Астрология Камни Магия

Гора синай храм святой екатерины. Монастырь Св

СИНАЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ

Этот православный мужской монастырь расположен на юге Синайского полуострова - в оазисе Фанар, который называют «изумрудом Синая». Такое сравнение вызвано красотой цветущего края, оттененной суровым величием скалистых гор, обрамляющих его своими остроконечными вершинами. В нескольких десятках километрах от Фанара, между тремя отдельно стоящими горами - Хорив, Моисеевой и Святой Епистимии - и разместилась святая обитель. На территории монастыря находится Неопалимая Купина, в которой Господь явился Моисею: «И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! (Господи!)» (Исх. 3, 4).

Стремясь быть поближе к Богу и спасаясь от преследования римских язычников, монахи начали селиться на Синайском полуострове уже с III в. А в первой половине IV в. монахи обратились к равноапостольной царице Елене, матери императора Константина, ища ее поддержки. И в 330 г. по ее повелению возле Неопалимой Купины были возведены небольшая церковь в честь Божией Матери - на том самом месте, где рос «пылающий терновник», где Бог разговаривал с Моисеем и поведал ему 10 заповедей; и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников. Сам же монастырь был основан в царствование императора Юстиниана, который повелел соорудить вокруг церкви и башни мощные стены. Главный вход в монастырь был сделан с западной стороны, а над ним устроена бойница, через которую на нападавших можно было лить кипяток или кипящее масло. Сейчас этот вход закрыт, но слева от него есть другой, поменьше - им и пользуются в настоящее время.

Здесь растет Неопалимая Купина

Возводил монастырские стены архитектор Стефанос, который в северной части обители построил новую церковь, тоже посвященную Божией Матери. Часовня Неопалимой Купины, возведенная равноапостольной царицей Еленой, стало частью новой церкви, сооруженной из гранита в форме базилики. Над деревянными входными дверями сделана надпись: «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс. 117, 20).

Вдоль церкви было установлено 12 колонн - по числу месяцев, и над каждой колонной установлена икона с изображениями святых, память которых празднуется в данный месяц. Алтарь часовни Неопалимой Купины устроен не над мощами святых мучеников (как это обычно делается), а над корнями «несгораемого терновника». Для этого даже пришлось пересадить куст, и сейчас он растет в нескольких метрах от часовни.

Через несколько десятилетий после возведения церкви, тоже посвященной Пресвятой Богородице, была создана удивительная мозаика - Преображение Господне. Создателями ее были, видимо, сами монахи, и церковь стала называться «Преображение Христа Спасителя». А монастырь свое название получил в честь святой Екатерины, которая родилась в Александрии в княжеской семье.

«Она отличалась необыкновенной красотой и мудростью, овладела многими науками и знала несколько иностранных языков. Многие знатные юноши сватались к ней, но она пожелала избрать равного себе красотой и ученостью. А когда познакомилась с учением Иисуса Христа, то решила стать христианкой. Император Максимиан, плененный красотой и умом святой Екатерины, предлагал ей выйти за него замуж. Но девушка ответила отказом, потому что она - невеста Христова. Для состязания с ней император созвал всех ученых, но она одержала верх над ними и обратила в христианство 50 самых ученых язычников. Все они были сожжены, а святую Екатерину по повелению императора подвергли истязаниям: сначала ее били воловьими жилами, а потом привязали к колесу. Но случилось чудо - колесо распалось.

И посрамленный мудрыми советами и непоколебимой твердостью святой Екатерины, нечестивый мучитель после самых изощренных пыток повелел отсечь ей голову. Пред смертью святая Екатерина молилась, чтобы тело ее не досталось мучителям, и тогда по преданию ангелы перенесли его на гору Синай, где оно почивало более 200 лет, а потом монахи нашли мощи и перенесли их в обитель».

Монастырь, обнесенный высокими и крепкими стенами, представляет собой неправильный 4-угольник и больше похож на крепость, чем на иноческую обитель. Ворота ее в прежние времена всегда были заперты, т. к. монастырь не раз подвергался нападениям со стороны кочующих бедуинов. Нападали они и на паломников, направлявшихся в монастырь, но впоследствии энергичными действиями египетских властей это зло было прекращено.

Согласно преданию, в 625 г. монахи монастыря Святой Екатерины направили в Медину делегацию, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. Копия охранной грамоты, выставленной в галерее икон, гласит, что мусульмане берутся защищать монахов. Монастырь был освобожден и от уплаты налогов, а легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца эту святую обитель посетил пророк Мухаммед, и это вполне вероятно. Так что, когда в 641 г. Синайский полуостров завоевали арабы, монастырь жил привычной жизнью.

В XI в. в нем была выстроена мечеть - чтобы расположить к себе менее веротерпимых правителей. При крестоносцах монастырь пережил период возрождения, а когда Египет подпал под власть Османской империи, у святой обители появился новый покровитель. Турецкие власти не посягали на права монахов и даже предоставили настоятелю монастыря особый статус. Покровительствовал обители Святой великомученицы Екатерины и Наполеон Бонапарт, о чем сказано в выставленной в галерее икон Декларации. Император французов дал средства на восстановление северного крыла монастыря, поврежденного в 1798 г. сильной бурей.

На территории монастыря разбит тенистый сад, который возделывается на почвах, привозимых на верблюдах с берегов Нила.

Соборный храм расположился в центре монастыря; своды его поддерживаются 16 мраморными колоннами, в каждую из которых вложены мощи святых угодников Божиих. Мраморный пол собора выложен мозаикой, и все внутреннее убранство церкви устроено с большим великолепием. Иконостас храма, изготовленный в XVII в. на Кипре, и придельные храмы украшены в соответствии со святостью данных мест.

