Астрология Камни Магия

Святая Ирина. Что внутри

На 26 апреля в Стамбуле обещали дожди, и я решил походить по музеям. Но сперва конечно же пошел к комплексу вокруг Святой Софии, полюбоваться на ее тысячелетние стены, бросить взгляд на Голубую мечеть на той стороне площади, посмотреть, что творится на месте раскопок императорского дворца. С удивлением увидел, что церковь Святой Ирины, о которой , сейчас открыта для посещений.

Но если по порядку, то руины императорского дворца непонятно когда откроют для посещений, зрительно все осталось таким же, как в прошлом году.

Раскопки около Ирины не трогали, все осталось как есть, только еще больше заросло. В стороне от раскопок нанесли всякого археологического мусора, в ином крымском музее подобное сочли бы музейным экспонатом. Например эту базу для колонны коринфского ордера, если я не ошибаюсь, с вмонтированным люком:)

В саму Ирину пускают через боковую дверь в северной стене, с турецким оформлением. Парадный вход, как и в Святой Софии, расположен на западе, но в сохранившийся византийский атриум (единственный из доживших до наших дней) с той стороны не пускают, к нему вплотную примыкает стена дворцового комплекса Топкапы и пристенные постройки.

Я уже писал, про этот один из старейших византийских храмов, что был основан еще Константином Великим, а в середине IV века, несмотря на свое название (eirene - "божественный мир"), стала ареной кровавых религиозных распрей между православными и арианами (три тысячи человек было убито прямо в храме). Святая Ирина неоднократно горела и страдала от землетрясений, посему приобрела свой окончательный вид только в VIII веке. И стены несут в себе следы прожитых веков, проход же внутрь приведен в изначальное состояние.

Причудлива история Ирины после османского завоевания. Решив, что одной мечети Айи-Софии на районе им вполне достаточно, турки превратили ее в арсенал, благодаря чему она сохранила и внешний вид и внутреннюю архитектуру. Оформление, конечно же не сохранилось, впрочем фрески погибли еще в эпоху иконоборчества, а внутренняя облицовка стен не пережила османов. Зато в Ирине очень много внутреннего пространства, своеобразная модель только самого мира, что скрыт в ее названии.

В смысле архитектуры Святая Ирина не представляет собой воплощенного в камне шедевра, каковым является София по соседству. Традиционный для раннехристианской архитектуры неф с двумя пределами, разделенными колоннадой. Обратите внимание, как симметричен внешний вид колонн в левом и правом пределах.

Главным убранством остался только громадный крест на полукуполе, сохранившийся со времен иконоборчества над полукруглым деамбулаторием с рядами. Туда не пускают, повторяя мотив многих мечетей, доступных для туристов только примерно на треть от общей площади.

Внимательно обошел все, где можно ходить. Когда-то стены у основания были украшены каменными плитами с геометрическими фигурами, они частично сохранились.

На самих же стенах, судя по отверстиям в кладке, была какая-то облицовка, утраченная со временем, быть может мраморная.

Еще сохранились раннехристианские символы на капителях колонн.

Теоретически, на втором этаже будет выставка османского оружия (это же бывший арсенал), но туда пока не пускают, хотя есть лестницы. Еще от предыдущего занятия храма осталась типично османский рисунок с вооружениями под куполом, повторяющий многие османские гербы.

Главный вход конечно же перекрыт, но в зарешеченном окне видно, что при реставрации внутри церкви все турецкие наслоения были убраны, нартекс же так и остался выполненным в османском стиле. Что сейчас находится в атриуме, непонятно.

Если пол собора выстлан современной плиткой, то перед закрытым входом она причудливо соседствует с византийским каменным настилом.

В Санкт-Петербурге и Ленинградской области много храмов и монастырей.
Храм, освященный во имя святой великомученицы Ирины, только один: в деревне Волгово. Расположена эта небольшая деревенька в 40 километрах от Санкт-Петербурга в сторону Волосова по Таллинскому шоссе.
Даже странно: имя Ирина - очень распространенное, было время, когда чуть ли не каждую третью девочку называли этим именем. Жаль, что святая Ирина почитается в нашем городе не так усердно, редко встретишь икону с ее ликом.

