Астрология Камни Магия

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан, Италия: описание, фото, где находится на карте, как добраться. Санта-Мария-делле-Грацие — образец эпохи Возрождения Монастырь санта мария деле грация

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие - одна из красивейших церквей Милана эпохи Возрождение и место, где хранится фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Церковь пережила долгую историю. В 1463 году Доминиканский орден приобрел территорию, чтобы построить церковь. Строительство началось в 1469 году под руководством Гвинифорте Солари. Поначалу планировалось построить Санта-Мария-делле-Грацие в стиле готики. Но в 1490 году герцог Лодовико Сфорца приобрел недостроенную церковь, и решил сделать из нее усыпальницу своего рода. Специально для этого он вызвал другого архитектора, чтобы тот ее перестроил. Поэтому Санта-Мария-делле-Грация сочетает в себе разные стили архитектуры (готический стиль, ренессанс). Для художественного оформления Сфорца нанял Леонардо да Винчи. Тогда же и появилась известная «Тайная вечеря».

В XVI веке Санта-Мария-делле-Грацие была передана Инквизиции, и в её зале происходило заседание инквизиционного суда. В XIX веке на территории церкви начали вести раскопки, результатом которых был найден погреб с вином. По легенде, Сфорца подарил Леонардо да Винчи вино в качестве оплаты.

15 августа 1943 года на трапезную, где хранилась «Тайная вечеря», были сброшены бомбы англо-американской авиации. Но сама фреска чудом уцелела. А в 1980 году Санта-Мария-делле-Грацие внесли под охрану ЮНЕСКО, как памятник архитектуры. Это первая достопримечательность в Италии, которая была удостоена такой чести.

Для того, что бы увидеть фреску «Тайная вечеря», экскурсию необходимо бронировать по телефону. Группа должна быть не больше 20 человек, а продолжительность посещения - не дольше 15 минут.

Санта-Мария-делле-Грацие на карте

Где находится Санта-Мария-делле-Грацие на карте Милана, как добраться

Одна из основных достопримечательностей Милана главная церковь доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грацие (Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie).

Строительство готической церкви началось в 1469 году по заказу доминиканцев под руководством знаменитого архитектора Гвинифорте Солари. Несколькими годами позднее в 1490 году герцог Лодовико Сфорца, задумавший разместить здесь усыпальницу герцогского дома Сфорца, поручил мастеру ренесанса Донато Браманте перестроить церковь.

Такое смешение стилей оказалось очень удачным и сейчас Санта-Мария делле Грацие является одной из самых красивых церквей эпохи Возрождения. Необычайно красив великолепно расписанный купол церкви. Мастерство художников поражает.


Главным сокровищем церкви является одно из самых хрупких сокровищ мировой живописи знаменитая фреска великого Леонардо да Винчи «Тайная вечеря «, написанная на стене трапезной монастыря.

Сюжет фрески — ужин Иисуса Христа со своими учениками. Тайная вечеря , во время которой Иисус разделил хлеб и вино со своими учениками, послужила началом зарождения таинства святого Причащения. Хлеб и вино во время этой церемонии стали олицетворением плоти и крови Христовой.

На фреске лица всех учеников освещены светом, исходящим от Христа. Всех, кроме одного….. Лицо Иуды Искариота остается в тени. Таким образом Леонардо да Винчи подчеркнул предательство Иисуса Христа одним из его учеников.



Техника выполнения фрески необычна. Вместо работы по влажной штукатурке темперой, Леонардо выполнил роспись масляными красками по сухой штукатурке. Это привело к тому, что через годы краска стала осыпаться и ее приходилось восстанавливать.

За прошедшие века с фреской случались различные инциденты. Она была и мишенью для стрельбы у французов, оккупировавших Милан, и чуть не погибла в 1943 году, когда во время бомбардировки обрушилась одна стена трапезной.

Множество некачественных изменений и дополнений тоже способствовали разрушению этого бесценного сокровища. И только в конце XX века была проведена полная реставрация и удалены все поздние дополнения. Работы по реставрации «Тайной вечери » не прекращаются и по сей день.

Сегодня в церкви Санта-Мария делле Грацие можно увидеть и другие фрески работы прекрасных мастеров XVII века Гауденцио Феррари и Серано, Донато Монторфано.

