджело жил в католической Италии, и Библия, в которой он мог прочитать про Моисея – это так называемая Вульгата - латинский перевод Библии за авторством блаженного Иеронима (покоится в базилике Санта-Мария Маджоре). Вульгата представляет собой “уточненное и исправленное издание более старого перевода – Септуагинты" - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии. Что же написано про Моисея в Вульгате? Вот что: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним». ("Сornuta esset facies sua"). Текст на иврите: כי קרן אור פניו («ky qrn ‘wr pnw»). Ошибка была в переводе слова qrn. Дело в том, что в семитской традиции гласные не пишутся и слово qrn можно прочитать несколькими способами, в частности:
1) qeren – рог;
2) qeren – луч;
3) qaran – сиял, излучал, лучился
Таким образом перевод должен быть таким: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним».

Базилика была построена в V веке на средства Лицинии Евдоксии, супруги императора Валентиниана III. Название «Сан-Пьетро-ин-Винколи», что переводится как «Церковь святого Петра в веригах», происходит от древней христианской реликвии, хранящейся здесь. Это святые вериги (цепи), в которые был закован апостол Пётр.

Святые вериги состоят из иерусалимской цепи, которой Пётр был скован в 42 году по приказу Ирода Агриппы и римской цепи, используемой для заключения апостола в 64 году перед казнью в Марментинской темнице. Иерусалимскую цепь привезла в Рим мать Евдоксии и супруга императора Феодосия II, Евдокия, которая получила эту реликвию из рук Патриарха Иерусалима Ювеналия за благочестивые дела и исполнение своего обета паломничества. Согласно христианской легенде, иерусалимская и римская цепи чудесным образом соединились между собой, когда их взял в руки Папа Лев I. Многие до сих пор верят, что святые вериги обладают целебной силой, поэтому ежегодно Базилику Сан-Пьетро-ин-Винколи посещает десятки тысяч паломников со всего мира. Хранится столь важная христианская реликвия в специальном прозрачном ковчеге, который размещён у главного алтаря.

В VIII веке базилику несколько расширили, а в XV веке к ней пристроили портик с арками, который спроектирован архитектором и живописцем Бальдассаре Перуцци. Внутреннее пространство сооружения разделено на три нефа дорическими колоннами, доставленными с развалин древнеримских построек. Базилику венчает деревянный кессонный плафон с фреской XVIII века, на которой изображена сцена чудесного соединения цепей. Мраморный пол, скорее всего, вывезен из находившихся рядом Терм Траяна.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Во внутреннем оформлении базилики можно выделить фрески «Святой Августин» (в первой капелле справа) и «Снятие с креста» (в первой капелле слева), а также фрески «Святая Маргарита» и «Освобождение святого Петра», размещённые слева и справа от алтаря.

Слева у стены бокового нефа похоронены известные живописцы и скульпторы XV века братья Антонио и Пьеро Поллайоло. Особенно интересны могильные плиты захоронений кардинала Cinzio Aldobrandini и мыслителя Mariano Vecchiarelli. В крипте базилики, в мраморном саркофаге IV века, хранятся останки семи братьев Маккавеев, которые в 167 году до нашей эры во время восстания иудеев против сирийского царя Антиоха IV Эпифана приняли мученическую смерть (считается, что они погибли в пытках за отказ вкусить идоложертвенного мяса).






В правом нефе базилики находится выдающееся произведение Микеланджело Буонарроти, надгробие Папы Римского Юлия II. История создания великого шедевра растянулась на целых 40 лет. В 1505 году недавно избранный Папой Джулиано делла Ровере, пленённый талантом Микеланджело, предложил ему создать для себя величественную и грандиозную усыпальницу. Первоначальный проект гробницы предусматривал 40 скульптур, установленных на трёх уровнях гробницы. На реализацию заказа отводилось пять лет, однако вскоре после начала работ Папа попросил Микеланджело отложить их, чтобы заняться росписью потолка Сикстинской капеллы. Затем Юлий II умер и великому мастеру пришлось заключать новый контракт на создание гробницы уже с наследниками Папы, которые оценив расходы, пожелали установить более скромный монумент. По неизвестным причинам второй проект также не получилось осуществить, как и последующие третий, четвёртый и пятый. Только шестой проект стал окончательным, реализация которого была завершена в 1545 году.