Всего в храме Преображения Господня устроено пять приделов; главный из них - придел Неопалимой купины - устроен позади центрального алтаря на том самом месте, где Моисею явился ангел Господень в пламени огненном. Святое место явления Неопалимой купины покрыто серебряной иконой с чеканным изображением горящего куста и чудес Божиих, здесь совершенных. Икона, освещаемая множеством драгоценных неугасимых лампад, расположена на мраморном полу; над ней на четырех мраморных столбиках установлен престол, находящийся в полусферическом углублении в восточной стороне храма.

Богослужения в приделе Неопалимой купины священники из уважения к святыне всегда служат без обуви. И все верующие, приближаясь к этому месту, тоже благоговейно снимают обувь.

В алтаре соборной церкви, в белой мраморной раке, под балдахином покоятся мощи святых угодников Божиих и преславной великомученицы Екатерины. Честная глава ее украшена золотым венком, а на святой руке ее - обручальный залог (золотое кольцо); эти святыни хранятся в серебряной шкатулке, украшенной драгоценными камнями.

В приделе во имя Успения Пресвятой Богородицы, в пещере под спудом, покоятся мощи Исаака Сирина, Ефрема Сирина и многих других, убитых сарацинами на Синае и в Раифе. Здесь же находится и гробница святого Иоанна Лествичника, но вход в эту пещеру закрыт. Когда-то, согласно преданию, епископ Синайский захотел осмотреть пещеру и приказал открыть дверь в нее. Но дверь не поддавалась, а когда начали ломать ее, из пещеры исторглось пламя и обожгло лицо епископа. С тех пор больше никто не дерзал войти в пещеру, а устрашенный епископ, в память о свершившемся, приказал повесить над входом икону преподобных.

В другом приделе паломникам показывают место, где во время молитвы святых отцов потекло деревянное масло. Но как только один из служителей дерзнул продать частицу его посетителям, оно исчезло.

В 1871 г. монах Григориус построил звонницу; в ней было 9 различных колоколов - дар российских царей, а также деревянный колокол (талантон), который использовался до появления металлических.

Братия Синайского монастыря состояла из греков, болгар, молдаван и русских. Со временем число иноков стало сокращаться, и в конце XIX в. их было не более 50 человек. Игумен почти постоянно жил в Каире и в обители бывал редко; всеми делами монастыря управлял его наместник.

Синайский монастырь - общежительный. Все средства на свое содержание монахи получают из Каира; рыбу и финики им в изобилии поставляют из Раифы с собственного подворья, а маслины и фрукты - из монастырских садов.

На территории монастыря находится колодец с пресной водой - тот самый, у которого Моисей отдыхал после своего исхода из Египта. Здесь он отогнал пастухов, которые оскорбляли дочерей Иофора; напоил их овец, а потом женился на одной из дочерей Иофора - Сепфоре - и сделался его зятем.

В монастырском саду устроена братская усыпальница. В ней находятся мощи бывшего привратника обители - преподобного Стефана (в сидячем положении), а также частицы мощей двух братьев-царевичей, подвизавшихся в монастыре Святой Екатерины.

На скалистой горе Хорив, к юго-западу от Синая, стоит небольшая церковь во имя Приснодевы Экономиссы. Пресвятая Богородица однажды явилась эконому монастыря и укрепила его в терпении, так как все монастырская братия уже в течение нескольких дней терпела голод. Не получая продовольствия из Каира, монахи уже решились было оставить обитель. Но вскоре после явления Божией Матери в монастырь прибыл караван с продовольствием. В память об этом чуде и была устроена церковь - на том самом месте, где Пресвятая Богородица явилась опечаленному эконому, вышедшему за пределы обители проститься с ее окрестностями.

Одной из достопримечательностей обители стала ее библиотека, в которой собрано около 3500 древних текстов на греческом, латинском, арабском и других языках. Специалисты считают, что по своей ценности (бесценности!) это собрание уступает только библиотеке Ватикана. Самый древний манускрипт библиотеки - «Синайский кодекс» V в. (с копией VII или VIII вв.). Прежде же в монастырской библиотеке находился еще более ценный «Синайский кодекс» - греческий манускрипт IV в. Но в 1865 г. немецкий ученый Тишендорф взял его от имени русского царя на время для изучения. «Синайский кодекс» доставили в Санкт-Петербург, и в монастырь он больше не вернулся.

Другим сокровищем Синайского монастыря является коллекция икон (2000), имеющих духовную, историческую и художественную ценность. Двенадцать древнейших из них написаны восковыми красками в период основания самой обители; а множество украшающих храмы лампад - дары монархов разных стран.

Ежедневно монастырь посещают многочисленные паломники и туристы. Многие из них поднимаются на священную гору, чтобы встретить там рассвет. Тропа в 2000 ступеней ведет на вершину, где рядом с молельней Моисея расположилась и мусульманская мечеть. Утром у стен монастыря начинают собираться паломники, приехавшие со всех концов света. Когда стихает разноязычный гомон, монах отворяет небольшую дверь, окованную железом, и все проходят в узкий монастырский дворик, ведущий к церкви.

Жизнь иноков этой обители мало зависит от внешнего мира и протекает словно в далеком прошлом. Каждое утро в 3 часа 45 мин. монахов будят удары монастырского колокола, который звонит 33 раза - по одному удару на каждый год земной жизни Иисуса Христа.