Великолепная фреска Гауденцио Феррари «Истории жизни и страстей Христовых «, созданная в 1513 году украшает одну из стен церкви.


На стене трапезной напротив «Тайной вечери» красуется прекрасная фреска «Распятие» Донато Монторфано.

К сожалению, эти сокровища не получают должного внимания со стороны посетителей, внимание которых приковано в первую очередь к шедевру Леонардо до Винчи .

Татьяна Стражевич

Адрес: Piazza di Santa Maria delle Grazie, 20123 Milano, Italy. Время работы: ежедневно с 07:00 до 19:00 (перерыв с 12:00 до 15:00); для посещения зала с "Тайной вечерей" необходима предварительная запись, каждые 15 минут формируются группы из 25 человек. Стоимость посещения 14 EUR. Как добраться: церковь расположена между станциями метро "Conciliazione" и "Cadorna" (линия М-1).

Санта-Мария-делле-Грацие - хранительница "Тайной вечери" Леонардо да Винчи

Гении не умирают! Покидая тело, частичка души продолжает жить в их бессмертных шедеврах. Леонардо да Винчи - тайна за семью печатями, наиболее загадочная личность в многовековой истории человечества. Его боготворили и ненавидели, считали ангелом и демоном, не понимали, но не восхищаться не могли. По сей день едут, летят, спешат в Милан миллионы желающих, выстаивают невероятную очередь у церкви Санта-Мария делле-Грацие , мечтая увидеть "Тайную вечерю" - уникальное детище знаменитого художника, увековечившего самое страшное предательство на Земле и проявление безграничной любви.

