Астрология Камни Магия

Как себя вести в коллективе на работе, где не соблюдают пост? Может ли «светская» работа быть формой служения Богу.

Когда узнаю, что мои друзья устроились на новую работу/получили повышение, я ощущаю зависть...Я искренне радуюсь за них, за их успехи, желаю им добра, но в то же время охватывает чувство сожаления, ничтожности своего существования по сравнению с ними, понижения своей самооценки... И думаю, а может теперешнее мое место работы - это и есть мое призвание, что на это Воля Божья и не стоит даже искать что-то. Это ложное смирение или оправдание своей лености? Моя работа мне не очень нравится, плюсы только в том, что обеспечивают жильем, рядом храм, в который часто и хожу. Подскажите, как быть, пожалуйста... С уважением, Анна

Анна, зависть - это грех, в котором Вам необходимо покаяться. Но и видеть в своих обстоятельствах только Волю Божию, а не результат собственных действий тоже не стоит. Воля Божия промыслительно скрыта от нас. И поскольку мы ее не знаем, ничто не сковывает нашей свободы. В том числе и в поиске работы. В то же время все упование в этом поиске необходимо возложить на Господа. Помолитесь свт. Спиридону Тримифунтскому и по его молитвам и Вашей вере Господь подаст Вам просимую работу.

У меня есть желание открыть магазин который будет продавать фильмы и музыку, но я сомневаюсь не сделаю ли я греха этим. В предлогаемом нам сортименте присутствует много ужасов и прочих фильмов содержащих нелицеприятные сцены (даже самые безобидные фильмы). Предполагаю сюжеты или фрагменты песен могут натолкнуть покупателей (даже неверующих) на нехорощие мысли или переубедить сомневающегося для совершения того или иного нехорошего действия поступка. Каково отношение Православной Церкви в данном вопросе?

Здравствуйте, Олег! Избранное Вами поле деятельности, действительно крайне сложно совместимо с Православием. Продавая фильмы, содержащие непристойности, насилие, сквернословие, Вы станете соучастником соблазнения многих людей. В то же время современная реальность такова, что, исключив все это из ассортимента, Вы обрекаете свое начинание на коммерческий провал. Поэтому, чтобы не грешить и не разориться вложите свои средства во что-нибудь менее рискованное. Например, в продажу аудио и видеотехники или радиодеталей.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте. У меня такой вопрос:я работаю в частной больнице.Наш хозяин - тоже врач - человек очень вспыльчивый и своих работников не уважает. Недавно он вызвал весь коллектив и ужасно на нас врачей кричал и унижал перед всеми (он часто так делает), потом вызвал нас к себе снова кричал, швырнул на пол историю болезни и выгнал всех из кабинета.Мы молча вышли, подняв документ с пола. На душе,как всегда, было у всех тяжело. Скажите пожалуйста, как правильно, по-христиански, надо вести себя в подобных ситуациях? Я про себя помолилась что бы Бог простил его, но у меня,боюсь, получилось не совсем искренне.C уважением Ирина. Извините за неприятные подробности.

С подобными неуравновешенными людьми, тем более начальствующими, общаться очень сложно, поэтому какого-то конкретного рецепта или метода здесь не существует. Если не получается искренняя молитва об этом человеке, молитесь все равно с желанием простить его, по заповеди Христа: "молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф. 5, 44). Во время подобных сцен неплохо также призывать про себя имя Христово, читая, например. Иисусову молитву. Есть и еще одна рекомендация Христа: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает, то приобрел ты брата твоего" (Мф. 18, 15), но это касается прежде всего единоверцев, членов церковной общины. В любом случае, Вы можете, если есть внутреннее дерзновение, так поступить с Вашим начальником хотя бы наедине. Хотя это не всегда результативно, к тому же надо быть готовой подчас и пострадать за такое обличение...

Бог в помощь Вам!

С уважением, иерей Филипп Парфенов

Здравствуйте, батюшка. У меня такой вопрос. Недавно у меня возникли очень сложные отношения с сотрудницей на работе,(все началось с того как меня повысили в должности) до этого были очень хорошие отношения. Со своей стороны я искала пути примирения, но ничего не получается, а у меня сил терпеть осталось очень мало. Вины за собой никакой не чувствую. От внутреннего напряжения может пострадать здоровье, работа, могу ли я довести этот вопрос до руководства? Или лучше мне уйти? Пожалуйста, подскажите.

Здравствуйте, Ольга!

Сочувствую Вам, ситуация, в которую Вы попали, действительно, тяжелая. Мне кажется, что Вам необходимо молиться за обижающую Вас сотрудницу (возможно, она сама ожидала повышения и поэтому так тяжело переносит Ваше назначение), в общении с ней будьте вежливы и, по возможности, приветливой. Если возможно, общайтесь с ней только по деловым вопросам. Стоит ли доводить вопрос до руководства определить лучше Вам самой, это зависит от многих факторов. Сходите в храм, поговорите со священником. В личной беседе легче дать более конкретный совет, чем по Интернету. Помоги Вам Господи!

С уважением,

Здравствуйте, я бы хотела спросить о том плохо ли то, что я очень привязана к своему компьютеру, т.е. моя работа и учеба непосредственно связана с работой на компьюторе, и когда он был на ремонте я места себе не находила. Как избавиться от этой привычки?

Христос воскресе! Здравствуйте, Юлия!

Вспомните слова апостола Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволено, но ничто не должно управлять мною". Это можно отнести и к компьютеру. Конечно, он необходим для работы, но если отсутствие компьютера вызывает раздражение, человек "места себе не находит" - тот это уже может являться признаком некоторой зависимости. Старайтесь больше уделять времени общению с людьми, чтению, прогулкам, занятиям спорту - чтобы работа с компьютером была сведена к необходимому минимуму.


Здравствуйте! На работе часто приходиться слышать бранные слова, ругательства. Как уберечься от этого? Со своего рабочего места ведь не уйдешь... Благослови Вас Господи!

Здравствуйте, Ксения!

Да, к сожалению, сквернословие очень распространено сейчас. Что делать, если при Вас сквернословят? Если позволяет ситуация - сделайте тактичное (а возможно - в шутливой форме) замечание коллегам. Если нет - то молитесь, читайте про себя Иисусову молитву, или, например "Богородице Дево, радуйся". Так Вы избежите и осуждения сквернословящих, и не будете слишком уж к нему прислушиваться, сосредоточившись на молитве.

С уважением, с вященник Александр Ильяшенко

Подскажите пожалуйста, грешно ли устраиваться на работу по знакомству?И если я чувствую, что в другом виде деятельности я была бы более восстребованной, лучше сменить работу или смириться и работать по специальности? Спасибо.

Здравствуйте, Елена!

С уважением,

священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! За последние месяцы столкнулась с несправедливостью на работе. Сначала меня понизили в должности по причине изменения в штатном расписании и я потеряла в зарплате. Объем работы при этом не уменьшился. Затем пришлось доделывать работу коллеги, который по своей халатности вовремя не оформил документы и люди не получили заработанные ими деньги. Кроме того, начальник, не разобравшись, в этой оплошности обвинил меня. А в довершение всего всем коллегам объявили благодарности, мне одной- нет. Работу я сделала, но потом мне стало плохо (головная боль, сердце шалит) и все время хочется плакать. На работу идти противно. Очевидно, так сильна моя обида. Молю Господа, чтобы дал мне смирение и терпение. Но все равно внутри ком. Пытаюсь себя настроить так, что слава Богу- вообще работа есть, но трудно. И все это навалилось в пост. Я понимаю, что это мне испытание на гордыню, ведь я себя уже начала считать очень компетентной и незаменимой. Как правильно молиться в данной ситуации? Как себя правильно настроить, если видишь явную несправедливость и некомпетентность начальника, не только по отношению к себе? Большое спасибо, если ответите. С уважением. Ольга.

Здравствуйте, Ольга!

От всего сердца Вам сочувствую, действительно, несправедливое отношение к себе переносить очень трудно. То, как бы несправедливо с нами ни обошлись - обижаться нельзя, обида - это уже наш грех. О том, как преодолевать обиды, есть статья на нашем сайте, прочитайте ее: http://www.pravmir.ru/article_1357.html

Молиться нужно и о начальнике, и о том, чтобы Господь дал Вам силы простить, и каяться в своей обиде. Что касается несправедливости и некомпетентности начальника, то тут все зависит от конкретной ситуации. В любом случае необходимо молиться за начальника и сослуживцев, причем стараться это делать искренне. О Вашем поведении в той или иной ситуации лучше всего говорить в личной беседе с духовником (священником, у которого Вы исповедуетесь).

