Астрология Камни Магия

Морские божества и водные мифологические существа. Забытые боги древних славян Как зовут бога воды

Отличающийся от других богов, главенствующих в мифологиях различных народов. Он воплощал в себе белое и черное, огонь и воду, женское и мужское начало. Одновременно он мог явиться и как бог воды, и как бог войны.

Славяне - один из древнейших этносов, населяющих землю до наших дней. И на протяжении столь долгого времени покровителями вод считались и светлая богиня Дана, и Водяной.

Однако известны и более древние водяные божества, культ которых насчитывает, по некоторым источникам, миллион лет.

Ящер - славянский бог воды. Имя его, видоизменяясь в Яшу, Ящура, само по себе говорит о седой древности, модифицируясь в Пращура. Сам же бог воды, приобретая все новые черты, в конце концов предстал в образе крокодила. Следы поклонения ему в больших количествах находят на всей территории проживания славянских племен. К примеру, село Спас-Крокодилино, что недалеко от Клина, деревни Большая и Малая Ящеры, расположенные в Ленинградской области. Чаще всего упоминается имя Ящера в названиях всевозможных рек, речушек и озер (река Ящера и озеро Ящино). Капища, посвященные ему, чаще всего встречаются в северных областях, и расположены они, как правило, на берегах водоемов. Один из обнаруженных алтарей находится на небольшом гранитном островке, имеющем форму крокодила, Основное же место поклонения как считается, было расположено на берегу

Рыбаки и мореходы поклонялись ему истово, слагали песни ("… ведь в море глубоком властвует он, древний хранитель Ящер-Дракон…"), приносили жертвы, потому что бог воды у славян, наряду с другими, требовал их. Долгие времена жертвою была девушка, которую, бросая в воду, отдавали Ящеру в жены. Этот обычай позволил академику Рыбакову отождествить славянского водяного с греческим Аидом - властелином подземного царства. Археология свидетельствует о том, что мир подразделялся на 3 части, одной из которых был подводно-подземный мир. Его полноправным хозяином, отвечающим за водные пути и богатства, являлся Ящур, а основной его функцией было ежевечернее поглощение светила, и выпуск его в небеса каждым утром. Древним это говорило о величии морского чудища, преклонение перед которым отражается в абсолютно круглой форме капищ, что говорило о совершенстве, приписываемом Ящеру.

Однако со временем изменялись и подношения, становясь более гуманными. В воду стали бросать кукол, изображающих молодую девушку, где-то жертвой служили орехи, высыпаемые в пасть идолу (по некоторым данным ореховый Спас посвящен этому божеству), где-то жертвовали лошадью, украшенной, умащенной и смазанной медом. Ее под песнопения вывозили в центр озера, и бог воды Ящер принимал этот благовонный дар.

О популярности этого божества говорят многочисленные находки в виде различных металлических плащевых застежек, пришедших из тех времен (так называемых фибул), различных сосудов для питья и хранения воды, носящих символику Морского дракона, которая, в свою очередь, служила оберегом. Знаменитые гусли Садко были изготовлены в форме ящера.

В то же время, славянский бог воды, наряду с Кащеем, Корчуном и Чернобогом, относился к пекельным божествам. То есть, к темным силам, считался морским гадом. Словом, бог воды Ящур был многообразен, как сама жизнь, сочетающая в себе в равновеликих долях и свет, и тьму.

Агидель – Богиня воды у северных славян. Обязательное расселение наших предков у рек, озёр и морей привело к большому количеству почитаемых повелителей воды:

  • Богиня Дану (Дана);
  • Богиня Агидель;
  • Водан – водитель;
  • Морской Царь;
  • Ний – Бог морей, океанов, коего еще Нептуном на западе величают;
  • Чудо-Юдо Морское;
  • Водяной с очаровательными русалками;
  • Ящер – Повелитель моря;
  • Переплут – морской Бог;
  • Дунай – сын Переплута;
  • Могли и Кострому Богиней Воды величать;
  • Ситиврат (Сытиврат) – сын Перуна, Бог воды, льющейся с Небес, дождей, посевных.