Рождение обители мира и покоя

Все началось с земельного участка, расположенного в тихом районе, отдаленном от оживленной, суетливой столицы Ломбардии. Его подарил ордену доминиканских монахов граф Вимеркати (1463 г.). Братья по вере решили там построить монастырь с церковью, названной в честь чудотворной иконы Божьей Матери "Милующая". Воплотить задуманное в реальность взялся известный архитектор Гвинифорте Солари, занимавшийся возведением собора Дуомо. К 1469 г. выросли монашеские жилища, приступили к строительству базилики в стиле поздней готики, однако, закончить не довелось. Что послужило причиной? Финансовым меценатом слыл деспотичный, находящийся на вершине властной пирамиды Лодовико Сфорц, прозванный за темный цвет кожи Моро, одержавший власть после гибели племянника, произошедшей при довольно таинственных, непонятных обстоятельствах. Каковы мотивы щедрой благотворительности? Верил, что помогая инокам, сократит время пребывания в чистилище, покинув бренный мир. Но правитель захотел видеть искусство, отражавшее его мощь. Для осуществления художественных замыслов избрал монастырское святилище. Существует другая версия: женившись на 15-летней Беатриче д’Эсте (1491 г.), властелин загорелся идеей обустроить там фамильную усыпальницу. Перестройку доверил Браманте (1492г.). Оформление церковного интерьера возложил на лучших живописцев, скульпторов. Результат - трехнефный храм из красного кирпича длиной 63 м, шириной 30, представляющий в основании крест правильной формы. Световые потоки проникают сквозь множественные чередующиеся круглые, арочные окна, декорированные светлым мрамором. Часть прежнего сооружения снесли, пристроив большущий куб с тремя апсидами. В строение гармонично вписывается портик с коринфскими колоннами, на фасаде - герб семьи Сфорца. Ступенчатую постройку венчает, как бы парящий над ней, расписной купол, расположенный напротив ризницы с кружевным орнаментом. Над входными воротами - медальон. На нем - Богородица в окружении супружеской герцогской четы. Отсутствие гигантских размеров не делает здание менее величественным. Перед восторженными посетителями - настоящая жемчужина на службе у рая.Настенной росписью занимались популярные местные мастера живописи. Здесь - изумительные труды Донато Монторфано, Бернардо Дзенале, Гауденцио Феррари, отображающие жизненные эпизоды Спасителя. Небольшой кусочек мрамора на сводах сохраняет фамилию Браманте. Полностью перестроенную трапезную Моро велел украсить Леонардо, обессмертив тем собственное имя. Повелитель торопился, постоянно подгоняя зодчего, работая, как одержимый, словно боялся не успеть, напоминая человека, коему судьбой отпущено мало времени. Так и вышло. Полюбоваться достижениями пришлось не более года.Несчастья возникли со смертью жены. Застав супруга у любовницы, 22-летняя беременная женщина, убитая изменой, отправилась помолиться в часовню, потом посетила трапезную, где гениальный флорентинец упорно трудился, стоя на строительных лесах. Она молча наслаждалась работой, признав ее чудом. Уходя, промолвила, что грезила дождаться завершения, но, видимо, не суждено. Маэстро попробовал возразить, но прикрыв изящными пальчиками ему рот, она печально прошептала: "Храни вас Бог!" В сердце творца закралось чудовищное предчувствие, не обманувшее его. Тем же вечером в присутствии мужа, мучавшегося угрызениями совести, родив мертвого малыша, бедняга умерла. Овдовевшему мужчине свалившаяся внезапно утрата, заставшая врасплох, была непомерно тяжелой. Думал, не переживет постигшего горя. "Что имеем - не храним, потерявши, плачем", - гласит пословица. Осознание, как правило, приходит слишком поздно.Испытывая нечеловеческие муки, Моро понял: юная, схожая с пламенем хрупкая принцесса, почти ребенок, увлекаясь литературой, художеством, наделена была твердым характером, острым умом, оказалась намного сильнее его, играла немаловажную роль в государственных делах. Любя по-своему, считал ее путеводной звездой. Когда глядела влюбленно, слегка полунасмешливо, рождалось желание легонько отшлепать шаловливую смуглянку и сразу же зацеловать, но это не мешало заводить фавориток, хотя догадывался о безумной ревности. Похоронили ее в храме пред алтарем. Две недели провел затворником, завесив окошки траурной тканью. Надевая черный плащ, ежедневно устремлялся к могиле. Будучи суеверным, не сомневался, что любимая унесла с собой удачу. Так и случилось. Могущество, еще недавно так крепко удерживающееся, утекало, словно морской песок сквозь пальцы, растворялось, как мираж. В 1499 г. город захватили французы, Сфорца взяли в плен. Через два года Людовик XII, проявив милость, приказал освободить узника из темницы. Когда пред ним распахнулись тюремные врата, изношенному телу уже было не помочь. Протянув руки к свету, будто желая обнять раздолье, залитое солнцем, словно подкошенный, рухнув наземь, он скончался. Их общую с Беатриче гробницу с двумя лежащими изваяниями в полный рост поместили в картезианский монастырь Павии (изготовитель Кристофоро Соляри). Санта-Мария не стала семейным пантеоном, как планировал, зато сохранила потомкам редчайшее диво титана живописи эпохи Возрождения, превзойти которое не удалось никому.

Создание легендарной фрески

Да Винчи, внебрачное дитя, не сумел получить достойного образования. В 14-летнем возрасте талантливый с детства мальчишка приехал во Флоренцию, устроился подмастерьем к замечательному ваятелю, художнику Андреа Верроккьо, познакомившего его с религиозным искусством. Наставник, увлекавшийся чаще скульптурой, не научил юношу методике расписывания стен. Зарекомендовав себя превосходным портретистом, превзошедшим даже Верроккьо, он купался в лучах славы. Полученный от Лодовико ответственный заказ мог вознести на небывалую высоту или уничтожить. 2 года умелец готовился к воспроизведению психологического сюжета, обязанного совпадать с евангелическим текстом, донося достоверно происшедшую некогда трагедию. Подолгу задумывался, изучал Библию, знакомился с подобными полотнами, выполненными за 100 лет до него. Изображение должно было соответствовать давней строгой традиции: верующие, вкушающие пищу, размещались по одну сторону стола, беспрекословно соблюдая гробовое молчание. Наконец, закипела работа. Сначала помощники удалили старую штукатурку, заменив свежей. Фреску исполняли по влажной основе, тогда она сохранялась веками. Новатору захотелось применить неведомый доселе метод, воспользовавшись масляными красками. Для этого наложили иную грунтовку, состоящую из разных пластов. Первый, для связки, содержал кальций с магнием. Следующий, со свинцовыми белилами, - для усиления яркости. Он отдал предпочтение написанию по сухой поверхности, чтобы творить не торопясь, обдумывая каждую мелочь. Иногда с раннего утра до глубокой ночи не выпускал кисть, порой замирал часами у своего создания, задумавшись, оценивая, или, прибавив пару мазков, исчезал, не появляясь несколько суток. Так продолжалось 3 года. Особенно не получался образ Иуды, хотя непрерывно искал его, бродя по злачным улочкам, присматривался, подмечал, запоминал. От зари до заката следовал за миланцами, привлекавшими внимание необычностью манер, отличительной внешностью, странноватыми повадками. Папа Лев X с ехидством кидал в его адрес: "Никогда ничего не сделает, ибо размышляет о конце, не приступая к началу". Когда после жалобы аббата заказчик предъявил претензии, маэстро в порыве гнева пригрозил, что напишет отступника именно с него, после чего досаждать перестали. В итоге нашел решение проблемы, отказавшись представлять изменника отъявленным злодеем. Показал находившегося в глубочайшем духовном кризисе философа, осужденного отыгрывать злосчастную роль, опорочившую его на веки вечные. И вот длительный творческий процесс завершен. Нанесены окончательные штрихи, убраны вспомогательные конструкции, на суд многочисленной публики, заполнившей до отказа мастерскую, впервые предстал во всем великолепии законченный титанический труд.

