Астрология Камни Магия

Церковь святой сусанны рим. Церковь санта сусанна в риме, италия

Сусанна приходилась племянницей Папе Римскому Гаю и родственницей императору Диоклетиану. Получив прекрасное домашнее воспитание, считалась очень образованной и умной девушкой. При своей внешней красоте отличалась твёрдой верой и горячей любовью к Иисусу Христу. Соблюдая целомудрие, Сусанна отказалась от предложенного ей замужества с приёмным сыном Диоклетиана - Галерием, впоследствии ставшим императором. Разгневанный таким поведением своей родственницы, Диоклетиан приказал обезглавить девушку. Как гласит легенда, Сусанна была казнена в доме своего отца, на месте которого вскоре построили небольшой молитвенный дом . Мужество и непоколебимая вера Сусанны поразили её родственников - все они также приняли христианство и были казнены.

В VIII веке по воле Папы Льва III молитвенный дом разрушили, а на его месте началось возведение базилики с тремя нефами. Во второй половине XV века при Папе Римском Сиксте было принято решение перестроить базилику в более маленькую по площади Церковь Санта-Сусанна, состоящую из одного нефа и двух боковых капелл.

Фасад Санта-Сусанна, выходящий на площадь Сан Бернардо, реализован в стиле барокко известным Карло Мадерна в первом десятилетии XVII века и признан одним из лучших образцов данного архитектурного направления. Внутреннее убранство церкви отличается роскошью и богатством декоративного оформления, особенностью которого являются великолепные росписи. Фрески XVI века, украшающие стены нефа, посвящены историям из жизни святой Сусанны. Роскошный кессонный потолок, выполненный из дерева, декорирован позолоченными элементами. В его центральной части можно увидеть объёмное изображение Богородицы. Полукруглая апсида украшена росписями, которые также посвящены житию Сусанны. Сцена её мученичества изображена в запрестольном образе, за главным алтарём.

В ходе археологических раскопок, проведённых под церковью, были обнаружены остатки античных сооружений, среди которых, как предполагают исследователи, находится часть средневековой базилики и руины античной виллы, где проживали родители Сусанны. На сегодняшний день найденные артефакты можно увидеть под стеклянным полом в помещении ризницы.

- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро

- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро

- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро

Санта-Сусанна

Санта-Сусанна (итал. Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano) - титулярная церковь на Квиринале в Риме, напротив Санта-Мария-делла-Виттория.

Санта-Сусанна является национальной церковью католиков США. Воздвигнута рядом с местом мученичества Святой Сусанны и является результатом нескольких перестроек. Последняя по времени перестройка проводилась под руководством Карло Мадерна, в 1603 г. Во многих пособиях по истории искусств Санта-Сусанна упоминается как первый в истории пример архитектуры барокко. Фасад церкви - первый пример распространившихся в XVII веке фасадов с двумя или несколькими, надстроенными друг над другом, ордерами.

Титулярная церковь

Церковь Санта-Сусанна является титулярной церковью с титулом церкви Санта-Сусанна. В разное время её настоятелями были:

    Asello (494-?); Rustico (590-?); Конон (683?-686); Сергий I (686?-687); Giovanni (745- до 761); Leonzio (761- до 795); Лев III (795); Лев IV (914-928); Giovanni (964- до 1012); Giovanni (до 1012- до 1033); Giovanni (1033- до 1062); Pietro (1062- до 1091); Рангиер (1091-1096); Gezo (1106- около 1112); Пьетро Герардеска (1117-1130); Stanzio (1130-1133); Иордан Санта-Сусанна (1145-1165); Ermanno, detto il Maestro (1165 или 1166- около 1170); Лесбио Грасси (1170-1173); Пьетро де Боно, Can. Reg. (1173-1187); Алессио (1188-1189); Gianfelice (1190-1194); Benedetto (1201-1212); Альдобрандино Каэтани (1219-1221); Geoffroy Barbeau (de Barro) (1281-1287); Бенедетто Каэтани, апостольский администратор (1288-1294); Pierre d"Arrablay (Arabloy) (1316-1328); Andrea Ghini Malpighi (Malpigli) (1342-1343); Pierre Bertrand (1344-1361); Filippo Ruffini (Gezza), O. P. (1378-1380/1384); Francesco Carbone, O. Cist. (1384-1392); Pierre de Thury (1385-1410), псевдокардинал антипап Климента VII Бенедикта XIII и Александра V; Antonio Panciera (1411-1431); Вакантно (1431-1440); Louis de La Palud de Varembon, O. S.B. (1440-1449), псевдокардинал антипапы Феликса V Томмазо Парентучелли (1446-1447); Filippo Calandrini (1448-1451); Alessandro Oliva Sassoferrato, O. E.S. A. (1460-1463); Вакантно (1463-1467); Jean la Balue (1467-1483); Лоренцо Чибо де Мари (1489-1491); Juan de Borja Llancol de Romani (1492-1503); Francesco Soderini (1503-1508); Leonardo della Rovere Grosso (1508-1517); Raffaele Petrucci (1517-1522); Вакантно (1522-1528); Antonio Sanseverino, O. S.Io. Hier. (1528-1530); Garcia de Loaysa y Mendoza, O. P. (1530-1546); Georges II d"Amboise (1546-1550); Jacques d"Annebaut (1550-1557); Вакантно (1557-1561); Girolamo Seripando, O. S.A. (1561-1563); Francisco Pacheco de Toledo (1564-1565); Bernardo Navagero (1565); Francesco Alciati(1565-1569); Girolamo Rusticucci (1570-1597); Anne d"Escars de Giury, O. S.B. (1604-1612); Gaspar Borja y Velasco (1612-1616); Scipione Cobelluzzi (1616-1626); Giulio Cesare Sacchetti (1626-1652); Giambattista Spada (1654-1659); Pietro Sforza Pallavicino, S. I. (1659-1660); Carlo Carafa (1665-1675); Bernhard Gustave von Baden-Durlach, O. S.B. (1676-1677); Вакантно (1677-1686); Marco Antonio Barbarigo (1686-1697); Daniello Marco Delfino (1700-1704); Лоренцо Корсини (1706-1720); Jose Pereira de Lacerda (1721-1738); Вакантно (1738-1747); Raniero Felice Simonetti (1747-1749); Вакантно (1749-1756); Luca Melchiore Tempi (1756-1757); Ludovico Valenti (1759-1762); Вакантно (1762-1802); Carlo Crivelli (1802-1818); Вакантно (1818-1835); Giuseppe della Porta Rodiani (1835-1841); Ignazio Giovanni Cadolini (1843-1850); Вакантно (1850-1856); Alessandro Barnabo (1856-1874); Bartolomeo d"Avanzo (1876-1884); Фрэнсис Патрик Моран (1885-1911); Франсуа-Виржиль Дюбийар (1911-1914); Джорджо Гузмини (1915-1921); Джоанни Винченцо Бонцано (1924-1927); Алексис-Анри-Мари Леписье, O. M.I. (1927-1936); Артур Хинсли (1937-1943); Эдуард Алоизиус Муни (1946-1958); Ричард Джеймс Кушинг (1958-1970); Умберто Сужа Медейрош (1973-1983); Бернард Лоу (25 мая 1985-).

Контакты

Адрес: Via 20 Settembre, 14, 00187 Roma, Италия

Телефон: +39 06 4201 3734

Официальный сайт: www.santasusanna.it

Как добраться

Метро: станция Barberini, Repubblica (линия А)

Автобусы: остановка Largo Santa Susanna (№№ 61, 62, 85, 150F, 492, N1)

Достопримечательности Рима способны привести в восторг любого туриста. Этот город укутан пеленой таинственности и старины, а его многочисленные храмы заставляют задуматься о смысле бытия, напоминают о том, что вы попали в необычную часть света, в столицу, внутри которой расположено папское государство. Храмы остальной части Рима не менее интересны, чем те, которые находятся в .

Оказывается, что красивым названием Санта Сусанна может похвастаться не только Испания (там есть такой город), в Италии давно построена одноименная церковь. Она имеет долгую историю, симпатично смотрится снаружи и хранит в своих стенах работы известных мастеров.