Помоги Вам Господи!

С уважением, с вященник Александр Ильяшенко

Здравствуйте, уважаемый батюшка. Мне 16 лет,я закончила православную школу, сейчас пою на клиросе. Родители отдали меня в школу с изучением медицины, они хотят чтобы я стала врачом. А я нахожусь в сомнении. Может ли в современном мире православный человек быть врачом? Если может,то какую специальность мне можно выбрать? Мария

Здравствуйте, дорогая Мария!

Конечно, православный человек может быть врачом. Врачом был и апостол Лука, и святитель Лука Войно-Ясенецкий, по учебнику которого "Очерки гнойной хирургии" до сих пор учатся медики. С выбором специальности можно не спешить - насколько я знаю, специализация в медицинских институтах начинается только на последних курсах. Нужно понять, к чему у вас большее расположение, чем Вам интереснее заниматься. Моя жена и один из сыновей - педиатры, а в нашем приходе есть кардиолог, эндокринолог и другие врачи. Помоги Вам Господи!

С уважением, с вященник Александр Ильяшенко

Как преодолеть неприязнь, возникающую постоянно к человеку, да еще к тому же начальнице на работе? Заранее благодарю.

Здравствуйте, дорогая Елена!

Во-первых, нужно понять, что неприязнь к человеку - это грех. Мне кажется, Вы это понимаете, раз у Вас есть стремление этот грех преодолеть. Во-вторых, для преодоления неприязни, как и всякого греха, необходимо приложить большие духовные усилия. Необходимо горячо каяться в неприязни на исповеди, просить у Господа сил для преодоления этого греха. Советую Вам прочитать беседу о прощении обид, которая была опубликована на нашем сайте: http://www.pravmir.ru/article_1356.html

Помоги Вам Господи!

Священник Александр Ильяшенко

Христос воскресе! Как одеваться православной девушке, если она решит работать в офисе, фирме? Ведь сейчас это очень важно, даже при приеме на работу смотрят как ты выглядишь. А я хожу в платочке, длинной юбке, не крашусь, выгляжу невзрачно. И вдруг мне предложили работу секретаря. А я прихожу на собеседование в платочке... Я не могу ходить без платочка или какого-нибудь головного убора. Но тогда получается, что таким как мне какие-то рабочие места закрыты. Действительно, платочек лучше подходит для убощиц и посудомойщиц, а не для деловых женщин. Что же тогда на работу ходить в шляпе? Просто платочек с деловым костюмом как-то, мне кажется, не очень смотрится.

Христос воскресе! Здравствуйте, Иулиания!

Существует совершенно неверное мнение о том, как должна одеваться православная девушка. Почему-то считается, что она должна носить бесформенные кофты и свитера (предпочтительно темных тонов), длинную, до земли, юбку, на голове - всегда платок. Это совершенно неправильно. Одеваться нужно чисто, опрятно, со вкусом. Одежда не должна выглядеть броско и вызывающе, но может и должна хорошо сидеть, быть красивой. Деловой костюм также подходит православной девушке, главное, чтобы юбка не была слишком короткой (хотя бы ниже колена). Такой костюм, думаю, можно найти в магазине, или, в крайнем случае, сшить. Что касается платка, то по словам апостола Павла жена (то есть замужняя женщина) должна покрывать голову во время молитвы. Это отнюдь не означает, что православная девушка должна все время носить платочек. Голову нужно покрывать в храме, а не на работе.

http://www.pravmir.ru/article_1464.html

http://www.pravmir.ru/article_1406.html

С уважением,

Священник Александр Ильяшенко

Добрый день. У меня скорее житейский вопрос, но мучает он меня давно. Мне не нравится моя работа. Я работаю главным бухгалтером и иногда просто проскакивает мысль: неужели родилась для того, чтобы целый день перекладывать бумажки, собирать горы макулатуры и ничего не создавать в этом мире. Оглянусь - а позади меня лес испорченных деревьев, переведенных на бумагу. Можно поменять, уйти, переучиться (у самой 2 высших образования, второе - юридическое). Можно. Но, во-первых, страх потерять доход (хочется родить и воспитать детей в благоприятных условиях), уйдя в другое дело придется все начинать "с нуля", а во-вторых, не убегаю ли я от того дела, которое мне предначертано? Может, выполняя неблагодарную (именно для меня) работу, я должна что-то понять и осмыслить? В церковь хожу, бываю на исповеди, но спросить батюшку не решаюсь - у меня нет собственного духовника, а мой вопрос кажется слишком "мирским". Спасибо за то, что выслушали.

Елена!

Каждому из нас Бог даёт таланты и возможности их реализации, однако нам частенько не хватает цельности, чтобы идти своим путём не разбрасываясь мыслями и делами - отсюда и сомнения, и сожаления. Сомневаться - естественно для человека, неестественно метаться вслед за своими сомнениями.

С уважением
Священник Алексий Колосов

http://www.pravmir.ru/article_2041.html

Дорогие братья и сестры!

Мы начинаем новую рубрику, условное название которой можно сформулировать «православные в миру».

Главная задача рубрики – рассказать, как верующие люди живут в современном мире. Для многих наших читателей очень актуален вопрос: что делать вне храма? Как сочетать веру, православные традиции и современную жизнь? Как жить православным в миру? Где и как можно работать? Как сочетать работу и духовную жизнь? Может ли православный христианин «делать карьеру»?

Если о том, как вести себя в храме, литература существует уже в достаточном количестве, то о том, как вести себя, например, на работе, какую работу выбрать, как относиться к карьере, прочитать практически негде. В нашей рубрике мы познакомим вас с ответами священников на вопросы о работе, рассказами о том, как относились к работе наши деды, и о том, как живут наши современники – врачи, педагоги, инженеры, математики – словом, люди самых разных специальностей.

Конечно, все проблемы охватить невозможно, наша задача – осветить православный взгляд на основополагающие моменты отношения к работе. Мы постараемся найти ответы на самые актуальные и злободневные вопросы. Вы можете задавать свои вопросы, а также прислать нам рассказ о своей работе. Надеемся, что материалы новой рубрики будут Вам интересны и полезны!

Здраствуйте! Я санитарный врач, и по долгу службы мне приходится выдавать «разрешительную» документацию на деятельность залов игровых автоматов и казино, получается я совершаю грех?? Как мне быть в этом случае, если я не могу отказаться от этой работы.

Даже библиотекарю, как «работнику бюджетной сферы», приходится выдавать те книги, которые не всегда соответствуют его мировоззрению, так что «убежать» от этого соблазна не получится. Старайтесь приносить больше пользы в остальных областях и не давайте разрешений там, где не следует – честно выполняйте свой долг и милость Божия с Вами да пребудет!

Скажите, является ли грехом получать и тратить заработную плату из так называемой «черной кассы». Сейчас по России распространена ситуация, когда крупные и мелкие фирмы уклоняются от всевозможных налогов и как бы обманывают государство. Не будут ли это неправедно заработанные деньги? Я понимаю что основной грех на главных руководителях и организаторах этого предприятия. Грех ли, если я у них работаю?

Здравствуйте, Максим! Если Вы получили деньги за свой добросовестный труд – они заработаны праведно. Но получение их из «черной кассы» есть соучастие в казнокрадстве. В этом необходимо каяться на исповеди, и, по возможности, изменить такую ситуацию. Во многих госучреждениях, например, зарплата «белая».

Можно ли православному христианину иметь какие-то цели в жизни, кроме цели духовного возрастания в Православной вере (пусть даже это будут второстепенные цели)? Например, интересная работа с нормальным заработком, совершенствование профессиональных навыков, спорт. Если Бог дал мне способности в области финансов, торговли, то наверно грех их не использовать?

Человек не может не иметь целей и планов на жизнь. Главное, чтобы они действительно оставались второстепенными по отношению к спасению собственной души. И использовать свои способности в экономике не грешно в той степени, в которой они не связаны с обманом ближних и другими нарушениями заповедей Божиих. Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Михаил Самохин.

Можно ли православному человеку сочетать смирение, кротость, терпение и уверенность себе, твердость характера, целеустремленность. Подскажите, пожалуйста, как найти «золотую середину», скажем, на работе в общении с коллегами, чтобы (будучи кротким) люди не «садились на шею» и не издевались. Заранее благодарю вас за ответ и искренне надеюсь на ваш совет, уповая на помощь Господа.