Краткое житие святой великомученицы Ирины.
празднование совершается 5/18 мая
С вятая великомученица Ирина пострадала за Христа в конце I или в начале II века. Она была дочерью правителя фракийского города Мигдонии язычника Ликиния и его супруги, также носившей имя Ликиния. До святого Крещения она носила имя Пенелопа. С раннего детства Пенелопа отличалась исключительной красотой. Когда ей исполнилось шесть лет, отец построил для нее за городом роскошный дворец, в котором Пенелопа жила вместе с тринадцатью отроковицами и воспитательницей Карией. По распоряжению Ликиния к Пенелопе ежедневно приходил старец Апелиан, который обучал ее различным наукам. Апелиан был тайным христианином и, кроме наук, научил Пенелопу христианским добродетелям. Когда Пенелопе исполнилось 12 лет, родители решили выдать ее замуж. Тогда же Пенелопе было такое знамение: три птицы одна за одной прилетели в ее комнату, и каждая оставила на столе свою ношу — голубь оставил масличную ветвь, орел — венок из разных цветов, ворон — небольшую змею. Недоумение Пенелопы разрешил ее прозорливый учитель Апелиан, который разъяснил значение этого знамения: голубь означал ее добродетели, ради которых она получит благодать Божию в святом Крещении — масличную ветвь; орел знаменует высоту духа и победу над невидимыми врагами, за что Господь увенчает ее венком славы в Своем Царстве; ворон же со змеей предвещал ей скорби и гонения за Христа, Который хочет обручить ее Себе.
Когда отец предложил Пенелопе выбрать себе жениха, она просила семь дней на размышление. За это время она приняла святое Крещение с именем Ирина от апостола Тимофея, ученика святого апостола Павла. Затем святая Ирина открыто исповедала себя христианкой. Разгневанный Ликиний приказал бросить ее под копыта диких лошадей, однако они не причинили ей вреда. Напротив, один конь затоптал Ликиния, но по молитве святой Ирины он был воскрешен. Благодаря столь явному чуду Ликиний и все его вельможи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Ликиний оставил управление городом и вместе с супругой удалился во дворец своей дочери, чтобы в уединении служить Истинному Богу.
Святая Ирина осталась в Мигдонии и поселилась в доме Апелиана, где проводила дни в молитве, чтении Священного Писания и строгом посте. Только вечером святая Ирина вкушала немного хлеба и выпивала чашку воды. Спала подвижница очень мало, причем не на ложе, а на сырой земле. За три года пребывания в Мигдонии святая Ирина претерпела немало мучений от сменявших друг друга правителей, каждый из которых стремился изощренными пытками заставить ее поклониться языческим идолам. Седекия бросал ее на 10 дней в ров с ядовитыми змеями, приказывал перепилить ее тело железной пилой, привязывал к мельничному колесу. Но Господь сохранял Свою избранницу: Ангел Божий питал ее во рву, а змеи не кусали; железные пилы притуплялись, вода не текла под мельничное колесо. Видя такие чудеса, тысячи людей отрекались от языческих кумиров и принимали святое Крещение. Возмущенные жестокостью Седекии жители города побили его камнями. Сын его — Савах собрал огромное войско и осадил Мигдонию, желая отомстить горожанам за смерть отца. Но по молитве святой Ирины Савах и все его воины ослепли. Раскаявшись, Савах обещал простить горожан и просил святую Ирину исцелить его. Однако, исцелившись, Савах нарушил свое слово и подверг святую Ирину мучениям: мученице вбили в ноги гвозди и с тяжелым мешком песка на плечах повели за город. Ангелы сопровождали святую и укрепляли ее, мучитель же был поражен внезапной смертью.
Во время пребывания в Мигдонии святая Ирина неустанно проповедовала Имя Христово и творила многие чудеса. Она исцеляла больных, очищала прокаженных и прогоняла бесов. Однажды святая мученица воскресила умершего юношу, горько оплакиваемого родителями.
После Мигдонии святая Ирина проповедовала христианскую веру в других городах Фракии — Каллиполе, Константине, Месемврии. И в этих городах правители жестоко мучили святую: жгли ее на раскаленной решетке, бросали в чрево раскаленных медных волов. В городе Месемврии князь Саворий отрубил святой мученице голову и предал погребению вне города. Но Господь воскресил святую мученицу. Ей явился Ангел и повелел вновь идти в Месемврию. Увидев ее живой, Саворий и все жители города уверовали во Христа.
Скончалась святая мученица Ирина мирно в городе Ефесе, куда была перенесена на облаке из своего родного города Мигдонии. В Ефесе святая Ирина также творила многие чудеса и этим обращала язычников в христианство. Провидев свою кончину, она вместе со старцем Апелианом, бывшем в то время в Ефесе, и шестью благочестивыми мужами пошла за город, нашла на горе пещеру и, войдя в нее, велела спутникам закрыть ход в пещеру тяжелым камнем. Здесь 5 мая святая мученица преставилась ко Господу. На четвертый день христиане пришли к пещере и отвалили камень, но тела святой Ирины там не было.

Церковь Святой Великомученицы Ирины в деревне Волгово

Немного истории.
С начала XVIII века и до 1874 года деревня Волгово принадлежала представителям старинной дворянской фамилии Голубцовых. По наследству она перешла к Федору Александровичу Голубцову - государственному деятелю, кавалеру многих орденов, который в начале XIX века был государственным казначеем, а в 1807-1810 годах совмещал этот пост с должностью министра финансов. Именно в это время, будучи министром, Федор Голубцов задумал построить у себя в имении каменную церковь во имя святой великомученицы Ирины, на что получил "высочайшее разрешение" в мае 1809 года.
Строительство было закончено в легендарном 1812 году. 22 июня 1817 года церковь была освящена как домовая. Рядом с церковью в 1812 году была выстроена небольшая часовня.
В окрестностях проживали финны и эстонцы, и духовенство, конечно, было заинтересовано в обращения местного населения в православную веру.
В 1909 году петербургское епархиальное начальство образовало в Волгово самостоятельный русско-финский приход для Петергофского и Царскосельского уездов. Здесь велось православное богослужение на русском и финском языка. В то время, с 1903-го по 1911 год, имение в Волгово принадлежало купцу Всеволоду Николаевичу Грибанову.
Огромное значение в миссионерской деятельности играл лично настоятель Ириновской церкви священник Николай Зотиков, который пользовался уважением не только православного, но и "инославного" населения финского и эстонского происхождения. Храм в Волгово становился настоящим связующим звеном между культурами: недаром сюда нередко приходили на службы финны-лютеране, а Николай Зотиков был желанным гостем на финских народных и церковных праздниках в соседних деревнях. Он был вынужден покинуть приход в конце 1919 года вместе с отступавшей белой армией генерала Н. Н. Юденича...
В 1912 году, когда владельцами имения числились потомственный почетный гражданин В. И. Смирнов и крестьяне И. А. Кекки и И. А. Хамяляйнен, уникальный русско-финский храм едва не был закрыт. Роковым обстоятельством едва не стало то, что еще со времен Федора Голубцова земля, на которой стояла церковь, являлась собственностью не епархиального ведомства, а владельцев имения. Поэтому теперь новые владельцы, посчитав, что приходская жизнь в усадьбе наносит хозяйству убыток, решили закрыть церковь. Так бы, по всей видимости, случилось, если бы не счастливый случай.
Как раз в это время через Волгово возвращался с маневров в Луге Николай II. Увидев красивую церковь, он поинтересовался ее историей и судьбой, а узнав о том, что храм хотят упразднить, высказал сожаление, что старинная православная церковь не сохраняется. Царские слова были восприняты, естественно, как не подлежащий обсуждению приказ, и дело пересмотрели. Участок земли с церковью и двумя домами для причта был пожертвован владельцами имения, а постройки были выкуплены епархиальным ведомством.
Русско-финский храм в Волгово просуществовал до 1936 года, когда был арестован священник. В течение трех лет службы в церкви не проводились, а в 1939 году вышло официальное постановление о ее закрытии. Во время немецкой оккупации приход действовал, а поскольку немцы использовали храм в Волгово в качестве склада, то службы приводились в церковно-приходской школе в деревне Ожогино. Их вел иеромонах Тихон (Василий Никандрович Зорин).
После войны церковь продолжала использоваться как клуб. Здание разделили перекрытием на два этажа: на первом этаже находились библиотека и кинозал, а на втором устроили общежитие для студентов, которых привозили на сезонные полевые работы. В начале 1990 годов сельский клуб закрыли, а потом церковь подверглась разграблению. Лишенная окон и дверей церковь начала разрушаться. Стали обваливаться кирпичи, частично повредилась кровля купола...
Надежда забрезжила в середине 1990 годов, когда храм был передан петербургской епархии. В 2000 году началась деятельность по возрождению прихода. Как это всегда бывает в России, заслуга принадлежала энтузиастам-подвижникам.
Инициативную группу возглавил историк-краевед Юрий Петров, житель соседней деревни Торосово, который стал первым церковным старостой возрождающегося прихода в Волгово. В группу вошли Софья Канаева - архитектор, специализирующийся на восстановлении и реставрации памятников (она взяла на себя право быть общественным архитектором), ее супруг - инженер Петр Калинин, а также местные жители и дачники, отдыхающие летом в Волгово и окрестных деревнях. Приход в Волгово был зарегистрирован в 2002 году, причем среди его учредителей было немало финнов, крестившихся в этой церкви еще до войны.
26 мая 2002 года у стен пока невосстановленной Ириновской церкви прошел первый, после ее закрытия в 1939 году, русско-финский молебен. Народу собралось очень много - не только из Волгово, но и из всех окрестных деревень. Службу вели благочинный Гатчинского и Волосовского округа настоятель храма св. Петра и Павла протоиерей отец Владимир (Феер) и священник православного храма Германа Аляскинского из города Эспоо в Финляндии (побратима Гатчины) отец Петр (Хакконен). В богослужении участвовали два детских церковных хора - из Гатчины и Эспоо.
Возрождение прихода началось с восстановления старинной часовни, которая в советское время использовалась в качестве молокоприемного пункта, а в последнее десятилетие пустовала.