Церковь Санта Сусанна в Риме — немного истории

Церковь Санта Сусанна (Santa Susanna alle terme di Diocleziano) возвели на том месте, где святая, именем которой назван храм, приняла мученическую смерть. Говорят, что Сусанна отказалась поклоняться Юпитеру и другим языческим божествам и не захотела выходить замуж за приемного сына императора Диоклетиана. За это около 290 года нашей эры ее приказали обезглавить.

В 294 году было принято решение построить небольшую церковь. Где-то между IV и VI веками простой зал с алтарем был перестроен в настоящую базилику. Она имела три нефа. Пространство разделяли два ряда колонн (по 12 в каждом). В это же время появились арки. Мозаики апсиды были добавлены в VIII веке. Папа Лев III (795-816) снова сделал один широкий неф. В 1475 году Сикст IV приказал начать масштабную реконструкцию, а в 1595 году кардинал Рустикуччи уменьшил размер базилики.

Нынешний фасад храма был спроектирован в 1603. Его творцом стал Карло Райнальди. На сегодняшний день эта часть экстерьера считается одним из самых ярких образцов барочной архитектуры. С 1922 года по разрешению Бенедиктом XV церковь стали посещать американские прихожане. С 1985 по 1993 год выходцы из США вынуждены были прекратить католические богослужения в стенах этого храма, но спустя 8 лет конфликт удалось сгладить. С 2013 года по сегодняшний день Санта Сусанна закрыта на реконструкцию.

Церковь Санта Сусанна — описание

Официальное название титулярной церкви Санта Сусанна — Santa Susanna alle Terme di Diocleziano . Ее здание состоит из двух ордеров, расположенных один над другим. Нижняя половина фасада барочного храма украшена двумя нишами со статуями работы Вальсода. Статуи верхней половины передней стены принадлежат Стефано Мадерно.

Интерьер церкви состоит из одного нефа . По обе стороны нефа можно увидеть шесть фресок , изображающих события из жизни римской мученицы Сусанны. Они были написаны художником Бальдассаре Кроче. Кроме того, там есть картина «Святая Фелицитата со своими семью детьми» работы Париса Ногари. Томмазо Лаурети нарисовал фреску «Усекновение главы Святой Сусанны», она расположена над главным алтарем.

Санта Сусанна в сравнении с другими храмами Рима кажется достаточно просторной и наполненной светом. В ее интерьере преобладают пастельные тона. Стиль фресок XVI века, расположенных внутри церкви — маньеризм — что-то среднее между Ренессансом, классицизмом и барокко.

Капеллу Сан-Джованни Баттиста (расположена слева) спроектировал Доменико Фонтана. Фрески, которые находятся в этой часовне, принадлежат Джованни Баттисту Поццо.

Большие статуи внутри храма (две по бокам и две в пресвитерии) были выполнены скульптором Антонио Парачеа.

Где находится церковь и как до нее добраться

Церковь Санта Сусанна расположена возле еще одного известного храма Рима, он носит название Santa Maria della Vittoria. Santa Susanna alle Terme di Diocleziano находится в районе Треви , на , по адресу : via XX Settembre, 15.

Как можно добраться до церкви :

  • Автобусы №№ 60, 61, 62, 175 и 492 останавливаются рядом с церковью на остановке Largo Santa Susanna, №№ 16, 60, 61, 62, 175, 492 и 910 – в квартале от Санта Сусанны на Via Venti Settembre, №№ 40, 60, 64 и 170 – в двух кварталах от храма на Via Nazionale. Добраться до храма также можно на одном из автобусов №№ 85, 150F, N1, N5, N12.
  • Рядом расположены станции метро Repubblica и Barberini (линия A). От пьяцца Республика можно прогуляться пешком. На это вы потратите всего несколько минут драгоценного времени туриста.

На данный момент объект закрыт на реконструкцию, и туристы могут увидеть лишь внешний облик католической святыни. Об открытии церкви можно будет узнать на официальном сайте : www.santasusanna.org.