Много было еще и других Богов у славян. К Переплуту часто моряки обращались, почитая как Бога Воды, хозяина водяных духов и покровителем рыбаков, моряков. А в известной многим былине о легендарном Садко рассказывается о Водянике, Поддоном царе – Боге морей. Водяника могли величать просто – Морской Царь, Чудо Морское. А еще ведающие говаривали, что у славян под этим Водяником могли еще и Ящера понимать. К Дунаю относились, как к хозяину рек, почитали покровителем рыбаков, отцом всех русалок. Предания нам передают, что Дунай – это сын Переплута.

По книгам О.Бояновой мы читаем так:

Тебе уже должно быть знамо про стихии, что Явь составляют. Когда Род - Творец всего Сущего задумал Явь сотворить, то сделал тогда четыре вещественных начала Мiра Яви. Огонь, Землю, Воду и Воздух. Так была создана Природа. Но только тогда всё стало живым, когда Боги наполнили своим присутствием вещественные начала. Три стихии наполнились сразу - Мать - сыра Земля, Стрибог - Бог Ветра, Семаргл - Бог Огня заняли свои места.

А вот с водой так просто не получилось. Разлилась вода по всем низинам, образовался окиян-море, реки наземные и подводные, озёра, да облака на небе. И тогда разрешил Род многим Духам быть в воде. Водяные, русалки, да царь морской, много их теперь знаем. Разные Боги и Богини. Здесь, на севере, мы зовём Богиню Агидель, девушку-реку, что однажды спасла Землю от жара небесного. Так стихии соединили явную Природу, которую ты ощутить можешь, и Богов Родных, который позвать на помощь можешь.

Агидель в пантеоне славянских Богов

Легенды и мифы об Агидель

Вот и поведаем вам о том, как так приключилось, что Агидель в девушку-реку оборотилась. Отомкнула она воды мировые, чтоб текли по Явному миру да поили все живое на Земле. Вслед за нею текли освобожденные воды – куда ступала нога Агидель, там и ключи бить начинали, над какой землей пролетела, там реки и озёра заполнялись.

А вот и сказ.

Страшное однажды случилось на Земле. Гидра, что из Хаоса-Утгарда явилась в Мiръ, уселась на мировой поток, перекрыла его камнем Аспида черным. Вот и перестали реки, моря да озёра чистою водою наполняться, усыхать на глазах начали. Пришел к Сварогу Дон – Повелитель рек, озер, да и весть печальную поведал о том, что неладное творится на Земле с водоемами.

Задумались Боги, как быть им. Сперва к Макошь обратились за помощью, а та подсказала, что именно внучка Сварога способна воды отворить. Думали да гадали, какая же из них – многое ведь у Отца Небесного детей, внуков да правнуков.

И нашли, что Агидель, дочь Ильма Сварожича, и есть та самая, коей сил достанет одолеть черный камень. А как одолеть-то? Вот Хорс пришел – подарил золотые лук и стрелы юной девице. Вот Макошь подошла да амулет надела, наказала так: «Подскажет тебе, доченька, что делать будет надобно». Провели братья Седьмаки и Велес Батюшка Агидель в пещеру заветную, где источник мировых вод заключены были. А заточил мировые воды черный камень Аспид, из-под которого яд зловредный источался.

Пустила Агидель стрелу золоченую да прямо в черный камень. Поделился камень, покрылся трещинами мелкими, словно паутиной, разломился, раскрошился да в пыль превратился. Сразу хлынула вода животворная. И тут Агидель услышала, как амулет ей голосом Макоши кричит: «Беги! Воды за собою веди!». Выбежали все из пещеры следом за Агиделью, да и потоки за нею устремились.

Обернулась девица к друзьям, поблагодарила, попрощалась. Бежала Агидель по Земле, по горам, лесам, а потом раскинула руки, как птица вверх взметнулась – так амулет велел. Да посолонь все увлекала она потоки мировых вод, всё по Солнышку, всё за ним.