К сожалению, в наше время принято отождествлять смирение и кротость с мягкотелостью и бесхребетностью. Видимо, из-за того, что мы разучились отстаивать свои интересы иначе, чем с помощью морального или физического насилия над ближними. А потому человек кроткий и смиренный воспринимается именно как безответный член общества. Но кротость и смирение это не постоянное избегание конфликтов, а умение решать их без насилия над собой и окружающими. А на определенной стадии конфликты в жизни такого человека вовсе прекращаются.

Наверное, все вышеизложенное несколько трудно для понимания. В этом случае лучше обратиться к примерам из житий преподобных, святых в монашеском чине. Удивительная незлобивость сочеталась в них со смелостью, а кротость с духовной твердостью. Кроткие в отношении личных обидчиков, они были способны на гнев в отношении врагов веры и собственного спасения.

Так и Вам стоит определить те рубежи, за которыми оканчивается нормальное общение и начинается манипуляция и издевательство. И эти рубежи отстаивать. Но здесь нужно помнить, что такие рубежи не могут пролегать по линии мелких бытовых проблем. Отстаивать надо то, что действительно важно.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Я учусь в университете, профессионально занимаюсь шахматами, хожу на курсы по вождению… Имею веру и много работаю над собой, но не могу отстраниться от мира, достижений… В жизни мне нравиться выигрывать — оценки, турниры, хорошие отношения с начальством и т.д. Я хочу благосостояния, но заработать его честным трудом. Моя проблема в том, что, когда я задумываюсь о Боге, молюсь, пощусь, то не вижу смысла во всем, что делаю — выходит надо зарабатывать только на то, чтобы по минимуму хватало семье и себе. Но на полпути все бросить я не могу, и начинаю опять стараться и добиваться… Мечусь меж двух огней и в результате — ни рыба ни мясо. Понимаю, что служить двум господам нельзя, но как быть?

И не надо служить двум Господам – надо служить Господу в тех жизненных реалиях, какие есть, и стараться всё, что ни делаем, делать во имя Его, совершать как послушание Богу. Кроме того, в мирском успехе нет ничего предосудительного до тех пор, пока он не становится самоцелью – даже и мирскими нашими делами можно свидетельствовать Божью милость: главное, избегать тщеславия, зависти, осуждения, всякого зложелательства, лицемерия, угодничества и жадности. Помните: живя в миру, мы можем стремиться к достатку теми способами и путями, которые дозволены Законом Божиим – результат же трудов наших в руках Господа. Это нужно помнить каждому, чья жизненная стезя проходит через мир.

С уважением, священник Алексий Колосов

Я боюсь не распознать в себе талант от Бога быть предпринимателем, зарабатывать не 1500$ в месяц, а, скажем, 20000$ в месяц. Ведь при большом доходе будет возможность и в храм чаще ходить, и жертвовать больше денег. Также боюсь вопроса на Страшном Суде, почему я не зарабатывал 20000$ в месяц (при условии, что у меня есть этот талант)? Считаю уместным расширить вопрос: Почему бы всем православным мирянам не стать предпринимателями? Прошу не путать этот вопрос с вопросом «Как всем мирянам стать предпринимателями?» — это хороший вопрос, но сейчас я его не поднимаю. Да спасет всех Господь!

Из текста Евангелия мы имеем представление о том по каким критериям будет совершаться Страшный Суд. (Мф.25, 31-46) Заработок не входит в их число. Относительно чрезмерного увлечения богатством Господь Иисус Христос предостерегает нас: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». (Мф.19,23-24). Причина предостережения в человеческой привычке надеяться на богатство. Ничто не препятствует православным людям быть предпринимателями, если главной целью своей жизни они продолжают видеть спасение собственной души, а надежду возлагать на Господа.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Здравствуйте! Мне очень нужен совет от Вас. Я скоро оканчиваю школу и раньше я думал пойти на адвоката, но я очень колеблюсь. Мне кажется, что эта профессия не подходит для христианина. Хотя на Руси были адвокаты! В целом мне нравится эта профессия, но не хочу расплачиватся вечными муками после смерти! Ведь я буду защищать и людей виновных, которые сделали зло для других людей! Не будет ли грехом с моей стороны, что я защищаю преступника? скажите, что мне делать!?

Во-первых, адвокат далеко не всегда защищает виновных. Во-вторых, работа адвоката даёт даже и виновному некий шанс к исправлению – воспользуется он им или нет уже вторично. В остальном же, адвокат (впрочем, как и каждый из нас) должен поступать по совести и заповедям, а там будь что будет.

С уважением, священник Алексий Колосов

На работе часто сталкиваюсь с агрессивным поведением людей. Есть люди, которые грязно ругаются. В душе все восстает против этого, а скажешь — получишь больше агрессии в ответ. Как быть?

Да, сквернословие — один из распространенных пороков нашего времени, который многие и за порок не считают. Как быть Вам? Прежде всего не раздражаться, а помолиться. Разговаривайте со всеми спокойно и доброжелательно — это иногда помогает снять агрессию. Делать ли замечания — зависит от ситуации. Иногда можно и нужно сразу попросить человека не употреблять при Вас нецензурные выражения, иногда лучше подождать пока уйдет агрессивность.

Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте! Скажите, как Церковь относится к проверке на детекторе лжи при приеме на работу в обычную коммерческую фирму? Спасибо.

Официального мнения Церкви по вопросу о применении детектора лжи не существует, поскольку такие проверки не касаются вопросов веры. Вы можете услышать только частные мнения различных священников. На мой взгляд, это некоторый перебор, однако, ничего плохого для христианина здесь нет: если совесть Ваша чиста, то чем Вам повредит такая проверка? Другое дело, что на этой фирме, возможно, настолько высокая секретность, что такие проверкам могут регулярно подвергаться и сотрудники, а, возможно, там в принципе не очень здоровая атмосфера.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Я работаю в табачной компании (реклама сигарет). Раскаиваюсь и xочу найти другую работу. Сейчас я в декрете. Когда выxодишь из декрета — новую работу сразу искать сложно — никто не xочет брать с маленьким ребенком. Можно ли выйти на старую работу (табак) — работать и искать новую работу? Или надо срочно увольняться, чтобы не заниматься грешным делом ни дня? (здесь у меня просто страx, что новую работу буду искать долго, что уже не будет такой высокой зарплаты, на старой работе свободный график — смогу больше времени уделят ребенку…) Как вы рассудите?

Работу нужно пытаться найти уже сейчас, находясь в отпуске, но если найти ее не удастся можно выйти и на старую работу, с непременным намерением ее сменить. Не смущайтесь возможными проблемами. Господь, видя Ваше желание отойти от греховного дела, подаст Вам необходимое благосостояние.

С уважением, священник Михаил Самохин.

Все время раздражаюсь на коллегу! Как сосуществовать вместе 8 часов на работе?
Святые отцы учат нас, что, в первую очередь, корень греха нужно искать в нас самих, если мы раздражаемся, то, возможно, в другом месте нас раздражало бы что-то другое. Господь посылает Вам общение с Вашей коллегой, чтобы Вы увидели в себе страсть, ведь, возможно, без общения с ней, Вы бы и не узнали о существовании в Вас этой страсти. Во многом Вы сами ответили на свой вопрос - старайтесь вежливо уклоняться от праздных разговоров. Следите за тем, что говорите, и старайтесь больше работать на работе, а самое главное - горячо кайтесь в своих грехах и искренне молитесь о спасении души Вашей коллеги. Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Я ответила вежливо и сдержанно на вопросы коллеги из другого региона. Но когда она уходила, то сказала, что я очень грубо к ней отнеслась и когда заболею, я о ней вспомню. Что мне делать? Катерина.
Дорогая Катя! Иногда при общении с другими людьми мы, сами того не желая и не замечая, говорим что-то, что может показаться собеседнику оскорбительным, или интонация наша покажется, например, несколько высокомерной. Как писал Ф.И. Тютчев: “Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…” Для того, чтобы преодолеть этот конфликт молитесь о здравии Вашей коллеги.

Ко мне постоянно придирается одна сотрудница…Я перешла на новое место работы (я секретарь) и столкнулась с тем, что ко мне постоянно придирается одна сотрудница: кричит, не дает слова сказать, оскорбляет? Юля.