До 2013 года вход в храм был свободным.

Время работы :

  • До закрытия церкви туда можно было попасть с понедельника по субботу с 9 утра до полудня и с 4 до 7 вечера .
  • По воскресеньям — с 8.30 утра до примерно 12.30 дня .
  • Месса на английском языке проходила с понедельника по субботу в 6 вечера и два раза в воскресенье утром: 9.00 и 10.30 .

При храме работает англоязычная библиотека . Она открыта:

  • в воскресенье с 10:00 до 12:30 ,
  • во вторник и в четверг с 10:00 до 13.00 ,
  • в среду с 15.00 до 18.00 ,
  • в пятницу с 13.00 до 16.00 .

Закрытие церкви не повлияло на режим работы библиотеки.

Церковь Санта Сусанна на фото

Ниже представлена подборка уникальных фотоматериалов. Фотографии храма Санта Сусанна дадут возможность рассмотреть внутреннее убранство католической святыни и ее внешний вид. Так вы сможете увидеть те детали, которые скрыты от глаз туристов в связи с вынужденным закрытием церкви.

Карло Мадерна (Carlo Maderno) (1556 г., Каполаго на озере Лугано, —1629 г., Рим) - итальянский архитектор начала XVII века, основатель стиля раннего барокко.

Обучался в мастерской своего родственника по материнской линии - Доменико Фонтаны. В 1576 г. Мадерна приехал в Рим, где начал работать каменщиком. Вместе со своим дядей Джованни он строил фонтаны и водопроводы. В частности, им выполнен фонтан на площади Святого Петра. Некоторое время Карло заканчивал постройки, начатые другими архитекторами, к примеру, палаццо Киджи (Palazzo Chigi) после Джакомо делла Порта.

Церковь Санта Сусанна (Chiesa di Santa Susanna)

Самостоятельное творчество архитектора впервые проявляется в работе над фасадом церкви Санта Сусанна, которая была закончена к 1605 году. При явном общем сходстве композиции с главным фасадом церкви Иль Джезу (церковь в Риме, построена архитектором Джакомо Виньолой, оказывала большое влияние на все последующие церковные постройки) внешний вид Санта Сусанна отличается более усиленной пластикой.


Церковь Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano). Ранний пример архитектуры барокко

Фасад разделен на два яруса. В нижнем ярусе архитектор использовал полуколонны, которые создают впечатление выступающего ряда колонн. Здесь Мадерной впервые была использована практика балюстрады над фронтоном портала. Она подчеркивает собой общую устремленность фасада вверх, создаваемую группировкой мощных вертикальных элементов. Мадерна продолжил строительство, начатое Дж. да Виньола. Мастер вернулся к концепции, в которой фасад должен был быть простым, но в то же время доминирующим в здании. Архитектор использует декоративные элементы и скульптуру для создания лаконичных и простых, но рождающих богатые эмоции, форм.

Второе произведение - церковь Санта Мариа делла Витториа, - возведена Карлом Мадерной в 1605 г. Но тут мастеру принадлежит лишь величественный интерьер (несмотря на небольшие размеры здания). Фасад завершил к 1620 г. архитектор Дж. Б. Сориа, оставив лишь общий вид строения и введенную Карлом Мадерной венчающую балюстраду.

Церковь Санта Мариа делла Витториа (Santa Maria della Vittoria). Стала известной благодаря подчёркнуто театрализованному убранству капеллы Корнаро

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Мадерне также принадлежала решающая роль на финальном этапе строительства собора Святого Петра, для возведения которого потребовалось около ста лет. Он преобразил вид центрального плана собора из «греческого» в «латинский крест» с часовней и длинным нефом. В конечном счете, Мадерна построил фасад, ставший затем центральным акцентом собора, где и разместили позже Ложу Благословения для Папы. Архитектор планировал по краям фасада поместить колокольни, но его замысел нарушили дефекты в фундаменте здания.


Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro in Vaticano) — католический собор, центральное и самое крупное сооружение Ватикана

Культовое зодчество

В области культового зодчества Карлу Мадерне принадлежат еще два произведения: им возведены купола церквей - Сан Джованни деи Фиорентини и Сан Андреа делла Балле (строительство начато Оливьери, фасад закончен Райнальди к 1664 году). Однако к общей композиции этих церквей архитектор не имел никакого отношения. Характер творчества Карла Мадерна как зодчего, подготовившего почву к расцвету римского барокко, ярко проявился в его последнем творении - палаццо Барберини (Palazzo Barberini).


Наиболее известные архитектурные работы Карло Мадерна:

1. Палаццо Маттеи-ди-Джове (Рим, 1598 - 1617 г.).

2. Фасад церкви Санта Сусанна (Chiesa di Santa Susanna , Рим, 1605 г.).

3. Церковь Санта Мариа делла Витториа (Santa Maria della Vittoria, Рим, 1605 г.).

Великая Римская империя в свое время позаимствовала религиозную модель у цивилизации Древних Греков. Целая плеяда божеств, их помощников и отпрысков перекочевала из античной Греции прямиком на римский Олимп, сменив лишь имена. По прошествии 8 столетий, философы и знать утратила веру в своих богов. К концу I века нашей эры в недрах процветающей империи зародилось христианство.


Представители еврейского народа, преподнесли многонациональному государству новую религию, основанную на вере в Бога единого. Постепенно христианство стало распространяться среди других народов империи. К III веку новая вера, охватившая умы подданных цезаря, была запрещена. Однако уже в 313 году Константин Великий подписал Миланский эдикт, провозглашающий терпимость к христианской вере. Вскоре был заложен первый камень Латеранской базилики – наистарейшего христианского храма, дожившего до наших дней.

Термины

К концу IV столетия язычество было предано забвению, официальной религией стало христианство. Храмы и святилища античных божеств в срочном порядке разрушались или перестраивались для нужд новой веры. Продолжая веками утвердившиеся традиции, служители церкви получили в свое распоряжение базилики (др.греч. βασιλική) – «царские дома». Для такого типа сооружений характерна форма вытянутого прямоугольника, имеющего нечетное количество нефов (обычно – 3, реже — 5). Еще одна отличительная черта базилики – отсутствие явно выраженного купола.

Помимо чисто архитектурного термина, в католической церкви «базилика» — это еще и особый титул. Наиболее старые и значимые для католиков храмы и соборы удостаиваются чести получить от Папы Римского звание базилики одной из пяти степеней (архибазилика, великая, папская, патриархальная и малая).


С момента становления христианства существовало негласное разделение на Западную и Восточную ветви. Первая представляла собой католическую церковь с главенством Римских пап, а вторая – православие с патриархатом в Константинополе. Многовековые разногласия между латинской и православной церквями по ряду церковных догматов, привели к тому, что в 1054 году папа Римский Лев IX и патриарх Михаил Керуларий предали друг друга взаимной анафеме.

Великая схизма, не только навсегда разделила христиан на православных и католиков, но и оказала влияние на все сферы, в том числе и на внешний облик церковных построек. Так, образ базилик в большей степени стала наследовать католическая архитектура. В средние века романский стиль эволюционировал в готику, а позднее — в барокко и рококо. В общем же смысле «храм» (правосл. chormъ) – это дом, в котором существует алтарь и совершаются церковные обряды.


Православная архитектура обрела собственную модель церкви -«собор» (др.слав. сборъ). Произошедшее от старославянского «сбор», то есть, место для сбора, собор представляет собой главную церковь поселения, где происходят служения и обряды. Именно соборы характеризуются византийской купольной манерой построения и ярко выраженной крестообразной формой строений.

Католические церкви Рима

Поскольку в Риме зародилась и окрепла католическая вера (лат. Catholicismus – «всеобщий», «единый»), то большую часть церквей города составляют католические храмы и соборы. Наиболее старые и титулованные церкви Рима расположены на территории столицы и города-государства Ватикан. На их отделку, реставрацию и содержание понтификат не жалел средств, поэтому столичные храмы представляют собой захватывающее зрелище.