Синайский монастырь Святой великомученицы Екатерины принадлежит Греческой православной церкви и является автономной архиепископией. Архиепископа рукополагает Иерусалимский патриарх.

Из книги Жития Святых - месяц ноябрь автора Ростовский Димитрий

Из книги Око за око [Этика Ветхого Завета] автора Райт Кристофер

Синайский завет и закон Справедливость была основой общественной жизни Израиля, с одной стороны, потому что инициатива Божьего искупительного могущества была актом праведности, с другой - потому что требовала отклика праведности и справедливости в среде самих

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

СИНАЙСКИЙ КОДЕКС - см.Рукописи библейские; Тишендорф.

Из книги Исагогика. Ветхий Завет автора Мень Александр

§24 Синайский Завет (Исх 19-40; Левит) 1. У горы Синай (19,1-2). В месяце сиван (май-июнь), через двенадцать недель после исхода, караван Сынов Израиля достигает горы Божией, куда вел их Моисей и где он прежде получил пророческое призвание. В северной традиции (Э) гора эта известна как

Из книги Добротолюбие. Том II автора

Преподобный Нил Синайский Краткое сведение о преподобном Ниле Преподобный Нил происходил из богатой и знатной фамилии и, вероятно, еще тогда, как св. Златоуст был проповедником в Антиохии, был слушателем и учеником его. Знатное происхождение и личные достоинства возвели

Из книги Добротолюбие. Том III автора Коринфский Святитель Макарий

Преподобный Филофей Синайский Краткое сведение о преподобном Филофее Синайском Преподобный отец наш Филофей был игуменом словесного монашеского стада, что на Синае, и получил от того прозвание Синайского. В какое время он жил и когда скончался, неизвестно. Настоящее,

Из книги ДОБРОТОЛЮБИЕ автора Автор неизвестен

ПРЕПОДОБНЫЙ НИЛ СИНАЙСКИЙ Краткое сведение о нем.Преподобный Нил происходил из богатой и знатной фамилии и, вероятно, еще тогда, как св. Златоуст был проповедником в Антиохии, был слушателем и учеником его. Знатное происхождение и личныя достоинства возвели его на

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

ПРЕПОДОБНЫИ ФИЛОФЕЙ СИНАЙСКИЙ КРАТКОЕ СВЕДЕНИЕПРЕПОДОБНОМ ФИЛОФЕЕ СИНАЙСКОМ.Преподобный отец наш Филофей был Игуменом словеснаго монашескаго стада, что на Синае, и получил от того прозвание Синайскаго. В какое время он жил и когда скончался, неизвестно. Настоящее,

Из книги Человеческий лик Бога. Проповеди автора Алфеев Иларион

Житие и страдание святой великомученицы Екатерины В царствование нечестивого императора римского Максимина в городе Александрия жила девица, по имени Екатерина, происходившая из царского рода . Она была замечательно красива и славилась своею премудростью.

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

«Кровь мучеников есть семя Христианства». Освящение храма святой великомученицы Екатерины Сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Блаженнейший митрополит всея Америки и Канады Феодосий совершили освящение сего храма святой великомученицы

Из книги 100 великих монастырей автора Ионина Надежда

Синайский Пленум На третий месяц добрались сыны Израилевы до пустыни Синайской и встали табором вокруг горы. И тут Господь решил показать народу избранному силу свою. Сказал он Моисею (как всегда, с глазу на глаз): предупреди семя Израилево, что через три дня будет митинг,

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

МОНАСТЫРЬ СВЯТОЙ МАРИНЫ НА ОСТРОВЕ КРИТ За свою величину и необыкновенную красоту Крит еще в древности называли царем островов Средиземного моря. К тому же Крит является родиной древнейшей в Европе цивилизации - минойской, и это обстоятельство привлекает на остров

Из книги Цветочки Святого Франциска автора

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его

Из книги В поисках Библии: Тайны древних манускриптов автора Дойель Лео

Глава V Как праведный брат Бернард Ассизский был послан Святым Франциском в Болонью, и как он основал там монастырь Святой Франциск и его спутники, призванные Богом нести Крест Христов в сердцах своих, свершать труды Крестные всеми жизнями своими, проповедовать его

Из книги Храмы Невского проспекта. Из истории инославных и православной общин Петербурга автора (Никитин) Архимандрит Августин

Синайский кодекс Тишендорф вернулся в Лейпциг в январе 1846 г. Он приехал в Европу не прямо из Синая, а сперва снарядил в Египте еще один караван и после ряда опаснейших приключений, которые вовлекли его даже в племенную междоусобицу, добрался в конце концов до Святой земли.

Из книги автора

Эпоха Екатерины II (1762–1796 гг.). Возведение армянского храма св. великомученицы Екатерины на Невском проспекте (1771–1780 гг.) Вступив на русский престол, Екатерина II (немка-лютеранка по своему первоначальному вероисповеданию) издала манифест от 4 декабря 1762 г. «О позволении

Монастырь Святой Екатерины (Египет) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Египет
  • Горящие туры в Египет

Предыдущая фотография Следующая фотография

Путешествующие по Египту и особенно по Южному Синаю обязательно заглядывают в монастырь Святой Великомученицы Екатерины. Как известно, в сорокалетнем возрасте пророк Моисей покинул Египет и пришел к Синайской горе Хорив, где Бог явился ему в пламени неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе, чтобы уверовали в Него. Моисей исполнил это повеление. Дети Израиля подошли к священной горе, где получили заповеди Бога - первый закон, данный Богом Своему народу. Именно у подножия этой горы в 4 в. и был возведён знаменитый ныне женский монастырь Святой Екатерины.