Где бежала вода - колыхалась трава, зеленели леса и рощи. Над землёю она взлетала, раскрывала крылья орлиные - ниспадал с небес благодатный дождь. И цвели сады, колосилась рожь, и плескались рыбы в озёрах, птицы певчие песни пели. И явилась радость на всей Земле

Так и стали легенды да былины сказывать, песни складывать да рассказывать об Агидель. Превратилась и она в реку, да понесла потоки свои к Беловодью. И отныне не одна река несет теперь и ее имя – Агидель. Помнят люди о жертвенном подвиге Богини с золотыми волосами.

Как для славян Богиня Агидель проявляется

Почитание Богини Агидель у славян было как к Силе животворящей. С ее помощью усталые путники могли напиться, отдохнуть. Она проливалась на землю благодатным дождем, чтобы вовремя семена взошли, ростки пустили, да богатый урожай уродили. Это Богиня Светлая в понимании славян. Она жизнь дарующая всем живым существам на земле.

Стихия Воды – одна из основных. Почиталась в народе той стихией, что тело человека наполняет. Вода –Агидель способна не токмо тело очищать, но и душу в равновесие приводить, выводя из нее все гадости нажитые. Лечебные свойства воды также не были чужды северным славянам. И поныне пользуются знатки волшебными заговорами:

Куда вода потекла, туда моя болезнь уходи.

Такой заговор особенно силён, когда наступает время ледохода, и все люди начинают умываться талой студеной водой. У кого руки болят, у кого ноги, кто простудился или жар в голове – всегда вода ледохода поможет. Особливо, ежели ее таким сильным заговором скрепить.

Считалось, что стихия воды внутри человека озёра (славянские чакры) Перси наполняет.

Оберег-символ Богини Агидель

Божество Воды имеет символ «Хляби Небесные».

Оберегом служит сама живая Вода – так понимали предки северных славян. Посему и не сотворяли тогда никаких однозначных оберегов из камня, древа, либо металла. Вот Чур Агидели имеется. Это прекрасная дева, обращаться к которой очень любили девушки, чтобы усилит свою красоту да укрепить любовь.

Атрибуты Богини Агидель

Птица – лебедь малый.

Дерево – ракита.

Предмет – венок, что люди пускают по воде.

Треба (подношение) – цветы и чистая вода.

Поговорки/приметы, которые раскрывают образ Богини:

«Вода вымоет, хлеб выкормит».

«И тихая вода подмывает берега».

«Покуда есть хлеб да вода - всё не беда».

«Снегу надует - хлеба прибудет: вода разольется - сена наберется».

«Хлеб - Батюшко, вода - Матушка».

Богиня Агидель в северном гадании и магии

Северная магия:

Так как Агидель – это стихия Воды, которая всегда присутствует в северной магии, то и обращение к Ней идет при каждой встрече с Родными богами. Ее чтут и обращаются к Ней наравне с Матерью - сырой Землей , богами Огня и богами Воздуха.

Слывет Агидель своею красотой и поныне. А так как она готова была разлиться по Земле потоками вод, то и умываться ею – значит, приумножить свою красоту. Но только водою привлекают к себе красоту – есть среди знатков специальные узелки – наузы. Они так и называются «На красоту ». Носишь на себе заговоренный науз и постепенно становишься красив и крепок душой и телом. Красота ведь, как и чистота, не токмо в теле, но и духе.

Праздники, когда приглашают Агидель

Все ведающие, которые донесли до сего дня знания предков, одинаково считают, что праздник в честь Агидели совмещен с Великими праздником Летнего солнечного Излома – Купало. Более всего девушки любили радовать Агидель красивыми веночками с волшебными огоньками, которые зажигались и пускались по воде. Красны девицы в такую ночь не преминут обратиться к воде, чтобы та помогла им отыскать своего суженого. Агидель всегда поддержит здоровье, красоту и крепость духа людей. Именно такую роль вода испокон веков играла (и по сей день играет) для славянского роду!