Латеранская базилика

Главный собор Рима – (Basilica di San Giovanni in Laterano) была заложена еще в IV веке. Один из первых христианских храмов является «архибазиликой», в которой расположены папский трон и кафедра. Во внешнем и внутреннем оформлении данный кафедральный собор сохранил множество элементов раннехристианской эпохи. Средневековое оформление фасада заботливо скрывает старинные мозаики от осадков и прямых солнечных лучей.

Интерьер Сан-Джованни ин Латерано изобилует росписями на тему Бытия, а также деяний апостолов Павла и Петра. Внутри храма находятся богато убранные часовни, хранящие гробницы понтификов и знаменитых граждан Рима.

Адрес: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4

Латеранский дворец (Palazzo del Laterano)

Обитель понтификов, расположенная рядом с Латеранской базиликой, была возведена в IV столетии. До начала XIV палаццо неизменно исполнял свою роль, пока понтификат не был перемещен во французский Авиньон. После нескольких реконструкций имеет типичный для дворцов вид.
В современное время Латеранский дворец вмещает в себя один из музеев Ватикана.

Особый пиетет у посетителей вызывает католическая Святая Святых или же Капелла Санкта-Санкторум (лат. Sancta Sanctorum). Часовня, посвященная Святому Лаврентию, содержит гробницы Римских пап. Многие реликвии были перемещены из Святая Святых в Латеранскую базилику. Из оставшихся в капелле ценностей ценится нерукотворная икона VI века с ликом Иисуса. Также сохранились фрески XIII столетия и священные дары, присланные в VIII веке из Константинополя.

Адрес: Piazza San Giovanni in Laterano

Базилика Святого Климента (Basilica di San Clemente)

В первую очередь интересна как настоящий памятник истории и археологии. Основание здания было заложено еще в I веке н.э. консулом Титом Флавием Климентом, бывшем в родстве с цезарями. Во времена гонения христиан, знатный римлянин тайно укрывал у себя приверженцев веры, в том числе и Святого Петра. В IV столетии имение было превращено в древний христианский храм. Современный фасад церкви – это яркий образчик романской архитектуры, характерной для XII века.

Из реликвий, хранящихся в базилике, особо почитаются: мощи Святого Климента, одного из первых христианских епископов, священномученика Игнатия Богоносца. Старинная католическая церковь расположена неподалеку Латеранской базилики и Колизея (Colosseo).

Адрес: Via Labicana, 95

Санта-Мария-Маджоре (Basilica di Santa Maria Maggiore)

Папская базилика, основанная в V веке н.э. на Эсквилинском холме Рима. Католическая церковь посвящена святой Деве Марии. Внешний стиль – соединение строгого романского и более роскошного рококо. Над церковью возвышается высокая колокольная башня.

В интерьере большое впечатление производят раннехристианские мозаики, богатое украшение нефов, а также роскошные часовни, в которых покоятся понтифики и знаменитые итальянцы.

Адрес: Piazza di S. Maria Maggiore, 42

Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro)

Входит в число четырех патриарших базилик вечного города, обладает солидными размерами и торжественным убранством. Официально заложенный в первой половине XVII века, кафедральный собор находится на том месте, где по старинным преданиям, в I столетии н.э. был захоронен святой Петр. К созданию грандиозного храма приложили руку выдающие средневековые архитекторы: Донато Браманте (Donato Bramante), (Raffaello Santi), (Giovanni Lorenzo Bernini) и (Michelangelo Buonarroti).

Перед роскошным белоснежным фасадом собора раскинулась обширная площадь круглой формы. В дни больших церковных праздников, а также в особенных случаях, в стенах собора происходят церемонии при участии папы Римского. Собор и площадь совместно способны принять до 460 тысяч прихожан.

Адрес: Piazza San Pietro, Città del Vaticano

Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (Basilica di San Paolo fuori le Mura)

Великая папская базилика, по меркам императора Аврелиана (III век н.э.) расположена за . Церковь была построена Константином Великим на месте предполагаемого захоронения Святого Павла. Обширное здание украшено античными колоннами. Большой интерес представляет галерея, наполненная портретами понтификов.