Дорогая Юля! Прежде всего, постарайтесь разобраться в том, когда ваша сотрудница делает вам замечание справедливо, и постарайтесь исправиться. Это наиболее простая часть стоящей перед вами задачи. Вторая более трудная - научиться прощать. Как говорят французы: «Маленькие подарки укрепляют дружбу». Попробуйте делать какие-то шаги навстречу. Молитесь Божией Матери о спасении ее души.
Помоги Вам Господи, священник Александр Ильяшенко

Можно ли вести дела в бизнесе с людьми другой веры? Есть среди моих партнёров люди, которые носят крест, в офисах у них православные иконы, но в тоже время они часто рассуждают о высшей материи, кому что открыто, или закрыто. Могу ли я вести с ними дела в бизнесе? Павел

На мой взгляд, работать с людьми, исповедующими другую веру можно. Положительное влияние на окружающих людей должен оказывать наш христианский пример и наша христианская жизнь, ибо мы призваны отличаться духовным благородством и жертвенностью. священник Александр Ильяшенко

Не будет ли грехом зарабатывать на жизнь, открыв игровой зал (игровых автоматов)?.. Дмитрий.

Здравствуйте, Димитрий!
Безусловно, для христианина «игорный бизнес» - недостойное, греховное дело. Оно построено на обмане людей, на эксплуатации их низменных, греховных страстей. Постарайтесь найти иной, может быть, менее доходный, но здоровый вид деятельности. Помоги Вам Господь найти достойную честного человека работу, священник Александр Ильяшенко

Как наладить бизнес? Дохожу до какого-то момента в развитии своего бизнеса, и начинаются проблемы-все буксует, народ разбегается, количество сделок падает, начинаются долги, проблемы, разборки.

Здравствуйте, вероятно, Вы спутали Церковь Христову со школой менеджеров. Господь спасает от греха и смерти всякого человека желающего быть с Ним. А в каком социальном состоянии нам спасаться с духовной точки зрения не столь уж важно. Да и “трудно богатому войти в Рай”. Впрочем, если Вы выполняете волю Божию: “Возлюби ближнего своего как самого себя”, то “разборок” будет меньше, а народ будет “разбегаться” только в случае крайней нужды и со слезами на глазах. Если Богу угодно, чтобы Вы были преуспевающим бизнесменом, то так оно и будет. Только помните, что Ему угодны творящие волю Его.
Помоги Вам Господи, священник Димитрий Лин

Я - менеджер, недовольна этой работой. Может быть, искать что-то другое? Работаю в коммерции, но недовольна еще больше, т.к. совсем другой уровень отношений в коллективе. Нет абсолютно никакого уважения к работникам, только потребительское отношение, как к рабсиле. Поэтому нахожусь в постоянном раздражении, дожидаясь изменений к лучшему… Лидия.

Лида, все наши неудачи, также как и удачи - наших рук дело. Первое - это нужно научиться брать ответственность на себя, а не ждать от других, что они создадут нам какие-то условия. Других мы не можем изменить. А себя, если захотим, сможем.
Помоги Вам Господи, священник Михаил Немнонов

Как относиться к коллеге по работе, если он настолько живет жизнью в храме, что да работы ему и дела нет. Елена.
Дорогая Елена!
Относиться, в любом случае, надо хорошо. Ваш вопрос сложный: если коллега не выполняет свою работу и обязательства, то, несомненно, он поступает неправильно, пренебрегая работой. Ведь в Священном Писании говорится «работайте Господеви со страхом». Поэтому выполнять свои обязанности на работе и выполнять хорошо - долг православного человека.
С другой стороны, если Ваш коллега, выполняя свою работу, держится отстраненно от праздных разговоров и обсуждений, которые, не секрет, нередко занимают значительную часть рабочего дня, если внутренне храм для него важнее работы, то это дело внутреннего мира человека. И радостно, что в нашем мире, где у людей подчас нет других ценностей и идеалов, кроме материальных, есть люди, для которых дорога вера.
С уважением, священник Александр Ильяшенко

Может ли православный христианин работать в воскресение?
Мир Вам!
Если не ради прибыли, а по долгу (как врач, священнослужитель, солдат, полицейский и т.д.), для общей пользы или в благотворении, то несомненно может. Другие случаи могут дать совести повод для смущения. Впрочем, главное - не совершать в воскресный день греховных поступков: «уклонись от зла и сотвори благо».
С уважением, священник Алексий Колосов

Как относится к тому, что воскресенье делают рабочим днем? Что следует в таком случае делать?

Относиться нужно с прискорбием. Святейший Патриарх уже не раз обращался к властям предержащим нашей страны с тем, чтобы они стремились избежать таких переносов священного для христиан воскресного дня, делая его днем рабочим. И, к сожалению, они пока должным образом не откликнулись, что мы видим и в декабре 2002 года, в частности. Я думаю, что христианин, в том случае, если он имеет какую-то возможность, перенести и дополнить воскресный день за счет отгула, заблаговременно взятого, краткого отпуска иле еще чего-то, должен постараться это сделать, потому что воскресный день - святыня. Если он не имеет такой возможности, то, может быть, он сможет сходить в храм, где есть ранняя служба. Во многих московских храмах есть службы и в 7 и в 10 часов утра в воскресный день. Можно успеть куда-нибудь на семичасовую службу тому, кому не строго к 9 нужно на работу. Ну а если нет и такой возможности, то, по крайней мере, побольше и повнимательнее помолившись дома, зная, что другого выхода о нет, езжайте на работу выполнять свой служебный долг. протоиерей Максим Козлов

Я работаю главным бухгалтером, и в то же время состою на учете в психоневрологическом диспансере. Хотел бы поменять работу, но больше ничего другого не умею?!

Перво-наперво стоит запомнить, что постоянным упрощением рода деятельности ничего не решить. Справляетесь с Божьей помощью? Справляйтесь и дальше - если будет совсем невмоготу, то это будет ясно не по внутреннему самоощущению, а по самой ситуации: молитесь и Господь подаст силы.
Что же касается апатии («пропала охота что-либо делать…»), то… у нас часто пропадает охота к тому или иному, но приходится себя понуждать - так и Вы: отрывайте себя от Интернета, проснитесь и трудитесь. Скорее всего, это расслабленность, происходящая от малодушия. Как с ним бороться? Регулярная исповедь и Причащение Святых Христовых Таин разрушают сети диавола. Кроме того, если у Вас есть духовник или священник, которому Вы доверяете, то поговорите с ним о возможности Соборования - иногда это таинство разрушает те узы, которые сокрыты в глубине души и не видимы разумом.
Мир Вам и благословение Божие! Священник Алексий Колосов

Моя семья открывает свою фирму, как посоветуете ее назвать? Ксения.
Дорогая Оксана!
Не так важно, какое название для фирмы Вы выберете. Много важнее начать дело с Божьего благословения, поэтому советую Вам отслужить молебен о начале доброго дела. В отношениях с сотрудниками, партнерами, и даже конкурентами руководствуйтесь принципом “не делай другому того, чего не желаешь себе”.
Помоги Вам Господи! Священник Александр Ильяшенко

Можно ли православной женщине работать на руководящей должности? Я преподаю в ВУЗе, замужем, воспитываю двух сыновей. Ирина.
Дорогая Ирина!
Православная женщина может занимать руководящую должность, но она не должна забывать и про то, что она женщина, имеет семью, детей, которым нужно уделять внимание, что руководить нужно на работе, а в семье - подчиняться мужу.
С уважением,
священник Александр Ильяшенко

В книге «Подробная исповедь» не нашла греха в профессии актёра, хотя слышала много раз, что это греховное занятие. Всегда ли эта профессия греховна? Или, если роли не являются богопротивными (ведьмы и т. д.), а только служат для искоренения пороков, то это не грех? Как мне быть, если приходится работать в театре и это единственная моя профессия? Светлана

Уважаемая Светлана, рассуждать об этом можно по-разному. Действительно, в самой по себе в профессии актера есть нечто непростое для участия в ней верующего человека. Как ни крути, одевание личины, с которым каждому, занимающемуся этой профессией, приходится сталкиваться, не есть вещь вовсе нравственно нейтральная. Но прямо недопустимым является не это, а участие в такого рода представлениях, постановках, которые с христианской точки зрения нравственно неприемлемы. Если Вам удается сочетать Вашу профессию с неучастием в развращающем, нравственно оскорбительном, влекущем человека к пороку или к прилеплению к пустому и пошлому, то можно заниматься этой профессией. Но если нынешний театр становится таков, что это фактически невозможно, то, наверное, можно и задуматься.