Восстанавливали часовню всем миром. По окрестным селам инициативной группой собирались пожертвования. А некоторые совершенно безвозмездно предлагали свою рабочую силу. Например, часть работ была произведена бесплатно каменщиком из деревни Клопицы.

Надо отметить, что все строительные работы проводились по согласованию с областным ГИОПом. Любопытно, что первую икону подарили в возрождаемую часовню американцы, которые уже несколько лет ведут фермерское хозяйство в соседнем селе Муратово. Они приняли также участие и в строительных работах по часовне. Освящение часовни состоится 18 мая 2004 года, в день святой великомученицы Ирины.
Одновременно с восстановлением часовни начались работы и в храме. Здесь уже расчищены завалы и вынесен мусор. Несколько лет на этих работах безвозмездно трудились местные жители и ребята из детского дома в деревне Торосово. Таким образом, храм сегодня подготовлен к строительно-восстановительным работам. Есть уже предварительное согласование с ГИОПом. По мнению специалистов, церковь представляет большой интерес как "памятник провинциальной архитектуры зрелого классицизма" и является редко сохранившимся примером усадебных домовых церквей начала XIX века на территории Северо-Запада России.
В день нашего посещения церковь была закрыта, и нам не удалось попасть вовнутрь. Мужичок, проживающий поблизости, поведал, что службы проходят, но редко. Да и вся территория выглядела неухоженной.

Видно энтузиастов, готовых восстанавливать святыню становится все меньше и меньше. А жаль! Ведь если бы каждая Ирина нашего города (про страну даже боюсь заикаться) помогла по мере сил восстановлению этой церкви, то приход возродился бы во всей красе и с новой мощью молитвенной силы.
Сайт храма Святой Великомученицы Ирины: http://www.irina-hram.ru/

На радостях, что наконец открылся для посетителей храм св. Ирины, в последний день посещения Стамбула, побежал туда и нащелкал много-много фото, хотелось завпечатлеть детали и мелочи. Но к сожалению не так много сохранилось деталей и мелочей - практически все внутри уничтожено, видимо еще в стародавние времена.

В начале этой записи перепечатываю наверное лучшее, что написано о ц. св. Ирины - из книги R. Janin, Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. Les églises et les monastères, Paris, 1969, (Géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin) p. 103-106. Перевод с французского Т. А. Сениной, 2008 г. Потом еще посмотрю у Иванова, под рукой теперь нету и что-нибудь добавлю.


А пока фото с небольшими пояснениями. Прошу прощения за эмоциональность первого фоторепортажа - я много много лет мечтал попасть в этот храм, пытался договариваться с охранниками, но, видимо, не настолько был убедителен...

История.
Хронисты и патриографы обычно приписывают ее постройку Константину. Об этом говорит уже Сократ, наиболее близкий к событию автор, который уточняет, что император дал ей имя Мира (Eἰρήνη ). Однако этот историк в другом месте намекает, что храм существовал до этого государя; согласно ему, она была маленькой; император ее расширил и украсил. Одно из житий Павла Исповедника, частично воспроизведенное Фотием в его Библиотеке, говорит, что храм был расширен Констанцием. Возможно, что церковь была соборной во время строительства Святой Софии. Святой епископ Александр молился там о торжестве православия в то время, когда Арий должен был официально принят в Святой Софии и внезапно умер (в 336 г.?). Именно там был рукоположен в епископа Константинопольского преемник святого Александра святой Павел Исповедник (осенью 337 г.). Храм Святой Ирины играл ведущую роль вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, как уточняет Сократ.