Первоначально святыню Южного Синая назвали монастырём Преображения, или монастырём Неопалимой купины. С девятого же века он был переименован в монастырь Святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине 6 в.

Сейчас монастырь Святой Екатерины включает большой храм, украшенный мозаиками и мрамором, уже не один век вызывающих восхищение каждого, кто сюда попал. Это Базилика Преображения. За алтарной частью базилики располагается одна из древнейших монастырских построек, история которой восходит к 4 в. Часовня посвящена Благовещению Девы Марии. Пускают туда только после окончания литургии, и потом храм быстро закрывается.

Паломники входят в это святое место без обуви, помня заповедь Бога, данную Моисею, «сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

Каждому православному паломнику иеромонах монастыря Святой Екатерины дает серебряное колечко с изображением сердечка, в центре которого вензель «К».

Святой алтарь расположен над корнями неопалимой купины, а сама купина пересажена за стены храма. Это единственный куст такого рода в Южном Синае, причем ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела.

Помимо этого, в монастыре Святой Екатерины располагаются 12 часовен, разбит сад, есть трапезная и огромнейшая библиотека рукописей, которая по своей ценности считается второй после ватиканской. Так что приготовьтесь потратить на посещение монастыря Святой Екатерины весь день и не поленитесь побывать на церковной службе, будьте уверены - жалеть вам не придётся. Только представьте, монашеская жизнь непрерывно продолжается здесь с 4 в. и сейчас, как и 17 столетий назад, верующие приходят на богослужения, чтобы возносить свои молитвы к Всевышнему. Южный Синай десятки столетий остаётся одним из религиозных центров мира.

Служба начинается в монастыре в четыре часа утра и к восьми заканчивается. В двенадцать часов читаются часы и после этого выносятся для поклонения мощи Св. Екатерины - глава и рука.

Каждому православному паломнику иеромонах монастыря Святой Екатерины дает серебряное колечко с изображением сердечка, в центре которого вензель «К». Так Святая Екатерина, принявшая мученическую смерть за отказ отречься от веры, как бы каждому отдает свое сердце.

В 10 в. на территории монастыря Святой Екатерины была возведена мечеть.

Есть в монастыре Южного Синая и уникальные произведения искусства: более двух тысяч икон, среди которых много очень старинных, есть, конечно, среди них и русские иконы, мозаики 6 в., огромная коллекция рукописей. Монастырь Святой Екатерины никогда не был разорён, благодаря тому что в 6 в. был преобразован в крепость. А в 10 в. на территории монастыря была возведена мечеть. Как вы понимаете, шаг был политическим.

Неподалёку от монастыря специально для развития туризма был построен городок Сен-Катрин. Основное занятие жителей этого городка Южного Синая - обслуживать путешественников. Разумеется, здесь есть и рестораны, и торговый центр, и гостиницы разного класса.

Почитаемая христианами, иудеями и мусульманами как место Богооткровения, выраженного в десяти заповедях, гора Синай возвышается над долиной, где Моисей слышал Бога, говорящего с ним из горящего тернового куста (Неопалимая Купина). Неопалимая Купина надёжно охраняется в монастыре Святой Екатерины, удобно расположенном в долине у подножия горы, окружённом высокими стенами и пышными садами.

Поскольку количество туристов намного превышает число паломников, священная гора часто становится местом неподобающих ссор между бедуинами из-за спальных мест для туристов, восходящих на гору. Это, конечно, сильно мешает спокойной жизни монастыря. Для большинства путешественников восхождение на Синай оставляет незабываемое впечатление, в то время как на других редко посещаемых вершинах открываются такие же великолепные виды, если вы готовы сделать усилие, чтобы подняться на них.

Несмотря на изолированное расположение, монастырь Святой Екатерины – одно из самых доступных мест Южного Синая. Вы можете посетить его организованными турами из , Дахаба, Нувейбы, или Эйлата или можете сами добраться на автобусе, машине или сервисном такси. Главный недостаток автобусов – непостоянное расписание и то, что они редко пребывают к монастырю Святой Екатерины до того, как он закрывается в полдень. Если вы хотите посетить монастырь, вы должны рассчитывать остаться там, по крайней мере, на одну ночь. Ежедневный автобус отправляется от автобусной станции Аббасия в Каире в 11:00 в поселение Сант-Катрин через оазис Фейран (7 часов; 55 фунтов).

Междугородние автобусы из курортов Акаба сворачивают с шоссе между Дахабом и Нувейбой; они отправляются с автобусной станции Хэй эль-Нур в Шарм эль-Шейхе (9:30), Дахабе (9:30), (10:30) и Табе (10:00). Все автобусы останавливаются на расстоянии 10 километров перед монастырём у бензозаправочной станции. Здесь же находятся полицейский контрольный пункт и билетная касса по дороге в протекторат Сант-Катрин, где иностранцы должны купить билет (3 доллара) для входа на территорию.

Если вы приехали на автобусе и хотите только взобраться на гору Синай, попросите высадить вас при повороте на монастырь, на расстоянии 1,5 километров перед поселением Сант-Катрин. В качестве альтернативы вы можете отправиться в вечернюю поездку в сопровождении гида из Дахаба или , которая включает подъём на гору Синай при лунном свете, ночёвку на вершине и возвращение в монастырь утром после рассвета. Деревенские рестораны – места для сбора пассажиров, уезжающих на автобусе; большинство отъезжают между полуднем и 13:00, кроме суэцкого автобуса, который отправляется в 6:00.