Протоиерей Максим Козлов.

В поте лица твоего будешь есть хлеб , - сказал Бог Адаму (Быт. 3 , 19). Закрылись врата рая, и с той минуты падший человек должен трудиться, чтобы жить. Работа, то есть трудовая деятельность ради куска хлеба, а также ради реализации личных способностей, наконец, ради блага общества и страны, - огромная и практически неотъемлемая часть жизни большинства наших православных прихожан. Но какой же она бывает разной!

Далеко не каждый из нас может сказать, что работа, которой он занят, ему по душе, что он нашел в ней себя и не хотел бы для себя никакого иного места под солнцем. Не всякая работа интересна, не от каждой можно получить то, что принято называть моральным удовлетворением. Но можно ли считать часы, проведенные на работе, временем мертвым, вычеркнутым из настоящей, живой жизни? Пожалуй, их для этого слишком много - рабочих часов; слишком большую долю отпущенного нам на земле срока они составляют. Они тоже наша жизнь - часы, проведенные на «неинтересной», скучной, нерадостной работе; значит, они должны служить нашему духовному обучению, росту и спасению души. Но как этого достичь?

Предположим, чего-то достичь удается: рабочий день, казавшийся духовно бессмысленным, обретает смысл. Однако если человек не лишен способностей - а способностей, тех или иных, на самом деле никто из нас не лишен, - перед ним с неизбежностью встает проблема их реализации, иначе говоря, востребованности его талантов и знаний обществом. Иногда эта проблема становится трагедией: человек либо винит в своей нереализованности других - близких, окружающих, сослуживцев, начальников, «эту страну», - либо впадает в бесплодное самобичевание: я плохой, я слабый, я никуда не гожусь. Другая, «позитивная» крайность - человек трудится и растет, он достаточно уверен в себе и хочет состояться; но забывает, что успех - в искусстве ли, в науке, на государственной службе - он все же не самоцель, он хорош только тогда, когда служит чему-то высшему и непреходящему; а эгоистический карьеризм - тоже дорога в тупик, хотя это и не сразу и не всеми осознается.

Бывает и так: человек не эгоистичен, он хочет и может творить добро и у него есть возможность работать - много, интересно, творчески, помогая людям, даже спасая их. Есть при этом и проблемы, и огорчения, конечно, - без них на этом свете не бывает, - но кислорода, по крайней мере, никто не перекрыл: трудись, приноси плоды. А человек вдруг понимает, что трудиться ему не хочется; что интерес к делу он утратил; что людей, нуждающихся в нем, ему уже не жалко и никакие плоды его не радуют. Почему? Переутомился? Он берет отпуск, отдыхает, но, вернувшись на работу, убеждается: это никуда не ушло… В чем причина? Кстати, об усталости, утомлении: что с ним делать? Это только психологическая проблема или и духовная тоже?

Едва ли не самая больная из проблем, которые мы намерены обсудить, - соответствие всего того, что приходится делать на работе, христианским убеждениям. Мы не говорим сейчас о преступных «профессиях», разумеется, о заведомо незаконной деятельности; но в том-то и беда нашей жизни, что размыты границы, сбиты колышки, само понятие честности унижено, осмеяно, воспринимается как некое юродство. Что делать преподавателю вуза, которого принуждают ставить зачет за зачетом юноше, не знакомому даже с азами преподаваемого предмета, только потому, что он сын главного спонсора показушных вузовских мероприятий? А журналисту, от которого требуют - срочно в номер! - интервью родителей только что убитой маньяком девушки? Как быть следователю, которому велено сочинить абсолютно незаконное постановление о прекращении уголовного дела?.. Не всякий человек найдет в себе силы сказать «нет», рискнув (а то и прямо пожертвовав) рабочим местом, карьерой, профессиональным будущим… возможностью кормить своих детей, в конце концов. Да и просто моральную ответственность за эти действия возьмет на себя далеко не всякий, многие успокоят себя формулой: «А я что, я человек подневольный». Но вряд ли это можно будет повторить на Страшном Суде…

Еще одна ситуация: человек зарабатывает себе на хлеб, не принося при этом вроде бы никому никакого зла. Он просто развлекает людей, желающих развлечься, занимает тех, кому нечем, оказывается, занять ум. Он делает это неплохо, с выдумкой, или, как принято нынче говорить, креативно. Ну что тут такого, казалось бы? Спрос породил предложение, только и всего. Но откуда в человеке - не во всяком, конечно, а в том, кто обратился-таки душою к Богу, ощутил в себе христианскую совесть и то, что называется духом, - постоянная боль, дискомфорт, чувство стыда, раздвоенности, а иногда просто духовной разоренности, разрушенности? Впрочем, это со многими видами деятельности может быть связано… В каких случаях священник советует прихожанину сменить работу? Какую работу можно назвать душевредной?

Есть профессии, к которым легко применимо высокое слово «служение». Профессия врача, скажем, учителя, воина, который по определению не работает, а служит; в идеале - полицейского, прокурора, судьи; и священника, конечно, если мы не побоимся применить слово «профессия» и к священнику тоже. Ну а если человек работает каким-нибудь бухгалтером в частной фирме, кассиром в магазине, официантом в кафе - какое тут служение… Или для христианина служением становится любая работа? Если да, то каким образом?

Обо всем этом мы и постараемся поговорить.

Не за страх, а за совесть

О проблемах, которые могут возникнуть у прихожанина, у православного христианина в связи с его работой, о том, как сочетается трудовая деятельность с духовной жизнью, мы беседуем с протоиереем Сергием Ксенофонтовым - клириком Духосошественского кафедрального собора в Саратове.

Отец Сергий, а приходится Вам сталкиваться с такими ситуациями, когда работа составляет для прихожанина духовную проблему?

Проблемы в связи с работой у прихожан возникают, это неизбежно. Наша трудовая деятельность приходится именно на тот возраст, на ту жизненную пору, когда мы максимально готовы к духовному развитию. Мы вышли из детства и юности, вступили в эпоху зрелости. А окончание нашей трудовой деятельности предваряет старость, завершение жизненного пути. Старость - это итог жизни, ее оценка, время мудрости… или время разочарования. Старость проверит, что мы сумели наработать, скопить для себя за нашу жизнь и какую «пенсию» (в духовном смысле) мы будем теперь от этого получать.

Таким образом, трудоспособный возраст - это то самое время, которое господин дал своим рабам на приумножение талантов (см.: Мф. 25 , 14–30), а значит - оно должно стать временем напряженной духовной жизни. Но именно в это время от нас требуется напряжение и в труде. И эти два требования к нам, эти два напряжения часто вступают в противоречие - вот здесь-то и начинаются у нас проблемы. Нам тяжело, мы устаем. Создавая материальную основу своей жизни, мы не успеваем осмыслить ее духовно, задуматься о том, что в нашей трудовой деятельности правильно, а что нет. Когда останавливаемся, вырываемся на минуту из рабочей суеты - пытаемся осмыслить: вот, я работаю, я делаю то, что необходимо, для моих близких, для семьи, а где же моя духовная жизнь? Ее как бы и нет. Нам приходится признать, что большую часть своей жизни мы отдаем гонке и суете. В лучшем случае - пытаемся какую-то часть от этой жизни отчленить и отдать ее исключительно духовному развитию. Но тогда возникает вопрос: а что же остальное наше время, оно бездуховно? Оно духовно мертво?

- Невозможно ведь верить в Бога с семи вечера до восьми утра, а остальное время жить так, как будто Его нет…

Невозможно, но иной человек бессознательно пытается сделать именно это. Он пытается жить жизнью духовной, молится, ходит в храм, но, не любя свою работу, воспринимает ее как чуждую часть своей жизни, как время духовно мертвое. Он только и ждет, когда рабочий день окончится и можно будет опять обратиться к предметам духовным. Когда мы пытаемся так жить, сатана смеется над нами. Он ворует наше время - часы, проведенные на работе. Даже не ворует - мы сами их ему отдаем, ведь ничего он у нас не может взять, если мы не отдаем ему сами.