Первозданный вид произведения

То, что открылось зрительскому взору, не поддавалось никакому описанию. Картина исполинских размеров (4,5 х 9 м), занимающая северную стенку столовой, изображающая последнюю пасхальную трапезу Иисуса с апостолами накануне его ареста римскими воинами, была самим совершенством, не похожим ни на какое украшение.
Глядя на нее, возникало ощущение, что драматическое событие из Священного Писания происходило именно здесь и сейчас. Особенно поражала иллюзия существующего позади сидящих пространства, заставляющего ощутить себя буквально внутри него, почувствовать участником свершающейся драмы. Сила воздействия на присутствующих была просто ошеломляющей. Никому до этого, да и после, не удавалось добиться столь высочайшего мастерства. Действующие герои повернуты к зрителям. Главными являются Учитель, находящийся по центру, и предавший его ученик. Их сходство заключается в том, что оба знают, что произойдет, но не меняют ситуацию. Автор отобразил основной момент - реакцию каждого персонажа на произнесенные Господом слова: "Один из вас предаст меня". Услышанное внесло смятение, вызвав различные эмоции у последователей, о чем красноречиво говорят мимика, жесты. Христос - спокойный, готов достойно нести тяжкий крест ради искупления чужих грехов. Он сидит на фоне окна, за которым пейзаж и простор преобразуются в несуществующий еще нимб. Глаза смотрят вниз, левая рука возложена ладонью вверх, означая внутреннее принятие воли Отца Небесного. Справа - тройка сторонников, среди коих - Иуда, не отсоединенный от остальных, только затемненный лик выдает падшую душу, отмеченную грехопадением. К груди прижимает мешочек с серебряниками, оказавшимися дороже Сына Божьего. Он опрокидывает солонку - верный знак беды. По вытянутой шее, вздувшимся венам угадывается повесившийся до наступления рассвета грешник.Петр, привстав, решительно настроен узнать имя предателя, зажал нож, приготовившись покарать преступника. Им же смельчак отсечет ухо стражнику, пришедшему арестовать Творца. Смиренный облик Иоанна, прикрытые веки намекают о неспособности к активным действиям. Да Винчи стремился через движения выразить душевную сущность каждого. Людские группки, наслаиваясь друг на друга, накаляют страсти, создают контраст между эмоциональным откликом сотрапезников. Вот - Фома, указывающий пальцем в небеса, будто произнося: "Всевышний не допустит этого". Рядом - Филипп, сведя руки вместе, демонстрирует безмерную преданность, Симон в недоумении развел их, выражая сомнение: "Такого быть не может". Большое впечатление производит объемность фигур, они воспринимаются живыми. На противоположной стороне - сцена распятия (создатель Тинторетто), служащая как бы продолжением библейского сюжета. Ведь злодеяние привело к казни. Если бы Господь поднял опечаленный взгляд, узрел бы себя распятого следующим днем. Не нашлось на планете таланта, сумевшего столь убедительно передать факт, описанный Евангелием. Восхитительное творение, принесшее создателю фееричный триумф, подписано не им. Вверху красуется личный герб, инициалы заказчика. Французский король, увидевший драгоценность, настолько поразился, что просил перевезти ее совместно с перегородкой во Францию, что было невозможно. Она сделалась неотъемлемой частицей предначертанного места, что было преимуществом и одновременно трагедией.