Группа туристов может заказать сервисное такси в , Дахабе, Нувейбе или Табе и разделить между собой стоимость проезда. Такси обычно ходят утром и днём, если есть клиенты; после того как уходит последний автобус, тарифы таксистов вырастают. То же самое относится к такси, покидающим Сант-Катрин, которые следуют в и другие места, в зависимости от требования.

Монастырь Святой Екатерины

Монастырь Святой Екатерины был основан православными греками, а не коптами. Он возник в 337 году нашей эры, когда византийская императрица Елена приказала возвести часовню вокруг предполагаемой Неопалимой Купины, куда стекались отшельники и паломники. На протяжении VI века участились нападения разбойников на паломников, что убедило императора Юстиниана построить укреплённое ограждение и базилику и поставить там 200 стражников для охраны – половина из них были греками или славянами. Согласно местной легенде, от этого гарнизона происходят бедуины племени джабалия.

Хотя пророк Мухаммед обещал обеспечить защиту монастыря после мусульманского завоевания, количество монахов постепенно уменьшалось до «открытия» мощей Святой Екатерины, что увеличило поток паломников, продолжавшийся и в период владычества крестоносцев (1099-1270). С тех пор были периоды и подъёма, и упадка, случалось, что монастырь был полностью заброшен. Сейчас там 22 монаха, большинство которых пришли из .

  • Посещение монастыря Святой Екатерины

Монастырь открыт для посетителей с 9:00 до полудня. Он официально закрыт по пятницам, воскресеньям и всем праздникам, отмечаемым Греческой православной церковью, но иногда открывается с 11:00 до полудня и в эти дни по просьбе туристов. Входная плата отсутствует, но посетители должны быть скромно одеты. Вы входите через небольшие ворота в северной стене рядом с башней Клебера (названной в честь генерала наполеоновской армии, который приказал её восстановить), а не в главные ворота, выходящие на запад. Главные ворота усилены специальными отверстиями, через которые в случае осады выливали на нападавших кипящее масло.

Построенные из гранита, высотой 10-15 метров и толщиной 2-3 метра, стены монастыря практически не изменились с тех пор, как Стефанос Айлисиос спроектировал их в VI веке. После прохода, повернув направо, вы оказываетесь у источника Моисея, где он встретился с Сепфорой, одной из семи дочерей Иефро, на которой он женился в возрасте 40 лет. Пройдя другим путём и завернув за угол, вы увидите колючий вечнозелёный куст, переросший ограждение.

Это пересаженный куст Неопалимой Купины, из которой Бог говорил с Моисеем: «Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из народ Мой, сынов Израилевых». Скептиков может поколебать тот факт, что это единственный куст такого вида на всём полуострове и что все попытки вырастить черенки от него где-либо ещё не удались. Куст был перенесён на его настоящее место, когда часовня Елены была построена поверх его корней, за апсидой церкви Святой Екатерины.

Гранитная базилика церкви Святой Екатерины была возведена Юстинианом между 542 и 551 годами; стены, колонны и двери из кедра между притвором и нефом подлинные. Двенадцать колонн, представляющие месяцы года, увешаны иконами святых; вырезанные капители с украшениями, полные символизма. В дальнем углу искусно вырезанный и позолоченный иконостас указывает на великолепную мозаику, изображающую Иисуса, окружённого с двух сторон Моисеем и Илией, и Петра, Иоанна и Иакова, упавших на колени, внизу.

К сожалению, мозаика огорожена, и её трудно рассмотреть за богато украшенными канделябрами, подвешенными к кессону потолка XVIII века. За иконостасом находится часовня Неопалимой Купины, которую можно осмотреть только по специальному разрешению. В притворе выставлена часть обширного монастырского собрания икон, включающего в себя весь спектр византийских стилей и техник, от восковых красок (энкаустики) до темперы. Церковный колокол звонит 33 раза, поднимая монахов до восхода солнца.

Остальные части монастыря часто бывают закрыты для любопытных. Среди них мечеть XI века, построенная по инициативе мусульманских правителей; библиотека, состоящая из более чем 3 тысяч манускриптов и 5 тысяч книг, её превосходит лишь библиотека Ватикана; и трапезная с готическими арками и византийскими фресками. В большинстве случаев вы можете войти в склеп, где покоятся останки монахов; кладбище маленькое, так что останки приходится вынимать из могилы через год и переносить в склеп. Скелет в одежде принадлежит Стефанию, охранявшему в VI веке одну из дорог, ведущих к горе.

Поселение Святой Екатерины

В то время как монастырь и гора Синай представляют основной интерес для туристов, большинство удобств и услуг для них сосредоточены в поселении Святой Екатерины, расположенной на расстоянии 3 километров. Маршрутные такси обеспечивают транспортное сообщение между двумя пунктами, стоимость проезда 5 фунтов. Дорога оканчивается на главной площади деревни, являющейся также автобусной станцией.

На одной стороне площади расположены банк (понедельник-четверг и воскресенье 8:30-14:00 и 18:00-21:00), несколько супермаркетов и ресторанов; на другой стороне – туристская полиция и небольшая больница. По соседству с мечетью расположен полицейский участок и телефонная станция. Небольшой выбор среди ресторанов (6:00-22:00), где готовят простые блюда из курицы, а также рис и спагетти болоньезе. В Panorama также подают суп и пиццу (20-25 фунтов). А в пекарне напротив мечети продают хлеб питу.