Что происходит? Время жизни человека, время, данное ему Богом, не одухотворяется, и человек в этом времени задыхается. А та часть жизни, которую он пытается посвятить духовным вещам, не становится полноценной, потому что это - цепь с отсутствующими звеньями. Мы, может быть, и работали над собой духовно, соединяли звено за звеном, но вот пришло время идти на работу - и мы вольно или невольно размыкаем цепь. На работе мы позволяем себе внутренне вести себя так, как не позволили бы в иное время. Мы раздваиваемся: я на работе - это одно, я в храме - совсем другое. Раздвоение приводит к лицемерию, которое, по сути, есть лжезвено той самой разомкнутой цепи нашей духовной жизни. Человек как бы говорит себе: ну что ж, я могу быть и таким, и эдаким. А там, где раздвоенность, - там сатана, безусловно, будет раздражать ту сторону, ту половинку человека, которая доступна ему. И эта половинка будет поглощать, съедать другую, ту, которую мы пытаемся оставить, сохранить духовной. И рано или поздно наша слабость истощит ту силу, которую мы успели накопить. Потому что нельзя служить двум господам (см.: Мф. 6 , 24).

Боюсь, что в моей жизни был период такой раздвоенности - хотя и не в худшем на фоне иных варианте: как журналист, я, по крайней мере, никогда не продавалась, не писала лжи за деньги, это уже хорошо. Но я помню, какие это были трудные минуты - когда после рабочего дня ты оказываешься перед своими домашними иконами… И понимаешь, что там, на работе - одно, здесь, перед взорами Спаса и Богоматери - другое, а где же я сама? Где я живу - и там, и там? Это постоянное смущение, доходящее до чувства какой-то абсурдности, нелепости собственной жизни.

Это постоянный стыд. Вы знаете, почему иногда люди, которые каждый день встречаются на работе, стараются не встречаться в храме? Даже меняют приход - только потому, что в этот храм ходит кто-то еще с их работы. Потому что там, на работе, они другие! И то, что они ходят в церковь, на работе ими подсознательно воспринимается как некое постыдное действие. А здесь, в церкви, стыдно, потому что пришел человек, который знает тебя другим. Тому, кто пытается служить двум господам, стыдно перед обоими!

- Что же нужно сделать, чтобы рабочее время не было мертвым и чтобы не было раздвоенности, лицемерия?

Здесь важно осознать, что главное, а что неглавное, расставить приоритеты. Как сказал Господь: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6 , 21). Где же наше сокровище, что есть цель всей нашей жизни? Если человек видит свою цель в Царстве Божием - тогда он знает, куда идти. И начинает потихоньку, как скульптор, отсекать лишнее. Лишнюю суету, лишнюю озабоченность, напряжение, страх не успеть и не справиться и т. д. Это совсем не значит, что не нужно быть усердным на работе, напротив. Усердие в повседневных делах, даже маленьких, может и должно быть замешано на духовном понимании пользы. А польза для души может быть только тогда, когда ты жертвенно служишь ближнему и через него - Богу. Наше рабочее время может быть одухотворено, в первую очередь - жертвенностью.

- Усталость, вымотанность работой - она ведь еще о жертвенности не говорит?

Иногда бывает так, что человек не может осознать, жертвенно он действует или нет, настолько измучила его суета. Тогда работа превращается в сплошную тяготу. И он уже не видит в ней никакого смысла. Но когда человек является верным, верующим, воцерковленным, когда у него есть какой-то духовный опыт, какая-то молитвенная практика - тогда вопроса о смысле работы, о том, есть ли в ней жертвенность, являет ли она собою служение ближним, - не возникает. А если возникает, верующий всегда может найти ответ в своей личной духовной жизни. И в жизни других, уже прошедших по этому пути. И у святых, опыт которых отразится, найдет какой-то отклик в его личном опыте, и он поймет: мысли о бессмысленности - искушение; работа - не бессмысленное изматывание, а подвиг, к которому его Бог призвал.

- Но на любой ли работе «есть место подвигу»?

Место жертвенности, место служению Богу есть везде, где бы человек ни работал, даже если он сидит в закрытом кабинете и вообще людей не видит, только документы - на получение кредитов, например. Четкое понимание того, что от этих кредитов зависят судьбы людей, осознание своей ответственности - это и есть подвиг и жертвенное служение.

Полагаю, что христианин на любой работе должен быть добросовестным, ответственным, честным, соблюдать договоренности между ним и работодателем. Это должно быть нравственной, духовной необходимостью. Так?

Есть такая поговорка: не за страх, а за совесть. В России отношения между хозяином и работником издавна строились не только на договорных началах, но и на началах совести. Один из признаков того, что ты служишь жертвенно, с прощением и совестью, осознанием долга, даже если работа у тебя нудная, тяжелая, нетворческая, - то, что у тебя возникают с твоим хозяином-работодателем и с твоими товарищами по работе личные отношения. Мы видим это в житиях русских святых: святой праведный Иоанн Русский, находясь в рабстве, в жестоком плену, своим добросовестным и усердным трудом заставляет хозяина переменить к нему отношение, увидеть в нем человека, а не просто раба, проникнуться ко вчерашнему рабу уважением.

На Руси было принято, чтоб хозяин или, скажем, начальник день своих именин посвящал подчиненным: накрывал для них стол, дарил им подарки - не они ему, заметьте, а он им. Это была своего рода семейственность, традиционная, свойственная русскому сознанию, выходящая за стены дома и распространяющаяся на все государство: царь - отец, мы все - его дети, день его именин (тезоименитство) - всенародный праздник. А семейственность есть одно из высших проявлений той жертвенности, о которой мы с вами говорим: в семье человек не может жить лишь ради себя. Семья по определению - сообщество людей, живущих друг для друга.

Достаточно вспомнить такого известного мецената и благотворителя, как Савва Морозов: его отношение к рабочим было истинно христианским и отеческим. Он ведь организовал для них и систему страховки, и льготное кредитование, и все то, что мы теперь называем социальными гарантиями. Он не получал с этого прибыли. Но, как ни странно, такое вот христианское ведение дел - оно выгодно в конечном итоге.

Сегодня это пытаются заменить суррогатами - корпоративными вечеринками, насаждением так называемого корпоративного духа, привлечением к созданию этого духа всевозможных психологов с тренингами и ролевыми играми… Но за всем этим не стоит жертвенности, служения. Все это строится не на любви, а на искусственном перенапряжении определенных качеств и способностей человека: например, способности к доброжелательному общению. И не с духовными целями строится, а с материальными: доход каждого зависит от дохода фирмы, доход фирмы от дохода каждого, поэтому давайте будем друг друга поддерживать.

Но человек не так прост, как хотелось бы сегодняшнему бизнесу. Он не машина. Он духовное существо, которое призвано на самом деле к великому делу: приближению к Богу, обожению, спасению для жизни вечной. Находясь в условиях коммерциализации, человек все равно остается существом духовным. Рано или поздно это противоречие обострится и проявится. Насилие над ним как над духовным существом принесет горькие, а когда-то и страшные плоды. Почему самые жестокие преступления сегодня люди зачастую совершают именно в коллективах, там, где работали или учились? Почему они убивают тех, кто трудился с ними рядом, тех, с кем они сдвигали бокалы на корпоративах, с кем здоровались по утрам подчеркнуто приветливо? Сначала это было на Западе, потом пришло к нам. Причем, заметьте, пока наши служебные отношения не строились на выгоде, на коммерции, этого не было. Как только мы стали переходить на худший вариант капиталистических отношений, это началось. Значит, есть система, и результат этой системы - бездуховное перенапряжение, которое приводит к срывам. Бездуховное перенапряжение означает деятельность, совершенно оторванную от жизни духа. Наш труд должен быть духовным.

Я подумала сейчас почему-то о кассире в магазине самообслуживания. С мирской точки зрения - не самая интересная и престижная работа. А с духовной - какие возможности! Каждый день тысячи людей, и с каждым ты можешь быть - либо искренне приветливым и теплым, либо таким, какова кассирша в одном известном мне магазине: ее обязали говорить каждому покупателю «Спасибо за покупку», но она это произносит - сквозь стиснутые зубы, так, что покупатели пугаются.

Эмоциональность человека не может быть оторвана от духовной составляющей его жизни. Если кассир, продавец, парикмахер, банковский служащий приветливы поневоле, только потому, что начальство обязало их произносить вежливые слова, - это явственно отличается от искренней приветливости и доброжелательности к людям. Когда у человека в душе пусто, а от него требуют, чтобы он оттуда изымал нечто теплое и сердечное… как говорят мои любимые семинаристы, нельзя взять там, где не положили.

Итак, работа - это наш христианский подвиг, продолжение нашей духовной жизни. А бывает она душевредной, даже разрушительной для внутреннего человека? Бывает, что священник советует прихожанину работу сменить?