Согласно Житию святого Стефана Нового, в Святой Ирине состоялся первый вселенский Константинопольский собор в 381 г. ... Διήγησις или Рассказ о постройке Святой Софии утверждает, что в 381 г. ариане бросили огонь на крышу Святой Софии, и что епископ Нектарий перенес свою епископию в Святую Ирину; восстановительные работы были сделаны только двумя годами позже. Как бы ни обстояло дело с этим пожаром, святой Иоанн Златоуст произнес в Святой Ирине в 398 г. проповедь о пении псалмов. Церковь, вероятно, служила в качестве соборной еще в течение около десятка лет в начале V века, после пожара Святой Софии в сентябре 404 г., во время второго изгнания святого Иоанна Златоуста, до своего окончательного восстановления в 415 г. Согласно одной легенде, во время сильных землетрясений при Феодосии II и епископе Прокле (434-446 гг.) некий ребенок был внезапно поднят на воздух и услышал ангелов, певших Трисвятое; он спустился обратно без всякого вреда, рассказал о том, что услышал, и тут же умер; его похоронили в Святой Ирине. В январе 438 г. мощи святого Иоанна Златоуста, принесенные из Малой Азии, были сначала положены в Святой Ирине, перед тем как быть перенесенными в храм Святых Апостолов.

Патриографы утверждают, что узурпатор Василиск, низложенный Зеноном, укрылся в Святой Ирине со своей женой и детьми (в сентябре 477 г.). Однако Пасхальная Хроника сообщает, что это было в крестильне Святой Софии. Церковь стала жертвой пламени во время восстание Ника (в январе 532 г.). Юстиниан вновь отстроил ее, достаточно обширную, чтобы Прокопий мог сказать, что в Константинополе не было таких же больших церквей, за исключением Святой Софии. В декабре 564 г. новый пожар, опустошивший квартал, разрушил атриум и часть нартекса Святой Ирины. Она снова была восстановлена. Vita s. Gregorii Agrigentini утверждает, что там в 588 г. состоялся собор. Далее в течение более полутора столетий ни один документ не упоминает о святилище. 26 октября 738 г. оно было серьезно повреждено сильным землетрясением, опустошившим Фракию. Невозможно сказать с уверенностью, когда храм был восстановлен, но это должно было произойти не при Льве III, как это обычно утверждают. Этот государь умер 18 июня 740 г. и, по-видимому, должен был восстанавливать, в первую очередь, стены Города, которым был нанесен значительный ущерб. Вероятно, храм Святой Ирины был вновь отстроен при его сыне Константине V (740-775). В 859 г. патриарх Игнатий провел там собор, который произнес низложение на его соперника Фотия.

Мы не находим больше никаких следов Святой Ирины в византийских документах позднее Х века, кроме сочинений патриографов. Однако Пахимер упоминает, что в 1283 г. там был рукоположен Герман, назначенный митрополитом Ираклии Фракийской. Русские паломники говорят о храме лишь походя, не придавая ему значения. Можно сказать с достаточной уверенностью, что в церкви совершались богослужения до самого взятия Константинополя в 1453 г. Патриографы называют ее πατριαρχεῖον — вероятно, потому, что патриарх служил там, когда не было больших церемоний, проводившихся в Святой Софии или в других храмах, так что можно считать Святую Ирину как бы патриаршей часовней. Писатели называют ее τὴν παλαιάν , τὴν ἀρχαίαν (древняя), чтобы отличать ее от той, которая была построена в Пераме Маркианом в V веке, а также τὴν παλαιὰν καὶ νέαν — может быть, после ее восстановления в VIII веке.

Церемонии.
В храме Святой Ирины отмечалось несколько особых празднеств. 23 января праздновалась память святого Климента, священномученика Анкирского, и его сострадальца Агафангела. Освящение храма праздновалось 27 или 28 апреля, согласно синаксарям. В Великую Пятницу патриарх произносил там огласительное поучение, и патрикии должны были собираться туда к концу этого наставления. Когда праздник Благовещения выпадал на Великую Паятницу, патриарх совершал там литургию. В ту же Великую Пятницу Святое Копие приносилось из императорского Дворца и полагалось на престол Святой Ирины, куда патриарх приходил поклониться ему и покадить его, после чего его возвращали во Дворец. Наконец, во время процессии, когда читался томос или декрет единения 920 г., положивший конец спору о четверобрачии, император и патриарх отправлялись в храм Святой Ирины, где совершалось богослужение.

Храм Святой Ирины никогда не превращали в мечеть — вероятно, потому, что он находился в ограде Сераля. Поскольку храм находился рядом с казармой янычаров, он в течение нескольких столетий служил оружейным складом. С 1846 по 1874 г. в нем находился Музей древностей, затем он стал Военным музеем. В 1946 г. ее освободили от всех коллекций, чтобы можно было провести археологические исследования, которые были очень продуктивными.

Здание.
В целом этот памятник, в том виде, как он сохранился на сегодняшний день, относится к эпохе Юстиниана. Это купольная базилика, что-то вроде перехода между потолочной базиликой и византийским крестовым храмом, увенчанным одним или несколькими куполами. Собственно здание имеет длину 57.50 м снаружи и 46.25 м внутри. Неф шириной 18 м насчитывает 40 м до апсиды. Боковые нефы, отделенные от центрального двойным рядом колонн и четырьмя мощными опорами, имеют ширину 5 метров.

Атриум, находящийся перед нартексом, был сильно перестроен турками. В целом он относится к VIII веку. Он имеет форму параллелепипеда размером от 45-ти и 41.25 м на 33.75 м. Внутренняя галерея целиком турецкая; турецкие также и постройки, окружающие входную дверь на севере и окаймляющие апсиду снаружи.

Церковь увенчана двумя куполами. Один, чей внутренний диаметр составляет 16 метров, полукруглый, покоится на четырех мощных опорах и покрывает бo"льшую часть нефа; другой, низкий, эллиптической формы, находится между первым и нартексом. Нартекс увенчан тремя сводами. Полукруглая апсида имеет по своей окружности проход, который позволял переходить из одного конца в другой, не пересекая алтарь. Полагают, что он восходит к VIII в.