Центральной фигурой композиции является Моисей, изображённый в момент спуска с горы Синай с Заповедями Господними. Статую часто называют «Моисей с рожками», что стало следствием неверного перевода Вульгатой нескольких строчек библейской книги «Исход», в которой говорилось об излучавшем свет лице апостола Моисея. Слово «карнайим» на иврите имеет несколько значений, в том числе, его можно ошибочно перевести как «рога», хотя правильным переводом является «лучи». В данном случае, фразу нужно было переводить как «лучи света», а не «рогато было лицо его».




Слева и справа от Моисея установлены статуи сестёр Лии и Рахили, аллегории «жизни созерцательной» и «жизни деятельной». Над Моисеем, в верхнем ряду, установлен мраморный саркофаг, а на нём - скульптура Папы Юлия II в лежачем положении у ног Девы Марии.

Отдельного внимания заслуживают знаменитые ныне статуи рабов, созданные Микеланджело для гробницы Юлия II, которые, к сожалению, были вывезены из Рима. Две из них - «Связанный раб» и «Умирающий раб» в настоящее время украшают Лувр, а статуи «Молодой раб», «Атлант», «Бородатый раб» и «Пробуждающийся раб» экспонирует Музей академии во Флоренции.

Первоначально гробницу Юлия II планировалось разместить в Соборе святого Петра, однако затем её установили здесь, в Сан-Пьетро-ин-Винколи, где Джулиано делла Ровере служил до избрания Папой.



Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli) стоит на одноимённой площади Рима. «Святой Пётр в веригах»

Как показали археологически раскопки, на этом месте с 3 в.до н.э. и до конца 3 в.н.э находился сложный городской комплекс, частью которого являлась большая вилла нероновского времени. В первой половине 4-го столетия, здесь была построена трехнефная базилика с одним алтарем. Эта была так называемая церковь Святых апостолов, настоятель которой Филипп, был папским представителем на III Вселенском соборе. Иерусалимскую цепь привезла в Рим мать Евдоксии и супруга императора Феодосия II, Евдокия, которая получила эту реликвию из рук Патриарха Иерусалима Ювеналия за благочестивые дела и исполнение своего обета паломничества.Вскоре после Собора (431) Императрица Евдоксия, жена Валентиниана III, построила на ее месте новый, большой по размерам, храм, освященный 1 августа 440 года - в день празднования семи мучеников - Маккавеев. (Их мощи находятся под алтарем в саркофаге 4 века, с семью внутренними отделениями.)


В VIII веке базилику несколько расширили, а в XV веке к ней пристроили портик с арками, который спроектирован архитектором и живописцем Бальдассаре Перуцци.


Внутреннее пространство сооружения разделено на три нефа дорическими колоннами, доставленными с развалин древнеримских построек.



Базилику венчает деревянный кессонный плафон с фреской XVIII века, на которой изображена сцена чудесного соединения цепей.




Мраморный пол, скорее всего, вывезен из находившихся рядом Терм Траяна.

История церкви начинается с V века, именно тогда царица Евдокия получила в дар от атриарха Иерусалима вериги за свое благочестие и помощь в собирании христианских святынь и строительстве церквей.

Апсида и купол были расписаны фресками в 1577 году художником Якопо Коппи-представителем флорентийского маньеризма.

Цепи эти почитались еще при жизни апостола, считалось, что они обладают целебными свойствами, и в Иерусалим стремились верующие со всего мира, дабы поклониться им.


Ведь именно этими цепями был скован Святой Петр в 42г., именно эти цепи чудесным образом разомкнулись при появлении в темнице ангела, спасшего апостола, именно эти цепи пропитались потом и страданиями Петра и получили от него, крепко скованного ими, целебную силу.

Царица Евдокия увезла вериги в Константинополь, а часть их подарила своей дочери Евдоксии, живущей в Риме. А для хранения этой святыни в 440 г.и была построена церковь Сан Пьетро ин Винколи


Здесь и произошло знаменитое чудо. Папа Лев I взял в одну руку иерусалимские вериги, а в другую - цепи, почитаемые в Риме, те самые, которыми Нерон приказал сковать Святого Петра перед казнью в Марментинской темнице в 64 г.