Бывает. Как это определить? Для человека вредно то, что вредно для его души, что противодействует ее спасению. Обратимся к опыту христианских государств, в том числе и дореволюционной России: законы, пусть несовершенные, должны учитывать христианские заповеди. Хотя все понимают, что земными средствами передать небесный закон невозможно, можно лишь как-то приближаться к нему. Но тем не менее законы действовали, и это означало, что служение государству позволяет человеку оставаться христианином. Государство как бы гарантировало, что ему не придется действовать не по-христиански, что от него этого не потребуют. А на сегодняшний момент многие законы противоречат заповедям. А от законов идут и социальные нормы, и социальные обычаи, и межличностные отношения. Поэтому сложившийся в коллективе корпоративный дух может оказаться совсем не христианским. И тогда надо вспомнить слова Спасителя: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16 , 26).

Но и здесь нас подстерегает ошибка: мы принимаемся объяснять и оправдывать работой собственные слабости. И не видим, что нам не работу нужно менять, а попытаться изменить себя. К примеру, человек говорит: «Работа у меня душевредная, потому что я все время нахожусь в унынии». Но причина унынию не работа, а мы сами. Или: «Не могу там работать, потому что поститься не дают, под Новый год непременно корпоратив, в Великий пост у начальника день рождения. Стало быть, это нехристианская работа». Но это не работа нехристианская, а у самого человека с христианством не очень хорошо, если он не в силах отказаться от корпоратива в пост; если человекоугодие, а может быть, малодушие не дает ему спокойно объяснить начальнику свой отказ от застолья.

И совершенно другое дело, если от работника требуется снять крест - из каких-то «норм толерантности». Вот здесь мы просто не имеем права подчиниться и остаться на работе таким образом.

Если человек ведет внимательную и постоянную духовную жизнь, для него нет проблемы определить: где христианские нормы, а где нехристианские и требует ли его работа на самом деле, чтобы он преступал евангельские заповеди. Подчеркну, эта жизнь должна быть именно постоянной, стабильной. Эта стабильность начинается с ежедневной утренней и вечерней молитвы, с регулярного посещения храма, участия в Таинствах. Все это рождает постоянство наших отношений с Богом.

Что касается советов поменять работу - я только один раз посоветовал (именно посоветовал, потому что свобода выбора должна оставаться за человеком) это одной прихожанке. Я видел, как в ней нарастает напряжение в связи с работой. А работала она уборщицей в сауне. Все знают, что сауны у нас служат - отнюдь не здоровью… Пока она просто убиралась там, это было еще ничего, но потом от нее стали требовать, по сути, соучастия во всех творившихся там беззакониях: она должна была что-то подавать, подносить… и она сразу почувствовала несовместимость этой работы с духовной жизнью. Как человек честный, она не могла лицемерить. Попыталась, но даже толика этого яда лицемерия привела ее в отчаяние. Это была настоящая духовная болезнь. Но, когда она сменила работу, все наладилось.

Отец Сергий, а как быть, если работника принуждают к мелкой или крупной нечестности, обману, лжи? Примеров очень много можно привести - из школьной, из вузовской жизни, из жизни различных властных структур и т. д. Что делать, если начальство в очередной раз требует написать красивый отчет, обеспечить высокий показатель, сделать так, чтоб вон та девочка непременно получила медаль, а вон тот мальчик непременно в вуз поступил, даже если он в слове «мама» две ошибки делает? Отдать кесарю кесарево, то есть выполнить указание и не брать на себя ответственности, или все же попробовать отказаться?

Единого категорического ответа здесь дать нельзя. У каждого человека своя жизненная ситуация, своя способность переносить испытания, словом, своя мера. Начнем с того, что об участии в нечестных делах, во лжи, хотя бы даже и мелкой и, казалось бы, простительной, нужно говорить на исповеди. Почему? Потому что ложь в любом случае - это инфекция, наподобие гриппа: если она поселилась в человеке, он заболеет. Если пустить болезнь на самотек, она будет прогрессировать. Что дает исповедь? В свете благодати Божией высвечивается грех. Мы его видим. Мы приобретаем духовный опыт, в том числе и горький - опыт жизни с грехом. Прощать грех самому себе («Ну что я могу сделать, если начальство требует?») - значит лишать себя прощения Божия. И тогда свою долю в нас получит сатана. Это его область - «темной яти», то есть та область, где он берет. Если мы исповедали свой собственный - собственный, а не начальника! - грех, значит мы видим проблему и можем ее решать. Первый шаг в разрешении проблемы - не воспринимать ситуацию собственного греха как норму, что нам очень свойственно: «Да какой тут мой грех, сейчас везде так делают, это сейчас нормально». Многочисленные беседы с людьми, оказывающимися в таких ситуациях, показывают: выход из них находят те люди, которые не ищут себе оправданий, не принимают свое участие в грехе как норму, исповедуют это именно как свой личный грех. Таким Сам Бог помогает, подсказывая решение, а когда-то и изводя человека «из работы египетския», предоставляя ему другое поле деятельности.

Работа в идеале - это еще и реализация творческих способностей человека. Как жить, если работа не соответствует творческому потенциалу? Если образование, знания, талант остаются невостребованными? В поздние советские времена немало талантливых людей подметали дворы, копали могилы на кладбищах, трудились в кочегарках и т. д. Кто-то это выдержал и стал потом большим человеком. А кто-то выбросился с балкона или захлебнулся водкой там, на этих кладбищах, потому что это на самом деле трагедия. Сейчас ситуация иная, но проблема не ушла никуда, оказывается.

Талант как способность творить дан человеку Творцом, и это действительно беда - если человек со своими талантами невостребован и ему остается только закопать их в землю. Вся история человечества показывает, что эта проблема была всегда. Человек осознает, что способен на большее, но, по объективным причинам, вынужден «знать свой шесток». Однако и здесь очень много подводных камней. Это наше «я способен на большее» может быть правдой, а может быть и соблазном. Например, человек по тщеславию своему и гордыне может преувеличивать свои способности. Ему кажется, что в нем умирает гениальный писатель, а на самом деле этот писатель никогда в нем не жил. Или - человек просто не отдает себе отчета в своей неготовности к «ведущим партиям», не понимает, что ему нужно еще потерпеть, посидеть там, где он сидит, подрасти.

Ничего в нашей жизни не происходит без воли Божией. И если мы вдруг оказались лишены возможности творить - нужно вспомнить историю Иоанна Дамаскина, который был замечательным духовным поэтом - плодами его вдохновения Церковь пользуется и поныне - и которому его духовник в Лавре Саввы Освященного на Святой Земле запретил писать стихи. Но потом этот запрет был снят и его талант засиял еще ярче - после того, как Иоанн, во-первых, со смирением принял весьма болезненное для него лишение, а во-вторых, когда, нарушив запрет единственно ради ближнего, с тем же смирением понес и наказание за это. Лишение возможности творить иногда бывает острым резцом смирения, отрезающим лишнюю гордыню, прилипшую к нашему таланту.

Но главное - вовремя задать себе вопрос: чего именно я хочу? И постараться честно на него ответить. Если во главе угла тщеславие или сребролюбие, то человек явно ошибается. Сколько бы он ни менял свои «шестки», ему всегда будет чего-то недоставать. Потому что тщеславие и алчность - это пропасти, которые никогда не наполнятся. И совсем другое дело - если человек ищет лучшего способа послужить Богу и ближним. Тогда Сам Господь со временем выведет его на простор, даст ему все необходимые возможности.

Журнал «Православие и современность» № 30 (46)

В прошлых беседах игумен Нектарий (Морозов) говорил о послушании между родителями и детьми, между супругами, а сегодня предлагаем вашему вниманию его рассуждения о том, каким должно быть послушание со стороны подчиненного по отношению к начальнику.

Терпеть, любить, молиться

Приступая к этой теме, необходимо сначала ответить на вопрос: каково должно быть в принципе отношение христианина к своему начальнику?

Если говорить в общем и целом, то, безусловно, верующий человек должен воспринимать начальника как того, кому он подчинен, к кому он должен относиться с уважением и кого должен стараться, насколько это возможно, слушаться. А в идеале – любить его и за него молиться. При этом взаимоотношения с руководителем могут строиться по-разному, потому что начальники бывают всякие. Иногда это человек, преисполненный чувства ответственности, понимающий, что люди, которые ему подчиняются, так или иначе находятся на его попечении, ответственно относящийся к результатам совместной работы – своей и своего коллектива. А иногда начальник может оказаться человеком случайным, безответственным, более того – постоянно наносящим вред той работе, которую подначальная ему структура должна выполнять. И в этом случае христианину потребуется еще и терпение начальника, и несение этого как некоего креста.