Подробнее - статья «Народный календарь»

В момент крещения Руси сонм славянских языческих богов возглавлял Род — вселенский аболют, единый многоликий бог, отличающийся от других богов, главенствующих в мифологиях различных народов. Он воплощал в себе белое и черное, огонь и воду, женское и мужское начало. Одновременно он мог явиться и как бог воды, и как бог войны.

Славяне — один из древнейших этносов, населяющих землю до наших дней. И на протяжении столь долгого времени покровителями вод считались и светлая богиня Дана, и Водяной.

Однако известны и более древние водяные божества, культ которых насчитывает, по некоторым источникам, миллион лет.

Ящер — славянский бог воды. Имя его, видоизменяясь в Яшу, Ящура, само по себе говорит о седой древности, модифицируясь в Пращура. Сам же бог воды, приобретая все новые черты, в конце концов предстал в образе крокодила. Следы поклонения ему в больших количествах находят на всей территории проживания славянских племен. К примеру, село Спас-Крокодилино, что недалеко от Клина, деревни Большая и Малая Ящеры, расположенные в Ленинградской области. Чаще всего упоминается имя Ящера в названиях всевозможных рек, речушек и озер (река Ящера и озеро Ящино). Капища, посвященные ему, чаще всего встречаются в северных областях, и расположены они, как правило, на берегах водоемов. Один из обнаруженных алтарей находится на небольшом гранитном островке, имеющем форму крокодила, реки Рось. Основное же место поклонения Морскому Дракону, как считается, было расположено на берегу озера Ильмень.

Рыбаки и мореходы поклонялись ему истово, слагали песни («… ведь в море глубоком властвует он, древний хранитель Ящер-Дракон…»), приносили жертвы, потому что бог воды у славян, наряду с другими, требовал их. Долгие времена жертвою была девушка, которую, бросая в воду, отдавали Ящеру в жены. Этот обычай позволил академику Рыбакову отождествить славянского водяного с греческим Аидом — властелином подземного царства. Археология свидетельствует о том, что мир древних славян подразделялся на 3 части, одной из которых был подводно-подземный мир. Его полноправным хозяином, отвечающим за водные пути и богатства, являлся Ящур, а основной его функцией было ежевечернее поглощение светила, и выпуск его в небеса каждым утром. Древним это говорило о величии морского чудища, преклонение перед которым отражается в абсолютно круглой форме капищ, что говорило о совершенстве, приписываемом Ящеру.

Однако со временем изменялись и подношения, становясь более гуманными. В воду стали бросать кукол, изображающих молодую девушку, где-то жертвой служили орехи, высыпаемые в пасть идолу (по некоторым данным ореховый Спас посвящен этому божеству), где-то жертвовали лошадью, украшенной, умащенной и смазанной медом. Ее под песнопения вывозили в центр озера, и бог воды Ящер принимал этот благовонный дар.

О популярности этого божества говорят многочисленные находки в виде различных металлических плащевых застежек, пришедших из тех времен (так называемых фибул), различных сосудов для питья и хранения воды, носящих символику Морского дракона, которая, в свою очередь, служила оберегом. Знаменитые гусли Садко были изготовлены в форме ящера.

В то же время, славянский бог воды, наряду с Кащеем, Корчуном и Чернобогом, относился к пекельным божествам. То есть, к темным силам, считался морским гадом. Словом, бог воды Ящур был многообразен, как сама жизнь, сочетающая в себе в равновеликих долях и свет, и тьму.

Известно, что в славянской, как и в любой языческой мифологии, за определенные стихии отвечает не один, а целый пантеон богов. Стихия воды исключением не стала. По разным меркам водных богов (в том числе и мелких) в славянской мифологии было около дюжины, но самыми важными считались только трое из них.