Превратности планиды

К сожалению, бесценное сокровище уже с момента появления было обречено. Только идеальные условия сберегли бы ему жизнь, но фундамент строения, стоящий на высоких грунтовых водах, подмывался. Проникающее внутрь испарение из кухни скапливалось, сдерживаемое масляной пленкой, вызывая грибок. Краска лепестками отслаивалась, опадала. Эксперимент, испробованный великим изобретателем, с треском провалился. Вернувшись, он пытался всячески восстановить, спасти драгоценный уникум, но не смог найти способ остановить запущенный процесс тления. Эксклюзивное творение медленно погибало, находясь в плачевном состоянии, о чем заметил спустя столетие наблюдавший его английский мемуарист Джон Эверин. Иноки, посчитав его безнадежно испорченным, расширили внизу дверь, изничтожив фрагмент со ступнями Господа. Вскоре картина покрылась плесенью, водичка слезинками стекала на пол. В XVIII в. к природному ущербу добавился человеческий разрушительный фактор. Наполеон, захвативший Милан, устроил здесь конюшню со складом. Грубые солдаты, не способные оценить прекрасное, бесчинствовали, швыряли каменья, выцарапывали кинжалами святым посланникам очи, уродовали с такой любовью выписанные одежды. Лишь вмешательство Бонапарта прекратило безобразие. Дверной проем заложили кирпичами. Замурованная фреска практически пропала. Безграмотные реставраторы нанесли существенный вред, накладывая краску слоями, как коржи слоеного пирога, склеивая осыпающиеся кусочки густым клеем, разглаживая горячими валиками поверхность, до неузнаваемости искажая неумелым ретушированием лица. Мучительные испытания принесла Вторая мировая война. При бомбардировке столовую разрушила попавшая туда бомба. Видно, свыше не позволили исчезновению росписи. Стенка с ней уцелела. Без крыши над головой, обдуваемая ветрами, заливаемая дождями, она героически выживала три года.

Возрожденная через века

Картина сумела дойти до нас, пройдя сквозь столетия, выстрадав, заслужив право на жизнь, подаренную ей группой реставраторов, возглавляемой синьорой Пинин Брамбиллой Барчилон. Опытные специалисты восстанавливали медленно, 21 г., придерживаясь девиза "не навреди". Первостепенная задача - приостановить дальнейшее разрушение, затем убрать множественные наслоения различных временных периодов, оставив только созданное маэстро. Бывало, за день очищали участок размером равным почтовой марке. В результате осталось всего 30% от первообраза. Приняли решение написать заново фрагменты, не поддающиеся возрождению, акварелью более приглушенных тонов, дабы дать возможность зрителям отличить части подлинника. Разработали сложную систему стабильного микроклимата в зале, обеспечив надлежащей вентиляцией, тщательной фильтрацией воздуха для удаления излишков влаги, пыли. 28 мая 1999 г. шедевр снова открыли для просмотра. После публикации "Кода да Винчи", сочиненного Дэном Брауном, разошедшегося тиражом порядка 10 млн. экземпляров, феноменальное произведение мастера стало центром внимания паломников с разных уголков планеты. Роман прочло много читателей, гораздо больше тех, кто познакомился лично с росписью, искаженной трактовкой писателя, взорвавшей христианскую традицию. Сочинитель бестселлера высказывается о таинственном смысле, заложенном якобы художником, изобразившем вместо любимого ученика Марию Магдалину. Между ней и Богочеловеком модернист углядел зашифрованную латинскую букву "V", говорящую о женском начале. Совместно обе фигуры представляют литеру "М", указывающую на спутницу Христа, по сути, его жену.Многие поверили умозаключению постмодерниста, историки единогласно категорически отвергли его. Куда же тогда исчез 12-тый апостол? Ежедневно за трудом живописца наблюдал монастырский приор, не допускающий малейших отклонений от толкований Нового Завета. И последнее: абсолютная идентичность соединенных ликов Иоанна с Мадонной - доказательство, что они основываются на едином портретном эскизе. А если и была какая-то тайна, Леонардо навеки унес ее с собой в вечность. Входя сюда, посетителям позволено всего за 15 отведенных минут рассмотреть, полюбоваться, сравнить запечатленные памятью копии с оригиналом. Умирая мучительной смертью, воскреснув сегодня, преобразившись, "Тайная вечеря", являясь не более чем воспоминанием о былом величии, вновь рассказывает жаждущим старинную историю Святого Писания, в который раз ставя человечество пред выбором: жить с Богом в душе или идти тропой лжи, ненависти, предательства.