Каков бы ни был начальник, за него надо молиться

Одно дело – когда требования руководителя обусловлены здравым смыслом, другое дело – когда ты видишь, что его задание – профессиональная ошибка и выполнение его приведет к плохим последствиям. Еще хуже, если ты понимаешь, что, когда ты точно и добросовестно выполнишь задание, которое тебе дается, и последствия будут плохие, в этом будешь обвинен ты, а он даже не заступится перед работодателем.

Разум и совесть

Правильно ли для христианина будет в случае каких-то грубых ошибок, наносящих урон и общему делу, и сотрудникам, или злонамеренных действий сообщить о них вышестоящему начальству? Как ни странно – опять-таки в зависимости от ситуации. Если мы понимаем, что действия нашего начальника причиняют вред конкретно нам и вред этот, скажем так, умеренный, то есть не сопряженный с опасностью для жизни, здоровья и целостности личности, то лучше потерпеть и уступить. Если же мы понимаем, что недочеты и недостатки в работе нашего руководителя могут представлять угрозу для нас и других людей, вообще носят характер преступный, то, безусловно, здесь, скорее всего, нам придется об этом извещать вышестоящее начальство. Но опять же, только в том случае, если это, по здравому нашему рассуждению, даст результат, ведь руководитель может оказаться только лишь частью единой системы, против которой бороться или бессмысленно, или даже опасно. Хотя, конечно, бывают ситуации, когда наша христианская совесть требует тех или иных поступков вне зависимости от того, каковы будут их последствия.

При этом всегда нужно отдавать себе отчет, чего же ты на самом деле хочешь добиться, рассказывая кому-то об ошибках или неверных действиях своего начальника: ты действительно желаешь улучшения работы твоего коллектива или просто стараешься подсидеть начальника и занять его место? Кроме того, если руководитель совершает какие-то ошибки, но он хороший человек и хорошо относится к своим подначальным, заботится о них – тогда заявлять кому-то о том, что он не соответствует занимаемой должности, скорее всего, будет тоже непорядочно. Тут на все случаи один ответ не дашь.

«Я несчастный человек, мне никто не говорит о моих ошибках»

Более, наверное, распространенная ситуация, когда мнения подчиненного и руководителя о том, каким образом нужно реализовывать ту или иную работу, не совпадают. Может быть так, что подчиненный, как человек, практически реализующий конкретное задание, проект, будет обладать бо льшими знаниями и у них с начальником возникнет по этому поводу какая-то полемика. Вот тут у христианина может возникнуть вопрос: а не должен ли я просто сделать, как мне сказал начальник, ни о чем не полемизируя, даже не заявляя о том, что у меня другая точка зрения, ничего не доказывая и ничего не отстаивая? На мой взгляд, это совершенно неправильно. Почему?

Я помню, мне когда-то давным-давно попалась книга одного известнейшего японского бизнесмена. Это был создатель огромной корпорации, которая занималась производством всевозможной электротехники. Он, будучи уже в преклонных летах, как-то раз собрал совет директоров, каких-то старших сотрудников корпорации и сказал: «Вы знаете, я несчастный человек, потому что, когда я в чем-то ошибаюсь и делаю что-то не так, никто не поправляет меня и мои ошибки совершаются беспрепятственно. Это очень тяжело и страшно, я нуждаюсь в том, чтобы мне о моих ошибках и глупостях говорили».

Я тоже считаю, что хорошо, когда подчиненный уведомляет своего руководителя о том, к чему те или иные действия могут привести, говорит о своем несогласии. Просто это не должно превращаться в ожесточенную борьбу, в спор, не должно переходить в плоскость личных отношений.

Но при этом еще нужно понимать, что порой может страдать одно конкретное дело, однако весь процесс в целом будет от этого выигрывать. Руководитель – это человек, который должен заботится не об одном, а обо всех направлениях деятельности подначальной ему структуры. А каждый из исполнителей чаще всего думает непосредственно о том участке работы, который поручен ему, и не видит всей совокупности. Но, безусловно, очень разумно поступает руководитель, который это объясняет своему подчиненному, избавляя его, таким образом, от мучений по поводу мнимой неразумности решений.

Конечно, бывают такие начальники, которые совершенно не хотят слушать никакой критики. В этом случае очень много значит опыт. Если человек знает, что раз за разом, говоря о должном и о том, как избегнуть недолжного, он натыкается только лишь на обиду и гнев и никакого положительного результата такие разговоры не приносят, тогда смысла в них, конечно, нет. И это тоже надо вовремя понять и принять или менять работу – иногда это будет единственным выходом.

Обозначить границы

Отношения между подчиненным и его начальником в общем-то четко регламентированы, но зачастую эта модель отношений выходит за рамки только лишь рабочих, когда начальник требует послушания уже там, где не имеет права. Если мы видим, что руководитель покушается на наше личное время, силы, которые должны отдаваться семье, на здоровье, еще на что-то, то, наверное, нужно все-таки определенную границу устанавливать, потому что иначе наступит такой момент, когда человек надорвется и не сможет дальше даже обычную свою работу выполнять. Здесь необходимо бывает проявить и твердость, и в то же время деликатность. И, опять же, неконфликтность. А руководитель, безусловно, должен понимать, что его сотрудники – это живые люди, со своими обстоятельствами, жизненными интересами, проблемами, и он не имеет права отнимать у них то время и те силы, которые предназначены для их личной, семейной или общественной жизни, для отдыха или хобби.

Если начальник призывает принять участие в хищении или явном криминале, о послушании не может быть и речи

Бывают ситуации, когда начальник призывает принять участие в каком-то хищении или покрыть его или пойти на какие-то иные действия явно криминального характера. Идти на это ни в коем случае не нужно, причем не только с христианской точки зрения, но и с точки зрения здравого смысла: слишком велика вероятность, что ты окажешься тем единственным человеком, который будет за всё это отвечать. Если же речь идет о каких-то небольших, скажем так, частных нарушениях, на которые руководитель идет для того, чтобы сохранить коллектив или предприятие, которое он возглавляет, то тут мне трудно какой-то один рецепт предложить, потому что очень разные бывают рабочие ситуации, и, сказав что-то общее, я окажусь в чем-то и не прав, и не искренен.

Порой начальники морально подавляют своих подчиненных, при этом любая попытка отстоять свое достоинство обращается в угрозу увольнения с испорченной репутацией. Как вести себя, чтобы не противоречить Евангелию?

Если для начальника хамство, крик, ругань, нецензурная брань – норма общения с подчиненными, то, естественно, лучше от него уходить. Если нет возможности найти другую работу или эта работа важна и дорога для тебя, то здесь, наверное, нужно понять, что достоинство в принципе нельзя утратить: оно у тебя либо есть, либо его нет. И когда тебя оскорбляют, то это не значит, что ты сам по себе как-то от этого становишься хуже, слабее. И тогда эту ругань вполне можно потерпеть без урона для своего собственного достоинства, но в то же время с большим уроном для своего самолюбия, с которым нам, христианам, очень важно бороться. То есть всю эту неприятную ситуацию можно обратить себе на пользу. И морально подавляться совершенно не обязательно. Вот это – немощь конкретного человека, его слабость, и всё.

Но если мы видим, как на наших глазах унижают другого человека и он близок к тому, чтобы сломаться, или кого-то несправедливо в чем-либо обвиняют, гонят, притесняют, даже, может быть, преследуют в юридическом отношении, то, конечно, наш христианский долг – вступиться за него. Но, опять же, успешность тех или иных поступков зависит от того, насколько они обдуманны. Поэтому нужно не очертя голову бросаться на борьбу со всем дурным во имя всего доброго, а думать, что конкретно в этой ситуации мы можем сделать.

Иногда, правда, бывает, что реально ничего нельзя сделать, но важно просто возвысить свой голос для того, чтобы человек, с которым происходит какая-то беда, понимал, что он не одинок и что есть люди, которые внимательны по отношению к своей . Это важно еще и потому, что тебе самому необходимо знать, что ты – не бесчестный человек и что если бы при тебе происходило предание на суд Христа и Его распятие, то ты бы не кричал: «Распни, распни Его!» Или не находился бы в этой толпе с полным одобрением всего происходящего.