За прошедшие века храм неоднократно подвергался разграблениям и пожарам. До наших дней дошли: мозаика V века и некоторые элементы внутреннего декора. Большая часть интерьера была воссоздана в ходе масштабной реконструкции в XIX столетии. Во время раскопок под главным алтарем был обнаружена древняя каменная гробница, в которой якобы покоятся мощи апостола Павла.

Адрес: Piazzale San Paolo, 1

Церковь святого имени Иисуса (Иль-Джезу) (La chiesa del Santissimo Nome di Gesu)

Главный храм ордена Иезуитов посвящен имени сына Божьего, а посему его короткое название звучит как Церковь Джезу (Иисуса). Небольшое белое здание уютно устроилось в историческом центре Рима. Храм был построен в XVI веке знаменитым архитектором Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta), приверженцем вычурного маньеризма.

Особое впечатление на посетителей производят расписные потолки нефа и купола церкви. Персонажи из Библии и святого писания выполнены настолько искусно, что выглядят объемными.

Адрес: Via degli Astalli, 16

Сан-Карло алле Куатро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane)

Средневековая церковь, построенная архитектором (Francesco Borromini) для канонизации кардинала Карло Борромео (Carlo Borromeo). Силуэт храма, как и его внешняя отделка наполнены изящными линиями и витиеватыми росчерками барочного стиля. Здание увенчано высоким овальным куполом, украшенным изнутри лепниной с геометрическим рисунком. В интерьере преобладает белый цвет и барочная лепнина.

Интересно, что церковь Сан-Карло расположена возле улицы четырех фонтанов (Via delle Quattro Fontane), украшенной 4-я ренессансными фонтанами XVI столетия.

Адрес: Via del Quirinale, 23

Сант-Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza)


Храм был построен в XVII веке для того, чтобы быть освященным в честь Святого Иво Бретонского, заступника ордена Иезуитов. Автором проекта являлся Борромини, который придал зданию пышный барочный дизайн. Церковь имеет необычный для католических храмов вид шестиугольника с закругленными краями. Сант-Иво представляет единый архитектурный ансамбль с арочной аркадой университета Ла Сапиенца (Universita degli studi di Roma La Sapienza).

Внутри церкви царят характерные для Борромини белый цвет и изысканная отделка. Высокий купол храма покрыт затейливой лепниной.

Адрес: Corso del Rinascimento

Сант-Аньезе-ин-Агоне (Basilica Sant’Agnese in Agone)

Церковь, освященная во имя Святой Агнессы Римской была построена в XVII веке Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Окончательный вид храму придал Борромео, поэтому фасад здания сочетает в себе маньеризм и барокко. Интерьер храма изобилует мраморными барельефами. Особую атмосферу создает расписной купол. В часовне хранится саркофаг папы Римского Иннокентия X.

Базилика св. Агнессы стоит на площади Навона (Piazza Navona ), богатой другими достопримечательностями Рима.

Адрес: Piazza Navona / Via S. Maria dell’Anima 30/A

Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini)


Католическая церковь XVII столетия, принадлежащая ордену Капуцинов, имеет скромные размеры и простой внешний вид. Внутри церкви можно полюбоваться полотнами Караваджо (Michelangelo da Caravaggio), Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona) и Доменикино (Domenichino).

Особый трепет у посетителей вызываю крипты церкви Капуцинов. Шесть подземных помещений содержат украшения, выполненные из останков монахов. Около 4 тысяч служителей Божьих, умерших с XVI по XIX столетие, были перемещены с римского кладбища в крипту. Леденящий душу декор из черепов и костяков, был исполнен служителями ордена.

Адрес: Via Vittorio Veneto, 27

Санти-Апостоли (Santi Apostoli)

Католическая церковь, основанная в VI веке н.э., в которой изначально почитали апостолов Иакова и Филиппа. В течении прошедших веков, название церкви сменилось на Святых Апостолов или же 12 Апостолов. Трехнефная романская базилика существенно обновила свой облик в XVIII веке. Ученик великого Бернини, Карло Фонтана (Carlo Fontana), превратил скромный храм в величественное барочное здание.