Санта-Мария-делле-Грацие — действующая церковь доминиканского монастыря в центре Милана, основана в XV веке и является выдающимся памятником архитектуры. Санта-Мария-делле-Грацие давно стала достопримечательностью Милана наряду с ее другими известными сооружениями, которые стремятся увидеть многочисленные туристы каждый день.

История церкви Santa Maria delle Grazie в стиле поздней готики начинается с 1463 года, когда граф Вимеркати преподнес кусок земли ордену доминиканцев, которые решили возвести на этом месте свою церковь. Архитектором монастыря стал Гвинифорте Солари, а строить церковь начали с 1469 года. В 1490 году герцог Лодовико Сфорца решил сделать из церкви усыпальницу, архитектором которой он нанял Донато Браманте. Браманте изменил полностью ее архитектуру, перестроив некоторые детали, в частности купол храма, а также спроектировал главную трибуну в стиле ренессанс. Внутренний дворик получился просторным и светлым, с большим количеством зелени и с небольшим бассейном в центре.

Работа была полностью завершена после 1490 года. После строительства церкви богатые кланы Милана начали бороться за право хоронить здесь свою семью. В 1980 году церковь Санта-Мария-Делле-Грацие была объявлена памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО — первым в Италии.

Архитектурные особенности храма впечатляют не только самих итальянцев, но и многочисленных туристов. Сама церковь выполнена из красного кирпича, а фасад облицован светлым мрамором. На кирпичной стене фасада красуется герб семейства Сфорца. Церковь располагает высокими потолками и огромным куполом, по бокам церкви расположены квадратные часовни.

Внутри храма можно увидеть различные фрески, которые создавались многими известными мастерами, например, Донато Монторфано, который создал фреску «Распятие». В часовне Святой Катарины до сих пор имеются скульптуры Антонелло да Мессина, в других — фрески Годенсио Феррари и Брамантино. Аркада церкви выводит к древней часовне делле Грацие.

На сегодняшний день церковь Санта-Мария-делле-Грацие посещает огромный поток туристов, которые хотят воочию увидеть знаменитый храм и его главную достопримечательность. Santa Maria delle Grazie является одним из обязательных мест посещения при обзорных экскурсиях по Милану. Церковь впечатляет туристов своими размерами, архитектурным ансамблем и внутренним видом. При посещении знаменитой церкви нужно не забыть про дресс-код, особенно для женщин.

Тайная вечеря в Санта-Мария-делле-Грацие

Главной достопримечательностью Chiesa e Convento Domenicano di Santa Maria delle Grazie является одна из самых известных фресок в мире, выполненная знаменитым итальянским художником Леонардо да Винчи, — «Тайная вечеря». Монументальная роспись создавалась в период с 1495 по 1498 годы и изображает сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Размер картины насчитывает примерно 460 на 880 см.

В ходе Второй Мировой войны, в ночь на 15 августа 1943 года, бомбы разрушили здание церкви и монастыря. Некоторая часть трапезной тоже пострадала, лишь чудом уцелели некоторые стены, одна из которых оказалась с работой «Тайная вечеря». Фреску реставрировали 7 раз, а последнее восстановление длилось в течение 20 лет, с 1978 по 1999 год. До момента проведения последней реставрации было замечено, что стена, на которой располагается фреска, сыреет, что может навредить картине. Тогда было принято решение использовать специальные технологии для покрытия фрески. В конечном итоге были удалены все нанесенные ранее краски и Тайная вечеря предстала в первозданном виде, что делает ее максимально естественной.