На капителях находятся монограммы Юстиниана или Феодоры. Вся резьба относится к эпохи этого василевса. Мозаики проявляются тут и там, более или менее поврежденные или покрытые живописью. Особенно хорошо они видны на триумфальной арке и в куполе апсиды. В последней возвышается большой крест, стоящий на пьедестале из четырех ступенек. В арке есть две мозаичных надписи, обе VI века, поскольку они имеют те же характерные черты, что и надписи в храме Святых Сергия и Вакха. Нижняя надпись взята из псалма 64, 5 след.: Δευτ᾿ εἰσόμεθα ἐν τοῖς ἀγαθοῖς τοῦ οἴκου σου· ἅγιος ὁ ναός σου , θαυμαστὸς ἐν δικαιοσύνῃ , ἐπάκουσον ἡμῶν ὁ Θ < εὸ > ς ὁ σ < ωτ > ὴρἡμῶν , ἡ ἐλπὶς πάντων τῶν περάτων τῆς γῆς καὶ τῶν ἐν θαλάσσῃ μακράν . Верхняя надпись изложена следующим образом: ( Ὁ ο ) ἰκοδομῶν εἰς τ ( ὸν οἶκόν σου καὶ ) ἀνάβασιν αὐτοῦ , καὶ τὴν ἐπαγγελίαν ( τοῦ ἁγίου πνεύματος εἰς ὑμᾶς ἠλπίσαμε ν εἰς τὸ ὄ ) νομα α ( ὐτοῦ ) . В помещении, находящемся в конце правой галереи на стене видна фреска, представляющая двух святых, чьи лики изуродованы.

Рядом с храмом в VI веке существовали два ἀσκητήρια , что-то вроде обителей для монахинь, одной из обязанностей которых было петь на похоронах, согласно 59-й новелле Юстиниана. Обители сгорели при пожаре в декабре 564 г.»


Здесь касса и вход с северной стороны храма

северный неф


главный купол - сейчас не могу сказать что значат эти рисунки, может быть кто-то подскажет? Издалека не видно - мозаика или живопись, но парусе видна большая шестиконечная звезда - этих звезд почти не видно, я даже не обратил внимания, только разбирая фото и увидев более раннюю фотографию из Энциклопедии Британника заострил внимание на эти звезды.


Britannica


северная стена храма


алтарная апсида с "иконоборческим крестом", интересно не в этом ли храме Константин Копроним велел вместо иконы на стене написать портрет своего любимого гонщика?


колонны и вся оставшаяся каменная резьба сохранилась со времен Юстиниана, обратите внимание на потолок - видны следы росписей, дальше будут еще фото с фрагментами проступающей древней росписи.


южный неф


западная часть юж. нефа


капитель колонны.


внутренний нартекс, видны остатки мозаик


вид из нартекса в северный неф, виден пандус ведущий к нынешнему входу-выходу из храма


вход на хоры, на которые меня не пустили, несмотря на уговоры - forbidden! конструкции недавние, это оборудование концертного зала, в храме давно проводится музыкальный стамбульский фестиваль.


вид из нартекса в сторону алтаря.


вид из храма в сторону главного входа из нартекса


первая колонна северного нефа


западные хоры, наверное как и в св. Софии место дома императрицы - обратите внимание на сохранившийся мраморный парапет, похожие есть и в Софии


юго-западная часть


лестница, ведущая на хоры


пол видимо не древний, но немогу сказать какого времени (помогайте специалисты), практически везде и наверное давно-давно ободрана облицовка стен, только в одном месте частично сохранилось что-то, см. ниже


остатки мраморной облицовки низа стен, вполне аутетнтичные


каринизы тоже наверное оригинальные


основание колонны


капитель и малый купол


кладка


восточная часть северного нефа


остатки мозаик в нартексе


внешний двор храма, туда не пускают, по описаниям при турках перестраивался


еще остатки мозаик в нартексе


балкон


еще мозаики - в западных полукружьях нартекса


кладка - сине-зеленые остатки штукатурки (?)


кладка свода


дверь в западной стороне юж. нефа, карниз возможно старинный, не уверен, что изначальный


вот что осталось от росписей в южном нефе - в других частях храма больше нет следов


стена


малый купол


еще лестница - с южной стороны


северный ряд колонн


еще раз главный купол


несговорчивый охранник


еще раз главный вход в храм (с западной стороны)


не было с собой широкоугольника, снимал на мыльницу, поэтому не видно большого объема храма

кладка в нартексе


свод над внутренней папертью храма

вид от современного входа в сторону нартекса


наружные фото: кладка карнизов

раскопанные части древних фундаментов


по Иванову между св. Ириной и Софией располагался один из самых известных госпиталей КПля, в основном там бесплатно лечили бедных и бездомных, причем уровень был таков, что некоторые вельможи старались попасть в эту больницу


ни внешних, ни внутренних украшений не осталось, но храм все равно прекрасен и величественен, в самом лучшем смысле


южная стена


а вот еще сохранившийся знак креста на пилястре

Твой мир даждь нам, Едине Человеколюбче!

Одной из самых древних сохранившихся считается Церковь Святой Ирины. Ее строительство, согласно оценкам историков, посвящалось «Святому миру». Туристы, приезжающие осматривать Дворец Топкапы в Стамбуле, обязательно оказываются у ворот этой старинной церкви, расположенной в районе Султанахмет, который считается историческим центром . Церковь Святой Ирины имеет несколько названий, самыми распространенными являются – «Церковь Святого Мира» и «Айя-Ирина» (Aya İrine) — турецкий вариант Святой Ирины.

Церковь Святой Ирины в Стамбуле

Дизайн церкви представляет собой форму креста, внутренние убранства базилики украшены оригинальной мозаикой. В центре главного зала находится саркофаг с останками . Этот император заставил своих подданных принять обряд христианства, не пожалев огромных по тем временам средств, чтобы возвести удивительно красивый храм Святого Мира. Даже на фоне многочисленных Церковь Святой Ирины, с ее относительно небольшими размерами, является уникальным памятником древности.

Святая Ирина или Святая София — какая церковь старше?

Церковь Святой Ирины в Стамбуле, опять же, по мнению компетентных историков, гораздо древнее –пожалуй, основной гордости Турции. Однако эти два храма, как две сестры, заботливо окружают Султанский дворец Топкапы с двух сторон, находясь в нескольких десятках метрах друг от друга. Считается, что Айя-Ирина была построена на руинах более древнего храма Афродиты по приказу императора Константина в начале IV века. До постройки Святой Софии, именно храм Святой Ирины в Константинополе являлся главным храмовым комплексом города, здесь размещалась главная резиденция Константинопольской патриархии (которая сейчас находится в ).