  • Проживание в поселении Святой Екатерины

Большинство людей организованными турами прибывают в ранние часы, чтобы подняться на гору Синай и увидеть восход солнца. Самостоятельные путешественники могут оставить свои рюкзаки в монастырской кладовой (2 фунта) и подняться по верблюжьей тропе, чтобы иметь возможность поспать на открытом воздухе. Когда ночная температура составляет около 10 градусов летом и около 0 градусов зимой (нередко случаются заморозки и снег), необходим спальный мешок; вы также можете взять напрокат одеяла на вершине.

Имейте, однако, в виду, что на вершине мест для ночёвки иногда совсем не остаётся, и, возможно, вам придётся лечь внизу в пещере Илии и закончить путешествие до рассвета. Лучший выбор для путешественников с небольшим бюджетом – это одна из двух баз отдыха рядом с посёлком Святой Екатерины, хотя большинство отелей, расположенных дальше, организуют транспорт.

1). Пансион Daniela Village – Номера с кондиционером и ванными комнатами; плюс ресторан, кафетерий и бар. Местонахождение: посёлок Святой Екатерины;

2). Отель/кемпинг El Malga Bedoin Camp – Гостеприимная гостиница с простыми номерами на двоих и общими спальнями (15 фунтов), с матрацами на полу. Очень чистые ванные комнаты. Местный проводник Салех поможет вам организовать поход в пустыню. Местонахождение: 150 метров после кооперативной автозаправочной станции в посёлке Святой Екатерины;

3). Отель El Wadi El Mouqudus – Дружелюбный менеджмент и просторные трёхзвездочные номера с холодильником и ТВ, плюс плавательный бассейн летом. Только полупансион. Местонахождение: между Katherine Plaza и Daniela Village;

4). Отель/кемпинг Fox Desert Camp – Это самое дешёвое место в этой зоне, с простыми каменными домиками и проеденными молью матрацами. Вы можете поставить рядом палатки за 7 фунтов и пользоваться общими душевыми и рестораном. Местонахождение: 800 метров от деревни, рядом с главным пересечением дорог;

5). Отель Katherine Plaza – Приятная четырёхзвёздочная гостиница; номера с кондиционером, есть ресторан и бар. Местонахождение: За пределами деревни;

6). Пансион Morgen Land Villadge – Общие спальни (10 долларов) или большие номера с душем; есть также ресторан. Местонахождение: 5 километров от монастыря;

7). Отель/кемпинг Safary Camp – Единственное бюджетное место в округе, где вы можете спать на кровати, а не на полу. Двух и трёхместные номера популярны среди туристов, вы можете разбить палатку за 10 фунтов. Рекомендовано в этом ценовом диапазоне, завтрак включён. Местонахождение: 500 метров от деревни за Katherine Plaza, также известный как Moonland;

8). Отель Saint Catherine’s Monastery Guesthouse – Расположенная прямо за монастырскими стенами под красными утёсами горы Синай, эта гостиница находится, наверное, в самом живописном месте. Такие великолепные виды не могут стоить дёшево; двухместные номера небольшие и простые. Местонахождение: за стенами монастыря Святой Екатерины;

9). Отель Saint Catherine Tourist Villadge – Самый хороший отель в этой зоне, с комфортабельными номерами с кондиционерами; завтрак и ужин включены в стоимость проживания. Местонахождение: У главной дороги, 500 метров от монастыря.

Восхождение на гору Синай

Пока некоторые археологи сомневаются, была ли гора Синай действительно той библейской горой, где Моисей получил десять заповедей, трудно не согласиться с Джоном Ллойдом Стивенсом, что «среди всех изумительных произведений природы нет более подходящего места для демонстрации силы Всемогущего Бога». Крутой и неровный, отвесный горный массив из серого и красного гранита «как мстительный кинжал, который был погружён в кровь много лет назад».

Его самая высокая вершина поднимается на 2285 метров над уровнем моря. Бедуины называют эту вершину Гебель Муса («Гора Моисея»), хотя это название относится, как правило, и ко всему массиву в целом. Некоторые исследователи Библии считают, что Моисей провозгласил заповеди с Рас Сафсафа, на противоположном конце горного хребта, который возвышается над широкой долиной, где израильтяне могли разбить лагерь.

  • Поднимаясь к вершине горы Синай

Ни для одного из двух маршрутов к вершине не требуется проводник, но вы не должны пытаться подняться на вершину ночью без фонаря и, безусловно, не зимой – несчастные случаи нередки. Более долгий, но и более лёгкий маршрут проходит через напоминающую американские горки верблюжью тропу, начинающуюся в 50 метрах за монастырём.

Можно арендовать верблюда для большей части подъёма по крутому склону у бедуинов у подножия горы (40 фунтов, 15 фунтов днём; 2 часа), но действительно стоит приложить усилия и пройти пешком, это займёт от двух до трёх часов. Вы можете запастись водой в монастырском магазине перед отправлением в путь, киоски с напитками и закусками стоят на протяжении всего пути.

Их цены повышаются по мере того, как вы поднимаетесь вверх, но зато вам не надо нести дополнительный груз. Бедуины на вершине дают напрокат одеяла и матрасы для ночёвки (5-10 фунтов). За расщелиной под вершиной, к тропинке присоединяется другая, известная как Сиккет Сайидна Муса («Тропа нашего господина Моисея»), или Ступени покаяния, высеченные кающимся монахом; 3750 крутых ступеней делают это восхождение от монастыря очень трудным и долгим (1 час 30 минут). Некоторые ступени высотой в метр.