Точный список всех славянских богов воды привести трудно, однако из преданий, сказок и исторических записей до современников добрались сведения о следующих из них:

  1. Дана - богиня воды, покровительница рек. Вместе с ней упоминаются речные божества Днепр, Ока, Агдель, Дон и Кама.
  2. Все русалки, среди них и русалка Рось (жена Перуна, дочь Аси-Ясуни Светославны и Дона).
  3. Морская царица (ее второе имя Вода-Царица).
  4. Волыня - великая владычица океанов.
  5. Батюшка Водяной , считающийся начальником над водой и Озерный - дух озер.
  6. Морской Царь и Морская Царевна Моряна - дева морских вод.
  7. Градивник - бог злого дождя, дождя с градом. Также его называли ведуном и чародеем. Считалось, что он мог отвратить непогоду от родного села.
  8. Ситиврат - повелитель благодатного дождя.
  9. Переплут - в славянской мифологии бог моря и мореходства.
  10. Морские Царицы и Морские Девы - морские красавицы.
  11. Рыбич - покровитель рыб.

Помимо основных водных богов есть также мелкие водные духи, такие как:

  • болотницы;
  • омутники;
  • водяной черт и прочие.

Бог моря Переплут

Славянский бог Переплут - бог всевозможных путей и дорог, путешественников и мореходов. Соответственно, бог самого мореходства.

Изначально был создан, чтобы защищать людей от злоключений на воде и не допустить их гибели в морских путешествиях. Переплут молчалив и немногословен. Таким он был создан для того, чтобы быстро спасать людей из опасных ситуаций, зачастую не объясняя ни методов, ни причин.

Имя Переплут произошло от церковнославянского Переплуть, которое, в свою очередь, произошло от слов «плутать», «плут» и «переплыть», так как Переплут в первую очередь бог мореходства.

  • Стихия . Данный бог принадлежит водной стихии.
  • Иерархия . В прямом подчинении у Переплута водяные. Сказать того же про морские ветра нельзя, но к мнению и словам божества те всегда прислушиваются.
  • Сфера влияния . Основными сферами влияния Переплута считаются мореходство, пути и дороги, мореходы и путешественники. Но помимо этого он также считается богом семян, всходов и изобилия. Считается, что причиной тому является то, что корни растений «плутают» подобно дорогам, переплетаются между собой и ищут правильный путь. Поэтому работа Переплута - показать им этот верный путь, оказать помощь. А где хороший урожай - там и изобилие.
  • Почитание . В «Слове Иоанна Златоуста» есть любопытная запись о том, что люди пили «вертячеся в розех», когда отдавали дань Переплуту. Никто точно не знает значения этой фразы, поэтому мнения сошлись на «вертящихся» - в значении танца и хоровода, движения. То есть данного бога почитали движением.

Богиня Агидель

Агидель - богиня реки Агидель . Она является внучкой великого бога Сварога. Отцом ее является Ильма Сварожича, а мать - Алина Святогоровна.

Агидель - второе название реки Белая, что находится на Южном Урале. Это название реке было дано башкирами и татарами.

  • Мифология . Богиня Агидель славится чистотой своего сердца и великодушием души. Когда уничтожающее дыхание злого Аспида, явившегося из Хаоса, едва не погубило мир, именно ей хватило сил и мужества спасти всех и вся. Ценой победы стала ее жизнь, однако богиня не исчезла, она обернулась прекрасной рекой, что и ныне от Уральских гор течет. К Белому морю несет воды свои Агидель, сверкая красотой в каждой капельке.
  • Сфера влияния. С помощью богини Агидель утомленные дорогой путники могли отдохнуть и утолить свою жажду. Она рекой течет и дождем благодатным на землю проливается, вдыхая жизнь и силу в каждый росток. Именно благодаря ей урожай хороший всходит. В глазах славян Агидель добрая и крайне светлая богиня, воплощение всего хорошего.

Не даром стихия воды считается одной из основных. В ней сама жизнь. А воды реки Агидель по преданиям могли не только телу, но и душе очищение принести. Очистить ее от всего плохого и легкость принести.