.

И эти цепи, римские и иерусалимские, волшебным образом соединились между собой, и по сей день они хранятся в ларце под алтарем в базилике, привлекая тысячи верующих каждый день.

Евдокия передала присланную из Иерусалима цепь в храм Святых Апостолов, и папа торжественно поместил их в алтаре. Вместе с иерусалимской была положена и другая цепь - та, которой апостол Петр был прикован в Мамертинской темнице по приказу императора Нерона.

В настоящее время вериги Петра хранятся в особом ковчеге, созданный по проекту Андрея Барлуцци, деда знаменитого Антонио Барлуцци.

Он находится под престолом главного алтаря, осененного массивным четырехколонным киворием.

И здесь, если встать на колени перед ковчегом с веригами Петра, можно увидеть решетку, и заглянув через нее виден саркофаг братьев - мучеников Маккавеев.

В крипте базилики, в мраморном саркофаге IV века, хранятся останки семи братьев Маккавеев, которые в 167 году до нашей эры во время восстания иудеев против сирийского царя Антиоха IV Эпифана приняли мученическую смерть (считается, что они погибли в пытках за отказ вкусить идоложертвенного мяса).



Слева у стены бокового нефа интересные могильные плиты захоронений кардинала Cinzio Aldobrandini и мыслителя Mariano Vecchiarelli

Памятник кардиналу Чинцио Альдобрандини


Могильная плита захоронения мыслителя Mariano Vecchiarelli.



Возле дверей, по левую руку как входишь в церковь покоятся два брата из Флоренции - Антонио и Пьеро Поллайоло. Они были представителями флорентийской школы.
Оба были изображены в двух мраморных тондо со следующей эпитафией: Антониус Пуллариус, флорентинец, знаменитый живописец, создавший бронзовые памятники двум первосвященникам - Сиксту и Иннокентию, согласно желанию, выраженному в завещании, пожелал быть здесь погребенным вместе с братом Петром. Жил он семьдесят два года, скончался в 1498 году...




Мозака VII в (?). Святой Себастьян.

Ни один паломник не обойдет своим вниманием и находящуюся в храме гробницу папы Юлия II, создателем которой был знаменитый Микеланджело (1542-1545 гг.). Для этого надгробия великий скульптор выполнил одну из самых знаменитых своих статуй - Моисей со скрижалями Закона и две другие статуи: Лия - «Жизнь Деятельная» и Рахиль - «Жизнь Созерцательная», находящиеся по бокам от него.

К фигурам лежащего папы, Мадонны с младенцем, пророка и Сивиллы маэстро вообще не успел притронуться - все пришлось заканчивать подмастерьям.


В северном трансепте храма, или в правом дальнем уголу, находится гигантская мраморная композиция с Моисеем в центре, изображённый в момент спуска с горы Синай с Заповедями Господними.


Согласно легенде, когда мастер завершил работу над статуей, он был так потрясён своим творением, что ударил статую молотком и вскричал: "Ну,Моисей, теперь можешь встать и говорить!"
О правдоподобности данной истории говорит нам едва заметная вмятина на колене Моисея.

Первоначально гробницу Юлия II планировалось разместить в Соборе святого Петра, однако затем её установили здесь, в Сан-Пьетро-ин-Винколи, где Джулиано делла Ровере служил до избрания Папой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Евдокия Элия Афинанда (400—460) — афинянка необычайной красоты и научного образования, которое дал ей отец, язычник, учитель риторики Леонтий. Когда она прибыла в Константинополь по делу о наследстве, Пульхерия, сестра императора Феодосия II, так пленилась ее красотою и умом, что сделала ее своей придворной дамой, убедила креститься и устроила ее брак с Феодосием. После смерти Феодосия Е. примкнула к ереси монофизитов, но затем возвратилась в православие.


Золотой тремисс с изображением Евдокии.

Вокруг портрета надпись

AEL EVDO-CIA AVG (Элия Евдокия Августа).

Императорица Евдокия.