Два строения находятся на вершине – мечеть и греческая православная церковь; обе обычно закрыты. Рядом с мечетью пещера, где Господь укрыл Моисея: «Я поставлю тебя в расщелине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду». Немного ниже по склону расположено ещё несколько построек, предлагающих усталым путникам место для сна. Многие люди поднимаются по верблюжьей тропе и спускаются по ступеням.

Начните своё восхождение около 17:00 (зимой раньше), чтобы избежать жары и прибыть вовремя, чтобы увидеть рассвет. С фонариком вы также можете взобраться по верблюжьей тропе (но не по ступеням) ночью, хотя не зимой. Спускаясь по ступеням, вы увидите 500-летнее кипарисовое дерево в лощине, известной как Равнина кипарисов, или Пещера Илии, где паломники молятся и поют. Здесь Илия слышал голос Бога и прятался от Иезавель, вороны приносили ему еду. Одна из двух часовен посвящена ему, другая – его последователю Элиша.

Вконтакте

В 7-м веке прошли Арабские завоевания, но монастырь не был разрушен. Сам пророк Мохаммед даровал свою защиту этому месту, о чем была выдана соответствующая грамота. Ее копия до сих пор хранится в местном музее, а оригинал находится в Стамбуле в Турции. Однако период правления арабских правителей наложил отпечаток на монастырь – в 10-м веке одна из часовен была перестроена в мечеть.

Монастырь сохранился до наших дней нетронутым. Тут ничего не изменилось, кроме ворот, которые выдолбили в крепостной стене. Раньше попасть внутрь можно было только на специальном подъемнике, остатки которого можно посмотреть на северо-восточной стене.

Сейчас монастырь Святой Екатерины является не только древним памятником, но и хранилищем древних книг, свитков и икон. Также здесь находятся святыни, связанные с жизнью пророка Моисея. Это место священно как для христиан, так и для иудеев.

Как проходит экскурсия и что смотреть

Первое, что поражает туристов, - это могучие стены монастыря Святой Екатерины. К счастью, монастырь никогда не осаждали большие вражеские армии. Стены были созданы для защиты от местных кочевников. Во времена Византийской империи тут дежурил постоянный гарнизон солдат, но в последующие эпохи защитой обители занимались сами монахи.

Что смотреть - Неопалимая Купина

Главная достопримечательность внутри – Неопалимая Купина. Это куст терновника, который сыграл большую роль в Ветхом Завете Библии.

Напомним эту историю. Израильтяне находились в рабстве в Египте, где их принуждали к тяжелым работам и всячески притесняли. В один из моментов египтяне начали убивать младенцев израильтян мужского пола. Одна из женщин родила сына и прятала его три месяца. Когда прятать уже было невозможно, она положила его в корзину и пустила по реке.

Корзину поймала одна из дочерей фараона и взяла ребенка к себе, назвав именем Моисей. Когда Моисей вырос, он увидел, как надсмотрщик бьет одного иудея. Моисей убил надсмотрщика, но был вынужден бежать и отправиться в изгнание.

По дороге Моисей остановился у колодца. К колодцу подошли девушки напоить своих овец, но их начали отгонять другие пастухи. Моисей заступился за девушек, за что их отец приютил его. Моисей остался жить у этих людей и вскоре женился на одной из этих девушек.

В один из дней Моисей пас стадо и увидел очень странное явление – куст терновника горел, но не сгорал. Он подошел посмотреть на это чудо и услышал из куста голос Бога. Бог приказал Моисею снять обувь, а потом велел идти в Египет освобождать свой народ из рабства.

Этот куст, который горел, но не сгорел, называется “Неопалимая Купина”. Именно около этого куста была построена первая часовня, а потом вокруг отстроили монастырь. Часовню перестроили в большой храм.

Что смотреть – колодец Моисея

Мы упоминали о колодце, рядом с которым Моисей встретил семь девушек. Этот колодец сейчас находится на территории монастыря, и его также смотрят туристы во время экскурсии.

С момента постройки и до наших дней это основной источник воды для жителей обители. Конечно, выглядит он уже совсем по-другому, чем при жизни Моисея.

Странно, но нет никаких легенд по поводу чудодейственных свойств воды из этого колодца. Мы говорим об официальных источниках. Гид вам может рассказать любую “небылицу”.

Если мы заговорили о египетских гидах, то стоит упомянуть об особенностях их работы. Они рассказывают так, чтобы туристам было интересно, а проблему достоверности считают несущественной. Мы советуем быть внимательными и не принимать все их слова “на веру”.

Что смотреть – базилика Преображения

Этот храм был построен на месте часовни еще в 6-м веке. Тут для туристов очень много примечательного, но самое главное – это мозаика Преображения и мощи Святой Екатерины.

Свод над алтарем украшен потрясающей мозаикой, которая сохранилась еще с основания храма с 6-го века. В 20-м веке ее очистили и отреставрировали американские специалисты.

Многие туристы эту мозаику не замечают, так как она закрыта частью иконостаса. Нужно пройти по храму вперед, чтобы ее посмотреть.

Также в базилике Преображения хранятся несколько уникальных икон, но о них мы подробно рассказывать не будем. Это тема для статей на религиозных сайтах, а наш сайт туристической направленности. Просто ходите, смотрите, тут все очень красиво.

Синайский монастырь является одним из самых древних постоянно действующих христианских монастырей во всем мире. Он был основан в IV веке в центральной части Синайского полуострова у библейской горы Хорив (Синай). Изначально этот монастырь назывался монастырем Преображения или Неопалимой купины. В XI веке почитание святой Екатерины, мощи которой обрели синайские монахи в середине VI века, стало распространяться все более и более, поэтому монастырь получил свое второе название - монастырь Святой Екатерины.