Панорама церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане на картах Google Maps:

Билеты в Санта-Мария-делле-Грацие

Вход в церковь Санта-Мария-делле-Грацие свободный, а за посещение трапезной придется платить. Несмотря на близкое их расположение друг к другу, трапезная не относится к церкви, она — часть государственного музея. Пускают в трапезную небольшими группами по 20-25 человек и всего на 15 минут. Дополнительно можно взять аудиогид на русском языке за 3,50 евро.

Билет за посещение стоит 10 EUR, льготный — 5 EUR. Покупать билет лучше заранее, сделать это можно по ссылке . За онлайн покупку билета взымается комиссия в размере 2 EUR. Первое воскресение каждого месяца вход в трапезную бесплатный, но бронировать бесплатный билет нужно заранее, желательно за пару месяцев.

В трапезной запрещается шуметь и разговаривать. С одной стороны может показаться, что 15 минут — это очень мало для ее посещения, но в помещении, где нет ничего кроме фрески, в абсолютной тишине этого вполне достаточно. Посетителей допускают к фреске лишь после обязательной процедуры — перед тем, как зайти в трапезную, каждого посетителя проводят через аппарат, который удаляет частички грязи и пыли, чтобы не навредить фреске.

Как добраться

Добраться до церкви можно несколькими способами:

  • Экскурсией: посетить достопримечательность можно в составе экскурсионной группы.

Если заказать , то можно посетить не только церковь Санта-Мария-делле-Грацие в сопровождении лицензированного русскоговорящего гида, но и множество значимых мест в Риме. В зависимости от предпочтений, а также финансовых возможностей каждого туриста, это может быть как индивидуальная экскурсия на целый день, так и групповая, всего на несколько часов.

  • На такси: официальным такси в Милане являются автомобили белого цвета с черной вывеской Taxi на крыше. Как правило, на окне или двери таких такси имеется надпись «Taxi autorizzato per il servizio aeroportuale lombardo». Рекомендуется выбирать такси со специальных стоянок, а не ловить на улице.
  • На трамвае: в окрестностях церкви расположено немалое количество трамвайных остановок, доехать можно до любой из них, № 16 (выходить на остановке

– знаменитое, знаковое место не только , но и всей . Церковь входит в состав монастыря ордена доминиканцев, и является его главным храмом.

Архитектура церкви отражает несколько разных стилей, распространенных в средние века. Это связано с тем, что строительство началось в конце 1460 года, когда в Европе доминировала поздняя готика. Из-за постоянных междоусобных войн в Италии, возведение затянулось на несколько десятилетий, и было закончено только к 1490 году. На тот момент готику сменила эпоха Возрождения, что и отразилось на внешнем облике церкви.

Строительными работами руководили два известных итальянских мастера - Солари и Браманте. Росписью занимался Леонардо да Винчи, его нанял лично Людовико Сфорца, управлявший в то время Миланом. Знаменитый живописец создал в храме медальон под входными воротами и фреску в трапезной.

Наибольшего внимания удостаивается именно фреска – на ней изображена Тайная вечеря Христа с апостолами. Художник использовал не совсем стандартный прием рисования. Фреску да Винчи писал на сухой стене (обычно пишут на мокрой известковой поверхности), которую предварительно обработал несколькими слоями – смолой, гипсом и мастикой. Это позволило ему не однократно вносить изменения в произведение.

Главной задачей художника было создать впечатление абсолютного присутствия Христа и апостолов во время приема пищи монахами. В результате картина получилась очень большой, а люди на ней запечатлены в полный рост.

Материал, на котором рисовал художник, оказался недолговечным. Великий Леонардо видел, как его творение распадается буквально на глазах. Начиная с середины 16 века, фреску и церковь постоянно ремонтировали и реставрировали. В храме появились новые картины – работа художников Серано и Феррари.

Во время Второй мировой войны церковь, как и фреска, чудом не пострадали, но тем не менее, требовали срочной реставрации. Масштабные работы, начавшись в 1980 году, длились больше 20 лет.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие расположена в западной части города на одноименной площади. Добраться до нее можно на трамвае или на метро, поблизости находится несколько станций – « Sant’Ambrogio», «Cadorna» и «Conciliazione».

Фото достопримечательности: Церковь Санта-Мария-делле-Грацие