Икона из мрамора, инкрустированная драгоценными камнями, X век — чуть ли не единственный уцелевший предмет в подобной технике. (Стамбул, Археологический музей, ранее — церковь монастыря Липса)

Византийская Императрица Евдокия, мать Евдоксии, проживавшая в изгнании в Иерусалиме, вошла в историю как "Вторая Елена" - по числу построенных ею храмов и обретенных святынь. Ей принадлежит часть приобретения вериг Святого Апостола Петра - цепей, которыми он был прикован в узнице при царе Ироде

Интереснуя статья: http://biofile.ru/his/325.html

Сцена освобождения апостола в одной из станц Рафаэля в Ватикане




"Освобождение Петра"(1513-1514 гг.),

рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра.Композиция делится на три части.В центре изображён за решёткой,в темнице,спящий апостол Пётр,над которым склоняется ангел.В правой части ангел выводит Петра из темницы,в то время как стража спит,в левой-проснувшиеся стражники,обнаружив исчезновение Петра,поднимают тревогу.


Не следует забывать,что прямым заказчиком и автором идеи картины был Папа Юлий II.Будучи еще кардиналом,он получил титул священника римской базилики Святого Петра ин Винколи.


Братья Поллайоло

.

Два брата Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo) (около 1431/1432-1498, настоящее имя Антонио ди Якопо д’Антонио Бенчи) и Пьеро дель Поллайоло (1443-1496, Piero del Pollaiolo, настоящее имя Пьеро ди Якопо д’Антонио Бенчи) флорентийскийские живописцы, представители флорентийской школы позднего кватроченто. Братья владели во Флоренции мастерской, которая занималась изготовлением ювелирных украшений, рисунков для художников, гравюр, изделий из бронзы и терракоты, рисунков для ткацкого производства, эскизов для церковных облачений. В конце пятнадцатого века мастерская братьев Поллайоло была хорошо известна во Флоренции.

Старший брат Антонио дель Поллайоло был разносторонне одаренным человеком - и живописцем, и гравером и ювелиром. Пьеро же, согласно документам того времени, помогал брату при создании некоторых картин и остался в тени славы старшего брата. Единственная дошедшая до нас подписанная работа Пьеро - "Коронование Марии" (1483).



Портрет молодой женщины. 1475г. Пьеро дель Поллайоло. Темпера по дереву. Metropolitan Museum of Art, New York


Геркулес и Антей. 1470-е гг.Антонио дель Поллайоло. Бронза. Museo Nazionale del Bargello, Флоренция.


Гробница папы Иннокентия VIII. 1492-98 гг. Антонио дель Поллайоло. Позолоченная бронза. Собор св. Петра, Ватикан.

Памятник Сиксту IV. 1484-93 гг.Антонио дель Поллайоло. Бронза. Собор св. Петра, Ватикан.

Интересная статья:http://das-gift.livejournal.com/27492.html



Кардинал Чинцио Альдобрандини


Герб кардинала Чинцио Альдобрандини.

Семь святых мучеников Маккавеев

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также мать их Соломония и учитель их Елеазар, мученическая смерть которых описана в библейской Второй книге Маккавейской (6:18 - 7:42). Пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Почитаются Римско-католической церковью и Православной церковью в лике мучеников, память совершается 1 августа (по григорианскому и юлианскому календарю).

История и агиография

Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они были судимы в Антиохии царём Антиохом Епифаном, где, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам. Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить отрока к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Отрок решительно отклонил ласкательства царя и так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась. Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и, одержав победу, очистил Иерусалимский храм от идолов


Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli, буквально Святой Петр в цепях) – не самая известная у туристов римская церковь, но зато хорошо известная христианским паломникам и просто верующим людям, так как в ней хранятся цепи апостола Петра. И, конечно, Сан-Пьетро-ин-Винколи известна тем, кто интересуется искусством.

Не посетить эту церковь – большое упущение, ведь именно в ней находится одно из ключевых произведений искусства XVI века, которое можно увидеть совершенно бесплатно. Речь идет о гробнице Папы Юлия II, для которой Микеланджело Буонаротти создал несравненную по красоте и выразительности скульптуру Моисея.