На Синайском полуострове первые монахи начали появляться еще во время гонений императора Диоклетиана, поскольку горный массив Синая являлся удобным убежищем, а также имел все необходимые ресурсы для жизни на полуострове. Эти монахи были в своей массе отшельниками, которые по воскресеньям собирались на богослужения. Когда христианство стало государственной религией, то по просьбе монахов полуострова мать императора Константина святая Елена построила церковь и башни для защиты от кочевников. Позже, при императоре Юстиниане, все постройки святой Елены были окружены стенами, а к ним приставлены солдаты. Примерно в это же время на территории монастыря была возведена базилика Преображения Господня.

Именно на VI-VII вв. приходится расцвет Синайского монастыря, который стал одним из центров христианского монашества. Предположительно, на горе Хорив в то время жило порядка 100 монахов. Вплоть до конца VII века этот монастырь принадлежал Фаранской епархии, а возглавлял его игумен в сане архиепископа. Но в 681 году епископа Фаранского лишили кафедры за монофелитство, поэтому кафедру перенесли в сам монастырь. После в подчинение Синайского игумена перешла и Раифская епархия, а с начала VIII века весь Синайский полуостров административно подчинялся Синайскому архиепископу.

Во время мусульманских завоеваний в 30-х гг. VII века весь полуостров вошел в состав Арабского халифата. Монахами Синайского монастыря была отправлена делегация, которая заручилась поддержкой Мухаммеда, пообещавшего сохранить автономию данного монастыря и даровать различные привилегии - защита мусульманскими солдатами зданий монастыря, освобождение от уплаты налогов. Арабский период существования Синайского монастыря также считается временем развития византийской монашеской традиции. В частности, в это время в монастыре пребывали такие знаменитые святые, как прп. Иоанн Лествичник, прп. Георгий Арселаит, прп. Анастасий Синаит и другие. Однако, несмотря на эту защиту со стороны мусульман, Синайский монастырь в арабскую эпоху значительно уменьшился в численности, и к IX веку (это время считается кризисом ближневосточной христианской культуры византийского типа) численность общины Синайского монастыря составляла всего лишь 30 монахов.

Время крестовых походов (кон. XI - кон. XII вв.) считается возрождением жизни Синайского монастыря. Существовавший в то время синайский орден крестоносцев охранял европейских паломников монастыря. В это же время в монастыре появилась первая католическая часовня. Но при этом Синай являлся фактически единственной епархией Иерусалимского Патриархата, которая не была подчинена власти крестоносцев. К этому же периоду относят предание о перенесении в монастырь мощей св. Екатерины. А в XIII-XV вв. новое название (монастырь св. Екатерины) в связи спостоянно возрастающим почитанием святой великомученицы вытеснило предыдущее.

Начиная с XIV века Синайский монастырь стал поддерживать постоянные связи с Россией, которые позволяли ему принимать значительную помощь и милостыню со стороны русских царей.

Захватившие в 1517 г. Египет турки не сократили права монахов и сохранили внутреннюю автономию монастыря, но наложили при этом на монастырь достаточно серьезное налоговое бремя. Связи с православным миром позволили Синайскому монастырю осуществлять просветительскую и культурную деятельность, благодаря которой в XVIII веке была открыта духовная школа на Крите. Также были открыты подворья монастыря во многих странах - Египте, Турции, Палестине, Румынии, Индии и России.

В XIX веке число насельников монастыря колебалось от 20 до 30 человек, в основном греков с островов Эгейского моря. В начале 20 века количество насельников сократилось, и в 1902 г. там проживало всего 17 монахов. После Октябрьской революции монастырь потерял все свои подворья в России. Во второй трети XX века в Синайском монастыре была достроена церковь Св. Троицы, построена картинная галерея и гостиница для паломников.

Во второй половине XX века в связи с военными действиями монастырь был несколько раз оккупирован. Из-за случившегося в ходе боевых действий пожара пострадала северная стена монастыря.

В настоящий момент монастырь Святой Екатерины является центром автономной Синайской православной архиепископии. Кроме данной обители в нее входит ряд монастырских подворий в Египте, Греции, на Кипре, в Ливане и Турции. Игуменом монастыря в соответствии с древней традицией является архиепископ Синайский, чью хиротонию совершает Иерусалимский Патриарх. Делами монастыря управляет собрание монахов.

Основные строения монастыря - это базилика Преображения Господня (главный храм монастыря), часовня Неопалимой Купины, трапезная (построенная еще в IX веке). На территории монастыря также имеется множество других часовен, которые находятся внутри монастырских стен. Десять из них соединены с архитектурным комплексом базилики Преображения Господня. Также внутри стен монастыря находится и до сих пор снабжающий монастырь водой колодец Моисея, рядом с которым, по Преданию, пророк-боговидец встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила.

Монастырь обладает уникальной коллекцией древнейших рукописей и икон (среди которых - знаменитая икона «Христос Пантократор»), которая по своему историческому значению уступает лишь коллекции Апостолической библиотеке Ватикана. В 2001 г. открылось новое здание ризницы-музея, где разместились самые ценные иконы, церковная утварь и облачения. Этот музей был освящен тремя патриархами - Константинопольским Варфоломеем, Александрийским Петром VII и Иерусалимским Иринеем.

В 2002 году комплекс зданий монастыря святой Екатерины был включен ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.