Покровительница Дана

Дана (Дану) - одна из славянских водных богинь. Описывается она как светлолицая и прекрасная девушка-река, что ни на миг не перестает журчать свою прелестную песню.

  • Сфера влияния . Считается доброй и отзывчивой богиней, которая своими водами сохраняет жизнь во всем живом. И дождями урожай взрастит, и усталому путнику позволит напиться, и рану войну омоет своими исцеляющими водами.
  • Мифология . Перун в пламени грозовом кипятит воду дождевую, в ливнях ее дает искупаться небу и земле - и этим дарит землям силу плодородия. А Дана эту воду по свету разносит, потому считается помощницей верховного бога.
  • Календарные дни . Купальские праздники считаются днями, в которые богиня удостаивается наибольших почестей.

Праздники водной стихии в славянской мифологии

Так как стихия воды имеет прямое отношение к урожаю, а урожай - к выживанию и процветанию, праздников, посвященных богам этой стихии, не мало. Главной гостьей, помимо всех прочих богов, обычно считалась Агидель. Ниже приведен список самых главных дат:

  1. январь, с 6 по 7 число празднуется Малый Водокрес;
  2. январь, с 18 по 19 число празднуется Большой Водокрес;
  3. апрель, 3 числа празднуется Водопол (второе название День Водяного);
  4. октябрь, 4 числа проводятся проводы Водяного (он вместе с русалками готовится к спячке);
  5. апрель, с 16 по 22 число проводятся Первые Русалии;
  6. май-июнь, с 26 по 2 число празднуются Зеленые Русалии.

Важным праздником считается Летний Солнцеворот, дата праздника плавающая, но празднуется или с 20 по 21 июня, или с 21 по 22 июня.

Тема богов воды в славянской мифологии - одна из самых обширных и интересных тем этой мифологии. Знать ее далеко не обязательно, однако всегда приятно окунуться в то, чем жили люди родной земли века и века назад. Не даром же мифы в мире по сей день пользуются большой популярностью.

Дана – Богиня Воды, Мать-Водица, первобытная вода Дива, дарительница Небесной воды и рек, один из Ликов Женского Начала мира. Ведь ВОДА – живая мыслящая субстанция. Дана – олицетворение Лады, несущей живительную влагу в миры Прави, Яви и Нави.

Дана – основа здоровья и красоты телесной, потому в Славянской здраве так почитаема ВОДА.

С помощью воды нам Богами завещано освещать и очищать Души и Тела свои, ибо ключевая вода в холоде своём содержит жар огня, так же как огонь домашний содержит свежесть и прохладу воды, очищая и питая сознание ясностью мысли.

Зимой Она неподвижно-скованной является, и Сонце-Даждьбогъ Её освобождает.
Дана – жена Даждьбога и противоположностью Его отображена.
Этот семейный союз Даны и Солнца благословляют Боги и вся Вселенная на празднике Купалы. Чтобы дождь вызвать, помощью ли в чём заручится, следует Дане хлеб жертвовать, ибо он – наилучшее и наибольшее пожертвование человеческое.

Дана Родным Богам свидетельствует, что человек хлеб вырастить и сохранить может, трудиться не ленится, гостиприимен и искренен для Рода, страждущим – не откажет.

Свещенное Древо Богини Даны – липа, а день для славлений наилучший – пятница. Воспевают славу Дане возле источников целебных, перед тем их от грязи очистив и лентами украсив.

Возле источника и колодцев всегда посуда должна быть, чтоб путник напиться мог, потому что воды жалеть – кривда великая.

Вода Даны не только очищает и освещает, правдивой, живой и мёртвой, будучи.
Она ещё Силой и Уверенностью питает, ибо омывает вечнозелёное Древо Рода, от самого наитяжёлого к наилёгкому ведя.

Дану часто призывают молодые девушки, любимого найти стремясь. Зовут Её, также, пред славлениями и воспеваниями Богов, чтобы тела и души, очистив, – освятить. Во время радости, веселья и для благословения – водой орошают на счастье, на счастливую судьбу, на любовь.