Где находится Сан-Пьетро-ин-Винколи

Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи находится в римском районе Монти совсем недалеко от , всего в 7 минутах ходьбы. Пройти до нее от Колизея можно по знаменитой лестнице Борджиа. Ближайшее к церкви метро – Cavour (синяя ветка B).

Адрес: Piazza di San Pietro in Vincoli, 4/a

Часы работы: 08.00 – 12.30, 15.30 – 18.00-19.00 (часы работы могут отличаться в летнее и зимнее время)

Вход: бесплатно, пожертвования приветствуется

История и архитектура церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи

Сан-Пьетро-ин-Винколи построена в V веке на средства императрицы Евдоксии, жены императора Валентиниана III. Церковь возвели специально для хранения «честных вериг» (цепей) апостола Петра, которые были переданы Евдоксии иерусалимским патриархом.

Согласно деяниям апостолов, этими цепями Петр был скован в темнице в Иерусалиме, куда его бросили по приказу царя Ирода. Петру в заточении явился ангел, который повел его за собой. Двери тюрьмы перед ними открылись сами по себе, а кандалы упали на землю.


Реликварий с цепями апостола Петра. Слева с ключом изображен апостол Петр, справа – ангел, который его освободил

Когда цепи из Иерусалима оказались в Риме, папа Лев I решил их сравнить с теми, что сковывали апостола Петра во время его заточения в Мамертинской тюрьме. Чудесным образом в руках Папы две цепи соединились в одну, которая с тех пор хранится в реликварии под главным алтарем церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Чудо слияния двух цепей отмечают 1 августа.

Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи, освященная в 439 г., претерпела в течение веков несколько перестроек и реконструкций. Значимый вклад в обновление облика церкви внес Папа Юлий II (он же Джулиано делла Ровере, бывший до своей интронизации кардиналом-священником Сан-Пьетро-ин-Винколи). Именно он заказал Микеланджело Буонаротти грандиозный проект – создание собственной гробницы, где центральное место заняла статуя пророка Моисея.


Фасад церкви отличается аскетичностью, как и интерьер, который тоже выделяется своей скромностью на фоне других римских церквей. Центральный неф украшает кессонный потолок с фреской генуэзского живописца Джованни Баттиста Пароди «Чудо цепей». Сюжет изображает, как Папа Александр исцеляет цепями апостола Петра Святую Бальбину. По бокам нефа находятся два ряда массивных колонн дорического ордера, которые, скорее всего, позаимствованы у древнеримского храма или терм.

Джованни Баттиста Пароди, «Чудо цепей», 1706 г.

В церкви находятся усыпальницы нескольких кардиналов, ценная мозаика VII в., а также два полотна Гверчино.

Гробница Папы Юлия II и Моисей Микеланджело

Усыпальница Папы Юлия II в первоначальном варианте своими размерами и количеством скульптур должна была стать одной из величайших в христианском мире. Строительство планировалось завершить через 5 лет, но даже гению Микеланджело, которому была доверена реализация масштабного проекта, такая задача оказалась не под силу.


В 1506 г. Юлий II задумал перестроить собор Святого Петра, и новый проект отвлек его от мыслей об усыпальнице. В 1513 г. Папа умер, но так как гробница не была завершена, то его останки поместили в соборе Святого Петра, где первоначально и планировалось построить гробницу (но из-за разногласий между Папой и Микеланджело и изменений размера гробницы в итоге ее перенесли в Сан-Пьетро-ин-Винколи).

Работы по созданию усыпальницы для Папы были завершены только спустя 40 лет с момента заказа. От первоначального замысла, который оказался слишком дорогостоящим, практически полностью пришлось отказаться, и финальная реализация оказалась гораздо скромне е. Преемников Папы Юлия на троне Святого Петра тоже не очень интересовал могильный памятник предшественнику, поэтому Микеланджело мог работать над ним лишь время от времени. Ко времени смерти Микеланджело в 1564 году были завершены только статуи Моисея, Лии, Рахили и двух умирающих рабов. Часть исследователей при этом сомневается в авторстве Микеланджело относительно двух женских фигур нижнего яруса (Лии и Рахили).