Здесь же постоянно проводились самые важные форумы и даже заседание Второго Вселенского Собора (Первого Константинопольского) в 381 году. На заседании Собора под руководством императора Феодосия I окончательно утвердили главы апостольского учения о таинствах происхождения Святого Духа от Отца, тем самым подтвердив равенство Святого Духа с божествами Святой Троицы.

Базилика Святой Ирины, как «Феникс из пепла», несколько раз возрождалась и отстраивалась после разрушений и пожаров. Первый раз церковь была специально подожжена во время религиозных разногласий, вошедших в историю под названием «Восстание Ника». Ее возрождением в былом величии занимался император Юстиниан в 532 году. Второй раз церковь была разрушена силами природы, из-за сильного землетрясения в 740 году. К сожалению, большая часть прекрасных фигурных мозаик была безвозвратно потеряна для потомков.

В современном интерьере нынешней церкви Святой Ирины сохранилась лишь часть мозаик. Но в этой стамбульской базилике, единственной в городе, сохранился атриум со времен императора Константина – высокий проход при главном входе в храм.

Святая Ирина в Стамбуле. Из христианского храма в мечеть, затем в храм искусства…

С 1453 года Церковь Святой Ирины в Константинополе использовалась османами в качестве мечети. Нужно отметить, что при Османской Империи такой участи подверглись все церкви города, которые переоборудовали в мечети. Если быть точными до конца, то следует упомянуть, что некоторые историки опровергают факт использования Церкви Святой Ирины в качестве османской мечети. Эта часть ученых умов считает, что захватчики города использовали храмовый комплекс для хранения оружейных запасов. В 1869 году Церковь Святая Ирина была передана в пользование .

В церкви Святой Ирины в Стамбуле часто проводятся концерты симфонической музыки, так как там поразительная акустика!

Позже в стенах базилики располагался Императорский музей и Военный музей. В настоящее время старинное здание является не просто украшением города, а служит настоящим Храмом Искусства. Здесь находится концертный зал, где проводятся музыкальные фестивали международного уровня, благодаря отличной акустике во внутренних залах базилики. Туристы отмечают, что даже шепот в залах храма слышен повсюду, поэтому экскурсоводы просят вести себя тише при осмотре этой достопримечательности.

Храм Айя-Ирина – старинная церковь-кладбище

Храм Святой Ирины в Стамбуле часто называют церковью-кладбищем, так как история этого памятника старины неразрывно связана с бедствиями, происходящими в городе на протяжении многих веков. Например, жители Константинополя в 346 году пережили массовые столкновения из-за религиозных разногласий. В этот момент истории в городе погибло несколько тысяч человек. Почти все они были похоронены на кладбище за Церковью Айя-Ирина.

Раскопки возле храма Святой Ирины в Стамбуле. Фото Sinan Dogan

Спустя почти двести лет (в 532 году) в городе произошла трагедия, которая вошла в учебники истории под названием «Восстание Ника». В дальнейшем жители города погибали массово во время эпохи иконоборчества, во время нападения арабов, а потом и хазаров. Природные катаклизмы также служили причиной массовой гибели жителей города. Поэтому Храм Айя-Ирина не зря называют церковью-кладбищем, под ее стенами хранится много останков людей. Как такового кладбища на территории церкви нет, но потомки помнят о защитниках города и веры, чьи кости покоятся под стенами старинного храма.

Церковь Святой Ирины — современный вид

В наши дни туристы могут увидеть Храм Святой Ирины в несколько измененном виде, в отличии от того дизайна, которую церковь имела во времена своей первоначальной постройки. Базилика представляет собой двухкупольное сооружение, опирающееся на огромные кирпичные столбы-опоры. Складывается впечатление, что эти столбы служат подпорками древней церкви, помогают ей не разрушиться под тяжестью массивных куполов. Для проведения литургии в центральном помещении церкви оборудован алтарный выступ с пятью рядами сидений для представителей духовенства. Самая главная реликвия церкви, мозаичный крест, украшает свод этого полукруглого аспида (алтарного выступа).

Копия церкви Святой Ирины в парке Миниатюрк в Стамбуле

Задняя часть церкви переходит во внутренний дворик, в помещениях которого хранятся саркофаги византийских императоров, выполненные из порфира. Последняя реставрация здания храма проводилась в 2010 году. В известном находится мини копия церкви Святой Ирины.

Как добраться до достопримечательности «Храм Святой Ирины» в Стамбуле?

Туристам следует взять на заметку то обстоятельство, что жители города очень трепетно относятся к своим святыням. Если вы совершаете прогулки по городу самостоятельно, без сопровождения экскурсовода, то постарайтесь правильно называть памятники и храмы. Если вы спросите, где находится Храм Святой Ирины в Стамбуле, то вас обязательно поправят, что это церковь, а наименование «храм» лишь номинально-привычное. Находится Церковь Святой Ирины на территории дворцового комплекса Топкапы, нужно пройти через главные ворота и попасть во внутренний двор (первый двор дворца).

Вы можете найти церковь Святой Ирины на нашей .

Церковь Святой Ирины в Стамбуле на рубеже 19-20 веков

Святая Ирина в Стамбуле режим работы

Ранее, вход в церковь Святой Ирины осуществлялся только организованными группами по предварительному согласованию с руководством музея Топкапы, но в 2014 году было объявлено о новых правилах посещения.

Теперь время посещения церкви варьируется от 9:00 утра до 17:00 вечера, за исключением выходного дня во вторник. Церковь закрыта для свободного посещения и во время проведения международных мероприятий, тогда вход осуществляется по пригласительным билетам. В обычные дни осмотреть Церковь Святой Ирины в посетителям можно всего за 20 турецких лир.