Во внутреннем интерьере выделяются гробницы: папы Климента XIV работы Каннова и кардинала Пьетро Риарио. А также фреска Доменико Муратори (Domenico Muratori) «Мученичество св. Филиппа и Якова».

Адрес: Piazza dei Santi Apostoli, 51

Санта-Сусанна (Chiesa di Santa Susanna alle Terme di Diocleziano)

Скромная церковь была возведена в V веке на месте мученической смерти святой Сусанны Римской. Здание храма несколько раз было перестроено. Примечательно, что нынешний фасад церкви считается одним из первых образцов барочного стиля. Изнутри церковь богато украшена декоративными панелями и скульптурами. Главный алтарь, украшен росписями, на которых изображена св. Сусанна.

На данный момент Санта-Сусанна является главным католическим храмом для граждан США.

Адрес: Via 20 Settembre, 14

Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo)

– это древний исторически памятник, обладающий замысловатой судьбой. Приземистый монумент округлой формы возник на берегу Тибра во II веке н.э. Император Адриан задумал использовать строение в качестве семейного мавзолея. В VI столетии усыпальница обрела свое нынешнее имя, по воле папы Григория I, увидевшего ангела, снисходящего к куполу мавзолея.

В средние века понтификат активно использовал мавзолей для своих нужд, в том числе и для тайного перемещения между Ватиканом и Римом. К XVI столетию замок был переоборудован в настоящую крепость, в которой папа Климент VII скрывался от испанских войск. Впоследствии Замок Святого Ангела стал темницей для защитников столицы.


В настоящее время памятник сохранил в себе часть древних строений мавзолея, которые в XV-XVI века были реконструированы Ватиканом. Современные реликвии замка: древние урны с прахом цезарей, дворик Ангела (XV в.), лоджии, залы и апартаменты, принадлежавшие папам средневековой эпохи. Помимо всего прочего, с террасы замка открывается великолепный вид на Вечный город.

Адрес: Lungotevere Castello, 50

Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio di Costantino)

Или Новая базилика некогда представляла собой крупнейший христианский храм Рима. Идея строительством базилики в 312 году посетила императора Максенция, который вскоре пал от руки своего приемника – Константина. Здание имело беспрецедентную высоту – около 40 м и внушительную площадь – 4 тысячи м2.

Главным украшением базилики являлась большая статуя императора Константина. В настоящее время церковь является частью полуразрушенных развалин Римского форума (лат. Forum Romanum).

Адрес: Clivo di Venere Felice, Foro Romano

Православные церкви Рима

Храм Святой Великомученицы Екатерины (Chiesa di Santa Caterina Martire)


, расположенная в стенах виллы Абамелек (Villa Abamelek), являющейся посольством РФ в Италии. Этот православный храм был построен в 2009 году, хотя средства на его создания начали собирать еще во времена царской России. Начало строительства было положено в 2001 году, а в мае 2009 состоялось его освещение в честь великомученицы Екатерины.

Внутри храма выделяются фрески и резной иконостас, выполненные представителями Московской духовной семинарии. Православная церковь богата ценными реликвиями: мощи святых, в частности Екатерины, частица Животворящего Креста Господнего. Храм великомученицы Екатерины находится в подчинении Московского патриархата.

Адрес: Via del Lago Terrione, 77

Николаевская церковь (Chiesa Ortodossa Russa di San Nicola Taumaturgo)


Один из наиболее старых православных храмов в Риме, да и во всей Италии. Церковь была запланирована к постройке еще в начале XIX столетия, однако обрела постоянный адрес лиши в 1931 году. Для нужд русских верующих был выделен дворец, ранее принадлежавший Чернышевой, который со временем освятили в честь чудотворца Николая.

Убранство церкви составляет позолоченный иконостас XIX века, украшенный ликами великомученицы Екатерины и святой царицы Елены. Особенно ценные святыни: икона Божьей Матери, написанная монахами со святой горы Афон. Иконы святителя Николая Чудотворца и Александра Невского, лик Спасителя и Богоматери. Крест, с заключенными в него святыми мощами, подаренный королевичем Христофором Гергиевичем.

Адрес: via Palestro, 69/71