Гробница Юлия II – как это было в итоге реализовано

Что точно успел сделать Микеланджело, так это центральную фигуру нижнего яруса – Моисея , над которой великий скульптор работал в 1513-1515 гг. Остальные скульптуры были созданы его помощниками, а незаконченные фигуры рабов авторства Микеланджело для гробницы можно увидеть в Галерее Академии во Флоренции и в парижском Лувре.

Но чего стоит только одна эта статуя! В Моисее Микеланджело чувствуется вся мощь личности ветхозаветного пророка, который был избран Богом для передачи людям заповедей жизни. Момент, который изобразил Микеланджело – тот самый, когда Моисей, получив Скрижали с заповедями на горе Синай, спустился с горы, и лучи света исходили от его лица.

Считается, что из-за неправильной трактовки текста Ветхого Завета в перевод вкралась ошибка, поэтому лучи света Моисея так напоминают рога.

Рим действительно был и остается великим христианским городом.
Бесчисленные и прекрасные памятники доказывают это.
Продолжая тему достопримечательности Италии и рассмотрим Римский храм Сан Пьетро-ин-Винколи . Он расположен на Оппиевом холме, одной из двух вершин Эсквилина.

Как показали археологические раскопки, на этом месте с 3 в.до н.э. и до конца 3 в.н.э находился сложный городской комплекс, частью которого являлась большая вилла нероновского времени. В первой половине 4-го столетия, здесь была построена трехнефная базилика с одним алтарем.

Эта была так называемая церковь Святых апостолов, настоятель которой Филипп, был папским представителем на III Вселенском соборе. Вскоре после Собора (431) Императрица Евдоксия, жена Валентиниана III, построила на ее месте новый, большой по размерам, храм, освященный 1 августа 440 года - в день празднования семи мучеников - Маккавеев. (Их мощи находятся под алтарем в саркофаге 4 века, с семью внутренними отделениями.)

Византийская Императрица Евдокия, мать Евдоксии, проживавшая в изгнании в Иерусалиме, вошла в историю как "Вторая Елена" - по числу построенных ею храмов и обретенных святынь. Ей принадлежит часть приобретения вериг Святого Апостола Петра - цепей, которыми он был прикован в узнице при царе Ироде Агриппе и из которых был чудесно освобожден Ангелом. Сцена освобождения апостола в одной из станц Рафаэля в Ватикане можно посмотреть .

" В ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город которые сами собою отворились им." (Деяния 12,6 - 10)

Евдокия передала присланную из Иерусалима цепь в храм Святых Апостолов, и папа торжественно поместил их в алтаре. Вместе с иерусалимской была положена и другая цепь - та, которой апостол Петр был прикован в Мамертинской темнице по приказу императора Нерона.

В настоящее время вериги Петра хранятся в особом ковчеге, созданный по проекту Андрея Барлуцци, деда знаменитого Антонио Барлуцци.


Он находится под престолом главного алтаря, осененного массивным четырехколонным киворием.

Апсида и купол были расписаны фресками в 1577 году художником Якопо Коппи-представителем флорентийского маньеризма .



Ни один паломник не обойдет своим вниманием и находящуюся в храме гробницу папы Юлия II, создателем которой был знаменитый Микеланджело (1542-1545 гг.). Для этого надгробия великий скульптор выполнил одну из самых знаменитых своих статуй - Моисей со скрижалями Закона.

Как говорят местные предания, грозный образ Моисея, разгневанного на израильтян за поклонение золотому тельцу, довольно точно передает нелегкий характер папы Юлия.

Согласно легенде, когда мастер завершил работу над статуей, он был так потрясён своим творением, что ударил статую молотком и вскричал: "Ну,Моисей, теперь можешь встать и говорить!"

Как же так вышло, что Моисей был изображен с рогами?

Микеланджело жил в католической Италии, и Библия, в которой он мог прочитать про Моисея - это так называемая Вульгата - латинский перевод Библии за авторством блаженного Иеронима. Вульгата представляет собой "уточненное и исправленное издание более старого перевода - Септуагинты" - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н.э.в Александрии.

Что же написано про Моисея в Вульгате? Вот что: Исх.34:29.«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

"Сornuta esset facies sua"

По-русски "рогато было лицо его”