Кстати, рядом с этой стамбульской достопримечательностью находится несколько отелей с разным уровнем цен. Например, такие неподалеку расположенные отели, как «Anadolu» и «Blu Istanbul» предлагают своим постояльцам удобные номера с террасами, с которых открывается живописный вид на окрестности – соборы Святой Софии и Святой Ирины, парки, дворцы.

Забронировать эти и другие отели Стамбула по выгодным ценам не покидая нашего сайта вы можете в разделе « «.

Церковь Святой Ирины

Если пройти от храма Святой Софии к северу, то в ограде старого султанского дворца Топкапы - на холме, где когда-то был заложен город Византии, можно увидеть церковь Святой Ирины - святыню православного мира и одну из древнейших в Константинополе. В первоначальном своем виде она была построена на месте храма Афродиты императором Константином Великим, который посвятил ее Божественному миру. Расширенная и украшенная церковь Святой Ирины впоследствии была объединена с первой Святой Софией, построенной в ее внутреннем нарфике при Констанции II.

В таком виде церковь Святой Ирины простояла более 200 лет. Во время восстания Ника она сгорела вместе с храмом Святой Софии, но при императоре Юстиниане была заново выстроена уже в новых архитектурных формах. Базилика времен императора Константина превратилась в купольный храм, возведенный на старом основании.

На 38-м году правления императора Юстиниана церковь пострадала от пожара, но была восстановлена и простояла целой и невредимой до правления императора-иконоборца Льва Исавра. При нем храм сильно пострадал от случившегося 26 октября 740 г. землетрясения, но впоследствии был отреставрирован.

Церковь Святой Ирины увенчивал купол, покоившийся на высоком барабане, в котором было проделано двадцать окон. Внутри церковь разделена на три корабля-нефа: гладкие стены центрального нефа заканчиваются двумя полукруглыми арками с тремя рядами окон.

Колонны и карнизы церкви сделаны из белого мрамора. Стройные колонны возведены в два ряда; верхний ряд по своему устройству напоминал форму креста. Внутреннее убранство храма выглядит очень просто, лишь кое-где на своде сохранилась мозаика.

С самого своего основания и до царствования последнего византийского императора храм Святой Ирины был патриаршей церковью, но не имел своего клира, и богослужения в нем совершал клир храма Святой Софии. Но хотя храм Святой Ирины был патриаршим и находился неподалеку от Святой Софии, торжественные церковные праздники проходили в нем сравнительно редко. Крестные ходы в него и от него тоже не упоминаются ни в церковных, ни в придворных уставах - кроме одного, который был установлен в память воссоединения церковных партий и прекращения раскола, возникшего по поводу четвертого брака императора Льва VI Мудрого. В память примирения сторонников патриархов Николая Мистика и Евфимия и было установлено совершать крестный ход из Святой Софии в храм Святой Ирины. Но так как событие это (примирение церковных партий. - Н.И.) имело временный характер и не оказало продолжительного влияния на дальнейшие судьбы Константинопольской Церкви и государства, то празднование его продолжалось недолго - пока были живы заинтересованный в этом император Константин VII Багрянородный, родившийся в четвертом браке императора Льва VI, и участники раскола. С течением времени события эти изгладились из памяти, и крестный ход в храм Святой Ирины исчез из церковной и придворной практики.

После турецкого завоевания церковь Святой Ирины не была превращена в мечеть, как это случилось с другими христианскими храмами. Сначала в ней разместился арсенал, а потом Музей старинного оружия, которое было развешано по стенам, колоннам и галереям до самого купола. В число его экспонатов входило много древностей - осадные машины времен крестоносцев, кольчуги, латы, щиты, мечи и пр. По рассказам, среди старинного оружия, хранящегося в Музее, были мечи султана Мехмеда II и албанского героя Скендер-бея, поручни Тамерлана, ключи от всех городов, завоеванных Османской империей. Кроме оружия на дворе и в окружавших его галереях хранились памятники античного и христианского искусства, найденные во время археологических раскопок и в самом Константинополе, и в других местах Османской империи. В коллекцию входили также колокол храма Святой Софии и знаменитая железная цепь, которая при византийских императорах и генуэзцах перепоясывала Босфор и пропускала корабли только после уплаты ими таможенной пошлины.

Традиция коллекционирования и собирания предметов искусства берет свое начало в Турции со времен правления султана Мехмеда Завоевателя. Сначала султан начал собирать во двор своей мечети саркофаги византийских императоров. Потом собрание их пополнилось византийскими колоннами и капителями колонн с площади султана Ахмеда. Эти произведения составили ядро первой коллекции, а потом традиция, заложенная султаном Мехмедом II, была продолжена следующим образом: в узелки из шелковой ткани были собраны различные одеяния и костюмы правителей - с их младенческих лет и до зрелого возраста. Впоследствии к ним присоединились вещи, привезенные из различных районов империи, и хранилось все это в церкви Святой Ирины.

Впоследствии, когда в султанском дворце Топкапы была устроена Оружейная палата, а в Бейоглу открыли Военный музей, в них из церкви Святой Ирины перенесли немало ценных византийских и османских реликвий. На церковном дворе остался лишь постамент бронзовой статуи, на котором были четыре изображения победителя, увенчанного на скачках, - знаменитого наездника Порфирия.

Впоследствии на дворе церкви Святой Ирины разместились обломки больших монументов, а также целые памятники, не нашедшие места в залах Оттоманского музея. Среди них - огромная голова медузы Горгоны из белого мрамора, найденная на форуме Константина; обломок порфирового обелиска, база порфировой колонны и серебряная статуя императрицы Евдокии (супруги императора Феодосия II). В настоящее время перед церковью осталось много старинных пушек, захваченных турками в сражениях. Кроме того, в церковном дворе можно увидеть несколько мраморных гробниц византийских императоров, которые перенесли из склепа храма Святых Апостолов. До разграбления Константинополя крестоносцами в этих саркофагах покоились останки Константина Великого, Юлиана, Феодосия Великого, Аркадия IV и других императоров Византии. В настоящее время саркофаги эти не имеют никаких украшений, кроме одного-двух византийских крестов и монограммы императоров.

От случившегося 28 июня 1894 г. землетрясения купол и стены церкви значительно потрескались. Почти на каждом окне в куполе была трещина, которая шла до самого основания барабана. Во многих местах отвалились штукатурка и некоторые декоративные украшения, слабее других державшиеся на здании.

За почти 17 веков своего существования церковь Святой Ирины глубоко вросла в землю, но с двух сторон церковное здание раскопано до фундамента - на глубину около 4 м. Одно время к этому памятнику мировой истории буднично, совсем по-домашнему лепились какие-то простенькие строения, какой-то частный двор с кирпичным заборчиком и кособокими воротами, какая-то деревянная хибарка с верандой… А в свое время в церкви Святой Ирины хранились останки святого Иоанна Златоуста - архиепископа Константинопольского.

Святитель Иоанн Златоуст, великий Вселенский учитель и иерарх Церкви, скончался в 407 г. в г. Команы на пути к месту ссылки, осужденный по проискам императрицы Евдоксии за смелое обличение пороков, царивших в Константинополе. Святой Иоанн Златоуст пользовался горячей любовью и глубоким уважением народа, и скорбь о его безвременной кончине глубоко затронула сердца христиан. Архиепископ Константинопольский Прокл (ученик святого Иоанна) побудил народ просить императора, чтобы мощи святого Иоанна были перенесены в столицу. Император согласился, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император не понял свою ошибку и не прислал святому Иоанну послание, в котором смиренно просил прошения за себя и свою мать Евдоксию.

Послание зачитали у гроба святителя, и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Перенесение честных мощей Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь совершилось через 30 лет после смерти святителя - при императоре Феодосии П. Рака с мощами была поставлена в церкви Святой Ирины. Архиепископ Прокл открыл гроб святого Иоанна, и все увидели, что останки Иоанна Златоуста сохранились нетленными. Император, припав к гробу, со слезами просил прощения. Народ весь день и всю ночь не отходил от раки, которую наутро перенесли в церковь Святых Апостолов. Народ взывал: «Приими престол твой, отче!». Тогда архиепископ Прокл и клирики, стоявшие у раки увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: «Мир всем».

Из книги Царь славян. автора

6. Царь Чёрный Харапин строит небывалый дворец вместо сожжённого Царь Мануил Комнин строит великолепный храм Святой Ирины вместо сгоревшего В болгарских песнях рассказывается следующая история о Чёрном Харапине. Бог прогневался и бросил лютый гром на дворец Чёрного

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

3.12. Храм Святой Ирины в Царь-Граде Князя Дира якобы похоронили у храма Святой Ирины: «А Дирева могила за святою Ириною» , т. 9, с. 15. Здесь стоит напомнить, что в самом центре Царь-Града, в пределах старого султанского дворца Топкапи, действительно расположен древний храм

Из книги Куликовская битва и рождение Московской Руси автора Широкорад Александр Борисович

Глава 15 СВЯТОЙ ДМИТРИЙ, СВЯТОЙ ОЛЕГ И БЕЗБОЖНЫЙ МАМАЙ Как уже говорилось, краткие сведения о Куликовской битве вошли в летописи ряда удельных княжеств, а также Новгородской и Псковской республик. Списки погибших в бою князей, воевод и бояр зафиксировали поминальные

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

3.12. Храм святой Ирины в Царь-Граде Князя Дира якобы похоронили у храма Святой Ирины: «А Дирева могила за святою Ириною» , т. 9, с. 15. Здесь стоит напомнить, что в самом центре Царь-Града, в пределах старого султанского дворца Топкапи, действительно расположен древний храм

автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

4. Храм святой Ирины Сегодня совсем рядом с Большой Софией стоит БОЛЕЕ ДРЕВНИЙ ХРИСТИАНСКИЙ храм Святой Ирины, рис. 1.13. Считается, что «до постройки Айя Софии церковь Св. Ирины была городским ПАТРИАРШИМ СОБОРОМ» , с. 58. Считается, что ее построил Константин Великий якобы

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

15. Храм святой Ирины - один из первых храмов-базилик апостольского христианства, сменивших прежние храмы-цирки родового христианства Сегодня все мы хорошо знаем, что алтари христианских церквей направлены на восток. Надо сказать, что для многих старых храмов это

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

6. ЦАРЬ ЧЕРНЫЙ ХАРАПИН СТРОИТ НЕБЫВАЛЫЙ ДВОРЕЦ ВМЕСТО СОЖЖЕННОГО. ЦАРЬ МАНУИЛ КОМНИН СТРОИТ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ХРАМ СВЯТОЙ ИРИНЫ ВМЕСТО СГОРЕВШЕГО В болгарских песнях рассказывается следующая история о Черном Харапине. Бог прогневался и бросил лютый гром на дворец Черного

Из книги Невский проспект. Дом за домом автора Кирикова Людмила Александровна

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

ЦЕРКОВЬ СВЯТОЙ ЭНГРАСИИ - НАЦИОНАЛЬНЫЙ КАПИТОЛИЙ Это уникальное величественное здание в стиле португальского барокко начало строиться в XVI веке. Но строилось оно еще столетия, изменяясь и тем не менее не теряя гармоничности. В XVIII, а затем вплоть до XX века храм все еще

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

8. Храм Святой Ирины и самый старый план Царь-Града Сегодня совсем рядом с Большой Софией стоит более древний христианский храм Святой Ирины, рис. 4.15. Считается, что «до постройки Айя Софии церковь Св. Ирины была городским патриаршим собором» , с. 58. Думают, что ее

Из книги Ватикан [Зодиак Астрономии. Стамбул и Ватикан. Китайские гороскопы] автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) в Риме, капелла Киджи и зодиак МР Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) на Тополиной площади (пьяцца дель Пополо) в Риме принадлежит к числу наиболее известных средневековых римских церквей, рис,

Из книги Люди Греческой Церкви [Истории. Судьбы. Традиции] автора Тишкун Сергий

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Ирины ветровейницы На Ирину (Ярину, Орину) – 1 октября по новому календарю – заговаривали ветры, чтобы они не приносили болезни и напасти. В это время улетали журавли; просили птиц, чтобы они возвращались с

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна